|
Казахстанская модель межэтничесго. Презентация _Казахстанская модель межэтнического и межконфессион. Казахстанская модель межэтнического и межконфессионального согласия
Тема урока: Казахстанская модель межэтнического и межконфессионального согласия Цель урока - 11.2.2.3-оценить казахстанскую модель межэтнического и межконфессионального согласия на основе изучения государственных стратегий и программ
Терминология - Консолидация (от лат. con — вместе, solido — укрепляю) — укрепление, объединение, интеграция, сплочение чего-либо (лиц, групп, организаций, движений и прочего):
- Ассимиля́ция (лат. assimilatio — уподобление, усвоение) в социологии и этнографии — потеря одной частью социума (или целым этносом) своих отличительных черт и их замена позаимствованными у другой части (другого этноса).
- Полити́ческая интегра́ция — процесс сближения двух или более политических структур, направленный в сторону взаимного сотрудничества, в более узком смысле это формирование некоторого целостного комплекса политических систем на межгосударственном уровне
- Мультикультурали́зм — политика, направленная на сохранение и развитие в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология.
- Казахстан – полиэтническая страна, где в дружбе и согласии проживают представители многих наций и народностей. На протяжении всех лет независимости Казахстану удается сохранить согласие между различными этническими группами. В республике сумели объективно оценить опасность межнациональных конфликтов, которые могли привести к серьезным столкновениям. Такого рода конфликты происходили на постсоветском пространстве на рубеже 80–90-х годов XX века. Поэтому сохранение стабильност
- и в обществе стало одним из основных направлений внутренней политики Казахстана. На протяжении очень длительного времени в стране складывалась особая традиция взаимоотношений между народами. В основе «казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия» лежит толерантное и уважительное отношение казахов ко всем этническим диаспорам и последних друг к другу и к казахам. В статье 14 Конституции Республики Казахстан подчеркивается, что никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства. Важное значение имеет идея о необходимости консолидации казахстанцев на основе общегражданской идентичности, а не на признаке этнической принадлежности.
- В Конституции Республики Казахстан были признаны неконституционными любые действия, нарушающие межнациональное согласие. Выступления сепаратистов, террористов одинаково жестко осуждаются руководством республики. Законы страны запрещают нашим гражданам участвовать в качестве наемников в военных конфликтах на территории зарубежных государств. В республике проводится сбалансированная языковая, кадровая политика, когда в местных и центральных органах исполнительной власти работают представители разных этносов. На первый план поставлены прежде всего деловые качества человека.
Доктрина национального единства Казахстана. Языковая политика страны. - Конституция Республики Казахстан 1995 года подтвердила статус казахского языка как государственного. В 1996 году утвердили «Концепцию языковой политики Республики Казахстан». В 1998 году приняли постановление Правительства «О расширении сферы применения государственного языка в государственных органах» и создали Государственную терминологическую комиссию, а год спустя – Республиканский центр ускоренного изучения государственного языка. 29 июня 2011 года была принята Государственная программа функционирования и развития языков в Республике Казахстан на 2011–2020 годы.
- В стране действуют более 90 национальных и 170 воскресных школ, где обучение ведется на языках разных народностей. В школах национального возрождения работают 22 отделения по изучению национальных языков. Этим национально-культурным учреждениям оказывается помощь как со стороны центральных органов власти, так и со стороны местных исполнительных органов. Они имеют право участвовать в многочисленных грантах, выделяемых государством.
- В настоящее время в стране выходят СМИ на 15 национальных языках, в том числе 35 газет и 26 сайтов этнокультурных центров. Ежегодно издается несколько десятков книг на языках этнических групп. В 2018 году усилиями ученых-историков, географов и специалистов информационных технологий была разработана «Интерактивная научная историческая карта «Народ Казахстана», в которой на трех языках наглядно показано изменение этнической карты Казахстана с древнейших времен до наших дней, дана краткая информация о представителях более чем 50 этносов.
Количество и доля отдельных этнических групп | Население, тыс. Чел.
| | Чел. Доля, в процентах
| | | 1999 ж
| 2009 ж
| 1999
| 2009 ж
| Общая численность населения
| 14981,3
| 16009,6
| 100,0
| 100,0
| Казахи
| 8011,5
| 10096,8
| 53,5
| 63,1
| Русские
| 4481,1
| 3793,8
| 29,9
| 23,7
| Узбеки
| 370,8
| 457,0
| 2,5
| 2,9
| Украинцы
| 547,1
| 333,0
| 3,6
| 2,1
| Уйгуры
| 210,4
| 224,7
| 1,4
| 1,4
| Татары
| 249,1
| 204,2
| 1,7
| 1,3
| Немцы
| 353,5
| 178,4
| 2,4
| 1,1
| Другие этнические группы
| 757,8
| 721,7
| 5,1
| 4,5
| Казахстан-центр межрелигиозного диалога. - В 1992 году был принят Закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», который признается как один из самых либеральных на всем пространстве СНГ. Именно Казахстан по инициативе Первого Президента РК в 1992 году стал местом проведения I Всемирного конгресса духовного согласия. В 2001 году новый Закон «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» упорядочил религиозную сферу на основе взаимных обязательств. Была проведена перерегистрация религиозных объединений. Активно действует Конгресс религиоведов Казахстана. В 2014 году между Агентством РК по делам религий и Духовным управлением мусульман Казахстана (ДУМК), Православной церковью республики были подписаны Соглашения о сотрудничестве в сфере сохранения согласия и толерантности в обществе. Этот шаг был уникальным опытом совместной работы и партнерства государства и религиозных организаций. Конституция и законы страны гарантируют защиту свободы совести и вероисповедания. Они запрещают любые формы дискриминации по конфессиональному и иным признакам. Страна присоединилась к важнейшим международным соглашениям и договорам в области прав человека.
Казахстан – светское государство, в котором религия отделена от государства. Государство не вмешивается в дела религиозных общин, если они не противоречат законам и не мешают гражданам. В конфессиональной политике Казахстан, придерживаясь Декларации о принципах терпимости, выступает сторонником религиозной толерантности и мирного сосуществования. Казахстан – центр межрелигиозного диалога. Казахстан по инициативе руководства республики стал организатором съездов лидеров мировых и традиционных религий. Весьма высокую оценку этой деятельности в свое время дали влиятельные политические лидеры современного мира Кофи Аннан, Джордж Буш, Маргарет Тэтчер и мн. др. Участниками этих судьбоносных форумов стали главы крупнейших конфессий мира, известные политики, представители международных религиозных организаций. Проведение съездов именно в Казахстане стало его конкретным вкладом в развитие диалога культур и цивилизаций как одного из важных механизмов поддержания безопасности в мире. - Казахстан – светское государство, в котором религия отделена от государства. Государство не вмешивается в дела религиозных общин, если они не противоречат законам и не мешают гражданам. В конфессиональной политике Казахстан, придерживаясь Декларации о принципах терпимости, выступает сторонником религиозной толерантности и мирного сосуществования. Казахстан – центр межрелигиозного диалога. Казахстан по инициативе руководства республики стал организатором съездов лидеров мировых и традиционных религий. Весьма высокую оценку этой деятельности в свое время дали влиятельные политические лидеры современного мира Кофи Аннан, Джордж Буш, Маргарет Тэтчер и мн. др. Участниками этих судьбоносных форумов стали главы крупнейших конфессий мира, известные политики, представители международных религиозных организаций. Проведение съездов именно в Казахстане стало его конкретным вкладом в развитие диалога культур и цивилизаций как одного из важных механизмов поддержания безопасности в мире.
- В 2006 году специально для этих целей в Астане (ныне Нур-Султан) возвели Дворец мира и согласия (Пирамида), ставший мировым центром духовного понимания. Здесь успешно работает Международный центр культур и религий – организация, участвующая в осуществлении диалога цивилизаций. Важной миссией этого Центра является пропаганда опыта Казахстана на международной арене по укреплению межконфессионального согласия и единства народа.
- I Съезд лидеров мировых и традиционных религий состоялся 23–24 сентября 2003 года в Астане (ныне Нур-Султан). В форуме приняли участие представители 17 религиозных организаций ислама, христианства, буддизма, иудаизма, индуизма, синтоизма, даосизма и других конфессий из 13 стран Европы, Азии, Ближнего Востока и Африки. Инициатива проведения в Казахстане Съезда лидеров мировых и традиционных религий вызвала в мировом сообществе большой интерес. Свою поддержку этой идеи выразили главы таких крупнейших держав, как США, КНР, Россия, Великобритания, Франция. Откликнулись также влиятельные политики и лидеры многих религиозных конфессий.
- Проведение съездов лидеров мировых и традиционных религий имеет огромное историческое значение. Казахстан стал не только географическим центром Евразии, но и духовно-конфессиональным центром всего мира. Проведение этих форумов оказало позитивное влияние и на укрепление межконфессионального согласия в самой республике.
- К этим форумам добавились и форумы духовного согласия, где наряду с религиозными лидерами принимает участие гуманитарная интеллигенция практически всего мира. В 2008 году американский конгрессмен Дана Рорабахер заявил, что «Казахстан – уже не только центр Азии, но и центр мира».
Вопросы для самоконтроля. - Какие стороны политики полиязычного образования вы можете выделить? 2. Назовите страны с несколькими государственными языками.
Доля населения по вероисповеданию,%: - ислам - 70,2%
- Христианин - 26,2%
- иудаизм - 0,0%
- буддизм - 0,1%
- Другое - 0,2%
- неверующие 2,8%
- 0,5% тех, кто отказался показывать
Используя знания, приобретенные на уроке, сделайте SWOT-анализ современного религиозного положения в Казахстане. SWOT анализ Домашнее задание: Эссе - Как вы оцениваете казахстанскую модель межэтнического и межконфессионального согласия? "
- Количество слов 300-350 слов
- Фразы, необходимые для общения / письма
- Я думаю ... В Казахстане я думаю, что права всех национальностей рассматриваются одинаково. Причина в том ... Я могу обосновать следующие аргументы. Например ... Иногда я думаю, что есть различия. Причина в том, что ..... Чтобы доказать свое мнение, я могу использовать следующие аргументы ......
|
|
|