Главная страница

История Азии и Африки. Кемеровский государственный университет 1998


Скачать 1.58 Mb.
НазваниеКемеровский государственный университет 1998
АнкорИстория Азии и Африки
Дата10.09.2021
Размер1.58 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаGovorov_ist_sred.pdf
ТипДокументы
#231133
страница24 из 25
1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   25

138 считался негр 30-33 лет, ростом 180 см, без седины, со здоровыми зубами и без физических дефектов. К цифрам вывоза следует присовокупить "упущенную рождаемость. 20% рабов были вывезены из трех небольших районов Конго, Анголы, Гвинеи, что привело к их обезлюживанию (так, в к. Х в. португальцы считали Анголу "самым большим невольничьим рынком, который не будет исчерпан до конца света, но уже в нач. Х вони же описывали туже страну как "человеческую пустыню. Католическое духовенство тоже приторговывало не только слоновой, но и "черной костью. В результате работорговли произошло обесценение человеческой личности, как единственно ценного товара, что привело к моральной деградации африканского общества. Система захвата- продажи-покупки рабов превратила в пятую колонну Европы население и знать африканского побережья. Обслуживание вышеуказанной системы стало чуть лине основой существования целых государств (Дагомея) и народов (бангала на реке Конго. Охотиться стали даже на соплеменников. В сложившихся условиях общего нравственного падения пришло в упадок сельское хозяйство, невзирая на внедрение новых с/х культур, деградировало ремесло (невыгодно и некому этим заниматься) и внутриафриканская торговля (вражда побережья и глубинки парализовали ее, усилилась межплеменная вражда вообще, причем победителями теперь выходили не наиболее развитые, а имеющие огнестрельное оружие благодаря лучшим отношениям с европейцами (в Х в. только из Бирмингема в Африку было отправлено 100 тыс. мушкетов - португальцы же принципиально не продавали африканцам мушкетов, но всячески преследовали виноградную лозу на этом континенте, чтобы спаивать африканцев готовым португальским вином. Политическая дестабилизация и нравственный упадок отразились на развитии социально- политической сферы. Там, где государственная власть до прихода работорговцев отсутствовала, теперь появилась в уродливой форме. На место представительно-ритуальной монархии священновла- стия приходит автократия как средство спасения общества во враждебном окружении. Рушились веками существовавшие мягкие формы зависимости и вассалитета на лестнице феодальной иерархии - вассалов стали обращать в рабов за провинности, ранее наказываемые штрафами (адюльтер, например. Там, где была стабильность, возникли раздоры и сепаратизм, поощряемые европейцами. Так, португальцы вмешались во внутриполитическую борьбу в Конго. В 1665 г. правитель Конго призвал "защитить нашу жизнь и свободу, которую португальская держава хочет отнять, чтобы властвовать над нами. ". У главкома конголезской армией был почетный титул "макака, 80 тыс. личного состава и тактика ведения войны посредством маневров для опустошения тылов врага и избегания генеральных сражений против лучше вооруженного противника. Однако ни тактика, ни живая силане могли противостоять артиллерии португальцев. Кровопускание, устроенное Африке работорговлей, и связанное с ним разложение африканского общества, привели к регрессивным последствиями ослабили сопротивление черного континента его будущему завоеванию и разделу европейскими державами.

139 ПОСЛЕСЛОВИЕ Восточный и западный пути развития, возникшие соответственно в IV и I тыс. дон. э, доказали устойчивость своих основных характеристики утвердились в них в средние века западный путь как чередование радикальных модификаций частной собственности (античной, феодальной, капиталистической) и восточный путь как незначительное усовершенствование древневосточного строя в рамках единой докапиталистической формации, основанной на АСП. Восточное общество, положившее в древности начало человеческой цивилизации, в средневековую эпоху большую часть своей энергии направило не на продолжение успешно начатого развития, а на поддержание баланса отношений с природой (по части обеспечения всех членов общества минимально необходимым количеством первичных природных ресурсов. Поэтому в средневековье очаг цивилизации неуклонно перемещался из давно освоенных и бесперспективных при АСП тропических и субтропических районов Востока в среднюю полосу умеренного климата, в Европу, все больше переходившую к освоению вторичных природных ресурсов. Усугубление диспропорции "избыток населения - недостаток земли, ненормальное и постоянно ухудшавшееся соотношение трудовых и земельных ресурсов наложило неизгладимый отпечаток на развитие средневекового восточного общества оно ориентировалось на стабильность за счет роста. Обеспечение стабильности могло быть достигнуто только деспотической государственной властью как непосредственным субъектом производственных отношений, контролирующим эксплуатируемое крестьянство и противодействующим росту частнособственнической тенденции. Жесткий порядок и культурно-традиционная стабильность обеспечили странам АСП возможность выживания, ноне могли обеспечить возможность качественного развития. Европейское общество развивалось по линии преодоления малопроизводительного природного фактора многоотраслевым сельским хозяйством, восточное общество - по линии приспособления монокультурного с/х к высокопроизводительному природному фактору. Избыток дешевого труда и консервативный соци- ально-политический фактор (установка на стабильность) блокировали НТП на Востоке производство и НТП там развивались параллельно, не оказывая друг на друга оплодотворяющего влияния, как в Европе. В средние века усиление демографического давления на землю приостановке НТП способствовало окостенению АСП и усилению его основного противоречия - между объективной необходимостью централизации государственной власти и неизбежным ее перерождением в деспотическую. Правящие круги на Востоке искали выход из постоянно ухудшающегося соотношения природно- экологического и социального факторов на путях не реформирования АСП, а ужесточения политического режима, особенно в позднем средневековье. Средние века в европейском смысле этого термина, как стадия господства в социально- экономической сфере феодальных отношений, на Востоке отсутствовали. Восток и Запад этой эпохи сближает только феномен политической децентрализации, однако ее последствия для двух миров были противоположными относительно кратковременный период феодальной раздробленности в Европе базировался на достаточно высоком уровне технико-экономической базы и способствовал развитию прогрессивных тенденций во всех сферах жизни общества, особенно по части развития городов и связанных с этим "вольностей гораздо более длительный период политической децентрализации на Востоке базировался на более низком, чем в Европе, уровне развития производительных сил и товарно-денежных отношений и не способствовал прогрессивным сдвигам в экономике, политике и культуре. Поэтому категория "восточного средневековья" существует в результате механического переноса с европейской почвы (без качественного содержания средневековья европейского, нос его хронологическими рамками. В этот период Восток превосходил Европу по большинству количественных показателей (ВВП, население. Однако Европа сумела совершить социальную, техническую, географическую, интеллектуальную революции и захватила историческую инициативу в свои руки благодаря превосходству качественных характеристик буржуазного общества перед традиционным восточным. На Востоке же
АСП оказался нереформируемым: этому препятствовали и важнейшие элементы всех восточных религий. Из замкнутого круга проблем Восток мог выйти только под мощным внешним воздействием более прогрессивной формации, до чего в средние века дело еще не дошло. Восток огромен и многолик. Однако при всех различиях между основными восточными цивилизациями (дальневосточно-конфуцианской, индо-буддистской, арабо-мусульманской) у них все- таки гораздо больше общего, особенно отношения по вертикали "государство - общество - человек, препятствовавшие развитию горизонтальных общественных связей вообще и частнопредпринима-

140 тельской инициативы, в частности. Развитие этих цивилизаций сдерживалось рядом общих для них неблагоприятных факторов
1) консервативным характером государства, крестьянской общины, корпораций, религиозных систем
2) сословно-классовым эгоизмом гражданско-бюрократической элиты, которая ограничивала
- военную элиту как политического соперника, чем ослабила оборонный потенциал земледельческих цивилизаций
- торгово-ремесленную верхушку как финансово-экономического соперника, чем замедлила развитие товарно-денежных отношений и создала отрицательный социальный климат для торгово- предпринимательской деятельности
- свободную мысль как угрозу идеологической монополии союза гражданской бюрократии и клерикалов, чем воспрепятствовала не только НТП, но и осознанию Востоком самого себя и своего места вменявшемся мире.
3) цивилизационно-стадиальной многоукладностью Востока, которая привела к столкновению противоположных типов производства (КТП-АТП) и пагубно отразилась как на побежденных земледельческих, таки побеждавших кочевых обществах (видимо, неслучайно единственной страной Азии, избежавшей впоследствии колониального и полуколониального закабаления, стала Япония, не знавшая в средневековье нашествий кочевников. Под воздействием вышеуказанных неблагоприятных факторов, в отличие от маленькой полунищей Европы, сумевшей вложить деньги в производство и пойти по пути буржуазного прогресса, огромный богатый Восток не смог превратить "допотопные" формы капитала в промышленный капитал деньги Востока пошли по другим направлениям, не способствующим социально-экономическим сдвигам (в земельные сделки для сдачи земли в аренду, в ростовщичество и накопление бесполезных для производства сокровищ, в прожигание жизни богатой восточной верхушкой, в распыление между наследниками богатых состояний из-за отсутствия на Востоке системы майората. Средние века стали периодом наибольшего расхождения путей развития двухосновных ветвей человеческого общества. В результате победы частнособственнической тенденции традиционное европейское общество (незначительное меньшинство человечества) смогло подвергнуться буржуазной трансформации. На Востоке же (подавляющее большинство человечества) тенденция развития производительных сил на старой производственной основе превалировала над качественным ростом и общество сохранило свой традиционный характер. Сточки зрения результатов развития в средние века Европа совершила качественный скачок, а Восток эти полторы тысячи лет не сумел использовать эффективно, эволюционируя "по кругу" и накапливая чисто количественные показатели.

141 ЛИТЕРАТУРА Литература к первому разделу

1.Баландин Р.К., Бондарев Л.Г. Природа и цивилизация. М, 1988 2.Березный А.Л. К спорам о хронологическом рубеже между средними веками и Новым временем на Востоке. -
НАА, 1973, №4 3.Бродель Ф.Материальная цивилизация, экономика и капитализм ХV-ХVIII вв. Т. Структуры повседневности возможное и невозможное. Буддизм, государство и общество в странах Центральной и Восточной Азии в средние века. М, 1982 5.Васильев Л.С. Христианство и конфуцианство (опыт сравнительного социологического анализа) - История и культура Китая. М, 1974 6.Васильев Л.С. История религий Востока. М 7.Васильев Л.С. История Востока. Т. М, 1994 Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма - Избранные произведения. М, 1990 Галич З.Н. К сравнительной характеристике базисных структур Европы и Азии в канун промышленной революции- Исторические факторы общественного воспроизводства в странах Востока. М, 1986 Государство в докапиталистических обществах Азии. М 11.Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л, 1988 12.Журавский А.В. Христианство и ислам. М, 1990 Зарин В.А. Запад и Восток в мировой истории 14-19 вв. М, 1991 14.Зотов В. Китай истоки политического кризиса - ИЛ, 1989, №11 15.Ерасов E.G. Культура, религия и цивилизация на Востоке. М, 1990 Иванов НА. Упадок Востока и установление мировой гегемонии Западной Европы. - Восток, 1994, №4 История и культура народов Азии, Африки и Латинской Америки (с древнейших времен до наших дней)/под ред. А.А.Искендерова - ВИ, 1995-1997 История стран Азии и Африки в средние века. ЧМ Классы и сословия в докапиталистических обществах Азии. М, 1986 20.Конрад НИ. Запад и Восток. М, 1972 21.Крывелев И.А. История религий.Очерки в двух томах.Том второй. М, 1988 22.Кульпин Э.С. По поводу концепций китайской цивилизации М.Вебера и К.Витфогеля. - Восток и мировое обществознание. М, 1991 23.Кульпин Э.С. Человек и природа в Китае. М, 1990 24.Ланда Р.Г. Восток цивилизация, формация, социум. - ВИ, 1995, №4 Литература Востока в средние века. Т. М, 1970 Маркс К. К критике политической экономии.Предисловие. - Маркс К, Энгельс Ф. Соч, е изд, Т Маркс К. Критика политической экономии. - Там же, Т, Ч Маркс К, Энгельс Ф. Соч, е изд, Т.2б (письма Ф.Энгельсу от 2 июня 1853 г. и К.Марксу от 6 июня 1853 г) Маркс К. Формы, предшествующие капиталистическому производству. - Там же, Т, Ч. Мечников Л. Цивилизация и великие исторические реки. М, 1995 31.Никифоров В.Н. Восток и всемирная история. М, 1975 Общее и особенное в истории стран Востока. М, 1966 Общественные движения и их идеология в добуржуазных обществах Азии. М, 1988 Петров А.М. Внешняя торговля древней и средневековой Азии в отечественном востоковедении. - Исторические факторы общественного воспроизводства в странах Востока. М, 1986 Проблемы докапиталистических обществ в странах Востока. М, 1971 36.Рейснер ЛИ. Введение в историко-теоретическое исследование городов и городских систем Востока и Запада- Города на Востоке хранители традиций и катализаторы перемен. М, 1990 Типы общественных отношений на Востоке в средние века. М, 1982 38.Тойнби А.Дж. Постижение истории. М, 1991 Цивилизации. Вып. М, 1992 40.Шпенглер О. Закат Европы. М, 1993 Экономические контакты Восток-Запад. - ААС, 1982, №12 Янов А. Истоки автократии. - Октябрь, 1991, №8

142 Литература по истории Китая

1. Бокщанин А. А. Китай и страны Южных морей. М, 1968.
2. Бокщанин А. А. Императорский Китай в нач. Х в. М, 1976.
3. Бокщанин А. А. Удельная система в позднесредневековом Китае период Мин. М, 1986.
4. Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. М, 1970.
5. Гончаров С. Н. Китайская средневековая дипломатия отношения между империями Цзинь и Сун 1127-1142. М, 1986.
6. Дао и даосизм в Китае. М, 1982.
7. Доронин Б. Г. Государственное историописание в Китае - Всемирная история и Восток. М, 1989.
8. История и культура Китая. М, 1974.
9. История Китая с древнейших времен до наших дней. М, 1974.
10. Историческая наука в КНР. М, 1981.
11. Китай государство и общество. М, 1977.
12. Китай традиции и современность. М, 1976.
13. Китайские социальные утопии. М, 1987.
14. Конрад НИ. Синология. М, 1995.
15. Конфуцианство в Китае проблемы теории и практики. М, 1982.
16. Кычанов Е. И. Основы средневекового китайского права. М, 1986.
17. Кульпин Э. С. Человек и природа в Китае. М, 1990.
18. Лапина З. Г. Политическая борьба в средневековом Китае (40-70 гг. XI в. М, 1970.
19. Лапина 3. Г. Учение об управлении государством в средневековом Китае. М, 1985.
20. Личность в традиционном Китае. М. . 1992.
21. Малявин В. В. Гибель древней империи. М, 1983.
22. Малявин В. В. Китай в ХVI-ХVII вв. Традиции и культура. М, 1995.
23. Мартынов АС. Доктрина императорской власти и ее место в официальной идеологии императорского Китая- Всемирная история и Восток. М, 1989.
24. Новое в изучении Китая. М, 1988.
25. Общественные науки в КНР. М, 1986.
26. Переломов Л. С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М, 1981.
27. Переломов Л. С. Слово Конфуция. М. . 1992.
28. Переломов Л. С. Конфуций жизнь, учение, судьба. М, 1993.
29. Поршнева Е. Б. Религиозные движения позднесредневекового Китая. Проблемы идеологии. М, 1991.
30. Сидихменов В. Я. Китай страницы прошлого. М, 1987.
31. Сидихменов В. Я. Маньчжурские правители Китая. М, 1985.
32. Софронов МВ. Китайский языки китайское общество. М, 1979.
33. Стужина Э. П. Китайский город XI-XIII вв. Экономическая и социальная жизнь. М, 1979.
34. Тайные общества в старом Китае. М, 1970.
35. Тихвинский С. Л. История Китая и современность. М, 1976.
36. Торчинов Е. Даосизм. М, 1993.
37. Тяпкина НИ. Деревня и крестьянство в социально-политической системе Китая. М, 1984.
38. У Хань. Жизнеописание Чжу Юаньчжана. М, 1980.
39. Харро фон Зенгер. Стратагемы: о китайском искусстве жить и выживать. М, 1995.
40. Федоренко Н. Т. Избранные произведения. T. I-II. М, 1987.
41. Этика и ритуал в традиционном Китае. М, 1988.
42. Ям Юн-го. История древнекитайской идеологии. М, 1957. Литература по истории Японии

1. Воробьев МВ. Японский кодекс "Тайхо-еро-ре" (VIII в) и право раннего средневековья. М, 1990. 2. Воробьев МВ. Япония в III-VII вв. М, 1980. .
3. Воробьев МВ, Соколова ГА. Очерки по истории науки, техники и ремесла в Японии. М, 1976.
4. Григорьева Г. П. Японская художественная традиция. М, 1979.
5. Григорьева Г. П. Красотой Японии рожденный. М, 1993. .
6. Гришелева Л. Д. Формирование японской национальной культуры. М, 1986.
7. "Дух Ямато" в прошлом и настоящем. М, 1989.

143 8. Дискуссионные проблемы японской истории. М, 1991. .
9. Долин А. А, Попов Г. В. Кэмпо: традиция воинских искусств. М, 1992.
10. Долин А. А. Путь самурая. История возникновения и традиции военного сословия самураев. - ПДВ, 1989, № 6.
11. Жуков ЕМ. История Японии. М, 1939 .
12. Загорский А. В. Япония и Китай. Пути общественного развития в оценке японской историографии. М, 1991.
13. Игнатович АН. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М, 1988.
14. Игнатович АН. Лотос и политика необуддийские движения в общественной жизни Японии. М, 1989.
15. Иофан НА. Культура древней Японии. М, 1974.
16. Искендеров А. А. Тоетоми Хидэеси. М, 1984.
17. Иэнага Сабуро. История японской культуры. М, 1972. .
18. Кирквуд К. Ренессанс в Японии. М, 1988.
19. Королев СИ. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов. М, 1970.
20. Михайлова Ю. Д. Школа национальных наук в Японии (к вопросу об истоках японского национализма. -
НАА, 1987, № 2.
21. Мещеряков АН. Древняя Япония. Буддизм и синтоизм проблемы синкретизма. М, 1987.
22. Мещеряков АН. "Христианское столетие" в Японии проблема культурного отторжения. - Восток, 1993, № 5.
23. Накасонэз Я. Мы - японцы. - НВ, 1993, № 21.
24. Николаева НС. Художественная культура Японии Х столетия. М, 1986.
1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   25


написать администратору сайта