доклад. Игровые технологии
Скачать 20.66 Kb.
|
В современном мире человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Именно в школе начинается процесс становления качеств творческой личности. И очень важно правильно организовать этот процесс. Развитие творческих способностей это один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Развитие, совершенствование и обогащение речи учащихся — одна из серьезнейших и всегда актуальных задач преподавания русского языка и литературы в школе. Неталантливых детей нет, творчество присуще каждому, и любой ребёнок творчески одарён. Только дар этот надо не пропустить, создать условия, чтобы ученику захотелось творить и, конечно, сделать это вовремя. В своем опыте я опираюсь на элементы технологий личностно-ориентированного обучения, здоровьесбережения, проблемного обучения, развития критического мышления и игровые технологии. Результат своей деятельности я вижу в творческой активности учащихся на уроках и внеклассных занятиях, в росте интереса к моему предмету, в коммуникативной активности, стабильности результатов обучения. Мой опыт доступен любому учителю и рассчитан на ученика среднего и высокого уровня интеллектуального развития, его элементы могут быть использованы и в слабых классах. Игровые технологии. Применение игровых технологий на уроках русского языка и литературы способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию творческих качеств личности. Нельзя забывать, что игра - естественная потребность для детей среднего школьного возраста. В игре ребёнок раскрепощается, а раскрепостившись, он может и творить, и познавать в творчестве. У детей есть потребность одушевить неодушевлённые предметы, обратить словесный образ в материальный, видимый и осязаемый. Для активизации мыслительной деятельности на уроке много возможностей. Характерной особенностью урока с игрой является включение игры в его конструкцию в качестве одного из структурных элементов урока. Выделяют следующие виды дидактических игр. 1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины. 2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез. 3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды. При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий: 1) соответствие игры учебно - воспитательным целям урока; 2) доступность для учащихся данного возраста; 3) умеренность в использовании игр на уроках. Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий: 1) ролевые игры на уроке; 2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН); 3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.); 4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного); 5) различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.). Результативность. Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций: 1) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки; 2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету; 3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников; 4) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся. (Примеры использования игровых технологий на уроке в приложении 2) Направления работы по развитию речи многообразны, а ее объем велик. Добиться точной и выразительной речи можно лишь при одном условии, если говорящий владеет разнообразными средствами языка, разными способами передачи одного и того же смысла, если речь достаточно богата. В 5 классе, когда изучаем раздел «Лексика», на каждом уроке мы играем в игры, которые помогают пополнить словарный запас учеников. «Дежурная буква». Учащиеся пишут слова на определенную букву за 1 минуту. Интерес к этой игре с каждым уроком растет, а вместе с тем пополняется лексикон учащихся. Фрагменты уроков с использованием игровых технологий Урок русского языка в 5 классе Тема: Чередование гласных О-А в корнях лаг – лож. Вид урока: урок освоения новых знаний. В качестве разминки использую грамматическую зарядку в середине урока. Грамматическая зарядка Задание Если в корне “а” - хлопаем в ладоши, если в корне “о” - встаем. • Прил…гать усилия. • Сл…жить вещи. • Отл…жить празднование. • Возл…гать надежды. • Предл…жить блины. • Безотл…гательное дело. • Радостное предпол…жение • Распол…житься у костра. «В гостях у лингвистической сказки». Учитель. Придумайте продолжение сказки о похождениях двух братьев Лаг и Лож. 1) Лингвистическая сказка о корнях ЛАГ-ЛОЖ За тридевять земель, в Царстве русского языка, жила-была гордая и красивая царица Грамматика. Прислуживали ей два брата -лаг- и -лож-. И она никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга, особенно в окружении других слуг: гласных и согласных. Много ли, мало ли прошло времени, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, но не выдержала Царица, кликнула клич по всему Царству русского языка: «Кто научит меня различать моих верных слуг — братьев -лаг- и -лож-, того награжу по-царски». Дети с удовольствием придумывают продолжение сказки, помня об особенностях сказки, композиции, чудесных помощниках, сказочном числе «три» и т.д. Лингвистический футбол От каждой команды приглашается по одному ученику к доске – он «встаёт на ворота». Команда-противник имеет в своём арсенале 5 слов на нужную орфограмму, они «забивают» вратарю пять мячей-слов. Сколько «голов» отбил вратарь, такую оценку и получил (слова или словосочетания каждая команда может придумать сама). 1. Расположение лагеря 1. Прилагать усилия 2. Слагать песни 2. Отложить празднование 3. Предложить кофе 3. Возлагать надежды 4. Сложить вещи 4. Предложить блины 5. Излагать мысли вслух 5. Расположиться у костра. Загадки по теме «о-а в корнях лаг-лож». Задание: выписать слова на данную орфограмму, выделить корень. Подчеркнуть буквы о-а. 1) Безрукий, безногий старик через реку мост проложил. (Мороз, лед на реке) 2) В избе-губа, на губе - труба, я лучинку зажег, положил на порог, зашумело в избе, загудело в трубе. (печь) 3) Длинной шеей поверчу, груз тяжелый захвачу, где прикажут положу - человеку я служу. (подъемный кран) 4) Вложу, сложу, за море пущу, и там заговорит. (письмо) 5) Весёлое стихотворение: На опушке в избушке Расположились старушки. У каждой старушки лукошко, В каждом лукошке расположилась кошка. Кошки в лукошках Шьют старушкам сапожки |