Главная страница
Навигация по странице:

  • Справедливость.

  • Ответственность.

  • Всеобщая декларация прав человека

  • Международный пакт о гражданских и политических правах

  • Категории этики с позиции профессиональной деятельности юриста, их содержание. Сообщение этич категории Microsoft Word. Категории этики с позиции профессиональной деятельности юриста, их содержание


    Скачать 26.96 Kb.
    НазваниеКатегории этики с позиции профессиональной деятельности юриста, их содержание
    АнкорКатегории этики с позиции профессиональной деятельности юриста, их содержание
    Дата24.04.2023
    Размер26.96 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСообщение этич категории Microsoft Word.docx
    ТипДокументы
    #1086991


    Категории этики

    с позиции профессиональной деятель­ности юриста, их содержание

    При всем разнообразии подходов к определению системы этических категорий можно выделить общепризнанные, наиболее важные в теоретическом и практическом отношении категории: добро и зло, справедливость, достоинство и честь, совесть, долг, ответственность, гуманизм. К категориям этики относят также смысл жизни, счастье и др.

    Добро и зло. Это наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное. Какого-то догматического определения добра не существует. Добро пони­мается в своей исторической связи и взаимообусловленности с социальными явлениями.

    В этике категория «добро» рассматривается в различных, но тесно связанных между собой аспектах:

    • добро как объектив­ное качество поступка, деятельности;

    • добро как идеал, как идеальное явление, объединяющее всю совокупность положи­тельных принципов и норм морали;

    • добро как нравственная цель поведения, как мотив поступка;

    • добро как моральное качество поступка, как то, что именуется добродетелью, нравст­венным качеством человека.

    Формы проявления «добра» разнообразны. В отношении к труду – это. прежде всего, добросовестность, сознательное, творческое отношение к трудовой деятельности. В отношении к человеку – это гуманизм, доброжелательность, справедливость, чуткость, тактичность. Доброту человека определяют, прежде всего, его поступки, конкретные дела. Добрый человек всегда приветлив, от него исходит свет и тепло, что и проявляется во всем облике человека. Таким должен быть юрист, таково его предназначение.

    Зло как категория этики по своему содержанию противопо­ложно добру. В категории «зло» обобщены и выражены пред­ставления о безнравственном, противоречащем требованиям мо­рали, заслуживающем осуждения. Зло есть все, что противосто­ит общественному и личному благу, все, что направлено против добра. Любой поступок, направленный против нравственности, попирающий принципы гуманизма, справедливости и законно­сти, является моральным злодеянием. Если при этом нарушают­ся правовые предписания, то такое злодеяние есть правонару­шение или даже преступление. При оценке содержания злодея­ния (злого поступка) берутся во внимание цель и мотивы его совершения, средства и способы достижения определенного ре­зультата.

    Зло как явление многообразно. Как невозможно попытаться перечислить все возможные стороны, формы проявления чело­веческой жизни, его интересов, так и невозможно перечислить все возможные формы проявления зла. Это и черствость, и бю­рократизм (в негативном смысле), пьянство и паразитизм, пре­небрежение нормами морали, совершение любого правонаруше­ния, тем более преступления. В основе их лежат, как правило, такие отрицательные моральные качества, как эгоизм, жадность, цинизм, грубость, чванливость, равнодушие и другие негатив­ные явления.

    Борьба со злом, в том числе и с преступностью, с правона­рушителями, объективно есть утверждение добра во всех сферах жизни нашего общества.

    Справедливость. Справедливость в обществе понимается в различных аспектах. Это категория морально-политическая и правовая. В этике справедливость – категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием.

    Несправедливость противоположна справедливости. Она там, где человек принижен, его права и достоинство не обеспечены, между людьми нет равенства, а блага, воздаяние за добро и зло распределяются непропорционально.

    Справедливость главенствует в профессиональной деятельности юристов. Само понятие "юстиция" по латыни означает справедливость (justitia). Юрист, таким образом, "представитель справедливости".

    Справедливость – этическая и правовая категория. Идея справедливости, требование справедливости пронизывают законодательство современного демократического общества. Правовое выражение требования справедливости содержится во Всеобщей декларации прав человека, в том числе применительно к деятельности суда.

    В частности, ст. 10 Декларации гласит: "Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом".

    Требование справедливости в государстве и обществе воплощается в основных принципах и конкретных нормах Конституции Республики Беларусь.

    Для профессии юриста справедливость есть нераздельный нравственный и служебный долг.

    Достоинство. Достоинство – категория этики, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности.

    Сознание человеком собственного достоинства есть форма самосознания и самоконтроля. Человек не совершает определенного поступка, считая, что это ниже его достоинства. Достоинство – выражение ответственности человека за свое поведение перед самим собой, форма самоутверждения личности. Достоинство обязывает совершать нравственные поступки, сообразовывать свое поведение с требованиями нравственности.

    В то же время достоинство личности требует от других уважения к ней, признания за человеком соответствующих прав и возможностей и обосновывает высокую требовательность к нему со стороны окружающих. В этом отношении достоинство зависит от положения человека в обществе, состояния общества, способности его обеспечить практическое утверждение неотчуждаемых прав человека, признание самоценности личности.

    Понятие достоинства личности опирается на принцип равенства всех людей в моральном отношении, основывается на равном праве каждого человека на уважение, запрет унижать его достоинство, независимо от того, какое социальное положение он занимает. Достоинство человека – одна из высших нравственных ценностей.

    Честь. Честь как категория этики означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами (честь офицера, честь судьи, честь ученого, врача, предпринимателя...).

    Честь и достоинство тесно связаны. Однако в отличие от достоинства, основанного на признании равенства всех людей, честь оценивает людей дифференцированно.

    Тонкости в различии чести и достоинства особенно важны, когда речь идет об оценке человека, соблюдении его прав и свобод, когда в результате его противоправных действий юрист обязан считаться с его человеческим достоинством.

    Долг. Долг – нравственная обязанность человека перед государством, обществом, другими людьми. Долг как категория этики – это отношение личности к обществу, другим людям, которое выражается в нравственной обязанности выполнять круг определенных действий по отношению к ним в конкретных условиях.

    Выполняя требования долга, личность выступает как носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, осознает их и реализует в своей деятельности. Долг может быть социальным (патриотический долг судьи, долг следователя) или личным (родительский, сыновний, супружеский, товарищеский).

    Долг при этом тесно связан с такими понятиями, как ответственность, самосознание, совесть, мотив. Быть человеком долга – значит не только знать его сущность, его требования, но и следовать этим требованиям на практике.

    Категория долга – одна из важнейших среди категорий профессиональной этики юриста. В глазах общества юрист – непреклонный страж законности, которым движет только чувство долга, не допускающий компромиссов, сделок с совестью, служащий только законности и справедливости. Но, чтобы действовать таким образом, недостаточно занимать определенную должность и знать законы. Необходимы соответствующие нравственные качества, позволяющие твердо стоять на страже справедливости, несмотря ни на какие внешние факторы. Долг юриста быть беспристрастным и справедливым, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения.

    Совесть. Совесть – категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения.

    Совесть – субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми, выступающее как долг и ответственность перед самим собой. Чувство совести ограждает человека от дурного, порочного, стимулирует благородство, ответственность. Роль совести особенно важна, когда человек находится перед моральным выбором, а внешний контроль со стороны общественного мнения или исключается, или затруднен.

    Совесть – универсальный индикатор внутреннего «морального самочувствия» человека. Определенное состояние совести (спокойная совесть, неспокойная совесть, муки совести) есть форма самоконтроля над выполнением индивидом нравственного долга, показатель меры нравственной ответственности индивида.

    Ответственность. Ответственность – категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу. Ответственность предполагает учет ряда факторов: способен ли человек выполнять предписанные ему нравственные обязанности; правильно ли он их понял; должен ли он отвечать за последствия своих действий, на которые влияют внешние обстоятельства; способен ли человек эти последствия предвидеть.

    Ответственность – философско-социологическое понятие. Ответственность в этике и ответственность в праве тесно взаимосвязаны: например, теоретическое обоснование уголовной ответственности, принципа личной и виновной ответственности.

    Гуманизм. Гуманизм (от лат. humanus – человек, человечный) – это система воззрений (взглядов), признающая ценность человека как личность, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности – желаемой нормой отношений между людьми. Гуманизм – это признание того, что самой высшей ценностью мироздания является человек.

    В основе гуманизма лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей и интересов должно быть конечной целью общества.

    В юриспруденции гуманистические идеи проявляются в содержании права, присутствуют в законодательных актах, пронизывают практическую деятельность юриста. Немецкий писатель Г. Лихтемберг гуманизм в юриспруденции выразил следующими словами: «Прежде чем судить, всегда надо подумать, нельзя ли найти извинения». Но гуманизм применительно к юридической деятельности нельзя понимать как всепрощение. Так, например, при гуманном отношении к обвиняемому не следует забывать о потерпевшем, который несправедливо уже наказан самим фактом преступления и ждет восстановления попранных прав, возмещения ущерба.

    Таким образом, этические категории пронизывают всю человеческую жизнь и определяют все содержание права, лежат в основе законодательных актов и всей правоприменительной деятельно­сти юриста.

    Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН 10 декабря 1948 г., где впервые в истории человечества были определены основные права человека, которые необходимо защищать на международном уровне, закрепляет нравственные начала правосудия, формулируя следующие идеи:

    − провозглашает идею равенства в правах и свободах каждого (формулирует идею безусловного достоинства любой личности) (ст. 1);

    − провозглашает идею равенства всех перед законом и равного права каждого на защиту (ст. 7);

    − запрещает физическое и психическое насилие (запрет на жестокие, бесчеловечные наказания, пытки и т.д.) (ст. 5);

    − провозглашает принцип презумпции невиновности и принцип гласности судебного разбирательства (ст. 11);

    − провозглашает право на невмешательство в личную жизнь, право на неприкосновенность жилища, тайну переписки и т.д. (ст. 12);

    − провозглашает идею ограничения свободы другого только на такие действия, которые нарушают права и свободы других (помогает реализации сущности правового закона).

    Международный пакт о гражданских и политических правах (1976, 1989) признает право на свободное передвижение; равенство перед законом; справедливое и публичное судебное разбирательство; свободу мысли, совести и религии; свободу убеждений и их свободное выражение; мирные собрания; свободу ассоциации с другими; участие в ведении государственных дел, а также права меньшинств. Он запрещает произвольное лишение жизни; пытки и жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения или наказания; рабство и принудительный труд; произвольные аресты и содержание под стражей; произвольное вмешательство в личную жизнь; пропаганду войны; дискриминацию; и разжигание расовой или религиозной ненависти.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
    Корнакова С. В. Основы этики. Профессиональная этика юриста: учебник / С. В. Корнакова. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2012 – 308 с.

    Печенёва, Т. А. Юридическая этика. Деятельность, имидж, культура: пособие для студентов учреждений высш. образования, осваивающих образоват. программу I ступени высш. образования по специальности 1-26 01 02 Гос. упр. и право / Т. А. Печенёва; Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь. - 2-е изд., стер. - Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2021. – 165 с.

    Порубов, Н. И. Юридическая этика: учебник / Н. И. Порубов, А. Н. Порубов. – Минск: Выш. шк., 2012. – 319 с.

    Танкевич О.В. Юридическая этика: Тексты лекций / О.В.Танкевич. Гродно: ГрГУ, 2019. – 64 с.

    Электронный ресурс: https://www.un.org/ru/global-issues/human-rights, доступ 26.12.2021.


    написать администратору сайта