Главная страница
Навигация по странице:

  • Марксистская философия

  • 2. Укажите предпосылки появления марксистской философии: - теоретические - естественнонаучные

  • - определите понятие «диалектический материализм»

  • - рассмотрите как решаются проблемы материи, движения (пространства и времени) - ответьте на вопрос о том какие нововведения происходят в теории познания

  • - покажите что нового привносится в учении о человеке - рассмотрите какие нововведения происходят в социальной философии.

  • 6. Покажите отличие материализма К. Маркса и Ф. Энгельса от материализма Л. Фейербаха.

  • 7. По образному выражению К. Маркса, диалектика у Гегеля стояла «на голове», её нужно было поставить «на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно». Прокомментируйте.

  • 8. Объясните в чём заключается суть сформулированного К. Марксом материалистического понимания истории

  • риврввв. МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Карлом Марксом (1818 1883) и Фридрихом Энгельсом


    Скачать 17.18 Kb.
    НазваниеКарлом Марксом (1818 1883) и Фридрихом Энгельсом
    Анкорриврввв
    Дата28.01.2021
    Размер17.18 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.docx
    ТипДокументы
    #172093

    1. Определите время появления марксистской философии, назовите её представителей.

    Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 — 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 - 1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения — марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм).

    2. Укажите предпосылки появления марксистской философии:

    - теоретические

    - естественнонаучные

    - социально-экономические Проиллюстрируйте причинно-следственную связь между предпосылками и характером марксистской философии.

    3. Охарактеризуйте диалектический материализм:

    - определите понятие «диалектический материализм»

    - раскройте сущность диалектического материализма, укажите отличия данной исторической формы материализма от других - покажите как трактуется основной вопрос философии с точки зрения марксизма

    - рассмотрите как решаются проблемы материи, движения (пространства и времени) - ответьте на вопрос о том какие нововведения происходят в теории познания

    - покажите что нового привносится в учении о человеке - рассмотрите какие нововведения происходят в социальной философии.

    5. Ответьте на вопрос о том каково значение философии марксизма.

    Марксизм, его политическая концепция были реалистичной теорией эпохи промышленной революции, резкой критикой либерализма, попыткой навязать разрозненные ценности пролетариата всему европейскому обществу. Во второй половине XIX века марксизм значительно распространился в многих странах мира, где разгорелось движение рабочего класса. Марксизм имел огромное влияние на судьбу цивилизации в XX веке. Учение Маркса, выйдя на общественную арену в 40-х годах, стало значительным идейно-политическим течением в Европе в 70--90-х годах XIX века. В России марксизм появился и укрепился в конце XIX века. К середине XX века он развивался в различных регионах Азии, получил распространение в Африке, Латинской Америке.

    Судьбы марксизма в различных странах складывались неодинаково: в одних он был несколько оттеснен другими типами мировоззрения, в других же, наоборот, сумел стать главной, ведущей идеологической силой. Но во всех случаях он оказывал и оказывает огромное влияние на различные стороны жизни общества. Особенно зримо оно проявляется в политической сфере: партии и организации, рассматривающие марксизм как свою теоретическую базу, действуют в большинстве стран мира.

    Историческое значение марксизма было и остается связанным с деятельностью огромных масс людей -- пролетариев, интерес которых защищала и выражала эта общественная теория. Вместе с всемирной индустриализацией, следуя за появлением и развитием пролетариата в разных странах, распространялся и марксизм. В ходе истории появляются новые виды производства, изменяется социальная структура общества; меняется и сам пролетариат, его состав, его вес в общественных делах. В наше время наемные работники составляют большинство человечества. Следовательно, социальная база марксизма гигантски возросла; вместе с ходом истории развивается и марксизм в целом, и философии как его составная часть.

    6. Покажите отличие материализма К. Маркса и Ф. Энгельса от материализма Л. Фейербаха.

    Фейербах ставит в центр мира чувствующего человека. Среди многих чувств он выделяет любовь, оставаясь при этом материалистом. Любовь и весь внутренний мир К.Маркс и Ф.Энгельс отодвигают на второй план, выдвигая на первый внешний мир, который окружает человека.

    Намного более развитой формой материализма, чем антропология Фейербаха, является диалектический материализм К.Маркса и Ф.Энгельса. Маркс в частности упрекал Фейербаха в непонимании конкретно - общественной природы человека и роли практики, особенно революционной. Ведь такая практика - основа и критерий самой истины.

    Маркс понимает философию как науку и стремится построить ее строго по научному методу, а общество понимает исключительно как материалистическое. Сначала рассматривается внешний мир, а потому уже внутренняя среда человеческой души. Внешний мир - это, во - первых, природа, а во - вторых, то, что создано людьми из природы (продукты труда отдельного человека и продукты общественного труда.) Именно в общественном труде человек покидает свой собственный внутренний мир. Экономические отношения, рассуждает Маркс, определяют все другие общественные отношения - отношения прав, политики, религии и нравственности. То есть экономическое главенствует над всем, даже над внутренним миром человека. Фейербах не выделял экономические отношения людей столь значительно. Но так же высказывал мысли о необходимости справедливости общественных отношений.

    Маркс отдельно выделил мир как социальный, что до него не делал ни кто. Рассматривая материализм марксизма, необходимо учитывать то, что он непрерывно связан с революционной стороной. Критикуя недостатки капиталистического общества, философы Маркс и Энгельс говорили о необходимости перехода к социализму, ведь в соревновании капиталов капиталисты будут просто вынуждены резко нарушать права рабочих, относительное обнищание которых и приведет к социалистической революции.

    7. По образному выражению К. Маркса, диалектика у Гегеля стояла «на голове», её нужно было поставить «на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно». Прокомментируйте.

    Речь идет о превращении диалектики из идеалистической в материалистическую, то есть принимающую за исходный пункт материальное начало. Известно, что у Маркса было намерение изложить в отдельной работе рациональное содержание гегелевской диалектики, но это намерение осталось неосуществленным. Можно привести его общее указание, согласно которому диалектика "в своем рациональном виде" включает в позитивное понимание существующего также и "понимание его отрицания, его необходимой гибели, каждую осуществленную форму она рассматривает в движении, следовательно, также и с ее преходящей стороны, она ни перед чем не преклоняется и по самому существу своему критична и революционна".

    8. Объясните в чём заключается суть сформулированного К. Марксом материалистического понимания истории?

    Материалистическое понимание истории, как и вся философия Маркса, основано на идее материального понимания мира, которое заключается в том, что мир - это материя и законы, управляющие ее движением.

    С этой точки зрения рассматривается исторический процесс и его влияние на жизнь людей.

    В рамках своего подхода Маркс доказывает, что главным условием, определяющим большинство исторических процессов, является материальное производство. Главной идеей, на которой строится философия Карла Маркса, в том числе, его понимание истории, является утверждение, что человечество в целом само создает исторические условия, являющиеся источником его развития. Никакие другие факторы, включая особенности географического положения и климата, не могут быть причиной исторического развития народов.

    Главную роль в развитии человечества Маркс отводил производительным силам. Материалистическое понимание истории основано на том, что человек, в понимании Маркса, имеет материальную природу и развивается, осваивая новые средства для удовлетворения своих потребностей.

    Общественное бытие, согласно Марксу, является единственной реальностью человеческой жизни. В основе общественного бытия лежат экономические отношения. Человек, с этой точки зрения, воплощает собой общественные отношения. Они заложены в основу формирования общественного и индивидуального сознания.


    написать администратору сайта