Главная страница

кастовая система древней индии. Каст издревле была основой социальной структуры Индии. Принадлежность к той или иной касте была связана с рождением человека и детерминировала его статус на всю его жизнь


Скачать 41.63 Kb.
НазваниеКаст издревле была основой социальной структуры Индии. Принадлежность к той или иной касте была связана с рождением человека и детерминировала его статус на всю его жизнь
Анкоркастовая система древней индии
Дата13.10.2021
Размер41.63 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаv.docx
ТипДокументы
#246979

Первая страница, ок

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Восходящая к древнеиндийским варнам и освященная индуизмом система каст издревле была основой социальной структуры Индии. Принадлежность к той или иной касте была связана с рождением человека и детерминировала его статус на всю его жизнь.
Варново-кастовая система в целом именно благодаря своей жесткой иерархичности составляла костяк социальной структуры Индии; уникальная по форме, она не только оказалась эффективной альтернативой слабой политической администрации (а может быть, и наоборот: ее уникальность вызвала к жизни и обусловила слабость государственной администрации — для чего нужна сильная административная система, если нет ее низового звена, если низы живут по законам саморегулирующихся кастовых принципов и общинных норм?), но и успешно компенсировала эту слабость, хотя такого рода компенсация никак не способствовала политической стабильности государств в Индии.
Актуальность исследования заключатся в том, что социальные основы структуры современного общества Индии, закрепленные в праве, исторически основаны на различиях между общественными группами еще с древних времен. Знание данных аспектов развития человеческого сообщества в древней истории помогает современному человеку уяснить эволюцию правоотношений в обществе.

Историография.
Отечественная индология насчитывает уже более двух столетий своего существования. Общеизвестны в науке такие имена как:

Г.С. Лебедев, И.П. Минаев, А.М. Осипов, С.Ф. Ольденбург, А.Н. Краснов, которые провели много лет непосредственно в Индии и стали авторами значительных трудов по древней истории и культуре Индии. Многочисленные научные командировки в Индию российских ученых А.И. Военкова, Г. Вызинского, В.Ф. Новицкого, О. Щербатовой, М.С. Андреева и др, способствовали возникновению обширной источниковой базы. Полученные во время этих поездок опыт и знания, а также изучение привезенных рукописей и книг способствовали созданию целого ряда монографий и статей, Г.М. Бонгард-Левин, Г.Ф. Ильин и А.А. Вигасин стали крупными специалистами политической и социальноэкономической истории древней Индии. Известные отечественные специалисты К.З. Ашрафян и Е.Ю. Ванина также посвятили большое количество публикаций истории средневекового индийского общества в целом. Е.М. Медведев крупнейший отечественный специалист по истории средневековой Индии. Видный отечественный историк Л.Б. Алаев всесторонне исследовал проблему индийской общины. Наконец, известные отечественный специалисты А.А. Куценков и М.К. Кудрявцев в своих фундаментальных работах внесли большой вклад в изучение касты и кастового строя Индии. В последнее десятилетие XX в. на первый план выходят социологические исследования кастовой проблемы современной Индии. Знаменательным стало появление исследований, в которых применяются несколько подходов (например, историко-культурный и географический). Впервые в отечественной науке И.А. Ефремова плодотворно использовала метод географического анализа. Социологический подход, дающий количественную характеристику индийским кастам, применили А.А. Гендин, Л.Б. Алаев, Т.Н. Загородникова. Ведутся разработки в области региональных структур кастовой системы, характеристики социокультурных районов, дальнейшее изучение проявления кастового

фактора в политике, как важной и специфической составляющей политической жизни современной Индии. Историографические исследования отечественных индологов в основном посвящались истории изучения индийской касты в зарубежной историографии (Г.Г. Котовский1, А.А. Куценков2).
Зарубежная наука добилась значительных успехов в изучении кастового строя Индии. Здесь сложились ряд научных школ, связанных с именами Е. Сенарта, Х.Рисли, Дж. Хаттона, В. Уайзера, Т. Бейдельмана и других. Из Французских индологов необходимо выделить А. Бэшема и Л. Дюмона. Самой популярной работой Артура Бэшема является монография “Чудо, которым была Индия”, впервые опубликованная в Лондоне в 1954 году и пережившая два издания на русском языке: в 1977 году в СССР и в 2001 году в России. На английском языке вышло 37 изданий этой книги, последнее из которых — в 2001 году. На русском языке также вышла другая монография Бэшема — «Цивилизация Древней Индии».
Книга Луи Дюмона “Homo hierarchicus” является прежде всего трудом индологическим. Посвящена она кастовой системе — одной из важнейших черт индийского бытия, доминирующей в идеологии социальной и культурной жизни всех индийских народов. 
Объектом изучения является кастовая система в древней Индии.
Предмет изучения – процесс зарождения, а затем и развития кастовой системы в Индии.
Цель работы на основании изученной методической и периодической, учебной, а так же научной литературы охарактеризовать особенности кастовой системы в Индии.
Для достижения поставленной цели планируется решить следующие основные задачи:
- дать характеристику понятия «каста»;
- представить основные положения сословно-кастовых групп в древней Индии;
- изложить проблему происхождения каст;
описать основные этапы в развитии строя каст;
охарактеризовать значение кастовой системы в современной Индии.

Источники
1.Артхашастра или Наука политики. Памятник уникален своим жанром — это наставления царю для правильного управления страной. Это наиболее полный свод прикладных знаний о политике, это энциклопедия индийского политического искусства. Трактат содержит положения брахманизма о кастовых предписаниях, о необходимости обеспечения закона дхармы суровыми наказаниями, о превосходстве жречества над другими сословиями, его монополии на отправление религиозного культа.
2.Законы Ману. Памятник древнеиндийской литературы, древнеиндийский сборник предписаний благочестивому индийцу в исполнении им своего общественного, религиозного и морального долга, приписываемый традицией легендарному прародителю человечества — Ману.  Написана на санскрите, содержит 2684 стихов (шлок), которые разбиты на 12 глав
3.Веды. Сборник самых древних священных писаний индуизма на санскрите. На протяжении многих веков Веды передавались устно в стихотворной форме и только гораздо позднее были записаны. Индуистская религиозная традиция считает Веды апаурушея — несотворёнными человеком вечными богооткровенными писаниями,  которые были даны человечеству через посредство святых мудрецов.

1. Проблема происхождения каст

1.1 Понятие “каста”

Существование каст и кастовой организации обычно связывают только с Индией, но это представление не совсем точно соответствует данным истории и этнографии.
Отдельные признаки каст и некоторые элементы кастовой организации засвидетельствованы у многих народов. Индия же дает наиболее яркий пример развития кастовой организации, приобретшей в специфических условиях индийского общества крайнюю форму замкнутости.
Само слово «каста» в португальском языке означает «род, качество»; оно вошло в европейские языки для наименования замкнутых групп индийского общества после того, как португальцы в XVI в.

проникли в Индию и познакомились с индийской социальной организацией. В самой Индии эти группы обозначаются санскритским термином «джати». Наряду с джати в древнеиндийском обществе существовали варны — сословия, очень древний институт, возникший еще в доклассовом обществе, а затем получивший закрепление и освящение в классовом обществе. Постепенно сословия-варны (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры) все больше становились замкнутыми и как бы напоминали по своей форме «касты», что и привело к частому обозначению варн поздним термином «каста»3. Слово ,по видимому, употреблялось Испанцами в значении “расса” начиная с 15 века. В Англии отмечают употребление слова “каста” (“cast”) c 1555 года, а применительно к индии с начала 17 века4.
В Английском, как и в Французском, языках долгое время не различали касту и племя и долгое время смешивали кастовую систему с древним разделением общества на четыре категории.

1.2 Происхождение варн

Вопрос о происхождении варн весьма сложен, но закономерно появление сословий - варн связывать с разложением первобытнообщинного строя и развитием общественного и имущественного неравенства. Военная знать составила варну кшатриев, жрецы — брахманов, свободные общинники образовывали варну вайшьев, (затем оформилась варна шудр, занимавших самое низкое положение в социальной иерархии.
Варны не были порождением ведийской эпохи. Известно, что в древнем Иране существовали социальные группы — тиштра (как и варна, термин означает цвет), которые можно сопоставить с индийскими варнами: жрецами — брахманами, военной знатью — кшатриями и общинниками — вайшьями. Это говорит, очевидно, о появлении тройственного сословного деления общества в индоиранский период, а некоторые данные позволяют предполагать возможное его существование еще раньше. В «Ригведе» не раз упоминаются три высшие

варны, и только в поздней, X части (мандале) содержится легенда о происхождении всех четырех варн от первочеловека Пуруши. Это религиозное освящение сословного деления свидетельствует о наличии системы сословий в более ранний период. В гимне «Пурушасукта» рассказывается, что брахманы появились из уст Пуруши, кшатрии — из рук, вайшьи — из бедер и шудры — из ступней5.
В поздневедийской литературе этот сюжет часто повторяется, по рождение варн связывается уже с главным богом Брахмой. Появление варн и их положение освящались жрецами-брахманами, которые старались обосновать превосходство брахманского сословия и придать божественный характер своему положению. Неудивительно, что почти во всех ведийских текстах брахманы стоят первыми в списке варн. Брахманы рьяно защищали свои привилегии в культе, свои права на совершение священных церемоний и знание текстов. В действительности же реальная власть находилась в руках военного сословия — кшатриев6.
Как правило, царями становились представители кшатрий-окой варны, кшатрии стояли во главе государственного управления, они же контролировали такой важный инструмент власти, как армия, и занимали важнейшие военные посты. Уже в поздневедийских сочинениях имеются некоторые данные о соперничестве кшатриев и брахманов, а в эпосе эта борьба описывается довольно подробно.
Несмотря на различия в положении, брахманы и кшатрии составляли привилегированную и богатую группу, жившую за счет трудящегося и зависимого населения7.
Самой многочисленной была варна вайшьев, куда входили свободные общинники, земледельцы, торговцы. Вайшьи являлись основным податным сословием. В (ведийскую эпоху вайшьи еще сохраняли некоторые политические права и даже участвовали в решении ряда государственных дел.
Три высшие варны считались «дважды рожденными», их представители имели право на посвящение

(упанаяна); шудры же рассматривались как «однажды рожденные» и были лишены этого права. Поэтому шудрам запрещалось участвовать в культе, изучать священные тексты. Шудрами, как правило, были бедные, экономически зависимые люди, низшие разряды ремесленников, обслуживающий персонал. Хотя шудры не являлись рабами, естественно, что именно они в любой момент ли попасть в рабскую зависимость. Представители высших сословий стремились превратить варны в замкнутый наследственный институт, препятствовали смешению их с представителями низших групп и переходу последних в разряд «дважды рожденных».
Поскольку в ранних частях «Ригведы» нет упоминаний о шудрах, это дало некоторым ученым основание рассматривать их как аборигенов, покоренных ариями. Так появилась точка зрения о превосходстве арийцев, чистоте их расы, о подавлении арийцами цветных аборигенов8, которых превратили в шудр. При этом защитники этой теории исходили из того, что одно из значений слова «варна» обозначает цвет. Однако следует иметь в виду, что это значение никак не связано с обозначением цвета кожи. В древней Индии, как и в древнем Иране, существовала цветовая символика: с каждой варной ассоциировался определенный цвет.

1.3 Эволюция системы варн. Происхождение каст

В поздневедийскую эпоху внутри варн уже создаются более мелкие замкнутые профессиональные группы, принявшие форму каст.9
В древнеиндийских религиозных книгах три высшие варны резко противопоставляются четвёртой варне шудр. В древнем сказании о сотворении мира перечисляются созданные богом три варны брахманов, кшатриев и вайшиев, а затем говорится, что потом были рождены народ (праджа) и скот.
Рабовладельцы, которые смотрели на угнетённые массы трудового народа как на рабочий скот, считали, что шудры стоят вне религии; поэтому низшая варна шудр в отличие от трёх высших варн

не имела своего божества10. Резкая грань отделяла три высшие касты от четвёртой касты фактически порабощённых шудр. Однако все варны были замкнутыми сословиями. Почти непреодолимые перегородки отделяли друг от друга эти древнейшие социальные группы. Браки между людьми из различных каст считались недопустимыми. В законах Апастамбы говорится: «Если мужчина приблизился к женщине, которая была раньше замужем или не находится с ним в законном браке, или принадлежит к другой варне, то они оба совершают грех. Вследствие этого греха их сын также становится грешным». По законам Ману сын брахманки и шудры попадал в очень низкую социальную группу чандала и назывался «самым низким из людей». Этих несчастных людей закон ставил в положение всеми презираемых изгоев. По законам Ману «жилища чандалов должны находиться вне селений, они должны иметь особую утварь, и их имущество должно быть собаки и ослы. Платье их должно быть платье мёртвых, они должны есть свою пищу из разбитой посуды, чёрное железо — их украшение, и они должны всегда перекочёвывать с места на место. Человек, который исполняет религиозные обязанности, не должен искать сношений с ними; их дела должны быть между ними и их браки — с подобными им. Их пища должна быть подаваема им другими в разбитой посуде; ночью они не должны расхаживать по деревням и городам».
Таким образом, законы запрещали смешение между варнами, чтобы укрепить социальный строй, основанный на эксплуатации трудовых масс. Это нашло отражение даже в художественном эпосе древней Индии. В «Махабхарате» говорится, что «смешение варн» есть результат воцарившегося беззакония. Греческие писатели, например Арриан, указывали на то, что смешанные браки между «отдельными группами» населения в Индии не допускались и что древние инды не имели права переходить из одной группы в другую11.
Древняя

система религиозно-бытовых традиций, оформленная в сборниках брахманских законов, должна была внушить массам представление о глубокой пропасти, лежащей между рабовладельцами и рабами, между богатыми и бедными, между эксплуататорами и эксплуатируемыми, между полноправными и бесправными. Закон требовал не только безусловного повиновения высшим кастам, но и глубокого к ним уважения. Так, в законах Апастамбы говорится, что «каждая предшествующая (варна) стоит выше по рождению, чем следующая» и что «почёт должен оказываться тем, кто принадлежит к высшей касте». Закон строго карал тех, кто ударял или оскорблял людей из высшей варны. «Каким членом человек низшей касты повредит (человека трёх) высших, именно этот член должен быть отрезан. Таков наказ Ману. У того, кто поднимет руку или палку, должна быть отрезана рука; у того, кто в гневе лягнёт ногой, должна быть отрезана нога».
Особенно высокое положение занимали брахманы, которые считались хранителями традиций и религиозного откровения. Они должны были изучать священные книги Вед и обучать религии людей трёх высших варн, а также совершать религиозные обряды12. По брахманским законам брахман считался высшим среди остальных людей и даже сравнивался с богом. Древние законы устанавливали, что всё на свете принадлежало брахманам и брахман имел право потребовать себе всё, что он хотел.
Классовый рабовладельческий закон, проводя резкую грань между тремя высшими варнами и шудрами13, в первую очередь подчёркивал непроходимую грань между брахманами и шудрами. Так, например, общение с шудрами оскверняло всякого представителя высшей варны, но в особенности брахмана. Поэтому в законах Ману говорится, что брахман «не должен давать шудре ни совета, ни остатков (своего стола), ни принесённой богам пищи; он не должен обучать его священному закону». Больше того,

шудра не имел права нести на костёр тело умершего брахмана, ибо живой шудра мог своим прикосновением осквернить тело брахмана. Убийцу брахмана следовало подвергнуть самой тяжёлой и мучительной казни, в то время как убийца шудры подвергался простому очищению, как после убийства животного.
Целью системы варн было упрочить преобладающее положение Ариев-завоевателей над покорённым туземным населением дасью, а с другой стороны, закрепить господствующее положение родовой и рабовладельческой аристократии, в первую очередь жрецов-брахманов, а затем воинов-кшатриев. Это было тем более необходимо, так как значительные массы покорённых туземцев в известной степени были включены в общую систему социальных отношений и иногда представители высших варн фактически оказывались в тяжёлом экономическом положении и нуждались в поддержке и помощи со стороны обычного права, рабовладельческих законов и религиозной традиции. Так, например, законы Ману предусматривали возможность обращения в долговую кабалу несостоятельных должников. «Даже (личным) трудом должник может отработать (долг) своему кредитору, если он той же самой или низшей касты. Но если (должник) высшей касты, то он должен уплатить долг постепенно». Таким образом, предусматривая возможность закабаления несостоятельного должника, законодатель в то же время охранял интересы как высших слоев населения, так и всей системы варн в целом, запрещая закабаление человека высшей варны.
В древнейшем классовом обществе Индии, основанном на рабовладельческой эксплуатации труда, брахманский закон охранял частную собственность. В законах Ману содержатся статьи (гл. 8, ст. 320—322), карающие за воровство, причём за воровство обычно полагались штраф, телесные наказания и даже отсечение руки.
Наличие классового расслоения в этом древнем рабовладельческом обществе вызвало

появление древнейшего рабовладельческого государства, того аппарата власти, который был необходим рабовладельцам для подавления рабов и бедноты, для укрепления своей власти.

2. История развития строя Каст
2.1 Особенности развития индийской общины
Исключительной особенностью социально-экономического строя Индии является зарождение и развитие в течение более двух тысячелетий, вплоть до настоящего времени, уникальной кастовой системы, пронизывающей общество сверху донизу. Известно о существовании некого подобия такой системы и в других странах, но это в лучшем случае лишь признаки кастового различия — только в Индии она приняла законченные организационные формы с собственными органами управления, аналогии которым нет ни в одном другом обществе. Отношения в кастах и между ними, в общинах и между общинами, общин и государства в совокупности представляют социальную систему этого общества.
Как и во всем мире, в Индии прогресс производительных сил, в частности, развитие в 1 тыс. до н.э. земледелия и скотоводства, отделение ремесла и управления, вел к образованию территориальных общин и первичных государств14. В Европе следствием этого явилось создание производственных и иных объединений на административных началах, резкое размежевание города и деревни. В Индии же, как почти на всем Востоке, разделение труда происходило при господстве первобытных отношений (наследственное право пользования, приоритет родственных связей, эндогамия, ритуальная чистота, табу и пр.), сохранению которых в значительной мере способствовал обширный племенной мир, окружавший очаги цивилизации. Это вело к обособлению профессиональных (в самом широком социальном смысле) групп — каст, внутренняя структура которых повторяла структуру родоплеменной организации.
В эндогамных кастах сложились экзогамные общности, подобные родам (готры), состоящие

из групп родственных семей — кланов (джнати). В каждой касте выработался свой образ жизни на основе общих наследственных занятий и религиозного ритуала, свой тип внутренней организации и самоуправления, свои обычаи и верования. Внутри касты господствующими оставались родственные связи. Характерно, что ни варны, ни касты не были никогда оформлены законодательно, хотя содержали гораздо большее число статусов, чем любая другая система сословий. "Административный" надзор за соблюдением кастового режима выполняют панчаяты — кастовые советы, избранные из наиболее уважаемых людей, хорошо знающих традиции. Самое строгое наказание, налагаемое ими на ослушника — исключение его семьи из касты. Это обрекает либо на переход в одну из низших каст, либо на жизнь вне общества и всеобщее презрение.
Артхашастра говорит нам о том, что высшими считаются касты, ведущие свое происхождение от варн брахманов и кшатриев — касты жрецов, правителей и воинов; средними — касты торговцев, земледельческие и часть ремесленных каст: низшими — происшедшая от шудр и вневарновых большая группа неприкасаемых, занятия которых являются ритуально "нечистыми". Царь дожжен был следить за соблюдением всех кастовых предписаний, а так же за монополией жречества на отправление религиозного культа. Численность отдельных каст варьируется от нескольких сот до сотен тысяч человек.

2.2 Развитие отношений в социальной сфере

В социальной сфере отношения между кастами определяются сложной иерархией, в немалой степени зависящей от экономического положения той или иной касты. Разнообразие в экономические отношения вносят три системы ремесла, сложившиеся в древней Индии: внутриобщинная, деревенская и городская. Первая представлена домашней промышленностью земледельцев и видами ремесла, входящими в джаджмани — систему

нетоварного взаимного обмена услугами и продуктами внутри общины. Во вторую входят производители железа, сахара, сырого шелка, ткачи и пр., нередко живущие отдельными деревнями. Работая на заказ, они тесно связаны с деревенскими натуральными отношениями. Городское ремесло товарное и связано главным образом с городским же потреблением.15
Обычай джаджмани состоит в том, что каждая семья из определенной кастовой группы общины наследственно связана определенными обязательствами с одной или несколькими семьями в других группах. Обслуживаемая сторона называется джаджман, обслуживающая — камин. Одни и те же семьи иногда выступают в одних случаях джаджманами, а в других — каминами. Джаджманы не только имеют право на услуги со стороны каминов, но и обязаны принимать их и расплачиваться за них. В каждой деревне установились свои метали и нормы компенсации труда каминов джаджманами. Так же традиционны эти нормы для каждой отдельной группы каминов и не зависят от объема выполненных ими работ у постоянного джаджмана. При работе на стороне действует та же "тарифная система". Джаджманами в большинстве своем являлись члены земледельческих каст, составляющие ядро общины. Система джаджмани была просто незаменима до тех пор, пока основная часть продуктов земледелия распределилась внутри деревни, т.е. пока существовало изолированное общинное хозяйство.
Маркс писал об этом: "В древнеиндийской общине труд общественно разделен, но продукты его не становятся товарами". 16 Эта система призвана обеспечивать самоуправление деревни и ритуальное обслуживание (староста и брахман), сельскохозяйственное производство и изготовление инвентаря (сельскохозяйственные рабочие и распределитель воды, кузнец, плотник), бытовое обслуживание (горшечник, прачка, цирюльник) и т.п. "Подводя итоги, можно сказать, что джаджмани

охватывает те сферы межкастового обмена, которые являются пли представляются крайне необходимыми для благополучия общины в целом... те сферы, перебои в функционировании которых совершенно нетерпимы..." — отмечает Алаев, и продолжает: "Натуральность хозяйства оказывается следствием отсутствия рынка, замкнутости, а объективно происходившего ограничения рыночных связей лишь определенными видами товаров и услуг". 17
Если в европейской общине процент неземледельческого населения редко достигал 5%, то в индийских деревнях он составлял от 25 до 50%; в одной деревне могло быть до 20-30 мелких неземледельческих кастовых групп. 18
Основу общины почти всегда представляла деревня. Последняя состоит из различных экзогамных кастовых групп, каждая из которых поддерживает эндогамные отношения в широкой округе за пределами деревни. А так как браки строго патрилинейны и патрилокальны, то деревня представляет собой экзогамную единицу, входящую в состав более широкой экзогамной общности (иногда десятки деревень). В этом кастовая община очень похожа на родовую. Т.к. большинство женщин рано или поздно покидают свою деревню, главами семей и представителями общины является обычно мужское население.
Функции общинного самоуправления выполняют деревенские панчаяты, в компетенцию которых входит распоряжение общинными землями и орошением, поддержание меж кастовых и межобщинных отношений, проведение обще деревенских праздников и т.п. Непосредственное хозяйство на земле ведет отдельная семья общинника, но для государственной администрации она не является ни хозяйственной единицей, ни юридическим лицом (кроме уголовных дел). Налог взимается с общины в целом. Чиновники не имеют права самовольно менять ни размера, ни срока сбора налога, лишь оставляют себе обусловленную государством часть в виде вознаграждении за службу. Они

капиталы в землю не вкладывают, в севооборот не вмешиваются, даже не имеют права переселять земледельцев, т.е. организацией сельскохозяйственного производства не занимаются. Это прерогатива исключительно общины.

3. Касты в современной Индии

Кастовая структура сохранилась практически в том же виде, что и до независимости. Ее влияние на развитие страны двойственно: с одной стороны, кастеизм играет роль стабилизирующего фактора, смягчающего классовые противоречия в крайне поляризованном индийском обществе, поскольку поведение человека в кастовом обществе определяется не классовой, а кастовой принадлежностью. Большинство населения страны принадлежит к низшим кастам, но воспринимает вопиющее неравенство как социальную норму и не претендует на повышение своей роли в экономике и политике.
Уже первые всеобщие выборы в Парламент Индии и законодательные собрания штатов в 1952г. показали присутствие касты на политической арене страны.
Среди политических деятелей индии существовало мнение, что выход касты на политическую арену – явление временное, вызванное политической необразованностью индийского избирателя, его непривычности к демократическим процедурам. Но дальнейший ход событий не подтвердил этих надежд. С течением времени влияние касты не падало, а даже усиливалось. Термин “кастеизм” из арсенала средств массовой информации перешел на страницы научной литературы.
Явление кастеизма очень слабо изучено. Существующие точки зрения, не более чем попытки описать данное явление.19
Политические лидеры новой Индии, отказав, кастовой системе в конструктивном признании, сами же не только пользуются ею в практической политике, но и оказались заинтересованными в её сохранении как основы общественного строя, несмотря на их же официальное отмежевание от нее, а так же не смотря декларацию, в которой

говорится, о скорейшем её преодолении.20
Каста как традиционный социальный институт более развита у индусов, которые составляют подавляющее большинство населения страны, и в той или иной мере влияет на другие конфессиональные группы. Изначально каста представляет собой готовый, веками отработанный механизм, вполне пригодный для мобилизации и управление общественным поведением масс, что стимулировало ее дальнейшее укрепление.
Важно так же, что около четырех пятых населения страны проживает в деревне, там, где каста наиболее сильна. Современные политические партии Индии фактически ориентируются на социальную структуру деревни, тем самым основная ставка в предвыборной гонке ставится на индивидуального избирателя, а не на крупные блоки - касты21.
Для любого социального коллектива характерно стремление к улучшению своих социальных позиций. Каста может добиться этого и политическими средствами. Тем не менее, потенциал политической организации, заложенный в касте, получил возможность проявить более полно только в годы независимости страны, когда в стране была установлена выборная система формирования органов власти.
В своей политической жизни касты формируется в кастовые ассоциации федерации, вступая в союз с другими, подчас далеко отстоящими кастами, общностями, социальными группами. Классическая черта кастового общества – групповая, или кастовая солидарность. Её внешняя ориентация может быть различной для отдельных составных частей одного кастового образования в силу далеко зашедшей социальной дифференциации. Солидарность на кастовой основе была и остаётся реальным элементом индийской политической жизни и влиятельным фактором предвыборной борьбы.
Специалисты не сомневаются, что в широком смысле кастеизм имеет отношение ко всем элементам и уровням политической системы страны. Он отражается в комплексе

проблем, являющихся стержнем политической жизни Индии. Касты и их интересы находятся в поле зрения государственного планирования государственного планирования, законодательства, социальных реформ. Кастовые проблемы сами напоминают о своём существовании, вносят элемент нестабильности в функционирование государства.22
По мнению специалистов, “кастеизм” в значительной степени характеризует и особенности политического сознания индийца, что является элементом их политической культуры. Индийский гражданин оценивает ту или иную партию, организацию или иного кандидата на выборах не только по их кастовой принадлежности, политической ориентации, но и по тому как они относятся к другим кастам, как ведут себя в обществе. Всё это тщательно взвешивается общественностью.
Стремясь понять закономерность формирования тех или иных моделей политического поведения касты, индийские и западные исследователи за последние несколько лет, когда изучение политической функции касты превратилось в одно из магистральных направлений кастоведения, провели десятки социологических обследований электората. Эти исследования показали, что поведение касты в политике зависит от множества обстоятельств: численности и характера расселения каст, уровней политики, кастовой ситуации и социальной среды, сплоченности касты, эффективности ее руководства и много другого. Было установлено, что крупные касты, живущие компактными группами, чаще хорошо организованны, имеют большую склонность к самостоятельным действиям, чем малочисленные и территориально распыленные кастовые группы. Выявилась следующая тенденция - на общинном уровне, или деревенском, субъектами политики выступают низовые звенья кастовой политической структуры - семья, соседская община, кастовая фракция. В период предвыборных кампаний отмечается наличие более крупных подразделений. На

уровне дистрикта - это "джати" и их организации, на уровне штатов - различного рода вторичные образования - "сабхи" (ассоциации, федерации). По мере перехода на более высокие уровни меняется и круг проблем кастовой политики. Первичный уровень останавливается на специфических местных проблемах - будь то доступ в храмы, право пользования колодцами или дорогами, строительство школ и т.д. На более высоких уровнях требования приобретают более политизированный характер - квоты в правительстве, государственном аппарате, ассигнование на различные цели и т.д. Играет роль и кастовая ситуация - количество других каст, их удельный вес, исторически сложившиеся отношения с ними.
Политика в свою очередь выдвигает свои собственные резоны для тесного взаимодействия и сотрудничества партий и каст. Недостаточный учет кастовых моментов в политике является подчас причиной поражения партий. Лидеры "Джан сангх", например Джангиани, в 60-х годах объясняли провалы своей партии в Керале и Майсуре тем, что в своих предвыборных кампаниях партия слишком "увлеклась" общими разговорами "об индийской культуре" и упустила из виду конкретные интересы.
С точки зрения политика, каста является "банком голосов", и это рождает у многих политических партий соблазн использовать ее в своих целях. Поэтому между различными партиями идет соперничество за крупные, влиятельные и организованные кастовые образования.
Мажоритарная система относительного большинства представляет до 70 и более процентов мест партии, получившей всего 30-40% голосов. В индийских условиях эта система прямо предлагает тактику манипуляции с использованием удобных блоков избирателей, т.е. каст, в отличие от пропорциональной системы представительства, которая могла бы уменьшить значение "кастовой

арифметики".
Взаимная заинтересованность партий и каст друг в друге имеет своим следствием их тесное сотрудничество, которое нередко закрепляется формальными соглашениями. В 1951-1952 гг., например, "Джан Сангх" имела соглашение с "регистрируемыми "кастами в дистриктах Джаладхар и Хошиарпур, штат Панджаб, и с Федерацией "регистрируемых" каст - Мадхья-Прадеше.
Вместе с тем взаимоотношения между кастами и партиями очень не простые. У политических партий есть много причин подходить к этому вопросу крайне осторожно, не афишировать его. Каста - не единственная пружина политической жизни Индии. Политик любого уровня в своей практической деятельности сталкивается со сложными переплетениями противоречивых сил - национальных, региональных, религиозных и, конечно, кастовых. Твердая ориентация возможна только там, где каста занимает господствующее положение в политике.
Можно выделить несколько основных причин, которые удерживают партии от явных связей с кастами. На Всеиндийской конференции по национальной интеграции в 1957 г, в работе которой участвовали все общенациональные партии, был принят специальный "кодекс поведения", который осудил использование кастовых и других коммуналистских предрассудков для достижения политических целей. Во-вторых, не все касты и не на всех уровнях политически организованны. Мобилизация неорганизованных каст прямыми методами крайне затруднена. В-третьих, в Индии мало районов, где какая-то каста составляет большинство избирателей. В условиях межкастового соперничества связь с одной кастой, как правило, рождает оппозицию со стороны других каст, которые в совокупности могут составлять большинство и решить судьбу избирательной компании. И, наконец, многие касты разрываются внутренними противоречиями и фракционной борьбой. Привлечь на свою сторону одну часть

касты, - значит, потерять другую.
В силу этих и других причин для обеспечения поддержки со стороны отдельных каст и их группировок партии предпочитают пользоваться косвенными методами. Например, победившая на парламентских выборах в 1990 году правая партия "Бхарати Джаната парти" (Индийская Народная партия), вела свой "корабль" на волне движения "Хиндутвы". Власть нужна была этой партии для того, чтобы создать "государство истинных индусов" (Хинду Раштра), в котором правоверные индусы высших каст были бы хозяевами, а иноверцы, прежде всего мусульмане, жители национальных окраин, и индусы - члены низких каст, особенно, неприкасаемые, - "гражданами второго сорта"23. Правда, в предвыборных заявлениях лидеров БДП Хинду Раштра не упоминалась. Более того, в организации партии в отдельных штатах была направлена директива, предписывающая не злоупотреблять лозунгом "Хиндутвы" и не выступать с публичной платформы вместе с индуистскими религиозными организациями воинствующего толка. Центральная избирательная комиссия чуть было не лишила БДП ее избирательного символа - "лотоса" за его использование в ходе вояжа Л. К. Адвани к городу Айдохье.
Во второй половине 90-х годов XX в. вопрос о кастах оставался по-прежнему в центре внимания общества. Назрела необходимость помочь неприкасаемым, у которых было мало надежд на поступление в университет или в правительственную службу. Политики быстро сообразили, что, изменив ситуацию, они получат голоса этой части населения. Поэтому число рабочих мести мест в высших учебных заведениях, зарезервированных за "отсталыми кастами", которые составляли половину населения Индии, быстро возросло.
Прошедшие в 1998 году выборы не оставили без внимания проблему каст. Борьба за голоса, возможно, была более

ожесточенная, чем когда-либо.

Заключение

Изучив систему варн и каст на основе правовых памятников, которые дают яркую картину, сложившуюся в древнеиндийском обществе, можно подвести итоги и сделать некоторые обобщающие выводы.
Закрепленное законом неравенство было свойственно многим народам древности, но такого законченного, как в Индии, не было, пожалуй, нигде. Оно было наилучшим в тогдашних исторических условиях способом узаконения классового господства брахманов и кшатриев.
Процесс подобного специфического социального расслоения древнеиндийского общества начался в недрах разрозненных племенных общин. В результате разложения родоплеменных отношений выдвигались более сильные и влиятельные роды, которые сосредоточивали в своих руках общественные функции управления, военной охраны, жреческие обязанности. Это привело к развитию социального и имущественного неравенства, рабовладения, к превращению племенной верхушки в родовую аристократию. Способствовали развитию социального неравенства и войны, в ходе которых возникали отношения зависимости, подчинения между отдельными племенами и общинами.
На определенном этапе развития древнеиндийского общества по мере углубления процесса разделения труда, неравенства стало складываться новое, кастовое деление. Кастами становились обособленные группы лиц с наследственным характером их деятельности, складывающиеся по профессиональному, родовому, религиозному и другим признакам. Кастовое деление в Индии существует и в настоящее время наряду с традиционным делением на четыре варны.
Данная цивилизационная особенность Древней Индии связана с рядом исторических причин, главнейшие из которых заключались в варново-кастовом строе и крепости общинной организации. Жесткая варново-кастовая система с раз и навсегда определенным местом человека в ней, с кастовым

конформизмом, неукоснительным следованием, соблюдением религиозно-нравственных установок поведения человека была своеобразной альтернативой принудительного характера государственной власти. Бесспорно, способствовала этому замкнутость, автономность индийской общины с ее натуральным хозяйством, с патриархально-патронажными межкастовыми взаимосвязями земледельческой части общины с ее ремесленниками, слугами, получившая название «джаджмани». Самодостаточная устойчивость и одновременная адаптивность, вариабельность индийской общины сделали ее в определенном смысле неисторичной. Система внутриобщинных, межкастовых экономических взаимосвязей «джаджмани», консервирующая относительно высокую степень застойности социальной жизни в индийской деревне, продолжает существовать в отдаленных от городов и индустриальных центров районах в современной Индии.
С окончательным оформлением рабовладельческого государства деление всех свободных на четыре варны было объявлено извечно существующим порядком и освящено религией. В «Законах Ману» указаны семь разрядов рабов (а соответственно и семь источников рабства): захваченный под знаменем (военный плен), раб за содержание, рожденный в доме, купленный, подаренный, доставшийся по наследству, и раб в силу наказания. Право хозяина распоряжаться жизнью и смертью раба было общепризнанным в Древней Индии. Раб был неправоспособен, заключенные им сделки считались недействительными. Рабов продавали, уплачивая при этом пошлину, равную 20 - 25 процентам их цены, как при продаже других товаров, сдавали внаем, закладывали и пр. Потомство рабыни считалось собственностью хозяина.
Таким образом, варновые границы не утрачивают своего значения, более того, охрана этих границ переходит к государственной власти. Правителю предписывается «с большой заботой охранять все ашрамы», помня при этом, что

если он «не применяет наказание к любой из варн, свернувшей с пути дхармы, все его подданные погибают».

Список используемых источников и литературы:

1.Алаев Л.Б. Сельская община в Северной Индии.
2.Альбедиль М.Ф. Забытая цивилизация в долине Инда// СПб., 1991г.
3.Антонова К. А. Бонгард-Левин Г. М. Котовский Г. Г. История Индии.// М., 1973г. Стр. 77
4.Бонгард-Левин Г. М. Древняя Индия. История и культура.// СПб,. 2001
5.Бэшем А. Цивилизация Древней Индии. Перевод с фр. Е. Гавриловой под ред. Н. Шевченко. Екатеринбург, 2007г.
6.Бэшем А. Чудо, которым была Индия.  М., 2000г.
7.Гендин А. А. Касты и выборы в Индии. М., 1990г.
8.Гордон Л. А. Религиозно кастовый состав населения Индии. М., 1964.

9.Дюмон Л. Homo hierarcius: опыт описания системы каст. Пер. с Франц. под редакцией Краснодембской Н.Г. – Спб., 2001г.
10.Иродов С. Парад обещаний. - Новое время. 1991г. № 18.
11. Косамби Д. Д. Культура и цивилизация древней Индии.// М., 1968.
12. Куценков А.А. Эволюция индийской касты, М., 1989.
13. Маркс К. Капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.23.
14. Неру. Дж. Открытие индии. М., 1955г.
15. Овсянников-Куликовский Д. Н. Религия индусов в эпоху Вед. – “Избранный труды индологов-филологов” М., 1962.
16. Чанана Д. Р. Рабство в древней Индии. М., 1964.
17. Чанана Д. Р. Рабство в Древней Индии по палийским и санскритским источникам. М., 1964г.
18. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. — М., 2003г.
19. Юрлова Е. С. Кастеизм – фактор политической жизни. Экономическое, социальное и политическое развитие Индии (1947-1987). М., 1989.
20. Юрлова Е. С. Каста в политической жизни штата Бихар. – Восток. 1986. №1


написать администратору сайта