Главная страница
Навигация по странице:

  • Богородица

  • Фреска .

  • Владимиро – суздальское княжество

  • Церковь Спаса

  • Вседержитель

  • Преображение Господне .

  • Успение

  • деисусного чина .Андрей Рублев

  • Страшный суд

  • Андроников монастырь . Диониисий

  • Пафнутьево - Боровский монастырь .

  • Митрополит Петр

  • 14. Лекция. Россия. Киевский собор


    Скачать 21.14 Mb.
    НазваниеКиевский собор
    Анкор14. Лекция. Россия.doc
    Дата19.03.2019
    Размер21.14 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла14. Лекция. Россия.doc
    ТипДокументы
    #26069

    Киевская держава

    Киевский собор





    Киевский собор св. Софии, Премудрости Божией, выдающийся памятник древнерусской архитектуры, главный храм киевских митрополитов. Собор, выстроенный преимущественно из плинфы (плинфа - широкий и плоский обожжённый кирпич, применявшийся в строительстве в Византии. Плинфа применялась также в древнерусском храмовом зодчестве X - начала XIII вв.), большой (37 Х 55 м) пятинефный с 5 апсидами 13-главый крестово-купольный храм, со ступенчатым построением основных сводов. Окружен с 3 сторон двухъярусными галереями. В галереи с запада встроены 2 башни, лестницы которых ведут на просторные хоры.

    Строительство собора


    Киевский Софийский собор был построен великим князем Ярославом Мудрым. Точное время его строительства неизвестно. Софийский храм, упоминаемый германским хронистом Титмаром Мерзебургским под 1018 г., скорее всего был деревянной постройкой, которая сгорела во время междоусобной войны Святополка Окаянного с Ярославом. Строительство храма осуществлялось примерно в 1030-х гг., предположительно в 1037 г., и, вероятно, было связано с приездом в Киев из Константинополя митрополита-грека Феопемпта - первого в ряду Предстоятелей Русского Церкви, упоминаемых Нестором Летописцем в "Повести Временных Лет". Строили собор, скорее всего, греческие мастера, прибывшие вместе с митрополитом.

    Софийский собор первоначально представлял собой грандиозное 13-купольное сооружение (в XVII в. были добавлены еще 6 глав). Крестово-купольный храм имеет 5 нефов (неф - от лат. navis – корабль. В романских и готических церквах, а также в тех из церквей стиля Возрождения, которые имеют в плане форму латинского креста, продолговатая часть здания, простирающаяся от главных входных дверей до хора и покрытая сводами) и окружен с юга, запада и севера двойным рядом галерей. С запада размещены хоры для великокняжеской семьи, на которые можно попасть через две лестничные башни, примыкающие к западному фасаду. По своим размерам (55х37 м) и богатству убранства Софийский собор не имел себе равных не только в Киевской Руси, но и во всей Европе того времени. И размах, с которым был построен главный храм недавно крещеной Руси, и его посвящение не столько подражали Софии Константинопольской, сколько соперничали с ней. Построенный Ярославом Мудрым Софийский собор стал местом погребения самого великого князя и многих его потомков. Мраморный саркофаг с останками Ярослава доныне стоит под сводами Софии Киевской. В кафедральном митрополичьем храме были также погребены и многие Предстоятели Русской Церкви времени Киевской Руси.

    Интерьер собора





    Интерьер собора сохранил большое количество фресок и мозаик XI века, выполненных лучшими византийскими мастерами. Палитра мозаик насчитывает 177 оттенков. Стиль мозаик соответствует византийскому искусству первой половины XI века, так называемому аскетическому стилю.

    Мозаикой был украшен центральный купол, его барабан, паруса и подпружные арки, а также центральная апсида и два стоящих по бокам от неё восточных столпа. В зените купола располагается мозаика с изображением Христа Вседержителя (Пантократора), вокруг Него представлены четыре архангела. Из них сохранился лишь один древний мозаичный, остальные дописаны в XIX веке М. А. Врубелем масляными красками. В барабане между окнами изображены фигуры апостолов (от XI века сохранилась только одна фигура апостола Павла), ниже, на парусах купола, изображены пишущие евангелисты. Среди них с древних времён сохранилась лишь фигура евангелиста Марка. На подпружных арках располагаются медальоны с поясными фигурами 40 севастийских мучеников.

    Самая известная мозаика собора — Богородица «Нерушимая Стена» — находится в конхе (сводчатой части) центральной алтарной апсиды. Под ней изображена Евхаристия — причащение апостолов Христом, а ещё ниже святители — древние святые епископы, Отцы Церкви.

    Богородица «Нерушимая Стена» 



    На восточных столпах собора сохранилось изображение Благовещения (на одном столбе фигура архангела Гавриила, на другом — Богоматери). Мозаика была создана около 1040 года и является старейшим в русском искусстве изображением данной сцены.



    Остальная часть интерьера была расписана фресками. На сводах были не сохранившиеся до наших дней двунадесятые праздники, соответствующие важнейшим моментам евангельской истории. На боковых стенах центрального пространства (на боковых аркадах) сохранились сцены Страстей Христовых и Его Воскресения, цикл заканчивался сценами послания апостолов на проповедь и сошествием на них Святого Духа. Фресками расписаны и боковые апсиды, где представлены циклы детства Богоматери (протоевангелие), деяния апостолов, житие святого Георгия, деяния архангела Михаила, соответственно с освящёнными здесь приделами.

    Многочисленные столпы собора и стены галерей покрыты образами святых. Своды и малые купола украшены изображениями небесных сил, в медальонах представлены поясные фигуры ангелов. В западной части подкупольного креста находилась ктиторская композиция. От неё сохранились лишь боковые части, а остальное изображение реконструируется по рисунку А. ван Вестерфельда, сделанному в 1651 г. По сторонам от Христа здесь, вероятно, были изображены князь Ярослав Мудрый с макетом собора в руке и его супруга Ирина, а по бокам от них — сыновья и дочери. Возможно, непосредственно перед Христом были изображены равноапостолольные князь Владимир и княгиня Ольга.

    Наиболее необычны изображения в лестничных башнях. Здесь представлены сцены придворной жизни, константинопольский ипподром, музыканты, охота.

    Также на стенах храма сохранилось множество граффити, в том числе XIXII веков.

    Семья Ярослава Мудрого. Фреска.


    Библиотека Ярослава Мудрого


    Легендарное собрание книг и документов, принадлежавшее Великому князю киевскому Ярославу Мудрому. Согласно наиболее распространённой версии, в XII веке и позднее она находилась в Софийском соборе Киева или в подземельях под ним.

    Указывается, что официальным владельцем собрания, скорее всего, был не сам князь, а собор, и эту коллекцию более корректно именовать «библиотекой Софийского собора», однако наименование «Библиотека Ярослава Мудрого» уже стало исторически традиционным. Её формирование могло проходить под руководством Митрополита Киевского Илариона.

    Предположительный объём библиотеки — около тысячи томов (в «Истории Киева» 1982 года издания он оценивается в 950 томов). Эти данные многие историки считают завышенными. В частности, историк Е. Е. Голубинский называл цифру в 500 книг. Основными источниками пополнения собрания были перевод и переписка копий. Период её комплектования — около 25 лет.

    Раскопки под Софийским собором были предприняты в 1916 году, после того, как вблизи храма произошёл обвал грунта. В результате открылась часть подземных переходов, внутри которых нашли берестяную записку: «Аще кто найде сей ход тот найде велий клад Ярослав» («Кто найдёт этот ход, тот найдет великий клад Ярослава»). Однако тайник был пуст, а на стене имелась надпись о том, что он был разграблен. О подлинности обеих надписей нет единства мнений до сих пор.

    По другой версии, библиотека могла быть спрятана митрополитом Иларионом в катакомбах Киево-Печерской лавры после его ссоры с князем. В этом случае в составе библиотеки могли оказаться книги греческих иконописцев, расписывавших в XI веке монастырские храмы. Кроме того, есть сведения о том, что в 1106 году свою библиотеку передал в дар монастырю правнук Ярослава князь Святослав Давидович Черниговский, принявший постриг под именем Николы Святоши.

    Ещё в 1653 году сообщалось о том, что в лавре имеется обширное собрание древних книг, однако в 1718 году в монастыре произошёл опустошительный пожар, и оно полностью сгорело. Существует версия о том, что часть книг была спрятана в катакомбах в 1665 году.

    Ещё одна версия связана с Успенским собором Киево-Печерской лавры. В 1898 году в нём уже находили клад — «потаенную» монастырскую казну, спрятанную в 1718 году. В 1941 году, во время отступления советских войск, собор был взорван, однако под ним уцелели катакомбы. Известно, что в них хранились мощи одного из основателей лавры святого Феодосия.

    Также среди мест, где может находиться легендарное собрание, называют «Зверинецкие пещеры» близ Выдубицкого монастыря, а также подземелья разрушенного Межигорского монастыря.

    Владимиро – суздальское княжество

    Золотые ворота




    Золотые ворота — выдающийся памятник древнерусской архитектуры, расположенный в городе Владимире. Построены в 1164 году при владимирском князе Андрее Боголюбском. Помимо оборонных целей ворота имели также и триумфальный характер. Золотые ворота оформляли парадный вход в самую богатую княжеско-боярскую часть города.

    Строили Золотые ворота княжеские мастера. Об этом свидетельствует княжеский знак, оставленный строителем на одном из белокаменных блоков. Постройка сложена в технике полубутовой кладки, широко распространившейся во владимиро-суздальском зодчестве. Строгие пропорции проездной арки, перекрытой мощным полуциркульным сводом, и особое изящество небольшой церкви наверху придавали сооружению величественный характер, хорошо соответствующий его назначению.

    Это были самые парадные ворота города в XIIXIII веках.

    Они были покрыты листами золоченой меди, ярко блестевшей на солнце.

    Вплотную к воротам с севера и юга примыкали насыпные валы с глубокими рвами с наружной стороны. Через рвы от ворот проходил мост, выводивший за город. Высота арки достигала 14 метров. Массивные дубовые створы ворот, висевшие на кованых петлях, примыкали к арочной перемычке, сохраняющейся и ныне. По верху этой перемычки был устроен деревянный настил, который служил дополнительной боевой площадкой. От настила сохранились лишь гнезда для балок в кладке стен. Вход на площадку осуществлялся через дверной проем в южной стене, в толще которой проходила каменная лестница с ползучим коробовым сводом. На этом же уровне с противоположной стороны лестницы был выход на южную линию земляных валов. С севера на валы шел проход прямо с помоста через дверь в стене. Лестница же в южной стене вела далее на верхнюю боевую площадку, имевшую зубчатые стены в виде бойниц. В центре этой площадки была возведена надвратная белокаменная церковь Положения риз Богоматери.

    Ворота сохранились с сильными перестройками. К древним частям этого сооружения относится широкая проездная арка с мощными боковыми пилонами и боевая площадка над ними, дошедшая фрагментарно.



    Золотые ворота в конце 19 века

    Дмитриевский собор




    Дмитриевский собор — один из самых ярких, выразительных и, наверное, известных памятников Владимиро-Суздальской архитектуры домонгольского периода. Он был построен в 1190-е годы как дворцовый храм владимирского князя Всеволода Большое Гнездо. В работе над собором были задействованы только русские зодчие — летописец особо подчеркивает, что для строительства Дмитриевского собора уже «не искали мастеров от немец». Однако по одной из версий среди строителей все же были и выходцы с Балканского полуострова — болгары, сербы или далматинцы. Это объясняет сходство белокаменного убранства собора с общесредневековыми традициями, характерными не только для Балкан и  Византии, но и других европейских государств.



    Дмитриевский собор — это классический крестово-купольный трехапсидный храм, одноглавый и четырехстолпный. Ясность композиции, торжественный ритм архитектурных форм, величаво-спокойные пропорции воплощают идею могущества великокняжеской власти — ведь некогда собор являлся центром всего владимирского дворцового комплекса.



    Дмитриевский собор. План.

    Стоит обратить внимание на то, что глава собора на высоком барабане покрыта золотым шлемом. Шлемовидное покрытие глав — одна из примет древней архитектуры (как правило, до XVI века включительно).

    Основным материалом для строительства служил белый камень — известняк. Фасады храма четко разделены на три яруса. Нижний практически лишен какого-либо убранства, ведь первоначально он был закрыт одноярусными галереями, окружающими собор с трех сторон. По углам галерей располагались лестничные башни, похожие на башни киевского Софийского собора.  Эти галереи и башни вероятнее всего появились или были перестроены чуть позднее самого собора и соединяли собор с княжеским дворцом. Они также имели белокаменную резьбу, несколько отличавшуюся по стилю, которую впоследствии, при разборе галерей  и башен в 1838 году, использовали для заделки утрат на фасадах собора.

    Средний ярус демонстрирует аркатурно-колончатый пояс (декоративный элемент, состоящий из небольших арок, опирающихся на колонки, вид аркатуры) с богатейшим орнаментом. Верхний ярус по всей своей плоскости, от верха аркатурно-колончатого пояса до закомар (полукруглое или килевидное завершение прясел церковного здания, примерно соответствующее кривизне закрываемого свода) также украшен резьбой. Колонки аркатурного пояса в этом обилии резьбы воспринимаются как окаймляющая лента.  Резьба присутствует и на цилиндрическом барабане, на котором возвышается золоченый купол.



    На фасадах Дмитриевского собора находятся более пятиста рельефов. Подлинные рельефы сохранились на западном фасаде, в центральных и восточных пряслах южного и северного фасадов, на апсидах. На западные прясла южного и северного фасадов попало много резных камней с упоминавшихся выше разобранных башен, немало рельефов пришлось выполнить заново. Древний аркатурно-колончатый пояс уцелел только в западном прясле северного фасада, остальные колонки и фигуры святых вырезаны в XIX веке. Исключение составляют снятые с башен 13 колонок и сидящие святые на западном фасаде. Кроме того, с башен сняты также и каменные блоки с раскидистыми «древесами» под фигурами святых.



    Резные камни а фасадах храма создают причудливую картину мира, где христианские образы гармонично сосуществуют с образами языческой мифологии и сюжетами средневековой литературы. Резьба колончатого пояса изображает целую галерею святых, среди которых имеются фигуры князей Бориса и Глеба.  Под каждой фигурой вырезаны изображения фантастических животных или растений.  Скульптуры разделяют резные колонки аркатурного пояса.

    На северном, обращенном к городу, фасаде находится рельеф «Князь Всеволод с сыновьями». Всеволод Большое Гнездо изображен сидящим на троне в окружении своих старших сыновей Константина, Георгия, Ярослава и Святослава, с новорожденным Владимиром на руках. Всего у князя было двенадцать сыновей. Это, как известно, и послужило причиной возникновения его прозвища «Большое Гнездо».

    Западная стена храма украшена тремя рельефами, стилизованно иллюстрирующим подвиги Геракла. По одной версии, владимирские мастера позаимствовали эти сюжеты из западноевропейской культуры: они перенесли на стены дворцового храма изображения, украшавшие средневековый романский ларец, который хранился в княжеской казне.



    Царь Давид играет на лютне. Фрагмент рельефа.

    Центральное место среди персонажей, присутствующих в оформлении Дмитриевского собора, занимает фигура царя Давида. Она представлена в декоре трех фасадов храма. В образе Давида — псалмопевца, пастыря, царя, пророка — вероятнее всего, предвосхищен образ Христа. Весь тварный мир — звери, птицы, деревья и травы- внимает Давиду у подножия престола.

    Согласно другому мнению рельефы Дмитровского сбора восходят к народной мифологии, указывая на связь изображений с «Голубиной книгой», главное действующее лицо которой — царь Давил, добрый заклинатель природных сил и вдохновенный певец. Г.К. Вагнер, автор специальной монографии о скульптуре Владимиро-Суздальской Руси, считал, что на рельефах Дмитриевского собора изображен вовсе не Давид, а его сын Соломон, пророк и царь, который держит в руках не гусли, а свиток. Соломон считался идеалом мудрого правителя, и именно поэтому Всеволод стремился украсить его изображениями свой дворцовый храм.

    Фрески

    В центральном своде под хорами сохранились фигуры 12 апостолов-судей на престолах и ангелы позади них. В малом своде под хорами — сцены рая: трубящие ангелы, апостол Петр, ведущий в рай святых жен, благоразумный разбойник, «Лоно Авраамово» с праотцами Авраамом, Исааком и Иаковом, а также Богоматерь на престоле.

    Росписи Дмитриевского собора представляют собой оригинальный вариант классического византийского стиля конца XII века. Их отличает одухотворенность образов, пластичность фигур, тонкие сочетания красок. Особенно поражает воображение совершенная красота ангельских ликов. Следует отметить также необычную для того периода реалистичность в изображении апостольских ликов, имеющих индивидуальные черты. Необычно также развернутое изображение райского сада: деревьев с пальмовыми ветвями; решетка, поддерживающая виноградные лозы; птицы, клюющие виноград.

    Вероятно, живописцы прибыли во Владимир из византийского города Фесаллоники, откуда происходят священные реликвии Дмитрия Солунского.


    Успенский собор




    Кафедральный православный храм Владимирской епархии на Соборной площади города Владимира; также государственный музей. Исторически, до возвышения Москвы, был главным (кафедральным) храмом Владимиро-Суздальской Руси.

    Один из памятников русского зодчества XII века, послуживший образцом для ряда более поздних соборов, в том числе Успенского собора Аристотеля Фиораванти.

    Успенский собор 11581160 годов был шестистолпным, трёхапсидным (выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом), построенным из высококачественного белого камня.

    Пропорции храма были достаточно изящными. И в интерьере, и в наружных формах ощущалась устремлённость вверх. По высоте (32,3 метра) храм превосходил Софийские соборы Киева и Новгорода.



    Храм 1158—1160 годов был украшен скульптурным декором зооантропоморфного типа. Этот декор при обстройке собора галереями во второй половине 1180-х годов не сохранился. Живопись собора сохранилась фрагментарно. К росписи 1161 г. относятся фигуры пророков между колонками северного аркатурного фриза (в северной галерее).

    После пожара 1185 года Всеволод III значительно расширил собор. К храму Боголюбского были пристроены боковые галереи, и он оказался как бы внутри нового большого собора. Увеличилась также алтарная часть, а по углам были поставлены четыре малые главы. Собор стал пятинефным и более вместительным (ширина — 30,8 метра, длина без учета апсид — 30 метров).

    В стенах собора Андрея Боголюбского при перестройке были пробиты дополнительные арки, призванные обеспечить единство внутреннего пространства храма. Хоры собора после перестройки слились с хорами собора Андрея, образовав единое пространство значительной площади.

    В стенах галерей, в специально созданных нишах-аркосолиях, были захоронены многие представители владимирского великокняжеского дома, а также епископы. В северной галерее захоронены сами строители собора — князья Андрей Боголюбский и его брат Всеволод III.

    Росписи

    От первоначальных фресок Успенского собора до наших дней сохранились только фрагменты. Вновь собор был расписан Андреем Рублевым и Даниилом Чёрным (1408). От росписи сохранились отдельные изображения большой композиции «Страшного суда», занимавшей всю западную часть храма. Большинство дошедших до нас фресок были выполнены в XIX веке.



    Страшный суд



    Роспись собора

    Великий Новгород

    Софийский собор




    Главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 10451050 годах. Является древнейшим сохранившимся храмом на территории России, построенным славянами.

    Собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм. У храма имеется три апсиды — центральная пятигранная, и боковые — округлые. С трёх сторон центральное строение окружают широкие двухэтажные галереи. Время возникновения галереи и её первоначальный вид являются предметом научных споров, но, вероятно, она возникла уже в процессе строительства храма. Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов. Стены храма, имеющие толщину 1,2 м, сложены из известняка разных оттенков. Камни не отделаны (подтёсана лишь выходящая на поверхность стен сторона), скреплены известковым раствором с примесями толчёного кирпича. Арки, арочные перемычки и своды выложены из кирпича. В главной апсиде и в парусах под средним барабаном внутренние стены заполнены голосниками — керамическими сосудами округлой формы. Интерьер близок к киевскому храму, хотя пропорции вытянутых по вертикали арок и узких вертикальных компартиментов между столпами заметно отличаются. Благодаря этому, интерьер имеет иной характер.

    Впервые собор был расписан в 1109 году, однако от этой росписи остались лишь фрагменты фресок центрального купола с фигурами пророков и архангелов, в центре между которыми до Великой Отечественной войны располагался погибший от попадания снаряда образ Христа Пантократора.

    В соборе три иконостаса. Из них наиболее известны главный (иконы XV—XVI веков, праздничный ряд икон XIV века хранится в экспозиции музея) и Рождественский (XVI век, отдельные иконы — XIX век, икона "Спас на престоле" XIV века). Среди икон особо выделяются:

    • Икона Божией Матери «Знамение»



    • Евфимий Великий, Антоний Великий, Савва Освященный






    Георгиевский собор




    Характерная для новгородской архитектуры лаконичность форм, строгость и ясность пропорций доведены до совершенства в облике Георгиевского собора Юрьева монастыря (1119). Башня, примыкающая к высокому объему собора, получила квадратную в плане форму и органически слилась с ним. Собор завершают три поставленные асимметрично главы: Одна над средокрестием, две другие - на углах западной стороны основного объема. Ниши и лопатки подчеркивают величественную плоскостность его стен.

    Строительство собора, ставшего главным храмом Юрьева монастыря было начато в 1119 году. Инициатором строительства был великий князь Мстислав I Владимирович. Строительство собора продолжалось 11 лет, перед окончанием его стены были покрыты фресками, уничтоженными в XIX веке. 12 июля 1130 года он был освящён во имя Георгия Победоносца Новгородским епископе Иоанном при юрьевском игумене Исайе (Кириак, начавший строительство, умер за два года до освящения храма).

    Собор стал усыпальницей настоятелей монастыря, ряда русских князей и новгородских посадников. В 1198 году в нём погребли Изяслава и Ростислава, сыновей новгородского князя Ярослава Владимировича; в 1203 году — принявший в монастыре постриг новгородский посадник Мирошка Несдинич; в 1233 году — князь Фёдор Ярославич, старший брат Александра Невского, а в 1224 году и его мать Феодосия Мстиславна (в монашестве Ефросиния); в 1453 году — Дмитрий Шемяка.
    В середине XVI века из собора в Москву, по указанию Ивана Грозного, была перенесена икона Устюжского Благовещения.




    В 1830-е годы при архимандрите Фотии была проведена реставрация собора в ходе которой практически полностью были уничтожены фрески XII века: их сбили со стен, использовали для подсыпки при планировке территории монастыря, частично выбросили. Оригинальная фресковая живопись (фрагменты святительского чина) сохранилась только на откосах окон и в верхней части лестничной башни, где располагалась небольшая церковь. Собор был полностью расписан заново. В этот же период в нём был установлен новый семиярусный иконостас, в котором среди прочих установили древнейшие иконы собора, на которые одели богато украшенные драгоценные ризы. В 1898 году новые фрески были сбиты в ходе очередных ремонтных работ. Для создания нового фрескового цикла пригласили иконописца М. Н. Сафонова. В 1902 году отреставрированный собор был освящён архиепископом Новгородским и Старорусским Гурием.

    Церковь спаса



    Церковь Спаса Преображения на Ильине улице — храм в Великом Новгороде, построенный в 1374 году и знаменитый тем, что в нем одном сохранились фрески кисти Феофана Грека. Роспись сделана в 1378 году.

    Церковь Преображения, являясь характерной постройкой своего времени, отличается величественной монументальностью и изысканным великолепием. Она относится к распространенному в новгородской архитектуре XIV века типу четырёхстолпного квадратного в плане храма с одной алтарной апсидой и одним куполом. Храм обладает выраженной высотностью, а форма кровли придаёт ему динамичность. Наружный декор отличается редким богатством. Узкие вертикальные окошки объединяются в группы. Сверху над ними помещаются обрамления — бровки. В некоторых местах окна дополнены нишами. Оконные проёмы и ниши имеют как полукруглое, так и стрельчатое завершение. Помимо этого фасады украшены многочисленными крестами: рельефно выложенными или каменными резными. Выложенные кресты имеют ступенчатое основание — голгофу (голгофские кресты), они асимметрично размещены на плоскостях фасадов. Резные кресты были вкладными, то есть связанными с поминовением усопших. Обилие крестов могло быть связано с поминовением новгородцев погибших в 1372 году при разгроме Торжка тверским князем Михаилом Александровичем.

    Интерьер храма имеет ярко выраженную крестообразность. В алтаре храма сохранилось древнее основание каменного престола и каменное горнее место.

    Фрески Феофана Грека
    Знатный новгородский боярин Василий Данилович, принадлежавший к роду Машковых, пригласил для росписи храма одного из величайших мастеров своего времени. Феофан Грек был к тому времени известным константинопольским живописцем. О нем сохранились следующие сведения, указанные Епифанием Премудрым в письме к игумену Кириллу Тверскому: «Когда я был в Москве, жил там и преславный мудрец, философ зело искусный, Феофан Грек, книги изограф опытный и среди иконописцев отменный живописец, который собственною рукой расписал более сорока различных церквей каменных в разных городах: в Константинополе, и в Халкидоне, и в Галате, и в Кафе, и в Великом Новгороде, и в Нижнем. Но в Москве им расписаны три церкви: Благовещения святой богородицы, святого Михаила и ещё одна»

    Письмо было написано около 1415 года уже после смерти Феофана. Роспись же Спасо-Преображенской церкви была первой его работой на Руси, предшествующей росписям в Москве и Нижнем Новгороде.

    Роспись храма сохранилась далеко не полностью. Большая ее часть погибла, однако то, что сохранилось — единственные сохранившиеся в мире монументальные работы Феофана Грека. Но и небольшие части росписи позволяют оценить как общий замысел ансамбля, так и неповторимую манеру Феофана, которую Епифаний назвал «неведомою и необычайною росписью».



    Фрески купола. 1378 год.


    Преподобный Макарий Египетский. Фреска Троицкого придела.



    Даниил столпник. Фреска Троицкого придела.

    Наружные росписи Спасо-Преображенской церкви


    В 1831 году на западном фасаде церкви над главным входом из-под опавшей штукатурки раскрылась фреска с образом Богоматери Одигитрии. Возникшее её почитание, отмеченное строительством придела в честь Смоленской иконы Богоматери (Смоленская икона относится к иконографическому типу Одигитрии и исторически носит такое название), было вызвано прекращением эпидемии холеры, вскоре прекратившейся после открытия изображения. Фреска сохраняется на фасаде и в настоящее время.



    Московское княжество

    Успенский собор




    Православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Сооружён в 14751479 под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Главный храм Московского государства. Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы.

    В связи с тем, что Успенский собор строился как главный храм русской земли, особое внимание уделялось и его внутреннему убранству, над которым трудились лучшие мастера того времени. Его интерьер был равномерно освещен и напоминал огромный торжественный зал. Уникальная роспись стен, многочисленные иконы и различная церковная утварь причисляются к бесценным произведениям мирового искусства.

    После торжественного освящения собора в 1479 году он ещё два года стоял нерасписанным. Первые работы начались в 1481 году в восточной, алтарной части, которые выполнялись великими русскими иконописцами Дионисием и его учениками — Тимофеем, Ярцем. До наших дней сохранились иконы, принадлежащие кисти Дионисия, — «Успение Богоматери», «О тебе радуется», «Петр митрополит с житием», «Алексий митрополит с житием».

    К росписям северной, южной и западных стен собора приступили лишь в 1513 году. К сожалению, как выглядела та роспись неизвестно, так как она очень сильно пострадала при пожаре 1626 году, и в 1642 году собор решили расписать заново. В Москву по царскому указу приехало более ста живописцев, которые трудились над росписью собора около двух лет. Новая роспись, для которой использовали около двух тысяч тонких листов золота, была богаче и величественней первой. Спустя восемь лет мастера Троице-Сергиева монастыря создали иконостас, который включал 69 икон, сохранившийся и до наших дней. Успенский собор стал хранилищем и для таких икон, как «Георгий Победоносец», «Богоматерь Одигитрия», датируемые XI  — XII  веками.



    Георгий Победоносец

    Перед иконостасом расположено царское молельное место, Мономахов трон, созданный новгородскими мастерами и украшенный резьбой, специально для Ивана Грозного.



    Царское молельное место


    Мономахов трон

    Известно, что в алтаре Успенского собора находились три больших креста, именуемых Корсунскими. Считается, что привез их из Корсуни святой равноапостольный князь Владимир сначала в Киев, затем они переместились во Владимир, а уж потом — в Москву.

    В ризнице собора хранился сосуд «для драгоценного мира», сделанный из яшмы — так называемая Августова Крабия. Предполагается, что этот сосуд изначально принадлежал римскому императору Августу, затем он оказался в Византии, а оттуда попал в Москву в качестве дара Владимиру Мономаху.



    Августова Крабия

    Архангельский собор





    Православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля.

    Храм пятиглавый, шестистолпный, пятиапсидный, восьмипридельный с узким, отделённым от него стеной помещением в западной части (на втором ярусе — хоры, предназначавшиеся для женщин царской семьи). Выстроен из кирпича, декорирован белым камнем. В обработке стен широко использованы мотивы зодчества итальянского Возрождения (ордерные пилястры с растительными капителями, «раковины» в закомарах, многопрофильные карнизы).

    В интерьере — росписи 1652—66 (Фёдор Зубов, Яков Казанец, Степан Рязанец, Иосиф Владимиров и др.; реставрированы в 1953—55), резной деревянный позолоченный иконостас XVII—XIX вв. (высота 13 м) с иконами XV—XVII вв., паникадила XVII в.

    В соборе находятся фрески XVXVI веков, а также деревянный иконостас с иконами XVIIXIX веков. Сохранившаяся роспись собора была выполнена в 16521666 (Яков Казанец, Степан Рязанец, Иосиф Владимиров).

    Всего в соборе 54 погребения, включая раки святых царевича Дмитрия Ивановича и Михаила Черниговского, 46 белокаменных орнаментированных надгробий 1636—37, бронзовые остеклённые футляры (1903).

    В 1928 в крипту подвальной палаты южной пристройки Архангельского собора были перенесены также погребения женщин из династии Рюриковичей и Романовых (прежде родственницы великих князей и царей покоились в снесённом соборе Вознесенского монастыря).



    Храмовый образ Михаила Архангела

    Иконописцы

    Феофан Грек


    Феофан Грек поселился в Новгороде в 1370 году. В 1378 году он начал работу над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Фрески сохранились частично. Самым грандиозным изображением в храме является погрудное изображение Спаса Вседержителя в куполе. Кроме купола Феофаном расписан барабан фигурами праотцев и пророков Ильи и Иоанна Предтечи. До нас дошли так же росписи абсиды. Лучше всего сохранились фрески Троицкого придела. Это орнамент, фронтальные фигуры святых, полуфигура «Знамения» с предстоящими ангелами, престол с подходящими к нему четырьмя святителями и, в верхней части стены — Столпники, ветхозаветная «Троица».



    Святая троица. 1378 год.



    Даниил столпник. Фреска Троицкого придела.



    Господь Вседержитель.

    В Москве Феофан Грек проявил себя в росписи храмов, частных домов, в книжной графике и в написании икон.
    Относительно икон, написанных Феофаном, не сохранилось чёткой информации. Традиционно его авторству приписывают «Успение Божьей Матери», «Донскую икону Божьей Матери», «Преображение Господне» и деисусный чин Благовещенского собора Кремля.



    Донская икона Божией Матери.




    Преображение Господне.

    Нет точных сведений о том, где и когда была написана икона «Успение», но по косвенным данным считается, что это произошло в Москве. Икона является двухсторонней, на одной стороны написан сюжет Успения Божьей Матери, а на другой образ Богоматери с младенцем Христом. Изображение относится к типу икон Богородицы «Умиление», и в последствие икона получила название «Богоматерь Умиление Донская». В современном искусствоведении нет единого мнения по поводу происхождения этих образов. Помимо этого, Феофану приписывается икона «Преображение» — храмовый образ Спасо-Преображенского собора города Переславля-Залесского, хотя и художественно и образно она слабее его образов и следует его манере внешне и поверхностно.



    Успение Пресвятой Богородицы. 1390 г.

    Феофан Грек возглавлял роспись ряда московских церквей — это новая каменная церковь Рождества Богородицы в 1395 году, совместно с Семёном Чёрным и учениками, церковь святого Архангела Михаила в 1399 году и церковь Благовещения совместно со старцем Прохором с Городца и Андреем Рублевым в 1405 году. Также Феофану приписываются иконы деисусного чина из иконостаса Благовещенского собора. Главная особенность его в том, что это первый в России иконостас с фигурами в полный рост.



    Икона из деисусного чина.

    Андрей Рублев

    В 1408 Рублёв совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами — Успенский собор во Владимире (роспись сохранилась частично) и создал иконы для его монументального трёхъярусного иконостаса, ставшего важным этапом формирования системы высокого русского иконостаса. Из фресок Рублёва в Успенском соборе наиболее значительна композиция «Страшный суд», где традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества справедливости, утверждающий духовную ценность человека.



    Страшный суд 1408-1410.




    Страшный суд 1408-1410.


    Следующей важнейшей работой А. Рублева явился так называемый Звенигородский чин (между 1408 и 1422 гг.), один из самых прекрасных иконных ансамблей рублевской живописи. Чин состоит из трех поясных икон: Спаса, архангела Михаила и апостола Павла.



    Спас из Звенигородского чина, рубеж XIV—XV веков.

    Звенигородский чин соединил в себе высокие живописные достоинства с глубиной образного содержания. Мягкие задушевные интонации, “тихий” свет его колорита удивительным образом перекликаются с поэтическим настроением пейзажа звенигородских окрестностей.

    В двадцатых годах XV века артель мастеров, возглавляемая Андреем Рублевым и Даниилом Черным, украсила иконами Троицкий собор в монастыре преподобного Сергия, возведенный над его гробом.

    В состав иконостаса Троицкого собора вошла, как высокочтимый храмовый образ, икона “Троица”. В основе ее сюжета лежит библейский рассказ о явлении праведному Аврааму божества в виде трех прекрасных юношей-ангелов.



    Святая Троица.

    В иконе внимание сосредоточено на трех ангелах, их состоянии. Они изображены восседающими вокруг престола, в центре которого изображена евхаристическая чаша с головой жертвенного тельца, символизирующего новозаветного агнца, то есть Христа. Смысл этого изображения - жертвенная любовь.

    Следующей грандиозной работой А. Рублева было создание в 1427-1430 гг. росписи Спасского собора Спасо-Андронникова монастыря в Москве. Это была его последняя работа 29 января 1430 г. он скончался и был погребен в этом же монастыре.



    1427-1430, Андроников монастырь.

    Диониисий

    Самая ранняя из известных работ — росписи собора Рождества Богородицы в Пафнутьевом Боровском монастыре (1467—1477).



    Проклятие смоковницы. Пафнутьево-Боровский монастырь.



    Роспись в Пафнутьево-Боровском монастыре.

    Не ранее 1486 года, возможно, неоднократно, работает в Иосифо-Волоколамском монастыре: там он пишет иконы для соборной церкви Успения Богоматери, возглавляя живописную артель. Последние документально засвидетельствованные произведения, и, вероятно, наиболее известные работы Дионисия — стенные росписи и иконостас собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, выполненные мастером вместе со своими сыновьями Феодосием и Владимиром. Известно довольно много художественных произведений, авторство Дионисия которых документально установлено, либо приписываемых самому Дионисию, либо его окружению. Среди дошедших до нашего времени икон мастера известны: житийные иконы митрополитов Петра и Алексея (1462—1472 гг.), «Богоматерь Одигитрия» (1482 г.), «Крещение Господне» (1500 г.), «Спас в силах» и «Распятие» (1500 г.), «Сошествие в ад».


    Одигитрия Смоленская. 1482 г.



    Митрополит Петр с житием.1480-е.


    Распятие, 1500.


    Сошествие в ад. 1495—1504 гг.


    написать администратору сайта