Главная страница
Навигация по странице:

  • 11)Тюркская цивилизация: внешнеэкономические и политические связи

  • 12)Религия и культура тюркских племен.

  • 13)Государства Казахстана XIV-XV вв.

  • АК ОРДА (XIII-XV вв.)

  • 14)Казахское ханство в XV – нач. XVIII вв.

  • 15)Казахские законодатели.

  • История. ИСТОРИЯ ШПОРКИ. 1 Ботайская культура


    Скачать 86.21 Kb.
    Название1 Ботайская культура
    АнкорИстория
    Дата28.12.2022
    Размер86.21 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИСТОРИЯ ШПОРКИ.docx
    ТипДокументы
    #868067
    страница2 из 6
    1   2   3   4   5   6

    10)Этапы этнокультурной интеграции тюркоязычных этносов Центральной Азии в домонгольский период. Развитие кочевых государственных и культурных традиций в эпоху древних тюрков. Данные письменных и археологических источников. Проблема происхождения тюрков. Территория. Образование, структура и политическая история Тюркского каганата. Взаимоотношения с соседними государствами: Византией, Сасанидским Ираном, государством Эфталитов. Западно-тюркский каганат (народ «десяти стрел»): образование, территория, этнический состав. Социально-экономическое развитие. Политическая история. Взаимоотношения с Танской империей. Образование и усиление государства тюргешей. Арабо-китайское противостояние в Жетысу и Южном Казахстане. Битва на р. Талас (751г.) Усиление влияния в Семиречье. Тюрко-согдийский культурный синтез. Сведения исторических источников о карлуках. Политическая история государства карлуков: образование, взаимоотношения с соседними племенами и государствами. Территория расселения и племенной состав карлукских племен. Роль городов в экономической и культурной жизни государства. Начало проникновения ислама и установления международных связей тюрков с мусульманским миром. Появление этносословных групп ходжей («қожа») среди тюрков.

    11)Тюркская цивилизация: внешнеэкономические и политические связи С 551 г. по 554 г. тюрки-ашина смогли покорить аваров, племена каи, киданей и огуз татаров, енисейских киргизов. В эти же годы тюрки столкнулись в Средней Азии с эфталитами (белые гунны): В связи с активностью на западе новый этап этногенеза тюрок перемещается на территорию Великой степи и охватывает оазисы Туркестана. Эти процессы отражали начало нового этнического порядка. Все это завершилось формированием общетюркского этнического самосознания и пантюркской идеологии. В борьбе с эфталитами, владения которых простирались от Каспийского моря до Северной Индии и Восточного Туркестана, тюрки рассчитывали на помощь Сасанидского Ирана. Персы, находившиеся в вассальной зависимости от белых гуннов, с радостью заключили союз с тюрками и в 564 г начали войну за Тохаристан. Но после завершения этой войны начались разногласия из-за соперничества на Великом шелковом пути. В борьбе против Ирана тюрки нашли союзника в лице Юстина II, императора Византии. В начале VII века огромнейшие просторы Азии находились под контролем двух тюркских держав: Западной и Восточной. Западно-тюркский каганат весьма значительно отличался от Восточного в Монголии. Если на Востоке преобладала кочевая жизнь, то на Западе значительная часть населения была оседлой и занималась землепашеством, ремеслом и торговлей. Социальная структура Западного каганата была несравненно сложной. В него вошли развитые оседло- земледельческие центры Восточного Туркестана и Мавераннахра, вся степная зона Средней Азии, вплоть до Сырдарьи и Приаралья, сюзеренитет тюркского ягбу-кагана распространился и на Хорезм. 

    12)Религия и культура тюркских племен. Племена, входившие в состав Тюрского каганата, были язычниками. Они поклонялись солнцу, луне, звездам, огню и духам предков. Бог неба именовался древними тюрками – «Тенгри» или «кок тенгри». Добро и зло, счастье и несчасьте, по народным представлениям того времени, исходили от «Тенгри». Пережетки древних верований сохранились в поговорках казахов, например: « Пища на завтра от тенгри», « пусть благославит тенгри», « пусть тенгри покорает». По древнему народному верованию, человек, при жизни зависевший от неба,огня, духов своих предков, после смерти сам превращался в божественного всесильного духа. Тюрки молились духам, просили у них покровительства и всячески старались их задобрить.

    13)Государства Казахстана XIV-XV вв. Послемонгольский период (XIV-XV вв.) характеризуется объединением кочевого и оседло-земледельческого населения огромной территории Восточного Дешт-и-Кыпчака, Семиречья и Южного Казахстана. Начался исторический процесс формирования единой народности и ее государственности. На начальном этапе этого сложного периода в истории Казахстана произошел распад монгольских улусов, что привело к обособлению в этом регионе нескольких государств — Ак Орды, Могулистана, Ханства Абулхаира, Ногайской Орды, Западно-Сибирского ханства. Конечный этап ознаменован образованием собственно казахского государства — Казахского ханства. АК ОРДА (XIII-XV вв.)- первое крупное государственное образование на местной этнической основе в послемонгольский период на территории Казахстана. Территория Восточного Дешт-и-Кыпчака. Образовано в 1243 году в низовьях Волги, основатель — Бату. Общественный строй: Ханская власть передавалась по наследству. Территория государства делилась на два крыла: правое, которым управлял сам Бату-хан, и левое, которым управлял старший сын Джучи Орда Еджен. В левое крыло Золотой Орды входила основная часть территории Казахстана. Основную массу населения Золотой Орды составляли тюркоязычные племена. Монголы составляли в ней меньшинство. В исторических источниках XIII–ХIV веков население Золотой Орды называют татарами. Основным языком был кыпчакский. Сначала столицей был Сарай-Бату, располагавшийся в низовьях Волги, позднее, при правлении хана Берке, столицей стал Сарай-Берке. Завоевательные походы способствовали росту могущества Золотой Орды, т.к. завоеванные государства платили ей дань. Русские князья, попавшие в зависимость от Золотой Орды, получали из рук ее ханов ярлыки на княжение. Время правления ханов Берке и Узбека было периодом бурного экономического и политического развития Золотой Орды. В годы правления Берке укрепились военно-политические, экономические и культурные связи с султаном Египта Бейбарысом. В целях дальнейшего усиления Золотой Орды хан Берке принял ислам, но он использовал ислам лишь для укрепления связей с мусульманскими странами, например, Ургенч и Бухара. В укрепление политической значимости Золотой Орды большой вклад внес Тохты-хан (1290–1312 гг.). Во время его правления оживились торговые связи с Ираном и странами Кавказа, укрепились отношения с государством мамлюков в Египте. Своего расцвета и политического могущества Золотая Орда достигла в первой половине XIV века в правление ханов Узбека (1312–1342) и его сына Жаныбека (1342–1357 гг.). В 1312 году Узбек-хан объявил ислам государственной религией. Большое значение он придавал развитию городов: в Сарай-Берке возводились мечети и другие общественные сооружения, открывались медресе. В XIV веке Золотая Орда превратилась в мусульманское государство. Но после смерти хана Жаныбека в Золотой Орде начались междоусобные войны, получившие название «Великая смута». По итогу, власть в Золотой Орде захватил Тохтамыш. Воюя с Тохтамышем, не раз совершал походы на Золотую Орду эмир Тимур. В результате завоевательных походов эмира Тимура в 1389, 1391 и 1395 годах мощь Золотой Орды была подорвана, после чего она уже не смогла восстановиться, и в середине XV века прекратила свое существование, распавшись на ряд самостоятельных государств: Белая Орда, Ногайская Орда, Сибирское, Крымское, Казанское и Астраханское ханства. Падение Золотой Орды привело к освобождению русских земель от монгольского ига. В 20—60-х годах XV века возникли Сибирское, Казанское, Крымское, Астраханское ханства.мМонголы оставили после себя на территории Казахстана правящую верхушку – «ақ сүйек» («белую кость»). Общество управлялось на основе строгого соблюдения закона, обязательного для всех, начиная от главы государства и кончая последним подданным. Власть монгольских правителей в покоренных странах осуществлялась через их наместников - беков, баскаков; система правления фактически оставалась прежней, но под контролем монголов. Действовали «Ясы Чингисхана». Взимание налогов производилось на основании строго определенной системы, вводились казенная почта, административное управление. В XIV века образование государств в Казахстане в послемонгольское время привело к тому, что эти государства стремились возродить экономические связи кочевников и оседлого населения. Это способствовало восстановлению и подъему городской культуры и особенно таких городов, как Сыгнак, Сауран, Отрар. Восстанавливается торговля, к середине XV века наблюдается развитие товарно-денежных отношений в Средней Азии, о чем свидетельствуют многочисленные находки монет в Отраре, Туркестане и других городах юга Казахстана.

    14)Казахское ханство в XV – нач. XVIII вв. Образование Казахского ханства (1465-1466 гг) связано с именами Жанибека ( сын хана Барака, правнук Урус-хана) и Керея(правнуком Урус-хана). в 1457 году Абулхаир потерпел поражение от ойратов, вследствии был одписан унизительный для Абулхаира договор и его авторитет пал. Из-за междоусобиц, неподъемных налогов, не Абулхаира сплотить общество, как и неспособность могольского правителя защитить свое население от ойратов, заставляли основную массу населения этих государств искать силы, которые смогли бы консолидировать племена и роды. Поэтому Жанибек и Керей стали выразителями интересов объединения всех слоев общества и откочевали в Моголистан, где были радушно встречены Есен-Бугой-ханом, который назначил им для обитания долины Чу и Козы-Баши. В лице Жанибека и Керея Есен-Буга-хан видел оплот для защиты западных границ своих владений. В 1468г Абулхаир предпринимает поход против Жанибека и Керея, но умирает в пути. Его внук Мухаммед Шейбани вел долгую борьбу с казахскими ханами за власть. По итогу, часть кочевых племен мигрирует вместе с Мухаммедом в Маверанахр и за ними закрепляется этноним “узбек”, а термин “казах” называют подданных Керея и Жанибека. В ходе этих событий создается Казахское ханство, усиливается общее для казахов этническое сознание и формирование казахского народа заканчивается между 2 половиной 15в, начала 16в. В 50-70-х годах XV века ханами-соправителями Казахского ханства были Жанибек и Керей. Среди политических деятелей того периода ученые выделяют хана Касыма (1511-1518 гг.), хана Хак-Назара (1538-1580 гг.), хана Тауeкела (1582-1598 гг.) и хана Есима (1598-1628 гг.) как личностей, сыгравших в формировании и упрочении Казахского ханства важнейшую роль. Наибольшего могущества Казахское ханство достигло в первой четверти XVI века при хане Касыме. Касым хан вошел в историю как «собиратель казахских земель». При нем ханская власть была, как никогда, прочна, и ни один из казахских ханов не сумел объединить под своею властью такое число людей. Народное предание связывает с именем Касым-хана создание узаконений, известных как «Қасым ханның қасқа жолы» («Чистая дорога хана Касыма»). Постепенно Казахское ханство налаживало и международные отношения. Одним из первых в дипломатические связи с ним вступило Московское государство при великом князе Василии III (1505-1533). Также великим правителем является Хак-назар (1538-1580), сын Касыма. Ему удалось отстоять земли на востоке и юге Семиречья в борьбе с ойратами и могольскими правителями, а также установить союзнические отношения с узбекским ханом Абдаллахом, оказавшись под его покровительством. Ханом стал сын Шигая Есим (1598-1628). С именем Есим-хана казахское народное предание связывает создание Уложения, известного как «Есім ханның ескі жолы» («Древняя дорога хана Есима»). При хане Есиме процесс объединения казахских родов в единое государство завершается. Позже на престол взошел сын Жангира Тауке (1652-1715), При нем произошло укрепление Казахского ханства, ослабление натиска джунгар. Тогда в ханстве было благополучие, спокойствие и безопасность. В то же время был составлен свод норм обычного права «Жеті жарғы». Он стремился укрепить власть с помощью биев, они играли существенную роль в КХ. Был совет биев, проходивший в ставках хана - Культобе, Битобе, Мартобе. О времени, причинах возникновения и разделение казахского народа на три жуза: Старшего, Среднего и Младшего общего мнения ученых нет. Ш. Уалиханов связывает образование жузов с распадом Золотой орды, Н.А.Аристов связывает с набегами джурнар, а В.В.Бартольд связывает с географическими факторами. В основе образования жузов лежало объединение отдельных родов и племен в племенные союзы. Вне классификации стоят: торе(прямые потомки Чингисхана), кожа (потомки Мухаммеда), толенгуты( ханская дружина, телохранители, придворная прислуга). После смерти хана Тауке междоусобицы обострились, в результате чего Казахское ханство оказалось политически раздробленным. В этот период осложнилась и внешнеполитическая обстановка. С запада на Казахское ханство совершали набеги волжские калмыки и яицкие казаки, с севера – сибирские казаки, с Яика – башкиры, с юга – бухарцы и хивинцы. Однако главным врагом были джунгары. В 1635 г. произошла первая битва против джунгар. Весной 1723 г. джунгары начали массированное нашествие на земли Казахского ханства. В истории это время получило название «годы великого бедствия». Казахи были вынуждены отступить, откочевав в пределы Хивы, Самарканда и Бухары. Получив временную передышку, горя жаждой мщения, казахский народ сумел сплотиться и начать вооруженное сопротивление. Уже через год казахи, под предводительством полководца Абулхаира, одержали победу в ряде сражений, освободив от джунгар Отрар, Шымкент, Туркестан и Сайрам. В 1726 г. состоялся съезд авторитетных лидеров всех трех казахских жузов, результатом которого стало избрание верховного главнокомандующего объединенными казахскими войсками. Им стал хан младшего жуза Абулхаир, под руководством которого казахское ополчение выиграло несколько сражений. Самые яркие из них – битва при Буланты (1728) – местность Кара сиыр, первая крупная обеда казахов “калмак кырылган”, и Анракайская битва(1730) в местности Аныракай “место стонов и рыданий врага” Несмотря на одержанную победу, хан Абулхаир отозвал свое многочисленное войско и ушел в свои родовые земли, к западным границам Казахстана. Это было вызвано тем, что по договору он, как одержавший победу над джунгарами, должен был занять трон казахского хана. Однако на место хана уже был избран султан Абильмамбет, что стало для хана Абулхаира серьезным оскорблением. В очередной раз началась борьба за власть, произошел раскол Казахского ханства, в результате которого Младший и Средний жузы приняли российское подданство. С этого периода история Казахстана оказалась вовлеченной в орбиту истории Российской империи.

    15)Казахские законодатели. В начале XVI в., в период правления хана Касыма был разработан и издан закон, известный как «Қасым ханның қасқа жолы» (Светлый путь хана Касыма) — свод законов. Он включал в себя пять основных разделов: 1)Имущественный Закон. В него входили положения о решении споров о земле, скоте и имуществе. 2)Уголовный Закон. Здесь рассматривались различные виды уголовных преступлений и наказания за них. 3)Военный Закон. В нём оговаривались повинности населения по содержанию армии в военное время, воинская повинность, принципы формирования подразделений, раздел военной добычи. 4)Посольский обычай. В этом разделе оговаривались вопросы международного права, посольского этикета. 5)Закон общественности (журтшылык). Этот раздел был посвящён обязательствам общинной и межобщинной взаимопомощи, а также правилам устройства празднеств и дворцовому этикету. Описанная политическая система оказалась неустойчивой и держалась только на личном авторитете верховного правителя. Это был первый закон в истории казахов, созданный на основе народных традиций и народной мудрости. "Есим ханнын ески жолы" ("Древний путь Есим хана"). Главенство закрытой элиты — торе заменялось на главенство элиты открытого типа — биев и старшин. Произошла своего рода бийская революция, ограничившая политические права сословия чингизидов и установившая широкие права для общин и их руководителей. Юридически эти изменения были закреплены в своеобразном своде законов — «Есім ханның ескі жолы» («Есим салган ески жол») - (Древний путь Есим хана, исконный путь), принятой как дополнение к кодексу Касым хана. Закон получил широкое признание у народа, где нормы адата были более приемлемы чем законы шариата в силу занятия скотоводством. По-прежнему высшей законодательной властью продолжал оставаться Маслихат. В состав его входили все представители казахских общин и лишь наиболее влиятельные султаны. Маслихат собирался раз в год, преимущественно осенью в Улытау, г. Туркестане или под Ташкентом. Ослабление роли хана в политической системе привело к изменению принципа выбора хана. Хотя официально принцип меритократии оставался в силе, фактически казахи перешли к наследованию ханского звания вплоть до начала XVIII в. Вместо улусной системы в начале XVII в. была введена жузовая организация, когда все казахские земли были разделены между тремя хозяйственно - территориальными объединениями — жузами. Во главе жузов стояли бии, руководители наиболее сильных и многочисленных групп общин. По существу вся власть находилась в руках жузовых биев. Они же формировали и Совет Биев, ограничивавший власть хана. Власть биев держалась исключительно на личном авторитете и хан, зависевший от них, никак не мог влиять на выдвижение того или иного бия. "Жети жаргы" Тауке хана. Обычное (тора, адат) и мусульманское право (шариат) регулировали правовые взаимоотношения в обществе. Попытки выработать единые правовые основы были предприняты Касымом и Есимом. Но наибольшего успеха в этой области достиг хан Тауке (1680 - 1718гг.). Считают, что в конце XVII в. Тауке созвал выдающихся биев трех жузов (Толе - из Старшего; Казыбек - из Среднего; Айтеке - из Младшего), именно они и явились авторами «7 уложений». Цель принятия жеты жаргы: С целью укрепления внутриполитического единства казахов, создания казахского централизованного государства. (как известно, единство было необходимо перед лицом усиливающейся джунгарской опасности). 2. Для выработки единых правовых основ казахского общества, отвечающих требованиям времени. Основными принципами, основываясь на которые Тауке хотел сплотить казахов, были: принципы строгого подчинения младших старшим (детей - родителям, жены - мужу; подчиненного - правителю); принцип коллективной ответственности (человека перед родом, рода за каждого своего члена). Уголовное наказание основывалось на принципе талиона (кровь за кровь), но смертная казнь (4 вида) всегда могла быть заменена выкупом (кун). «Жеты-Жаргы» отражает социально-политическую неоднородность общества, о чем говорят статьи о разной степени ответственности правящих лиц и простых людей. Основная масса населения была свободным субъектом права. Только рабы находились в личной зависимости от своих владельцев и могли быть лишены жизни по их усмотрению. Основные разделы:1)Земельный Закон (Жер дауы), в котором обговаривалось решение споров о пастбищах и водопоях. 2)Семейно-брачный закон, где устанавливался порядок заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, имущественные права членов семьи. 3)Военный Закон, регламентирующий отправление воинской повинности, формирование подразделений и выборов военачальников. 3)Положение о судебном процессе, обговаривающее порядок судебного разбирательства. 4)Уголовный Закон, устанавливающий наказания за различные виды преступлений кроме убийства. 5)Закон о куне, устанавливающий наказания за убийства и тяжкие телесные повреждения. 6)Закон о вдовах (Жесiр дауы), регламентирующий имущественные и личные права вдов и сирот, а также обязательства по отношению к ним общины и родственников умершего.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта