КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ. Категории диалектики
Скачать 28.18 Kb.
|
КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ. 1. Понятие «категория», специфика философских категорий Категория — предельно общее понятие, выражающее наиболее существенные отношения действительности. Понятие категории было введено древнегреческим философом Аристотелем. Основными философскими категориями являются: бытие, движение, материя, пространство, время, качество, количество, форма, содержание.
2. Категории диалектики, их классификация. Для диалектики характерно формирование парных категорий, которые отражают полярные стороны целостных явлений или процессов. Такими являются: случайность — необходимость, возможность — действительность, форма — содержание, единичное — общее, сущность — явление, причина — следствие. Случайность - такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними дл данного явления причинами. Бывает внешней и внутренней. Необходимость - закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения и развития. Возможность — предпосылкой возникновения того или иного явления, процесса может служить его потенциальное существование. То, что возникает на основе закономерностей развития, но еще не осуществилось. Действительность- весь объективно существующий мир, объективная реальность во всей ее конкретности, вся совокупность существующих явлений, взятых в единстве с их сущностью. Форма- относительно устойчивая система связей элементов содержания; принцип упорядоченности. Содержание- совокупность всех элементов, их взаимодействий и изменений, свойственных явлению. Единичное- отдельный предмет, явление, процесс. Общее - общие черты обнаруживаются у всех без исключения представителей определенного класса. Сущность - нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. Сущность всегда конкретна, не бывает сущности вообще. Явление - непосредственно воспринимаемые свойства объекта, то или иное видение которых зависит от строения и действия органов чувств субъекта познания. Явление - это проявление сущности. Причина- источником изменения или возникновения явления. Следствие- возникновение, развитие и уничтожение явлений, в результате действия определенных причин. 3. Категории диалектики как ступени познания. Чувственно-конкретное мышление или живое созерцание является начальной основой познания. Оно не дает сколько-нибудь важных обобщений, не отражает существенные стороны и связи предметов реального мира. Для того чтобы понять общее, выделить существенное, мышление должно перейти на новый уровень - к рациональной или абстрактнологической форме познания. На этом уровне у людей формируются понятия, которые, во-первых, отражают объективные свойства и связи предметов и, во-вторых, являются идеальными образами этих предметов, их свойств, сторон, признаков. Наиболее общие понятия, отражающие существенные закономерные связи между процессами и явлениями реальной действительности и познания называются категориями. Философские категории значительно отличаются от категории частных наук. Категории частных наук отражают реальную действительность частично, не в полном объеме. Будучи универсальными, категории философии отражают всеобщие свойства, связи предметов и явлений, т.е. такие, которые присущи всем явлениям, предметам реального мира и познания без исключения. Будучи познанными, эти категории становятся всеобщим методом (методами) познания и преобразования действительности. В них закрепляются и аккумулируются знания тысячелетий. Поэтому они являются моментами, узловыми пунктами, ступенями познания мира. Мысль всегда отражает предмет не точно, не полно, ибо любой предмет бесконечно сложен и многообразен по своей структуре и связям с другими предметами. Категории, аккумулируя в себя все новые знания, становятся теми ступеньками, по которым познание движется к все более полному пониманию предмета. 4. . Соотношение категорий и основных законов диалектики Закон- необходимая, устойчивая, существенная, повторяющаяся, объективная, всеобщая связь между явлениями. Категория- предельно общие фундаментальные понятия, отражающие наиболее общие, закономерные, существенные связи. Единство и борьба противоположностей – (ядро диалектики) Противоположности – такие моменты, стороны предмета, которые взаимоисключают друг друга, но и взаимопроникают друг в друга. Нет противоположностей без единства, но нет и единства без противоположностей. Единство противоположностей – относительно, временно. Борьба противоположностей абсолютна, постоянна. Закон взаимного перехода количества в качество. Качествовнутренняя сущность предмета, выражающая специфику, существенные свойства. Законы и категории диалектики – их соотношение количествовеличина, степень интенсивности данного качества, то, что определяется числом. Изменение количества в пределах меры не затрагивает качество. Мера - выражает диалектическое единство качественных и количественных характеристик. Предел, за которым изменение количества влечет за собой изменения качества объекта. Законы и категории диалектики Скачок – переход количественных изменений в качественные. Замена старого новым. Скачок как переход от одного качества к другому. Скачок как длительный процесс. Эволюционная форма развития – в рамках данного качества происходит количественное изменение. Законы и категории диалектики противоречие - отношение, которое существует между противоположными сторонами предмета. Противоречия основные и не основные. Основные - определяют характер развития предмета (противоречие между общественным характером труда и частной формой присвоения при капитализме) Не основные – обусловливают функционирование одной стороны какоголибо предмета. Закон отрицания отрицания– определяет направление развития. Новое всегда отрицает старое. Отрицание –выражает необходимый момент процесса развития борьбы противоположностей. Диалектическое отрицание не отбрасывает полностью старое, но сохраняет все положительнее в новом качестве. 5. Методологическое и мировоззренческое содержание категорий диалектики. В категориях диалектики конкретизируются ее основные законы и принципы. Они суть также формы проявления элементов диалектического метода. В то же время они представляют собой наиболее подвижную, доступную непрерывному изменению, обогащению, развитию сторону, часть диалектики, выступая как исторические и преходящие продукты. Этим определяется место категорий в системе элементов диалектического метода, их методологическая функция. Последняя неотделима от содержания категорий, от совокупности всех функций, выполняемых ими и превращающих их в важнейший элемент философской системы диалектического материализма. Категории диалектики как науки есть универсальные понятия. Их специфика в гносеологическом плане заключается в следующем. Вопервых, они являются элементами диалектики, ее наиболее общими, определяемыми по принятым в ней правилам фундаментальными понятиями. Во-вторых, таковыми они являются постольку, поскольку отражают наиболее общие свойства, связи и отношения реальной действительности. В-третьих, они суть ступени проникновения в сущность объекта познания. Иначе говоря, категории — это важнейшие формы описания и объяснения объекта диалектики, каковым является развитие. Любая категория, выступая как мировоззренческий норматив для всякого конкретного исследования, в то же время проходит собственную проверку в каждом из них. Ее методологическое значение реализуется в ходе ее собственного развития и обоснования. Субъективность (категории) в таком случае есть стремление уничтожить это отделение (идеи от объекта) причем всякое конкретное познание, основанное на методологическом использовании категории, есть процесс погружения (ума) в неорганическую природу ради подчинения ее власти субъекта и обобщения. 6. Единичное, особенное, общее. Материальное единство мира и его разнообразие (качественное и количественное) реализуется, прежде всего, в категориях единичного и общего. Первая характеризует существование отдельных вещей, явлений и процессов. Вторая указывает на наличии в каждом единичном того, что характерно и другим вещам, процессам, на их однотипность, принадлежность к определенной системе предметов и связей. Единичное и общее характеризуют не какую-нибудь часть бытия, а носят всеобъемлющий характер. Эти категории выражают связи, отношения в природе, обществе и мышлении. Диалектика единичного и общего проявляется в их неразрывной связи: общее не существует само по себе, но и единичное не может быть без связи с другими явлениями и предметами. Взаимоотрицание и взаимодополнение категорий единичного и общего выражается категорией особенного. Таким образом, единичное - философская категория, выражающая специфику, своеобразие именно данного явления (или группы явлений одного и того же качества), его отличие от других. Всеобщее (общее) - философская категория, отражающая сходные, повторяющиеся черты и признаки, которые принадлежат некоторым единичным явлениям или предметам данного класса. 7. Категории единичное, особенное, общее в клиническом мышлении врача. Необходимость учета диалектики единичного и общего в медицинской практике вызывается тем, что любому больному присущи как индивидуальные (единичные) черты, так и общие признаки, присущие всем, страдающим данным заболеванием. Поэтому врач должен за специфическими симптомами, индивидуальным течением болезни увидеть общие, повторяющиеся признаки, присущие данной болезни. Вместе с тем, при общих закономерностях протекания болезни необходимо видеть индивидуальные возрастные особенности больного, его наследственность, реактивность, конституцию. Как отмечается в некоторых исследованиях по философским проблемам медицины, каждый тип конституции несет в себе определенные генотипические предрасположенности к болезням. Но их реализация в фенотипе зависит от условий внешней среды, в которой живет человек. 8. Сущность и явление. Сущность и явление философские понятия, отражающие различные стороны предметов, процессов объективной действительности. Сущность выражает то главное, что характеризует предметы, их внутреннюю, наиболее важную сторону, их основу, глубинные процессы, протекающие в них. Явление есть внешнее выражение сущности, внешняя форма, в которой предметы и процессы действительности выступают на поверхности. Сущность вещей скрыта, её невозможно познать простым созерцанием. Внешние формы вещей можно воспринимать непосредственно органами чувств. Однако внешние формы проявления вещей часто искажают, неправильно передают их действительную сущность. Между сущностью и явлением имеется, таким образом, несоответствие, противоречие. 9. Соотношение категории «сущность», «явление» и «кажимость - видимость». Кажимость (видимость) — субъективная реальность субъекта, в которой может находить отражение действительность; реальность, зависящая от субъекта. Кажимость включает в себя восприятие субъектом действительности. Если это восприятие лежит в сознательной сфере, то есть выразимо на языке, то мысли, суждения, верно отражающие (познанную) действительность (истину) относятся к категории правды, иные — к категориям лжи или заблуждения. Правдой истина всегда отражается частично (относительная истина). Различие между кажимостью и действительностью обуславливает степень агностицизма. Если структурное различие между кажимостью и действительностью значительно, но функциональные черты с прагматической точки зрения для субъекта отражены верно, то такие кажимость и действительность составляют виртуальную реальность. 10.Сущность и явление в медицине. В медицинской практике часто не придается внимание каким-то мелочам, которые и являются сущностью заболевания. По одним явлениям очень трудно проникнуть в сущность. Никогда нельзя избавляться от явлений до тех пор, пока тебе непонятна их сущность. И до тех пор, пока не установлена сущность заболевания, нельзя давать пациенту лекарства. 11.Причина и следствие. Повод и условие. Причина-следствие- отражают одну из форм всеобщей связи, взаимодействия явлений Причина- явление, действие которого вызывает, влечет за собой другое явление (следствие). Одна и та же причина при разных условиях вызывает разные следствия. Одинаковые причины в одних и тех же условиях вызывают одинаковые следствия. Различие между причиной и следствием относительно- они меняются местами. Повод можно отнести к субъективным причинам, когда событие или действие партнера интерпретируется и оценивается произвольно с целью оправдания собственных, как правило, неадекватных ответных действий. Условия представляют совокупность внутренних факторов и внешних отношений, составляющих среду существования действующей или потенциальной причины. 12.Теория и практика медицины в объяснении причинности. Монокаузализм и кондиционализм. Теория причинности тесно связана с принципом детерминизма, составляет как бы его часть, и в последнее время обе эти категории приобретают особенно большое значение в связи с возрастанием роли системно-структурного анализа в исследовании самых разнообразных явлений и процессов объективного мира. Абсолютность принципа детерминизма и его составной части — теории причинности состоит в том, что никакие успехи, открытия, достижения биологии и медицины не могут поколебать тезис — все в мире взаимосвязано и причинно обусловлено. Вместе с тем теория причинности относительна, так как ее трактовка всегда зависит от содержания того конкретного естественнонаучного материала, который получен наукой на данном историческом этапе. Важнейшим принципом исследования теории причинности в медицинской науке является историчность. Монокаузализм- механистическое учение о развитии инфекционных болезней, рассматривавшее в качестве их причины лишь проникновение возбудителей в организм человека и не учитывавшее индивидуальной восприимчивости организма и условий его жизни. Монокаузализм- однопричинность. Для возникновения заболевания достаточно действия одного специфического болезнетворного фактора. Этот фактор определяет картину болезни, а болезнь повторяет его свойства, она - как бы отпечаток повреждающего действия фактора. Заслуга данной теории - открытие материального субстрата болезни, его конкретного виновника. Кондиционализм- философское учение, заменяющее понятие причины понятием комплекса условий. Учение получило распространение не только в философии, но и в биологии, медицине и психологии. Сторонники учения ставят под вопрос значение и необходимость поиска объективных причин явлений; болезней в медицине. И вместо этиологических факторов изучаются комплексы условий. Как противовес монокаузализму возник кондиционализм, согласно которому болезнь возникает в условиях действия многих равнозначных факторов, их сочетание следует считать причиной заболевания. Кондиционализм не выделяет специфического ведущего фактора, а только сочетание равноценных факторов. 13.Необходимость и случайность. Необходимость — вещь, явление в их всеобщей закономерной связи; отражение преимущественно внутренних, устойчивых, повторяющихся, всеобщих отношений действительности, основных направлений её развития: выражение такой ступени движения познания в глубь объекта, когда вскрываются его сущность, закон; способ превращения возможности в действительность, при котором в определенном объекте при данных условиях имеется только одна возможность, превращающаяся в действительность. Случайность — отражение в основном внешних, несущественных, неустойчивых, единичных связей действительности; выражение начального пункта познания объекта; результат перекрещивания независимых причинных процессов, событий; форма проявления Н. и дополнение к ней. В качестве ступеней познания они являются гносеологическими категориями. Будучи формами знания, в которых осуществляется процесс отражения объективного мира, они выступают в роли логических категорий. Характеризуя способ движения мышления от менее глубокого к более глубокому знанию, они выполняют методологическую функцию. Необходимость часто «образуется» из массы случайностей, прокладывая себе дорогу через них, и имеет своё основание в существующих связях вещей, закономерно подготовлена предшествующим ходом развития. Необходимые явления при наличии соответствующих условий развиваются в определенном порядке, происходят именно так, а не подругому. Случайность же в основном вытекает из внешнего для данного явления основания, в силу чего она может совершиться так или как-то подругому. 14.Необходимость и случайность, и их взаимосвязь с категориями медицины. Необходимость и случайность – единство противоположностей, которые взаимообуславливают друг друга, проявляются друг через друга и превращаются друг в друга. Случайное необходимо, а необходимое случайно. Категория случайности, отражает единичное, поверхностное, преходящее. Под необходимостью диалектический материализм понимает такое развитие процессов и явлений, когда они с неизбежностью вытекают из предшествующих событий. Эта установка должна быть для врача исходной по отношению ко всем исследуемым процессам, в том числе случайным. Необходимо помнить, что нет беспричинных случайностей. Там, где на поверхности происходит игра случайности, сама эта случайность всегда подчинена внутренним, скрытым законам. Задача врача состоит в том, чтобы открыть законы, лежащие в основе категорий необходимости и случайности. 15.Возможность и действительность. Возможность- это такие явления, которые еще не осуществились, но осуществление которых выплывает из внутренних законов развития явлений. Действительность- это реализованная возможность. Для превращения возможности в действительность нужны определенные условия и субъективные факторы. 16.Виды возможности. Невозможность, категория «вероятность» Реальная возможность означает наличие условий, при которых возможность может стать действительностью. Формальная возможность— результат случайных факторов развития. Например, формально каждый гражданин Российской Федерации может стать депутатом Государственной Думы, миллиардером, иметь несколько детей и т. п. Очевидно, однако, что для большинства граждан такая возможность может и не стать действительностью. Различие абстрактной и конкретной возможности— это различие сущности и существования, а также идеального образа предмета и его объективных, не зависящих от нашего сознания особенностей. Невозможность— понятие, противоречащее возможности. Понятие невозможности имеет двоякий смысл. Во-первых, невозможно то, что несовместимо с природой предмета. Невозможно, например, вырастить огурец из семени кедра. Другой смысл понятия невозможности связан с отношениями категорий возможности и необходимости. Невозможность существует в форме упущенной возможности. Возможность в таком случае предстает как то, что не невозможно, и одновременно то, что не необходимо. 17.Возможность и действительность, и их проявление в медицине. Возможность и действительность – философские категории, выражающие объективные тенденции развития, связь между новым и старым в процессе развития. Для практической деятельности очень важно знание диалектики возможности и действительности, видеть в старом новые и прогрессивные тенденции и поддержать их. Не подменять действительность желаемым, тем что может быть. Важно также исходить из реальных, а не абстрактных возможностей. Последние ведут к ошибкам и самообману. В медицинской практике врач должен создавать такие условия, чтобы одни возможности реализовались, а другие предотвращать. Больной имеет несколько возможностей. Знание этих категории позволяют обосновать соответствующую тактику лечения. 18.Содержание и форма. Содержание и форма, философские категории, во взаимосвязи которых содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций, а форма есть внутренняя организация содержания. Отношение содержания и формы характеризуется единством, доходящим до их перехода друг в друга, однако это единство является относительным. Во взаимоотношении содержания и формы, содержание представляет подвижную, динамичную сторону целого, а форма охватывает систему устойчивых связей предмета. Возникающее в ходе развития несоответствие содержания и формы в конечном счёте разрешается «сбрасыванием» старой и возникновением новой формы, адекватной развившемуся содержанию. 19.Содержание и форма в медицине. В биологии и медицине содержание и форма проявляются как общенаучные категории - функция и структура. Функция – это специфический способ проявления свойств объекта в его взаимодействии с окружающими предметами. Структура – совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях. Функция определяет структуру. Содержанием болезни является весь патологический процесс, совокупность физиологических и морфологических изменений. Формой болезни является способ ей проявления – острая или хроническая, тяжелая или легкая форма. 20.Целое и часть. Антиномии целостности. Часть и целое, философские категории, выражающие отношение между совокупностью предметов (или элементов отдельного объекта) и связью, которая объединяет эти предметы и приводит к появлению у совокупности новых (интегративных) свойств и закономерностей, не присущих предметам в их разобщённости. Благодаря этой связи образуется целое, по отношению к которому отдельные предметы выступают в качестве частей. Категории часть и целое характеризуют также общее движение познания, которое обычно начинается с нерасчленённого представления о целом, затем переходит к анализу, расчленению целого на части и завершается воспроизведением объекта в мышлении в форме конкретного целого. Первая антиномия выражается в формулировке положения: целое есть сумма частей, и противоположения: целое есть нечто большее, чем сумма частей. Применительно к биологической целостности позиция меризма выражалась в утверждении, что биологическое есть простая сумма механического, физического и химического. Вторая антиномия: «части предшествуют целому» (меризм), «целое предшествует частям» (холизм). Порождения частью целого, а целым — части не наблюдается в материальной действительности. Третья антиномия: «целое — все, часть — ничто»; «часть — все, целое — ничто». Согласно этой концепции, предпочтение должно быть отдано интересам индивида, а интересы общества им подчинены. Фактически здесь наблюдается тот же «культ личности», что и в тоталитаризме, только в иной форме. Но произвол личности ничуть не лучше произвола общества. 21.Структура и элемент. Элемент - категория, в которой мыслится далее неделимая частица вещи. Структура - строение и внутренняя организация системы, единство устойчивых взаимосвязей между элементами. Понятия системы и элемента близки к категориям части и целого. Однако это не тождественные понятия. Система также может быть сопоставлена с целым и так же, как целое, характеризуется связью частей, их упорядоченностью и организованностью. 22.Взаимодействие структуры и функции. Функция – это специфический способ проявления свойств объекта в его взаимодействии с окружающими предметами. Структура – совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях. Функция определяет структуру. Но не нужно понимать структуру как нечто пассивное или безразличное к функции. Содержанием болезни является весь патологический процесс, совокупность физиологических и морфологических изменений. |