История. ИСТОРИЯ ШПОРКИ. 1 Ботайская культура
Скачать 86.21 Kb.
|
1)Ботайская культура. Археологическая культура энеолита, сущ. в 3700—3100 годах до н. э. на севере КЗ. Названа по селу Ботай. Открыто около 20 поселений вдоль степных рек Иманбурлык, Терсаккан, Тобол, Тургай, Убаган, Чаглинка. В 1980 году у села Никольское на берегу реки Иманбурлук археологическая группа Виктора Зайберта] нашла Ботайское городище. Основными материалами были камень, кость и глина. Основные занятия —коневодство, охота и рыболовство. Проведённые археологические исследования показали, что занимающиеся коневодством ботайцы умели делать кумыс из кобыльего молока и являлись пионерами применения сбруи 6700—6000 лет назад. Для ботайской культуры была характерна развитая индустрия каменных орудий. Среди них выделяются кремнёвые ножи и копья, разнообразные наконечники стрел. Костерезное ремесло также было весьма популярным. С ботайской культурой связывали начало одомашнивания лошадей примерно 5,5 тыс. лет назад. П. А. Косинцев в 2008 году отнёс к диким особям остатки терсекских и ботайских лошадей. Ботайцы, владея навыками приручения лошадей, не вели направленную селекцию, позволяя скрещиваться с дикими сородичами. Современные одомашненные породы не происходят от ботайской линии лошадей. 2)Племена эпохи бронзы. В II тыс. до н. э. в жизни племен КЗ произошло важное событие — была изобретена технология получения бронзы — сплава меди и олова. Поэтому эта эпоха получила название бронзовый век. Эпоха бронзы делится на три периода: 1. Ранняя бронза — XVIII — XVI вв. до н.э.; 2. Средняя бронза — XV — XIII вв. до н.э.; 3. Поздняя бронза — XII — VIII вв. до н.э. Андроновская культура — одна из самых крупных культур эпохи бронзы в Европе и Азии. Ее памятники распространены на обширной территории от Енисея на востоке до Урала на западе, охватывая обширные пространство Южной Сибири, Казахстана, Урала, Среднюю Азию до Южного Таджикистана, Афганистана, Северного Пакистана. В эпоху бронзы на территории Казахстана на смену Андроновской культуре пришла кочевая Бегазы – Дандыбаевская культура. Главной особенностью памятников этой культуры считается наличие высокого уровня развития каменной архитектуры. Жилища и могильники, относящиеся к этой культуре, отличаются крупными размерами, искусством камнерезания. Большинство погребений бегазы–дандыбаевской культуры – это курганы. Глиняная посуда этого периода отличалась прямым горлышком и выпуклыми боками. Горшки украшались в основном игольчатыми и волнистыми узорами. Одним из основных районов расселения племён эпохи бронзы был: Центральный Казахстан 3)Письменные источники эпохи раннего железного века. Одним из племен, живших на территории Казахстана в эпоху железа, являются саки. Согласно археологическим исследованиям и дошедшим до нас письменным источникам, сакские племена жили в первом тысячелетии до н.э. на территории современного Казахстана и Средней Азии. Если в персидских источниках кочевые племена Казахстана и Средней Азии обозначены общим названием саки, то знаменитый греческий историк Геродот (484—425 гг. до н.э.) назвал саков азиатскими скифами. В какой-то степени для этого он имел определенные основания. Геродот заметил много сходства в жизнедеятельности саков и скифских племен — жителей северных степных районов Причерноморья, о которых греки имели больше информации, чем о саках. В трудах Геродота имеется очень много ценных сведений о хозяйстве, быте, обычаях и традициях, обрядах, одежде саков. Например, саки носили остроконечные войлочные шапки, к ремню подвешивали кинжал и лук. В источниках сообщается об интересных, оригинальных, неведомых эллинам, способах приготовления пищи. Кроме того, Геродот дает описание сакских бань. На большом камне, располагавшемся в центре юрты, разжигали огонь и раскаляли его. Затем раскаленный камень поливали водой, пока юрта не наполнялась паром. В древнеперсидских текстах также говорится, что племена периода раннего железа, кочевавшие к востоку от Волги, назывались именем саки. 4)Племена усуней на территории Казахстана. Уйсуни, пришедшие на земли Казахстана из Центральной Азии во II в. до н. э. (около 160-170-х гг. до н. э.), заняли земли саков-тиграхауда в Семиречье. Границы их государства простирались от реки Чу на западе до отрогов Тянь-Шаня на востоке; от Балхаша на севере до побережья озера Иссык-Куль на юге. Столица уйсуней – Чигучен(город Красной долины) – располагалась на берегу озера Иссык-Куль. Государство делилось на 3 части: восточную, западную и центральную. Уйсуни говорили на древнетюркском языке. Глава государства назывался гуньмо (великий бек),его личная гвардия насчитывала 30 тыс. человек, родовая и племенная знать носила титул беки (беги). Богатые уйсуни имели по 4-5 тысяч лошадей. Труд рабов использовался в домашнем хозяйстве. Рабы были в основном из числа военнопленных. По сведениям китайского историка Сыма Цянь, государство уйсуней, насчитывавшее 630 тыс. человек, могло выставить в военное время войско численностью 188 тыс. человек. Уйсуни имели широкие дипломатические и родственные связи с Китаем. Китайцы называли государство уйсунов Усунь-го. Уйсуни вели упорные войны за пастбища и торговые пути с канглами и гуннами. Название уйсун встречается в китайских источниках со II века до н. э. (в сочинениях китайского историка Сыма-Цянь). По легенде, записанной Сыма-Цянь, сына убитого предводителя уйсунов вскормили ворон и волчица, что символизировало покровительство богов. Основное занятие – кочевое скотоводство (коневодство), в меньшей степени – земледелие и садоводство. У уйсуней существовала частная собственность не только на скот, но и на землю и воду. В государстве уйсуней военачальники и крупные чиновники имели личные печати из золота и меди, менее знатные чиновники – из глины и камня. Социальное неравенство уйсуней хорошо прослеживается в курганных захоронениях. Высокого уровня достигло изготовление ювелирных изделий в полихромном стиле методом зерни – припаивания шариков из драгоценных металлов на основу. Памятники культуры уйсуней относятся к III в. до н. э. – IV веку н. э. и в основном сосредоточены в Семиречье 5)Материальная культура саков. В искусстве саков преобладало изображение зверей и мифических чудовищ в движении, получившее название звериный стиль. Саки об этом стиле узнали во время похода в Переднюю Азию и Иран. Звериный стиль является отражением традиций тотемизма. Саки считали, что изображения зверей смогут защитить их, и они носили их амулеты, или тумары. О религиозном представлении саков говорит головной убор сакского царевича, найденного в Иссыкском кургане. В VIII–V вв. до н. э. в Центральном Казахстане параллельно со звериным стилем развивался полихромный стиль. Кочевники делали украшения из зерни и драгоценных камней. Звериный стиль постепенно начинает исчезать в III–II вв. до н.э., и в начале нашей эры исчез совсем. Большое влияние на развитие культуры саков оказала культура ахеменидского Ирана (Древней Персии). Ярким представителем сакской духовной культуры является мыслитель, философ Анахарсис, живший в VI в. до н. э.. Саки в большей степени принадлежали к европеоидной расе (однако уже были заметны монголоидные черты) и говорили на восточно-иранском языке. На территории Казахстана найдено три «золотых человека». Первый «золотой человек» обнаружен в 1969 г. экспедицией К. Акишева в кургане Иссык близ г. Алматы. По предположениям ученых, этот «золотой человек» жил в V–IV +++++++++ к сарматской эпохе. Третий «золотой человек» найден в Шиликтинском кургане, в Восточном Казахстане. Шиликтинский курган, называемый царским курганом, датируется VII-VI вв. до н. э. и состоит из 17 могильников (было найдено 524 золотых изделия, выполненные в зверином стиле). Берельский курган, датируемый IV вв. до н. э., был обнаружен в 1999 году археологической экспедицией 3. Самашева на территории Восточно-Казахстанской области. Он принадлежал сакам-аримаспам. 6)Казахстан в эпоху саков. Сакские племена расселялись по всей территории нынешнего Казахстана. Так, саки-тиграхауда жили в Жетысу. Их отличали остроконечные шапки. Саки-парадарайя, или заморские саки, населяли Приаралье и низовья Сырдарьи. Южнее них расселялись саки-хаумаварга – саки, изготовлявшие напиток хаома. Саки-исседоны проживали в Центральном Казахстане. Аргиппеи и массагеты проживали северо-восточнее Арала. Племенной союз саков обитал на территории Казахстана в период раннего железного века, в VIII–III вв. до н. э. В раннем железном веке усилилось общественное и имущественное неравенство. Мы можем судить об этом благодаря археологическим и письменным источникам. Так, представителей знати хоронили в богатых высоких курганах, а простых людей – в малых погребениях. Сакское общество в основном состояло из трех групп: воинов, жрецов, скотоводов и земледельцев. Сакские воины носили одежду красного и желто-красного цветов, жрецы предпочитали одежду белого цвета, а скотоводы и земледельцы носили одежду желтого или синего цветов. Каждое из сакских племен управлялось своим вождем, или царем. Вожди происходили из сословия воинов и обладали большой властью. Их власть передавалась по наследству. Основную массу населения составляли рядовые общинники – скотоводы. Важные вопросы племени решались на народном собрании. Женщины участвовали в собрании наряду с мужчинами. Таким образом, общественный строй саков представлял собой военную демократию. Саки занимались кочевым скотоводством. Они разводили лошадей, коров, овец и верблюдов. При этом главное значение имели коневодство и овцеводство. Кочевники жили в легко переносимых жилищах – юртах. По сведениям Геродота, саки на зимовках жили в деревянных жилищах, покрытых кошмой. Часть саков занималась земледелием. Выращивали рожь, просо, пшеницу. Кроме основных занятий, саки занимались рыболовством, ремеслами, торговлей. В VI веке до н. э. сакские племена воевали с персами. Так, в 530 году до н. э. на земли саков вторглись персидские войска во главе с царем Киром. Сакскими племенами тогда управляла царица Томирис. Получив весть о гибели сына (Сын был военачальником), Томирис двинулась с большим войском навстречу Киру. Большая часть персидского войска пала на месте сражения, а сам Кир был убит. Через несколько лет в 519 году до н. э. поход против саков предпринял персидский царь Дарий I. Сведения об этом упоминаются в надписи Дария I на Бехистунской скале в Иране. Борьбу саков возглавил вождь Скунха. Персы и в этот раз перешли Сырдарью. В этой войне против персов прославился простой сакский пастух Ширак. Ширак, завёл саков в пустыню, где те потеряли все силы без воды. Дарий I вынужден был вернуться в Персию, отказавшись от дальнейшей войны. Ширак был убит. Он спас родину от военной угрозы, пожертвовав своей жизнью. Однако часть территории саков осталась под властью персов. Саки должны были поставлять в персидские войска своих воинов. Известно, что сакская конница прикрывала отход персидских войск в Марафонской битве с греками в 490 году до н. э. Саки в составе персидских войск участвовали в войнах с Египтом, Грецией. В IV веке до н. э., в 336 году до н. э. царем Македонии стал Александр, получивший прозвище Македонский. После установления своей власти над Грецией он разбил войско персов, начал вторжение в Среднюю Азию и приблизился к Сырдарье. Борьбу против греко-македонских завоевателей возглавил сакский вождь Спитамен. Почти три года он вел партизанскую войну против македонской армии. Саки уничтожили один из крупных отрядов Александра Македонского. Жившие за Сырдарьей кочевые племена так и не были покорены завоевателями и сохранили свою независимость. Подведем итоги. В железном веке в результате распада родовой общины, с развитием внешних связей родов и племен возникают государственные объединения. Одним из них на территории Казахстана был племенной союз саков. Саки обитали на всей территории Казахстана в эпоху раннего железа, в VIII–III вв. до н. э. Наличие сильной власти вождей, народного собрания позволяет сделать вывод о развитии военной демократии у саков. Саки были широко известны в древности. 7)Кочевая империя Хунну. Народ хунну являлся древним насельником центральноазиатских степей. В течение V-III вв. до н.э. у хуннов формируются основы государственности. Во второй половине III в. до н.э. хуннское объединение было ослаблено и в правление шаньюя Тоуманя находилось в зависимости от юэчжи на западе и от дунху – на востоке, уплачивая им дань. В конце III в. до н. э. в хуннском племенном союзе произошел государственный переворот, к власти пришел шаньюй Модэ, реформировавший политический строй хуннов и сплотивших их в сильное государство. Модэ была введена всеобщая воинская повинность, система чинов и безусловное подчинение младших старшим, взгляд на территорию как на основание государства, у хуннов был искусственно законсервирован родовой строй. В 203—202 гг. до н. э. Модэ подчинил племена Саян и Верхнего Енисея, в том числе древних кыргызов на территории современной Хакасии. На востоке хунны подчинили дунху. На западе в ходе двадцатипятилетней войны, в правление шаньюев Модэ и Лаошаня, к 165—164 гг. до н. э. хунны разгромили державу юэчжи и подчинили себе племена Западной Монголии и Алтая. Так была создана первая кочевая империя – держава Хунну, просуществовавшая три с половиной века, с конца III в. до н.э. до середины II в. н.э. Империя Хунну стала гегемоном центральноазиатского региона. На юге, по течению реки Хуанхэ империя граничила с возникшей в 202 г. до н. э. китайской империей эпохи династии Хань, в противостоянии с которой и прошла вся история империи Хунну. 8)Раннегосударственные образования на территории Казахстана. В начале нашей эры на территории Казахстана господствовали два племенных союза: Усунь и Кангюй. Усунь. Усуни переселились в Семиречье около 160 г до.н.э. Здесь возникло новое независимое владение во главе с вождем усуней, носившем титул «гуньмо». Первоначальным местом расселения усуней - Китая Ганьсу. Центром усуньских владений была Илийская долина, хотя ставка усуней -город Красной долины - -Чигучен, помещался в район Иссык-Куля. Переселившиеся усуни смешались с местным населением. У усуней были характерные черты как европеоидных саков, так и монголоидных юэчжи. Усуни были кочевым народом, но в стране было довольно значительное оседлое население. Археологические находки свидетельствуют о развитии таких ремесел, как ткацкое, кожевенное, кузнецкое и ювелирное. Знали усуни и рыболовство - об этом говорят многочисленные находки каменных грузил. Есть все основания полагать, что оседлость и земледелие существовали у усуней еще в первых веках нашей эры. На территории усуньского государства было найдено большое количество металлических, каменных и глиняных печатей, что говорит о существовании частной собственности. Кангюй (канглы). На рубеже новой эры население кангюя, по китайским свидетельствам насчитывало 600 тыс. человек при 120 тыс. боеспособных воинов. Его столицей был город Битянь. У кангюев основным направлением хозяйственной деятельности было земледелие в сочетании с оседлым скотоводством. Поселения у кангюев состояли из десятков жилых и хозяйственных строений, были укреплены крепостными стенами и рвами, наполненными водой. Подсобное значение имели охота и рыболовство - об этом говорят находки гарпунов, острог, рыболовных крючков и грузил. Племена кангюев вели обмен со среднеазиатскими государствами. Закавказьем, Римом и Китаем. Во 2-1 вв. до н.э. кангюи чеканили свои монеты. Китайский посол Чжан Нянь из Усуня в Кангюй был отправлен на почтовых лошадях, что говорит о высоком развитии дорожного хозяйства. Хунны (хунну). В конце 3 века до н.э. крупное племенное объединение складывается у гуннов. Основой хозяйственной деятельности у гуннов - скотоводство, однако, они знали и земледелие. История возвышения гуннов связана с вождем гуннов - шаньюем Моде, который в течение нескольких лет подчинил себе соседние кочевые племена и двинулся на Китай, разбил его армию и принудил китайского императора платить ежегодную дань. В результате завоеваний под властью гуннов оказалась огромная территория - от Забайкалья до Тибета, от Синцзяня до среднего течения Хуанхе. Пытаясь защититься от набегов кочевников, китайцы и построили Великую Китайскую стену. В 43 году до.н.э. держава гуннов распалась на две части: Северную и Южную. В 93 г н.э. северная держава была разбита китайцами - 200 тыс гуннов подчинились Китаю. Позднее гунны, продвигаясь на запад, появляются в аральских и каспийских степях, вытесняя аланов. Это и стало началом Великого переселения народов. Сакские племена 1-е тысячелетие до н.э.- первая половина 1-го тысячелетия н.э.- новый этап отечественной истории, который известен под названиями-сакская эпоха, период ранних кочевников, эпоха раннего железа. Достоверно известно, что сакские племена были расселены по всей территории Казахстана. Предположительно, массагеты занимали территорию Приаралья, тиграхауда - Семиречье, аримаспы - Восточный Казахстан, Алтай. Саки были активными участниками многих исторических событий тех лет - греко-персидских войн, сражений против персов, Александра Македонского. В хозяйственной жизни саки унаследовали и продолжили традиции эпохи бронзы – скотоводство, земледелие, металлургия, различные ремесла. Одним из символов эпохи, отражающим высокий уровень развития сакской цивилизации является «золотой человек». Саки были «язычниками». Их религиозные верования представлены различными культами - предков, семейно-родовых святынь, огня, солнца и т.д. Особое место в сакском искусстве и мифологии занимает «звериный стиль», который по своей сути был не просто стилем искусства. В большей степени он отражал идеологическую основу сакского общества. 9)Тасмолинская культура. Тасмолинская культура, археологическая культура эпохи раннего железного века, распространённая главным образом на территории Центрального Казахстана ее хронологические рамки VII-III веками до н.э. Тасмолинская культура получила название по местности Тасмола в Екибастузском районе Павлодарской области. Характерным типом памятников тасмолинской культуры являются так называемые курганы с «усами». Это сложные погребально-поминальные комплексы, сооружавшиеся из камня. Они обычно состоят из трех частей: большой курган, малый курган и каменные дорожки в виде полудуг («усов»). Встречаются 4 вида «курганов с усами»: 1)К первому относятся малые курганы, выложенные с восточной стороны большого кургана. От восточной стороны малого кургана отходит каменная цепочка, напоминающая усы. 2)При втором виде два кургана строились с юга на север в одном ряду, и от каждого из них, с южной и северной стороны на восток отходят каменные дуги – «усы». 3)Третий вид: сначала строил один большой курган, а затем на нем возводили малый курган. От восточной стороны большого кургана отходят «усы». 4)Четвертый вид схож с третьим, т. е. он состоит из двух курганов, построенных друг на друге. По мнению некоторых ученых, «курганы с усами» периода раннего железа в степи играли роль маяка. |