Кавказ. 00-1-Кавказ в сост. России ист. и современность. Кавказ в составе России история и современность
Скачать 71 Kb.
|
ТЕМА: Кавказ в составе России: история и современность Вопросы: История формирования российско-кавказских отношений Современная общественно-политическая обстановка на Северном Кавказе и перспективы ее развития. Происходящие сегодня на Северном Кавказе события требуют вдумчивого и всестороннего осмысления. Без детального анализа сложившейся в этом регионе обстановки, без учета различных факторов, влияющих на ее формирование и последующее развитие, трудно рассчитывать на успех в достижении мира и согласия в этом регионе. 1 История становления и развития российско-кавказских отношений сложна и противоречива. Нередко освоение Россией Кавказа пытаются свести лишь к Кавказской войне, преднамеренно рассматривая ее изолированно от всей истории этого региона. В действительности же отношения русского и кавказских народов нельзя ограничить столь узкими временными рамками, так как они имеют значительно более давние корни. Еще до начала XVI века низовья Терека стали заселяться русскими вольными людьми. Те из них, которые обосновались на Тереке, получили название "терские казаки", а в междуречье Терека и Сунжи, т.е. на Терском хребте, именовавшемся в то время "Гребень", — "гребенские казаки". Русское население граничило с поселениями чеченцев, ингушей, осетин, кабардинцев, ногайцев, аварцев и кумыков. Между ними завязывались тесные контакты, с заимствованием обычаев и привычек. Эти отношения являлись основой мирного сотрудничества еще задолго до появления в этих местах представителей царской власти. Таким образом, на территории, которую сегодня называют равнинной Чечней, русские поселились еще до середины XVI века, что же касается чеченцев, то их население здесь было весьма малочисленным. Основная часть чеченских племен проживала в горах, к югу от реки Сунжи. Как известно, в XIII веке территория Чечни подверглась опустошительному набегу монголо-татар. И только в XVI веке, т.е. после крушения под ударами русских войск Астраханского ханства, чеченские племена получили возможность переселиться с гор на равнину. Особенно интенсивно этот процесс проходил в конце XVIII — начале XIX века. Покорив Казанское и Астраханское ханства, Россия овладела Волжским путем и к 1556 г. вышла к Каспийскому морю. Это создавало возможности для развития связей с Закавказьем. Во второй половине XVI века к Ивану Грозному обратились большинство феодальных владетелей Дагестана, а также черкесские и кабардинские князья с просьбой принять их в подданство России и "беречи их от всех сторон". Несколько позже (1587 г.) пожелали принять русское покровительство и правители Кахетии. Чтобы обеспечить надежный путь в Грузию, русские власти в 1588 г. построили на реке Терек крепость Терки (Терский городок). На протяжении XVII и XVIII вв. на развитии российско-кавказских отношений отражалось непрекращающееся соперничество трех крупных держав — Ирана, Турции и России. Сегодня, к сожалению, забывают или умалчивают о завоевательных походах персидских войск, сопровождавшихся резней, поголовным уничтожением населения региона, об огромном уроне, включая геноцид народов, который причинили Кавказу турецкие завоевания. В 1722 г. русская армия под командованием Петра I отвоевала у Персии все дагестанское побережье включая Дербент. Петр в письме Сенату от 28 сентября сообщал, что дербентцы его "с нелицемерною любовью приняли и так нам рады, как бы своих из осады выручили". В 1723 г. были высажены десанты в Баку и Сальянах. По Петербургскому договору с Ираном южный берег Каспия до Туркмении переходил к России. Однако Турция заявила резкий протест, угрожая войной. Переговоры с ней завершились Константинопольским договором 1724 г., по которому Россия сохраняла за собой Каспийское побережье. Внутренняя же часть Дагестана и Азербайджана отходила Турции. Усиление Персии при Надир-шахе и ослабление России при преемниках Петра привели к восстановлению в Дагестане персидского влияния. Однако народы Кавказа, испытав на себе жестокость персидских и турецких завоевателей, все больше тяготели к России. Расширяются экономические связи горцев с прилегающими российскими регионами, неуклонно растет число русских поселений и опорных пунктов в Предкавказье. В 1739 г. основывается крепость Кизляр, в 1763 г. становится крепостью Моздок. Победа России в войне с Турцией 1768 — 1774 гг. привела к включению в ее состав Кабарды, долины Кубани и Терека. После этого началось строительство дороги в Грузию по Дарьяльскому ущелью, были заложены крепости Владикавказ, Георгиевск, в 1777 г. начато создание Кавказской пограничной линии. Все это укрепляло позиции России на Кавказе. Но поворотными стали события, связанные с ликвидацией Крымского ханства и присоединением Крыма к России. Затем — подписание в 1783 г. Георгиевского трактата, по которому Грузия, сохраняя внутреннее самоуправление, переходила под протекторат (покровительство) российской державной власти. Таким образом, Турция лишилась самой крупной своей базы давления на Северный Кавказ, а Закавказье оказалось доступным для русских войск. Будучи не в состоянии открыто противостоять России, турецкое командование приложило немало усилий для подстрекательства местного населения против российских властей. При этом весьма эффективно использовался религиозный фактор. В этот период значительная часть горских народов продолжала исповедовать язычество в разных формах. Турция с самого начала попыталась придать распространению ислама в данном регионе антироссийскую направленность. Россия допустила стратегическую ошибку, не противодействуя активно этим агрессивным процессам. "Когда же убеждения переросли в фанатизм, — писал А.П. Ермолов, — то люди, прежде нам желавшие добра, охладели, неблагонамеренные сделались совершенными злодеями..." Турция не брезговала опираться и на самозванцев, которые выдавали себя за пророков, избранников Великого Магомета. Одним из таких лжепророков был безграмотный пастух Учерман, провозгласивший себя в 1785 г. шейхом Мансуром. Объявив русским газават, он собрал войско для того, чтобы "завоевать землю неверных". Однако ни турецкая помощь, ни исламские лозунги, на которых спекулировал "шейх", не помогли ему достичь поставленных целей. В конечном итоге его постигла типичная участь всех самозванцев — остаток своей жизни он провел в тюрьме Шлиссельбургекой крепости. В начале XIX века Россия окончательно отстояла свои права на Грузию, Армению и Азербайджан в двух войнах с Персией (1804 - 1813 и 1826 - 1828 гг.) и двух войнах с Турцией (1806 — 1812 и 1828 - 1829 гг.). Однако политическая ситуация в данном регионе была непростой. Кавказ раздирали межэтнические, социальные, межрелигиозные противоречия, которые обострялись не без участия Турции и Ирана. Устранить простым решением эти противоречия было невозможно. Горцы, привыкшие жить в соответствии со своими обычаями, весьма негативно реагировали на попытки навязать им российские законы. В силу этого на Северном Кавказе стало быстро расти недовольство. Нередко в начале Кавказской войны пытаются всецело обвинить российское правительство. Однако нельзя не учитывать и тот факт, что российская администрация не могла позволить существования на своей территории набеговой системы, которая терроризировала население прилегающих областей. В конечном итоге борьба с подобными проявлениями "самобытности" горцев вызвала ожесточенное сопротивление с их стороны, вылившееся в полувековую Кавказскую войну (1817 - 1864). Наиболее ожесточенное сопротивление российским властям оказали чеченцы, которых генерал А.П. Ермолов характеризовал следующим образом: "Общество их весьма малолюдно, но чрезвычайно умножилось в последние несколько лет, ибо принимались дружественно злодеи всех прочих народов, оставляющие землю по каким-либо преступлениям. Здесь находили они сообщников, тот час готовых или отмщевать за них, или участвовать в разбоях, а они служили им самим верными проводниками в землях, им самим не знакомых. Чечню можно справедливо назвать гнездом всех разбойников". Идеологической основой войны со стороны горцев явился мюридизм (в переводе с арабского — ищущий, стремящийся). Мюрид — это "ищущий путь к спасению мусульманин, посвятивший себя духовному совершенствованию во имя сближения с Богом. Безусловно, горцам предлагалась политизированная версия мюридизма (так называемый наибский мюридизм), где главным путем духовного совершенствования считалось участие в священной войне (газавате) против "неверных". "Рай есть под тенью шашки, убитый в войне против неверных есть живой и будет он жить в раю, а кто будет бежать — тот есть ничтожный человек, и будущая его жизнь есть ад". Мюрид должен был беспрекословно повиноваться своему религиозному наставнику Мюршиду, быть готовым по его приказу пожертвовать имуществом, семьей, жизнью. Мюридизм и историю Кавказской войны тесно связывают с имамами Дагестана и Чечни Гази-Мухаммедом, Гамзат-беком, Шамилем. Война с обеих сторон носила ожесточенный характер. В ходе ее горские народы понесли большие потери. Это привело лидеров горцев, в частности имама Шамиля, к пониманию ее бессмысленности и необходимости жить в дружбе с Россией. Сегодня можно встретить множество оценок Кавказской войны. Некоторые из них не только противоречат исторической истине, но и оскорбляют честь и достоинство российского солдата и офицера. В противовес им звучит оценка этой войны, данная А. Керсновским: "Нам должна быть бесконечно дорога каждая капля русской крови, пролитая здесь, между тремя морями. И должна быть священной память всех вождей, командиров и рядовых бойцов, не давших угаснуть русскому духу. Маленькая часть большой русской армии, заброшенная на далекую окраину, свершила здесь великие дела. Горсть русских офицеров и русских солдат, не стесняемая тлетворным рационализмом доморощенной пруссачины, показала здесь, на что способен русский офицер, что может сделать русский солдат. Суворовское "Мы русские, с нами — Бог!" огненным лучом пронизывает всю эпопею — от Иоры и Аскерами до Веденя и Гуниба. Вечной благодарностью вспоминаем мы имена тех, кто ковал победу в чащах чеченских лесов и на раскаленных дагестанских утесах, тех, кто создавал легендарные боевые традиции". После окончания Кавказской войны начался мирный этап в развитии российско-кавказских отношений. Постепенно происходила глубокая интеграция всего Кавказского региона в политическую и экономическую структуру российского общества. Присоединение Кавказа к России, несмотря на наличие трагических страниц в нашей совместной истории, имело позитивное значение для народов данного региона. Оно способствовало не только политическому, экономическому и культурному развитию горских народов, но и национальному выживанию многих из них. 2 На современную общественно-политическую ситуацию в Северо-Кавказском регионе и динамику ее развития решающее влияние оказывает целый ряд факторов. Во-первых, геополитический. Кавказ занимает выгодное геополитическое положение, являясь издревле "воротами" из Азии в Европу. Распад Советского Союза, появление новых суверенных государств — Грузии, Азербайджана, Армении рассматриваются некоторыми странами Запада, Турцией, Ираном, Саудовской Аравией как исторический шанс для распространения своего влияния на этот регион и соответственно ослабления присутствия России. В этой связи используются самые различные средства. Прежде всего создание новых транспортных коммуникаций в обход России. Так, планируется строительство нефтепровода Баку — Джейхан (Турция) для переброски каспийской нефти. По оценкам экспертов, этот проект экономически крайне слабо обоснован и по своей эффективности уступает нефтепроводу Баку — Новороссийск. Смысл всех этих крайне нерентабельных затей отражен в циничных словах известного американского политолога 3. Бжезинского: "Каспийская нефть — наилучший инструмент для того, чтобы геоэкономически вывести Среднюю Азию и Закавказье на мировые рынки, оторвать их от России и тем самым навсегда ликвидировать возможность постсоветской имперской реинтеграции". Однако далеко не все западные инвесторы мыслят геополитическими категориями. Поэтому для большей убедительности необходимо дискредитировать саму идею альтернативного нефтепровода, проходящего по территории России. Лучший способ — это дестабилизация обстановки на Северном Кавказе, и прежде всего в Дагестане и Чечне. Что же касается исламских государств, занимающихся экспортом нефти, то они вообще не заинтересованы в поставках каспийской нефти на мировые рынки независимо от маршрутов ее транспортировки. Поэтому ситуация нестабильности как на Северном Кавказе, так и в Закавказье их вполне устраивает. Именно этим в первую очередь, а не исламской солидарностью можно объяснить щедрую финансовую помощь террористам рядом арабских государств. Кроме того, наличие управляемого конфликта на Кавказе, по мнению ряда западных государств, существенно ослабляет Россию как геополитического конкурента, предоставляет возможность вмешиваться в ее внутренние дела, воздействовать на внешнюю политику Российской Федерации. Во-вторых, существенно влияет на ситуацию в этом регионе экономический и социальный факторы. Так, большинство республик Северного Кавказа относится к депрессивным регионам, которые и в докризисный период имели самый низкий уровень экономического и социального развития и были проблемными. Кризисные явления последних лет, усугубленные внутрирегиональными политическими конфликтами, затронули экономику территорий этой группы наиболее сильно. Сокращение промышленного производства по сравнению с другими регионами России было наиболее значительным и составило более 3/4 уровня 1991 года. Резко снизилась инвестиционная активность, которая здесь значительно ниже среднероссийской. Следствием этого является самый низкий по стране уровень душевых денежных доходов населения. Все это порождает борьбу за ресурсы, финансы, ведет к росту коррумпированности и криминализации, которые зачастую приобретают ярко выраженную этническую окраску. Дополнительную напряженность создает тяжелое положение с занятостью населения. Безработная молодежь, не находя применения своим силам, оказывается втянутой во всякого рода экстремистские течения. Следующим значительным фактором, определяющим ситуацию на Северном Кавказе, является многонациональный характер проживающего здесь населения. В мире нет другого региона, где' была бы такая плотность этносов. Только на территории Дагестана проживает более 60 наций и народностей. Сегодня почти все народы Северо-Кавказского региона, даже малочисленные, имеют собственные национальные организации или национально-культурные центры. Многие из них зачастую откровенно спекулируют на имеющихся национальных проблемах. Межэтнические противоречия существенным образом обостряют политическую ситуацию на Северном Кавказе, которая характеризуется наличием вооруженных конфликтов (чеченский, чечено-дагестанский, осетино-ингушский, грузино-абхазский, грузино-южноосетинский, карабахский). На фоне этих конфликтов радикальные националистические организации Северного Кавказа при активной поддержке извне предпринимают попытки по реализации своих сепаратистских замыслов, которые направлены на разрушение государственного единства и территориальной целостности нашей страны. На общественно-политическую ситуацию на Северном Кавказе активное влияние оказывает проникновение религиозного экстремизма, утверждение нетрадиционных для этого региона течений ислама. Как известно, традиционными для Кавказа являются суннитская и шиитская версии ислама и суфизм. Проникновение сюда ваххабизма существенным образом обостряет религиозную обстановку. Одной из причин быстрого распространения этого религиозного течения является материальная помощь со стороны ряда арабских стран. С помощью зарубежных эмиссаров распространяется исламская литература, создается широкая сеть телерадиоцентров, учебных заведений. Ваххабизм — это религиозно-политическое течение в суннитском исламе, возникшее в конце XVIII века в Аравии. Ваххабизм, распространяемый сегодня на Северном Кавказе, имеет мало общего с религией. Причем ваххабитское учение встречает большое сопротивление со стороны мусульман Северного Кавказа. Ведь оно отвергает национальные особенности народов, стремится свести всех мусульман в единую унифицированную религиозную культуру, следствием чего является утрата их национальной самобытности. Поэтому появление ваххабизма на Северном Кавказе порождает религиозные, политические и культурные противоречия, которые ведут к кровопролитным конфликтам. В настоящее время у ваххабитов все заметнее обозначилось стремление к взаимодействию с сепаратистскими и агрессивно-националистическими кругами Северо-Кавказских республик на почве создания единого мусульманского государства на Северном Кавказе. Своей конечной целью они провозгласили установление исламского государства на территории мусульманских регионов России (прежде всего в Чечне и Дагестане). Все вышесказанное не вызывает сомнений в том, что ваххабизм является крайне экстремистским религиозным течением, распространение которого таит в себе угрозу не только для стабильности Северо-Кавказского региона, но и национальной безопасности Российской Федерации в целом. Безусловно, особая напряженность ситуации на Северном Кавказе связана с нерешенностью проблемы чеченского кризиса. Сегодня Чечня превращена в "гнездо всех разбойников", рассадник международного терроризма. Основными видами промысла самопровозглашенной Ичкерии стали наркоторговля, похищение людей, контрабанда оружия и нефтепродуктов. Печальным итогом деятельности нынешних правителей Чечни явились разрушенные промышленность, сельское хозяйство, медицина и образование. Более 750 тысяч чеченцев проживают за территорией Ичкерии. Основная масса граждан покинула республику еще до начала боевых действий. Весьма странно в этой связи выглядит позиция ведущих стран Запада, которые на тот период предпочитали помалкивать о гуманитарной катастрофе. Разорив собственную республику, столкнувшись с серьезными экономическими и политическими проблемами, лидеры Чечни всерьез вынашивают планы создания "Горской республики от Каспийского до Черного моря", а наиболее радикальные пишут трактаты о необходимости "загнать всех русских в вологодские болота". Сложившаяся ситуация требует самых решительных действий по уничтожению террористов и установлению конституционного порядка на территории Чеченской Республики. Таким образом, даже краткий обзор общественно-политической ситуации на Северном Кавказе показывает, что она является сложной и взрывоопасной. Для ее оздоровления необходимо в первую очередь покончить с терроризмом. Богатый отечественный и мировой опыт борьбы с этим явлением учит, что нельзя идти на компромиссы с бандитами, создавать зоны, где они могли бы чувствовать себя в безопасности, "зализывать" раны и готовить новые теракты. Для дальнейшей нормализации обстановки в этом регионе крайне важно реализовать комплекс мер, направленных на улучшение экономической и социальной ситуации на Северном Кавказе; проводить выверенную национальную политику, основанную на знании и учете интересов различных народов этого региона; вести решительную борьбу со всякими проявлениями национального и религиозного экстремизма. Руководитель______________________ |