Главная страница
Навигация по странице:

  • — Какие приёмы использует автор для создания образа главного героя

  • — Что вы можете сказать о матери и бабушке, как они изображены

  • — Как показан внешний мир , природа

  • — Что противопоставлено внешнему миру в этом эпизоде

  • — Что нового мы узнаём о главном герое

  • — Как показаны ребята и отношения между ними и главным героем

  • — О чём хочется спросить — Как представлено время и пространство в рассказе

  • — С чем можно сравнить атмосферу дома, тепла, щедрости, любви

  • — Вернёмся к названию рассказа. Какая же победа: бумажная или реальная

  • улицкая. Какие чувства вызывает у нас Геня Пираплётчиков


    Скачать 16.91 Kb.
    НазваниеКакие чувства вызывает у нас Геня Пираплётчиков
    Дата01.10.2018
    Размер16.91 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаулицкая.docx
    ТипАнализ
    #52104


    — Какие чувства вызывает у нас Геня Пираплётчиков?

    — Его искренне жаль. Он такой несчастный, его никто не принимает, все ребята над ним издеваются: обзывают его, кидаются в него грязью. Он противопоставлен всем остальным ребятам.

    Геня вызывает не только чувство жалости, но ещё и презрение. Он вечно сопливый, совершенно не самостоятельный и не умеющий постоять за себя: кинули в него грязью, он сразу побежал к бабушке. Хотя, конечно, трудно одному быть против всех и защищать себя. Он действительно очень несчастный.

    Анализ первого предложения.

    «Когда солнце растопило чёрный зернистый снег и из грязной воды выплыли скопившиеся за зиму отбросы человеческого жилья — ветошь, кости, битое стекло, — и в воздухе поднялась кутерьма запахов, в которой самым сильным был сырой и сладкий запах весенней земли, во двор вышел Геня Пираплётчиков».

    И ветошь человеческого жилья, и грязная вода, и появление главного героя — всё в одном ряду, в одном предложении.

    — Почему Улицкая сводит описание природы и появление главного героя в одно


    предложение?

    — Изображение при роды помогает лучше понять состояние персонажа. Показана

    дисгармония в природе, и это предвосхищает изображение внутреннего мира главного героя.

    — Дальше мы видим, что дисгармония не только в природе, но и между детьми: «Он оглянулся: кидался Колька Клюквин, кричали девчонки, а позади них стоял тот, ради которого они старались, — враг всех, кто не был у него на побегушках, ловкий и бесстрашный Женька Айтыр».


    — Какие приёмы использует автор для создания образа главного героя?

    (Портрет, характеристику героя другими персонажами, характеристику героя через

    его действия и поступки)

    Портретная характеристика героя дана через детали, подробного описания нет:

    прыгающая походка, всё время заложен нос, «в шерстяной лыжной шапочке с поддетым под неё платком и в длинном зелёном шарфе, обмотанном вокруг шеи».

    Показывая, что герой несчастен, автор использует однотипные синтаксические конструкции (сложносочиненные предложения) и анафорический повтор.

    «Помимо этого, у него от рождения было неладно с ногами, и он ходил странной, прыгающей походкой.

    Помимо этого, У него всегда был заложен нос, и он дышал ртом. Губы сохли, и их приходилось часто облизывать. Помимо этого, у него не было отца. Отцов не было у половины ребят. Но в отличие от других Геня не мог сказать, что его отец

    погиб на войне: у него отца не было вообще».

    В последнем абзаце то же начало предложения «Помимо этого, у него … », но дальше Улицкая использует простые предложения. В первом предложении внимание читателя привлечено к Гене, во втором — к ребятам, в третьем появляется противительный союз но: так на уровне синтаксиса показано, что

    герой отличается от других ребят, что он по другую сторону. Дальше идёт вывод: «Всё это вместе взятое делало Геню очень несчастным человеком».


    — Что вы можете сказать о матери и бабушке, как они изображены?

    (Прямых описаний нет. Бабушка показана более подробно: « … крохотная бабуська в бурой шляпке с вечнозелёными и вечноголубыми цветами над ухом … Мёртвая потёртая лиса, сверкая янтарными глазами, плоско лежала у неё на плече». Мёртвая потёртая лиса, вечнозелёные и вечноголубые цветы в описании говорят о какой-то застывшей, «искусственной» жизни.

    «Крохотная бабуська в бурой шляпке» сама нуждается в защите. Как она может уберечь от «бандитов и воров» своего внука? Мы понимаем, что ни помочь, ни указать выход из сложной жизненной ситуации она не сможет. Единственное, что ей под силу, это завязывать внуку шарф и водить его в школу и на прогулку. Но как долго это может продолжаться?

    О матери мы узнаём только из её диалога с бабушкой. Именно здесь происходит завязка произведения. «Я думаю, надо пригласить их в гости, к Гене на день рождения».

    Нелегко матери принять это решение — собрать всех в своём доме на празднование дня рождения сына, но она не видит другого выхода. Внутреннее состояние передано через детали: «хмуро отозвалась», «холодно ответила»)


    — Как показан внешний мир, природа?

    (Природа в ожидании весенних изменений: «И воздух, И земля — всё было разбухшим и переполненным, а особенно голые деревья, готовые с минуты на минуту взорваться мелкой счастливой листвой». И эти изменения обязательно произойдут.)

    Читаем от слов «Прошло две недели … до слов «К четырём часам»


    — Что противопоставлено внешнему миру в этом эпизоде?

    (Это дом, семья. Обстановка дома передана с помощью деталей. Пианино, книжный шкаф, ноты, маска — это предметы-символы, за ними целый мир. Пианино, ноты – это мир музыки.)

    — Дайте определение музыки по словарю символов. Музыка — самое символичное из всех искусств, так как может, не используя слов и зрительных образов, оказывать влияние на человека.

    Древние считали, что добро гармонично, а диссонанс вызывается влиянием зла. Они осознавали, что небесные тела исполняют космический гимн по мере своего движения по небу.

    Какое значение в рассказе имеет маска Бетховена? Почему именно маска, а не


    портрет, бюст?

    Снова обращаемся за помощью к словарю символов. Маска — важный компонент всех культур, позволяющий человеку представить свой страх, табу или божество, наполниться его силами. Поэтому маска во всех культурах почиталась как лик, святыня. К маскам относились как к вместилищу духов или богов. Часто маска имела свой храм и охранялась приставленным для этого жрецом. Маску подарила мамина учительница.

    Для Улицкой очень важна преемственность поколений. Мать можно назвать «жрецом», хранительницей, поэтому и на детей, собравшихся в её доме, так благотворно подействовала музыка.

    — Задайте ваши вопросы.


    — Что нового мы узнаём о главном герое?

    Он умел делать из бумаги разные предметы, он был «великим мастером этого

    бумажного искусства». Умел играть на пианино, что вызывает у некоторых детей «почти» восхищение.


    — Как показаны ребята и отношения между ними и главным героем?

    — Для передачи отношения Гени к ребятам автор использует оксюморон: «старался не думать о том, как сейчас в дом ворвутся шумные, весёлые и непримиримые враги … ».

    — На ребят большое впечатление произвела игра матери на пианино: « … мама выдвинула вертящийся табурет, села за пианино и заиграла «Турецкий марш». Сестрички заворожённо смотрели на её руки, порхающие над клавишами. У младшей было испуганное лицо, и казалось, что она вот-вот расплачется».

    — Атмосфера дома — это атмосфера добра: звучит музыка, всех угощают, относятся к каждому ребёнку, как к своему («… а бабушка суетилась около каждого из ребят точно так же, как суетилась обычно около Генечки»). Всё это благотворно действует на ребят. Чтение рассказа со слов «Мать принесла сладкий сироп».


    — О чём хочется спросить?


    — Как представлено время и пространство в рассказе?

    — Время указывается не прямо, а угадывается опосредованно: « … какая мама талантливая пианистка, и если бы не война, то она окончила бы консерваторию … », «Он давным-давно умер. Больше ста лет назад. Задолго до фашизма». Музыка, книги – это вечные ценности, поэтому можно говорить о связи времён: до войны, война, после войны, современность.

    — Пространство улицы, внешнего мира (чужое, враждебное) противопоставлено

    пространству дома, семьи (своё). И в это своё пространство врываются «шумные, весёлые и непримиримые враги», но они меняются, как меняется и сам главный герой. Преображения в малом мире ведут к преображению и в большом.


    — С чем можно сравнить атмосферу дома, тепла, щедрости, любви?

    — С храмом. Происходят изменения, преображение всех детей в этой атмосфере.

    Сам Геня из сопливого, презренного существа превращается в нечто значимое, причастное к этой музыке и к этому бумажному творчеству. И выходят у него не пули, не орудия борьбы, что было привычно и понятно детям послевоенного времени, а чудо создания, которое потрясает опалённое войной детское сознание. Меняются дети: «Он словно впервые увидел их лица: не злые. Они

    были совершенно не злые … ».


    — Вернёмся к названию рассказа. Какая же победа: бумажная или реальная?

    — Победа не бумажная, настоящая. Победил дом. Победила мама, бабуська и Геня с помощью музыки, доброты и творчества. Бумажные игрушки сделали возможной реальную победу.


    написать администратору сайта