Главная страница
Навигация по странице:

  • Прочитайте текст и выполните задания

  • КЕЙС-ЗАДАНИЕ ПО КУРСУ «ФИЛОСОФИЯ» По разделу темы «Философия эпохи Нового времени» Прочитайте текст и выполните задания

  • КЕЙС-ЗАДАНИЕ ПО КУРСУ «ФИЛОСОФИЯ» по разделу темы «Немецкая классическая философия» Прочитайте текст и выполните задания

  • практическое задание. Кейсзадание по курсу философия по разделу темы Философия эпохи Просвещения


    Скачать 29.57 Kb.
    НазваниеКейсзадание по курсу философия по разделу темы Философия эпохи Просвещения
    Анкорпрактическое задание
    Дата15.12.2022
    Размер29.57 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаAlexeeva_Sofya_5_gruppa_Filosofia_za_1_12_2022.docx
    ТипДокументы
    #846005

    КЕЙС-ЗАДАНИЕ ПО КУРСУ «ФИЛОСОФИЯ» по разделу темы «Философия эпохи Просвещения»

    1. Прочитайте текст и выполните задания

    Ф. ВОЛЬТЕР

    Вопросы:

    1. Исходя из авторского текста, отметьте – просматривается ли деистическая идея Вольтера?

    2. В чём, по вашему мнению, проявляется заблуждение Зороастра и Манета?

    Ответы:

    1. Деистическая философия Вольтера, заключается в отвержении идеи личного Бога, в несогласии с отождествлением Бога и Природы. Ф. Вольтер видел в Боге первоначало, только причину всего сущего и отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей, его какое-либо влияние на ход истории, окружающий мир после его сотворения. Это просматривается в таких словах автора, как «По счастью, какой бы ни придерживаться системы, ни одна из них не вредит морали, ибо какая разница — создана материя или устроена? Все равно, бог — наш абсолютный хозяин.».

    2.  Манихейство можно трактовать как трансформированный зороастризм, в котором достаточно много примесей других философий, от древнеиранских до христианских. По части дуалистических взглядов эта философия напоминает гностицизм, который представлял мир как две борющиеся друг с другом силы - силы света и темноты. Мани определяет своё учение в религиозно-историческом положении как завершение всех откровений, или печать. Он говорил о том, что учение доброте и мудрости приходило в мир непрерывно в виде разных учений через Божьих посланников.




    1. Прочитайте текст и выполните задания

    Ж. О. ЛАМЕТРИ

    Вопросы:

    1. Исходя из представленного текста, дайте разъяснения – в чём проявляется различие понимания души Платоном, Аристотелем и представителем эпохи Просвещения Ж.О. Ламетри?




    1. Определите из представленных фрагментов текста доказательство того, что автор является философом-материалистом

    Ответы:

    1. Душа, в представлении Платона, одновременно отделена от тела и связана с ним. Душа способна при размышлении причащаться миру идей, познавать божественное, тем самым приобщаясь к иерархии высших сил. Душа, согласно Аристотелю, есть причина и начало живого тела. Сущность же есть причина бытия каждого предмета, но сущность живых существ есть жизнь, а душа есть причина жизни. Душа, согласно Ламетри, материальна, но она представляет собой особый род материи, обладающий способностью к самодвижению. 

    2. В основу универсума положено материальное начало. Под материальным началом понимается воздух, огонь, вода, атом, материал, алейрон и природа в целом. Человек является порождением закономерно развивающейся материи. О чем и говорит Ж.О. Ламетри: «…Сама по себе материя представляет собой пассивное начало; она обладает только силою инерции»




    1. Прочитайте текст и выполните задания

    П. ГОЛЬБАХ

    Вопросы:

    1. Поль-Анри Гольбах выступал с критикой религии и идеализма, отстаивая взгляды «здравого смысла». Найдите подтверждение этому в предложенных текстах.

    2. В приведённом тексте даны характеристики человека. Вы могли бы согласиться с данной точкой зрения? Обоснуйте свою позицию.

    Ответы:

    1. «Нет и не может быть ничего вне природы, объемлющей в себе все сущее…

    …можно сказать о человеке, который при всех испытываемых им изменениях и превращениях всегда поступает лишь согласно законам, свойственным его организации и веществам, из которых составила его природа.»

    1. Я согласна с данной точкой зрения, т.к. человек зависит от природы, от окружающей среды, а вот погода, температура, чс проходят независимо от человека, мы можем только приспосабливаться в данной окружающей среде.




    1. Прочитайте текст и выполните задания

    Д. ДИДРО
    Вопросы:

    1. Можно ли утверждать из представленных текстов, что Д. Дидро отрицал дуалистическое учение о раздвоении материального и духовного начала и признавал, что существует только материя?

    2. Можно ли считать Д. Дидро сторонником деизма? Обоснуйте свою точку зрения.

    Ответы:

    1. Дени Дидро отрицал дуалистичекое учение о материальном и духовном. Он говорит: «существо непротяженное, которое, однако, занимает пространство и в полном своем составе пребывает в каждой части этого пространства; которое по существу отличается от материи и вместе c тем c ней связано;… Но тех, кто отрицает его, ждут новые затруднения: ведь если вы на его место ставите чувствительность, как общее и существенное свойство материи, то из этого следует, что и камень чувствует…»

    2. Д. Дидро был сторонником деизма. Деизм – направление в философии, сторонники которого считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и сознание.




    1. Прочитайте текст и выполните задания

    К. ГЕЛЬВЕЦИЙ

    Вопросы:

    1. По мнению К. Гельвеция мышление и ощущение являются свойствами материи, её наиболее сложными образованиями. Находит ли это подтверждение в тексте?

    2. Исходя из второго фрагмента текста, обоснуйте свой моральный выбор.

    Ответы:

    1. Ум или рассматривается как результат способности мыслить (и в этом смысле ум есть лишь совокупность мыслей человека), или понимается как самая способность мыслить.

    2. Моим моральным выбором из трех картин будет первая ситуация, в которой король велит казнить преступника. Я считаю, что убийство страшное преступление, особенно большого количества людей. Со стороны короля освобождение преступника считается неправильным поступком по отношению к тем людям, которых убил освобожденный преступник.


    КЕЙС-ЗАДАНИЕ ПО КУРСУ «ФИЛОСОФИЯ»

    По разделу темы «Философия эпохи Нового времени»


    1. Прочитайте текст и выполните задания

    Р. ДЕКАРТ

    Вопросы:

    1. Исходя из авторского текста, отметьте обоснованность тезиса, что Бог выступает как гарант существования мира и истинного знания.

    2. В чём, по вашему мнению, из приведенного примера по Р. Декарту, состоит понимание онтологической значимости «внутреннего человека»?

    3. Исходя из авторского текста, отметьте фрагменты, где повествуется о возможности построить систему науки, могущей обеспечить человеку господство над природой.

    Ответы:

    1. Это обосновано тем, что всё существующее в мире по своей сути идеально, а значит, создано Богом. И по сколько многих вещей во вселенной мы познать не можем, то приходим к выводу, что они созданы Богом.

    2. Онтологическая значимость внутреннего человека заключается в самосознании и самопознании.

    3. «Ибо так как Бог может управлять ими бесконечно различными способами, то какие из этих способов им избраны, мы можем постичь только на опыте, но никак не посредством рассуждения. Вот почему мы вольны предположить любые способы, лишь бы все вытекающее из них вполне согласовалось c опытом…»



    1. Прочитайте текст и выполните задания

    Т. ГОББС

    Вопросы:

    1. К каким предметам, явлениям, процессам помимо «тела», приведенного в тексте, ещё можно применить философский термин «акциденция»?

    2. Определите в тексте суждения, подтверждающие считать Т. Гоббса одним из основателей теории общественного договора и теории государственного суверенитета.

    3. Исходя из представленного текста, дайте разъяснения следующему суждению: «О целевой причине речь может идти только тогда, когда имеют в виду те вещи, которые обладают чувствами и волей.

    Ответы:

    1. Польский писатель Станислав Лем в одном из своих рассказов описывает необычный мир, в котором звезда квадратная, а все существа являются причудливыми комбинациями различных тел. Акциденция же есть то, что не способно существовать в себе самом, а созерцается в субстанции. Субстанция есть под-лежащее, как бы материя вещей... Так, медь и воск — субстанция, а фигура, форма и цвет — акциденция. (философ Иоанн Дамаскин)

    2. Неправым делом в этом случае считается то, что, согласно обычаю, наказывалось, а правым — то, безнаказанности и одобрения чего можно привести пример, или (как это варварски называют юристы, которые одни лишь применяют эту фальшивую мерку справедливости) прецедент… Вот чем объясняется, что учения о праве и несправедливости постоянно оспариваются как пером, так и мечом, между тем как учения о линиях и фигурах не подлежат спору, ибо истина об этих последних не задевает интересов людей, не сталкиваясь ни c их честолюбием, ни c их выгодой или вожделениями.

    3. До сих пор речь шла о теле самом по себе, об акциденциях, общих всем телам, таких, как величина, движение, покой, действие, претерпевание, потенция, о том, что возможно, и т. д. Теперь следовало бы перейти к тем акциденциям, посредством которых одно тело отличается от другого. Но прежде всего следует объяснить, что значит различаться и не различаться, что такое тождество и разли­чие, ибо тела обладают кроме всего прочего тем общим свойством, что они различаются между собой и что их можно отличить друг от друга. Мы говорим, что два тела различны, когда об одном из них можно высказать нечто, чего нельзя одновременно сказать о другом.




    1. Прочитайте текст и выполните задания

    Ф. БЭКОН

    Вопросы:

    1. В чём проявляют себя идолы рода, пещеры, площади и театра?

    2. Деятельность Бэкона в целом была направлена на пропаганду науки, на указание ее первостепенного значения в жизни человека. Найдите подтверждение этому в предложенных текстах.

    3. Обоснуйте свою точку зрения, приводя доводы автора, почему корень заблуждений ложной философии троякий: софистика, эмпирика и суеверие?

    Ответы:

    1. Идолы рода – чувства человека, как создания природы; идолы пещеры - индивидуальные ошибки человека, которые он совершает в течении своей жизни; идолы площади – социализация человека, его связь с обществом и поведение в нем; идолы театра – знания, приобретенные в процессе учения, способность познания.

    2. «Всего вернее истолкование природы достигается посредством наблюдений в соответствующих, целесообразно поставленных опытах. Здесь чувство судит только об опыте, опыт же — о природе и о самой вещи»

    3. Софистика, эмпирика и суеверия заставляют человека думать не о том. Они являются отвлекающими факторами, которые сбивают человека с истинного пути.

    КЕЙС-ЗАДАНИЕ ПО КУРСУ «ФИЛОСОФИЯ» по разделу темы «Немецкая классическая философия»

    1. Прочитайте текст и выполните задания

    И. КАНТ

    Вопросы:

    1. Исходя из авторского текста, отметьте – в чём проявляется априоризм И. Канта?

    2. В чём, по вашему мнению, из приведенного примера по И. Канту, состоит задача чистого разума?

    Ответы:

    1. Априоризм Канта проявляется в сочетании разума и чувств. Автор считает, что только при их согласовании происходит осознание опыта.

    2. Задача чистого разума состоит в познании тех вещей, которые нельзя изучить опытным путем, т.е. опробовать на собственной шкуре. Чистый разум может строить теории на основе пережитого опыта, которые возможно будут является ответом на поставленную задачу.



    1. Прочитайте текст и выполните задания

    Г. В. Ф. ГЕГЕЛЬ

    Вопросы:

    1. Обоснуйте на своем примере тот факт, что деятельность есть средний термин, благодаря которому совершается переход общего и внутреннего к объективности.

    2. Исходя из представленного текста, дайте свои разъяснения трактовке понятия гражданского общества.

    Ответы:

    1. Возьмем, к примеру, карточный домик. Убрав одну карту – рушиться весь дом и его нужно строить заново. Но когда человек убирает эту карту, он не всегда способен предположить, что рухнет всё, он просто хочет взять конкретную карту.

    2. Гражданское общество – это некая связь семьи, как ячейки общества с государством. В гражданском обществе семьи могут контактировать друг с другом, а также обращаться к государству. Без гражданского общества не будет государства несмотря на то, что второе образуется раньше.




    1. Прочитайте текст и выполните задания

    Ф. НИЦШЕ

    Вопросы:

    1. Исходя из представленного фрагмента текста, в чём, по вашему мнению, заключается понимание автором «воления» и «свободы воли»?

    2. Обоснуйте свою точку зрения по отношению к мнению автора, что «мир во взгляде изнутри, мир, определенный и обозначенный по своему «интеллигибильному характеру», — он был бы «волей к власти», и более ничем»?

    Ответы:

    1. «Свобода воли» по мнению автора есть стремление к власти. Он считает, что чтобы освободить себя – нужно получить власть над кем-то другим.

    2. Мне кажется, что это не всегда происходит именно так. Далеко не любое желание человека можно охарактеризовать через стремление к власти. Желание счастья для себя не есть желание подчинить друго.




    1. Прочитайте текст и выполните задания

    А. ШОПЕНГАУЭР

    Вопросы:

    1. Разделяете ли вы мнение автора, что «всякое счастье имеет лишь отрицательный, а не положительный характер»…?

    2. Как вы понимаете логику автора в соотнесении свободы воли с благодатью и возрождением?

    Ответы:

    1. Нет, не разделяю. Мне кажется, что счастье дарует людям надежду. Автор считает эту надежду ложной, но для просто человека её достаточно, что стремиться к лучшему.

    2. Автор говорит о том, что свобода в религии является благодатью и возрождением, то есть высшей степенью счастья. По мнению философа, в религии нет понятия свободы, а точнее свободы – как счастья, поэтому проводит логическую цепочку к тем терминам, которые используются в религии.




    1. Прочитайте текст и выполните задания

    Л. ФЕЙЕРБАХ

    Вопросы:

    1. …Сущность человека в отличие от животного составляет не только основу, В чем, на ваш взгляд, проявляется принципиальное отличие сущности человека от животного? Разделяете ли вы позицию автора?

    2. Где из приведенного фрагмента текста проявляется авторское стремление к антропологической точке зрения в религии?

    Ответы:

    1. Главное отличие животного от человека заключается в том, что животное не обладает сознанием, оно просто следует инстинктам, в том время как человек осознает большинство своих действий. Позицию автора я разделяю.

    2. «…Искусство, религия, философия или наука составляют проявление или раскрытие подлинной человеческой сущности. Человек, совершенный, настоящий человек только тот, кто обладает эстетическим или художественным, религиозным или моральным, а также философским или научным смыслом».


    написать администратору сайта