Главная страница
Навигация по странице:

  • История появлений Игровая серия

  • Прототип лица Марк Вандерлоо Живое исполнение

  • Характеристика персонажа Дата рождения

  • Дата смерти 2186 Возраст

  • Род занятий Спектр, солдат, капитан корабля «Нормандия» Капитан Шепард

  • Капитан. Капитан Шепард


    Скачать 262.49 Kb.
    НазваниеКапитан Шепард
    АнкорКапитан
    Дата17.08.2022
    Размер262.49 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКапитан.docx
    ТипСтатья
    #647507

    Капитан Шепард


    [править | править код]

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Перейти к навигацииПерейти к поиску

    В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Шепард.

    Эта статья — о персонаже компьютерных игр. Об астронавте см. Алан Шепард.

    Капитан Шепард

    Commander Shepard


    Капитан Шепард (слева ― женская версия, справа ― мужская)[км. 1]

    История появлений

    Игровая серия

    Mass Effect

    Дебют

    Mass Effect (2007)

    Последнее
    появление


    Mass Effect: Legendary Edition (2021)

    Идея

    Кейси Хадсонruen

    Озвучивание

    На английском:
    Марк Мирruen
    Дженнифер Хейл
    На русском:[км. 2]
    Илья Хвостиков
    Полина Щербакова

    Прототип лица

    Марк Вандерлоо

    Живое исполнение

    Барри Осташ[км. 3]

    Характеристика персонажа

    Дата рождения

    11 апреля 2154[1]

    Дата смерти

    2186

    Возраст

    32

    Пол

    выбирается игроком

    Родственники

    нет[км. 4]

    Род занятий

    Спектр, солдат, капитан корабля «Нормандия»

    Капитан Шепард (англ. CommanderShepard) ― главный герой (героиня) в серии игр Mass Effect, созданных компанией BioWare (Mass EffectMass Effect 2 и Mass Effect 3). Шепард является одним из самых опытных солдат и входит в программу «N7», в которой находятся лучшие бойцы человечества. Капитан — первый человек-Спектр, специальный агент с широкими полномочиями на службе межзвёздного Совета Цитадели .

    В серии игр капитан управляет космическим кораблём «Нормандия» с верным экипажем, состоящим как из людей, так и из инопланетян. На нём он и его соратники посещают разные области Млечного пути, чтобы остановить Жнецов. Последние представляют из себя расу огромных машин, стремящихся уничтожить всю разумную жизнь в галактике. Шепард погибает в финале третьей части, пожертвовав собой ради их уничтожения, но в одной из возможных концовок даётся намёк, что он(а) выжил(а) . С капитаном связана «теория одурманивания», признанная одной из самых шокирующих в видеоиграх. Она гласит, что Жнецы манипулировали его(её) сознанием, чтобы в финале Mass Effect 3 подчинить Шепард(а) себе .

    Пол, имя, внешность, предыстория, психологический профиль и класс, влияющий на способности главного героя, выбирается игроком. В серии есть возможность играть за персонажа с заранее прописанными характеристиками. Игрок волен отыгрывать героя или отступника, первый стремится всем помочь и решать конфликты мирным путём, а второй жестокими методами добивается своего. Выборы, сделанные во время прохождения, влияют на сюжет и отношения с персонажами. Вне зависимости от отыгрыша Шепард обладает прирождёнными лидерскими качествами и железной волей. Он(а) одет(а) в тёмно-серую броню с эмблемой «N7» на груди и бело-красной полосой на правой руке . Капитан играет важную роль во вселенной Mass Effect, поэтому он(а) схож(а) с Иисусом Христом .

    Персонаж был придуман Кейси Хадсономruen. При создании персонажа BioWare изменила концепцию главного героя в ролевых компьютерных играх. Благодаря этому Шепард имеет предысторию и неизменяемую фамилию. Капитан был назван в часть астронавта Алана Шепарда, первого американца и второго человека в космосе, для того, чтобы игрокам из США персонаж казался знакомым . Первоначально капитан должен был быть одет в белую броню, но затем разработчики решили сделать ему костюм тёмного оттенка, чтобы подчеркнуть его характер. Внешность мужской версии персонажа была скопирована с Марка Вандерлоо . Капитана озвучивали канадские актёры Марк Мирruen и Дженнифер Хейл, которые уже работали над озвучкой в BioWare. Дубляжом Шепард(а) занималась компания Snowball Studios. Мужчину озвучивал Илья Хвостиков, а женщину — Полина Щербакова . В процессе создания игр предлагалось множество других биографий персонажа. По одной из версий Шепард в третьей части должен был стать злодеем, но эта идея не понравилась BioWare из-за сходства с историей Сарена, антагониста первой части .

    Капитан появлялся в первых трёх играх серии и упоминался в Mass Effect: Andromeda и нескольких комиксах во вселенной Mass Effect. Также персонаж появлялся в фанатской короткометражке «Galactic Battles», где его играл Барри Осташ. В 2022 году появились слухи, что Генри Кавилл в экранизации Mass Effect от Amazon будет играть Шепарда . Образ мужской версии персонажа использовался для маркетинга вех трёх игр, Шепард-женщина же появлялась только в трейлере к третьей части. При определённых действиях броню Шепард(а) можно использовать в других играх, таких, как Final Fantasy XIII-2 и Kingdoms of Amalur: Reckoning. По персонажу было сделано большое количество моделей .

    Главный герой серии был признан одним из самых популярных персонажей в видеоиграх. Шепард получил(а) смешанные отзывы от критиков и восторженные от игроков. Оригинальная озвучка была оценена хорошо, а дубляж на русский язык критиками был воспринят сдержанно. Данный персонаж популярен среди косплееров. Шепард породил(а) множество интернет-мемов, которые либо были сделаны фанатами, либо получились из-за действий разработчиков. Отсылки к капитану появлялись в некоторых произведениях .


    Содержание


    • 1Характеристики

      • 1.1Связь с религией

    • 2Появления

      • 2.1Основные игры

      • 2.2Прочее

    • 3Создание

      • 3.1Внешний вид

      • 3.2Озвучка

      • 3.3Альтернативные истории

        • 3.3.1Теория одурманивания

    • 4Маркетинг

    • 5Популярность

      • 5.1Оценки

      • 5.2Наследие

      • 5.3Интернет-мемы

    • 6Примечания

    • 7Ссылки

    Характеристики[править | править код]




    Профессиональный военный код бойцов высшей квалификации. Точно такой же носит Шепард на своём костюме

    Капитан Шепард — отважный и сильный духом воин, который стремится спасти обитателей Млечного Пути[2]. Он(а) обладает прирождёнными лидерскими качествами, хоть и не является ни самым(ой) сильным(ой), ни самым(ой) умным(ой) в экипаже «Нормандии»[3]. Капитан очень вынослив, так как он перенес много огнестрельных ранений и физических ударов во время его приключений[4]. Шепард является одним из самых опытных солдат Альянса систем, наднационального государства, представляющего интересы человечества в Млечном Пути, поэтому до событий основных игр он(а) находится в программе «N7», которая состоит из самых лучших офицеров землян[5]. Капитан также является первым человеком-Спектром. Данный статус позволяет ему(ей) свободно перемещаться по галактике и подчиняться только Совету Цитадели, самому главному органу власти в Млечном пути[6][7][8]. Для путешествий он(а) использует корабль «Нормандияruen», который служит ему(ей) ещё и домом. Вместе с капитаном путешествуют и его соратники[9], которые его уважают[10] или с ним дружат[11]. В первой части капитан перемещается по небесным телам с помощью планетохода «Макоruen». Он служит Шепард(у) не только транспортом для исследования экзопланет, но и бронетранспортёром для ведения боя[6][8]. Шепард одет в броню с элементами в тёмно-серых тонах со знаком «N7» у него(неё) на груди и бело-красной полосой на правой руке[12], но игрок может изменить костюм персонажа. По умолчанию имя мужской версии персонажа — Джон, а женской — Джейн[13][14]. По сведениям BioWare, самые популярные альтернативные имена для мужчины и женщины-Шепард — Джек и Сара соответственно. Среди русских игроков наиболее популярные имена — Алекс и Кейт[15]. Во второй части капитан вынужден(а) работать на «Цербер», экстремистскую организацию, стремящуюся к господству людей в галактике, и перестаёт быть агентом Совета Цитадели. Игрок в Mass Effect 2 и Mass Effect 3 может выбрать, будет ли он(а) снова Спектром или нет[2].

    Шепард может быть отыгран игроком как «Герой» либо как «Отступник» благодаря системе «Герой/Отступник» (англ. Paragon/Renegade)[16]. Первый — самоотверженный идеалист, старающийся помочь нуждающимся. Он очень негативно относится к злодеям и стремится к сотрудничеству с инопланетянами. Второй — агрессивный злодей, добивающийся своего любыми способами. Как правило, именно «Герой» совершает благие дела, старается решать проблемы мирным путём. «Отступник», наоборот, грубит, калечит и убивает. Последний способен и на геноцид целых рас[17]. При отыгрыше злодея могут погибнуть его (её) соратники[2]. Однако бывают и исключения, когда поступки «героя» по иронии судьбы приносят больше неприятностей, чем «отступника»[18][10]. Из-за операций, проведённых «Цербером», внутри тела Шепард(а) находится огромное количество имплантатов, но полноценным киборгом из-за этого его считать нельзя. Из-за них на лице у Шепард(а) из-за агрессивного поведения светящиеся шрамы на лице будут углубляться, а при отыгрыше героя они, наоборот, заживут[4]. По статистике, всего 8 % процентов стали отыгрывать злого Шепард(а)[19].

    Перед началом любой игры игрок может начать играть за мужчину или женщину с заранее прописанными характеристиками. Однако можно изменить его (её) биографию, имя, специализацию, определяющую умения персонажа, и внешность[16]. Тем не менее, если перенести сохранения в следующую часть, то биографию изменить уже не получится[20]. Неизменными остаются лишь фамилия и дата рождения. Игрок способен создавать романы с членами экипажа «Нормандии». При этом можно начать отношения и с людьми, и с инопланетянами. Для Шепард(а) обоих полов доступны романы нетрадиционной ориентации[21]. Помимо всего прочего, игрок способен изменить предысторию персонажа[6]. На выбор дано три варианта: «Колонист», «Землянин» и «Скиталец». В первой версии Шепард был(а) рожден(а) на человеческой колонии, но потерял(а) своих родителей во время атаки работорговцев и был(а) спасена землянами-военными. Во втором варианте он(а) — сирота, поэтому он(а) была в банде перед тем, как стать солдатом[22]. В третьей версии Шепард провёл (провела) большую часть жизни на космических станциях. Только в этом варианте биографии у капитана есть родственник — его мать, Ханна Шепард[2]. После игрок может изменить капитану психологический профиль, который тот приобрёл до событий игры. В варианте «Единственный выживший» Шепард потерял весь свой отряд. В версии биографии «Герой войны» капитан помог победить превосходящие силы противника. «Безжалостный» Шепард погубил большую часть своего подразделения и убил сдающихся противников[22]. В зависимости от предыстории, некоторые диалоги и мировоззрение героя изменяются[2], а также появляются определённые миссии[23]. Персонажу можно изменить и специализацию, которая влияет на его(её) навыки. Всего 6 классов, дающих различные характеристики персонажу[6]. К примеру, специализация «Солдат» позволяет использовать любое оружие и носить тяжёлую броню, но при этом Шепард не может пользоваться техническими и биотическими умениями, в отличие от классов «Инженер» и «Адепт» соответственно, у которых маленький запас здоровья, но у них большой спектр способностей[24]. По сведениям BioWare, 82 % игроков решили играть за мужскую версию капитана, причём только 13 % выбрали мужчину, не изменяя ему внешность, класс или предысторию[25].

    Связь с религией[править | править код]




    Икона «Добрый Пастырь»

    Из-за его важности для вселенной Mass Effect в основу персонажа были положены христианские аллюзии. Сама фамилия Шепард (англ. Shepard) созвучна с английским словом пастырь (англ. Shepherd), что указывает не только на его ключевую роль во вселенной Mass Effect, но и на его(её) сходство с Иисусом Христом. По этой причине некоторые люди называют Шепард(а) «Космическим Иисусом»[26][27]. В частности, Киан Махер охарактеризовал «доброго» и «злого» капитана как бога Нового Завета и Ветхого Завета соответственно, так как они отличаются мировоззрением, но оба могут спасти мир. Самого Шепард(а) Махер назвал Иисусом «с короткой стрижкой или кроваво-красной чёлкой». А корабль «Нормандия» тот сравнил с Ковчегом[26].

    События, происходящие с главным героем, также указывают на связь персонажа с религией. В первой части первая планета, на которую высаживается Шепард, называется Иден Прайм (англ. Eden Prime), что в переводе означает Эдем. В этой же части он(а) стремится одолеть Сарена, который предал галактику, что делает того похожим на Иуду Искариота[26]. После смерти персонажа в начале Mass Effect 2 его тело начала восстанавливать организация «Цербер», проект по его воскрешению назывался «Лазарь», что отсылает к одноимённому библейскому персонажу, который восстал из мёртвых[27]. При всём этом Шепард борется со Жнецами, которые с библейской точки зрения являются ангелами или вестниками Апокалипсиса. На его избранность намекает также финальная сцена из Mass Effect 3, в которой мальчик просит рассказать взрослого ещё одну историю о Шепард(е), при этом он использует артикль The, который, по правилам английского языка, неправильно использовать при произнесении фамилии, но можно если говорится о чем-то важном[ME 1]. По мнению Роберта Гроссо, из-за религиозного взгляда на историю капитана скандальные концовки третьей части становятся логичными, так как во всех них Шепард так или иначе становится мессией[28].

    Появления[править | править код]


    Вне зависимости от решений игрока Шепард был(а) рожден(а) 11 апреля 2154 года. После главный герой серии становится военным и присоединяется к программе «N7»[5]. Затем, во время событий трилогии Mass Effect, Шепард становится капитаном «Нормандии» и первым человеческим Спектром в 2183 году. Спустя несколько месяцев главный герой погибает во время нападения Коллекционеров. После воскрешения «Цербером» в 2185 году он(а) становится инициатором победы над Жнецами в 2186 году[1].

    Основные игры[править | править код]


    См. также: Mass Effect § ИсторияMass Effect 2 § ИсторияMass Effect 3 § История и Mass Effect: Andromeda § Сюжет



    Космический корабль «Нормандия»

    В начале Mass Effect Шепард является подчинённым капитана Андерсона во время миссии на Иден Прайм, в которой производилось тестирование стелс систем корабля «Нормандия»[ME 2]. Оказалось, что данная миссия — прикрытие, а настоящее предназначение «тестового полёта» — захват протеанского маяка, чтобы затем передать его Совету Цитадели[ME 3]. Но планы нарушает турианец Сарен, который приводит армию гетов и корабль «Властелин» на колонию землян[ME 4]. В результате боя Шепард с помощью маяка узнаёт о существовании древней расы Жнецов, которые раз в 50 000 лет[км. 5] уничтожают жизнь в галактике[ME 5]. После капитан прибывает на Цитадель, где он(а) доказывает предательство Сарена, становится Спектром и отправляется за в погоню за турианцем[29]. После встречи с ним Шепард пытается доказать, что Жнецы реальны, а Сарен стремится их вернуть, но Совет ему(ей) не верит и конфисковывает «Нормандию»[ME 6][ME 7]. Затем Шепард совершает побег и отправляется за Сареном на планету Илос. Тем временем, начинается атака гетов и «Властелина» на Цитадель. Вслед за ним капитан попадает на станцию и убивает его, а «Нормандия» уничтожает «Властелина», тем самым заканчивая битву. После Шепард объявляет, что не собирается останавливаться на достигнутом, и что он(а) найдёт способ победить Жнецов[ME 8][1].

    В начале Mass Effect 2 Шепард погибает, но его(её) тело восстанавливает «Цербер»[ME 9]. Капитана нанимает глава данной организации, Призрак[ME 10]. Тот выдаёт Шепард(у) новую «Нормандию» и ему(ей) приходится расследовать исчезновения колоний землян[30]. Он(а) выясняет, что в этом замешана раса Коллекционеров, которая почти ни с кем не контактирует и является марионеткой Жнецов[ME 11]. После капитан встречает старых товарищей, собирает команду специалистов (как людей, так и инопланетян) и улучшает компоненты своего корабля, чтобы отправиться на «самоубийственную миссию», дабы навсегда покончить с Коллекционерами[ME 12]. Вне зависимости от действий игрока, Шепарду удаётся их уничтожить. В одном из возможных финалов игры капитан снова погибает, но перенос сохранений в третью часть из-за смерти главного героя невозможен[1][31].

    В Mass Effect 3 начинается вторжение Жнецов в галактику[ME 13]. Тем временем Шепард находится на Земле в ожидании суда над ним(ней) за уничтожение батарианской системы, которое он(а) совершил(а) в дополнении к Mass Effect 2[32]. После битвы на Земле он(а) вновь становится капитаном «Нормандии»[ME 14] и отправляется на Марс, где узнаёт о существовании «Горна», устройства, способного уничтожить Жнецов[ME 15]. Далее он(а) летит на Цитадель и просит Совет помочь, но те отказываются[ME 16]. Затем он(а) вновь собирает команду[33] и налаживает отношения между расами галактики, чтобы те приняли участие в финальной битве. После выясняется, что для работы «Горна» необходим «Катализатор». Им оказывается Цитадель, но Жнецы успевают переместить Цитадель к Земле[ME 17]. Расы Млечного Пути под руководством Шепард(а) начинают атаку, позволяя капитану оказаться на станции и пристыковать к ней «Горн».

    После того, как Шепард попадает на Цитадель, перед игроком стоит выбор из четырёх концовок: Уничтожение, Контроль, Синтез и Отказ. В первом финале капитан полностью уничтожает не только Жнецов, но и всю синтетическую жизнь, включая гетов и самого себя, так как в его(её) теле содержатся многочисленные имплантаты[ME 18]. Однако, при определённых условиях, именно в этой концовке показывается ролик, в котором даётся намёк на то, что капитан выжил[34]. Во втором варианте тело Шепард(а) уничтожается, но его(её) разум становится искусственным интеллектом, который берёт под свой контроль Жнецов[ME 19]. В третьем финале тело капитана растворяется и его ДНК передаётся всем живым существам галактики, превращая всех в смесь органики и синтетики[ME 20]. В дополнении «Расширенное издание» была добавлена новая концовка, в которой капитан отказывается совершать какие-либо действия для победы над Жнецами, и те завершают Цикл жатвы[ME 21][35]. Однако цивилизации, зародившиеся после людей, побеждают машин благодаря сведениям Шепард(а)[ME 22].

    В Mass Effect: Andromeda Шепард не появляется лично, однако игрок может выбрать ему пол. Он(а) упоминается как в разговорах между персонажами, так и в аудиозаписях, отправленных Лиарой Алеку Райдеру, отцу главного героя в данной игре[36].

    Прочее[править | править код]


    Некоторые комиксы, изданные компанией Dark Horse Comics, связаны с историей капитана[37]. Сюжет комикса Mass Effect: Redemption, происходящий после первой части, повествует о сотрудничестве Лиары с «Цербером» для поиска тела Шепард(а)[38]. В комиксе Mass Effect: Осуждение повествуется о напарнике Шепард(а), Джеймсе Веге, и о его знакомстве с капитаном[39]. В большинстве произведений кроме видеоигр Шепард и многие его(её) товарищи не фигурируют, чтобы не создавать противоречия в сюжете из-за кардинально отличающихся решений разных игроков. При этом капитана не упоминают ни в мужском, ни в женском родах[40].

    Капитан Шепард также появляется в фанатском короткометражном фильме «Galactic Battles», снятом в Канаде в 2018 году[41]. В нём Шепард встречается с персонажами из «Звёздных войн», «Звёздного пути» и серии игр Halo, чтобы вместе с ними сразиться с врагами из своих вселенных[42]. Капитана играл Барри Осташ, а его голосом был Марк Мир[43].

    В 2022 году появилась информация о том, что Генри Кавилл, американский актёр, известный за роли Ведьмака и Супермена[44], будет играть Шепарда в сериале по Mass Effect от Amazon[45][46]. Актёр на своей странице в Instagram опубликовал фото, на котором тот держал текст, описывающий события третьей части[47]. Сам Кавилл заявил, что ему данная серия игр нравится, но он собирается участвовать в проекте, если адаптация будет хорошей[48].

    Создание[править | править код]




    Шепард был назван в честь второго человека и первого американца в космосе, Алана Шепарда[49]

    Персонаж был придуман Кейси Хадсономruen, руководителем разработки Mass Effect. BioWare при создании игры изменила концепцию главного героя, заданного многими ролевыми играми. Они стремились создать персонажа, который имел бы предысторию и не был бы «пустым сосудом». Из-за кинематографичности первой части разработчики приняли решение сделать Шепард(а) более похожим на капитана Кирка из «Звёздного пути» или Джека Бауэраruen из сериала «24 часа», чтобы события, происходящие с Шепард(ом) казались более интересными[50].

    BioWare хотела дать фамилию главному герою, чтобы неигровые персонажи взаимодействовали с ним. Разработчики старались, чтобы для американцев персонаж казался родным, поэтому они приняли решение назвать капитана в честь Алана Шепарда. Последний соответствовал образу уважаемого человека. К тому же и персонаж, и его прототип были первооткрывателями в своём роде: Алан Шепард был первым американцем, полетевшим в космос, а капитан Шепард — первым Спектром-человеком[49].

    Ранняя модель Шепард(а) для тестирования движений была женского пола[51]. С выходом следующих частей игрокам давали новые варианты романтических отношений с персонажами. Так, например, в Mass Effect 2 женщина-Шепард получила возможность начать отношения с Гаррусом, ближайшим соратником капитана[11]. Данный роман стал самым популярным в фэндоме[52].

    Внешний вид[править | править код]


    Первоначально броня Шепард(а) должна была быть белой с красными полосами, но разработчики от этой идеи отказались, так как данный дизайн не подчёркивал характер героя, и в этой броне он казался медиком[14]. Вместо этого было принято решение сделать потёртую броню тёмного оттенка и с символом «N7», чтобы подчеркнуть его целеустремлённость. Красная полоса на костюме должна была символизировать кровь ― жертву, которую способен принести Шепард для спасения галактики[14][53]. В Mass Effect 2 броня стала модульной и её можно было изменять, присоединяя к ней новые части. Это было сделано, дабы подчеркнуть силуэт персонажа и показать его более выносливым и сильным[54]. Разработчики старались сделать качественную систему редактирования лица главного героя. BioWare сделала упор на реализм, чтобы игрок мог создать персонажа, выглядящего естественно. Чтобы протестировать работу кастомизации, разработчики пробовали создавать знаменитостей в редакторе, чтобы убедиться, что система настройки персонажа позволяет создать множество разнообразных лиц[55].

     Внешние изображения



    Сравнение мужской версии Шепард(а) и Марка Вандерлоо. Облик персонажа был взят с голландской модели[56][14].

    Стандартная версия мужской внешности Шепарда было взята с голландской супермодели, Марка Вандерлоо[56]. Он ни разу не давал комментариев по поводу Шепард(а). Модели предлагали поучаствовать в фестивалях, где он был бы одет в костюм капитана, но тот всё время отказывался[14]. За основу стандартной внешности женщины-Шепард ничей образ не брали, поэтому в Mass Effect 3 у неё другое лицо[57]. Перед премьерой третьей части в Facebook началось голосование за дизайн, который им больше всего нравится[58]. В результате опроса победила блондинка с веснушками[59]. Затем было проведено ещё одно голосование, так как BioWare решила, что на его исход может повлиять причёска[60]. В данном опросе победила рыжеволосая Шепард[61]. В ремастере серии, Mass Effect: Legendary Edition, была улучшена текстура лица Шепард(а) обоих версий, а облик женщины и в первой, и во второй части был заменён на внешность из Mass Effect 3[62][63].

    Озвучка[править | править код]




    Марк Мир (слева) и Дженнифер Хейл (справа) ― люди, озвучившие Шепард(а)[64]

    Во всех играх Шепард(а) озвучивают Марк Мир и Дженнифер Хейл. Оба они много раз сотрудничали с BioWare[64], но, озвучивая персонажа, вживую не виделись[65]. Первоначально Марк Мир участвовал в озвучке Baldur’s Gate II, где произнёс всего одну фразу. Сперва Марк предполагал, что ему придётся озвучивать эпизодических персонажей, воде инопланетян. Из-за этого он начал изучать то, как они должны звучать. После его пригласили на прослушивание главного героя, и когда тот получил свою роль, он был приятно удивлён[66]. На самом деле Марк Мир сперва должен был быть лишь заменой другого актёра. То, что он жил в Эдмонтоне, стало одним из самых главных факторов, позволивших Марку стать голосом капитана, так как BioWare хотела дать шанс актёрам, живущим там же, где находится их штаб-квартира. К тому же Мир обладал, по их мнению, красивым голосом. Помимо Шепарда он озвучивал ещё и второстепенных персонажей[14]. Кэролайн Ливингстон руководила озвучиванием во время записи, а ведущий сценарист Мак Уолтерс тоже иногда там присутствовал, позволяя быстро менять строки. По словам Марка, для озвучивания Шепарда в Mass Effect 2 требовалось записать в два раза больше текста, чем во время озвучки первой части[66]. В интервью Хейл призналась, что хоть она и не геймер, она была рада озвучивать женскую версию персонажа[65]. Больше всего актрису порадовало, что BioWare не изменила ни строчки диалогов из-за пола главного героя[65]. Во время озвучки третьей части актёрский состав был очень большой, поэтому им было трудно работать, так как актёры находились в трёх разных странах. Для этого они использовали специальную систему, которая позволяла слышать голос собеседника в наушниках[67]. Дубляжом первой части занималась студия Snowball. Мужскую версию Шепарда озвучивал Иван Хвостиков, а женскую — Полина Щербакова[68].

    Альтернативные истории[править | править код]


    Первоначально команда BioWare разрабатывала множество других версий истории персонажа. Например, во время создания Mass Effect 2 предлагалась идея о том, что Шепард должен быть инопланетянином, но не знать об этом. От этой идеи отказались, так как она напоминала историю Ревана, персонажа из Knights of the Old Republic. Также разработчики предполагали, что капитан должен стать мостом между органической и синтетической (искусственной) жизнью. В итоге эта идея переросла в способ его выживания во второй части[69]. По оригинальному сценарию третьей части Шепард из-за одурманивания Жнецов деградировал бы до отрицательного персонажа[70], а с ним должен был бы бороться один из его товарищей, Эшли или Кайден. Но BioWare эта идея не понравилась, потому что она была похожа на противостояние Сарену из первой части[71]. Также разработчики хотели сделать финал Mass Effect 3 драматичным, поэтому в финале Mass Effect 3 напарники Шепард(а) должны были погибнуть[14].

    Теория одурманивания[править | править код]




    Согласно теории одурманивания разум капитана (слева) был порабощён Жнецами во время событий Mass Effect 3[72]

    Среди фанатов серии популярна «теория одурманивания» (англ. Indoctrination Theory). Согласно ей главный герой во время событий Mass Effect 3 (либо же на протяжении всей трилогии[73]) подвергался влиянию Жнецов, и со временем, сам того не осознавая, стал их пешкой. Данная теория предполагает, что финал третьей части — это лишь видения капитана, посылаемые ему машинами. По мнению сторонников альтернативной истории, концовки Уничтожение и Контроль подсвечены красным и синим цветами соответственно, чтобы игрок, ассоциируя это с системой «Герой/Отступник»[км. 6], принял решение не уничтожать Жнецов, так как это позволит им выжить[72][74]. Бриттни Финли из Gamerant считает, что «теория одурманивания» имеет так много доказательств, что она имеет больше смысла, чем любая из концовок. Он заявил, что одно из главных доказательств теории — мальчик, которого Шепард встречает в самом начале третьей части на Земле. Канонически не объясняется, почему именно ребёнок регулярно появляется в кошмарах капитана. По мнению критика, если прислушаться к речи ребёнка, то в ней можно услышать голоса мужской и женской версии Шепард(а) одновременно[75]. Данное предположение попадало во многие списки самых шокирующих теорий из видеоигр[76][77][78].

    BioWare не стала комментировать эту теорию[79], так как игроки всё равно не были довольны альтернативными концовками[69]. Однако спустя годы Крис Хелпер, разработчик из BioWare, заявил, что данная теория полностью придумана фанатами и никакие намёки на одурманивание Шепард(а) не были добавлены в игру. Он заявил, что команда этого просто не продумала, но сказал, что это довольно интересная теория[73].

    Маркетинг[править | править код]


    Мужская версия капитана по умолчанию использовалась для маркетинга всех трёх игр. Он был как на обложках игр, так и в трейлерах к ним[80]. В тизере к Mass Effect 2 был показан фрагмент брони Шепард(а), после чего следовало досье «Цербера», гласящее, что капитан мёртв. Затем демонстрировалось, что его (её) костюм надет на гета[81]. Позже BioWare подтвердила, что Шепард будет главным героем второй части, но он(а) может погибнуть во время последней миссии[82]. К выходу Mass Effect 3 BioWare заявила, что для третьей части компания снимет трейлер с участием женщины-Шепард, и она будет на обложке коллекционного издания данной игры[83]. Так команда разработчиков хотела признать интерес игроков к женской версии. Ранее она не демонстрировалась, чтобы показать одного конкретного персонажа, дабы людям было понятно, кто в игре главный герой[84]. В трейлере к Mass Effect: Andromeda Дженнифер Хейл озвучила женщину версию персонажа, которая произносила речь и желала удачи космонавтам, летящим в Андромеду[85]. Позже компания заявила, что в данной части капитан не будет принимать участие[86][87]. В этой же игре доступна броня, идентичная костюму Шепард(а) из Mass Effect 3, которую можно надеть на протагониста, дав ему бонус к биотическим способностям[12].

    Помимо серии Mass Effect, Шепард появляется в другой игре от Electronic Arts — MySims SkyHeroes. Там он является играбельным персонажем, который может сразиться с другими персонажами из игр данного издателя[88]. В кооперативном хорроре Dead Space 3 при владении Mass Effect 3 можно было получить броню со знаком «N7»[89]. Аналогично, если поиграть в Mass Effect 3, броня и оружие капитана будет доступна в Kingdoms of Amalur: Reckoning. Купив данную игру, в третьей части игрок сможет надеть на капитана рыцарские доспехи из этой игры[90]. В Final Fantasy XIII-2 можно использовать точно такую же броню, которую носил(а) Шепард в Mass Effect 3[91]. Игроки, владевшие зарегистрированной копией Dragon Age: Origins, могли получить Броню Кровавого дракона из данной игры, которой мог быть экипирован капитан[92]. Также за предзаказ Mass Effect 2 BioWare давала игрокам броню Inferno и новое оружие M-490 Blackstorm[93]. Перед выходом Mass Effect 3 игроки могли купить фигурку главного героя. В коробке с ним лежала карточка, которая открывала доступ к загружаемому контенту к данной игре[94]. Также продавалась статуэтка мужской версии персонажа 48 сантиметров в высоту стоимостью 350 долларов. Всего было выпущено 250 экземпляров[95]. В 2020 году вышла официальная модификация для игры Minecraft, позволяющая заменить внешний вид Стиваruen на облик Шепард(а) или членов его(её) команды[96][97].

    По заявлениям BioWare, третья часть является последней, в которой появляется данный персонаж[98]. Дженнифер Хейл на церемонии награждении BAFTA в 2022 году заявила, возвращение капитана зависит от игроков[99]. В том же году после анонса следующей части Mass Effect, начали распространяться слухи о возвращении капитана в серию[100][101]. Однако BioWare заявила, что информация о воскрешении Шепард(а) была ошибкой сотрудников, которые не были знакомы с игрой и из-за этого неправильно описали события предстоящей игры серии[102]. Тем не менее после данного инцидента директор проекта, Майкл Гэмбл, опубликовал пост со смайликом, в котором люди заподозрили намёк на то, что студия не забыла про персонажа[103].

    Популярность[править | править код]

    Оценки[править | править код]




    Косплей на Шепарда

    Персонаж получил смешанные отзывы от критиков и хорошие от игроков. Женщина-Шепард была включена в список десяти опасных женщин в видеоиграх, опубликованный на портале Cheat Code Central[104]. На сайте Fandomspot она же заняла 15 место из 50 в списке лучших женских персонажей видеоигр. Свой выбор критик объяснил тем, что она — целеустремлённая и немного сумасшедшая, но всегда придёт на помощь друзьям[105]. На портале GameRadar капитан был помещён на пятое место из 25 в списке «лучших героев игр всех времён». Критик похвалил BioWare, что позволил играть за персонажа с интересной личностью и историей[106]. На этом же сайте был размещён список 50 самых знаковых персонажей видеоигр, в котором Шепард занял 22 место[107]. На сайте Game Informer в опросе 30 лучших персонажей из видеоигр капитан получил второе место, уступив Мастеру Чифу из серии игр Halo[108]. В списке 20 лучших игровых персонажей на сайте Thegamer капитан занял третье место. Критик написал, что выборы игрока делают Шепард(а) таким фантастическим героем[109]. Джо Джуба из Game Informer выбрал Шепард(а) лучшим главным героем в номинации «RPG 2012 года», заявив, что, несмотря на то, что игроки могут изменить контекст и тон некоторых ситуаций, «Шепард никогда не выходит из-за этого менее потрясающим»[110]. PCGamer опубликовал результаты опроса, в котором было сказано, что капитан находится на пятом по популярности месте среди персонажей серии. На первом месте находится Гаррус Вакариан[111].

    Дженнифер Хейл была номинирована на премию Spike Video Game Awards 2010 в категории «Лучшее исполнение роли человеческой женщины», но проиграла своей коллеге Трише Хелфер, которая играла Сару Керриган из StarCraft II[112]. Как локализация, так и озвучка мужской версии персонажа на русском языке получили сдержанные отзывы. Критики утверждали, что мужской голос Шепард(а) в русской версии не соответствует персонажу[113] и звучит неестественно, а женский, наоборот, ближе к оригинальной озвучке[114].

    Некоторые критики негативно оценили Шепард(а). «Игромания» назвала историю персонажа «Путём в никуда» из-за финала Mass Effect 3[115]. Егор Бабин из Gameguru раскритиковал Шепард(а), сказав, что влияния игрока на него практически нет, и вне зависимости от отыгрыша, он останется прежним «военным с ног до головы»[116]. Эндрю Голдфарб из IGN заявил, что капитан после концовки третьей части уже не нужен. Критик отметил, что ему было бы интереснее посмотреть на команду «Нормандии» без главного героя[117]. Похожим мнением поделился Ари Нотис с портала Kotaku. Он заявил, что Шепард заслужил покой, и его возращение уничтожит привлекательность оригинальной трилогии[118]. По мнению Эрика Зиппера из Gamezone, главный герой серии входит в «восьмёрку крутых персонажей, вместе с кем не было бы весело». Критик объяснил это тем, что все действия капитана определяются игроком, поэтому они могут быть непредсказуемыми[119].

    Наследие[править | править код]


    Персонаж в качестве камео или упоминаний появлялся в нескольких произведениях. В фильме «Первому игроку приготовиться» показан Шепард-мужчина, танцующий на дискотеке. В этом же фильме появляется его женская версия, участвующая в финальной битве[120]. Упоминание капитана появилось в экранизации «Halo»[121]. В Deus Ex: Mankind Devided появилась отсылка к персонажу в результате неправильного дубляжа[122]. Капитану Шепард(у) была посвящена одноимённая песня, написанная Miracle of Sound, которая восхваляла персонажа, выставляя того прославленным воином[123]. По признанию музыканта, именно из-за неё он и стал популярен[124][125].

    Персонажа много раз изображали косплееры. Так в августе 2013 года Марк Мир стал участником акции Easter Seals Drop Zone в Эдмонтоне. В ней он изображал капитана, переодевшись в его броню[126]. Модель Дарья Юракова опубликовала снимки в образе женской версии. По её словам, костюм она создавала один год[127]. Косплей женщины-Шепард от Фрейи Виллиа, создававшийся более двух лет, был хорошо оценён на сайте GameSpot[128]. На фестивале Penny Arcade Expo в 2017 году появилась пара, переодетая в броню мужской и женской версии персонажа[129]. После сведений о связи Генри Кавилла с адаптацией по Mass Effect как западные, так и российские художники изобразили актёра в образе Шепард(а)[130][131][132].

    Персональный военный код главного героя, который тот носит на груди, стал ассоциироваться с праздником в честь серии Mass Effect, который отмечают фанаты 7 ноября (N7 Day от англ. November 7)[5]. Именно в этот день BioWare в 2020 году был анонсирован ремастер трилогии о капитане Шепард(е), Mass Effect: Legendary Edition[133]. А годом позже был опубликован постер новой неназванной части франшизы Mass Effect[134].

    Интернет-мемы[править | править код]




    Этот раздел содержит ненормативную лексику.



     Внешние видеофайлы



    песня Commander Shepard ― Miracle of Sound на сайте Youtube



    фраза My favorite store on the citadel на сайте Youtube



    фраза I should go на сайте YouTube

    Персонаж породил множество интернет-мемов, связанных с ним или с его взаимодействием с окружением. Некоторые из мемов не появлялись в игре напрямую, а были созданы фанатами. Так, например, одна из известных фраз капитана, «We’ll Bang, Okay?» (с англ. — «Мы потрахаемся, хорошо?»), никогда в игре не появлялась. Её создал ютубер mans1ay3r в своём YouTube Poop, посвящённому третьей части серии[135][136].

    Другие же появились в играх из-за разработчиков. Во второй части персонаж может прорекламировать торговую точку на Цитадели, чтобы получить в ней скидку. Однако лимит предусмотрен не был, поэтому можно было объявить все магазины любимыми. Из-за этого фраза «Я капитан Шепард, и это мой любимый магазин на Цитадели» (англ. I'm Commander Shepard and this is my favorite store on the Citadel) стала мемом[136]. Также стала известна фраза «I should go»[14] (с англ. — «Мне нужно идти»), которую он(а) очень часто говорил(а), прощаясь с персонажами. В интервью Марк Мир заявил, что он был уверен в успехе данной фразы, и сказал, что это «практически крылатая фраза Шепарда»[66]. Над последним мемом также пошутили разработчики в дополнении к третьей части[136].


    написать администратору сайта