Главная страница
Навигация по странице:

  • ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

  • История строительства и архитектуры На тему: Кёнигсбергский кафедральный собор

  • 2.Реставрации

  • 3.Современность

  • Список литературы и источников http://sobor-kaliningrad.ru –дата обращения :28.10.2019 https://www.culture.ru–дата обращения :28.10.2019

  • кафедральный собор. Кёнигсбергский кафедральный собор


    Скачать 65.89 Kb.
    НазваниеКёнигсбергский кафедральный собор
    Дата05.11.2019
    Размер65.89 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлакафедральный собор.docx
    ТипРеферат
    #93655



    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
    БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ


    Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

    «Брянский строительный колледж имени профессора Н.Е. Жуковского»


    РЕФЕРАТ

    по учебной дисциплине

    История строительства и архитектуры

    На тему: Кёнигсбергский кафедральный собор


    Выполнил: студент

    заочной формы обучения

    _2 курса

    группы ЗС-21

    Колымагин В.А.

    Проверил : преподаватель

    Ланцев С.Н.


    ПЛАН

    Введение………………………………………………………………..3

    1. История…………………………………………………………………4

    2. Реставрации…………………………………………………………….8

    3. Современность…………………………………………………………9





    Введение

    Кафедральный собор Кёнигсберга — недействующий кафедральный собор, расположенный в бывшем историческом районе Калининграда Кнайпхофе, является историческим и культурным памятником. Пожалуй, ни один турист, посещающий Калининград, не может обойти собор стороной, ведь помимо привлекающей внимание архитектуры, собор притягивает к себе внутренним убранством. До реформации XVI века являлся главным католическим храмом города (был посвящён Высокосвященному телу Иисуса Христа, Деве Марии, Всем Святым и Святому Адальберту), а затем главным лютеранским храмом Пруссии. Является одним из символов города. Собор, построенный в стиле балтийской готики, является одним из немногих готических сооружений в России. В настоящее время службы в соборе не проводятся, здание используется для размещения музейных экспозиций и концертов.

    1. История

    Первый кафедральный собор был построен между 1297 и 1302 годами в юго-западной части Альтштадта. После смерти епископа Зигфрида, при котором началось строительство собора, новым епископом стал Иоганн. Он счёл уже построенный собор слишком маленьким. По его просьбе в 1327 году магистр Тевтонского ордена выделил новый участок для строительства главной церкви города на острове Кнайпхофе.

    Точная дата начала строительства собора на новом месте неизвестна. Формально его «днём рождения» считают 13 сентября 1333 года (первое упоминание в документах). В этот день магистр Тевтонского ордена дал добро на продолжение строительства собора. Первоначально проект предполагал строительство собора-крепости, потому что территория была только что завоёвана, но гроссмейстер Ордена Лютер Брауншвейгский не дал на то разрешения, сказав, что «незачем строить вторую крепость всего лишь на расстоянии полёта стрелы от орденского замка». Таким образом приостановленное строительство было возобновлено, но теперь собор возводился уже исключительно как культовое сооружение. В связи с ненадёжным грунтом острова под фундамент храма было забито более тысячи дубовых свай.

    Материалом для нового собора стали кирпичи старого собора (в Альтштадте), который был снесён. Специально для доставки их на остров через Прегель был построен мост, названный Соборным, а в городской стене Альтштадта были прорублены ворота, тоже получившие название Соборных. Оба сооружения носили временный характер; но если мост действительно позднее был разобран (он просуществовал только пятьдесят лет), то ворота простояли ещё шестьсот лет и погибли во время бомбардировки города англо-американской авиацией в августе 1944 года. Интересно, что если бы Соборный мост не был разобран, то не появилась бы знаменитая задача о семи мостах Кёнигсберга, ставшая поводом для создания теории графов.

    Формально датой завершения строительства считается 1380 год, но работы в соборе продолжались и позже. И не только по внутреннему оформлению (так, между 1380 и 1400 годами нефы собора были расписаны фресками).

    Собор представляет собой трёхнефную псевдобазилику из красного кирпича с уникальным ассиметричным двухбашенным западным фасадом. Первоначально это были невысокие четырёхугольные башни, но обе сгорели в 1544 году. При ремонте южная башня отстроена как 12-гранная, а северную не восстановили — она получила треугольный фронтон и двускатную крышу, промежуток между башнями заполняет щипец. Массивный западный фасад Собора разделён по горизонтали двумя узкими штукатурными поясами, вертикально — высокими стрельчатыми арочными проёмами, которые варьируются по форме.

    Хор (алтарная часть) имеет ширину, равную центральному нефу и делился на нижний хор из трёх пролётов и верхний хор из двух пролётов. В 1440 году деревянные потолочные перекрытия были заменены на каменные своды. Восточные окна боковых нефов пробиты в XVI веке. Башенка на коньке крыши установлена в 1568 году. По углам Собора планировалось поставить башни, однако сооружена была только юго-восточная. В 1640 году на западной башне установлены часы-куранты. Собор имел пять колоколов, и колокол 1492 года был самым большим в Восточной Пруссии, говорят, что он получил имя «Иоганнес» в честь основателя собора епископа Иоганнеса Кларе.Убранство Собора хранило произведения искусства всех веков его существования.

    Особую ценность представляли алтарь, алтарная преграда и парящее над ней деревянное Распятие (1520) больше натуральной величины, созданные кёнигсбергскими резчиками. Главный алтарь с тремя створами содержал картины выдающегося уроженца Кёнигсберга Антона Мёллера (1563−1611): «Грехопадение», «Крещение Иисуса Иоанном», «Тайная вечеря» и «Распятие», созданные в 1591 году. Считалось, что это были самые красивые изображения в Соборе.

    Значительную роль, внутреннего убранства собора, играл орган. Первый орган упоминается уже при освящении Собора. В 1695 году был установлен орган с 60 регистрами, который очень украсил Собор. В 1718—1721 годах Иоганн Мозенгель создал (использовав некоторые трубы органа XVI века) великолепный орган с 58 регистрами, вошедший в список крупнейших органов мира. За этим последовало в общей сложности пять модификаций органа. Барочное оформление органа во всю ширину среднего нефа поражало великолепием и мастерством исполнения.

    Каменная ограда крестильной капеллы из тесно поставленных колонн (1596) и железная кованая дверь капеллы (1596) в настоящее время реконструированы. В капелле находилась большая крестильная купель, выполненная готландскими мастерами из известняка в первой четверти XIV века и перенесённая из первого Собора, она восстановлена по фотографиям и содержит фрагменты подлинника.

    В 1519 году в соборе прошла последняя католическая служба, а уже через четыре года здесь состоялась первая евангелическая проповедь на немецком языке.

    В 1528 году собор стал кнайпхофской приходской кирхой и собственностью города Кнайпхофа. Вскоре по соседству с собором возникает здание университета Альбертина, собор выполняет функции университетской церкви, а с 1650 года в южной его башне располагается Валленродская библиотека, уникальное собрание старинных книг и манускриптов. Связывает Собор и университет профессорская усыпальница, в которой с 1558 года хоронили профессоров Альбертины. Иммануил Кант был последним, кто обрёл там покой. К 200-летию со дня рождения философа в 1924 году с восточной стороны собора был воздвигнут мемориальный портик «Стоа кантиана» (автор — архитектор Фридрих Ларс). Также в соборе был похоронен герцог Альбрехт и многие его родственники, фамильная усыпальница которых находится там же. Фрагменты надгробия Альбрехта сохранились в соборе до сих пор.

    В 1640 году в башне собора были установлены часы с боем, а в 1695 году в соборе появился орган.

    В 1833 году собор был впервые отреставрирован, а в 1888 году там был установлен новый орган.

    Между 1901 и 1907 годами Рихардом Детлефсеном, провинциальным консерватором (так в Германии называют чиновников, следящих за сохранением памятников культуры) была проведена очередная реставрация собора. При этом западному (главному) фасаду вернули черты XIV века, которые были уже к тому времени заметно изменены различными перестройками.

    К началу Второй мировой войны собор имел следующие размеры:

    • Длина: 88,5 метров

    • Высота самой высокой (южной) башни до шпиля — 50,75 метров

    • Высота части здания (без креста) — 32,14 метра

    Во время бомбардировок 1945 года церковь почти полностью выгорела, но само здание устояло. Во время разгула огня партийные власти запретили тушить собор пожарным, однако кёнигсбержцы пытались тушить храм своими силами. Впрочем, спасти убранство им не удалось: всё оно погибло в огне.

    За свою долгую «немецкую» историю собору приходилось быть не только культовым сооружением. В 1344 году граф Вильгельм IV Голландский попросил у епископа разрешения провести зиму в ещё не достроенном соборе вместе со своими лошадьми, и ему не было отказано. А в 1807 году часть собора (точнее — фамильная усыпальница Альбрехта) была превращена французами в военную тюрьму.

    2.Реставрации

    В1833 году, в связи с 500-летием, в Соборе проходил большой ремонт. Во время работ были обнаружены средневековые фресковые росписи, однако из опасения повредить старинную живопись их решили не вскрывать, а оставить потомкам.В 1901—1907 годах под руководством архитектора и реставратора Рихарда Детлефсена были проведены работы по обследованию и комплексная реставрация Собора. Выяснилось, например, что южная башня «ушла в землю» на 1,67 м. Наиболее важные меры включали попытки укрепления фундамента, удаление с фасадов очень поврежденной штукатурки позднего времени, также было демонтировано большое ренессансное окно над главным входом. Обнаруженные в XIX веке фрески были расчищены и законсервированы.

    Во время Второй мировой войны в ночь с 27 на 28 августа 1944 года при налёте английской авиации собор сильно пострадал: внутри всё выгорело, своды частично обрушились. Во время штурма Кёнигсберга в апреле 1945 года собор вновь попал под обстрелы, но всё-таки не был уничтожен. Удивительным образом сохранилась могила Иммануила Канта.

    Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года № 1307 Кафедральный собор был признан памятником республиканского значения, однако иных мер по его сохранению не последовало, и под воздействием природных стихий он продолжал разрушаться. В 1981—1984 годах произведены консервационные работы, что позволило сохранить стены Собора. Работы по восстановлению Кафедрального собора начались в 1994 году под руководством Ю. А. Одинцова и завершились в 2005 году. 

    При восстановлении Кафедрального собора с 1990-х гг. XX в. для воссоздания довоенного облика использовались архивные материалы. Среди них — работа доктора Эрнста Августа Хагена, профессора истории искусств в Кёнигсбергском университете «Описание соборной церкви в Кёнигсберге и находящихся в ней произведений искусства с введением об искусстве немецкого Ордена в Пруссии, преимущественно о церковном строительстве в Замланде», напечатанная в придворной типографии Кёнигсберга в 1833 году.

    В данном сочинении в описании собора отмечается наличие замурованных окон-витражей. Их замуровывали в разное время в силу различных причин, чаще всего, чтобы оставить больше места в стене для надгробных памятников.

    Несмотря на значительные повреждения и утраты, Собор принадлежит к числу старейших памятников архитектуры и имеет большую архитектурно-художественную и историческую ценность, является одним из главных символов города.

    3.Современность

    Кафедральный собор сегодня — это многофункциональный культурный центр, состоящий из академического концертного зала, где находится самый большой в России уникальный органный комплекс, и музея имени И. Канта. Вокруг собора на острове Канта разбит Парк скульптур. Расположение в самом сердце Кёнигсберга-Калининграда, на уничтоженном английской авиацией в 1944 году острове Кнайпхоф, а также мемориальное захоронение Иммануила Канта у северной стены и драматическая история разрушения и возрождения сделали Кафедральный собор символом города, его архитектурной доминантой и главным местом притяжения для всех, кто приезжает в Калининград.

    В собрание музея имени И. Канта входят разнообразные экспонаты, связанные с историей Кёнигсберга-Калининграда, с жизнью и научной деятельностью великого немецкого философа. 

    Уникальный органный комплекс Кафедрального собора состоит из двух органов - большого и малого хорового. Это механические инструменты с добавлением электроники, изготовлены немецкой органостроительной фирмой «Alexander Schuke». В штате Собора – два органиста. Дневные органные мини-концерты (40 минут) проходят ежедневно и пользуются огромной популярностью у гостей региона. Вечерние концерты один-два раза в неделю играют приглашенные органисты. Уникальный органный комплекс Кафедрального собора привлекает к себе внимание ведущих российских и европейских музыкантов.

    Собор стал местом проведения многих фестивалей, на сцене самого большого в регионе академического концертного зала (700 мест) выступают всемирно известные исполнители, лучшие оркестры и хоровые коллективы. Кафедральный собор традиционно принимает у себя Международный конкурс органистов имени М. Таривердиева. 

    Список литературы и источников

    1. http://sobor-kaliningrad.ru –дата обращения :28.10.2019

    2. https://www.culture.ru–дата обращения :28.10.2019

    3. https://ru.wikipedia.org –дата обращения :28.10.2019



    Брянск 219



    написать администратору сайта