Главная страница
Навигация по странице:

  • Глава двадцать первая. ПЕРЕХОДНОЕ

  • 2. Принципы подразделения психозов.

  • Вид III.

  • История психиатрии. История психиатрии (Каннабих Ю.). Каннабих Ю. История психиатрии Л. Государственное медицинское издательство, 1928


    Скачать 2.12 Mb.
    НазваниеКаннабих Ю. История психиатрии Л. Государственное медицинское издательство, 1928
    АнкорИстория психиатрии
    Дата10.12.2022
    Размер2.12 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИстория психиатрии (Каннабих Ю.).pdf
    ТипДокументы
    #837850
    страница16 из 28
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   28
    Глава двадцатая. СПОР ПСИХИКОВ И
    СОМАТИКОВ. Идеология соматической
    школы. Нассе. Якоби. Деятельность
    Фридрейха.
    История
    психиатрии
    Каннабих Ю.
    Одновременно с психической школой, как ее диалектическая противоположность, зарождается, развивается и крепнет школа врачей соматиков. В течение трех десятков лет продолжается горячая полемика, известная в истории психиатрии под названием «спора психиков и соматиков». Это было состязание мировоззрений и методов: спиритуализма и материализма, умозрения и наблюдения. Решался очень важный вопрос — будет ли психиатрия наукой медицинского цикла или же она останется в недрах философии? Разумеется, спор не мог решиться иначе, нежели это произошло в действительности, но правильное решение было ускорено благодаря энергичным трудам нескольких выдающихся работников, из числа которых должен быть назван в первую очередь Нассе. Не следует, однако, думать, что последний окончательно освободился от метафизической философии. В духе времени было верить, что мышление и воля
    — чисто душевные функции; однако, Нассе уже ясно понимал, что полная сохранность душевной жизни возможна только при здоровом состоянии тела. На пропаганду этой идеи он направил всю свою энергию. Вероятно, роль, которую сыграл Нассе, в значительной степени была подготовлена его основной
    специальностью, наложившей свою печать на его медицинскую мысль: он был интернистом. Учение о болезнях внутренних органов, уже очистившись в ту пору от умозрений, потеряло свой преимущественно книжный характер. Открытие перкуссии заставляло не только думать, но и действовать. Сам Нассе уже умел выстукивать по Лаеннеку, пользовался термометром, делал лабораторные исследования и вскрытия. Рассказывают, что однажды, посетив одну мастерскую и узнав, что рабочие — точильщики не выдерживают этого труда более 12 лет, Нассе изобрел респиратор и опубликовал работу: «К вопросу об охране рабочего на фабриках».
    Эта черта в достаточной степени характеризует реально-жизненное направление всей его медицинской деятельности.
    Фридрих Нассе (1778 —1851) окончил медицинский факультет в Галле, где он был любимым учеником Ревмя. Получив врачебный диплом в 1800 г., он занял кафедру общей медицины в Галле в 1815 г., вскоре после чего, получил приглашение во вновь открытый Боннский университет. В этом городе и протекла вся остальная жизнь Нассе. Среди его учеников был Иоганнес Мюллер, великий физиолог, один из тех ученых, благодаря которым германская наука должна была раз навсегда покинуть всякие умозрительные построения и быстро двинуться по пути, обеспечившему ей мировое значение. В 1818 г. Нассе основывает Zeitschrift fur psychisehe Arzle, журнал, сделавшийся вскоре органом пропаганды идей соматической школы. В его программу входило не только изучение душевных болезней, но и всего того, что так или иначе связано с ними: физиологическая психология, психология животных, изучение аффектов и страстей, сновидений, патологической анатомии головного мозга и, наконец, статистики и законодательства о душевно — больных. Когда, в 1825 г., в окрестностях Бонна, в
    Зальцбурге, была от крыта в старом бенедиктинском аббатстве первая в Рейнской области психиатрическая больница, и туда был назначен врачом Якоби, в лице последнего Нассе нашел энергичного соратника, настроенного еще более радикально, чем он сам.
    Вскоре соматическая школа разделилась на три отдельные ветви. Общий лозунг:
    «в основе душевных болезней лежат материальные изменения» приобрел в каждой из них особый оттенок. Большинство рассматривало психозы, как болезни особого рода, с резко очерченными проявлениями н постоянными клиническими картинами; меньшинство отрицало самостоятельность психозов, рассматривая их лишь в качестве непостоянных и переменчивых симптомов различных соматических заболеваний. Наиболее прогрессивной была эта вторая ветвь, во главе которой стоял Якоби. Он отказывался расценивать головной мозг, как единственное место происхождения психозов; такую же роль он приписывал симпатической нервной системе, кровеносным сосудам и всем другим внутренним органам, заставляя участвовать в нормальных и патологических проявлениях психической жизни дают кости, связки, сухожилия, пищеварительные и половые органы. К заболеваниям всех этих частей тела может присоединиться психоз, который, таким образом, имеет во всех случаях только симптоматическое значение и не является самостоятельным нозологическим видом. Крайность, в которую ударилась эта ветвь соматической школы, оказала в высшей степени полезное действие на дальнейший рост психиатрических знаний, так как 1) возникла потребность в более тщательном обследовании соматического статуса, 2) намечен был ряд вопросов этиологии психозов н 3) самая наука о душевных болезнях все более сосредоточилась в руках врачей. Якоби
    принадлежит в этом смысле наибольшая заслуга, и недаром Флемминг назвал его
    Беконом германской психиатрии. Идея Якоби о необходимости для душевного равновесия содружественной гармонии всех физиологических отправлений человеческого организма получила, как известно, дальнейшее развитие в одну из последующих эпох. Афоризм: «душевные болезни суть болезни всего организма»
    —вполне соответствует основным воззрениям Якоби. Однако, в те времена — тридцатые и сороковые годы XIX века — указанная мысль, будучи могущественным орудием в борьбе с психиками, заключала в себе одновременно и некоторые реакционные элементы, так как отвлекала психиатрию от более настоятельной задачи — преимущественного обследования мозга и центральной нервной системы.
    Максимилиан Якоби (1775 —1858) родился в Дюссельдорфе. Отец его был известным философом. Медицинское образование он получил в Иене и
    Геттингене. Его специально психиатрический путь, как больничного врача, обозначился сравнительно поздно (ему было 50 лет, когда он взял на себя управление Зигбургом). Но его теоретическая деятельность, как борца за соматическое направление в психиатрии, началась гораздо раньше: статьей, напечатанной в 1818 г. в Zeitschrift flir psychische Arzle. Интересно отметить, что в том же самом году вышел учебник Гейнрота: таким образом самый крупный соматик и самый упорный психик выступили в поход одновременно. В 1822 г.
    Якоби писал: «поскольку всякое душевное расстройство основано на соматической болезни, оно является объектом врачебной науки. Терапия психиатра состоит в том, чтобы устранять ненормальности темперамента — этой чисто соматической базы аффектов и страстей». С этой целью он пользуется лекарственными и диететическими средствами, а также прямым влиянием на психику больного, от чего «возникает обратное действие на соматический организм». Таким образом все значение психотерапии сводится к воздействию на физическую основу психики.
    Практическая разработка многообразных сторон больничного дела, которому
    Якоби посвящал большую часть своего времени и энергии, получила выражение в его обширном труде «О планах и устройстве психиатрических лечебниц, с подробным описанием лечебницы Зигбург». Эта книга прославила не только автора, но и его учреждение. Зигбург сделался, на ряду с Зонненштейном. крупным рассадником психиатрического образования. Одновременно с этим
    Якоби также интересуется вопросами теории психозов. Французская наука и английская филантропия все время в сфере его внимания; в своих статьях он приводит много выдержек из Эскироля и целиком переводит на немецкий язык работу Тьюка «Описание Йоркского убежища». Когда к концу его жизни повсюду кругом заговорили о системе Конолли, Якоби высказался о ней отрицательно: он думал, что полный отказ от физических мер стеснения нецелесообразен, так как может в известных случаях принести даже явный вред. Особенно непонятно было ему отрицательное отношение англичанина к изолятору. В 1844 г. начинает выходить в свет его широко задуманный труд: «Главные формы душевных болезней».
    Однако, опубликован был только первый том — «О неистовстве» (tiber die
    Tollsucht). В этой монографии содержится немало умозрительных построений.
    Якоби продолжает настойчиво отрицать значение головного мозга в происхождении психозов. По этому поводу с резкой критикой против него выступает один молодой врач, ассистент клиники в Тюбингене, который,
    наоборот, настойчиво доказывает исключительную роль мозга. Это был двадцатисемилетний Гризингер. Несмотря на его нападки на заслуженного ветерана соматической школы, этому направлению именно в лице Гризингера предстояло вступить в более зрелый, истинно-научный период.
    Более умеренными представителями школы соматиков были Громан, Гросс и
    Блюмредер. Их работы не принесли ничего существенно-нового.
    Самым энергичным популяризатором идей соматической школы был один из образованнейших людей первой половины XIX столетия — Фридрейх (1796 —
    1862). Выпущенная им в 1836 г. книга — «Историко-критическое изложение теорий о помешательстве» — явилась полемическим трактатом, в котором шаг за шагом отвоевывается почва у психиков и беспощадно разбиваются все их метафизические выкладки. Фридрейх интересен для нас еще и своим «Опытом истории литературы по патологии и терапии психических заболеваний», этой первой, по времени, историей психиатрии, представляющей богатый архив, материалами которого широко пользовались все, писавшие на эту тему.
    Из других трудов Фридрейха следует упомянуть «Судебную психологию для медицинских чиновников, судей и защитников» (1895) и «Руководство общей патологии психических заболеваний» (1839). К числу его заслуг принадлежит основание журналов «Friedreichs Magazin fiir Seelenheilknnde», «Friedreichs Blatter fiir gerichtliche Medizine».
    Глава двадцать первая. ПЕРЕХОДНОЕ
    ВРЕМЯ В ГЕРМАНИИ. 1. Открытие
    главных германских заведений для
    душевно-больных...
    История
    психиатрии
    Каннабих Ю.
    После основания Зонненштейна в Германии одно за другим начали открываться заведения для душевно-больных путем приспособления для этой цели старинных монастырей и феодальных усадеб. В 1825 г. был открыт Знгбург, где работал
    Якоби. В 1826 г.— Гейдельбергский дон для умалишенных; после этого вскоре основаны следующие заведения: Гильдесгейм в Ганновере (1827), Лейбус в
    Сидезии (1830), Галл в Тироле (1830). Открывшийся в том же году Саксенберг (в
    Мекленбурге) был первым учреждением, специально построенным для психиатрических целей. Во главе учреждения стоял Карл Флемминг (1799 —
    1880) *, замечательный организатор, которому, между прочим, Саксенберг обязан своим прекрасным местоположением, так как, если бы не протест Флемминга, учреждение было бы построено на голой равнине, далеко от жилья или на заброшенном островке Шверинского озера. Флемминг учился в Зонненштейне у
    Пиница, побывав предварительно в Париже, где он присутствовал на обходах
    Эскироля; там, в Париже, он воспринял то строго реалистическое направление, которым отличалась впоследствии вся его многолетняя деятельность. Яркий представитель соматической школы, он произвел ошеломляющее впечатление в рядах психиков, когда в своем первом научном труде «К вопросу о философии души» (1830) доказывал полную однородность психики человека и животных.
    Сильно ограничивая этиологическое значение психических факторов, он объясняет их действие нарушением функций симпатической нервной системы.
    Страх, этот обычный симптом меланхолии, а также предсердечная тоска —
    Praecordialangst (термин, предложенный Флеммингом) — объяснялись им, как нарушения в деятельности симпатических ганглий. В своей «Патологии и терапии
    психозов» Флемминг делит психозы на две группы: протопатические и дейтеропатические заболевания мозга (энцефалопатии); при первых процесс гнездится в самом мозгу, при вторых — в симпатических узлах, оказывающих косвенное воздействие на отправления мозга. Опираясь на исследования Вирхова,
    Флемминг полагал, что со временем явится возможность объяснить все разнообразие душевных болезней нарушением кровообращения в различных частях мозга. И в науке, и в практической жизни Флемминг был энергичным борцом. Когда после революции 1848 года восторжествовала реакция, против него поднялись гонения со стороны клерикалов; несмотря на его протесты, в больницу хотели водворить священника, которому было бы присвоено право посещения больных. Тогда Флемминг подал в отставку.
    Другая большая психиатрическая больница — Винненталь в Вюртемберге, открытая в 1834г., также, как Зон-ненштейн и Зигбург, сделалась вскоре одним из центров психиатрического образования в Германии. Во главе ее стоял Целлер
    (1804 —1877) *, убежденный соматик, переводчик Гислена, знавший наизусть
    Экироля. Целлер рассматривал психозы, как симптоматологические проявления какого-то основного биологического процесса в мозгу. Вместе с Якоби, с которым он был связан многолетней дружбой, он проводил теорию, которая долго потом оставалась одним из руководящих принципов клинической психиатрии. Она состояла в следующем: психозы разделяются на две группы: первая характеризуется нарушением аффективной жизни, вторая — нарушениями интеллектуальных функций; наблюдения показывают, что психозы второй группы никогда не возникают сразу, первично, но во всех случаях им предшествуют психозы первой группы; они являются, таким образом, исходами, завершениями душевных заболеваний, «вторичными» картинами; так, например, первичное заболевание меланхолией ведет к вторичному помешательству, или вторичному слабоумию; первичного помешательства, пли первичного слабоумия не наблюдается никогда. Э
    т о учение логически вытекает ПЗ основной мысли
    Целлера, которая может быть формулирована так: мания, меланхолия, помешательство, слабоумие — представляют последовательные стадии единого болезненного процесса, хотя и не всегда вполне выраженного во всех его отдельных этапах, но имеющего тенденцию в типических случаях к такому определенному ходу. Это воззрение было тем зерном, из которого впоследствии развилось нозологическое учение Кальбаума и Крепелина. Прогрессивный паралич Целлер еще не считал самостоятельной болезнью, однако, дал мастерское описание паралитической мании, подчеркнув ее безнадежный исход.
    Винненталь был огромным шагом вперед в психиатрическом деле: меры стеснения ограничивались здесь смирительной рубашкой, а варварская механотерапия, невидимому, благодаря Целлеру, осталась далеко в стороне; больные занимались огородничеством, садоводством, ремеслами; для них устраивались развлечения и праздники.
    В 1842 г. в Бадене открыто было большое психиатрическое заведение — Илленау.
    Его руководителем был Роллер (1802—1878) *, который после образовательного путешествия в Голландию, Бельгию, Париж и подготовки в Зигбурге у Якоби посвятил всю свою дальнейшую жизнь Илленау; в этом заключается историческое значение Роллера, так как Илленау было едва ли не важнейшим рассадником германских психиатров в течение 30—40 лет. Здесь в разное время работали
    Фишер, Гассе, Гудден, Кирн, Шюле, Крафт-Эбинг и здесь же задумано было дело огромного культурного и научного значения: в 1844 г. Роллер вместе с

    Флеммингом и Дамеровьш основал Allgemeine Zeitschrift fur Psychiatrie.
    Некоторые стороны деятельности Роллера только теперь на наших глазах получили надлежащее развитие, как, например, попечение о больных, выписанных из учреждения: они должны были регулярно сообщать о себе в
    Илленау и даже показываться в определенные сроки. На эту важную сторону психиатрического дела обращено было большое внимание и в заведении
    Марсберг, открытом в 1843 г. Его директор, Руер (1784— 1864), является одним из инициаторов организации внебольничной помощи душевно-больным. В 1844 г. открыта была больница в Галле, во главе которой стад Дамеров (1798—1866), один из влиятельных психиатров-практиков середины XIX века, ученик Якоби, убежденный соматик. С этого момента практика психиатрического дела в германских странах быстрым ходом подвигается вперед. Вскоре уже начинает обнаруживаться необходимость в более энергичной подготовке врачей- психиатров. Жизнь выдвигает вопрос об университетском преподавании психиатрии. Одним из первых провозвестников этой идеи явился Зольбриг (1809
    —1872)
    2
    , которому в конце концов удалось добиться, что в Баварии, начиная с
    1862 г., психиатрия вошла в число обязательных предметов медицинского курса.
    Зольбриг, на ряду с академической деятельностью (он был профессором в
    Эрангене, а потом в Мюнхене), был одним из видных работников в области больничного дела; по его указаниям была построена фундаментальная мюнхенская больница (1859), а также заведения в Ирзее, Байрете, Брауншвейге,
    Ганновере. Велики были достижения в Саксенберге, Виннентале, Илленау и во многих других больницах, перечисление которых не может входить в нашу задачу. Однако, не везде были Флеммпнги, Целлеры, Роллеры, Руеры. Во многих местах еще наблюдались пережитки седой старины. В описании своего путешествия по Германии в 1856 г. ассистент Якоби, Виллинг, рассказывает:
    «беспокойные больные запираются в клетки, клетки для мужчин и женщин стоят друг подле друга; тихие больные, мужчины и женщины, помещаются вместе, как попало».
    Из других представителей германской психиатрической мысли в эту переходную эпоху должен быть назван Иессеи (Jessen, 1793 — 1875), бывший с 1820 года директором вновь отстроенного психиатрического заведения в окрестностях
    Шлезвига. Иессен известен своей энергичной борьбой против психиков. Его книга
    «Мысли о сущности и о проявлениях фиксированных идей, или частичного помешательства» отличалась поразительной яркостью и выпуклостью изложения.
    В его лице чисто описательная психиатрия в Германии сделала крупный шаг вперед. В эпоху крайнего злоупотребления механотерапией психозов Иессен отличался своею умеренностью. «Во Франции и Англии,— говорил он, — пользуются выжидательным методом, и это дает нехудшие результаты, чем в
    Германии, где все время боятся, что лечат недостаточно активно. Сие
    «теоретическое» помешательство необходимо всеми средствами устранять, так как оно полно самых печальных последствий для душевно-больных». Этот замечательный человек еще в 1822 году проектировал нечто вроде сельскохозяйственных колоний, и его доклады по этому поводу, по словам
    Кирхгофа, даже и в настоящее время можно читать с истинным наслаждением. В
    1846 г. Иессен выступил инициатором образования союза германских психиатров, который был окончательно оформлен в 1860 г. в Айзенахе. Первый президиум союза состоял из следующих лиц: Иессена, Флемминга, Роллера, Зольбрига и
    Лэра.
    К этой же эпохе относится деятельность Гагена (Наgen, 1814—1888). Ученик

    Фридрейха и Якоби, лично знакомый с Гисленом, побывавший в Лондоне и в
    Париже, Гаген искал в медицинских науках метода для решения столь волновавшей в то время германскую философскую мысль проблемы о соотношении души и тела. Темой своей диссертации он выбрал область, всегда казавшуюся чем-то промежуточным между «материей и идеей», а именно— галлюцинации. В 1837 г. вышла его книга «Обманы чувств», которую он впоследствии (1868) переработал в свое знаменитое исследование Zur Theorie der
    Hallucina-tioncn — один из классических трудов по общей психопатологии. В
    1870 г. появилась его работа liber fixe Ideen, где он доказывает значение аффекта в происхождении и образовании бреда. Ему принадлежит, между прочим, изобретение слова «катамнез»
    2. Принципы подразделения психозов.
    Главнейшие классификации. Их
    неудовлетворительность. Нигилизм
    Неймана.
    История
    психиатрии
    Каннабих Ю.
    Открывавшиеся больницы — огромные учреждения на 500—600 человек — сильно расширяли поле врачебных наблюдений, представляя такое разнообразие материала, о котором не смела мечтать психиатрия прошлых десятилетий. Все увеличивающиеся кадры врачей-психиатров, естественно, стремились прежде всего к подразделению клинических картин на группы, иначе говоря — к созданию научной классификации психозов. Этот вопрос уже имел довольно долгую историю. После Платера, предложившего первую по времени классификацию, позднейшие исследователи, особенно в середине XVIII века, до крайности умножили число душевных болезней, создавая такие бесконечные списки, как, например, систему Буасье-де-Соважа, приведенную нами на стр.
    124—125, в ее французско-латинском подлиннике. Реакция против таких дробных подразделений не замедлила наступить: Пинель сознательно возвратился к мудрой сдержанности древних, выставив всего только четыре формы — манию, меланхолию, слабоумие, идиотизм. Однако, в последующие годы классификации психозов снова начали усложняться. Большинство авторов клало в основу психологический принцип. Признаки, наиболее бросающиеся в глаза, служили для характеристики и наименования болезни. Таким образом создано было множество симптоматологических классификаций, из которых далеко не все знаменуют собой этапы в эволюции научных идей. Мы приведем здесь только те, которые имели историческое значение.
    Большой простотой и выдержанностью психологического принципа отличалась таблица Штарка:
    I. Болезни чувства — дистимия (гипертнмия, атимия, паратимия).
    II. Болезни воли — дисбулия (гипербулия, абулия, парабулия).
    III. Болезни ума — дисноэзия (гиперноэзия, аноэзия, параноэзия).
    Достаточно, однако, одного взгляда на эту схему, чтобы убедиться в ее отвлеченном психологизме, не дававшем никаких руководящих идей для практических потребностей клиники.
    Гораздо ближе к жизни была классификация Причарда, особенно благодаря тем
    выпуклым описаниям казуистических случаев, которые привел автор, поясняя и иллюстрируя свою схему. Он различал:
    I. Интеллектуальное помешательство, куда входят: мономания, мания, спутанность и слабоумие.
    II. Моральное помешательство, или патомания — pathomania, moral insanity — куда входят все расстройства, при которых преобладают нарушения аффективной и волевой сферы.
    В этой группе Причард описал ту форму, которая неразрывно связана с его именем: извращение так называемых нравственных чувств и привязанностей, с резко выраженной наклонностью к поступкам антиобщественного характера.
    Поводом для выделения этого вида психического расстройства послужило заболевание дочери одного фермера, девочки 7 лет, которую Причард наблюдал в
    1827 г.: умная, не по летам развитая, послушная, она вдруг сделалась дерзкой, грубой, эротичной, но каждый раз, после какого-нибудь дурного поступка, уверяла, что не могла удержаться и «должна была это сделать»; между прочим, она воровала и украденные вещи прятала или портила. Такое «моральное помешательство», в тесном смысле, входит в более обширную группу, носящую то же самое название, где слово moral является синонимом аффективного, и куда относятся: мания, меланхолия, ипохондрия, состояния страха и т. д.
    Причард (1785—1848) родился в г. Россе в Англии, получил докторский диплом в
    Эдинбурге (1810), издал «Трактат о помешательстве и других расстройствах психики» (1835) и монографию «О различных формах душевного заболевания в их отношениях к юриспруденции» (1847). В этой последней работе и содержатся указания на moral insanity, обессмертившие его имя.
    Значительно сложнее классификация Флемминга
    (1844):
    1-я 1 р у п и а. Состояние психической слабости.
    Б. По объему:
    1. Отграниченные: а) расстройства воспоминаний, б) псих, слабость глухонемых, в) псих. ел. слепых.
    2. Псих. ел. распространенная.
    2-я группа. Везания.
    Вид I. Расстройства в сфере чувств, д и с т и м и я.

    Подвиды:
    2. Дистимия непрерывная.
    3. Дистимия ремитирующая.
    Б. По объему: 1. Дистимия отграниченная: а) Дистимия «черная» (меланхолия): тоска по родине, тоска пьянин.. 6) Диет, распространенная.
    Вид П. Расстройства интеллекта — а н о э з и я.
    Подвиды:
    А. По типу:
    1. Аноэзия скоропреходящая, или внезапная: а) от опьянения, б) от чрезмерного опьянения, в) от аффекта, г) спросонок, д) от сомнамбулизма.
    2. Аноэзия непрерывная.
    3. ремитирующая.
    Вид III. Везания маниакальная: мания, неистовство.
    Подвиды:
    А. По тину:
    1. Мания скоропреходящая, или внезапная: а) от лихорадки, б) от опьянения, в) от аффекта, г) от родов, д) от скрытой болезни.
    2. Мания непрерывная.

    3. Мания ремитирующая.
    Б. По объему:
    1. Мания отграниченная, или инстинктивная, или аффективная (Folie raisonnante
    Moral insanity).
    2. Мания распространенная.
    Одного взгляда на эту таблицу достаточно, чтобы отметить отвлеченно психологический характер подразделения Флемминга, напоминающий схоластические построения. Такие же свойства представляет группировка Кизера, изложенная в его знаменитой в то время книге «Элементы психиатрии» (1855).
    Приводим ее:
    I. Основная форма: помешательство.
    1) Неправильность чувствований (меланхолия): а) в отношении восприятия: меланхолия спокойная (скрытая, атоническая), б) в отношении действия мел. маниакальная или мания (степени: мания без бреда; мания «лесная»; мания яростная). 2) Неправильность мышления (вскордия): а) в отношении восприятий: вскордия спокойная, 6) в направлении действий: векордия маниакальная.
    II. Всеобщее более сильное предрасположение: а) в сфере чувств, б) атимия.
    Значительно проще классификация Эрленмейера. (1861). Он отличает:
    I. Расстройство чувствований:
    1) Угнетенное настроение — меланхолия: а) меланхолия активная, б) меланхолия пассивная.
    2) Повышенное настроение — неистовство.
    II. Расстройство интеллекта:
    1) вследствие неправильных представлений — сумасшествие: а) с печальным настроением,

    6) с веселым настроением;
    2) вследствие ослабления психических сил—слабоумие.
    К этой же группе относится уже приведенная нами классификация Гейнрота (см. стр. 237).
    Эти чисто психологические классификации, разумеется, не были в состоянии охватить все разнообразие болезненных симптомов, наблюдаемых в клинике.
    Представители соматической школы уже давно стремились ввести в классификацию психозов те чисто физические моменты, которым они придавали преимущественное значение. Разумеется, благодаря несовершенству науки того времени, анатомический субстрат большинства душевных болезней строился гипотетически: обвинялись, между прочим, симпатические узлы и другие отдаленные от мозга органы. Эти воззрения не замедлили отразиться на классификациях. Гросс, один из соматиков, хотя и более умеренный, чем Нассе и
    Якоби, полагал, что психоз всегда зависит от сочетания двух факторов: психики и соматики. Он разделял душевное расстройство на следующие группы:
    I. Нарушение всех трех сомато-психических сфер (т. е. ума, чувства и воли):
    1) в форме повышенной деятельности (мания),
    2) в форме пониженной деятельности (врожденное слабоумие).
    II. Нарушение интеллектуальной сферы (общее помешательство):
    1) повышенная мозговая деятельность (сумасшествие),
    2) пониженная (спутанность).
    III. Нарушение в сфере чувств (ненормальные чувства с частичной ненормальностью в мыслях):
    1) повышенная деятельность грудных ганглий (фиксированные идеи),
    2) пониженная деятельность грудных ганглий (меланхолия).
    IV. Нарушение в сфере желаний (ненормальные влечения с частичной, или без нее, ненормальностью в мыслях):
    1) повышенная деятельность брюшных ганглий (волевое неистовство),
    2) пониженная деятельность брюшных ганглий (безволие).
    Эта ранняя классификация (1828) представляет собой переход к тем чисто анатомическим подразделениям, которые не замедлили появиться после укрепления соматической теории и окончательного включения психиатрии в общую медицину. В системе Буцорини уже делается попытка, помимо симпатических ганглии, привлечь к делу и головной мозг. Он говорит о расстройствах: «энцефало-ганглиопатических», когда поражены все стороны
    психофизиологического аппарата (при мании и слабоумии), далее, об
    «энцефалопатических», когда поражены только интеллектуальные способности
    (бред, тупоумие, потеря памяти) и, наконец, о «ганглиопатических», когда болезнь проявляется в нарушениях влечений и воли.
    Совершенно другой принцип лежал в основе тех классификаций, авторы которых старались проникнуть в психогенез душевного расстройства, отмечая, с одной стороны, более ранние или первичные явления, а, с другой стороны, более поздние или вторичные, всегда находящиеся в причинной зависимости от первых.
    Такую классификацию, имевшую огромное значение для всего последующего развития психиатрии, предложил с 1844 г. Якоби.
    I. Настоящие первичные душевные растройства.
    1. Болезни чувств а) с экзальтацией — бредово помешательство с депрессией—слабоумие б) с экзальтацией—неистовство с депрессией—меланхолия в) бред дурашливость
    2. Болезни рассудка
    3. Смешанные формы (сумасшествие)
    П. Вторичные или последовательные формы
    (Стойкие бред и фиксированные идеи).
    Ш. Врожденные пороки душевного развития.
    На этой же точке зрения стоял Гризингер, полагавший, что расстройства интеллекта в форме бредовых идеи, например, бред преследования или величия, никогда не развиваются первично без предшествующей меланхолической или маниакальной стадии. Особенно большую роль в психиатрических системах последней четверти XIX века играло «вторичное слабоумие», которое рассматривалась, как случайный исход целого ряда самых разнообразных болезней (классификация Гризингера приведена на стр. 279—280).
    Одновременно с этими попытками подразделения психозов сообразно психологической картине, физиологии мозга и нервной системы и психогенезу, появилось стремление создать этиологическую классификацию. Наиболее совершенным достижением в этой области является система Мореля (см. стр.
    324—325).
    Таковы были важнейшие классификации первой половины XIX столетия; каждая из них имела свой собственный подразделительный принцип, предлагала специальные термины, и все они, вместе взятые, отличались абстрактной схематичностью, произвольностью, и, в конечном итоге, ни одна не удовлетворяла клиническим требованиям. По этой причине все чаще и чаще стали
    высказываться идеи в духе Целлера, о тщетности и даже принципиальной неправильности всяких подразделений психозов. С особой остротой выставлял этот взгляд Нейман (1814—1884) в § 247 своего «Учебника психиатрии», изданного в 1859 г.:
    «Мы считаем всякую классификацию душевных расстройств совершенно искусственным, а потому и безнадежным предприятием; и мы не верим в возможность настоящего прогресса психиатрии до тех пор, пока не восторжествует единодушное решение — отказаться от всяких классификаций и объявить вместе с нами: есть только один вид душевного расстройства, мы называем его помешательством». Далее, в § 248, Нейман излагает свою теорию
    «трех стадий помешательства». Первая стадия характеризуется нарастанием патологических явлений, вторая стадия — разрыхлением связи между болезненными симптомами, третья стадия — распадом психики. Эти три стадии резко отличаются одна от другой по основным признакам, хотя в конкретных случаях не легко бывает решить, находится ли больной по эту или по ту сторону демаркационной линии, отделяющей, например, бредовое состояние от слабоумия. Но такая неопределенность не служит возражением против всей системы, а скорее является подтверждением, так как природа не знает тех скачков, без которых не может существовать ни одна человеческая систематика.
    Единственное состояние, которое Нейман признавал полноправным членом, на ряду с его единой душевной болезнью, был идиотизм, но в нем он справедливо усматривал не процесс, а стационарное состояние.
    Учение Неймана, возникшее как реакция против чрезмерного увлечения классификациями, опиралось на вполне точно подмеченный факт, — факт превращасмости психопатологических проявлений. Ему принадлежит великая заслуга, что он резко подчеркнул идею об определенном течении болезни, идею, которая не переставала появляться время от времени у различных авторов
    (Гислен, Фальре, Гейнрот и другие), однако, все еще не играла существенной роли в психиатрической диагностике.
    Нигилизм Неймана, однако, не остановил попыток к отысканию строго-научной естественной классификации психозов. Но, повидимому, большинству исследователей стало ясно, что психологический принцип подразделения совершенно недостаточен. Соответственно этому стали выдвигаться другие принципы: Морель разделил психозы на основании их этиологии, Мейнерт положил в основу анатомию и физиологию; Кальбаум — клиническое течение.
    Так обозначились те главнейшие направления, по которым развивалась психиатрическая мысль во второй половине XIX столетия. Каждому из этих течений должна быть посвящена особая глава. Но раньше необходимо остановиться на жизни и деятельности одного из выдающихся германских психиатров, подготовившего дальнейшие этапы науки о душевных болезнях.
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   28


    написать администратору сайта