Манасоведение реферат. манасоведение. Как происходит процесс создания героического эпоса Есть ли у него
Скачать 23.94 Kb.
|
Как происходит процесс создания героического эпоса? Есть ли у него автор? В отличие от литературных эпических сочинений, у которых всегда есть единоличный автор, героический эпос не создают творческие индивидуальности. Здесь процесс создания произведения носит особый коллективный характер. Коллективная работа становится возможной благодаря традиционной передаче произведения. При таком процессе создания произведения люди, принявшие участие в коллективной работе над одним и тем же произведением, могут и не знать друг друга. Известный российский фольклорист В.П. Аникин писал: «В фольклоре распространено такое совместное творчество многих лиц, когда никто исключительно не может считаться «автором». Коллективное творчество осуществляется благодаря длительной традиционной передаче устных произведений из поколения в поколение. Речь по существу идет о такой коллективной работе, когда внуки продолжали и завершали творчество дедов». В эпосе «Манас» можно выделить традиционную композицию, традиционный сюжет, традиционную поэтику. Наблюдение над строением эпоса «Манас» показывает, что центром его служит образ главного героя, который и объединяет все остальные действующие лица. Сюжет эпоса «Манас» строится в традиционном для эпоса тюркоязычных народов плане эпической биографии богатыря с характерными для нее эпизодами, сюжетами и мотивами. В отличие от эпических циклов большинства других народов, в которых эпический монарх (Карл Великий, Владимир Красное Солнышко, Джангар и др.) хотя и служит идеальным центром, вокруг которого объединяются богатыри, обычно не играет активной роли в развитии отдельных сюжетных линий. В «Манасе» же все события разворачиваются вокруг главного героя или имеют непосредственное к нему отношение. Академик В.М. Жирмунский, углубленно изучавший кыргызский эпос, писал в связи с этим: «Напротив, в «Манасе» все разнообразное и богатое содержание огромной эпопеи вмещается в широкие рамки эпической биографии легендарного властителя Манаса, биографии, которая начинается его рождением и кончается его смертью, включает его походы против врагов киргизского народа, женитьбу, распри с непокорными и коварными родичами и мятежными вассалами и получает продолжение, по принципу генеалогической циклизации, в такой же эпической биографии его сына и наследника Семетея и внука Сейтека». Образ главного героя выполняет в эпосе важную композиционную роль – служит центром, вокруг которого группируются все прочие действующие лица. В различных вариантах эпоса эти сюжетные линии строятся не обязательно в указанном порядке, но основное сюжетно-тематическое ядро, безусловно, сохраняется. В любом из многочисленных вариантов эпоса «Манас» указанные сюжетные линии получают почти одинаковое развитие, что говорит о том, что в процессе многовековой передачи эпоса от поколения к поколению они прошли «редакцию» широких народных масс и прочно закрепились в эпической традиции. Вышеуказанные эпизоды нашли свое отражение в вариантах таких крупных сказителей как: Сагымбая Орозбакова, Саякбая Каралаева, Молдобасана Мусулманкулова, Тоголока Молдо, Багыша Сазанова. Детальную разработку в эпосе «Манас» получает и структура описания отдельных эпизодов и сцен. Так в «Манасе» обширное место занимают батальные эпизоды, получившие развернутые описания. На протяжении многих веков многими поколениями сказителей были выработаны общие принципы изображения богатырской битвы. А. Сыдыков, изучивший композицию описания героических походов в вариантах С. Орозбакова и С. Каралаева отмечал, что общим для сказителей является, прежде всего, сама структура описания боевого похода, которая включает в себя следующие традиционные части: 1. Мотивы похода. 2. Подготовка к походу. 3. Выступление войск. 4. Противнику становится известно о предстоящем походе. 5. Завязка боя. Богатырские поединки. 6. Всеобщий бой. 7. Заключительная часть боя. Композиция описания богатырской битвы в различных вариантах «Манаса» представляет собой явление устойчивое и традиционное. Аналогичная структура описания боевых походов встречается уже в памятнике XVI века «Маджму ат таварих» («Собрание историй»). В этом сочинении представлены отдельные эпизоды из эпоса «Манас», среди которых своей разработанностью выделяются описания батальных эпизодов. Например, указываются мотивы того или иного похода, есть раздел в котором противнику становится известно о предстоящем походе, упомянуты поединки между богатырями, всеобщий бой и заключительная часть похода. Другими словами, перед нами та же структура, что и в вариантах XX века. В чем же причина устойчивой последовательности этапов богатырской битвы? Как справедливо отмечает А. Сыдыков, одна из причин состоит в коллективной природе и традиционности эпоса: «При грандиозных объемах «Манаса» заучивание текста наизусть исключалось. Поэтому у разных сказителей мы не встречаем текстуальных совпадений (за исключением устойчивых словесных формул). Передавалась традиционная последовательность этапов в описании героического похода. Она переходила от одного поколения сказителей к другому, служа средством запоминания и облегчая процесс обучения искусству манасчи» Что понимают в науке об устном народном творчестве под термином традиция? На протяжении многих веков вырабатывался особый поэтический стиль эпоса «Манас». Традиционные выразительные средства, такие как: гипербола, сравнения, эпитеты, постоянные стилистические формулы и др. – это тот активный арсенал эпоса, без которого невозможно его бытование. Одновременно со строгим следованием нормам традиции одним из типичных и основных признаков народных произведений является импровизация их творцов-исполнителей. На текучесть поэтического текста и большую роль импровизации в творчестве сказителей-манасчи обратил внимание уже один из первых исследователей эпоса «Манас» академик В.В. Радлов. В процессе записи эпоса «Манас» ученый уловил важную закономерность в творчестве сказителей: импровизировать, т.е. составлять новое сказитель может только из арсенала старого, из «затвердившихся» в его памяти традиционных мест. На эту же закономерность указывал и академик В.М. Жирмунский. «Конечно, подобное новотворчество, носящее характер импровизации, – писал он, – возможно лишь в рамках определенной, прочно сложившейся традиции – в построении сюжета, в мотивах и образах, постоянных стилистических формулах, эпитетах, сравнениях, фразеологических оборотах и т.п., которыми поэт-импровизатор пользуется как своего рода готовым поэтическим языком». Перечислите основные традиционные эпизоды эпоса «Манас». В «Манасе» обширное место занимают батальные эпизоды, получившие развернутые описания. На протяжении многих веков многими поколениями сказителей были выработаны общие принципы изображения богатырской битвы. А. Сыдыков, изучивший композицию описания героических походов в вариантах С. Орозбакова и С. Каралаева отмечал, что общим для сказителей является, прежде всего, сама структура описания боевого похода, которая включает в себя следующие традиционные части: 1. Мотивы похода. 2. Подготовка к походу. 3. Выступление войск. 4. Противнику становится известно о предстоящем походе. 5. Завязка боя. Богатырские поединки. 6. Всеобщий бой. 7. Заключительная часть боя. Композиция описания богатырской битвы в различных вариантах «Манаса» представляет собой явление устойчивое и традиционное. Аналогичная структура описания боевых походов встречается уже в памятнике XVI века «Маджму ат таварих» («Собрание историй»). В этом сочинении представлены отдельные эпизоды из эпоса «Манас», среди которых своей разработанностью выделяются описания батальных эпизодов. Например, указываются мотивы того или иного похода, есть раздел в котором противнику становится известно о предстоящем походе, упомянуты поединки между богатырями, всеобщий бой и заключительная часть похода. Другими словами, перед нами та же структура, что и в вариантах XX века. В чем же причина устойчивой последовательности этапов богатырской битвы? Как справедливо отмечает А. Сыдыков, одна из причин состоит в коллективной природе и традиционности эпоса: «При грандиозных объемах «Манаса» заучивание текста наизусть исключалось. Поэтому у разных сказителей мы не встречаем текстуальных совпадений (за исключением устойчивых словесных формул). Передавалась традиционная последовательность этапов в описании героического похода. Она переходила от одного поколения сказителей к другому, служа средством запоминания и облегчая процесс обучения искусству манасчи» Какую роль играл конь в жизни кочевников, и нашел ли свое отражение образ коня в эпосе «Манас»? В порыве своего материнского горя она безжалостно замучает коня Семетея, присланного им в качестве повинной. Конь богатыря в тюрко-монгольском эпосе, как пишет Р.С. Липец является одним из атрибутов магической неуязвимости героя. Гибель коня предвещает скорую смерть самого богатыря. Рассмотренный нами эпизод свидетельствует о глубоких корнях женских образов, несущих отельные мифологические мотивы богинь-матерей архаического эпоса. Известно, что конь играл главную роль, как в хозяйственной, так и в военной жизни кочевников. «Сражаться на коне есть наше господство: и потому мы страшны перед всеми народами. Мы еще не оскудели в отважных воинах…» – говорил один из вождей воинственных хунну, выступая на общем собрании предводителей хуннских родов. Спустя тысячелетие другой великий воин степи, Чингиз-хан сказал как-то: «Тот, кто упадет с лошади, каким образом будет иметь возможность встать и сражаться? А если и встанет, то пеший, каким образом пойдет под конного и выйдет победителем?» В кыргызском эпосе богатырь Манас говорит: Когда я на коне, Я – пуля, несущая смерть, Но когда пеший, всегда я слаб… Сила кочевых народов была в их лошадях, потому что каждый мужчина с детства умел обращаться с конем и большую часть своей жизни проводил в седле. Владеть оружием верхом на коне кочевник также обучался с раннего детства, постоянно совершенствуя свое мастерство, участвуя в часто проводимых охотах и военных набегах. В хозяйстве кочевников больше всего ценилась лошадь. Главным богатством были табуны лошадей. Поскольку конь играл важную роль в жизни номадов, особое внимание на коней обращает героический эпос. В «Манасе» образ коня получил детальную разработку. Сказители с особым благоговением изображают скакунов, много внимания уделяют обрисовке коня, ухода за ним, его повадок, качеств. Описание красоты и достоинств боевого коня имеет вообще широкое распространение в эпосе тюркоязычных народов. Манас и его конь Аккула в эпосе составляют нерасторжимый образ. Ни один поединок, ни одна битва Манаса не проходят без его боевого коня Аккулы. Как и сам богатырь, принадлежащий ему конь, наделяется необыкновенными качествами. Часто встречаются гиперболизированные описания Аккулы. Грудь коня сказители нередко сравнивают с гранитной скалой, расстояние между его задними ногами уподобляют горному ущелью. В изображении коня, сказители нередко используют устойчивые стилистические конструкции, которые могут быть применимы при описании различных скакунов. Перечислите традиционные выразительные средства (тропы), которые наиболее часто используют сказители в процессе исполнения эпоса «Манас». Одновременно со строгим следованием нормам традиции одним из типичных и основных признаков народных произведений является импровизация их творцов-исполнителей. Коллективная природа эпоса наблюдается и в том, что слушатели соучаствуют в его исполнении. Это соучастие проявляется иногда лишь в возгласах одобрения или неодобрения исполняемому. Но и такое незначительное соучастие все же оказывает влияние на исполнителя. О важной роли слушателей в процессе исполнения эпоса говорил академик В.В. Радлов, не раз, воочию наблюдавший выступления кыргызских манасчи. «Стоит только взглянуть на киргизского рассказчика, чтобы убедиться в том, что киргиз любит говорить и как он старается легкой и обдуманной речью повлиять на своих слушателей. Не трудно также заметить, что и слушатели с необыкновенным наслаждением следят за его словами и вполне умеют ценить удачную речь. Гробовое молчание царствует в толпе, когда рассказчику удается привлечь к себе всеобщее внимание: все сидят, наклонившись вперед, с блестящими, восторженными глазами и, затаив дыхание, прислушиваются к словам оратора, и каждая ловкая изящная фраза его, каждое остроумие, игривое слово вызывает крики восторженного одобрения». Таким образом, в творчестве сказителей эпоса большую роль играет традиция, однако это не значит, что сказитель слово в слово повторяет услышанное им от предшественников. Большую роль в его творчестве играет импровизация, которая осуществляется на основе прочно сложившейся традиции сюжета эпоса и его поэтического стиля. Сказитель высшего уровня в процессе исполнения эпоса стремится всецело завладеть вниманием слушателей и получить их всеобщее одобрение, ибо именно слушатели являются главными ценителями его поэтического мастерства. Какую закономерность в творчестве сказителей усмотрел академик В.В. Радлов в процессе записи эпоса «Манас»? На текучесть поэтического текста и большую роль импровизации в творчестве сказителей-манасчи обратил внимание уже один из первых исследователей эпоса «Манас» академик В.В. Радлов. В процессе записи эпоса «Манас» ученый уловил важную закономерность в творчестве сказителей: импровизировать, т.е. составлять новое сказитель может только из арсенала старого, из «затвердившихся» в его памяти традиционных мест. На эту же закономерность указывал и академик В.М. Жирмунский. «Конечно, подобное новотворчество, носящее характер импровизации, – писал он, – возможно лишь в рамках определенной, прочно сложившейся традиции – в построении сюжета, в мотивах и образах, постоянных стилистических формулах, эпитетах, сравнениях, фразеологических оборотах и т.п., которыми поэт-импровизатор пользуется как своего рода готовым поэтическим языком». Певец эпических произведений берет за образец прежние традиции и художественные приемы и широко использует их в своем творчестве. Устойчивость традиции этих художественных приемов подтверждается и при сопоставлении сюжета кыргызского эпоса с близкородственными эпосами других народов. Какую роль в процессе исполнения эпоса играет импровизация и на основе чего она осуществляется? Коллективная природа эпоса наблюдается и в том, что слушатели соучаствуют в его исполнении. Это соучастие проявляется иногда лишь в возгласах одобрения или неодобрения исполняемому. Но и такое незначительное соучастие все же оказывает влияние на исполнителя. О важной роли слушателей в процессе исполнения эпоса говорил академик В.В. Радлов, не раз, воочию наблюдавший выступления кыргызских манасчи. «Стоит только взглянуть на киргизского рассказчика, чтобы убедиться в том, что киргиз любит говорить и как он старается легкой и обдуманной речью повлиять на своих слушателей. Не трудно также заметить, что и слушатели с необыкновенным наслаждением следят за его словами и вполне умеют ценить удачную речь. Гробовое молчание царствует в толпе, когда рассказчику удается привлечь к себе всеобщее внимание: все сидят, наклонившись вперед, с блестящими, восторженными глазами и, затаив дыхание, прислушиваются к словам оратора, и каждая ловкая изящная фраза его, каждое остроумие, игривое слово вызывает крики восторженного одобрения». Таким образом, в творчестве сказителей эпоса большую роль играет традиция, однако это не значит, что сказитель слово в слово повторяет услышанное им от предшественников. Большую роль в его творчестве играет импровизация, которая осуществляется на основе прочно сложившейся традиции сюжета эпоса и его поэтического стиля. Сказитель высшего уровня в процессе исполнения эпоса стремится всецело завладеть вниманием слушателей и получить их всеобщее одобрение, ибо именно слушатели являются главными ценителями его поэтического мастерства. |