Главная страница
Навигация по странице:

  • 25)Народно-освободительная борьба казахского народа против колониализма.

  • 26)Культура Казахстана в XVIII - начале XX вв. 1)

  • 29)Национальный вопрос и партия Алаш.

  • Образование КАССР.

  • 31)Реализация советской модели государственного строительства.

  • История. ИСТОРИЯ ШПОРКИ. 1 Ботайская культура


    Скачать 86.21 Kb.
    Название1 Ботайская культура
    АнкорИстория
    Дата28.12.2022
    Размер86.21 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИСТОРИЯ ШПОРКИ.docx
    ТипДокументы
    #868067
    страница4 из 6
    1   2   3   4   5   6

    24)Социальная организация кочевого общества. Главным стержнем общественных связей являлось единство интересов и целей, формировавшихся в процессе общественного производства. Социальная организация казахов основывалась на многообразии взаимосвязанных форм отношений между людьми: кровнородственных семейных, хозяйственных, генеалогических, потестарнополитических, военных, культурных, этнических и проч., которые возникали в разных сферах общественной жизни и создавали сложную систему разнообразных социальных организмов и их институтов, обеспечивших функционирование общества как саморегулирующегося целого. Главным стержнем общественных связей являлось единство интересов и целей, формировавшихся в процессе общественного производства. В условиях аграрного общества оно реализовывалось в виде общины, которая функционировала на основе производственных связей. В источниках отмечается: «У киргизов владение землей общинное, каждый род и отдел имеют свой определенный участок, на этом пространстве каждый из родовичей может иметь свои пашни, летовки и зимовки; но род ревниво следит за тем, чтобы никто из другого отдела не занимал их земель»9. Существование общины обусловливалось необходимостью трудовой кооперации скотоводов для осуществления всех звеньев производственного процесса, который предполагал объединение усилий большого числа людей.

    25)Народно-освободительная борьба казахского народа против колониализма. В процессе развития Казахстана в составе России обнаруживались две тенденции: одна – прогрессивная (хозяйственное и культурное развитие под влиянием передовой экономики и культуры России), другая – усиление колониального гнета царизма. Усиление колониального гнета выражалось в стеснении пользования жизненно необходимыми для казахов-скотоводов кочевьями.1.Восстание казахов Младшего жуза под руководством Сырыма Датова. Борьба за пастбища еще более обострилась в 70-80-е годы 18 века. Земли между волгой и Уралом по берегу Каспия были переданы правительством в собственность крупным помещикам. Созревали предпосылки для массового народного выступления. Основной движущей силой всех восстаний в Казахстане явились массы шаруа, боровшиеся против феодальной эксплуатации и колониального гнета. Зимой 1782 года у скотоводов Младшего жуза старшинами Уральского казачьего войска было отогнано более 4 тысяч лошадей. В Младщем жузе начались стихийные волнения (1783-1797 гг). Стали создаваться повстанческие отряды. Их возглавляли старшина, среди которых выделялся батыр Срым Датов. Основные силы повстанцев сосредоточились у истоков Эльбы. Восстание активизировалось в лету 1792 года. Осенью основные силы во главе с С.Датовым напали на крепость Илецкий городок, но неудачно. После этого восстание приобрело новые формы борьбы: повстанцы нападают на пограничные укрепления, на аулы султанов, баев. Восстание приобрело форму партизанской войны. Восстание в Младшем жузе расшатало устои ханской власти, подорвало ее престиж. Несмотря на слабую организованность, отсутствие ясных целей, восстание носило народно-освободительный характер и имело прогрессивное значение. Царизм был вынужден пойти на уступки и дать разрешение казахам пользоваться пастбищами на территории между Волгой и Уралом. 2.Восстание под руководством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова. В 1836-1838 годах произошло восстание под руководством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова в Букеевской Орде. К 1837 году восстание охватило все ханство. Восставшие прекратили уплату податей, нападали на аулы султанов. В решающем бою повстанцы были разбиты. Руководителям восстания удалось скрыться. В одном из боев Исатай был убит, позже погиб и М.Утемисов. Потерпевшее поражение восстание было крестьянским, антифеодальным и антиколониальным. Поражению способствовала позиция биев и старшин. Они были временными попутчиками в движении. 3.Восстание под руководством Кенесары Касымова. Во второй половине 19 века Казахстан окончательно был завоеван Россией. Проводимые царизмом реформы вызвали глубокое недовольство в казахском обществе. Положение народа ухудшалось. В оппозиции царизму оказалась и часть знати. На политическую арену выступил султан Арынгазы Абулгазиев, сторонник восстановления ханской власти. Царские власти устранили влиятельного хана. Он умер в ссылке. Борьбу против колониального гнета возглавил потомок Аблая – Кенесары Касымов (1837 – 1847 гг.). В 1841 году Кенесары провозгласили ханом. Движение Кенесары носила национально-освободительный характер, и было направлено против колониальной политики царизма.

    26)Культура Казахстана в XVIII - начале XX вв. 1)Скотоводство: Основной отраслью хозяйства продолжало оставаться полукочевое скотоводство, особенностью которого было содержание скота в течение года на подножном корму. Кроме того, в районах Южного Казахстана, на берегах рек Сырдарья, Шу, Талас, Арыс было широко распространено оседлое скотоводство. Казахи разводили главным образом лошадей, овец и верблюдов, в оседлых хозяйствах - крупный рогатый скот и коз. В период XV-XIX вв. казахи разводили одногорбых верблюдов "нар туйе", но большее предпочтение отдавали двугорбым. В соответствии с природно-климатическими зонами исторически сложились и сезонные пастбища. Все пастбища делились на зимние - кыстау, весенние - коктеу, осенние - кузеу и летние - жайлау. Для зимних пастбищ избирались камышовые берега озер, долины рек, горные ущелья, южные склоны сопок, невысокие горы, опушки леса или небольшие равнинные участки бугристых песчаных пустынь. Под весенние пастбища отводились земли, раньше освобождавшиеся от снежного покрова. Кузеу часто совпадали с коктеу и располагались недалеко от зимовок. Жайлау отличались богатым травостоем, прохладным климатом, пресной водой и отсутствием комаров и слепней. Страшным бедствием для скотоводов был массовый падеж скота - жут. Причиной жута могли быть неблагоприятные природные условия - засушливое лето, степные пожары, морозные зимы с внезапными оттепелями и дождями. В подобных ситуациях скот не мог добывать корм из-под ледяного покрова. Во время многодневных буранов он погибал, попадая в соленые озера "сор", не замерзающие даже в сильные морозы. 2)Виды жилища: Жилище казахского народа - замечательный памятник материальной культуры. Оно делилось на зимнее и летнее, которые отличались величиной и конструкцией. В летнее время казахи жили в легких переносных жилищах, зимой - в постоянных теплых помещениях: "агаш уй", "жер уй", "каратам", "шошала". 3)Мужская и женская одежда: В народном костюме казахов отразились древние традиции, связанные с этническими, экономическими и климатическими условиями. Одежда изготовлялась из сукна, шерстяных и шелковых тканей, войлока и мехов. Особой ценностью у казахов пользовались шкуры куланов, сайги и тигров, меха енота, соболя, куницы, горностая. 4)Пища - первейшая и основная жизненная потребность человека. Кроме своей основной роли пища у любого народа играет и огромную знаковую роль, является частью материальной культуры. Пища казахов состояла в основном из мясных и молочных продуктов. Молочная пища была разнообразной. Из кобыльего молока изготовлялся кумыс - "кымыз", из верблюжьего - "шубат". Молоко коров, коз и овец шло в основном для изготовления квашеного молока, масла, различных сыров. 5)Духовная культура: Развитие системы образования. С развитием капиталистических отношений в Казахстане требовалось большое количество образованных людей. Для русского населения, в значительной части проживавшего в городах, открывались школы. В них учились и казахские дети. Русско-казахские школы, открытые еще в первой половине XIX в. приспосабливались к требованиям колониальной политики царизма. В новых условиях царизм не был заинтересован в развитии просвещения угнетавшихся им народов.

    27)Движение «Алаш» и идея национального государства. 21 ноября 1917 года в газете «Казах» был опубликован проект программы партии «Алаш». Проект программы состоял из десяти пунктов: государственное устройство, местная свобода, основное право, религия, власть и суд, защита народа, налоги, рабочий вопрос, развитие науки и просвещения, земельный вопрос.  Целями партии «Алаш» стало воссоздание национального государства казахов, распавшегося в XVIII-ХІХ веках, создание системы государственного самоуправления, введение института президентства, модернизация казахского общества с использованием передового мирового опыта. Главная идея партии «Алаш» — национальная государственность. Поэтому независимость — есть главная ценность для любого народа, думающего о своем будущем. На рубеже веков личностно-интеллектуальный потенциал этого движения составляли А. Бокейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов, Б. Кулманов, М. Тынышпаев, Ж. Акпаев, С. Лапин, Б. Каратаев и другие личности с мировым уровнем политической культуры, получившие блестящее профессиональное образование, вобравшие в себя лучшие нравственно-этические ценности великой степи. Их миссию подхватили Х. Досмухамедов, М.Жумабаев, С. Сейфуллин, Т. Рыскулов, С. Садвакасов, М. Ауезов, Ж. Аймауытов, М. Шокаев – новое поколение национальной интеллигенции.

    28)Октябрьский переворот и политическая жизнь Казахстана. В условиях резкого падения авторитета временного правительства и фактического безвластия 25 октября (7 ноября) 1917 г. в Петрограде был совершен вооруженный переворот, приведший к власти коалицию наиболее радикальных частей социал-демократической и социал-революционной партии, большевиков и левых эсеров. Функции правительства передавались Совету Народных Комиссаров во главе с В.И. Ульяновым (Ленином).Декреты, принятые на II съезде Советов рабочих и солдатских депутатов, провозгласили выход России из войны, передачу земли крестьянам и повсеместное установление власти Советов различных уровней.Политическая ситуация в Казахстане была достаточно своеобразной. Пролетариат здесь был немногочисленным, крестьяне-переселенцы в большинстве своем были обеспечены землей, большой процент населения составляло казачество, бывшее при царизме привилегированным сословием.Казахи в большинстве своем поддерживали партию «Алаш» и мусульманские политические организации. Осенью 1917 г., накануне переворота, большевики практически не обладали авторитетом на территории Казахстана. Однако особенности политической ситуации, связанные с колониальным статусом этой окраины России, привели к установлению в ряде крупных городов Советской власти уже в первые же месяцы после Октябрьского переворота.

    29)Национальный вопрос и партия Алаш. Ответственность за судьбы бесправного казахского народа, к тому же заблудившегося в политических хитросплетениях, взял на себя Алаш. Под терминами «Алаш», «движение Алаш» мы подразумеваем национальную элиту, ее деятельность. На рубеже веков личностно-интеллектуальный потенциал этого движения составляли А. Бокейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов, Б. Кулманов, М. Тынышпаев, Ж. Акпаев, С. Лапин, Б. Каратаев и другие личности с мировым уровнем политической культуры, получившие блестящее профессиональное образование, вобравшие в себя лучшие нравственно-этические ценности великой степи. Молодой алашордынец М. Ауезов позже вошел в плеяду классиков мировой литературы, С. Сейфуллин – младший современник А. Бокейханова и А. Байтурсынов – стал одним из основоположников метода социалистического реализма в казахской литературе. Здесь мы сознательно объединили в единую могучую кучку людей высокого долга, чьи классовые и политические симпатии не всегда и не во всем совпадали. Самое главное – на всех этапах жизни они оставались на передних рубежах борьбы за интересы и счастье родного народа, все свои интеллектуальные возможности посвятили делу служения родному краю. Руководителей и активистов движения Алаш принято называть окығандар (образованные) и зиялылар (интеллектуалы). Их было немного. За последние 30-40 лет существования самодержавия чуть более 100 казахов получили диплом о высшем образовании. В рядах членов партии «Алаш» состояло около 1000 человек.

    30) Образование КАССР.В конце 1919-начале 1920 года шла интенсивная подготовка к образованию казахской советской автономии. В начале января 1920 г. в Актюбинске была проведена первая краевая советская конференция с участием депутатов от казахских районов Туркестана и Сибири. В начале августа 1920 г. при Народном Комиссариате по делам национальностей состоялось совещание представителей Казревкома, Сибревкома и ТурЦИКа, на котором окончательно был решен вопрос о передаче Акмолинской и Семипалатинской областей Казахстану и отношении последней к РСФСР. 17 августа проект Декрета об образовании Киргизской (Казахской) Советской Автономной социалистической республики был рассмотрен и одобрен СНК РСФСР, а 26 августа этот декрет был утвержден и вступил в действие. 4-12 октября 1920 г. в Оренбурге прошел Учредительньй Съезд Советов Казахстана, избравший Центральный Исполнительный Комитет во главе с С. Мендешевым и Совет Народных Комиссаров во главе с В.Радус-Зеньковичем. Казахстан стал автономией в составе России и столицей был провозглашен г. Оренбург. В связи с этим Оренбургская губерния в сентябре 1920 г. вошла в состав КАССР. Для более удобного управления партийными организациями Казахстана было создано областное бюро Российской коммунистической партии и Казахское бюро при ЦК РКП.

    30)Образование КАССР.В конце 1919-начале 1920 года шла интенсивная подготовка к образованию казахской советской автономии. В начале января 1920 г. в Актюбинске была проведена первая краевая советская конференция с участием депутатов от казахских районов Туркестана и Сибири. В начале августа 1920 г. при Народном Комиссариате по делам национальностей состоялось совещание представителей Казревкома, Сибревкома и ТурЦИКа, на котором окончательно был решен вопрос о передаче Акмолинской и Семипалатинской областей Казахстану и отношении последней к РСФСР. 17 августа проект Декрета об образовании Киргизской (Казахской) Советской Автономной социалистической республики был рассмотрен и одобрен СНК РСФСР, а 26 августа этот декрет был утвержден и вступил в действие.

    4-12 октября 1920 г. в Оренбурге прошел Учредительньй Съезд Советов Казахстана, избравший Центральный Исполнительный Комитет во главе с С. Мендешевым и Совет Народных Комиссаров во главе с В.Радус-Зеньковичем. Казахстан стал автономией в составе России и столицей был провозглашен г. Оренбург. В связи с этим Оренбургская губерния в сентябре 1920 г. вошла в состав КАССР. Для более удобного управления партийными организациями Казахстана было создано областное бюро Российской коммунистической партии и Казахское бюро при ЦК РКП.

    31)Реализация советской модели государственного строительства. Укрепление тоталитарной системы в Казахстане связано с именем Ф. Голощекина, избранного осенью 1925г. руководителем краевой партийной организации. Голощекин сразу после прибытия в Кызыл-Орду заявил об отсутствии в казахском ауле Советской власти и необходимости «пройтись по аулу Малым Октябрем».Основной задачей провозглашалось разрушение традиционной общины через ликвидацию социальной дифференциации. Следующим шагом должен был стать массовый переход казахов к оседлости. Прекрасно понимая, что эти мероприятия вызовут протест со стороны местных коммунистов, Голощекин начал борьбу с теми партийными лидерами, которые не разделяли его взглядов. Уже в 1926 г. в «национал-уклонизме» были обвинены С. Садвакасов и С. Ходжанов. Гонениям подверглись С.Сейфуллин, М. Мурзагалиев, Н. Нурмаков, С. Мендешев и др. В конце 1928 г. начались первые аресты политических противников Голощекина, в числе которых были А. Байтурсынов, М. Дулатов, Ж. Аймаутов, М. Жумабаев. Через два года были арестованы М. Тынышпаев, Ж. Досмухамедов, X. Досмухамедов и многие другие представители национальной интеллигенции. Фактически устранив оппозицию в Казахстане, Голощекин начал претворение в жизнь своей идеи «Малого Октября». В 1926-1927гг. был осуществлен передел пахотных и пастбищных угодий. Около 1 360 тыс. десятин сенокосов и 1 250 тыс. десятин пашни были отобраны у зажиточных хозяйств и переданы беднякам и середнякам. Однако ожидаемого эффекта эта мера не принесла. Не имеющие скота хозяйства не могли воспользоваться переданными им сенокосами и пастбищами и в большинстве случаев возвращали их прежним хозяевам. Следующим шагом стала конфискация имущества крупных баев-скотовладельцев с выселением их вместе с семьями за пределы районов проживания. Намечалось конфисковать имущество и скот около 700 хозяйств. Согласно документам, скот был отобран у 696 хозяйств, однако наделе это цифра была гораздо выше. Сила должна была быть перемещена сюда извне, из центральных регионов России и Украины. Казахи, как кочевники и скотоводы, не вписывались в будущую систему «социалистического Казахстана». Именно поэтому Голощекин с согласия Сталина выбрал те методы коллективизации, которые не могли не вызвать полный развал казахского хозяйства и фактическое вымирание целого народа. Так был взят курс на широкомасштабный геноцид. Первый секретарь Крайкома партии Ф. И. Голощекин проповедовал в Казахстане идею проведения «Малого Октября», где доказывал, что аул «не чувствовал дыхания Октября и что здесь необходимо провести малую Октябрьскую революцию». Ф. Голощекин избрал курс на обострение классовой борьбы под лозунгом «советизации аула». Недовольные этой политикой национальные лидеры — Т. Рыскулов, С. Садуакасов, С. Сейфуллин, С. Ходжанов, Ж. Мынбаев были отозваны в распоряжение ЦК ВКП (б) и обвинены в национализмеНачалась трансформация политики «всемерного развития кооперации во всех формах» в «курс на коллективизацию». 3 февраля 1928 г. были приняты чрезвычайные меры в ходе хлебозаготовок. В результате этой политики: Голощекин направил в села и аулы более 4800 уполномоченных; Со второй половины 1929 г. в республике форсированно развивается колхозное движение. Создаются первые МТС (машинно-тракторные станции). Для проведения коллективизации наряду с местными «коллективизаторами» Казкрайком партии привлек 8 тыс. рабочих и в республику было направлено 1204 двадцатипятитысячника из Москвы, Иваново-Вознесенска, Харькова, Ленинграда. «Посланцы партии» насаждали в степи такой тип расселения аулов, который в точности повторял планировку российской деревни. Недостатки политики коллективизации: Идея коллективизации сельского хозяйства с самого начала была дискредитирована жесточайшим тотальным террором; Коллективизация форсировалась без учета местных условий, необходимой предварительной подготовки, преимущественно административными методами. В начале XX века Казахстан находился в колониальной зависимости от Российской империи. Коренные изменения в социально-экономической и политической жизни Казахстана привели к существенным преобразованиям и в общественном сознании казахского общества. Разрушение традиционных устоев казахского общества, с одной стороны, и утверждение новых общественно-экономических отношений, с другой, вызвали к жизни ранее неизвестные виды человеческой деятельности. Углубление общественного разделения труда объективно сказывалось на культуре и духовной жизни народа. Наиболее просвещенные представители народа добровольно взяли на себя великую миссию учителей, своими знаниями способствовали развитию культуры края. Просторы для сохранения и воспроизводства прежних обычаев, традиций, нравов были значительно ограничены, но в тоже время появились новые социокультурные ценности и ориентиры. Впервые понятие социалистического реализма появилось на страницах «Литературной газеты» (23 мая 1932 г.). Определение социалистического реализма было дано на Первом съезде советских писателей (1934 г.). В Уставе Союза советских писателей социалистический реализм был определен как основной метод художественной литературы и критики, требующий от художника «правдивого, исторически конкретного изображения действительности в её революционном развитии. При этом правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма».
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта