Готовые сочинения MSK+0 (2). Какую жизненную цель можно назвать благородной
Скачать 256.91 Kb.
|
Какую жизненную цель можно назвать благородной? Жизнь – это череда целей, выполняя которые, человек продвигаются к глобальному смыслу своего существования. Успешное достижение благородной цели делает человека счастливым. Но какую задачу можно назвать таковой? Многие писатели задавались этим вопросом в своих произведениях. Павел Иванович Чичиков, герой поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», видел жизненную цель в накопительстве материальных благ, в получении «хлебного» места, в наживе. Герою с детства внушалось, что можно рабски выслуживаться перед начальством, подставлять в нужное время коллег и вчерашних, но уже неугодных благодетелей, чтобы добиться вожделенного достатка. Однако автор подчеркивает, что это путь в никуда, ведущий к омертвлению души. Накопительство, чинопочитание, глупость – все это высмеивал Гоголь, и его смех был сквозь слезы. Цель не может быть благородной, если сконцентрирована только на себе и материальном изобилии. По-другому счастье себе представляли герои поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?». По мнению автора, счастливым стал Гриша Добросклонов, его счастье именно в благородной цели, которая связана со служением народу. Таким человеком, которому «судьба готовила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь», который готов на все ради Родины, стал именно семинарист Гриша. Сам он выходец из народа, живет тяжело и голодно, поэтому болеет душой за всех обиженных и страждущих. Гриша мечтает, что крестьяне станут жить хорошо, пытается ободрить их воодушевляющими песнями. Герой верит в свою страну, ставит своей задачей содействовать ее благополучию. В возвышенности его устремлений сомневаться не приходится, ведь он живет ради других и приносит пользу своему отечеству. Таким образом, благородная цель – это желание что-то изменить к лучшему не только в своей жизни, но и в жизни окружающих. Каждому под силу поставить себе такую цель, не обязательно выбирать общенародный масштаб, можно начинать с малых добрых дел. Такая задача обязательно принесет человеку счастье и вдохновение. Когда представитель старшего поколения становится настоящим авторитетом для молодежи? Молодые люди часто амбициозны, горды и самолюбивы, они редко признают кого-то авторитетом, особенно если это касается старшего поколения. Но есть случаи, когда люди постарше вызывают у молодежи уважение и почет, на них хотят равняться и быть такими же, как они. Завоевать этот авторитет сложно. Для этого нужно постараться быть с подростками на равных, понимать их проблемы и постараться решить их нестандартным путем. Также влияние на молодежь имеют те, кто совершил какой-то подвиг, например, всегда были в почете ветераны войны. Но чаще всего авторитет завоевывают учителя среди своих учеников. Подтвердить свою точку зрения я хочу произведением об учителе. Начну я с рассказа Ф. Искандера «13 подвиг Геракла». В центре сюжета преподаватель истории с необычным именем Харлампий Диогенович. Он принципиален и благороден, умеет разбираться в человеческих характерах, чувствует ложь и подлость. Он сразу же установил в классе дисциплину, его любили и уважали одновременно. Школьник, от чьего имени ведется рассказ, очень боялся попасть на «острый язык» своего учителя. Но совершая один неблаговидный поступок за другим, стал предметом смеха для одноклассников. Рассказчик признается, что учитель закалял лукавые детские души, используя прием юмора. Несмотря на то, что Харлампий Диогенович высмеял ученика, тот благодарен ему и считает авторитетом. Благодаря таким людям, школьники вырастают хорошими, честными людьми. В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» мы видим представителей самых разных поколений. В то время уважали и почитали старших, но в произведении есть один персонаж, который пользуется авторитетом у младшего поколения. Это князь Николай Болконский. Он придерживается принципов чести, долга и благородства. Детей своих воспитывал в строгости, но его не боятся, а уважают, потому что знают, все, что он говорит, правильно. Не зря Андрей Болконский, уходя на войну, строго выполняет его завет, смысл которого в том, что лучше быть убитым, чем опозориться и струсить. Это заслуживает уважения. Так же воспитана и княжна Марья, некрасивая внешне, но богатая внутренне. Она благородна, честна, любит правду и не терпит лжи. Замуж девушка выходит по большой любви и становится хорошей женой. Все это благодаря тому, что ее отец был авторитетом для нее, и Марья не могла встать на неправильный путь. Таким образом, если человек телом стар, а в душе все также молод, знает психологию людей, то вполне может стать авторитетом. Кроме этого уважительное отношение у подростков заслуживают выдающиеся личности, которые смогли вызвать у молодых людей чувство уважения и гордости. И несомненно авторитетами являются те родители, которые с детства воспитывают своих детей в соответствии с моральными принципами. Но молодежи нужно знать одно — старшее поколение имеет уникальный опыт и мудрость, поэтому их советы смогут помочь в решении многих жизненных проблем. В чём ценность исторического опыта? Ценность исторического опыта заключается в том, что он позволяет человечеству двигаться дальше, минуя ошибки прошлых поколений людей. Если мы помним, в чем были неправы наши предки, то не повторим их просчетов и сможем сделать шаг навстречу эволюции. Об этом писали многие авторы, некоторые произведения которых мы разберем в качестве примеров. Так, Анна Ахматова в поэме «Реквием» описала чудовищные репрессии советской власти, которые были после революции 1917 года и победы большевиков в Гражданской войне. Это произведение автобиографично и основано на реальных событиях: сама Ахматова носила передачки и стояла в километровых очередях, чтобы узнать хоть что-то о родном сыне, заточенном в тюрьме. Его арестовали лишь на том основании, что его отец был контрреволюционером и открыто выступил против социалистов. Поэтесса прочувствовала все горе тех миллионов женщин, которые также стояли в очереди и никак не могли помочь своим близким, пострадавшим без вины. Самое ужасное в их положении — это неизвестность. Никто не мог сказать, какая участь ждет их родственников и друзей. Никто не мог защитить их и вырвать из лап несправедливой репрессивной машины. В финале этой поэмы автор просит нас воздвигнуть памятник возле тюремных стен, чтобы люди нового времени не совершили эту страшную ошибку вновь и не повторили ее печального пути. Для нас этот урок не имеет цены, ведь его мы можем использовать в качестве аргумента против доводов в пользу тирании. Рассмотрим и другой пример. В произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» описывается восстание Емельяна Пугачева во всех ужасающих подробностях: мятежники калечили, убивали, унижали, грабили людей, прикрываясь идеями о справедливости и равенстве. Автор много времени провел за изучением исторических хроник и документов, чтобы представить себе и изобразить для нас полноценную картину событий. Образ главаря бунтовщиков очень реалистичен и неоднозначен, как будто перед нами предстал реальный человек. Емельян действительно стремится к изменениям, необходимым в крепостнической России того времени. Однако он выбирает для благородных целей низкие средства, которые ведут его совсем в другом направлении. Вместо справедливости и благоденствия крестьяне получают новую войну и все связанные с нею тяготы и потери. Страдают и невинные люди, которые жили не лучше самого трудового народа. Так, сиротой становится Марья Миронова, которую при новой власти в Белогорской крепости морят голодом и принуждают к браку. А ведь она не эксплуатировала крестьян и сама была бесприданницей из глубинки. Это значит, что «правосудие» мятежа било вслепую и поражало главным образом тех, кто не мог дать сдачи и спастись. Этот исторический опыт весьма полезен для нас, ведь позволяет понять, что мир войной не построить, а народ бунтом не осчастливить. Нужны конструктивные меры и реформы на высшем уровне, а не слепая месть власть имущим. Таким образом, исторические уроки помогают человечеству накапливать мудрость и эволюционировать. Если бы их не было, мы бы из поколения в поколение совершали одни и те же ошибки, которые не давали бы нам возможности двигаться вперед и развиваться. Поэтому важно знать свою историю и уметь ее использовать. Почему достижения прогресса, дающие человеку удобства и комфорт, могут быть опасны для человечества? Некоторые достижения прогресса дарят человеку удобство и комфорт, но могут быть очень опасны, если рассмотреть их влияние в перспективе. Сейчас совсем не очевидно, кому может навредить пластиковая трубочка, но в будущем их повсеместное использование может привести к фатальному загрязнению мирового океана. Почему? Потому что никто не смотрит наперед и не прогнозирует, к чему приведет то или иное явление? И таких примеров немало, особенно в литературе… Например, М.А. Булгаков в произведении «Роковые яйца» описал такой случай. Профессор Персиков создал луч, ускоряющий метаболические процессы в живых организмах на стадии яйца. Живые существа, которые подверглись облучению, вырастали в сотни раз и становились более здоровыми, продуктивными, сильными. Но ученому не дали изучить открытие до конца. Власть имущие, испытывающие недостаток в мясе, решили ввести технологию в производство. Это дело поручили человеку безграмотному и безответственному. Рокк перепутал яйца и вывел агрессивных мутантов, которые сеяли хаос в городе и даже довели Москву до эвакуации. Никто не думал, что воздействие луча сделает рептилий злыми и очень прожорливыми. Вот так полезное нововведение превратилось в ужасное оружие, вышедшее из-под контроля. Достаточно не продумать последствия, не взвесить риски, и опасность вытесняет все положительные аспекты достижения. Но есть и другой аспект проблемы, более глубокий. Порой изобретения такого рода работают так, как надо, но оказывают системное влияние на человека, которое нельзя назвать благотворным. Например, Олдос Хаксли в антиутопии «О дивный новый мир» описал сценарий будущего, в котором у людей все хорошо, но настолько, что это уже не люди. Идеальный баланс эры Форды основывался на искусственном размножении, системе каст и гипнопедии, уничтожении институтов семьи, брака, дружбы. Человек лишился свободы воли, все его действия и мысли бы просчитаны и запрограммированы. Его личности не было, осталась лишь социальная функция. Зато в мире было комфортно: ни насекомых, ни плохой погоды, ни социальных конфликтов, ни нищеты, ни рабства. Можно долго продолжать список этих «ни», но в нем мы найдем все то, ради чего живем сейчас. В погоне за удобством человек может заменить себя на биоробота — вот в чем я вижу опасность достижений науки, направленной только на поддержание комфорта. Таким образом, достижения прогресса, дающие человеку удобства и комфорт, могут быть опасны для человечества по двум причинам. Первая — не изученные свойства открытий, которые могут принести вред в перспективе. Вторая — деградация человека в физическом и нравственном смысле. Оба варианта важно учитывать при создании новых технологий. |