Размышления о перспективах по философии УГНТУ. Каков характер философии техники Ф. Дессауэра
Скачать 19.8 Kb.
|
1. Биофизик и радиобиолог Ф. Дессауэр (1881–1963) обратился к философии, поскольку испытывал трудности при объяснении, откуда берутся новаторские идеи, т.к. непосредственно из законов природы не вытекают те или иные изобретения. Он писал: «Изобретатель находит уже существующие идеи. Он реализует не природные возможности, а то, что уже запрограммировано Богом. В изобретении вследствие этого и обнаруживается действие космической силы… В любом техническом объекте заключена частичка Бога, что и определяет производственный эффект изобретения, с которым в общественную жизнь вводятся космические трансцендентные силы». *Каков характер философии техники Ф. Дессауэра? Сулейманова Ф.Х. Мой ответ: Характер философии техники Ф. Дессауэра теологический (технический прогресс как «встреча с Богом»). В его творчестве встречаются работы схожего направления такие как: «Техническая культура», «Философия техники», «Проблема реализации», «Душа в сфере техники» и «Споры вокруг техники». В этих работах он трактует технику как «способ бытия человека» в этом (реальном) мире. То есть по мнению философа научно-техническое знание и промышленное производство — это новый способ человеческого бытия. С точки зрения Ф. Дессауэра акт технического изобретения – акт единения человека и Бога, так как изобретение не приходит из ниоткуда, оно предопределено развитием мира, которое известно и подвластно только Богу. В связи с этим изобретение и по сути любая новация, приводящая к развитию техники или мира в целом есть некая часть Божьего замысла, Великого творения, которая оказалась воплощена человеком в вещественную форму путем мысли и технического ее воплощения. В философии Ф. Дессауэра прослеживаются как теологические черты, так и черты детерминистской философии (если изобретения и прогресс предопределен, следовательно, предопределена и жизнь человека), трансцендентный характер (что необычно для в целом материалистичной философии техники – частицы Бога и космические силы, которые вводятся в жизнь человека, явно носят характер сверхъестественного, трансцендентного). Можно заключить, что философия техники Ф. Дессауэра отличается от большинства общепринятых концепций философии техники. 2. С точки зрения немецкого философа Х. Бека «техника является всем как встреча человеческого духа с миром, при этом человек формирует и изменяет органическую, неорганическую и собственную психическую и духовную природу (как и соответствующие естественные процессы) согласно познанным им законам природы и целям». *Можно ли говорить о взаимосоотнесенном единстве субъекта и объекта (человека и техники)? Как автор характеризует технику? Сулейманова Ф.Х. Мой ответ: Немецкий философ Х. Бек характеризует технику как встречу человеческого духа с природой. То есть в качестве человеческого духа выступают поставленные задачи, идеи и тд. При этом, одно не может происходить из другого без взаимодействия между ними. Таким образом, субъект и объект для Бека едины. Техническая деятельность несет в себе не только познание действительности, но и направлена на ее модернизацию под человеческие нужды. Природа существует со всеми своими процессами вне зависимости от времени, но ее восприятие зависит от человеческой деятельности и его нужд. Техника стремится занять господствующее место над природой, используя ее как доступный инструмент для осуществления поставленных человеком целей и задач. Природа при этом несет в себе предзаложенные знания. И без понимания, учета этих знаний достижение поставленных целей становиться невозможно. По мнению Х. Бека техника должна обладать характеристикой полезности и являться частью самопознания природы человека. Следовательно, техника и человек и его бытие, дух едины и взаимосвязаны и только в данном симбиозе есть смысл развития техники как компонента развития человека. 3. К. Маркс отмечал: «…паук совершает операции, напоминающие операции ткача, а пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей — архитекторов. Но самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове… В изобретении предстает нам некая новая действительность, природе противопоставляется некоторый новый проект, который нельзя обнаружить в природной действительности и который соотнесен исключительно лишь с человеческими целями; колесо, кривошипный привод, генератор, лампа накаливания, льдогенератор, транзистор — это лишь некоторые из изобретений, которые не имеют в природе никакого аналога». *В чем отличие деятельности человека от операций пчелы? Сулейманова Ф.Х. Мой ответ: Отличие деятельности человека от поведенческой деятельности животного мира является целеполагание, преобразование природы и социальной среды. Животные осуществляют свою деятельность без осознанности, на уровне инстинкта, то есть выполняет заложенные природные программы для выживания и продолжения своего существования. Если рассматривать примеры с пчелами, то одни призваны собирать нектар, другие заботятся о потомстве, третьи защищают улей, четвертые охраняют королеву. В отличие от человека, у животного нет выбора совершать эти действия или нет. Они вынуждены повторять заложенную в них программу для существования. Человек же, как создание более высокоразвитое, сумел в определенной степени подняться выше инстинктов. У него появился разум и выбор. И как правило свою деятельность осуществляет осознанно. Поэтому если вернуться к поставленному вопросу, то отличие человека от пчелы в том, что человек самовыражается в труде как личность, ведет осознанную деятельность, тогда как насекомые становятся деталью «винтиком» слаженного механизма инстинктов и природы. |