Главная страница

История Азии и Африки. Кемеровский государственный университет 1998


Скачать 1.58 Mb.
НазваниеКемеровский государственный университет 1998
АнкорИстория Азии и Африки
Дата10.09.2021
Размер1.58 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаGovorov_ist_sred.pdf
ТипДокументы
#231133
страница22 из 25
1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   25
.)
Турецкое общество "золотого века" империи (1453-1571 гг.) оставалось на раннефеодальной стадии развития. Однако обширные завоевания этой эпохи, включившие в состав империи другие народы с более высоким уровнем социально-экономического развития, ускорили темпы феодализации и собственно турецкого общества. Уже на рубеже ХVI-ХVII вв. появляются первые признаки кризиса военно-феодальной структуры османского государства, внешним проявлением которого стало общее ослабление эффективности военно-политической и хозяйственной систем (резкий рост цен, военных затрат, количества чиновников. Налоги на содержание флота увеличились враз, джизия на неверных гяуров враз, численность наемной армии за 1562-1609 гг. выросла в 2 раза, а затраты на ее содержание в 3 раза количество тимаров впервой пол. Х в. выросло на 50%, а ополчение тимариотов только на 25-30%. Демографический взрыв Х в. увеличил население империи на 50%, что привело к исчерпанию возможностей экстенсивного развития с/х, широким деревенским миграциям в города и изменению соотношения деревенского и городского населения. На первых порах эти процессы способствовали росту городской экономики, пополнению войска и рядов духовенства. Однако возможности расширения ремесленного производства были крайне ограниченными (подавляющая часть населения имела минимальную покупательную способность, а зажиточная верхушка предпочитала товары европейского, а не отечественного производства. С исчерпанием абсорбционных возможностей городов миграционные процессы привели к пауперизации и маргинализации их населения, к превращению плебса в активную политическую силу - "горючий материал" политической жизни (разбойники, религиозные фанатики. Резкий рост городского населения привел к нехватке продовольствия и сырья для ремесленного производства. Государство запретило экспорт с/х продукции, но это привело лишь к росту контрабандной торговли ею. Глубокий социально-экономический кризис на рубеже
ХVI-ХVII вв. положил конец демографическому росту и сменил его на спад - в сер. Х в. население империи сократилось до уровня начала Х в.
Всестороний кризис, поразивший Османскую империю на рубеже ХVI-ХVII вв., отразился на ее международных позициях. Поражение турецкого флота в битве при Лепанто 1571 г. стало свидетельством истощения ее наступательного потенциала. Турецкие историки называют эпоху после этой битвы 1571-1683 гг. "периодом остановки" (на завоевание Крита после Лепанто у них ушло 25 лет. Конкретной причиной остановки было разложение тех государственно-политических институтов и военно- феодальных структур, на которых базировалась османская экспансия. По мере уменьшения военных успехов и роста цены за них стала проявляться несостоятельность тимарной системы в новых условиях. Большинство тимаров стали нерентабельными, так как не окупали военных расходов тимариотов. Современное огнестрельное оружие ослабило ценность ополчения тимариотов. Главная военная опора империи теперь была заинтересована не столько в участии в войнах за право сбора налогов, сколько в непосредственно хозяйственной эксплуатации податного населения, те. в смене государственно-феодального землевладения на частнофеодальное. Юридическая предпосылка приватизации тимарных земель была заложена еще Указом Мехмета II: Если он (тимариот - Авт) занял землю райята, то пусть платит установленные подати. " - просто в

130 докризисные времена никто не желал воспользоваться такой возможностью. Приватизация и объединение тимаров в одних руках привели к созданию крупнопоместного частного землевладения - чифт- ликов и нового слоя местной частнопоместной знати - аянов (большинство же бывших тимариотов превратились в нищих "рыцарей, нов разряд крестьян не переходили. Быстрому росту могущества аянов способствовала товарная направленность их хозяйственной деятельности и связи с торгово-ростовщическими кругами. "Революция цен, вызванная притоком дешевого серебра в Европу из Южной Америки, способствовала обогащению аянов на продаже подорожавшей с/х продукции. Тимариоты же проиграли на "революции цен, так как имели строго регламентированные государством доходы на фоне повышения цени налогов. Крестьянство, превращенное аянами в арендаторов, ничего от "революции цен" не получило. Еще одним источником роста экономического могущества аянов на местах было предоставление им Стамбулом, нуждавшимся в средствах, полномочий откупщиков аяны воспользовались этим для захвата новых с/х угодий иго- родской недвижимости. Экономическое могущество аянов, основанное на частнофеодальной собственности на землю, товарности их чифтликов и откупной системе, трансформировалось в политическое влияние на местах. На место губернаторских диванов - органов военно-бюрократической служилой знати, приходят советы аянов. В условиях обязательной ротации чиновников каждые 2 года реальная власть сосредоточивалась у несменяемых аянов-заместителей, те. появляются элементы наследственности административной власти на уровне уездов, санджаков и даже вилайетов. В к. Х в. аяны под благовидным предлогом борьбы с разбойниками создают собственные военные отряды (в среднем каждый аян мог выставить до 300 вооруженных людей. Таким образом, частнофеодальная тенденция на местах подрывала монопольное положение "людей пера и меча" как военно-феодальной основы разбойничьего государства. Это резко снизило эффективность всей системы государственного управления. Параллельно разложению тимарной системы внизу шло перерождение столичной, преимущественно нетурецкой, бюрократии она все в большей степени комплектовалась не по принципу мери- тократии за личные заслуги и способности, а по родственно-коррумпированным связям. Нехватка средств в казне вынуждала стамбульскую бюрократию расширять фонд государственных земель за счет тимарного землевладения - это привело к усилению противоречий коррумпированной и ведомственно разобщенной стамбульской государственно-феодальной верхушки с территориально раздробленной частнофеодальной аянской знатью. Стамбул ничего не мог противопоставить центробежным тенденциям на местах, кроме стравливания аянов между собой по территориальному принципу. С разложением тимарной системы усиливаются не только военные, но и политические позиции янычарского корпуса в жизни государства и общества. Численность янычар с сер. Х в. док. Х в. выросла с 8-12 тыс. до 81 тыс. чел. Содержание янычар стало чрезвычайно дорогостоящим (стамбульская янычарская гвардия в количестве 15 тыс. чел. содержалась казной наравне с тысячным двором султана - по отчетам 1674 г. двор и гвардия съели 325 тыс. овец и ягнят. Поскольку жалованье им постоянно задерживалось из-за нехватки средств, вся политическая активность янычар была направлена на сохранение их традиционных прав и привилегий. Чем слабее становилась тимарная система, тем решительнее янычары вмешивались вдела государственного управления, особенно в кадровые вопросы, добиваясь смещения сначала неугодных им Великих визирей, а затем и султанов. Современники отмечали, что "управы в государстве не стало. его держат в руках состоящие на жалованье янычары, "янычары, бывшие некогда силой и опорой Османской державы, стали сейчас причиной ее упадка. Почти все они, противно старым обычаям, женаты, занимаются ремеслом и торгуют. Когда же им приказывают идти на войну, они убегают и прячутся или же дают офицерам деньги, чтобы не ходить в поход. При этом горожане мечтали записаться в янычарский корпус, чтобы получить возможность заниматься торгово-ремесленной деятельностью без уплаты налогов и цеховой регламентации. Таким образом, изопоры султанской власти янычары превратились в источник политической нестабильности. Итак, Х век характеризуется разложением всех основных социально-политических и экономических структур, обеспечивавших взлет Османской империи в ХV-ХVI вв. (тимарная система, сословная структура, янычарский корпус, централизация государственной власти, и начинается эпоха упадка и превращения империи в "больного человека" Европы. Малая Азия, основная территория расселения собственно турок и бывшая этнополитическим хребтом империи, вследствие своей соци- ально-экономической неразвитости не могла быть экономическим центром. С резким усилением налоговой эксплуатации немусульманских районов для уменьшения бюджетного дефицита усиливается национально-освободительное движение немусульманских народов, подавление которого тоже требовало больших затрат. Упадок был следствием не только цикличности развития, присущей всем восточным военно-феодальным образованиям (трансформация государственного феодализма под

131 воздействием частнофеодальной тенденции. Свою лепту в ослабление мощи империи внеси внешний фактор. Открытие новых торговых путей из Европы на Восток в результате ВГО не сразу отразилось на торгово-финансовых показателях Османской империи. В Х в. торгово-посредническая монополия турок в Средиземноморье позволила им увеличить таможенные сборы в 4 раза. На экономическое развитие турецкой метрополии - М. Азии транзитная торговля оказала только поверхностное влияние преимущественно города побережья. Однако Стамбул, в соответствии с традиционными мусульманскими представлениями об обязанности хорошего правителя обеспечить обилие товаров на рынке, заботился не о развитии собственного производства, а об увеличении импорта. В 1569 г. Сулей- ман Великолепный с целью раскола христианской Европы заключил союз с "христианнейшим" французским королем - в обмен на военно-политическую поддержку Франции по ряду вопросов политики в Европе Парижу предоставлялись торговые льготы - капитуляции (впоследствии они будут предоставляться Стамбулом и другим странам. Султаны считали торговые уступки несущественными в сравнении с военно-политическими выгодами для себя от них (к тому же, со сменой османских правителей европейцы должны были добиваться подтверждения своих торговых привилегий. Только будущее покажет недальновидность предоставления европейцам торговых льгот иностранные торговцы оказались в гораздо более защищенном юридически положении по сравнению с бесправными местными, европейское купечество использовало в качестве своих торговых агентов представителей немусульманской части населения империи, которые превратились со временем в компрадорскую прослойку - "троянского коня" Запада в Османской империи обилие европейских товаров блокировало развитие отечественного ремесленного и промышленного производства. В Х в. последствия перемещения торговых путей из бассейна Средиземноморья уже дадут о себе знать Турция потеряет былую роль монопольного или основного посредника в европейско- восточной торговле и останется всего лишь поставщиком сырья для растущей европейской промышленности и импортером готовой европейской продукции. Положение сырьевого придатка Европы обескровливало турецкие финансы и военные возможности. С окончанием Тридцатилетней войны в Европе в 1648 г. резко ухудшается международное положение Османской империи. Франция более не была заинтересована в сохранении с Турцией союзнических отношений и даже стала участвовать во враждебных ей коалициях. Это стало сказываться на исходе военных действий турок против теперь уже регулярных и гораздо лучших по техническому оснащению европейских армий. В 1683 г. главком был удавлен послевоенного поражения по приказу султана Мехмета IV, асам султан свергнут янычарами. С этого времени турецкие историки датируют начало "периода отступления, те. потери Партой ранее завоеванных территорий. По Карловицким договорам 1699 г. Венгрия и Трансильвания отошли к Австрии, юг правобережной Украины к Польше, Морея к Венеции, а по русско-турецкому договору 1700 г. Азов к России. Так произошел первый международный раздел османских владений в Европе, возник вопрос о статусе Черноморских проливов, начинается борьба за турецкое наследство - и отдельные непрочные успехи турок, и само существование Османской империи отныне будут зависеть в основном от соотношения сил борющихся за это "наследство" держав, преследующих разнонаправленные интересы, а не от Стамбула.

132 ТРОПИЧЕСКАЯ АФРИКА ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИОГРАФИИ АФРИКАНСКОЙ ИСТОРИИ

Доколониальная Тропическая Африка не знала письменности. Поэтому из двух видов исторического мышления - историописания и историоговорения, им было присуще второе. В бесписьменном обществе, как отмечает Д. П. Урсу, устная традиция была одновременно формой существования исторических знаний, коллективной социальной памятью и самосознанием традиционного общества механизмом передачи, сохранения и накопления информации, средством этносоциального сплочения на базе сохранения подобным образом исторической памяти (особенно большую роль историческая традиция играла у народов, обладавших государственностью - у них придворный эпос выполнял функции укрепления центральной власти и социально-политических структур. Итак, роль истории в традиционном африканском обществе выполняла устная традиция - однако игнорирование ее роли и противопоставление двух видов исторического мышления привели европейцев в свое время к ошибочному выводу об Африке как "континенте без истории, которая начинается там только с началом европейской экспансии. Историоговорение, профессионально передаваемое из поколения в поколение, имеет в качестве источника ряд существенных недостатков - оно сочетает в себе одновременно факт и его интерпретацию, правду и вымысел. В результате историями- фологизируется;
- устная история - преимущественно политическая и персонифицированная (так, она дает нам имена 74 правителей Ганы до III в. н. э, но мало что может дать для понимания социально- экономических процессов
- в ней отсутствует календарь и абсолютная хронология (устная традиция передает движение времени, но имеет специфическую систему его отсчета по природно-экологическим циклами эпохам правления. Поэтому "поиски времени" являются одной из главных проблем доколониальной африканской истории. Предпосылкой к становлению африканской историографии Африки стала изначально борьба за восстановление достоинства черного человека и негроидной расы отдельных ее представителей на рубеже ХIХ-ХХ вв. Первые образованные афроамериканцы использовали историческую аргументацию, достоверную и недостоверную, для достижения поставленной цели. Это М. Гарви, идеолог движения "назад в Африку" (черный сионизм Сильвестр Уильямс, адвокат из Тринидада У. Дю- буа, автор книги "Душа черного человека" и др. Встречаясь с проявлениями белого расизма, они допускали в своей аргументации преувеличения и перехлесты в духе "антирасистского расизма. Так, У. Дюбуа даже Эзопа и Андромеду причислил к черным. В его трактовке человеческой истории "Африка наблюдала небесные светила, Азия - человечечкую душу, а Европа видела и видит только человеческое тело, которое она холит и лелеет и оно стало тучным, грубыми жестоким. Тенденция к перехлесту в реакции на расово-культурное унижение наблюдается как у черных политиков, таки у профессиональных историков после второй мировой войны. Л. Сенгор, идеолог негритюда (негритянства), первым его условием объявил "гордость за свою расу. Ряд черных политиков на практике довели негритюд до уровня черного расизма (диктатор Дювалье на Гаити, Ж. Са- вимби в Анголе даже к мулатам относится отрицательно из-за наличия у них примеси "белой крови. Потребности сохранения общественного согласия после деколонизации обусловили стремление африканских историков и политиков использовать историческое прошлое в соответствующей интерпретации в качестве "основного рычага" (Ки Зербо). В духе этой тенденции ША. Диоп договорился до утверждений о "цивилизационно-культурном приоритете" Африки буквально во всех сферах (египетская цивилизация создана негроидами негро-египтяне цивилизовали весь мир. Вплоть до 70 гг. подход африканских историков к прошлому континента отличался идеологизированностью и политизированностью, муссированием тезиса о "прародине человечества, утверждениями об отсутствии классового расслоения и эксплуатации в доколониальном африканском обществе. Некритический подходи склонность к идеализации прошлого Тропической Африки проявляли и европейские исследователи, симпатизировавшие борьбе ее народов за политическую и духовную деколонизацию. Так, Б. Дэвидсон выдвинул тезис о некоей "полной гармонии" африканской культуры с социальными отношениями (непонятно, однако, что же тогда породило замедленность развития и всесторонний застой традиционного африканского общества. Европейцы всегда мало знали о Тропической Африке. После арабского завоевания Северной Африки контакты Европы с районами южнее Сахары полностью прекратились, а минимальные исто- рико-географические знания о них утратились (европейцы всерьез полагали, например, что "Нил вытекает прямо из рая. Расистских предрассудков о "неполноценности" негроидной расы в доколони- альной Европе не было когда в 1460 г. в Шотландию попала первая "черная леди с чувственными губами, был устроен рыцарский турнир "за блеск очей и ласку губ коварных. С началом колониальных захватов и развитием работорговли к африканцам утвердилось отношение как к "дикарям, которых миновала история, неисторическим народам на уровне диких животных. На этапе территориального раздела континента результаты трудов путешественников и миссионеров, независимо от их субъективной честности, интерпретировались колониальными кругами по своему. Гегель, основываясь на факте отсутствия у африканцев писаной истории, охарактеризовал Африку как "замкнутую в себе. детскую страну, которая, находясь за пределами дня самостоятельной истории, облечена черным покровом ночи, и пришел к выводу, что "она не является исторической частью света в ней не замечается движения и развития. Отсутствие у африканцев истории Ге- гель объяснил природно-географическими и психологическими причинами.
Европоцентристские взгляды Гегеля надолго предопределили отношение европейской исторической науки к Африке. В реакционно-романтической фантазии Гобино среди трех крупнейших человеческих рас черная была поставлена на самый нижний уровень. Социал-дарвинизм снабдил расистов историко-антропологической аргументацией. Не имея возможностей опровергнуть уже имевшиеся на рубеже XIX-XX вв. фактические доказательства африканской государственности и культуры, расисты интерпретировали историю Африки как "ряд приливов и отливов" извне "волн высшей цивилизации, которые дали импульс африканской культуре, лишенной стремления к саморазвитию. Известная "хамитская теория" по сути сводится к доказательству того, что "если снять с африканца хамитскую одежду, то он останется голым. Цивилизационные импульсы африканскому древнему обществу приписывались кому угодно, только не самим африканцам (египтянами, персам, индийцам, грекам, евреям, финикийцами даже малайцам. Европейский колониализм тем самым изображался в виде "очередного цивилизационного импульса" и единственного средства вывода Африки из состояния стагнации на путь исторического прогресса. История Африки изучалась колонизаторами так, как если бы история евреев изучалась нацистами. После второй мировой войны, когда расизм был окончательно скомпрометирован ив теории, и на практике, с распадом колониальной системы западный мир был потрясен появлением на географической карте новых государственных образований, считающих себя преемниками древних африканских государств (Гана, Гвинея, Мали, Дагомея, Зимбабве, Конго и др. Изучение исторического прошлого этих государств и народов диктовалось уже не только чисто научными интересами, но и практическими потребностями сотрудничества сними, в том числе для повышения эффективности политики неоколониализма. Это благотворно отразилось на развитии западной африканистики. Большой вклад в укрепление этой новой исторической дисциплины внесли и советские исследователи древней Африки. Оценивая изученность африканского средневековья в целом, можно констатировать следующее
- наибольшую изученность внешних, а не внутренних аспектов и закономерностей африканской истории
- преимущественное знание этнографических и политических аспектов жизни африканского общества
- отсутствие единства мнений, капитальных обобщающих трудов и господствующих концепций по закономерностями периодизации африканской истории. ПРОБЛЕМА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ТРОПИЧЕСКОЙ

1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   25


написать администратору сайта