|
Какое влияние оказали деятели культуры ХХ века на духовное разви. Какое влияние оказали деятели культуры хх века на духовное развитие человечества
Тема урока: Какое влияние оказали деятели культуры ХХ века на духовное развитие человечества? Цели урока - Определить основные течения в изобразительном
искусстве и их представителей в XX веке, и выявить степень влияние на общество. - Определить роль философии и изобразительного
искусства, музыки во второй половине ХХ века в мировоззренческом, аксиологическом аспекте для всего человечества. Критерии оценивания - Определяет основные течения в изобразительном
искусстве и их представителей в XX веке. - Определяет основные философские течения ХХ
века - Определяет (не менее 3-х) значимых влияния
которое оказали деятели культуры (художники и философы) ХХ века на духовное развитие человечества Направления Модернизма
| Характерные черты
| Представители
| Модерн
| Стилизованные природные формы (прихотливо изогнутые плавные линии — «удар бича»)
| А. Муха («Танец»)
| Кубизм
| Изображение мира в виде геометрических знаков и композиционных конструкций
| П. Пикассо («Фабрика в Хорта де Эбро»), Ж. Брак
| Экспрессионизм
| Стремление не столько к воспроизведению действительности, сколько к выражению эмоционального состояния автора
| Э. Нольде, Э. Мунк («Крик»)
| Неопримитивизм
| Интерес к детскому творчеству, искусству самоучек, древней наскальной живописи, т. е. примитивным формам искусства
| А. Руссо («Спящая цыганка»), Н. Пиросманашвили, М. Ф. Ларионов
| Сюрреализм
| Обращение к сновидениям, подсознательному, придание абсурдным предметам иллюзии реальности, соединение реального и нереального
| С. Дали («Предчувствие Гражданской войны»), Ж. Миро, И. Танги
| Направления Постмодернизма
| Характерные черты
| Представители
| Абстрактный экспериссионизм
| школа (движение) художников, которые пишут быстро и на больших полотнах, с использованием негеометрических штрихов, больших кистей, иногда капая красками на холст, для полнейшего выявления эмоций. Экспрессивный метод покраски здесь часто имеет такое же значение, как само рисование.
| Ганс Гофман, Аршиль Горки, Адольф Готлиб и др. Особый размах движение получило в 1950-е гг., когда во главе его встали Джексон Поллок, Марк Ротко и Виллем де Кунинг
| Поп-Арт
| направление в изобразительном искусстве Западной Европы и США конца 1950—1960-х годов, возникшее как реакция отрицания на абстрактный экспрессионизм. В качестве основного предмета и образа поп-арт использовал образы продуктов потребления.
| Джордж Сигал, Уэйн Тибо, Энди Уорхол, Питер Филлипс, Кит Харинг
| Оп-Арт
| художественное течение второй половины XX века, использующее различные оптические иллюзии, основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур
| Яаков Агам, Ричард Аллен
Йозеф Альберс, Джетулио Альвиани
| Гиперреализм
| направление в искусстве, ассоциировавшееся первоначально с творчеством европейских фотореалистов 1970-х годов.
| | Кинетическое искусство
| направление в современном искусстве, обыгрывающее эффекты реального движения всего произведения или отдельных его составляющих.
| Флетчер Бентон, Колейчук Вячеслав
Виктор Вазарели, Наум Габо
Александр Колдер, Александр Лаврентьев, Мохоли-Надь, Ласло
| Философия ХХ века Основные особенности философии ХХ века Отсутствие четкой границы философии ХХ в.
Антропологизм. Идея изучения отдельного человека и важности ее анализа. Приоритетность одного человека над массами.
Философия обратила внимание на такие качества человека, как интуиция, чувства, подсознание, а не только разум. Мистицизм.
Исторический пессимизм, утрата веры в общественный прогресс, апокалипсические настроения.
Возникновение множества философских школ, противоречащих друг другу, но соседствующих в одно время. Нет господствующих школ.
Отказ от онтологической проблематики.
Основные школы философии ХХ века Сциентистские: неопозитивизм и постпозитивизм, прагматизм, аналитическая философия и пр.
Антисциентистские: психоанализ, феноменология, философия жизни, герменевтика, феноменология, экзистенциализм и пр.
Экзистенциализм - Настроение кризиса и краха иллюзий, вызванные катаклизмами нач. ХХ в. Э. – философия кризиса, отчаяния.
- Основная идея – одинокий человек с его крайним индивидуализмом и раздвоенным сознанием.
- Центральная идея – отчуждения личности от общества. Он связан с обезличиванием, деперсонализацией общества. Э. предлагает мысленно возвыситься над своим положением путем «религиозного или философского порыва»
- Существование – чистая субъективность, то, чем я являюсь для себя. Субъект рассматривается как чувствующий, переживающий. Переживание субъектом своего «бытия в мире» и есть существование, экзистенция.
- Именно в пограничных состояниях – смерти, катастрофы открывается бытие.
- Типичные чувства человека – обреченность, страх, тревога. Но это неопределенный, беспричинный страх. Эти чувства обнаруживают человеческую индивидуальность, т.е. свободу. Свободным может быть и раб, т.к. никакие внешние силы не могут лишить его свободы.
Свобода – это акт, осуществляемый вопреки объективным обстоятельствам, рациональным соображениям, расчету. Свобода – акт протеста, бунта, восстания.
Подлинная свобода – «свобода для» начинается по ту сторону от социальной сферы, в мире духовной жизни личности. В обществе же может быть только «свобода от».
Феноменология - Эдмунд Гуссерль –
- (1859-1938),
- немецкий философ, основатель феноменологии как философского движения.
Феноменология - Имеет два направления: идеалистическое (Э. Гуссерль, реалистическое М. Шелер)
- Критика позитивизма за «подвешенные в воздухе конструкции и случайные находки, поверхностно поставленные проблемы, передаваемые из поколения в поколение как истинные проблемы» (М. Хайдеггер).
- М. Хайдеггер: «Выражение «феноменология» означает прежде всего концепцию метода…: назад к вещам!».
- Это философия реальности. В ее основе – неопровержимые факты, очевидное (стабильные очевидности).
- Эти очевидности находятся в сознании.
Феноменолога интересуют не частности, а всеобщие вещи. Его не интересует вопрос «Почему?», его интересует вопрос «Что?», т.е. сущность вещи.
Феноменологический анализ вникает в состояние стыда, любви, справедливости, угрызений совести, но всегда с позиций сущности.
Познание начинается с опыта, существующих вещей или фактов. Факт – это то, что происходит здесь и сейчас. Но сознание вместе с фактом улавливает и сущность. Например, в разных ситуациях слушая то кларнет, то виолончель, мы говорим о сущности – музыке.
Реальны лишь единичные факты. - Реальны лишь единичные факты.
- В сознании есть модусы типологизирующие вещи.
- Сознание обладает таким качеством как интенциональность – направленность на объект. Я не вижу ощущения цвета, но вижу окрашенный объект.
- Интуиция – начало всех начал.
- Важнейшее понятие феноменологии – «жизненный мир».
Герменевтика ХАЙДЕГГЕР, МАРТИН (Heidegger, Martin) (1889-1976) Герменевтика Герменевтика – способ философствования, главным центром которого является истолкование, понимание текстов.
Представители г. озабочены жестким противостоянием субъекта и объекта, науки и искусства.
Духовная целостность – жизнь, должна постигаться непосредственно. Понимание собственного мира достигается путем самопознания, понимание чужого мира – путем вживания, сопереживания, вчувствования.
Понимание – есть постижение смыслов, оно достигается в результате анализа феноменов. - М. Хайдеггер считал, что бытие открывается в языке. Язык – это обиталище человека. Именно в стихии языка осуществляется понимание людьми и окружающего мира, себя и других.
- Важнейшей особенностью понимания является герменевтический круг – для понимания целого необходимо понять отдельные части, но для понимания отдельных частей нужно иметь представления о целом. Например, в науке г.к. образуют факты и теория. Факты отбираются на основе теории, а теория строится на основе фактов.
- Человек всегда находится в круге понимания – г.к. Понимание – это само бытие. Человек – это понимающее бытие.
Психоанализ Психоанализ З. Фрейда Психика
Сознание («Я»)
Бессознательное
Сверхсознание
(«Супер-Я», «Супер-Эго», )
Подсознание («Оно», «Ид»)
Психоанализ К. Г. Юнга Психика
Сознание
Бессознательное
Индивидуальное
бессознательное
Коллективное
бессознательное
(архетипы)
Аналитическая философия - Цель – создать новую логику, формализованный язык, который стал бы достойной заменой естественного языка.
- Б. Рассел: философия – логика, т.к. ее цель – установление истинности или ложности. Знание дано нам непосредственно в чувствах. Предметное содержание следует сводить к изначальным сущностям, неопределимым в других терминах.
- Витгенштейн: мысль выражается в языке, а значит именно язык есть граница мышления.
- Есть только один мир – фактов, событий, который описывается совокупностью всех естественных наук.
- Предложение – это картина мира, она имеет с последним одну и ту же форму. Если бы мир был нелогичным, его нельзя было бы выразить в предложении. Смысл предложений выражают факты.
- Правомерность старых философских систем ставится под сомнение. Философия понимается как наука (Рассел) или как деятельность по прояснению мыслей (Витгенштейн).
Неопозитивизм (М. Шлик, Р. Карнап, К. Гёдель) - Отрицание метафизики. Каждая область действительности определяется определенной наукой для метафизики нет поля приложения.
- Разделение на аналитические и синтетические предложения. Аналитические предложения определяют истинность через собственное содержание («В квадрате все углы прямые»), истинность синтетических устанавливается эмпирически («На столе лежит книга»). Поэтому и науки можно разделить на экспериментальные и теоретические. Философские предложения бессмысленны.
- Верифицируемость (проверяемость). Любое предложение должно быть проверено и сведено к элементарным предложениям.
- Физикализм – убеждение, что в эмпирических науках все предложения должны сводиться к предложениям физики.
- Эмотивизм в этике. Моральные суждения не поддаются верификации.
Постпозитивизм (Поппер, Лакатос, Кун) - Поппер: задача эпистемологии (философии научного познания) – не поиск теории, а разрешение проблемы роста знания. Рост знания приводит к критике существующего знания – критический рационализм.
- Изучал логику научного открытия, считал, что ученые пользуются гипотетико-дедуктивным методом. Ни одна теория не подтверждена окончаиельно, ее образуют не законы, а правдоподобные утверждения. Теория подтверждена ошибками (принцип фаллиболизма). Окончательно подтвердить теорию нельзя, но можно опровергнуть (принцип фальсификации).
- В мире науки выживают самые непротиворечивые концепции. Старая теория отвергается полностью.
Лакатос выдвинул методологию научно-исследовательских программ. Каждая из них в ядре содержит несколько теорий.
«Твердое ядро» переходит из одной программы в другую. Когда оно будут разрушено, нужно будут переходить от одной программы к другой.
Фейерабенд сторонник несоизмеримости теорий. Они дедуктивно не связаны друг с другом, для них характерны разные тезисы и понятия. Возможность универсального знания им отрицается. Учащиеся разрабатывают таблицу по стратегии HIPP / HIPPО, отображающую, насколько сильно культура (музыка, живопись, философия, кинематограф ) второй половины XX века повлияла на духовное развитие человечества Какое влияние оказали деятели культуры ХХ века на духовное развитие человечества. H -
| Historical context –Исторический контекст
| I
| Intended audience –Целевая аудитория
| P
| Purpose (author’s) –Цели автора
| P
| Point of view (author’s) –Точка зрения автора
| /O
| Outside information- Дополнительная информация
| С
| Context/Контекст - что происходило в то время, когда документ был создан? Как это может повлиять на важность события?
| A
| Audience/Аудитория – Кому это было адресовано? Кто должен был это увидеть, прочесть? Как это может повлиять на весомость доказательств?
| P
| Purpose/Цель - Что автор намеревался сделать? Почему это может повлиять на значимость события?
| S
| Supporting evidence/ Подкрепляющее доказательство
Что автор намеревался сделать? Почему это может быть важным, весомым?
| Рефлексия |
|
|