Главная страница
Навигация по странице:

  • 17)Казахско джунгарские отношения.

  • 18)Казахское общество в 16 17 века.

  • 19)Внешнеполитическое положение казахских жузов в первой четверти XVIII в.

  • 20)Начало эпохи колониализма в Казахстане.

  • 21)Казахстан и среднеазиатские государства в конце XVIII-XIX в.

  • 22)Казахстан в контексте политики России: административное реформирование (последняя четверть XVIII -начало ХХ вв.).

  • 23)Земельный вопрос во 2-ой половине XIX – начале XX в.

  • История. ИСТОРИЯ ШПОРКИ. 1 Ботайская культура


    Скачать 86.21 Kb.
    Название1 Ботайская культура
    АнкорИстория
    Дата28.12.2022
    Размер86.21 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИСТОРИЯ ШПОРКИ.docx
    ТипДокументы
    #868067
    страница3 из 6
    1   2   3   4   5   6

    16)Формирование казахской народности. Процесс формирования казахской народности делят на два этапа: индоевропейский и тюркский. Индоевропейский этап охватывает эпоху бронзы и железа: от андроновцев до саков, усуней, кангюев, сарматов и гуннов. Тюркский этап – с VI в. до XV–XVI в., с периода Тюркского каганата до Казахского ханства. С вторжением на территорию Казахстана гуннских племен и смешением их с местными племенами саков, сарматов, уйсунов и другими среди населения появляются монголоидные признаки. Эти признаки усилились в раннем средневековье VI–IX вв. н.э. Монгольское нашествие вначале XIII в. нарушило процесс формирования казахской народности. Монгольские племена растворились среди тюркского населения, переняли его язык и обычаи. Потомки Чингисхана стали говорить по-тюркски и постепенно лишались монгольских корней. У местных тюркских родов и племен после монгольского нашествия усилились монголоидные черты антропологического облика. На казахской земле появились новые племена конратов, мангытов и барласов, которые впоследствии стали тюркоязычными. Формирование казахской народности, таким образом, было отброшено на 150–200 лет назад. Этнополитической общностью называют население определенного исторического региона, которое еще не состояло из отдельных объединений родов и племен. В этническом формировании казахского народа главную роль сыграли племена Белой Орды. В составе Ак Орды преобладали кыпчаки, и вокруг них группировались родственные племена. На формирование казахской народности повлияли и этнополитические общности ханства Абулхаира, Ногайской Орды и Могульского ханства. Процесс формирования казахской народности усилился в период внутренних распрей и междоусобиц в ханствах послемонгольского периода. Племена стремились к объединению, чтобы совместно воспрепятствовать политико-экономическому ослаблению государств. Подъем социально-экономического развития Казахстана в начале XV в. способствовал политическому размежеванию внутри ханств. Недовольные ханской властью и социально-экономическим угнетением, роды и племена переселялись в другие ханства. Они преследовали главную цель – объединиться с родственными родами и племенами, что в конечном итоге привело к формированию единой народности. Отрицательной стороной такого перемещения являлось ослабление этнополитического единства. Этнополитическая общность в Казахстане группировалась вокруг султанов Жанибека и Керея. Рода и племена, переселившиеся в Жетысу и Дешт-и-Кыпчак вместе с Жанибеком и Кереем, называли «узбек-казахами». Постепенно термин «узбек» вышел из употребления и название «казахи» стало этническим названием казахского народа. Название «узбеки» стали носить переселившиеся в Среднюю Азию роды и племена, которые образовали узбекскую народность. В формирование казахской народности вошли две этнические группы двух единых этнических территорий. Первую группу составлял союз кыпчакских племен Центрального, Северного и Южного Казахстана. Во вторую входили племена уйсунов на юго-востоке Казахстана. Объединением этих двух групп племен и родов завершилось формирование казахской народности. Историческим следствием создания Казахского ханства во второй половине XV в. стала этническая централизация единой казахской народности уже в начале XVI в.

    17)Казахско джунгарские отношения. В 1681 году джунгарский хан Галдан Бошогту начал войну с Казахском ханством, казахский правитель Тауке-хан, Аз Тауке (Святой Тауке), (1680 - 1718 г.г) был разбит. В результате походов 1683-1684 годов произошёл захват и разорение джунгарами Сайрама, Шымкента, Тараза, кроме Яссы (Туркестана), который остался в руках казахов и столицей Ташкента, который откупился от джунгар. Одной из причин войны между джунгарами и казахами была религиозная. Кстати Тауке не первый и не последний хан кто вел борьбу с джунгарами под лозунгом священной борьбы с неверными. Тауекель-хан в письме к узбекскому Барак хану Шибаниду: «Мы оба потомки Чингисхана, связаны узами родства. Кроме того, оба мы мусульмане, единоверцы. Окажи мне поддержку, и мы вместе отомстим кафирам». Джунгары часто совершали военных походов, против казахов, чтобы принудить их принять вместо ислама ламаизм. По легенде, Галдан Цэрэн (джунгарский правитель) на пике своего могущества пытался устроить "Тысячу свадеб" - поженить тысячу пар джунагрских и казахских юношей и девушек, став сватьями. Тогда бы войнам пришел конец. Однако получил грубый отказ. Джунгарами принято называть союз западно-монгольских племен в XVI-XVII веках в верховьях Иртыша, предгорьях Алтайских гор. Джунгар в переводе означает «левая рука» и первоначально относилось только к названию одного из главных племен в этом союзе - к чоросам и частично дербетам. В самом же деле в этот союз входили не менее многочисленные племена - торгоуыты и хошоуыты. Тюркские народы Центральной Азии называют эти племена термином «калмак» (отставший, оставшийся), - от этого русское название «калМык» . В китайских источниках их называют «элют», от самоназвания западно-монгольских племен «ойрат» или (дурбен ойрат - союз четырех племен).

    18)Казахское общество в 16 17 века. Казахское общество в XV-XVII вв. сохраняло традиции кочевой государственности. В нем, как и в предыдущих государственных образованиях кочевников Евразии, мы наблюдаем наличие сословных групп и прослоек, находившихся в тесных и неоднозначных связях. В целом, общество выглядит достаточно иерархичным. Высшее сословие в нем составляют потомки Чингис хана - торе, и ходжи, представляющие высшую религиозную прослойку. Эти группы организованы корпоративно, внутренняя жизнь эндогамна, привилегии четко сформулированы. Носители фактической власти в кочевом обществе -родоплеменная знать, представляющая собой потестарную организацию казахов. Она стоит ступенью ниже, чем чингизиды и ходжи. Далее в общественной структуре представлено основное население - кочевники-скотоводы, объединенные в родовые общины. В разряд особой группы - толенгутов включали приближенных и служащих в окружении торе. Состав этой группы постоянно пополнялся за счет рядовых кочевников и вольноотпущенников-рабов. Настоящие же рабы, немногочисленны в кочевом обществе казахов XV-XVII вв., в общественную структуру не входят, поскольку лишены всех общественных прав. Таким образом, мы можем сгруппировать все вышеуказанные группы в два разряда: к первому относятся аристократия (ак суйек) и родовая знать, ко второму - независимые кочевники, представлявшие основное население степных просторов. По своему социальному содержанию казахское общество было далеко неоднородным. Суть родовой организации кочевников не имеет ничего общего с родовыми устоями первобытных кровнородственных союзов. Влиятельные баи имели большое количество скота. Богатство способствовало повышению социального статуса людей, им открывалось широкое поле общественной деятельности. Значение баев в обществе определялось ролью сословия, к которому они принадлежали. Баи могли быть выходцами из султанов, из знатных родов, из среды «кара суйек», т.е. они не были однородным сословием. В то же время в обществе встречались неимущие, но очень знатные султаны, бедные, но очень авторитетные бии, батыры.

    19)Внешнеполитическое положение казахских жузов в первой четверти XVIII в. С самого начала 18-го века Казахское ханство переживало глубокие потрясения, вызванные дальнейшим обострением внешнеполитического положения. Для начала 18-го века характерны периодические объединения собраний всех трёх жузов, где рассматривались не только хозяйственные или спорные вопросы, но и вопросы войны и мира. Верховенство в начале 18-го века среди казахских ханств держал Тауке - хан. Ему на время удавалось преодолеть междоусобицы, восстановить спокойствие в жузах с помощью усиления влияния биев, тем самым обезопасить кочевья казахских родов от внешних вторжений. Этому в немалой степени способствовало то обстоятельство, что он в своём распоряжении имел, по свидетельству источников, около 80 тыс. воинов. Однако борьба за власть и сепаратизм султанов вскоре нарушил единство, чем незамедлительно воспользовались соседи. С юга казахов теснили среднеазиатские ханства - Бухара, Хива; с юго-запада совершали набеги волжские калмыки, поддерживаемые яицкими казаками, с севера нападали сибирские казаки, на кочевья за Яиком претендовали башкиры. Но наиболее грозная опасность нависла над казахским народом с востока, со стороны сильного и агрессивного военно-феодального Джунгарского ханства. Джунгарское ханство возникло в 1635 г. на западе Монголии или в северо-западной части Центральной Азии. Борьба между казахскими и джунгарскими владыками продолжалась более века. В основе её лежало соперничество из-за пастбищ.

    20)Начало эпохи колониализма в Казахстане. Начало зависимости Казахстана от царской России относится еще 30-м годам XVIII века, но окончательно подчинить себе Казахстан смог только во второй половине XIX века. Активизация политики русского царизма в Средней Азии и в частности в Казахстане наступает в начале 20-х годах XIX века, когда в связи с так называемым «Уставом о сибирских киргизах» (1822 год) начинается усиленное внедрение российской административной системы сначала в Среднем, а затем в Младшем жузах. Поскольку к началу XIX века Казахстан подчинялся России только номинально, да и то не целиком, ибо часть его входила в сферу влияния Коканда и Китая, первое, с чего начал царизм, была ликвидация остатков политической независимости казахов. С этой целью был предпринят ряд мероприятий, в основном шедших по трем линиям: 1) По линии военного закрепления, что выразилось в форсированном строительстве укрепленных военных линий и отдельных укреплений, с одновременным насыщением их гарнизонами и созданием вблизи их постоянных казачьих поселений. 2) По линии политического закрепления, что выразилось в проведении реформы административного управления, в первую очередь образовании округов и окружных приказов, и затем введении дистаночной системы, в результате чего резко ограничивались политические права казахов. 3) По линии экономического закрепления, что выразилось в массовом захвате казахских земель, введение налогового обложения и различных монополий (вроде монополий на рыболовство, порубку леса и т.д.). Совокупность всех этих мероприятий и составили содержание колонизаторской политики царизма в Казахстане. В 1822 году Сибирь была разделена на две части: Восточную с главным управлением в Иркутске и Западную с центром в Тобольске, с 1839 года в Омске. К Западной Сибири была причислена территория казахской степи, занятая кочевьями Среднего жуза. Она получила название «Область сибирских киргизов» и для нее в 1822 году под руководством М.М. Сперанского генерал-губернатора в Сибири был разработан «Устав о сибирских киргизах». Основная задача «Устава» заключалась в том, чтобы уничтожить последние останки независимости Казахстана, включить казахские степи в состав империи. Изменение административного, территориального, судебного управления Казахстана. С этой целью на землях Среднего жуза были по «Уставу» образованы округа, во главе которых были поставлены «окружные приказы». Во главе этих приказов стояли aғa-султаны к ним назначались в качестве заседателей два «почетных киргиза» и два русских. Старший султан избирался на собрании одних только султанов сроком на два года. На тот же срок избирались заседатели. Старшему султану присваивалось военное звание «майора российской службы». После трехлетней службы они имели право просить диплом на «достоинство русского дворянина». В состав округа входили от 15-20 волостей. Каждый округ имел строго ограниченную территорию. Жители одного округа не имели право переходить на территории других округов без специального разрешения местного начальника. Всякий самовольный переход жестоко карался. Во главе волостей стояли султаны (волостные старшины). По своему положению они приравнивались к чиновникам 12-ого класса, их власть была исполнительного характера: выполнение приказов, постановлений «дивана» и исполнение судебных приговоров. Каждая волость состояла из 10 - 12 аулов. Аульные старшины избирались каждые 3 года и утверждались окружным приказом. Каждый из таких аулов объединял от 50-70 шаныраков. По Уставу, судебные дела делились на уголовные и гражданские. Наиболее серьезные из них изымались из ведения бийского суда (измена родине, убийство, разбой, барымта, захват русских пленных, антиправительственные выступления - разбирали царские суды). Также Устав включал в себя "часть медицинскую", в которой предписывалось в каждом округе определить по два лекаря, неподвижные больницы (стационарные). "Установление духовные и по части народного просвещения" касались образования. Устав ввел налоговую систему - каждое хозяйство должно было платить правительству ясак в размере одной головы со сто голов скота (к этому числу не входят верблюды, так как они нужны были для развития торговли). Первые 5 лет казахи, принявшие «Устав» освобождались от налогов. Уставом предусматривались и другие виды повинностей - охрана караванов, гужевая повинность, почта, наблюдающая путями сообщения. Организация округов привела к возникновению новых оседлых поселений в степи - Кокшетау (1824 год), Каркаралинск (1824 год), Акмолинск (1832 год), Баян-Аул (1826 год), Атбасар (1848 год) и др. Принятие "Устава о сибирских киргизах" означало ликвидацию ханской власти в Среднем жузе и фактическое его включение в состав Российской Империи. Процесс ликвидации государственной независимости в ходе российской колонизации края проявился в целенаправленном реформировании системы управления в Казахстане. Уже в 80-е годы XVIII века губернатором Оренбургской губерний О. Игельстромом были предприняты попытки ликвидировать ханскую власть в Младшем жузе, известные как "реформы Игельстрома". Но в XIX веке эта политика стала более последовательной и вылилась в конкретные результаты.

    21)Казахстан и среднеазиатские государства в конце XVIII-XIX в. После падения Джунгарского ханства отношения Казахстана и среднеазиатских стран, а также России, стали развиваться быстрыми темпами.

    В середине XVII в. самыми крупными феодальными государствами Средней Азии были Бухарское и Хивинское (иначе Хорезмское) ханства. Основное население Бухарского ханства составляли узбеки и таджики, в его пределах по среднему течению Аму-Дарьи обитали также туркмены. На восточных окраинах Средней Азии существовали многочисленные мелкие самостоятельные и полусамостоятельные феодальные владения. Благодаря недоступности своих гор пользовались известной независимостью таджикские княжества Памира и Припамирья, самым крупным из которых был Бадахшан. В Хиве, земледелие вообще находилось на более низком уровне, чем в Бухаре, только некоторые отрасли сельского хозяйства избежали общего упадка. Такими отраслями были в особенности садоводство, бахчеводство и культура шелковицы. В XVII в. бухарские купцы приезжали в Хиву за шелком. Одним из крупных центров торговли становится Оренбург. Крупным торговым центром, в который приезжали торговцы не только из России но и из Средней Азии, Китая был - Петропавлоск. В Хиве, Бухаре и Таншкенте они покупали ткани, конскую сбрую, ружья, порох. Города Троицк, Гурьев, Семипалатинск, Петропавловск, Омск, Усть-?аменогорск в то время были не только крупными торговыми, но и культурными центрами. В городах оседали искусные ремесленники. Были укреплены экономические связи, торговлю с соседними государствами такими как: Россия, Китай, Джунгарское, Бухарское, Хивинское ханства. Бухарским торговцам разрешено свободно торговать. Для безопасности караванов разрешено иметь вооруженные отряды (1803г). К позволил России торговать с Тибетом и северной Индией. Основной товар в торговле с Россией - скот. Вывозили: мука, кожа. Ввозили: текстиль, металлическая утварь. Самая популярная форма торговли - ярмарки. В русско-китайской торговле важную роль играли: Семипалатинск, Бухтарма и Петропавловск. Саудагер - казахский торговец -> почва нац. буржуазии.

    22)Казахстан в контексте политики России: административное реформирование (последняя четверть XVIII -начало ХХ вв.). В 1867–68 гг. На территории Казахстана царское правительство провело административную реформу. Основная ее цель была направлена на окончательное устранение от власти султанского сословия и введение общеимперского управления. Нововведения должны были способствовать хозяйственной колонизации края и подготовить почву для массового переселения крестьян из европейской части России. К 60-м годам XIX века реформы, проведенные в 1822 и 1824 годах, постепенно теряли свою значимость. Назрела острая необходимость в проведении новых реформ. Во-первых, в Степи по-прежнему сохранялась власть султанов. Она мешала активной колонизации региона царским правительством. Во-вторых, административно-территориальное деление, которое было принято согласно уставам, вследствие присоединения новых территорий, также не соответствовало изменившимся условиям. В-третьих, развивающаяся промышленность европейской части империи все больше нуждалась в дешевых источниках сырья и рабочей силе. В-четвертых, огромные территории Казахстана, населенные преимущественно казахами, требовали введения единых налогов. В-пятых, появилась необходимость организованного переселения безземельных крестьян из европейской части России в Казахстан. Именно эти причины стали основополагающими для проведения новых административно-территориальных и социально-экономических реформ в Казахстане.

    23)Земельный вопрос во 2-ой половине XIX – начале XX в. В середине 60-х годов XIX в., после принятия ряда правительственных решений по административному устройству, в частности, в Казахстан началось переселение крестьян. Это нашло отражение в постановлении Главного управления Западной Сибири от 20 октября 1866 г., в котором говорилось: «Водворение в Киргизской степи дозволяется преимуществен­но многим рабочим семействам, у которых нравственные качества и материальные средства могут служить достаточ­ным ручательством в их благонадежности». Царское правительство рассчитывало, что обеспеченные «хозяйственно и нравственно» крестьяне будут проводить политику правителей в крае и служить источником попол­нения охраны порядка в регионах. В ст. 210 «Временного положения по управлению Ураль­ской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской областями» говорится, что земли, занимаемые киргизскими кочевьями, признаются государственными и предоставляются в обществен­ное пользование киргизам. Следовательно, земли казахских шаруа объявлялись государственной собственностью. В даль­нейшем это «Положение» послужило юридической основой для постепенной ее экспроприации. Во «Временном поло­жении» об управлении Семиреченской и Сырдарьинской облас­тями земли, занимаемые казахскими шаруа, также объявля­лись государственной собственностью. В официальных документах правительства земельный вопрос получил всесторонее отражение. В ст. 211, например, говорилось, что «признаются землевладельцами на праве полной собствен­ности лица, коим высочайше были пожалованы земли, и лица, имеющие на владение землею узаконенные акты». «Временное положение» подтверждало «законность» доку­ментов на право поземельной собственности имущих слоев казахов в ущерб общинникам и использовало насилие по отношению к казахским шаруа со стороны крупных землевладельцев и царской администрации. Это положение распространялось также на всю территорию Казахстана. «Временным положением» также предусматривалось пра­во на владение землями, жилыми и хозяйственными строения­ми на зимовках, пахотных, пастбищных и сенокосных уча­стках. В это же время правительством были приняты «Временные правила» о переселении крестьян на территорию Казахстана и Сибири. Обозначив основные цели аграрной политики, царское прави­тельство приступило к их осуществлению. Условия переселения крестьян в Туркестанский край, в том числе в Сырдарьинскую область были определены «По­ложением об управлении Туркестанским генерал-губернаторством», разработанным в 1886 г. По этому «Положению» уста­навливался пригодный для хлебопашества земельный надел в размере 10 дес. на мужскую душу, переселенцы полностью освобождались от налогов и повинностей на пять лет, а в течение последующего пятилетия выплачивали их в полном размере. 13 июля 1889 г. правительство принимает специальное положение «О добровольном переселении сельских обывателей и мещан на казенные земли и о порядке причисления лиц означенных сословий, переселившихся в прежнее время». В «Положении» конкретно определялись районы переселе­ния в Семиреченской, Акмолинской и Семипалатинской областях. С середины 90-х годов XIX в. началось интенсивное кре­стьянское переселение в Сибирь и Казахстан.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта