Главная страница
Навигация по странице:

  • Моральная практика (бытийный уровень) – поведение, отношения, деятельность.

  • Структура нравственного сознания: эмоциональное в морали – нравственные переживания (чувства, эмоции).

  • Рациональное в морали – моральные нормы, моральные принципы, моральные кодексы, нравственный идеал.

  • Исторические типы нравственности: «мораль первобытного общества»

  • Мораль рабовладельческого общества

  • Мораль средневековья (феодального общества)

  • Мораль капиталистического общества

  • Коллизии современной морали

  • Карамышева Кристина, 2625д


    Скачать 73.5 Kb.
    НазваниеКарамышева Кристина, 2625д
    Дата24.12.2018
    Размер73.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаKaramysheva_K_2625d_Proiskhozhdenie.doc
    ТипДокументы
    #61676

    Карамышева Кристина, 2625д

    Тема_3. Происхождение и структура и исторические типы морали

    1. Моральная практика (бытийный уровень) – поведение, отношения, деятельность.

    2. Структура нравственного сознания:

    • эмоциональное в морали – нравственные переживания (чувства, эмоции);

    • рациональное в морали – моральные нормы, моральные принципы, моральные кодексы, нравственный идеал.

    1. Исторические типы нравственности:

    • «мораль первобытного общества»;

    • мораль рабовладельческого общества;

    • мораль средневековья (феодального общества);

    • мораль капиталистического общества;

    • коллизии современной морали.




    1. Моральная практика (бытийный уровень) – поведение, отношения, деятельность.

    Моральная деятельность — это понятие, которое используется в этике для выявления смысла, присущего всем другим видам деятельности человека. Оно обозначает общественную значимость любой деятельности человека. Любое моральное действие включает в себя работу сознания — мыслительные, чувственные, волевые компоненты, но в то же время не сводится только к ним, ибо предполагает свое опредмечивание, объективацию в реальной действительности в качестве определенного результата.

    Правда, можно в целостном комплексе единой человеческой деятельности выявить такую, которая непосредственно по своим целям и содержанию подчинена сотворению добра и мотивируется исключительно моральными мотивами. Это «чистая» моральная деятельность — оказание гуманитарной помощи, филантропия, нравственное проповедничество и моральное воспитание. Однако в широком смысле слова под моральной деятельностью понимается вся человеческая деятельность, поскольку она имеет общественно значимый смысл, на нее распространяются нравственные требования, и она поэтому подлежит нравственной оценке.

    Нравственная деятельность складывается из поступков, которые имеют собственную структуру, синтезируют в себе внешние, материально-вещественные его составляющие и внутренние, духовно-личностные компоненты.

    Нравственные отношения несут в себе морально ценное содержание, выступают способом детермина­ции поведения человека наряду с ценностями мораль­ного сознания и внеморальными внутренними побуж­дениями. Вследствие этого они накладывают на чело­века определенные обязанности. В моральных отно­шениях человек постоянно как бы является и субъек­том этих отношений, поскольку они и возникают как результат его деятельности, и их объектом, поскольку сам строй нравственных отношений, который застает человек при своем вступлении в общественную жизнь, сложился и существует независимо от него, предъяв­ляя к нему определенные обязательства.

    Мораль­ная деятельность и нравственные отношения составля­ют объективированную, выраженную в поведении и социальных связях, сторону морали. Свое более или менее устойчивое закрепление они находят в общественных нравах, то есть относительно устойчивых, типичных и массовидных формах поведения и отно­шениях. Нравы по отношению к индивидуальной нрав­ственной деятельности имеют значение детерминиру­ющих ее наряду с моральными мотивами и внеморальными побуждениями факторов.

    Существуют факторы мораль­ной оценки, в качестве которых фигурируют условия совершения поступка, его внутренняя структура и со­держание и полученный результат.

    Условия совершения поступка могут быть благо­приятствующими ему, нейтральными или непреодоли­мыми. Нравственная ценность поступка будет тем выше, чем труднее препятствие и чем успешнее оно преодолевается, чем больше человек проявит воли, настойчивости, умения, чтобы выполнить веления нрав­ственного долга и совести.

    Однако внешние условия совершенного поступка лишь модифицируют моральную оценку, а его под­линную ценность составляют содержание, элементы структуры и результат.

    Поступок складывается из его мотивации, намере­ния и цели действия, используемых для ее достиже­ния, средств и полученного результата.

    1. Структура нравственного сознания:

    • эмоциональное в морали – нравственные переживания (чувства, эмоции).

    Нравственными называются такие высшие чувства, которые переживаются человеком в связи с осознанием соответствия или несоответствия его поведения требованиям общественной морали, с отношением человека к другим людям, к обществу и к своим общественным обязанностям.

    Моральные чувства испытывает человек при восприятии явлений действительности с точки зрения нравственных ценностных ориентаций, выработанных обществом. Такие чувства возникают при наличии у человека не только представлений о долге, но и потребности соответствовать нравственным требованиям общества. Развитое чувство долга творит совесть — нравственную ответственность за свое поведение перед другими людьми, обществом.

    К области моральных чувств относится все то, что определяет общение людей: отношение к самому себе, к другим. Сюда относятся: сочувствие, чувство доверия и расположения к людям, чувство товарищества, дружбы. Особое чувство, складывающееся между людьми, — любовь. Это чувство, возникающее между мужчиной и женщиной, между родителями и детьми и т. д.

    К моральным чувствам относятся и чувства национальной гордости, интернациональные чувства, любовь к родине и к людям, представляющим другие культуры и традиции.

    Среди моральных чувств выделяются морально-политические — это переживания, связанные с эмоциональным отношением человека к социальным учреждениям, к государству, строю и т. д. Такого рода переживания при совпадении нравственных ценностей объединяют людей и дают им «чувство локтя», солидарности — единое нравственное «мы».

    Очень важно, чтобы человек умел отстаивать во взаимоотношениях с другими свое нравственное «я» и умел солидаризироваться, обретать чувство «мы» с теми, кто придерживается ценностных ориентаций, имеющих общественную значимость.

    • Рациональное в морали – моральные нормы, моральные принципы, моральные кодексы, нравственный идеал.

    Вся совокупность основных понятий, взаимосвязанных и взаимообусловленных, образуют так называемую систему моральной регуляции. Моральные нормы — это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе.

    В отличие от простых обычаев и привычек, моральные нормы не просто выполняются вследствие заведенного общественного порядка, а находят идейное обоснование в представлении человека о добре и зле, должном и осуждаемом, причем в конкретных жизненных ситуациях.

    Моральная норма в принципе рассчитана на добровольное исполнение, но ее нарушение влечет за собой моральные санкции, отрицательные оценки и осуждение поведения сотрудника. Например, если сотрудник солгал своему начальнику, то за этим бесчестным поступком, в соответствии со степенью тяжести, на основании уставов последует соответствующая реакция (дисциплинарная) или наказание, предусмотренное нормами общественных организаций.

    Моральный идеал — это важный ориентир, как стрелка компаса указывающий верное нравственное направление. В самых различных, порой даже в конфликтных ситуациях необходимы не абстрактные, отвлеченные представления, а конкретный пример поведения, образец для подражания, ориентир для действия. В самом обобщенном виде такой пример выражается в нравственном идеале, который представляет собой конкретизацию исторических, социальных представлений о добре и зле, справедливости, долге, чести, смысле жизни и других ценных понятиях морали.

    Мало того, в качестве идеала может выступать живая историческая личность или герой какого-либо художественного произведения, сакральные полумифические фигуры, нравственные учителя человечества (Конфуций, Будда, Христос, Сократ, Платон).

    Моральные принципы — одна из сторон выражения нравственных требований.

    Принцип — это наиболее общее обоснование существующих норм и критерий выбора правил.

    В принципах отчетливо выражаются универсальные формулы поведения. Если ценности, высшие идеалы — явления эмоционально-образные, если нормы вообще могут не осознаваться и действуют на уровне моральных привычек и бессознательных установок, то принципы — феномен рационального сознания. Они четко осознаются и отливаются в точные словесные характеристики. К числу моральных принципов относятся такие нравственные начала, как гуманизм — признание человека высшей ценностью; альтруизм — бескорыстное служение ближнему; милосердие — сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся; коллективизм — сознательное стремление содействовать общему благу; отказ от индивидуализма (противопоставление индивида обществу), и эгоизма (предпочтения собственных интересов интересам других).

    Законом РФ «О полиции» определены также принципы ее деятельности: соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина, законность, беспристрастность, открытость и публичность. Неукоснительное соблюдение этих принципов является непременным условием успешной практической деятельности сотрудников правоохранительных органов.

    Моральный кодекс – это свод нравственных норм, предписываемых к исполнению.

    Особенности:

    1. В кодексе отражаются те нравственные требования, которые уже выработала до него стихийно моральное сознание общества или группы

    2. Кодекс охватывает в основном те нормы поведения, которые практикуются подавляющим большинством

    3. В нем находят отражение нормы поведения, которые желательны, идеальны, но общество ещё не в состоянии обеспечить их исполнение

    Моральные кодексы:

    1. Заповеди Моисея

    2. Нагорная проповедь Христа

    3. Евангелия от Матфея

    4. Евангелия от Луки

    5. Моральный кодекс строителя коммунизма провозглашен 22 съезд КПСС 1961 год.

    Эти кодексы апеллируют ко всем и каждому, а поскольку мораль опирается на добровольность исполнения своих предписаний, и здесь нет механизма морального контроля, то исполнение требований кодексов оказывается проблематичным.

    1. Исторические типы нравственности:

    • «мораль первобытного общества»

    Первоначальной формой выражения нравственных принципов и норм были обычаи. Именно они, будучи способами поведения, принятыми в определенной человеческой общности в первобытную эпоху, являлись главными регуляторами поведения людей в отношении членов семьи, рода, племени и инородцев. В основе первобытных обычаев лежали запреты (табу) и ограничения. На подчинение им было ориентировано воспитание, которое начиналось с раннего детства и заканчивалось половозрастной зрелостью. При этом подчинение обычаям было безоговорочным. Несоблюдение табу наказывалось. Бывало и так, что человек, осознавший греховность и виновность в нарушении первобытной нравственности, кончал жизнь самоубийством. Господство обычаев в нравственных взаимоотношениях сдерживало моральный выбор и нравственное совершенствование индивида.

    Принимая устойчивый нравоучительный характер, обычай приобретал силу традиции, т.е. он передавался из поколения в поколение и осуществлялся по принципам "так было всегда, так необходимо поступать и нам"; "так делали наши деды и отцы, будем так делать и мы".

    Своеобразной формой выражения и способом межпоколенной ретрансляции нравственных норм являлись обряды. Они проявляли заложенный в обычаях нравственный смысл в символических, условных формах: театрализованных действиях, танцах, песнях, аллегориях. Ими сопровождались различные стороны жизнедеятельности людей: семейная, хозяйственная, общественная. Многие из них оказались столь живучими, что в первозданном, языческом, виде дошли до наших времен. В классовых обществах обряды стали сопровождать официальные, государственные мероприятия в виде праздничных элементов, придворных, воинских и дипломатических ритуалов. Нравственно-воспитательную ретрансляционную функцию выполняли и различные жанры народного фольклора, в частности сказки, пословицы, поговорки, игры.

    Вместе с обычаями, обрядами и традициями в первобытном обществе зарождались и утверждались нравственные принципы, нормы, впоследствии приобретшие общечеловеческий характер. В их числе: культ предков, почитание старших, коллективизм, выражавшийся в тесном трудовом взаимодействии и взаимопомощи, патриотизм.

    Во взаимоотношениях людей первобытного общества важную роль играло общественное мнение, а также воля вождя племени, главы рода и семьи. В это время, пожалуй, как никогда торжествовала социальная справедливость. Правда, носила она жесткий уравнительный характер. Все это давало повод многим философам, осмысливающим характер отношений при родоплеменном строе, считать его "золотым веком" в развитии человечества. Рассматривая первобытные нравы с позитивной точки зрения, было бы неправильным их идеализировать. Хотя бы с той позиции, что многие нравственные нормы бытовали лишь в рамках рода, племени, семьи, но не адресовались инородцам, с которыми велась борьба за лучшие для существования природные условия и угодья. Эта борьба была жесткой и беспощадной. В первобытнообщинный период, как, впрочем, и в последующие времена, человек был не избавлен от многих присущих ему природных, в том числе и животных, инстинктов (разрушения, агрессии, эгоизма ит.д.).

    • Мораль рабовладельческого общества

    В рабовладельческом обществе, которое пришло на смену первобытному, мораль претерпела существенные изменения. Рабство было форме социальной связи, при котором гнет и господство стали открытыми, беспощадными, жестокими.

    Анализируя мораль рабовладельческого общества, основное внимание традиционно обращают на отношения между рабовладельцами и рабами, эксплуататорами и эксплуатируемыми, недооценивая отношения свободных граждан - ячейку общества, в которой происходил моральный прогресс.

    Положение рабов было вполне бесправным. Рабовладельцы относились к ним как к вещам, "говорящее орудие". Рабов можно было продать, разлучить с родными, вынудить к любой работе, жестоко наказать, даже убить. Считалось, "пусть рабы ненавидят рабовладельцев, лишь бы они их боялись"(Калигула). Рабов держали в постоянном страхе, систематически унижали, чтобы сломить их волю, веру в себя. Рабовладелец по каждому из них пытался сделать покорную, тупую существо, вся жизнь которого сводилось бы к работе, потребление пищи и сна. Согласно проявление рабом собственного достоинства расценивался как неуважение к хозяину, вызов ему, а потому жестоко наказывался.

    Обычаи, традиции, зародыши морали первобытнообщинного общества или отвергались и заменялись другими, или приспосабливались к условиям рабовладельческого строя. Рабу часто навязывали мысль, что хозяин и его семья являются естественными его повелителями, призванными заменить ему род и утраченную родину. В Римской империи среди рабов насаждали особый культ "гения" хозяина. Все это свидетельствовало о попытках рабовладельцев повлиять на мораль рабов. Однако формирование морали в рабовладельческом обществе не было сознательным, целенаправленным идеологическим процессом, осуществляемым рабовладельцами, как это утверждали представители марксистско-ленинской этики. При анализе морали рабовладельческого общества традиционно основное внимание обращают на мораль античности (древнегреческого и древнеримского обществ). Причиной этого является европоцентризм (переоценка достижений культуры Европы и недооценка ли игнорирование достижений неевропейских стран) или недостаточная осведомленность со спецификой морали стран Азии и Африки. Правда, для этих государств были характерны деспотизм, бесправие, произвол, предельная жестокость, различные излишества, сказочная роскошь и богатство правителей. Это свидетельствует о разительное отличие морали деспотических рабовладельческих государств Востока от морали античных рабовладельческих государств. Существенными были различия и между моралью Греции и Рима.


    • Мораль средневековья (феодального общества)

    Мораль феодального общества была полной противоположностью морали античного общества. Ее акцент сменился с личности, как носителя нравственности в сторону внешних факторов, не зависящих от воли человека. Эта мораль оправдывала духовное угнетение людей, зависимых от воли господина.

    Мораль оправдывала божественное происхождение «высших» и «низших» людей. Справедливость приписывала «высшим» обладание властью и богатством. Большое значение имело в то время статусное положение в обществе.

    Господствующее место занимала религиозная мораль, которая закрепляла определенные нормы, традиции и ритуалы, по которым предписывалось жить обществу. Религиозные догмы защищало государство системой законов.

    Богатство являлось статусной принадлежностью, данностью от Бога. Им могли обладать лишь высшие слои общества. Для остальных стремление к материальным ценностям рассматривалось, как жадность, которая была по церковным нормам смертельным грехом.

    В феодальном обществе из категорий нравственности более всего ценилось послушание патеру, от которого человек был в зависимости. Кроме этого к добродетелям относили сословную честь и верность. Сословные нравственные традиции закреплялись в рыцарских кодексах, цеховых уставах, кодексах членов ордена. Высоко ценились среди всех сословий воинская доблесть, храбрость, благородство, слава. Члены сословий должны были заботиться о своем окружении, оказывать помощь другим членам сословия при необходимости, печься о сословной чести. Сословная нравственность строилась на таких качествах, как гостеприимство, щедрость, взаимопомощь. Особо почитаемой добродетелью среди всех сословий была набожность. Нравственность считалась плодом Святого Духа, которую необходимо было заслужить ритуалами поклонения Богу.

    Физический труд считался прерогативой низших сословий и был презираем феодалами и другими людьми, которые были наделены богатством и властью.

    Мораль и нравственные категории феодального общества строились на обосновании их принадлежности Богу. Он формирует добродетели человека, исходя из положения, которое тот занимает в обществе и усилий, которые тратит человек для поклонения покровителю и исполнения божественных ритуалов.

    • Мораль капиталистического общества

    С развитием капиталистических отношений феодальные сословные моральные принципы сменил буржуазный индивидуализм. Это было более прогрессивно по сравнению с зависимостью от феодального покровителя и необходимостью заботы о существовании своего сословия. Индивидуализм предоставил человеку больше свободы для личностного развития и самосовершенствования. Индивидуализм был чертой раннего буржуазного общества, в период первоначального накопления капитала.

    Главенствующая идея буржуазного общества - личный материальный успех, развитие частного предпринимательства, как главного мотива деятельности человека. Этим принципам была подчинена мораль.
    Приобретение материальных благ, их приумножение, стремление к власти и престижу становятся главными требованиями буржуазной морали. Эта мораль буржуазного общества оправдывает наличие имущественного неравенства и провозглашает стяжательство, расчетливость и честолюбие как норму отношений между людьми. Нормой считались также черствость и равнодушие к людям, не входящим в сферу интересов для бизнеса. В достижении поставленных целей особый акцент делался на честолюбие и тщеславие человека. Мораль была циничной и оправдывала ведение захватнических войн, притеснение людей в колониальных территориях, использование грязных политических технологий. Любое социальное недовольство буржуазное государство подавляло системой соответствующих законов.

    Мораль оправдывала все возможные средства на пути достижения личных целей. В обществе царила ложь, прикрытая высшими ценностями. Формально признавались права и возможности каждой личности на пути к материальному успеху. Мораль внушала наличие равенства между людьми в достижении частного успеха.

    В тоже время мораль буржуазного общества позволяла личности проявлять свою активность, ценились знания, умения и навыки, приводящие к успеху. Человек ставил себе цели и задачи, которые старался претворить в жизнь. Добиться успеха можно было только при взаимодействии с другими людьми, что способствовало укреплению общественных связей. Отношения между людьми строились на вещественных мотивах.

    С развитием капиталистических отношений индивидуализм уступает место монополистическим корпоративным отношениям. Мораль ориентирует человека заботиться о корпоративных интересах, вменяет ему бережное отношение к ресурсам корпорации, преданности ее интересам и высокий уровень трудолюбия и ответственности.

    Наличие материальных благ поощряет людей искать удовольствия. Общественная мораль, хоть и порицает, но все же допускает наличие в обществе проституции, игорного бизнеса, жестоких развлечений.

    • Коллизии современной морали


    Исследования фиксируют серьезные изменения в шкале жизненных ориентаций у многих людей: значительно уменьшилась сфера социального и возросло значение сугубо индивидуалистических ценностей. Данный процесс нельзя охарактеризовать как однозначно негативный. Положительным в нем является развитие такого важного духовного качества, игнорируемого ранее, как осознание себя свободной, независимой, самоценной личностью, желающей опираться прежде всего на собственные силы и возможности, стремящейся к самореализации. В то же время нельзя игнорировать и отрицательные аспекты нравственной переориентации людей: у многих отступают на задний план или исчезают вообще такие ценности, как стремление быть полезным людям, находить смысл жизни в общественно значимой работе, в создании крепкой семьи и т.д. На первое место все чаще выходят ценности потребления. Причем не просто желание иметь хорошую одежду, еду, мебель, машину и т.д., что вполне естественно, а стремление к вещи, как к главной, иногда единственной цели жизни. Потребительская психология перерождается в потребительскую идеологию. С подобным изменением шкалы ценностей связано и значительно возросшее стремление к элитарности, желание выделиться, отличиться от всех остальных и особенно от «толпы». В современном российском обществе существенно изменяется степень распространенности определенных нравственных качеств, норм, традиций. Достаточно интенсивно идет процесс «размывания» в сознании людей таких простых норм нравственности, как доброта, милосердие, порядочность, честность, ответственность, вежливость и др. Все большее распространение в нравственных качествах получает прагматизм: преобладающая направленность человека только на личную выгоду в знакомствах, в социально-политических ситуациях, в разрешении различных конфликтов и т.д. Можно с большой долей вероятности предположить, что в нравственном сознании россиян будет и дальше возрастать значимость сугубо эгоистических ценностей. Необходима специальная политика, направленная на то, чтобы определенным образом нейтрализовать негативные последствия этого процесса: всемерное поощрение открытых объединений граждан на основе культурных, спортивных, просветительских и других интересов, поощрение обществ, фондов милосердия, формирование позитивного общественного мнения к различного рода социально-значимым поступкам, героическим действиям как в историческом прошлом России, так и в настоящем и т.д.


    написать администратору сайта