Главная страница
Навигация по странице:

  • (610-630 ГГ .)

  • История Азии и Африки. Кемеровский государственный университет 1998


    Скачать 1.58 Mb.
    НазваниеКемеровский государственный университет 1998
    АнкорИстория Азии и Африки
    Дата10.09.2021
    Размер1.58 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаGovorov_ist_sred.pdf
    ТипДокументы
    #231133
    страница19 из 25
    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   25
    .
    ХVII
    ВВ
    .
    На рубеже ХV-ХVI вв. началась борьба династий тюркского и иранского происхождения, принимавшая весьма запутанные и причудливые этнорелигиозные формы. Входе борьбы верх постепенно взяла династия Сефевидов из Южного Азербайджана в опоре на умеренных тюрок-шиитов кы- зылбашей. В результате в государстве Сефевидов (1502-1736 гг.) на начальном этапе его существования этническая доминанта в верхах сместилась к тюркитам, а религиозная - к шиитам, те. шиизм в руководстве был представлен преимущественно тюрко-азербайджанской кочевой знатью, а не персами. Сефевидской столицей был Тебриз. Войны с сунитской Турцией впервой пол. Х в. за богатые земли Месопотамии, Курдистан и контроль международных торговых путей способствовали дальнейшему усилению шиитского характера Сефевидского государства. Расцвет государства Сефевидов связан с царствованием Аббаса I Великого (1587 -1629 гг.), жестокого деспота (из подозрительности он убил старшего сына и ослепил двух младших) и реформатора. Его деятельность была направлена на централизацию власти и укрепление экономики. Авторы "Истории Ирана" утверждают, что при Аббасе I произошел переход власти от тюрко- азербайджанского кочевого элемента к оседлому персидскому, а по мнению О. И. Жигалиной, Аббас
    I использовал персов в качестве губернаторов на местах, а при дворе "больше говорили по тюркски, чем по персидски". В любом случае политика Аббаса I больше соответствовала интересам землевладельческой знати, связанной с торгово-ремесленными кругами. Столица была перенесена в Исфахан. Совершенствовалась торговая инфраструктура (дороги, караван-сараи). С созданием регулярного войска слабеет тюркское влияние на военную политику государства. Власть шаха стала неограниченной и более устойчивой, чему турецкого султана (шахский Великий визирь был сугубо гражданским лицом без функций главнокомандующего. К тому же, при Аббасе выросла доля государственных и шахских земель.
    Аббас I прилагал большие усилия для укрепления внешнеэкономических и внешнеполитических позиций государства. Не имея сил для борьбы на несколько фронтов, шах громил врагов поодиночке. В 1590 гон заключил мир с Турцией, уступив ей большую часть Закавказья и полученную передышку использовал для разгрома узбекских кочевых племени проведения реформ. Укрепившись на восточных границах, пополнив свою теперь уже регулярную армию артиллерией, он вынудил турок вернуть уступленные им ранее территории (1612 г. Опасаясь турецкого реванша, Аббас пытался сколотить антитурецкую коалицию с участием европейских держав.

    115 Усиление Ирана при Аббасе I повысило заинтересованность европейских держав в торгово- политических связях с ним, минуя посредничество турок и португальцев. Исфахан и страны Западной Европы были одинаково заинтересованы в ликвидации португальской монополии в торговле Персидского залива. После победы 1612 г. над Турцией Иран впервые получил возможность сосредоточиться против португальцев на сушено изгнать их с островов без собственного флота не мог. Поэтому
    Аббас привлек к решению этой проблемы одновременно англичан и голландцев в обмен на предоставление им торговых льгот. В е гг. Х в. эпоха португальского господства в Персидском Заливе окончилась и началось противоборство за гегемонию в иранской торговле ив Индийском океане вообще между англичанами и голландцами. Иран мало что получил от смены гегемона в этой торговле. Наследники Аббаса I не обладали его дарованиями, энергией и волей к преобразованиям. С конца Х в. Сефевидский Иран вступает в кризисную ситуацию.

    116 АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ

    1.
    Д
    ОИСЛАМСКИЙ ПЕРИОД В ИСТОРИИ
    А
    РАВИИ

    ЖАХИЛИЙЯ
    )
    Аравийский п-ов по степени изолированности и размерам даже в большей степени может быть назван субконтинентом, чем Индостан (3 млн. кв. км. против 1, 8 млн. кв. км. В сер. первого тыс. н. э. земледельческие цивилизации Юга Аравии приходят в упадок прежде всего по политическим причинам, о чем свидетельствует история Марибской плотины, ключевого элемента ирригационной системы (прорыв плотины 450 г. был ликвидирован немедленно, для ликвидации прорыва 542 г. потребовалось несколько лет организационно-политических усилий, после прорыва 570 г. плотина таки не была восстановлена. Упадку Южной Аравии способствовало противоборство Константинополя и
    Ктесифона за контроль международных торговых путей, проходящих через нее. Византия добивалась своих целей посредством поощрения своей союзницы Эфиопии на подчинение Йемена. Однако подобная политика привела к обратному эффекту христианство в Йемене стало ассоциироваться сне- навистными черными эфиопскими захватчиками. В кв. Йемен при иранской поддержке изгнал эфиопов, а в 597 г. оказался захваченным тем же Ираном. Экономический упадок и ликвидация политической самостоятельности Южной Аравии нарушили веками существовавшее налаженное взаимодействие земледельцев и кочевников п-ова. Внутренняя история кочевой Аравии всегда была небогата событиями, выходившими за пределы межплеменных отношений распад родовых коллективов и выделение отколовшихся групп межплеменные разборки из-за пастбищ и водопоев набеги (газв) как альтернатива голодной смерти и признак доблести во имя сохранения жизни рода. В сер. I тыс. бедуинское общество находилось на последней стадии разложения родоплеменного строя в связи с усилением социального неравенства обострялось ощущение неустройства жизни. Родоплеменное общество Аравии испытывало политическое давление извне (кочевники оказались в кольце сасанидских владений) и подвергались могучим куль- турно-идеологическим воздействиям из средиземноморского мира. Среди арабских племен постепенно распространялись чужие религиозные учения, иудаизм и христианство, а их собственные культы начали приходить в упадок. В связи с противоборством Константинополя и Ктесифона Аравия втягивалась в политико-идеологическую орбиту Ближнего Востока. Вслед за кризисом южноаравийской цивилизации надвигался комплексный социально- экономический и культурно-идеологический кризис кочевого общества, потерявшего былые ориентиры. Единственным выходом из сложившейся ситуации была политическая консолидация, возможная только на общей для всего радо-племенного общества идеологической основе, а идеология переходного периода средневековья - религия. Иудаизация или христианизация арабского общества означали бы его включение в состав одной из противоборствующих частей Ближневосточной цивилизации в качестве ее перферийно-фронтового элемента. Арабское общество пошло по другому пути через три месяца после триумфального возвращения в сентябре 629 г. покорителя Ктесифона императора Ираклия в Константинополь произошло малозаметное на этом фоне событие - признание столицей арабского язычества Меккой в январе 630 г. идеологического и политического руководства Мухам- меда. Арабское кочевое общество нашло исламскую альтернативу иудаизму и христианству и тем самым включилось в ближневосточную политику в качестве самостоятельного субъекта. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСЛАМА
    (610-630
    ГГ
    .)
    Внешние политико-идеологические влияния и воздействие социально- экономического кризиса испытывала на себе Мекка (нас. 8 тыс. чел, крупный центр транзитной торговли (Кто не торгует, тот ничего не имеет" - говорили о мекканцах), религиозно-языческий центр поклонения священному камню метеоритного происхождения Каабе, обладатель водного источника Земзем. В результате расслоения населявшего Мекку племени курейш доминирующие позиции в жизни города захватил род
    Омейя, успешно сочетавший торговлю с ростовщичеством. Период 610-622 гг. - начало проповедей в Мекке Мухаммеда, одинокого, без родни и сыновей, страдавшего то ли "мускулярной истерией, то ли височной эпилепсией (как у Ф. Достоевского. Именно вовремя припадков, целенаправленных галлюцинаций и во сне появились первые суры Корана, начала ислама. Человек, не имевший поэтического дара, заговорил в стихотворной форме, что считалось чудом. Из проповедей Мухаммеда, женившегося на богатой и старше его налет купчихе
    Хадидже, мекканцы могли уяснить, что Аллах всемогущий каждому народу дал свое Писание и своего Пророка - для арабов таковым является Мухаммед. Много повидавшая торговая Мекка несколько лет довольно равнодушно относилась к деятельности новоявленного мессии - городи без того был языческим центром. Однако, когда Мухаммед объявил мекканцев нечестивыми, которым следует гореть в Аду, они удивились, "неужели Аллах не смог найти кого-либо другого" в качестве Пророка, и подвергли Мухаммеда бойкоту (в рамках бойкота мужья вернули ему его дочерей. Спасаясь от бойкота в Мекке, Мухаммед совершил переселение - хиджру (622-628 гг.) в Медину, один из крупнейших земледельческих оазисов Аравии. Сопровождаемый сотней последователей- мухаджиров, Мухаммед сумел сплотить вокруг себя разобщенных арабов Медины при содействии местных помощников - ансаров. Мединские евреи, обеспокоенные сплочением арабов, получили от
    Мухаммеда соответствующе гарантии, подкрепленные договором. Установив контроль над Мединой,
    Мухаммед блокировал Мекку и лишил ее тем самым торговых прибылей, основы ее существования сначала отбил караван с изюмом, а в 624 г. караван из тысячи верблюдов. Удачные военные операции под флагом джихада против "неверных" мекканцев поднимали авторитет Мухаммеда, способного "на чудеса. Взяв в жены девятилетнюю Айшу, летний Мухаммед кодифицировал семейно- брачные отношения в сторону их ужесточения (Коран смотрит на женщину глазами ревнивого мужа, хотя в основе регламентации этих отношений лежали интересы сохранения собственности, Продемонстрировав свои военные возможности, Мухаммед проявил также и склонность к компромиссу в 628 гон совершил хадж в Мекку на поклонение Каабе. Тем самым он дал понять, что не покушается на роль Мекки как религиозного центра. Признав политико-идеологическое руководство
    Мухаммеда, Мекка могла превратиться в центр новой быстрорастущей религии и восстановить свои торговые прибыли. В 630 г. Мухаммед принял от мекканцев присягу верить в Аллаха единственного и слушаться Пророка его Мухаммеда. Так было положено начало превращению общины верующих
    (мухаджиры, ансары, мекканцы) в государство. А поскольку "лицемеры-евреи" строили козни, опасаясь потери своего финасового превосходства, правоверные вместо Иерусалима стали кланяться в сторону Мекки (позднее евреи вообще будут выселены из Аравии, родины ислама. Тысячи людей под влиянием вдохновенных проповедей Мухаммеда и его чудесных успехов на военно-политическом поприще уверовали Аллах велики всемогущ и Мухаммед Пророк его следует быть покорным Аллаху (ислам означает покорность) и уверовать в него (мусульманин - "отдавший себя Аллаху, очищаться от грехов в преддверии Страшного Суда посредством личного благочестия и помощи ближним (добровольно-обязательный закят); соблюдать шесть столпов веры - исповедание, молитва, пост, милостыня, хаджи газават - за это праведные земные аскеты попадут в мусульманский рай цветущий сад свином без похмелья и полногрудыми большеглазыми гуриями.
    Мухаммед принес хотя и новое, но согласное с жизненным опытом большинства арабов не- осознанно-стихийное решение многих наболевших социальных, правовых, этических и бытовых проблем (если бы Пророк пришел к аравийским язычникам, скажем, с буддизмом, то его бы просто осмеяли или не заметили. Поэтому, распространяя ислам в Аравии, никто не грозил, не мучил, не жег и не топил людей, как это бывало при христианизации некоторых регионов арабское язычество не знало мучеников. Сами мусульмане объясняли это тем, что "правая вера" побеждает сама по себе Бог не принуждает, а убеждает, как вождь на племенном собрании.
    Мухаммед принес новый принцип организации жизни, иные цели и другие устремления. Он пришел нес готовой религиозной системой, а искал пути к ней на глазах у всех и даже с общей помощью. Вместе с исламом арабское общество вступило в другую историческую эпоху этнолингви- стическая и хозяйственно-экономическая общность дополнилась общностью культа, и бедуины стали одним народом, арабским, вошедшим в число "исторических. "Любите арабов потрем причинам - говорил Мухаммед - я араб, и Коран арабский, и язык живущих в раю тоже арабский. Ислам как ре- лигиозно-культурный феномен утверждался через принципиальное отрицание не только язычества, но и родоплеменной структуры (родоплеменная организация сохранится еще долго, но уже не будет определять основы духовно-политической жизни. Возникновение и экспансия ислама положило конец долгому переходному периоду от древности к средневековью множества стран и народов от Индии до Атлантики. Вопрос о социально-экономических предпосылках возникновения ислама в смысле его выгодности какой-либо определенной соцально-экономической категории населения остается дискуссионным. Сторонники "торгово-капиталистической теории" (МН. Покровский, МА. Рейснер) считали ислам идеологией торгово-купеческой элиты. Е. А. Беляев связал возникновение ислама с становлением рабовладельческого строя. Н. В. Пигулевская и Л. Г. Полонская увидели в исламе идеологию раннефеодального общества. Существуют также "кочевническая" и "земледельческая" теории. На наш взгляд, наиболее сбалансированная точка зрения на проблему высказана ГМ. Керимовым: "В период возникновения ислама общественный строй Аравии переживал свой распада рабовладельческая формация еще не стала господствующей. Формирование ислама в качестве законченной системы, регулирующей социально-экономические, общественно-политические, правовые и морально- этические нормы, происходило в условиях господства феодальных отношений при длительном сохранении в рамках феодального строя рабовладельческого уклада и родоплеменных пережитков. Ислам возник как религия предгосударственного типа, при распаде патриархального строя и появлении рабовладельческого уклада, ускорившая становление арабского раннефеодального государства при встрече с развитым феодализмом завоеванных территорий Ирана и Византии. Становление арабского феодального государства имеет существенные особенности господствующий класс возник входе его образования весь народ (арабы) в определенном смысле стал господствующим классом в качестве доминирующего верхнего этнорелигиозного слоя над всеми завоеванными народами - это лишает смысла споры о том, чьим интересам более соответствовал ислам. Это учение дало выход из противоречий всего арабского общества, религиозно оформив стремление к завоеваниями сделав ограбление других народов "богоугодным делом, те. ислам соответствовал общественным потребностям вообще сначала интересам мединских землевладельцев, потом - мек- канской торговой верхушки, позднее - интересам бедуинской части аравийского общества (исламиза- ция не устранила противоречия между вышеназванными группировками, но оттеснила их на второй план, как и социальные противоречия, в условиях успешных завоеваний.
    3.
    С
    ОЦИАЛЬНО
    -
    КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСЛАМА Основатель ислама не успел оставить своим последователям канонизированного им самим письменного изложения основ мусульманского вероучения. Мусульманское Священное Писание - Коран (вернее, одна из его версий) был утвержден специальной комиссией под председательством личного секретаря Мухаммеда Зейда по поручению халифа Османа уже после смерти Пророка. В Коране насчитывается 225 противоречий. Поскольку изреченное Пророком, помещенное в Коран, не может дать ответы на все вопросы, этому помогает Сунна - мусульманское Священное Предание, сведенная в IX в. в 6 сборников хадисов. Считается, что Сунна может обойтись без Корана, но Коран не может обойтись без Сунны. Отсюда важнейшая особенность ислама - эклектичность. противоречивость, спорность уже на уровне основополагающих Священных книг. В сложившейся ситуации религиозно-идеологической противоречивости оказывается важным не столько сам факт (сура, суна, хадис), как его интерпретация официальной церковью. Однако вис- ламе клир (улемы) есть, но церковной организации в традиционно-христианском понимании нет. Поэтому по любому вопросу мусульманской догматики и практики требуется как минимум согласие авторитетных богословов. Расколы в богословской среде влекут за собой соответственно расколы в общине верующих - умме, причем представители всех точек зрения считают именно свою трактовку наиболее верной. Отсюда всевозрастающая дробность учения и общины и внутрирелигиозная нетерпимость противоборствующих толков как проявление веры в истинность именно своей интерпретации. Отказ ислама признать "покорного Аллаху" человека мерилом и арбитром всех вещей привел Г. Э. Грюнебаума к выводу об основополагающем антигуманизме ислама. Будучи таковым, ислам крайне регламентировал все стороны жизни правоверных по законам шариата (шариат означает направлять) от колыбели до могилы. Мелочи быта ислам также связал с божьим промыслом с целью доведения повседневных навыков и привычек до рефлекторности. Русский мыслитель нач. ХХ в. В. П. Наливкин отметил "Стараясь столь мелочно регламентировать по возможности все явления человеческой жизни, шариат подчинят себе эту жизнь. и закабаляет не только деяния, но даже мысль и воображение мусульманина. Исламский мир с момента своего возникновения и док. ХIХ вне знал других законодательных систем, кроме шариата. Судебная система в этом мире децентрализована, как и церковная, и функционирует локально на основе исламских требований. Поскольку становление арабского халифата проходило под зеленым знаменем ислама, это способствовало сохранению неразделимости светской и духовной власти, религии и государства, отсутствию четкого разграничения их функций. На практике, по отношению к низам общества, это союз двух властей, обслуживающих друг друга за счет сохранения основополагающих регламентаций жизни общества. Ряд исследователей находят возможным поставить знак равенства между исламскими тоталитарным обществами. Однако тоталитаризм - социально-политический феномена ислам - феномен цивилизационный. К тому же, в отличие от тоталитарного общества, отсутствие четкого разделения функций светской и духовной власти - причина типичной хронической для мусульманского общества политической нестабильности.

    119 Наличие в исламе сильной эгалитарной тенденции обусловило специфическое двойственное отношение к частной собственности, негативно отразившееся на экономическом развитии мусльман- ского мира. С одной стороны, право частной собственности религиозно освящается (провозглашая общее равенство всех перед Аллахом, ислам запрещает "глядеть завистливыми глазами" нате блага, которыми Аллах наделил немногих избранных. С другой стороны, прерогативы мусульманского государства распространяются на все виды собственности, в т. ч. и частную. Как отметил И. Г. Нофаль, всюду, где господствует мусульманское законодательство, нет и не может быть другой личной собственности, как только в виде исхождения ее от верховной власти. Всякий личный владелец. есть только как бы временный владелец или владелец одного только разрешения пользоваться вещью на определенных верховной властью условиях. Частная собственность - "дозволенная" собственность, дарованная государством милость. Мировоззренческие установки и экономико-правовые концепции ислама обусловили официальный запрет ростовщичества - в результате первыми банкирами в мусульманском мире стали немусульмане. Исламская концепция внешнеэкономических отношений характеризуется отсутствием протекционизма и меркантилизма, что ведет к удушению местной промышленности, неспособной выйти за рамки ремесленно-мануфактурной стадии - расцвет городов на средневековом мусульманском Востоке базировался на старой производственной основе. Кроме того, исламское вероучение унаследовало языческие представления бедуинов о предопределении судьбы и покорности ей. Дух фатализма никоим образом не способствовал проявлению экономической предприимчивости правоверных. Характерная черта ислама - его способность к адаптации и интегрированию инонациональных элементов. Исследователи расходятся в вопросе о том, чье влияние на ислам в процессе его возникновения было более заметным, иудейское или христианское, однако сам факт этого влияния бесспорен. Указанная способность ислама содействовала успехам мусульманского завоевания, утверждению ислама в поКоренных странах, сосуществованию его с другими религиями. При этом проявлялась избирательность адаптивности ислама - он воспринимали мирился только стем, что не противоречило его основам. Решающим фактором распространения и утверждения ислама было не физическое господство завоевание и подавление, а его культурная мощь. Ислам и халифат сделали то, чего не смогли сделать Византийская империя и Сасанидский Иран положение человека в обществе было поставлено в полную зависимость от его места в механизме государства - любой богач без государственной должности был всего лишь налогоплательщиком, который должен платить больше других. На базе арабского языка и сближения всех исламизированных народов была создана "мусульманская культура" как комплекс родственных культур (для этого была предпосылка эллинизма - арабский язык в Ближ- невосточно-средиземноморском регионе сделал тоже, что в свое время сделал язык греческий. Это культурное единство сохранилось и после распада халифата, продолжая накопление общего культурного фонда с включением в него достижений индийской науки. Универсализм ислама по этногори- зонтали и временной вертикали способствовал амальгамированию культурна арабской основе и созданию блестящей культуры мусульманского мира на фоне глухого европейского средневековья - между ними Возрождением пролегла "великая эпоха переводов, ставшая трамплином для будущего прыжка Европы в Новое время. Исламский мир находился на вершине своего военного могущества и культурного развития в самом начале своего существования (Х вв.), а затем, после веков незабываемого взлета и величия, развитие мусульманского мира пошло по нисходящей на фоне решительного восхождения Европы. Историческое прошлое, тем более великое, мощная сила современности - народы ранее единого и могучего халифата, встретившись с унижающими их проблемами последующих эпох, реагировали на них с оглядкой на свое славное историческое прошлое. Реакция ислама на изменение общественных условий носит маятниковый характер - от пассивного вынужденного соглашательства сними до яростных социально-политических взрывов протеста, трактуемых остальным миром как проявления фанатизма и фундаментализма. При этом точка отсчета и социально-идеологические ориентиры возмущенных исламских масс находятся в прошлом как хранителе мудрости, справедливости и порядка.
    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   25


    написать администратору сайта