ИСТОРИЯ. КИЕВСКАЯ РУССЬ. Киевская русь. Крещение руси
Скачать 58.31 Kb.
|
КИЕВСКАЯ РУСЬ. КРЕЩЕНИЕ РУСИ Киевская Русь — древнерусское государство на западе, юго-западе, частично на юге Восточно-Европейской равнины. Существовало с девятого до начала двенадцатого веков нашей эры. Столицей был Киев. Возникло объединением славянских племен: ильменских, словен, кривичей, полян, древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян, вятичей. Важнейшим в истории Киевской Руси считается год 862-й, когда, как указывает древний письменный источник «Повесть Временных лет», славянские племена призвали на княжение в свои земли скандинавов (варягов- моряков) во главе с Рюриком, который стал первым начальником Киевской Руси и занял престол в Новгороде. Династия Рюриковичей, в последующее время, примерно с IX века, правившая русскими землями, скорее всего, была основана именно Рюриком. Он считается первым военачальником, обладавшим властью князя, то есть политического лидера. Главные летописец, Нестер, писал, что начало правления первого князя относится к 862 году. Именно в этом году князь Рюрик (варяг, мореплаватель) занял княжеский престол в Новгороде. Общее время его правления составляют с 862 по 879 гг. Следует отметить тот факт, что изначально правление велось не из Новгорода, а из Ладоги, именно в этом городе остановился князь Рюрик, и именно оттуда правил Новгородом. Внешняя политика Рюрика в момент прихода его к власти сводится к укреплению государственности, захвату новых территорий и борьбе с внутренними врагами. Так, первые два года, с 862 по 864 гг, он присоединил к своим землям города Муром, Ростов и Смоленск. Однако Рюрик не был вождем единого государства, как и его преемники, ставшие киевскими князьями и правившие Киевской Русью. Это было средневековое государство, существовавшее в 9-12 веках и распавшееся в 11-12 веках из-за соперничества между князьями-Рюриковичами, которое привело в дальнейшем к территориальной, экономической и политической раздробленности. Князь Рюрик и его жизнь – это история успеха. История того, как простой человек сумел не просто захватить власть, но и удержать ее и успешно править своим государством. Безусловно, Россия до 862 г существовала, но именно князь Рюрик заложил начало той великой страны, которой Россия является, и по сей день. Киевские князья (варяги-мореплаватели), братья Рюрика, Аскольд и Дир пришли в Русь вместе с Рюриком в 862 году. Однако, в 864 они оставляют Новгород и отправляются в Константинополь, для служения Византийскому царю. В этом путешествии, спускаясь вниз по течению реки Днепр, Аскольд и Дир обнаружили на берегу реки небольшой город, который по сказанию летописцев никому не принадлежал. Основатели города давно умерли. Аскольд и Дир захватили этот город, а также прилегающие к нему земли. Назывался этот городок – Киев. Таким образом, к 864 году образовалась ситуация, когда варяги (мореплаватели) образовали на Руси два центра управления: на севере в Новгороде, под управлением Рюрика, на юге в Киеве, которым управляли Аскольд и Дир. В 879 году умирает князь Рюрик. Он оставляет после себя несовершеннолетнего наследника - князя Игоря, опеку над которым принял его родственник князь Олег, возглавивший центр управления в Новгороде. Став правителем, Олег получает прозвище Вещий и решает присоединить к своим владениям южные земли и в 882 году отправляется в поход на Киев. По пути к Киеву Олег захватил города Смоленск и Любеч. Предвидя, что князья Аскольд и Дир, обладающие большим войском и не уступающие ему в воинском ремесле, не отдадут Киев без боя, князь Олег, действующий от имени Игоря, пошел на обман. Подплыв к Киеву, он оставил практически все войско свое на кораблях, а сам представился купцом, прибывшим из дальних стран. Он пригласил к себе князей киевских. Аскольд и Дир вышли на встречу к именитому гостю, но были схвачены воинами Олега и убиты. Так Олег, от имени Игоря, стал править Киевом, сказав, что отныне суждено быть Киеву «матерью городов Русских». Так, впервые, князь Олег, прозванный вещим, объединил два главных центра пути «Из варяг в греки» - Киев и Новгород, а северные и южные русские земли были объединены в одно государство, под названием Киевская Русь. К нязь Олег Вещий после захвата Киева решил продолжить расширение территории государства, за счет включения в него новых территорий. В результате в состав Киевской Руси вошли племена: радимичи, поляне, словене, северяне, кривичи. За время княжения Олег подчинил себе почти все славянские племена, обложив их легкой данью, избавив тем самым от дани хазарам (тюркоязычный кочевой народ). В 907 году он пошел на Византию «на конях и в ладьях» количеством 2 тысяч. Пред замкнутыми вратами Царьграда (Название «Константинополь» и «Царьград» один и тот же город) Олег велел поставить корабли на колеса и приблизился к городу, вынудив императора Михаила подписать очень выгодный для Руси мирный договор, получив огромную контрибуцию (платежи, налагаемые на проигравшее государство в пользу государства-победителя) и множество торговых льгот для русских купцов.(Каких льгот? См. в таблице «Олег» выше. После смерти Олега дело его продолжил Игорь (сын князя Рюрика). Придя к власти, он вновь присоединяет к Киеву уличей и древлян, отколовшихся после известия о кончине Олега, расширяет свое влияние на Крым и Тамань, воюет с появившимися в низовье Днепра печенегами. В 40-х годах Х ст. Игорь дважды нападает на Царьград (Константинополь). Первый поход не увенчался успехом: константинопольцы вылили на русский флот «греческий огонь» (горючую смесь) и заставили отступить. Спустя три года, собрав войско из русов, наемников-варяг (мореплавателей) и печенегов, Игорь совершает новый поход, закончившийся подписанием военно-торгового договора с Византией. В 945 году, во время сбора дани Игорь был убит разгневанными древлянами, а в Киеве стала княжить (править) его вдова Ольга. Ольга реформировала систему сбора дани, поделила земли на погосты (адм. единицы), поставила управляющих на местах. Во внешней политике княгиня военным походам предпочитала дипломатию. В 957 году она осуществляет официальный визит в Константинополь, и принимает крещение в главном храме Византии, пышном Софийском соборе. С 60-х годов Х века в Киеве княжит сын князя Игоря и Ольги Святослав, который активно расширяет и укрепляет державу. В 968 году он наносит сильнейшее поражение Хазарскому каганату (Каганатом называется государство, которым правит каган (в переводе с иврита — жрец), который постоянно угрожал русским землям, препятствовал торговле Руси, перерезая путь купцам в устьях Дона и Волги. Затем князь включается в затяжную войну Византии и Болгарии. Разбив болгарское войско, он надежно закрепляется на Дунае. В 970 году Святослав снова отправился в поход на Византию. Но силы были не равны, и Святослав вынужден был подписать мирный договор с империей. После своего возвращения в Киев его зверски убили печенеги, а из его черепа смастерили чашу для пирогов. После гибели Святослава между его сыновьями началась ожесточенная борьба за власть. Олег и Владимир не хотели признавать верховным князем своего старшего брата Ярополка. Упреждая события, Ярополк первым отправляется с войском в земли князя Олега. Во время этого похода Олег трагически погиб, упав с моста в крепостной ров. Владимир же, не дожидаясь подобной участи, бежит в Скандинавию, а оттуда, собрав войско из варягов (моряков), вновь возвращается на Русь. В результате короткой войны между братьями Ярополк был убит, и 11 июня 978 года Владимир вокняжился (стал князем) в Киеве. Свое княжение Владимир Святославович начал с крепкой консолидации (объединения, укрепления) русских земель. (Консолидация - это объединение составных частей системы: экономики, права, социальной сферы для улучшения ее работы. Одновременно Владимир провел религиозную реформу: из огромного набора языческих божеств создал единый пантеон из 6 богов во главе с Перуном. Увы, реформа не возымела должного эффекта, к тому же время и геополитическая повестка требовали иных, прогрессивных решений. И Владимир решается на грандиозный шаг - распрощаться с темным язычеством и принять новую веру. А из всех мировых религий выбирает ту, что ближе по духу, - восточное христианство. Как раз в это время к Владимиру обращается византийский император Василий II и просит о военной помощи против заговорщика Варды Фоки. Владимир обещает помочь, но взамен требует от Василия руки его сестры Анны. Опешив от такой дерзости, император согласился на этот немыслимый доселе брак, но при условии крещения князя-язычника. В итоге 6-тысячный русский корпус Владимира прибыл в Константинополь, разбил мятежников, но князь так и не получил невесту. Тогда Владимир собирает войско и захватывает город Корсунь, крупное византийское владение в Крыму, чем вынуждает императора спешно прислать принцессу. Там же, в Корсуне, Владимир принимает крещение, венчается с Анной. Затем, вернувшись в Киев, крестит киевлян, а за ними и всю Русь. Владимир вернулся в Киев и сразу же приказал разрушить пантеон языческих богов. Князь обратился к киевлянам с заявлением: на следующий день все обязаны явиться к Днепру для крещения. Харизматичная личность князя внушала уважение и страх. Массовое крещение прошло достаточно мирно. Владимир активно занимался распространением новой религии. На месте языческого капища в Киеве он поставил церковь Святого Василия. По всей Руси начинают строиться церкви и назначаться священники. Крещение Руси 28 июля празднуется День крещения Руси — эта дата считается началом христианизации российского государства, которую начал князь Владимир Святославич. В 988 году он крестился сам, а затем присланное из Византии духовенство провело обряд крещения киевлян в водах Днепра. К концу X века в Киевской Руси сложились все предпосылки для принятия общегосударственной религии. Им, по решению князя Владимира, стало православное христианство. В 988 г. состоялось крещение Руси по византийскому образцу. Влияние крещения Руси на дальнейшую историю России трудно переоценить. После завоевания Константинополя турками в 1453 г. Россия стала мировым центром православия, что позволило ей решительнее заявлять о своих имперских правах. Крещение Руси – важный этап в истории нашей страны. Оно оказало огромное влияние на все сферы государственной и общественной жизни. Основные события русской истории вплоть до революции 1917 г. неразрывно связаны с православием. Кратко самое главное о крещении Руси сводится к следующим пунктам: Общепризнанной датой крещения Руси считается 988 год. Историческое значение Крещения Руси заключается в том, что была проведена резкая граница между Русью и Западом. Но при этом Россия вошла в “семью” христианских государств, противостоящих Востоку или мусульманству. Крещение Руси оказало влияние на развитие не только нашей страны, но и всего мира. Языческая Древняя Русь превратилась в новое христианское государство, ставшее естественным союзником Византийской империи. Значение крещения Руси за прошедшее тысячелетие не ослабло. Значение и результаты крещения РусиКрещение Руси князем Владимиром значительно повысило авторитет Древнерусского государства. Утверждение государственной религии способствовало формированию единой нации. Единая государственная религия постепенно стирала различия между многочисленными славянскими племенами. Огромный толчок в развитии получила культура. Культурное значениеКрещение Руси усилило влияние византийской культуры, которая значительно превосходила древнерусскую. Широкий поток византийских мастеров (архитекторов, иконописцев и т. д.) хлынул на Русь и дал мощный толчок в развитии культуры (архитектуры, живописи, иконописи). С деятельностью князя Владимира связывают начало русской письменности и литературы. Грамотность на Руси возникла еще до крещения, но только после него началось систематическое “учение книжное”. Первые летописцы были священниками или монахами. После смерти Владимира киевский престол занимает его сын Ярослав, известный как Ярослав Мудрый. Князь Ярослав по прозванию Мудрый правил в Киеве удивительно долго для XI столетия. Таким долголетием князь был обязан не только хорошему здоровью, но и разумной политике. Прежде всего, Ярослав Владимирович повелел составить краткий свод законов для наведения порядка в Древнерусском государстве. Последнее тогда еще толком не оформилось, разобщенные славянские племена не всегда ладили, живя по разным правилам. Киевский князь постарался ограничить и даже обернуть себе на пользу обычай кровной мести, чтобы получать от родовых раздоров немалую прибыль. Ярослав Мудрый занимался градостроительством, возводил монастыри, храмы. Именно при нем в Киеве появился величественный собор Святой Софии, для росписи которого были приглашены лучшие константинопольские художники. При соборе открылась школа с библиотекой, где по инициативе князя начали писаться переводы греческих и других книг на церковнославянский язык. Придя к власти, Ярослав начинает активную завоевательную политику. В 1030 году он отвоевывает у поляков волынский город Белз, совершает успешные походы против агрессивных ятвягов и литовских племен. В 30-годах Ярослав подчинил себе племя чудь на севере Руси, где построил в свою честь город Юрьев (в крещении князь был Юрием). Именно Ярослав Мудрый избавил русский народ от давней страшной угрозы – печенегов в причерноморских степях. В 1036 году, когда степники осадили Киев, поставил Ярослав по центру варягов (наемников-скандинавов), справа – киевлян, а слева – новгородцев, - «и была сеча злая, и едва к вечеру одолел Ярослав». Не менее блестящей была и внутренняя политика великого князя. На Руси в это время был издан первый сборник законов, известный как «Русская правда», регламентирующий все сферы жизни, водворяющий справедливость и порядок. «Русская Правда» Ярослава Мудрого (1016-1054 гг.) Усобицы и начало раздробленности После смерти Ярослава Мудрого власть в стране поделили между собой трое его старших сыновей – установилось троевластие, так называемый триумвират Ярославичей. Изяслав княжил в Киеве и Новгороде, Святослав – в Чернигове, а Всеволод – в Переяславле. Остальные сыновья и члены рода получили менее значимые волости и города, надеясь в дальнейшем перейти к более престижному столу по так называемой «лестнице» (от старшего брата к младшему). Изначально старшие братья жили в мире, сообща воевали с внешними врагами, расправлялись с опальными родичами-князьями, сажая в поруб (тюрьму). Но постепенно между князьями нарастали противоречия. Все чаще свои претензии на более богатые волости начали высказывать другие Рюриковичи. Между родственниками вспыхивает вражда, войны, захваты городов. Не исправил ситуацию и съезд в Любече, на котором князья решили прекратить распри и сплотиться пред лицом лютого врага Руси – половцев. Принятый на съезде новый принцип наследования сложившихся вотчин (земель отцов) только усугублял и легитимизовал раздробленность. Относительная стабильность наступила на Руси с приходом на главный престол Владимира Мономаха, которому удалось вновь усилить центральную власть и былое значение стольного Киева. Когда Мономах умер, аналогичную политику продолжил его сын Мстислав, который успешно боролся с сепаратизмом (практикой обособления, отделения части территории государства с целью создания нового самостоятельного государства) непокорных князей. После его смерти Русь окончательно распадается на отдельные княжества. Как сказал новгородский летописец, «и раздрася вся земля Русская». Центром Киевской Руси Киев пребывал до 1169 года, когда был захвачен и разграблен отрядами князя Ростово-Суздальского Андрея Боголюбского До монголо-татарского нашествия середины ХIII Киев продолжал формально считаться центром Руси, но фактически утратил свое значение. На Руси наступила пора феодальной раздробленности. Киевская Русь распалась на 14 княжеств, управлявшимися потомками разных ветвей древа Рюрика, и вольный город Новгород. Князья Киевской Руси 864 — Варяги Аскольд и Дир захватили княжескую власть в Киеве 882 — Варяг Олег, княживший в Новгороде, убил Аскольда и Дира, сел княжить в Киеве, объединил северные и южные славянские земли и принял титул великого князя 912 — Смерть Олега. Возвышение Игоря, сына Рюрика 945 — Смерть Игоря. На престоле его жена Ольга 957 — Ольга передала власть сыну Святославу 972 — Гибель Святослава от рук печенегов. Киевский престол занял Ярополк 980 — Гибель Ярополка в междуусобице с братом Владимиром. Владимир — киевский князь 1015 — Смерть Владимира. Власть в Киеве захватил его сын Святополк 1016 — Трехлетняя борьба за верховенство на Руси между святополком и новгородским князем Ярославом 1019 — Гибель Святополка. Ярослав, прозванный мудрым — князь в Киеве 1054 — После смерти Ярослава великокняжеский стол занял его сын Изяслав 1068 — Восстание киевского народа, провозглашение им полоцкого князя Всеслава великим князем, Возвращение Изяслава. 1073 — Изгнание Изяслава его братьями Святославом и Всеволодом. Князь — Святослав Ярославич 1076 — Смерть Святослава. Возвращение Изяслава. 1078 — Гибель Изяслава от рук племянника Олега Святославича, князя черниговского. Киевский престол занял Всеволод Ярославич 1099 — Князь Святополк, сын Изяслава 1113 — Князь Владимир Мономах 1125 — Смерть Владимира Мономаха. На престол взошел его сын Мстислав 1132 — Смерть Мстислава. Распадение Новгородско-Киевской Руси. Краткая история Киевской Руси — Князь Олег, прозванный вещим, объединил два главных центра пути «Из варяг в греки» Киев и Новгород — 911 год — Выгодный торговый договор Киевской Руси и Византии — 944-945 — Поход прусов на Каспий — 957 — Княгиня Ольга первый из русских князей приняла православие — 988 — Сестра византийского императора Василия II стала женой киевского князя Владимира — 988 — Крещение Владимира в Херсонесе — 989 — Присоединение к Руси Херсонеса — 1036 — После разгрома печенегов 25 лет мира на Руси, породнение Ярослава мудрого с королями Швеции, Франции, Польши. — 1037 — Закладка Собора Св. Софии в Киеве — 1051 — Основание Киевско-Печерского монастыря. Илларион — первый русский митрополит — 1057 — Создание дьяком Григорием «Остромирова евангелия» — 1072 — «Русская правда» — первый русский свод законов (судебник) — 1112 — Составление «Повести временных лет» — 1125 — «Поучение» Владимира Мономаха — наставления сыновьям. Памятник древнерусской литературы — 1147 Первое упоминание о Москве (в Ипатьевсеок летописи) — 1154 — Князь московский Юрий Долгорукий становится великим князем Киевским Города Киевской Руси Киев Новгород (до 1136 года) Псков Чернигов Полоцк Смоленск Любеч Житомир Искоростень Вышгород Пересечен Переяславль Тьмутаракань |