Главная страница

История Азии и Африки. Кемеровский государственный университет 1998


Скачать 1.58 Mb.
НазваниеКемеровский государственный университет 1998
АнкорИстория Азии и Африки
Дата10.09.2021
Размер1.58 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаGovorov_ist_sred.pdf
ТипДокументы
#231133
страница23 из 25
1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   25
А
ФРИКИ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ Вопрос об уровне развития и "цивилизованности" Африки дискуссионный. Критерий "отстало- сти-развитости" подвижен и меняется в каждую крупную эпоху развития человечества. Как остроумно заметила АС. Львова, в каменном веке Европа была "отсталой окраиной культурного мира" Африки в древности дон. э. только Средиземноморские районы Африки могли сравниться с южноевро- пейскими по уровню развития. Для огромного африканского континента вполне естественен большой разрыв в уровне общественного прогресса различных его районов. Можно даже попытаться выделить определенные закономерности этого разрыва
1) периферия континента имела больше возможностей и ранее других глубинных районов пошла по пути развития и прогресса
2) при всем своеобразии африканских культур многие их важнейшие элементы заимствованы из других и порой весьма отдаленных неафриканских районов

134 3) степень среднего уровня социально-экономического развития африканских обществ понижалась с Севера на Юг и отчасти с Востока на Запад (это связано отчасти и с ландшафтной зональностью континента. Доказательством этого тезиса может служить специфическое разделение труда между вышеуказанными районами в рамках Транссахарской торговли, которая обеспечивала Юг готовыми изделиями
4) африканские цивилизации и культуры были меньше связаны между собой, чем с исламским миром как главным посредником в отношениях между ними и между Африкой и остальным миром позднее аналогичные функции возьмет на себя Европа. В вопросе отставания, отсталости и замедленного развития Тропической Африки археологические данные свидетельствуют - с эпохи неолита развитие этого района замедляется под влиянием географической периферийности и природных условий. Латеритовые почвы, чрезвычайно предрасположенные к эрозии, воспрепятствовали появлению там пахотных инструментов и колеса, а муха цеце - использованию скота в качестве тягловой силы. Технология земледелия осталась исключительно мотыжной. Произошла остановка хозяйственно-технического прогресса со всеми вытекающими отсюда последствиями для общественного прогресса в целом. Развитие общества в целом шло в замедленном варианте. Использование термина "цивилизация" с разным смыслом, в него вкладываемом, требует уточнения в случае с Тропической Африкой. Вплоть до появления европейцев в этом регионе полноценных цивилизаций не было. Существовал комплекс первобытных культур и "очаговых цивилизаций" с неполным набором цивилизационных признаков или слабовыраженными признаками цивилизованности. С предцивилизациями их роднит отсутствие письменности, городов, монументального строительства, развитых религиозных систем, с цивилизациями их роднит наличие раннеклассового общества и политических структур - назвать такие общества цивилизациями было бы избыточно, назвать их предцивилизациями - недостаточно. Поэтому остановимся на термине "протоцивилизации". Наиболее известные среди протоцивилизаций - Зимбабве, Куба, Конго, Нгола. Если предцивилизации маловосприимчивы к внешним культурным влияниям (они могут их разрушить, то протоцивилиза- ции даже нуждаются в таком влиянии для собственного укрепления и развития (в ХVI-ХVII вв. благодаря контактам с Римом и Португалией в Конго появились латинизированная письменность, монументальное строительство, христианская религия и церковь, была попытка модернизации страны в европейском духе, те. появились все недостающие признаки цивилизации, развивавшейся в ассоциации с Зепадной Европой. Противоположным Конго примером является Бенинская протоцивилизация, развившаяся в стороне от арабского и европейского влияния - Бенин не входил нив одну из зон интенсивного социокультурного взаимодействия, оставаясь на положении самостоятельно развивавшейся дальней периферии стадиально более развитых обществ других цивилизаций. Вопрос о стадиальном уровне развития Тропической Африки также остается дискуссионным. Нам импонирует предположение Ж. С. Каналя о том, что после первобытности рабство и феодализм необязательно приходят в известной определенной последовательности. В Тропической Африке эпохи разложения патриархального строя рабство и другие более мягкие формы зависимости появились одновременно, причем рабство не было доминирующими определяющим в сложном многоук- ладном обществе никак форма несвободы, никак форма эксплуатации (нечто подобное было в Индии. Параллельно затянувшемуся на века и тысячелетия переходу от присваивающего хозяйства к мелконатуральному происходило становление классового общества в той или иной форме, сопровождаемое появлением примитивной политической культуры и черт духовного принуждения в религии и морали. Определяющей чертой развития многоукладного общества Тропической Африки было становление феодальных отношений. Составными частями этого процесса были становление "уз зависимости" вассалов и сюзеренов в рамках феодальной иерархии передача земли вассалам "в пользование" за заслуги, особенно военные возвышение класса профессиональных воинов рассредоточение политической власти и постоянная угроза политической нестабильности. Это было раннефеодальное (и феодализировавшееся) общество, отягощенное множеством патриархальных компонентов и пережитков, и развивавшееся в чрезвычайно замедленном темпе - таковым его и застали европейцы ОСОБЕННОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТРОПИЧЕСКОЙ

А
ФРИКИ В СРЕДНЕВЕКОВУЮ ЭПОХУ
1. Африканское общество находилось на стадии разложения патриархального строящие это разложение носило чрезвычайно замедленный характер по ряду причин, среди которых следует выделить- слабость развития рынка при натуральном хозяйстве
- отсутствие частной собственности на землю
- живучесть общины, обусловленную необходимостью борьбы с труднопреодолимым природным фактором на примитивном техническом уровне. В Восточной Азии общинные усилия былине- обходимы для поддержания ирригационного земледелия, в Тропической Африке - для периодической расчистки новых площадей от тропического леса (экстенсивное переложное " кочевое" земледелие. ДМ. Бондаренко отмечает "мегаобщинный" характер африканского общества с царем как "мегаста- рейшиной". Сохранялись общины кровнородственные и территориальные, причем их границы необязательно совпадали. Наблюдалось причудливое переплетение матрилинейности и патрилинейности, причем это необязательно было связано с уровнем развития. С возникновением государственности функции общины меняются в результате возникновения неравенства и индивидуализации владельческих прав на землю растет значение малой семьи в ущерб большой, а общинная верхушка становится низшей ступенью администрации.
2. Классообразование в Африке шло параллельно сохранению родоплеменных отношений и проявлялось в одновременном возникновении, развитии и сосуществовании рабовладельческих и феодальных отношений (и феодализм, и рабство - надстройки над общинной основой.
3. Африканское общество было сословно-кастовым, основанным на сосуществовании и взаимодействии двух подсистем-укладов: системы коллективного рабства как преимущественно юридической категории и системы коллективного крепостничества как преимущественно экономической категории. Яркой иллюстрацией взаимодействия этих подсистем является развитие отношений различных этносов на территории нынешней Бурунди на рубеже I тис. дон. э. племена банту, пришедшие на Юг в результате усыхания Сахары, заселили традиционные места обитания пигмеев, а в VIII в. дон. э. сюда же пришли нилоты ив результате сложилась иерархия соподчинения, в которой пигмеи имели статус рабов, банту - крепостных, а нилоты - господ. Таким образом сосуществовали подсистемы межплеменного рабства и межплеменного феодализма поКоренные племена "рабов" на положении "плененных селений, поКоренные племена " крепостных" на положении "зависимых селений, "свободные" - простой народ господствующего этноса, "служилое дворянство" из свободных чиновничество, гвардия) и общинной верхушки как низового звена государственного управления, аристократия" - царский клан и родоплеменная верхушка господствующего этноса. Иерархия родов и знати совпадали.
4. Африканское общество было социально стабильным. Этому способствовал ряд факторов
- всегда существовала возможность ближних и дальних миграций для недовольных благодаря системе переложного земледелия. Сточки зрения господствующих верхов, племен, родов это был уход из-под их суверенитета и юрисдикции, что вынуждало их смягчать формы и степень зависимости (рабы со временем переходили в статус крепостных, между крепостными и свободными оставалась чисто символическая разница. Таким образом, налицо подвижность сословно-кастовой структуры в сторону смягчения
- эволюция родоплеменной демократии, наоборот, шла в сторону укрепления власти и ее возможностей поддерживать социально-политическую стабильность (по линии "геронтократия- аристократия-монархия");
- прочность африканской монархии, обусловленная рядом причин. Становление монархии обычно по большей части было результатом успешного распространения власти хорошо организованного меньшинства над дезорганизованным большинством. Меньшинство может длительно сохранять свою власть над большинством только сплоченно, а прочное сплочение возможно только вокруг монархии. Таким образом, монархия в Тропической Африке изначально возникла преимущественно как орудие господства племенного (этнического) меньшинства. Однако поКоренное большинство тоже было заинтересовано в стабильности монархической власти для сохранения фиксированного объема повинностей. Монархия выполняла функции достижения компромисса между господствующей и подчиненными прослойками общества. И, естественно, обе прослойки были заинтересованы в поддержании монархией нормальных условий торговли и контроля торговых путей.

136 Эффективным средством поддержания социальной стабильности в сословно-кастовом обществе было придание монархии не столько политического, сколько ритуально-представительского характера "священновластия". П. Скальник пишет поэтому поводу "выработка в людях примирения с системой господства и подчинения важнее экономического и политического насилия. Сакрализация правителя значительно облегчает объединение разных социальных сегментов в единую систему с централизованной администрацией и иерархией. Царь - символ этого единства. Б. Дэвидсон полагает, что военно-политические функции африканского правителя (термины "царь, "султан, "король" для африканского общества вообще-то избыточны - Авт) имели второстепенное значение - значительно более важной была его обязанность "поддерживать гармонию между обществом и его природным окружением с помощью обрядов, которые мог возглавить только он один. Африканский са- крализованный правитель на самом деле был в большей степени посредником между обществом и природой, между живыми и духами их предков, символом связи между ними, духовным олицетворением общества, а не самодержцем. Историческая практика (не только африканская) свидетельствует, что в системах священновла- стия реальным управлением занималась знать, претендовавшая также и на реальную власть. Средствами посягательств знати на реальную власть были опять же ритуальные ограничения полномочий и возможностей сакрализованного правителя, например, требования его физического "совершенства" по докладу совету знати его младшей жены) или обязанность совершения им ритуального самоубийства по приговору совета знати, посылавшего ему символическое яйцо попугая или пустую калебасу. Все это вынуждало правителей принимать меры для сохранения реальной власти в своих руках (меры против дробления царского рода посредством эндогамных браков, включение в его состав купленных жени даже рабов (в Дагомее было 12 тыс. принцев и принцесс, послабления "зависимым селениям" в пику знати
- стабильности африканского общества способствовал умеренный характер классовой эксплуатации (не отсюда ли европейские байки об "извечной африканской лени. Отсутствие товарного обращения в регионе, где индивидуальные потребности могут быть сведены к минимуму, ослабило "аппетиты" знати (она "потребляла" больше почести, чем избыточные материальные блага. Возможность миграций обусловила общую терпимость африканского общества. Для сбора умеренной дани с "поКоренных" и "зависимых" селений достаточно было в основном силы традиций, в том числе круговой поруки и штрафов, что обусловило слабость репрессивного аппарата. Патриархальное рабство существовало в мягких формах - положение рабов (домашних, межплеменных) мало чем отличалось от положения крепостных. Отсюда и неразвитость форм социального протеста в преимущественно пассивной, а неактивных формах (кое-где раб, недовольный своим хозяином, мог предложить свои услуги другому хозяину были бегства, самоубийства была вера в расплату с обидчиком после смерти- Д. Ливингстон столетиями спустя отмечал "они радуются при мысли о том, что вернутся после смерти в виде привидений убивать тех, кто продал их.
5. Жизнь африканского общества во всех ее проявлениях пронизана религиозными представлениями и религиозной обрядностью. Это способствовало перерастанию стабильности африканского общества в застойность (религия отстает от развития общества и сдерживает прогресс во всех сферах, сохранению родоплеменных отношений и предрассудков (например, каннибальский обычай поедания наиболее уважаемых врагов, трактуемый как поедание силы врага. Именно под религиозным влиянием африканское общество, как считает В. Иорданский, "было убеждено, что ему известны ответы на все вопросы. Ив определенный момент развития это общество "перестало ставить перед собой вопросы о социальной справедливости, происхождении и будущем человека и мира, о средствах и путях улучшения жизни. Отказ от исканий стал приговором общественные структуры окостенели и застыли, движение общественной жизни замерло. Если в африканском обществе и были мудрецы и мыслители, религиозно незашоренные, то отсутствие письменности воспрепятствовало их благотворному воздействию на общество. Положительную роль в развитии отдельных районов южнее Сахары и особенно Восточной Африки сыграло распространение ислама, а вместе с ним арабской торговли и культуры. Распространяясь изначально через купцов, ислам стал преимущественно религией горожан. На африканской земле ислам трансформировался в синкретическую религию под воздействием традиционных местных культов. Однако исламизация имела и негативные последствия. Восприятие этой религии отдельными группировками местной знати дало им религиозные основания для разжигания усобиц под флагом джихада против остававшихся "заКоренелыми варварами" соотечественников, способствовало развитию работорговли "черной костью" в бассейне Индийского океана.

137 НАЧАЛО ЕВРОПЕЙСКОЙ ЭКСПАНСИИ В
А
ФРИКЕ Х век стал эпохой освоения португальцами морского пути вокруг Африки. В 1498 гони достигли побережья Малинди в Восточной Африке, о чем местная хроника упоминает следующим образом "Когда народ Малинди узрел людей Васко да Гамы, то понял он, что несут они войну и гибель и пришел в великое уныние. Им дали все, что они просили, но они истребовали лоцмана, чтобы он повел их в Индию и обратно в их страну, да будет она проклята. ". Истребованный португальцами вышеупомянутый лоцман Ахмад ибн Маджид, "четвертый лев моря, впоследствии глубоко раскаивался в содеянном:"О, если бы я знал, что от них будет. Установив в ХV-ХVI вв. морскую монополию вводах двух океанов, омывающих Африку, португальцы ограничились точечной колонизацией ее побережья и захватов больших территорий не проводили (торговое посредничество, неэквивалентный обмен и "мирная работорговля" давали больше прибылей при минимальных расходах, чем завоевания. В Х в. усиливается голландская экспансия в Африке (Южную Африку они превратили в базу для экспансии, в "огород ОстИндской компании. На побережье Гвинеи также хозяйничали Швеция, Дания, Бранденбург и даже Курляндия. После вымирания индейцев Вест-Индии и развития плантационного хозяйства в Бразилии работорговля становится главным интересом европейцев в Африке. Африканский историк Кваме Доаку справедливо отмечает "Нет другого сюжета в африканской истории, о котором было бы так много написано и который был бы так мало известен, как торговля рабами между Африкой и Америкой. Африка превратилась в "заповедное поле" охоты на чернокожих в качестве одной из сторон знаменитого "золотого треугольника" с 1000% прибылью (африканские рабы отправлялись в Америку - произведенные ими в Америке товары (хлопок, табак, кофе, ром) отправлялись в Европу - европейские товары (безделушки, оружие, джин) отправлялись в Африку. Функционирование этого треугольника, в основе которого лежал подневольный труд рабов, было оценено К. Марксом как "главный момент ПНК и основа буржуазной промышленности" Европы. ПОСЛЕДСТВИЯ РАБОТОРГОВЛИ ДЛЯ
А
ФРИКИ Период 1450-1850 гг. можно квалифицировать как эпоху "похищения сыновей" Африки. П.
Лумумба написал об этом следующим образом И день пришел, когда явился белый, Он был хитрей и злее всех смертей. Выменивал он золото твое На зеркальца, на бусы-безделушки. Насиловал твоих сестер и жен И спаивал твоих сынов и братьев. Ив трюмы загонял твоих детей. Тогда гремел тамтам по деревням. И люди узнавали, что отчалил Чужой корабль к далеким берегам, Туда, где хлопок - бога доллар - царь. Колониальные круги и обслуживавшие их по социальному заказу специалисты прямо и косвенно оправдывали этот эпизод евро-африканского "взаимодействия" ссылками на полученные африканцами от Европы приобретения. В их трактовке, привнесенные европейцами на африканскую почву новые высокопроизводительные с/х культуры (маниок, маис) способствовали росту народонаселения, который якобы компенсировал потери Африки от вывоза рабов. При этом они всячески преуменьшают цифры вывоза (максимальные оценки вывоза - 160 млн. чел, минимальные - 10 млн. чел. Смягчающим вину работорговцев аргументом считается наличие рабства у африканцев в доко- лониальный период (дескать, ничего нового и страшного не случилось. К приобретениям Африки присовокупляют распространение христианства как "глубоко гуманной идеологии, грамотности и образования. Удельный вес Африки в населении планеты в результате вывоза рабов уменьшился с 20% дона фоне демографического взрыва в Европе ив Америке того времени. Но дело не в абсолютных цифрах вывезенных, а в потерянном континентом качестве. Вывозу подлежали в первую очередь наиболее активные возрастные группы (рабов считали не по душам, а по "единицам. Единицей раба
1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   25


написать администратору сайта