ПРОЕКТ. Казачье подворье
Скачать 30.87 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 11 имени Героя Советского Союза Николая Кирилловича Пархоменко хутора Маевского муниципального образования Славянский район Краснодарского края Индивидуальный проект Тема: «Казачье подворье» Автор проекта: Гербель Максим Витальевич Ученик 9 класса МБОУ ООШ №11 Руководитель проекта: Музыченко Г.Н. 2021 – 2022 учебный год Содержание Введение………………………………………………………….………2 Основная часть…………………………………………………………...3 Строительство дома – хаты…………………………………..…………3 Казачье подворье…………………………………………………...……6 3. Практическая часть…………………………………………………………7 4.Заключение………………………………………………………………...8 5.Использованные источники………………………………………………9 ВВЕДЕНИЕ Школа № 11 хутора Маевского Славянского района с 2011 года носит звание казачьей. В рамках казачьего воспитания в школе изучается история и культура кубанских казаков, казаки Сербинского казачьего общества шефствуют над школой, посещают мероприятия, оказывают посильную помощь. В 2018 году казаки совместно с казачатами школы построили этнографический уголок – казачье подворье. Так как казачье подворье являлось значимым элементом быта каждой кубанской семьи, я решил изучить эту тему. Актуальность темы: учащиеся казачьей школы должны знать историю казачьего подворья как элемента жизни своих предков, должны задуматься над значением, сохранением и развитием этнографического уголка в школе. Цель работы: создать пособие для проведения экскурсий в этнографическом уголке. Задачи: - Изучить историю возникновения казачества; - Узнать историю казачьего подворья; -Провести ремонт плетня в этноуголке. Социальная значимость: Реконструкция музея позволит по- новому решать целый ряд социально- значимых вопросов. Музей «Казачье подворье» - это не только хранение и экспозиция историко- культурных ценностей казаков, но и «хозяйское подворье», который воссоздаст образ сельской, станичной жизни, что даст максимальный эффект погружения в старину и традиции нашей родной казачьей культуры, что в результате пробуждает историческую память и патриотические чувства. Знания, полученные в ходе проекта можно применять на уроках кубановедения и истории. Место работы: МБОУ ООШ №11 2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 2.1. Строительство дома - хаты. Первые отряды казаков-черноморцев прибыли на Кубань во второй половине 1792 г. Всего в Черноморию прибыли до 25 тысяч первопроходцев, в том числе – до 17 тысяч строевых казаков; остальные – женщины, дети, старики, инвалиды (Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска: в 2-х томах. – Екатеринодар, 1913.). Первые годы все они жили практически в открытой степи. Единственное укрытие от непогоды – тент над повозкой, которая была далеко не у всех переселенцев. Поэтому жилищное строительство для первопроходцев становилось вопросом жизни. Гражданское строительство начиналось сразу же по мере прибытия семей к месту будущей зимовки и продолжалось при каждом перемещении куреней по Черномории. Самое доступное жильё – шалаши и землянки. Чтобы соорудить шалаш, нужны были небольшой толщины брёвна, латы – жерди, камыш, сухая трава, бурьян. Шалаш защищал от непогоды, от жары, но не спасал от холода, поэтому до наступления зимы семьи старались построить землянки. Их сооружали в черте будущего селения, на возвышенных местах, в стороне от низин и балок, чтобы избежать подтопления. Выкапывали траншею глубиной в один-полтора метра, шириной и длиной до трёх и более метров, в зависимости от численности семьи. Из грунта делали обваловку траншеи, утрамбовывая земляной вал. Он увеличивал глубину землянки до двух и более метров, обеспечивал отвод дождевой воды. С угла на узкой стороне траншеи делали отлогий спуск – будущий вход в землянку, его тоже обваловывали. В середине обоих торцов траншеи устанавливали по бревну, закрепляли их, подпирая с боков брёвнами-откосами. Между ними устраивали окна и дверь. На брёвнах-стояках крепили продольное бревно – перекладину, а вниз от неё по боковым откосам – латы (жерди). Полученная решётка служила опорой для кровли. Её делали из камыша, уложенного пучками в два слоя: нижний слой куницами (верхушками) вверх под залом, а верхний наоборот – он обеспечивало водосток, из него же делали гребень наверху. Камышовые пучки – фашины – увязывали, переплетали между собой, шпагатом крепили к латам. Внутри землянку мазали глиной, поверх неё – раствором коровяка, если была известь – белили. В землянке делали спальные топчаны, стол, лавки и прочие приспособления, улучшавшие бытовые условия. Очаг – печь – устраивали обычно около двери, используя глину, песок, известь, а позже и кирпич. Из этих же материалов делали дымоходы, дымарь (трубу), приспособления для удержания тепла. На строительство такой землянки уходили считанные недели, а то и дни, что позволяло каждой семье или группе холостяков иметь свой кров до наступления зимы. За два-три года, прожитые в землянке, семьям удавалось заготовить материалы и построить свой дом – хату. Казачьи подворья ограничивались размерами 20 на 40 саженей, т.е. площадью до 0,3 десятины. По мере накопления строительных материалов казаки начинали строить свои хаты (хата – дом, иногда хата – это комната). Вплоть до первых десятилетий XX в. в станицах строили в основном турлучные хаты. Главный строитель – плотник, вооружённый топором, пилой, долотом, буравчиком. Были в селениях плотники-профессионалы, но и многие казаки, владея навыками этого ремесла, строили свои дома сами. Самыми трудными и дорогостоящими были заготовка дубовых столбов, лат, досок, изготовление дверей, окон, ставней и прочих деревянных конструкций. За покупкой лесоматериалов ездили на подводах в ближайшие леса, чаще – в предгорья, в Красный лес (он сохраняется в хорошем состоянии до сих пор). Другие нужные материалы – камыш, солома, глина – были рядом и в больших количествах. Но предпочтение отдавали гривенскому камышу – тонкому и почти без листвы. Кровля из него получалась плотной и долговечной. Верёвки, шпагат делали сами – из конопли, которую для этого и выращивали. Каркас будущей хаты – со стропилами для кровли – делали с помощью топора и долота, без гвоздей, на шипах и клиньях. Затем каркас, включая потолок, обвязывали камышовыми пучками при помощи шпагата. Крышу покрывали камышом, с заломом или гребнем на коньке крыши. На каркас с обеих сторон лепили толстый слой глея, заполняя им пространство между камышовыми пучками. Им же настилали потолок – пол чердака (горище) и пол – доливку. Когда всё высыхало, хату снаружи и изнутри мазали всё тем же глеем. Его готовили в местах поближе к реке – к воде. Сначала копали земляной круг, диаметром до 10–15 метров, бросали в него глину, суглинок, ячменную солому, поливали водой. Месили конскими копытами, гоняя – обычно целый день – три-четыре лошади по кругу. Полученную массу и называли глеем (глэй). Для чистовой обмазки делали замес из глины и конского навоза. После этого хату белили известью; красили, обычно в голубой цвет, ставни и двери. Строили в основном пятистенные хаты: четыре стены внешние, пятая внутренняя делила хату на две большие комнаты (Онищенко В.Я. Казачья станица Поповичевская (Калининская). – Краснодар: ИМСИТ, 2007. – 132 с.). Одна из них была залой с отгороженной спальней для родителей, другая – общей. Она служила всем и для всех нужд. В ней устраивалась большая русская печь, которая обогревала всю хату, в ней же пекли хлеб и пироги, готовили еду, на ней спали. В общей комнате нянчили и укладывали спать детей, пряли, вязали, вручную сортировали семенное зерно, обрабатывали продукты. В ней был большой стол, за которым усаживалась вся семья. Ели из общей миски, стоявшей в центре стола. В этой же комнате спасали от холода малых телят, жеребят, ягнят, которые появлялись на свет зимой. В последующие годы такие хаты научились штукатурить «под шубу», обшивать (шелевать) доской, обкладывать кирпичом. Стоят они по 50–100 и более лет. По мере разрастания станиц всё труднее стало добывать лес на их строительство. Поэтому казаки стали переходить на постройку хат из самана. Его делали из того же глея, который формовали вручную с помощью деревянного станка. Ширина самана равна толщине будущей стены, а длина обычно в полтора раза больше ширины. Саман хорошо высушивали, получалось некое подобие земляного кирпича. Из него выкладывали стены будущих хат, а кровлю, пол и всё остальное делали так же, как в турлучных хатах. Те, кому было по средствам, ставили саманные хаты на фундамент из камня – они котируются и поныне. Так же, как и саман – поныне ценный материал для одноэтажного сельского строительства. Лишь с середины прошлого века саман и турлук начали вытесняться кирпичом и другими современными строительными материалами и технологиями. 2.2.Казачье подворье. Ничто так ярко не отражало характер и хозяйскую жилку казака, как его двор. Достаточно было взглянуть на него, чтобы безошибочно определить, пустил ли поселенец на новом месте «корни». Даже ширина двора имела значение. Если он был широким, просторным, значит, хозяин уже думал о постройке новых хат, где будут жить взрослые сыновья, если узкий двор – наверняка в семье одни девки, а значит, никакого расширения не предвидится. В обустройстве подворья казаки всегда придерживались главного правила: здесь всё должно быть на виду, под рукой. Главная достопримечательность казачьего двора – пространство между крылечком, что выходило во двор, и хозяйственными постройками вокруг него. Зелень здесь не росла, поскольку её вытаптывали с весны до осени детвора, взрослые, домашний скот, кони. Количество построек во дворе могло быть больше или меньше, смотря по достатку хозяина. В своём дворе казаки много скота не держали – для этого хватало простора степи. На одной стороне двора ставили плотницкую, конюшню, при ней – хомутовку, где хранили хомуты, сёдла, конскую упряжь, щётки, деревянные гребни для расчёса гривы и хвоста лошадей. Дальше располагались коровник, помещения для телят, свиней, птицы. На противоположной стороне – хлебные амбары, ближе к хате срубленный колодец, летняя печь под черепицей – навес на четырёх столбах, кирпичный погреб. За хозяйственными постройками начинался огород, тянущийся до фруктового сада у реки. с поляной, где дремали колоды пасеки. Все подворья казаков огорожены заборами, которые называются «Плетни» – от слова плести. Очень часто казаки сами плели эти заборы, дабы избежать шкоды животных. Их плели из лозы, которую заготавливали ранней весной. Заборы могли быть каменными – из ракушечника, песчаника. 3.Практическая часть. Практическая часть моей работы заключалась в ремонте и восстановлении плетня в этнографическом уголке. Сначала заготавливали ветки – лозы, которые должны были быть в меру упругими и хорошо переплетались на более толстых брёвнышках – опорах. Опиши здесь подробнее что ты делал, по порядку, от самого начала и до конца Заключение. Во время работы над проектом, я не только смог понять особенности строения казачьего подворья, но и так же мне удалось усовершенствовать свои знания, с помощью тематической литературы. Мною были исследованы традиции прошлого и настоящего Кубани. В ходе работы мною были выполнены несколько задач. Я исследовал этапы развития системы казачьих поселений, попытался выявить сущность архитектурных традиций кубанского региона, определил принципы построения жилищ, произвёл ремонт по восстановлению плетня. Цели, поставленные в работе, были, достигнуты. Задачи - выполнены. Материал данного проекта может быть использован при проведении экскурсий по этнографическому уголку. Запланированный ремонт произведён. Реализация данного проекта позволит глубже изучить историю и быт казаков, создание макета Казачьего двора даст возможность проводить экскурсию для школьников, а также результат работы над проектом можно использовать на уроках истории и литературы. Использованные источники. Конференция «Ф.А.Щербина, казачество и народы Сев. Кавказа. История и современность», 2008 год, г. Краснодар Онищенко В.Я. Казачья станица Поповичевская (Калининская). – Краснодар: ИМСИТ, 2007. Атамань – казачья станица. - Е.Чуприна, изд. Лев Толстой, г. Тула,2012 История Казачества в рассказах и иллюстрациях: М.В. Мирук, Т.А. Науменко, Учебник для 4-5 классов. Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2006 Казаки. Пособие для учеников и станичных школ дирекции при изучении истории родного войска. А.П. Певнев Екатеринодар. Типография кубанского областного правления.1911. Родная Кубань. Страницы истории: Книга для чтения / Под ред. Проф. В.Н.Ратушняк. -2-е изд., исправленное. – Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2004. Ресурсы интернета поисковые программы: Coogle, Yandex |