Главная страница
Навигация по странице:

  • Что такое личность и каково ее место в социальной структуре общества

  • Дайте определение понятий «социальный статус» и «социальная роль». Как эти понятия связаны между собой

  • Что такое ролевая система личности

  • Что такое персональные статусы Существуют ли они в современном обществе Что такое достигаемые статусы В чем причина увеличения их численности в современном обществе

  • Что мы понимаем под ролевым поведением Чем оно отличается от набора прав и обязанностей по данной роли Ролевое поведение

  • В чем социальный статус отличается от личного

  • Что такое социализация индивида Каковы основные этапы, элементы и особенности этого процесса

  • Что представляет собой модальная личность Что такое маргинальная личность Модальная личность

  • Маргинальность

  • оропа. света. Каково соотношение понятий человек, индивид и личность


    Скачать 24.44 Kb.
    НазваниеКаково соотношение понятий человек, индивид и личность
    Анкороропа
    Дата05.12.2022
    Размер24.44 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файласвета.docx
    ТипДокументы
    #829165

    1. Каково соотношение понятий «человек», «индивид» и «личность»?

    Наряду с понятием "личность" употребляются термины "человек", "индивид", "индивидуальность". Содержательно эти понятия переплетены между собой. Именно поэтому анализ каждого из этих понятий, их соотношение с понятием "личность" позволит более полно раскрыть последнее

    Человек — это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы — к человеческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

    Специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются прижизненно, в процессе усвоения культуры, созданной предшествующими поколениями. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, чтобы у него самостоятельно сформировались логическое мышление и системы понятий. Участвуя в труде и различных формам общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества. Как живое существо человек подчиняется основным биологическим и физиологическим законам, как социальное — законам развития общества.

    Индивид — это единичный представитель вида "homo sapiens". Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

    Индивидуальность — это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

    При всей многогранности понятия "индивидуальность" оно в первую очередь обозначает духовные качества человека. Сущностное определение индивидуальности связано не столько с понятиями "особенность", "неповторимость", сколько с понятиями "целостность", "единство", "самобытность", "авторство", "собственный способ жизни". Сущность индивидуальности связана с самобытностью индивида, его способностью быть самим собой, быть независимым и самостоятельным.

    Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

    Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

    Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация — это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность — это самобытный, активно и творчески проявляющий себя в жизни человек.

    В понятиях "личность" и "индивидуальность" зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом "личность" обычно употребляют такие эпитеты, как "сильная", "энергичная", "независимая", подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности мы чаще говорим: "яркая", "неповторимая", "творческая", имея в виду качества самостоятельной сущности.

    1. Что такое личность и каково ее место в социальной структуре общества?

    Понятие «личность» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.

    Итак, существует человечество как специфическая материальная реальность. Но человечество, как таковое самостоятельно не существует. Живут и действуют конкретные люди. Существования отдельных представителей человечества выражается понятием «индивид».

    Поскольку социологию человек интересует прежде всего не как продукт природы, а как продукт общества, то для нее важнейшее значение имеет категория «личность».

    Личность обычно рассматривается как конкретное выражение сущности человека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества. Как отмечал К.Маркс, главное в личности «не ее абстрактная физическая природа, а социальное качество».

    Личность - социальный облик человека как субъекта общественных отношений и действий, отражающих совокупность социальных ролей, которые он играет в обществе. Известно, что каждый человек может выступать сразу во многих ролях. В процессе исполнения всех этих ролей у него формируются соответствующие черты характера, манеры поведения, формы реакции, представления, убеждения, интересы, склонности и т.д., которые в совокупности и образуют то, что называем личностью.

    Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии, социологии. Философия рассматривают личность с точки зрения её положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств.

    Социологический же подход выделяет в личности социально типическое. Основная проблематика социологической теории личности связана с процессом формирования личности и развитием её потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, регуляции и само регуляции социального поведения личности, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы. Здесь сформулированы некоторые наиболее общие принципы подхода к изучению личности в социологии.

    Понятие личность показывает, как в каждой личности индивидуально отражаются социально-значимые черты, и проявляется её сущность как совокупность всех общественных отношений. Социология стремится выявить социальные основы формирования личностных качеств, социальное содержание и социальные функции, существующих в обществе типов личностей, то есть изучить личность как источник общественной жизни и её реальный носитель.

    Личность с точки зрения социологии, обозначает единичного человека, проявляющего социально-значимые черты индивидуальной жизнедеятельности благодаря взаимодействию с другими людьми и тем самым способствующего стабилизации и развитию общественных отношений.

    Понятие личность помогает охарактеризовать в человеке социальное

    начало его жизнедеятельности, то есть свойства и качества, которые человек реализует в социальных связях, культуре, то есть в общественной жизни в процессе взаимодействия с другими людьми.

    1. Дайте определение понятий «социальный статус» и «социальная роль». Как эти понятия связаны между собой?

    Социальный статус - положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать экономические, национальные, возрастные и другие признаки. Социальный статус разделяется по умениям, навыкам, образованию.

    Социальная роль - модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных, общественных и личных отношений. Социальная роль -- это не что-то внешне связанное с социальным статусом, а выражение в действии социальной позиции агента. Другими словами, социальная роль - "поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус"

    Статус и социальная роль так или иначе показывают положение человека в обществе, его модель поведения. Социальный статус зависит от роли: роль должна соответствовать статусу
    Социальный статус — это обязанности и права человека в системе социальных связей, групп, систем. Он включает в себя обязанности (роли-функции), которые человек должен выполнять в данной социальной общности (учебной группе), связи (учебном процессе), системе (вузе). Права - это те обязанности, которые должны выполнять по отношению к человеку другие люди, социальная связь, социальная система. Например, правами студента в вузе (и одновременно обязанностями по отношению к нему администрации вуза) являются: наличие высококвалифицированных преподавателей, учебной литературы, теплых и светлых учебных помещений и т. п. А правами администрации вуза (и одновременно обязанностями студента) являются требования к студенту посещать занятия, изучать учебную литературу, сдавать экзамены и т. п.
    Социальная роль — это поведение, вытекающее из социального статуса человека и ожидаемое окружающими. В качестве ожидаемого поведения социальная роль включает в себя совокупность социальных норм, определяющих ожидаемую последовательность действий субъекта, адекватную его социальному статусу. Например, от талантливого шахматиста ожидается профессиональная игра, от президента — способность формулировать интересы страны и реализовать их и т. п. Поэтому социальную роль можно определить, как поведение, соответствующее социальным нормам, принятым в данном обществе.

    1. Что такое ролевая система личности?

    Вся совокупность социальных ролей, которые в ходе жизни человека постоянно накапливаются, называется ролевой системой. Ролевая система– совокупность социальных ролей, которые человек играет в обществе. И проблема в том, что если человек выстраивает эту систему не совсем правильно, то может рано или поздно случиться кризис.

    1. Что такое персональные статусы? Существуют ли они в современном обществе?

    2. Что такое достигаемые статусы? В чем причина увеличения их численности в современном обществе?

    Достигаемый статус — это статус индивида, который закрепляется через индивидуальный выбор и конкуренцию, с учетом способностей данной личности или в результате везения. Для современного индустриального общества характерно преобладание достигаемых статусов. В целом это прогрессивная тенденция, т. к. достигаемые статусы ведут к значительно более справедливому заполнении: социальных структур в соответствии с личными качествами индивида, его способностями, профессионализмом: что определяет эффективное функционирование индивида в рамках занимаемого статуса.

    1. Что мы понимаем под ролевым поведением? Чем оно отличается от набора прав и обязанностей по данной роли?

    Ролевое поведение – индивидуальное исполнение социальной роли – общество задает стандарт поведения, а исполнение роли носит личностную окраску. Освоение социальных ролей – часть процесса социализации Личности, непременное условие «возрастания» Личности в обществе себе подобных. В ролевом поведении могут возникнуть ролевые конфликты: межролевые (человек вынужден выполнять одновременно несколько ролей, иногда противоречивых), внутриролевой (возникают тогда, когда к носителю одной роли предъявляются разные требования со стороны разных социальных групп). Половые роли: мужская, женская. Профессиональные роли: начальник, подчиненный и т.д.

    1. В чем социальный статус отличается от личного?

    Личный статус отличается от социального тем, что положение, занимаемое человеком в малой группе, определяется именно индивидуальными качествами личности. Поэтому социальный статус играет приоритетную роль среди незнакомых, а личный - среди знакомых людей. В процессе социального взаимодействия может обнаружиться несовпадение статусов.

    1. Что такое социализация индивида? Каковы основные этапы, элементы и особенности этого процесса?

    Социализация - процесс усвоения личностью образцов поведения, ценностей и норм, принятых в обществе, в конкретных соц. общностях. Одни авторы полагают, что процесс социализации "сопро­вождает" человека на протяжении всего его жизненного пути и завершается лишь со смертью. Другие считают, что социализа­ция, начинаясь с самого раннего детства, завершается периодом достижения социальной зрелости и вступления в этап професси­онально-трудовой деятельности. существует три основных этапа социализации — дотрудовой, трудовой, послетрудовой (связанный с выходом человека на пенсию). Однако его уязвимым местом яв­ляется значительная, даже чрезмерная длительность каждого этапа. На самом деле в рамках любого из них существует ряд более дробных по времени протекания периодов социализации. Критериев этапов социализации, нужно иметь в ви­ду прежде всего три главных: время физического и социального созревания; характер (особенности) доминирующих форм (ви­дов) деятельности; основные социальные институты ("агенты") социализации. В соответствии с этими критериями можно выде­лить следующие этапы социализации. Первый — младенчество (от рождения до примерно трехлет­него возраста), основная форма деятельности на этом этапе — общение. Второй этап социализации — детство (от 3 до 6—7 лет). Здесь основной формой деятельности становится игра, причем прежде всего ролевая. Третий этап социализации охватывает период от 6—7 13—14 лет. В рамках этого этапа происходит несколько перемен, настоящих переломов, характеризующих особенности социализации. Во-первых, меняется основная форма деятельно­сти, вместо игры (хотя она часто продолжает сохранять значи­тельное место в жизни ребенка) появляется учеба, которая ста­новится основным средством познания мира, жизни, отношении Во-вторых, вместо дошкольного учреждения появляется инсти­тут школы как основной (наряду с семьей) фактор социализа­ции. В-третьих, происходит половое созревание детей, наклады­вающее свою особую печать на процесс социализации. Четвертый этап социализации, имея нижней границей подро­стковый возраст (13—14 лет), характеризуется известной вре­менной неопределенностью верхнего рубежа. В содержательном отношении это — завершение учения и переход к профессио­нально-трудовой деятельности. У одних он происходит в 18 лет. у других — в 23—25 и даже позже. Основной формой деятельно­сти продолжает оставаться образовательная, однако серьезную конкуренцию ей составляет досуговая деятельность и общение. На данном этапе завершается половое созревание личности и — чаще всего — начинается ее половая жизнь. Пятый этап социализации охватывает временные рамки функционирования социально зрелой личности (от 20—25 до 35—10 лет). Он характеризуется ее (как правило) высокой ак­тивностью в профессиональной сфере, созданием собственной семьи, в связи с этим превращением личности из "объекта" в "субъект" социализации. Шестой этап социализации связан с возрастным периодом от 35—40 до 55—65 лет, то есть от времени пика зрелости до выхо­да на "заслуженный отдых" пенсионерского бытия. Седьмой этап социализации наступа­ет в условиях пенсионного возраста и отказа личности от актив­ной профессионально-трудовой деятельности.

    На последнем этапе социализации личности особую роль иг­рают социальные институты, связанные с возможностью ее со­циальной защиты и оказания ей морально-психологической по­мощи. Социализация личности осуществляется в процессе ее взаимодействия с многообразными факторами. Среди них можно выделить социальные группы, организации и, конечно, социальные институты, рассмотрение роли и значения которых в социоло­гическом плане является едва ли не самым важным. Если про следить общую тенденцию, проявляющуюся по мере переход от одного этапа социализации к другому, то она будет состоять в движении от ее монофакторного (семья) к полифакторному характеру и затем, к заключительному этапу социализации, наоборот. Чем больше социальных факторов вовлечено в процесс социализации, тем насыщеннее и интенсивнее он протекает. Фазы социализации: Адаптацию чаще всего характеризуют к приспособление личности окружающей социальной среде и ее освоение. Смыслом это­го освоения выступает принятие личностью норм и ценностей среды, будь то социальная общность, организация, институт, включение человека в различные формы предметной деятель­ности и взаимодействия, имеющиеся в этих социальных образо­ваниях. Адаптация — это начальный этап процесса включения и интеграции индивида в социальную, образовательную, про­фессиональную среду, основанный на реальном, повседневном, регулярном взаимодействии с ним. Основной функцией адапта­ции является освоение относительно стабильных условий сре­ды, решение повторяющихся, типичных проблем путем ис­пользования принятых способов социального поведения, дей­ствия. Второй фазой социализации личности является интернализация (интериоризация). Она означает сущностное, глубинное включение индивида в процесс, освоение его таким образом, что происхо­дит органичное превращение норм, стандартов, стереотипов поведения, ценностей, характерных для внешней среды, во внутреннюю "принадлежность" личности. Это процесс пере­вода внешних требований во внутренние установки человека. Интернализация как фаза социализации осуществляется все­гда на основе адаптации и в этом смысле оказывается более затянутой" по времени своего осуществления, более длитель­ной и фундаментальной. В результате интернализации у личности появляется система твердых социальных регуляторов поведения, соответствующих как требованиям общества, так и конкретной социальной общности (либо социального институ­та, организации). Интернализация личности означает полное ее включение в ту или иную социальную структуру, в ряде случаев даже "сращивание" с ней. Последнее происходит тогда, когда деятельность какой-либо конкретной структуры трудно представить себе без того или иного человека.

    1. Что представляет собой модальная личность? Что такое маргинальная личность?

    Модальная личность - Это понятие выражает наибольшую распространенность (моду) типа личности в культуре. Это не «средняя» личность, а чаще всего встречающаяся. Иными словами, использование понятия модальной личности не предполагает, что все или даже большинство членов общности имеют одну и ту же личностную структуру. Это становится эмпирической проблемой, а не утверждением, основанным только на изучении особенностей культуры. При изучении модальной личности собираются и данные об отдельных индивидах.

    Итак, модальная личность соответствует сравнительно прочно сохраняющимся чертам личности, чаще всего встречающимся У взрослых членов данного общества. Именно общества, а не культуры, так как исследователи модальной личности интересовались прежде всего современными индустриальными обществами. Эти черты личности должны изучаться статистическими, прежде всего тестовыми методами, но выбор определенных показателей затруднен, так как не существует общепризнанной теории личности. Авторы, изучавшие модальные личности, постоянно развивали идеи, связанные с этим понятием. Так, Линтон предлагал разграничивать социально желательную структуру личности, которая была бы оптимальной для членов данного общества, и модальную личность, которая в реальности наблюдается у его членов. Столкнувшись с трудностями выделения одной модальной личности в любом индустриальном обществе, этнологи стали разрабатывать концепцию мулътимодалъных обществ, согласно которой каждый народ представлен не одной модальной личностью, а несколькими, с переходными формами между ними.

    Маргинальность (позднелат. marginalis - находящийся на краю) - социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определённый отпечаток на его психику. Это понятие появилось в американской социологии в 1920-едля обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям.

    Индивидуальная маргинальность характеризуется неполным вхождением индивида в группу, которая его полностью не принимает, и его отчуждением от группы происхождения, которая его отторгает как отступника. Индивид оказывается «культурным гибридом» (Парк Р.), разделяющим жизнь и традиции двух различных групп.


    написать администратору сайта