Главная страница

История Азии и Африки. Кемеровский государственный университет 1998


Скачать 1.58 Mb.
НазваниеКемеровский государственный университет 1998
АнкорИстория Азии и Африки
Дата10.09.2021
Размер1.58 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаGovorov_ist_sred.pdf
ТипДокументы
#231133
страница18 из 25
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   25
4.
П
ОЗДНЕСАСАНИДСКИЙ ПЕРИОД
(VI
-
СЕР ВВ
.)
На рубеже V-VI вв. в результате движения маздакидов и маневров Кавада I и Хосрова I произошло решительное перераспределение земельной собственности и реальной власти в пользу трона и мелких земельных собственников дехкан за счет старой родовой знати. В соответствии с официальными хрониками того времени "Его нынешнее Величество, царь царей Хосров... подавил ересь и злые силы и дал им полнейший отпор в соответствии с откровением веры. Царство Ирана продвинулось, опираясь научение поклонения Мазде, которое вобрало в себя знания всех, кто был до нас.
". В результате перераспределения собственности и власти в Иране установились типичные для Востока государственно-феодальные отношения, закрепленные реформами Хосрова I. Земли, перешедшие от побежденной родовой знати к государству, передавались им крестьянству за поземельный налог хараг, объем которого зависел от выращиваемых культур, и подушный налог гезит, исчисляемый от степени благосостояния. Все земли и податные души были пересчитаны и поставлены на учет, что обеспечило казне стабильный и предсказуемый бюджет. Это позволило провести реформу государственного управления, которая обеспечила централизацию власти по вертикали "шах - сменяемый лично шахом вазург - командующие военными округами - Верховный Жрец. Впервые у Ирана появилась постоянная армия, а командующие округами были поставлены выше Верховного Жреца на иерархической лестнице. Тем самым был подчеркнут приоритет общегосударственных интересов перед узкоцерковными. Политика веротерпимости Хосрова I была продолжена его преемником Хормиздом IV (579-90 гг.), который дал отпор фанатизму зороастрийского жречества "Также, как наш царский трон не может стоять только на двух передних ножках, таки наше государство не может быть устойчивыми безопасным, если мы будем возбуждать гнев христиан. Поэтому прекратите их беспокоить и старайтесь делать добро так, чтобы христиане почувствовали бы влечение к нашей вере. Хосрову II (591-
628 гг.) посвящена как "мудрому политику и меценату" треть сасанидской части "Шахнаме" Фирдо- уси. Основным принципом его религиозной политики было сохранение статус кво (пусть каждый придерживается своей веры. Своим троном Хосров II был обязан византийскому императору Маврикию, который принял его в изгнании и помог справиться с узурпатором Бахрамом Чубином. Хосров II был заворожен византийской культурой, архитектурой, роскошью и пышностью, женился на дочери Маврикия Мириам

111 и называл Маврикия "отцом. При жизни последнего Хосров II не предпринимал враждебных акций по отношению к Византии, но готовился к грядущей схватке с ней, которая принесет ему титул "Победоносный. В рамках подготовки к войне он оказывал покровительство христианам-монофизитам Ирана в расчете на обеспечение спокойного тыла иранским войскам в Малой Азии со стороны византийских монофизитов. Проявлением лояльности к христианству вообще была и история с персидским пленением "Иисусова дерева" (Святого Креста из Иерусалима) и его возвращением в результате переписки двух императоров.
VI век стал эпохой расцвета Ирана во всех сферах. В с/х были внедрены новые культуры (рис, сахарный тростник, шелководство. Войны с Византией за выход к Черному морю в Закавказье и к Средиземному в Сирии и Малой Азии проходили с перевесом Ирана. В 570 г, выведя из строя союзную Константинополю Эфиопию, персы захватили Йемен и отныне контролировали не только сухопутные, но и морские транзитные торговые пути из Европы на Восток. В 603 г. две великие державы Ближнего Востока, Византийская империя и Сасанидский Иран, начали новый тур военного и политического противоборства. Теперь в битву были брошены все силы, исход борьбы решал судьбы государств и религий той и другой стороны и общее направление развития всей Ближневосточной цивилизации. В 622 г. персы захватили Родос и осадили Константинополь. Фактически были восстановлены границы державы Ахеменидов. В ответ на просьбу императора Ираклия о мире Хосров предложил Византии отказаться от христианства. И тогда Ираклий совершил великолепный стратегический маневр - оставив персов на берегах Борфора, он десантировал свои войска на кавказское побережье и, пройдя через Армению и Азербайджан, захватил сасанид- скую столицу Ктесифон со всеми ее богатствами. Христианский мир торжествовал победу. Иран вступил в полосу затяжного кризиса, вызванного перенапряжением военных усилий, ослаблением центральной власти на фоне усиления сепаратизма и усиления социальной напряженности, разрухи хозяйства, особенно ирригационного на юге Месопотамии. Хосров II стал жертвой придворных интриг. После череды дворцовых переворотов к власти пришел внук Хосрова Ездигерд. Главным противником Ирана Ездигерд по инерции считал Константинополь, но удар был нанесен с совсем другой стороны. ИРАН В СОСТАВЕ АРАБСКОГО ХАЛИФАТА Арабское завоевание территорий зимми (людей Писания) ставило перед последними тройную альтернативу - смерть в случае сопротивления подчинение с сохранением религиозно- культурной самобытности при условии уплаты подушного налога на неверных джизии; исламизацию с отказом от прежних религиозно-культурных устоев. При первых "четырех праведных халифах" подавляющее большинство населения Ирана сохраняло приверженность прежним исповеданиям. Сами арабы не форсировали исламизацию, полагая, что только мусульмане могут быть истинно праведными, а неверных можно "оставить в их беззакониях "если провинции признают тебя. собирай с них дань. и оставь им их религию и землю. Неожиданность и грубость завоевания, чуждые обычаи арабов (обрезание, чистая-нечистая пища, воздержание от вина, идолопоклонство Каабе) отвращали зороастрийцев от ислама. Привыкшие к сознательному почитанию мудрого высшего существа и полноценной духовной жизни с радостными обрядами, зороастрийцы не могли сразу воспринять слепую веру в непостижимого Бога, обязывавшего становиться передним на колени и бить поклоны. Сама по себе зороастрийская религия не менее велика, чем ислам, победа которого изначально обеспечивалась грубой силой. Кроме того, зороастризм сохранял роль хранителя славного прошлого и единственной связи с этим прошлым. Однако тенденция к исламизации постепенно брала верх. Зороастризм, привыкший к поддержке национально-светской власти, оказался несостоятельным при отсутствии оной. Впечатляющие победы арабов сами по себе воспринимались как "доказательство" исторической правоты ислама. Великое множество иранцев, обращенных арабами в рабство, могли стать свободными при условии "добровольной" исламизации; подобным же образом еще большее количество людей могли освободиться от джизии; суровость ислама по отношению к женскому полу никак не могла сравниться с тягостными законами очищения женщин в зороастрийском обществе вначале своей истории ислам еще не успел догматизироваться, его простота и синкретичность облегчали его понимание возможность общаться с Аллахом напрямую без многочисленного и дорогостоящего жречества подкупала потенциальных сторонников. Свою роль сыграла и невозможность антиисламской пропаганды и даже свободных религиозных дискуссий с муллами - такие попытки могли окончиться казнями неверных. Довольно скоро перед арабскими сборщиками налогов встала проблема "искренности" новоявленных

112 мусульман из среды местного населения, ослаблявшая государственную казну. Родители исламизи- ровались, исходя из прагматических соображений, но их дети уже вырастали мусульманами. Особенно быстро пошел процесс исламизации в эпоху "арабского империализма" Омейядов. Замена в государственных учреждениях персидского языка на арабский в качестве официального в сер. VIII в. поставила немусульманскую часть населения Ирана на обочину общественно- политической жизни. Этноцентричный зороастризм, в отличие от полиэтничного ислама, не мог обеспечить персидской знати условий для доминирования в многонациональном государстве, ей импонировал, как соответствующий древнеперсидским традициям, мусульманский тезис о неразделенности светской и духовной власти. С переводом сасанидской "Книги царей" на арабский иранские роды, принявшие ислам, могли возводить свое происхождение к древнеиранским хроникам, не возбуждая при этому арабов подозрения в неискренности их исламизации - зороастризм потерял свою роль хранителя прошлого и связи с ним.
Иранцы-мусульмане, недовольные своим неравноправным положением в мусульманской общине халифата, перешли в наступление на религиозно- идеологическом фронте, связав Иран с истоками ислама сначала вспомнили порвавшего с зороастризмом Салмана Фариси, ставшего членом семьи Мухаммеда; затем родилась легенда, что внук Мухаммеда от его дочери Фатимы сын четвертого халифа Али Хусейн женился на плененной дочери Ездигерда иона родила ему сына, четвертого шиитского имама. Отсюда "партия Али" - шииты (ши ат-Али) делала не только теоретический вывод, но и практические шаги к утверждению, что законная власть в халифате принадлежит потомкам Али, а не "незаконным Омейядам" (виновника смерти Хусейна в трагедии Кербелы 680 г. Язида ибн-
Муавию шииты поминают в своих молитвах "Да проклянет Аллах Язида"). Религиозный раскол в исламе, происшедший изначально в арабской среде, был использован неарабской частью мусульманской общины для повышения ее статуса. На территории бывшего саса- нидского Ирана шиизм прижился как достойная форма исламизации, средство борьбы с арабским засильем в мусульманской общине халифата, форма притязаний наследников Сасанидов. С распространением шиизма в Иране зороастрийцы теряют монополию направо считаться иранскими патриотами- шиитская форма подчеркивала этническое отличие иранских мусульман от арабов (а религиозное отличие в том, что шииты "более правоверны"). Совместными усилиями арабских шиитов под руководством потомка дяди пророка Абу-Аббаса и иранских шиитов под руководством Абу-Муслима в 750 г. сунитский халифат Омейядов был свергнут и возник шиитский хилифат Аббасидов, полуиранский по составу правящей верхушки и основам государственности, нос арабским языком как официальным. Столица халифата Багдад находилась вне иранской территории - поэтому большинство налоговых сборов с нее уходили за пределы Ирана. На место былого арабо-иранского антагонизма этнического приходит антагонизм между мусульманами и неверными, а еще точнее - этническая монополия арабов сменяется религиозной монополией мусульман независимо от их этнической принадлежности (Омейядов все-таки вместе свергали. Указанные изменения плюс некоторая зороастризация шиитского ислама в его ритуальной части способствовали дальнейшему росту вероотступничества в пользу ислама. Научно-культурный обмен внутри многонационального халифата Аббасидов в условиях относительной веротерпимости способствовал расцвету культуры в этот период (персидские авторы считают это следствием предшествующего культурного развития Ирана, арабские - результатом благотворного влияния ислама.
Арабо-исламское завоевание радикально изменило этнорелигиозную картину иранского общества. Сами арабы не ассимилировались в Коренной этнос и утвердились мелкими вкраплениями на территории страны (за исключением Хузестана, где они составляют компактное большинство по настоящее время. В отличие от персов, рано осознавших выгоду и необходимость исламизации, непер- сидские этносы больше и дольше отстаивали свои этнокультурные традиции вплоть до политико- экономической самоизоляции, а конечный триумф ислама среди них чаще всего проявлялся в форме народных ересей. Яркими проявлениями утверждения ислама как религии большинства населения Ирана в X встали закон о наследовании имущества членом семьи, принявшим ислам - это обессилило зороастрийскую общину материально, презрительное отношение ко всему, что связано с зороастризмом в быту, как признак подлинной мусульманизации человека (плевки в огонь, отношение к собаке как к нечистому животному, чего изначально в исламе не было. Нов целом ислам в Иране представлял собой пеструю картину различных школ и толков. Доминировавшее в иранском исламе шиитское духовенство было носителем тенденции к восстановлению иранской государственности, нона новой идеологической основе (доктрина 12 имамов и "сокрытого имама.
IX-X вв. можно назвать "персидской интермедией" между арабскими тюркским господством фактически власть в этот период находилась в руках местных ирано-мусульманских династий. С ослаблением и падением халифата налоговые поступления остаются в Иране, давно уже не испытывавшем внешних вторжений. Это способствовало экономическому подъему на основе развития всех пяти видов ирригационного земледелия (ручьевое, канальноречное, колодезное, кяризное, оазисное). Экономический подъем способствовал культурному развитию, что проявилось в успехах литературы и науки на новоперсидском языке фарсидари (придворный) и связано с именами Рудаки, Фирдоуси,
Авиценны и др.
6. Иран в XI - сер. Х вв. В нач. Х в. территория Восточного Ирана оказалась в составе государства Газневидов, однако афганские правители предпочли восточное направление экспансии в сторону Индии и не пошлина запад. В 1040 г. тюрки-огузы нанесли Газневидам поражение и власть последних осталась только в Афганистане. В составе государства Сельджукидов Иран оставался дог. Это был период борьбы тюрко-сунитской и персо-шиитской феодальной группировок на фоне сектантских движений периферии иранского общества, лавировавших между тюрками и персами, и доминирования тюрок в во- енно-политической сфере. Эпоха сельджукидов характеризуется трансформацией установленной ими системы иктадаров-ленников в сторону превращения икты в наследственное владение, что способствовало распаду этого государства. В указанный период дехкане как относительно самостоятельная политическая сила сходят с арены и этим термином начинает обозначаться крестьянство. С распадом сельджукской державы восток Ирана входит в состав Хорезма, а на части остальной территории существовала теократическая держава шиитов-исмаилитов во главе с шейх аль- джебель (старцем гор, использовавшим для достижения своих целей "жертвующих собой во имя веры" федаев. Существованию всех государственных образований в Иране положили конец монголы, не оставившие там "ни одной стоящей стены. ГОСУДАРСТВО
Х
УЛАГУИДОВ
(1256-1353
ГГ
.)
По завещанию Чингис-хана все земли к западу от Аму-Дарьи и Арала должны были отойти к
Джучидам, но из-за удаленности этих земель Золотая Орда не смогла воспользоваться своими правами. Хулагу-хан самовольно создал пятый монгольский улус, впоследствии признанный Хубилаем, с титулом Ильхана, те. хана племени в значении улусного правителя. С самого начала пятый улус, ядром которого были Иран, Афганистан, Азербайджан, находился в чисто номинальной зависимости от Великого Хана. Византия платила улусу дань. Государство Хулагуидов представляло собой уродливое сочетание монгольской раннефеодальной государственности и иранских традиций развитой государственности, Великой Ясы и мусульманского права, центробежных и центростремительных тенденций. Господствующий класс состоял из "людей меча" (военно-кочевой и оседлой провинциальной тюрко-монгольской знати, мирившейся с централизацией лишь на время внешних завоеваний) и "людей пера" - иранской гражданской бюрократии и духовенства, сторонников сильной центральной власти. Сами Ильханы, сохранив структуру хорезмского госаппарата, вели полукочевой образ жизни, передоверив черновую работу по управлению государством своим визирям из числа иранских мусульман (из 23 визирей только один умер своей смертью, и то скоропостижно. Внутри собственно монгольской верхушки шла борьба двух тенденций. Старомонгольская партия в соответствии с Великой Ясой, запрещавшей оседание, выступала за хищническую эксплуатацию завоеванного населения. Однако в окружении Ильханов склонялись к сближению с местной феодальной верхушкой, духовенством и купечеством, за восстановление производительных сил, подорванных монгольским завоеванием и борьбой Хулагуидов с Золотой Ордой, Сирией, Палестиной, Египтом, Чагатайским улусом. Сторонник этой тенденции Гасан-хан (1271-1304 гг.) пошел на крутое изменение внутренней политики вступил в союз с ирано-мусульманской знатью посредством исла- мизации монгольской верхушки возродил иранские государственные традиции занялся хозяйством и финансами установил хотя и высокие, но фиксированные налоги. Так монголы пополнили ряды той самой мусульманской общины, которую с такой жестокостью (сотнями тысяч) уничтожали их деды. В результате деятельности Гасан-хана доходы казны выросли с 17 до 21 млн. динаров (однако до монголов они составляли 101 млн. динаров. Эти реформы задержали распад державы Хулагуидов, ноне могли его предотвратить. Она была добита в 1353 г. повстанцами сербедарами. Столетие монгольского завоевания и господства в Иране имело для страны тяжелые последствия как в материальном, таки в духовном плане упадок ирригации и уменьшение площади пахотных

114 земель в пользу экстенсивного кочевого скотоводства, рост кочевого элемента в населении, пагубная грабительская налоговая политика. Меньше других областей пострадал Фарс, не оказавший монголам сопротивления при их вторжении. Остановился духовно-культурный прогресс, так как "сама традиция подлинной учености. была почти разрушена. Пропали последние собрания священных книг зороастрийцев и были разрушены их последние храмы. ИРАН В СЕР ВВ

.
По мере ослабления и распада государства Хулагуидов на его месте возникло государство сер- бедаров на основе шиитской секты, ослабившее налоговый пресс с 60% до 30% урожая подобное ему государство Сеидов и ряд мелких княжеств. Все они подверглись завоеванию Тимуром (1381-
1405 гг.). В отличие от Чингис-хана, Тимур имел определенный экономический план закрытия всех торговых путей из Европы на Восток севернее Каспия и Черного моря посредством тотального разрушения прилегающих к ним территорий и установления своего монопольного контроля над евроа- зиатскими караванными путями через Иран. Поэтому завоевание им Ирана не имело столь деградирующего, как монгольское, характера. Гораздо более серьезные последствия имели усобицы тимури- дов после смерти великого завоевателя, борьба местного населения против тимуридов, противоборство "Чернобаранных" и "Белобаранных" кочевых туркменских племен. В результате деградации традиционно всегда более развитого Севера центр торгово-ремесленной деятельности переместился на Юг (Ормуз, Шираз) при сохранении за Севером положения центра военно-политической активности усилившегося св. тюрко-сунитского этнокультурного элемента. Официально Иран ХIV-ХV вв. был сунитским при чрезвычайно активной военно-политической деятельности крайних шиитских сект. Множество сунитов наделе были скрытыми шиитами, жившими по принципу " такие" (благоразумного скрывания своей веры. При этом персоязычные шииты уже не только персы. ИРАН В Х СЕР

1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   25


написать администратору сайта