Задание 1.История Казахстана. Этнические процессы на территории Казахстана. Этапы сложения казахской народности. Этническая история Казахстана
Скачать 18.09 Kb.
|
Этнические процессы на территории Казахстана. Этапы сложения казахской народности. Этническая история Казахстана, как и всего региона Центральной Азии, крайне сложна. На протяжении веков здесь перекрещивались судьбы множества племен и народов. Сведения о них разбросанные в большом количестве источников на многих языках, восточных и европейских. Исследователями нескольких поколений востоковедов осуществлена большая работа по их изучению. В научной литературе утвердилось понимание этноса (т. е. народа — племени, народности, нации), как исторически стожившийся, устойчивой совокупности людей, обладающей не только общими внешними физическими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и обособленности от других этнических групп (т. е. самосознанием), закрепленным в самоназвании (этнониме). Для формирования этноса и дальнейшего сохранения его целостности важнейшее значение имеет единство территории его расселения. Чтобы у людей появились общие черты, выделяющие их из числа других этносов, они должны непрерывно, длительно общаться друг с другом, а это возможно лишь при условии их расселения, по крайней мере в период формирования, консолидации этноса, в пределах единой, постоянной территории. Этапы формирования казахской народности. Слово «этнос» происходит от греческого «еthnos» - народ. Народ-племя, народность, нации это исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, обладающая общими внешними чертами, духовно й и материальной культурой. Понятие «этногенез» означает процесс образования народа. История происхождения (этногенеза) казахского народа, как и любого другого народа, крайне сложна. В XV-XVI вв. в основном завершился многовековой процесс формирования казахской народности и ее этнической территории в тех пределах, в которых размещаются казахи и сегодня. Историю этнических процессов на территории Казахстана можно разделить на два больших этапа: индо европейский и тюркский. При этом одновременно шел процесс формирования и языка народов и племен (лингвистическая основа), и их физического облика (антропологическая основа). Первый этап охватывает эпохи бронзы и железа. В лингвистическом отношении население не только Казахстана, но и значительной части Евразии в этот период входило в индоевропейскую языковую семью. Согласно археологическим данным, внешний облик племен этой эпохи имел ярко выраженные европеоидные черты. Основная часть Евразии, включая Казахстан и Среднюю Азию, была самой ранней областью расселения племен древнего европеоидного антропологического типа и индоевропейской языковой семьи. В период раннего железа в евразийских степях расселяются индоевропейские племена саков. Современниками сако-скифских племенных союзов были савроматы. Изучение эпохи раннего железного века на территории Казахстана показало, что население всего региона в этот период по-прежнему оставалось европеоидным, как и в эпоху бронзы. Однако период железного века стал началом проникновения монголоидных элементов в облик древних племен Казахстана. Это было связано с переселением на территорию Казахстана племен монголоидного типа, прежде всего гуннов. Второй, решающий, этап этнических процессов в Казахстане вязан с массовым расселением тюрков с середины 1-го тыс. н.э. Тюрки, смешиваясь с потомками древ них саков, сарматов, уйсунов, кангюев, изменили лингвистическую и антропологическую обстановку на землях Казахстана. Образование в VI- начале XIII в. на территории Казахстана нескольких крупных тюркских государственных образований способствовало увеличению доли монголоидных черт в облике населения и посте пенному распространению тюркского языка. Караханидское государство объединяло население территории Семиречья, Южного Казахстана и Средней Азии. Государственное образование кыпчакских племен объединило многие тюркские племена и этнические группы огромного региона, называемого Дешт-и Кыпчак. В XI - начале XIII вв. жители этого огромного |пространства именовали себя кипчаками, и в последующие столетия они вошли в казахскую народность Объединительным процессам населения к началу XIII в. способствовали: во-первых, образование раннефеодальных государств, во-вторых, общие формы хозяйства и куль культуры, в-третьих, утверждение тюркского языка как основного. Образованию на территории Казахстана казахской народности способствовали развитие и взаимосвязь кочевого скотоводстве оседлого земледелия и городской культуры. Этническую основу казахской народности составили многочисленные племена от андроновцев, саков, уйсунов, кангюев. хунну до многочисленных тюркских племен (тюргешей, карлуков, огузов, кимаков, кыпчаков, найманов, аргынов и др.), живших в разное время на территории Казахстана. Монгольское завоевание территории Казахстана привело к усилению монголоидных черт в антропологическом типе местного населения. Хотя монгольские этнические группы из-за своей немногочисленности и распыленности ни огромных территориях были постепенно поглощены тюркской средой, Завершение формирования казахской народности Дальнейший процесс интеграции племен и народов на территории Казахстана связан с историей образования и укрепления государств послемонгольского периода-Ак Орды, ханства Абулхаира, Ногайской Орды и Могулистана. Они политически объединили территории этнически близких племен. Ак Орда, ханство Абулхаира, Ногайская Орда и Могулистан сыграли огромную роль на заключительном этапе формирования казахского этноса. в XIV - 1-й пол. XV вв. стабилизируется этнический состав племен на территории Казахстана. В XIV- XV вв., формируется единый язык, впоследствии названный казахским. Население приобретает единый антропологический тип. Образование казахской народности в основном происходит в XIV - 1-й пол. XV вв. Объединение во 2-й пол. XV-XVI вв. основных этнических групп казахской народности и ее этнической территории в Казахское ханство завершило формирование народности. Впервые после монгольского завоевания были объединены в одно государство почти все тюркские роды и племена Восточного Дешт-и Кыпчака, Семиречья и Южного Казахстана. Термин «казах» Казак тюркское слово. Первоначально оно имело нарицательное значение в смысле: свободный, вольный, скиталец. Некоторое время казаками были, например, основатель государства «кочевых узбеков» Шайбанид Абулхаир, его внук Мухаммед Шайбани, целый ряд Чагатаидов. В сер. XV в., в 1459-1460 гг., группы племен во главе с султанами Жаныбеком и Кереем откочевала из Узбекского улуса в Западное Семиречье и ушла «казаковать», искать счастья в друтом месте. Это событие, по мнению исследователей, сыграло чрезвычайно важную роль в процессе формирования казахского народа. Произошла, как пишет Т.И. Султанов, «историческая встреча народности со своим будущим именем». Около 100 тысяч человек-во главе с потомками Урус-хана Кереем и Жаныбеком восстали против Абулхаир-хана и ушли из государства кочевых узбеков в степи Семиречья, за что и получила название «узбек-казаки» (т.е. «узбеки, ушедшие казаковать»). После завоевания Шайбани да ми государства Тимуридов и откочевки их на территорию Мавераннахра, в начале XVI в. произошел перенос этнонима «узбею» из Восточного Дешт-и Кыпчака на территорию Средней Азии. Узбеки же, оставшиеся на территории Казахстана, стали именоваться узбек-казаками а позднее - просто казахами. После этого в состав казахов в течение XVI в. вошли разнородные группы кочевников. Этноним «казах» постепенно был принят всеми тюркоязычными племенами, проживавши ми на территории Казахстана. Таким образом, этнические процессы с участием тюрков на просторах Центральной Азии, начавшиеся в середине VI столетия и продолжавшиеся почти тысячу лет, привели к возникновению на территории Казахстана казахского народа. На исторической карте Евразии появляется новая этнокультурная общность -казахи - с четко выраженным самосознанием и соответствующим ему самоназванием. |