Главная страница
Навигация по странице:

  • Ушакова Л.Г. Актуальность Актуальность

  • Звукообразование Звукообразование

  • Певческое дыхание Певческое дыхание

  • Артикуляция Артикуляция

  • Дикция Дикция

  • Интонация Интонация

  • Всеобщие утверждения педагогов

  • Теоретические основы формирования вокально-хоровых навыков детей младшего школьного возраста Презентация Колтунова А.. Теоретические основы формирования вокально-хоровых навыков детей. Канд психол наук, доцент Ушакова Л. Г


    Скачать 66.49 Kb.
    НазваниеКанд психол наук, доцент Ушакова Л. Г
    АнкорТеоретические основы формирования вокально-хоровых навыков детей младшего школьного возраста Презентация Колтунова А
    Дата23.02.2023
    Размер66.49 Kb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлаТеоретические основы формирования вокально-хоровых навыков детей.pptx
    ТипДокументы
    #951512
    Колтунова Арина Сергеевна Теоретические основы формирования вокально-хоровых навыков детей младшего школьного возраста
    Руководитель: канд. психол. наук, доцент
    Ушакова Л.Г.
    Актуальность

    Актуальность: хоровое искусство имеет большое значение в музыке, поэтому, педагоги заинтересованы в высоком уровне вокального исполнения участников их хоровых коллективов. Для этого необходима большая музыкально-педагогическая работа с вокалистами, начиная с самого раннего возраста, развивая у них необходимые вокально-хоровые навыки.

    Разработанность

    Алиев Ю.Б., Беркман Т.Л., Ветлугина Н.А., Тевлина В.К. – музыкальное развитие учащихся в процессе обучения пению;
    Багадуров В.А., Левидов И.И., Малинина Е.М. - воспитание и охрана детского голоса;
    Гладкая С.Н., Луканин А.А., Каменский В.В. - формирование певческих навыков;
    Рудаков Е.А. и Морозов В.П. - изучение физических характеристик голосов детей;
    Стулова Г. П. - теория и методика развития детских голосов в возрасте «от рождения до 10 лет»;
    Осеннева М. С. - теория и методика музыкального воспитания.

    Вокально-хоровые навыки

    Вокально-хоровые навыки - взаимодействие компонентов: звукообразования, дыхания, дикции, ансамбля и строя, которые в результате упражнений становятся автоматизированными.
    Основные вокально-хоровые навыки: звукообразование, певческое дыхание, артикуляция и дикция, интонация.

    Звукообразование

    Звукообразование (фонация) - вокально-хоровой навык, который представляет собой извлечение певческого звука, момент его возникновения, т.е. его атака, возникающая при взаимодействии дыхательных и артикуляционных органов с работой гортани.

    Певческое дыхание

    Певческое дыхание – важнейший вокально-хоровой навык, энергетический источник голоса, от которого зависит сила и длительность звука, его тембровые краски.
    Выработка спокойного и свободного дыхания является одной из главных задач на пути к овладению вокальным искусством.

    Артикуляция

    Артикуляция – вокально-хоровой навык, представляющий собой способ исполнения звуков при пении связно или отрывисто, а также важное средство выразительности в хоровом исполнении.

    Дикция

    Дикция – это ясное, разборчивое произнесение текста. Дикция оказывает огромное влияние на выразительное исполнение произведения. Она является одним из вокально-хоровых навыков и развивается на основе правильной артикуляции сначала отдельных гласных, слогов, а затем слов и целых фраз.

    Интонация

    Интонация — это вокально-хоровой навык, представляющий собой правильную передачу мелодии с помощью голосового аппарата.
    Именно интонация играет основную роль в постижении идейно-эмоционального смысла музыкального искусства, выразительного значения мелодии

    Всеобщие утверждения педагогов

    Утверждения, которые являются всеобщими и неоспоримыми среди педагогов по сей день:
    - педагогический процесс развития детского голоса должен строиться в соответствии с природными закономерностями развития голосового аппарата ребенка, а также в соответствии с психофизиологическими особенностями возраста;
    - при работе над звуком необходимо следить за легкостью и непринужденностью голоса;
    - необходимо помнить, что голос ребенка – достаточно хрупкий и очень гибкий природный инструмент; он находится в состоянии постоянного изменения, роста;
    - правильное певческое дыхание следует прививать детям уже на первых уроках;

    Заключение

    В ходе работы были решены следующие задачи:
    - Обобщен педагогический опыт процесса формирования вокально-хоровых навыков детей в педагогической литературе;
    - Определены понятия «вокально-хоровые навыки», «звукообразование», «певческое дыхание», «артикуляция», «дикция», «интонация»;
    Подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод, что выразительное хоровое исполнение требует овладения каждым учащимся сложным комплексом вокально-хоровых навыков: звукообразование, певческое дыхание, артикуляция и дикция, интонация, которые являются той основой, без которой хоровое пение воспитательного значения иметь не может.

    Список литературы

    Асафьев Б. В. Вопросы музыки в школе. Сб. статей под ред. И. Глебова, Ленинград, 1926., - 125с.)
    Ветлугина Н. А. Модель эстетического отношения ребенка к музыке и музыкальной деятельности // Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательной школы. М.: Просвещение., 1982. — 142с.)
    Жарова Л. М. Начальный этап обучения хоровому пению. М., 1981, 65с.
    Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 344-345.
    Никольская-Береговская К.Ф. Русская вокально-хоровая школа: От древности до XXI в.: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2003. – 270с.
    Осеннева М.С., Самарин В.А. Хоровой класс и практическая работа с хором. М.: Академия, 2003. – 192 с, с.78
    Павлов И. П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга / И. П. Павлов; под общ. Ред. К. М. Быкова. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 362с.
    Сарычева Е. И. Сценическая речь., - Искусство, 1955. – 249с.
    Стулова Г. П. Теория и практика работы с детским хором. М., 2002. 176с.
    Стулова Г.П. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению» (Москва, издательство «Прометей» МПГУ им. В.И. Ленина, 1992 г.).
    Щетинин М. Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. — М.: Метафора, 2004. — 368 с.)



    написать администратору сайта