Главная страница
Навигация по странице:

  • Зайберт В. Ф. ОЭнеолит Урало-Иртышского междуречья, Петропавловск, Источник — https://ru.wikipedia.org/w/index.php

  • Ботайская культура. Ботайская культура — Википедия. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии


    Скачать 153.23 Kb.
    НазваниеТекущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии
    АнкорБотайская культура
    Дата21.05.2023
    Размер153.23 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаБотайская культура — Википедия.pdf
    ТипДокументы
    #1148150

    Найт
    Ботайская культура
    Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии
    ,
    проверенной 6 октября 2020 года проверки требуют
    16 правок
    Бота́йская культура — археологическая культура энеолита, существовавшая в 3700—3100 годах дон. э. на севере Казахстана (
    Акмолинская область. Названа по селу
    Ботай
    . Открыто около поселений вдоль степных рек
    Иманбурлык
    ,
    Терсаккан
    , Тобол, Тургай,
    Убаган
    ,
    Чаглинка
    . В 1980 году у села Никольское (
    Айыртауский район Северо-Казахстанской области) на берегу реки Иманбурлук археологическая группа Виктора Зайберта нашла Ботайское городище
    [2]
    Ботайская культура энеолит
    В составе
    Карта ранне-неолитических миграций. Ботайская культура (Botai) на востоке карты.
    Географический регион междуречье Тобола и
    Иртыша
    [1]
    Датировка
    3700—3100 до нашей эры
    Преемственность
    ←Суртандинская (зауральская)

    Медиафайлы на Викискладе
    С ботайской культурой связывают начало одомашнивания лошадей примерно 5,5 тыс. лет назад
    [3][4]
    Основными материалами были камень, кость и глина. Основные занятия — коневодство, охота и
    рыболовство
    . Проведённые археологические исследования показали, что занимающиеся коневодством ботайцы умели делать кумыс из кобыльего молока и являлись пионерами применения сбруи 6700—6000 лет назад
    [6]
    Для ботайской культуры была характерна развитая индустрия каменных орудий. Среди них выделяются кремнёвые ножи и копья, разнообразные наконечники стрел. Костерезное ремесло также было весьма популярным. Особую группу в числе найденных артефактов составляли фаланги лошади с гравировкой в виде насечек и геометрических фигур. В. Ф. Зайберт отмечает, что часть находок очень близка заманбабинскому типу, известному в Средней и передней Азии.
    Примечательной является уникальная бусина длиной 3,5 см и диаметром 4 мм, в крохотном отверстие посередине которой после изучения под микроскопом обнаружилась ниша в виде пещерки
    [7]
    Происходит от суртандинской культуры
    Южного Зауралья
    . В последующие эпохи среднего и позднего бронзовых веков Урало-Казахстанского региона никаких явных следов преемственности от ботайской культуры не наблюдается. Кризис культуры в конце 3 тысячелетия связывают со сложной для евразийских степей климатической фазой и усилением сухого климата
    [7]
    Одомашнивание лошади
    С ботайской культурой связывали начало одомашнивания лошадей примерно 5,5 тыс. лет назад
    [3][4]
    П. А. Косинцев в 2008 году отнёс к диким особям остатки терсекских и ботайских лошадей. Поданным палеогенетиков лошади Пржевальского являются одичавшими потомками ботайских лошадей, а современные породы домашних лошадей имеют лишь 2,7 % примеси от лошадей из
    Ботая. Таким образом, современные лошади были одомашнены в других центрах. При этом ботайцы, владея навыками приручения лошадей, не вели направленную селекцию, позволяя скрещиваться с дикими сородичами. Современные одомашненные породы не происходят от ботайской линии лошадей
    [13]
    Финский лингвист А. Парпола считает, что название лошади в праугорском языке могло быть заимствовано из неизвестного субстратного языка, резко отличавшегося от других языков Евразии,
    носителей которого он отождествляет с ботайцами
    [14]
    . В тоже время, по мнению В. В. Напольских
    ,
    это слово происходит от пратохарского
    *l(ə)wa (добыча скот»).
    [15]
    Вместе стем некоторые учёные высказывают сомнения в концепции Зайберта, базирующейся на неоднозначно трактуемых находках — в частности указывается, что у двух найденных предметов в виде костяных стержней с утолщениями посередине, трактующихся как псалии
    , отсутствуют просверленные отверстия, необходимые, чтобы пропустить ременные натяжители
    [1][16][12]
    . Также упоминается отсутствие надёжных свидетельств стойлового содержания лошадей. Повреждения,
    Материальная культура
    наблюдаемые в зубах ботайских лошадей скорее всего вызваны естественными нарушениями развития зубов и износом, а не контактом с оборудованием для уздечки
    [17]
    У ботайцев были определены митохондриальные гаплогруппы
    K1b2
    [18]
    ,
    Z1a
    (у образца BOT2016 или, 4660 ± 25 BP)
    [19]
    . У образца Bot14 (TU45) определена хромосомная гаплогруппа R1b1a1-
    M478
    (потомок P297, ноне, на филогенетическом дереве образец BOT14 спарен с телеутом с
    Алтая), у образца BOT15 определена хромосомная гаплогруппа N-M231
    (N2a-P189.2*
    [20]
    ) и митохондриальная гаплогруппа R1b1
    [21][22]
    . Генетически ботайцы небыли напрямую связаны с населением ямной культуры. хромосомная гаплогруппа образца Botai TU45 не попадает нив преобладающую европейскую ветвь R1b1a1a2a1-L51, нив ветвь обнаруженную в ямной культуре. У ботайского человека (GlenoidFossa и 1 зуб) из Северо-
    Казахстанского регионального музейного объединения в городе Петропавловск кроме митохондриальной гаплогруппы K1b2 Лабораторией популяционной генетики Института общей генетики и цитологии в Алматы (Казахстан) с 97,1 % вероятностью определена хромосомная гаплогруппа О2
    [24]
    Генотип ботайцев, как и окуневцев
    , наполовину происходил от древних северных евразийцев (представленных человеком с иркутской верхнепалеолитической стоянки Мальта с базальной Y- хромосомной гаплогруппой R*, наполовину — от древнего восточноазиатского компонента (представленного обитателями иркутской ранненеолитической стоянки Шаманка В распоряжении антропологов пока что имеется лишь 5 черепов носителей культуры. Они характеризуются архаичным массивным обликом с уплощённой лицевой частью, что сближает их с древнеуральской расой и отделяет от европеоидных афанасьевцев и ямников. Для одного из черепов характерен прогнатизм в сочетании с широким носом, на основании чего выдвигалась гипотеза о его принадлежности к варианту экваториальной расы, позже оспоренная учёными. На одном из черепов зафиксировано два отверстия от трепанации в теменной области. Кузнецов ПФ.
    Ботайская культура позднего энеолита pro et contra существования домашних лошадей (Архивная копия (https://web.archive.or g/web/20220309003653/https://ras.jes.su/priroda/s0032874x0000254-8-1)
    от 9 марта 2022 на Machine
    // ПРИРОДА
    № 7, 2018 (https://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/43 Архивная копия (https://web.archive.org/web/20220330061646/https://elem enty.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/434245/Priroda_7_2018)
    от 30 марта 2022 на
    Wayback
    Machine
    Палеогенетика
    Антропологический тип
    Примечания
    Последний раз редактировалась 10 дней назад участником Finstergeist
    Ботайская культура (https://commons.wikimedia.org/w/index.php?title=File:Kazakhstan_National_encycl opedia_(ru)_-_Vol_1_of_5_(2004).pdf&page=447)
    // Казахстан. Национальная энциклопедия. —
    Алматы: аза энциклопедиясы
    , 2004. — Т. I. —
    ISBN 9965-9389-9-7
    (CC BY-SA 3.0)
    Матюшин Г. Н Археологический словарь. — М Просвещение АО «Учеб. лит, 1996. — 304 сил 5-09-004958-0
    Зайберт В. Ф. Поселение Ботай и задачи исследования энеолита Северного Казахстана. Энеолит и бронзовый век Урало-Иртышского междуречья. Челябинск, 1985;.

    Зайберт В. Ф. ОЭнеолит Урало-Иртышского междуречья, Петропавловск, Источник — https://ru.wikipedia.org/w/index.php?
    title=Ботайская_культура&oldid=125579731 23.
    Choongwon Jeong et al.
    The genetic history of admixture across inner Eurasia (https://www.nature.co m/articles/s41559-019-0878-2%3A+natecolevol%2Frss%2Fcurrent+%28Nature+Ecology+%26+Evoluti on%29)
    , 2019 24. Первые результаты работы Лаборатории популяционной генетики (http://iggc.kz/wp-content/uplo ads/2017/03/Rezultaty-raboty-Lab-Pop-Gen-noyab-2016.pdf)
    . Дата обращения 9 февраля Архивировано (https://web.archive.org/web/20210117175011/http://iggc.kz/wp-content/uploads/201 7/03/Rezultaty-raboty-Lab-Pop-Gen-noyab-2016.pdf)
    17 января 2021 года. Гены, лошади, языки (http://xn--c1acc6aafa1c.xn--p1ai/?page_id=29936)
    . Дата обращения июня 2022. Архивировано (https://web.archive.org/web/20210511060628/https://xn--c1acc6aafa1c.x n--p1ai/?page_id=29936)
    11 мая 2021 года . Хохлов А. А, Китов Е. П. Физический облик представителей ботайской энеолитической культуры в контексте проблемы формирования степного населения Казахстана (https://www.academia.ed u/23527385)
    // Казахское ханство в потоке истории Сборник научных статей, посвященный
    550-летию образования Казахского ханства. Алматы, 2015. С. 437—445.
    Литература
    Для улучшения этой статьи желательно:
    Добавить иллюстрации.
    Узнать больше


    написать администратору сайта