Главная страница

Принципы «общей пользы», «общественного блага» в трагедии «Дмитр. Как заявлены принципы общей пользы, общественного блага в трагедии Дмитрий Самозванец В трагедии А. П. Сумарокова Димитрий Самозванец


Скачать 14.52 Kb.
НазваниеКак заявлены принципы общей пользы, общественного блага в трагедии Дмитрий Самозванец В трагедии А. П. Сумарокова Димитрий Самозванец
Дата07.06.2019
Размер14.52 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПринципы «общей пользы», «общественного блага» в трагедии «Дмитр.docx
ТипДокументы
#80787

«Как заявлены принципы «общей пользы», «общественного блага» в трагедии «Дмитрий Самозванец»?

В трагедии А.П. Сумарокова «Димитрий Самозванец» принципы «общей пользы» и «общественного блага» автор передаёт через один из центральных образов произведения – образ Ксении. Именно она, юная княжна, на мой взгляд, в трагедии олицетворяет собой народ и Россию в целом. Эти мысли возникли уже после прочтения диалога Ксении с отцом:

Шуйский:

Отчаянную мысль, как можешь, удаляй,

Которою свой дух толико ужасаешь,

И помни, что отца, любовника спасаешь,

А к ним приобщено отечество твое:

Москва, Россия вся...

Ксения:

Мне вестно все сие;

Но исполнение сего весьма мне трудно.

Избавь Россию мной, о небо правосудно!

(Действие Первое, Явление VI)

Ни раз за всю трагедию Ксения называет Лжедмитрия тираном, упивающимся страданиями народа. Она, как и её отец и жених желает, чтобы на троне находился достойный благочестивый человек, полная противоположность самому Димитрию.

От лица Ксении часто звучат мнологи, выражающие волнения не только её, но и всего российского народа:

Блажен на свете тот порфироносный муж,

Который не теснит свободы наших душ,

Кто пользой общества себя превозвышает

И снисхождением сан царский украшает,

Даруя подданным благополучны дни,

Страшатся коего злодеи лишь одни.

(Действие Второе, Явление I)

**********

Все силы пагубны - Димитрий, Климент, ад -

Из сердца моего тебя не истребят.

О небо, удали свирепство папской-власти,

А с ним и Ксении несносные напасти,

Дабы свою главу Россия подняла,

А я б супругою любовнику была!

Дай нам увидети монарха на престоле,

Подвластна истине, не беззаконной воле!

Увяла правда вся, тирану весь закон -

Едино только то, чего желает он,

А праведных царей для их бессмертной славы

На счастье подданных основаны уставы.

Наместник божества быть должен государь...

Рази, губи меня, немилосердый царь!

Из Тартара тебя Мегера возметала,

Кавказ тебя родил, Иркания питала.

Извержет еретик толпой своих рабов

Тела святых мужей, ругаясь, из гробов.

В России имена их вечно сокрушатся,

И домы божий в Москве опустошатся.

Народ, сорви венец с главы творца злых мук!

Спеши, исторгни скиптр из варваровых рук,

Избавь от ярости себя непобедимой

И мужа украси достойна диадимой!

(Оттуда же).

*****************

Варварствуй, терзай меня, терзай,

На все злочестия, свирепствуя, дерзай!

Ты благо каждого, мучитель, ненавидишь!

(Явление Третье, Действие I).

В трагедии Сумарокова перед Ксенией встаёт сложный выбор: последовать указу отца и исполнить свой долг, принося в жертву себя, или же остаться верной своему сердцу и любимому человеку.
И всё же девушка не может позволить себе отступиться от страны и позволить самозванцу и дальше свирепствовать. Она даже готова пожертвовать собой на благо народа, когда Димитрий собирается её убить, чтобы Шуйский и Георгий отступились и позволили ему и дальше править. Ксения готова расстаться с жизнью во благо народа.
К счастью, всё заканчивается благополучно и девушка вознаграждается за её страдания.

Россия, как и Ксения, освобождается из-под гнёта тирана.


написать администратору сайта