Главная страница

Новейшая история Африки и Азии. ОТВЕТЫ К ЗАЧЕТУ. Китай после Синьхайской революции (19121918 гг.). Движение 4 мая 1919 г


Скачать 219.87 Kb.
НазваниеКитай после Синьхайской революции (19121918 гг.). Движение 4 мая 1919 г
АнкорНовейшая история Африки и Азии
Дата31.03.2021
Размер219.87 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаОТВЕТЫ К ЗАЧЕТУ.docx
ТипДокументы
#190036
страница5 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Цели Японии

Японские военные лидеры видели возможность дальнейшего существования страны в том, что она должна была получить доступ к ресурсам Юго-Восточной Азии. Когда Франция потерпела поражение от Германии, японцам были отданы аэродромы в Индокитае, французской колонии, что вызвало первые американские экономические санкции против Японии. В 1941 г. Индокитай был оккупирован японцами, и 28 июля 1941 г. США применили тотальные санкции, включая нефтяные. Япония рассчитывала пополнить нефтяные запасы путём захвата голландской Вест-Индии. Для этого ей нужно было расширять агрессию.

На начальном этапе Второй мировой войны в Японии существовало теоретическое намерение захватить Индию и Австралию, но никакого желания вторгаться в Америку не было. Иными словами, отсутствовал стратегический план выигрыша войны, а вместо него имелись лишь оптимистические предположения, что на определённом этапе войны США и Великобритания запросят компромиссного мира.

Военное положение Японии

У японцев, как и у немцев на Восточном фронте, имелись слабые стороны. Так, японский флот полностью пренебрёг подводной войной, как наступательной, так и оборонительной. При огромном экономическом превосходстве США в долгосрочной перспективе Япония была не в состоянии помешать им развивать свою стратегию победы. У США отсутствовал повод искать компромиссный мир с Японией, какими бы впечатляющими ни были первые военные успехи японцев. По сути, США были «обречены» на победу, учитывая состояние ресурсов.

Нападение на Пёрл-Харбор (7 декабря 1941 года)

7 декабря 1941 г. японцы нанесли сокрушительный удар по американской базе Перл-Харбор.

Нападение японцев сплотило США, страна вдруг оказалась объединённой идеей справедливого возмездия. Объявление Гитлером войны США 11 декабря 1941 г. обратило тяжесть этого гнева и на Германию. Конгресс США проголосовал за объявление войны странам «Оси».

Страны Южной и Центральной Америки выступили на стороне США. 15 января 1942 г. Панамериканская конференция (объединение американских государств) заявила о разрыве дипломатических отношений со странами «Оси».

Завоевания Японии (первая половина 1942 года)

Поначалу японцам после 7 декабря 1941 г. практически удавалось всё: в марте 1942 г. они были уже у берегов Австралии, однако дальнейшее их продвижение натолкнулось на сопротивление США. Всех своих первоначальных целей японцы добились практически за четыре месяца: были полностью захвачены Малайский полуостров, Голландская Вест-Индия, Гонконг, Филиппины, южная часть Бирмы. В результате обширных завоеваний японцы потеряли 15 тыс. человек, 380 самолётов и 4 эсминца.

В 1941-1942 гг. японцы захватили территорию, в 10 раз превышающую территорию собственно Японии — 4,2 млн км2 с населением 200 млн человек. Вскоре, однако, легко завоёванные территории оказались под угрозой отторжения.

Налёт на Токио (18 апреля 1942 года)

18 апреля 1942 г. американские бомбардировщики совершили первый налёт на Токио, а через некоторое время город был практически разрушен и обезлюдел, как и другие крупные японские города. Японская противовоздушная оборона оказалась не готовой к налётам таких масштабов.

Сражение у атолла Мидуэй (3 июля 1942 года)

4 июля 1942 г. японская ударная группировка в сражении с флотом США у атолла Мидуэй потеряла четыре авианосца — цвет японского морского флота. В итоге японцы лишились преимущества. Хотя они сохраняли превосходство в линкорах и крейсерах, но это практического значения уже не имело, поскольку главная роль в морской войне принадлежала именно авианосцам (а их у японцев оставалось всего восемь). Сражение у атолла Мидуэй стало переломным в боевых действиях Второй мировой войны на Тихом океане, так как дало американцам бесценную передышку.

С конца 1942 г. в американский флот начали поступать авианосцы класса «Эссекс», что обеспечило американцам преимущество в воздухе и предопределило поражение Японии.

«Прыжки по островам»

В 1944 году на Дальнем Востоке американцы перешли к процессу обратного отвоевания утерянных в своё время территорий, который в историографии получил название «прыжки по островам».

Стратегическое наступление авиации на Японию и Марианские острова с использованием авиации началось с лета 1944 г. Из-за постоянных бомбардировок японские города оставили 8,5 млн человек, военное производство практически остановилось. Японцы, несмотря на упорное сопротивление, были близки к полному краху. Две трети торговых судов оказались потопленными, из-за отсутствия угля и сырья остановились заводы, потребление продуктов питания на душу населения снизилось до 1200 килокалорий в день — это ниже, чем в Германии в худший период Первой мировой войны.

В конце 1944 г. американцы начали наступление в Бирме, затем на Филиппинах. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Филиппинская операция

В морском сражении за Филиппины японцы имели больше линейных кораблей, но в воздухе они потерпели поражение.

Путь для высадки десанта на Филиппинах был открыт, и американские войска под руководством командующего генерала Дугласа Макартура 20 октября высадились на острове Лейта. Японцы решили, что появилась возможность уничтожать транспортные суда Макартура до прибытия основного американского флота. Последовало самое крупное в истории военно-морское сражение в заливе Лейта, в котором участвовало 282 корабля. Оно продолжалось четыре дня. Японцы в итоге потеряли 3 линейных корабля, 4 крупных авианосца и 6 тяжёлых крейсеров; американцы — лёгкий авианосец и 2 эскортных крейсера. Это поражение означало конец японского флота.

Вступление СССР в войну с Японией

На Тегеранской конференции (1943 г.) союзники договорились, что после завершения военных действий в Европе СССР поможет покончить с господством японских захватчиков.

9 августа в соответствии с решением Ялтинской конференции СССР вступил в войну на Тихом океане. Силами Красной армии от японских войск были освобождены Курильские острова и Сахалин, в Северо-Восточном Китае разбита Квантунская армия.

Условия вступления СССР в войну с Японией

В 1945 г. на Ялтинской конференции Сталин подписал условия вступления СССР в войну против Японии: международное признание Монгольской Народной Республики; возвращение утраченной в 1905 г. Россией южной части острова Сахалин и передача Советскому Союзу Курильских островов; обеспечение прав на аренду Порт-Артура и совместную с Китаем эксплуатацию КВЖД и ЮМЖД.

Причины вступления СССР в войну с Японией

Главной причиной заинтересованности США в привлечении СССР к войне с Японией были возможные громадные потери в преодолении сопротивления японцев. Даже на маленьком японском острове Окинава 1 апреля 1945 г. из 120 тыс. японцев, защищавших остров, в плен попали только 106 человек. Все остальные предпочли смерть в бою или самоубийство. Американцы же при штурме острова потеряли 12,5 тыс. человек. Американское общественное мнение было шокировано. Генерал Макартур предсказывал, что потери американцев в войне с Японией составят 1 млн, а война затянется на год, прежде чем Япония капитулирует.

Камикадзе

В ходе трёхмесячной операции по захвату Окинавы японцы 1500 раз применяли атаки камикадзе, которых японцы называли «кикусай» (хризантемы, плавающие на воде). В результате этих атак было потоплено 34 американских корабля, 368 кораблей получили повреждения. Эти тяжёлые потери во многом способствовали принятию решения о применении ядерной бомбы против Японии.

Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки

Военное положение Японии было безнадёжным, но требование «безоговорочной капитуляции» являлось оскорбительным для её армии. Она была готова стоять насмерть. К тому времени у американцев уже имелась ядерная бомба. Никто не знал, каков будет результат её применения, однако многие надеялись, что он окажется достаточно эффективным, чтобы заставить японцев сдаться. Решение об атомной бомбардировке японских городов принял лично президент Трумэн. 6 августа была сброшена первая атомная бомба на Хиросиму — в одно мгновение погибли 71 тыс. человек. Вторую бомбу американцы сбросили на Нагасаки. В результате погибли 80 тыс. человек.

Капитуляция Японии

10 августа Япония официально заявила о готовности принять условия Потсдамской конференции с оговоркой относительно сохранения структуры императорской власти в стране. На следующий день США согласились на японскую поправку, а 14 августа император Японии смог настоять перед военным руководством на капитуляции, и японцы сообщили об этом союзникам. На магнитофонную плёнку было записано радиообращение к японцам, где говорилось о принятом решении. Однако молодые офицеры-экстремисты ворвались во дворец и убили генерала, который командовал охраной, но найти плёнку не смогли, а к персоне императора не посмели прикоснуться. 15 августа состоялась радиопередача, в которой император сообщил о капитуляции Японии.

Американцы, помимо Японии, оккупировали Южную Корею. 2 сентября 1945 г. на борту американского линкора «Миссури» был подписан акт о безоговорочной капитуляции Японии.


  1. Положение Индии после Первой мировой войны (1918–1919 гг.).

Индийская буржуазия в годы войны получила возможность более быстрого обогащения. Но проблема заключалась в том, что она не могла в полной мере реализовать эту возможность из-за своей непосредственной экономической зависимости от метрополии (например, в поставке оборудования), а также из-за всяческих, прямых и косвенных, ограничений британских властей. Помимо этого, значительное число индийских предприятий работало в отрасли оборонной промышленности, которая оказалась ненужной после окончания войны. Кроме сферы экономической, противоречия между национальными и иностранными капиталистами обострились и в политической сфере. Индийская буржуазия поддерживала военные усилия Англии (Национальный конгресс, например, помогал вербовать солдат в армию и содействовал распространению военных займов, облигации которого с энтузиазмом покупались многими индийцами), надеясь этим самым после войны заслужить себе расширение прав, в том и числе и в сфере управления страной. Но надежды на подобные уступки не оправдались, индийский народ продолжал страдать от политического бесправия, а буржуазия, кроме того - от факта «обмана» в своих упованиях (этот факт еще более усугубился тем, что во время войны сократилась (до 15 тыс. человек) «оккупационная армия» в Индии, на фронт отправились многие англичане-чиновники колониального аппарата, освободив свои места для индийцев-членов Индийской гражданской службы; после войны же, когда «все встало на свои места», верхушке индийского общества, почувствовавшей вкус относительной власти и свободы, стало намного сложнее вновь сносить свое бесправное положение).

Война значительно ухудшила положение широких трудящихся масс. Выросли налоги. Рост цен больно ударил по рабочим и другим лицам наемного труда. Реальная заработная плата при подобной инфляции стала просто мизерной, т.е. происходило как относительное, так и абсолютное обнищание рабочих. При этом одни ученые считают, что причиной этому было недостаточное развитие национального капитализма. Другие же приводят доводы о том, что положение рабочих именно на предприятиях, принадлежащих индийской буржуазии, было наихудшим, ибо последняя с целью получения максимальных доходов и несения максимальных убытков использовала так называемую «рационализацию труда», заключавшуюся в увеличении рабочего дня, сокращении заработной платы и т.п. Однако как бы то ни было, положение индийского рабочего класса оставляло желать лучшего.

По поводу положения крестьян в этот период также существуют две точки зрения: одни ученые полагают, что крестьянство, задавленное бременем налогов и помещичье-ростовщической эксплуатацией, влачило полностью жалкое существование Там же.; другие же говорят о том, что поскольку выросли цены на продовольствие, постольку произошло улучшение положения в сельском хозяйстве и многие крестьяне сумели даже избавиться от ростовщической задолженности. Возможно, доля правды есть и во второй точке зрения. Хотя вряд ли рост цен на продукцию сельского хозяйства не мог не вызвать, например, увеличения арендной платы или ростовщического процента, что никак не привело бы к общему улучшению состояния крестьян. Во всяком случае, крестьянство по-прежнему выражало недовольство своим положением.

Еще одним фактором обострения обстановки в рассматриваемый период послужили непосредственные последствия войны, связанные с возвращением солдат-индийцев, осознавших свою значимость для Британской империи, с международных фронтов. Так, например, «массовая демобилизация солдат-сикхов, многие из которых не могли найти себе применения на родине, привела к тому, что в городах Пенджаба в больших количествах скопился потенциально горючий материал». А в целом увеличение количества свободных рабочих рук и безработица, естественно, приводили к еще большему ухудшению положения рабочего класса.

Кроме того, закономерным процессом было дальнейшее пробуждение политического сознания воевавших индийцев, которые видели происходящий в те годы в разных странах рост борьбы пролетариата за свои права (о факторе влияния Революции 1917 г. в России будет сказано позднее).

Таким образом, рабочий класс, крестьянство, национальная буржуазия, а также мелкая городская буржуазия и интеллигенция (которых в равной мере коснулись как проблемы трудящихся масс, так и крупной буржуазии) составляли антиимпериалистический лагерь. В этом лагере существовали свои внутренние противоречия. Однако они были намного слабее в сравнении с противоречиями, существовавшими между ними и колонизаторами, а также находящимися практически на стороне последних крупными землевладельцами, князьями и ростовщиками. Это сыграло довольно важную роль в объединении в целом буржуазного Конгресса (постепенно становившегося, тем не менее, массовой партией) и народных масс в борьбе против британского владычества.

Все перечисленные выше причины приводили к изменению характера деятельности Индийского национального конгресса.

В годы войны правительство Великобритании обещало по окончании войны дать Индии право на самостоятельное управление. На деле Великобритания не хотела лишаться самой богатой части своей империи. Это положение еще более усилило борьбу индийского народа за национальное освобождение. Население страны в эти годы составляло 320 млн человек. Если за годы войны произошел рост производства черной металлургии на 30%, то в сельском хозяйстве наблюдался спад. 12 млн человек умерли от голода.

13 апреля 1919 года в столице штата Пенджаб Амритсаре население вышло на митинг, но английские войска открыли по ним стрельбу. В результате более 1000 человек было убито, более 2000 — ранено. Таким образом, повсеместно начались столкновения с полицией.

В 1919 году Великобритания приняла ряд решений об управлении Индией, В соответствии с этим была принята двухпалатная система управления: 50% депутатов назначались вице-королем, 1,5% индийцев получили право голоса. Вместе с этим законом был принят закон Роулетта «против анархизма и революционных выступлений». Таким образом, полиции были предоставлены неограниченные права.

Мощная политическая организация — партия Мшийский национальный конгресс (ИНК), руководящая борьбой индийского народа за свое национальное освобождение, выступала против вооруженной борьбы, С 1915 года ИНК руководил великий сын индийского народа Махатма Ганди (1869—1948). Под его руководством ИНК одержала победу мирным путем, не применяя насилия. Этот путь в истории получил название гандийский мирный путь борьбы. Гандийский мирный путь борьбы за национальное освобождение привлек в эти ряды все слои населения Индии. Гандизм — религиозно-философская система, объединяющая в себе элементы идеализма, индуизма, жайнизма и христианства. В основе этой философии лежит «правда, вера и не причинение вреда никому».

Что же понимается под словом «сатьяграха» — борьбы мирным путем? Это значит объявить бойкот всем мероприятиям английской администрации, выражать это посредством мирных демонстраций. Отказаться от сотрудничества с английской администрацией, то есть гражданское ненасильственное неповиновение. Этот путь борьбы был созвучен психологии и характеру основной движущей силы борьбы за национальное освобождение — крестьянству, в котором веками воспитывалось терпение.

Путь, избранный Ганди, был наиболее правильным, особенно если учесть, что большинство населения страны составляли крестьяне. Первый этап борьбы — движение за ненасильственный отказ от сотрудничества, гражданское неповиновение пришелся на 1919—1922 гг.

В ответ на закон Роулетта Ганди в апреля 1919 года призвал прекратить работу’ и закрыть индийские магазины. Колонизаторы ответили на это силой. Осенью 1919 года ИНК на своем съезде призвал бойкотировать выборы, разработанные английской администрацией. В результате выборы провалились. В это время партия ИНК насчитывала в своих рядах 10 млн человек.

Под бойкотом также подрузмевалось: отказ от приобретения английских товаров, получения почетных званий и должностей, введенных английской администрацией, непосещение официальных приемов, не обучение своих детей в английских школах, не признании английского суда и неуплата государственных налогов.

Вместе с тем, в различных частях штага Пенджаб произошли восстания. В городе Лахор к восставшим примкнула и армия. Здесь отличилась организация под названием «Армейская дубинка». Восстание в Гуджрате было подавлено с помощью самолетов. В Амритсарде английская администрации издана оскорбительный приказ — местное население заставили проскакать по-лягушачьи от начала до конца улицы, на которой была убита английская женщина-миссионер. Предупреждалось, что кто не выполнит этот приказ, то будет расстрелян.

Одной из характерных особенностей того времени являлось сближение партии Индийский национальный конгресс и Мусульманской лиги.


  1. Идеология гандизма: истоки, сущность, противоречия.

Свою политическую деятельность М. К. Ганди начал в Южной Африке, куда в 1893 г. отправился вести дела индийской торговой фирмы. К его приезду там процветала политика, впоследствии получившая название «апартеид». Естественно, она распространялась не только на негров, но и на всех небелых. И М. К. Ганди вступил в борьбу за права индийцев. Из-за неравенства сил индийцы не могли сопротивляться вооруженным путем, поэтому М. К. Ганди применил в качестве средства борьбы ненасильственное сопротивление — «сатьяграхи»[1]. Философия ненасилия Ганди означала не просто отказ от насилия, но следование созидательной миротворческой линии, базирующейся на ценностях божественной справедливости, истины и любви. По его мнению, это должно было переместить баланс морального превосходства на сторону индийцев. В результате южноафриканским индийцам удалось добиться отмены некоторых дискриминационных законов.

По возвращении на родину Ганди примкнул к Индийскому национальному конгрессу и вскоре стал одним из его лидеров. Прибегая то к маршам протеста, то к голодовкам, он заставлял британскую колониальную администрацию идти на переговоры и компромиссы.

Гандизм возник и достиг наибольшего распространения и популярности в 20—40-е гг. XX в. Это была удачно найденная форма бескровной политической борьбы.

Гандизм — социально-политическое и религиозно-философское учение, ставшее идеологией индийского национально-освободительного движения. Оно основывается на традиционной индийской национальной культуре, т.е. специфично и как средство решения социальных проблем в политической борьбе других народов неприменимо.

Как и все индусы, Ганди стремился к моральному самоусовершенствованию. Под ним он понимал, прежде всего, воздержание от нанесения физического и духовного вреда живым существам. И Ганди сформулировал ряд этически сентенций:

Махатма Ганди

— Простить — это значит не наказывать, когда есть возможность наказать.

— Победа, достигнутая силой, равноценна поражению — ведь она мимолетна.

— Начните менять в себе то, что вы хотите изменить вокруг.

— На самом деле религий столько же, сколько и людей.

— Сила — в отсутствии страха, а не в количестве мускулов на нашем теле.

— Чем меньше имеешь, тем меньше хочешь.

— Мне не нравится слово «терпимость», но лучшего я не знаю.

На основе этих общефилософских истин Ганди сформулировал линию поведения в политике:

— Откажитесь от контрударов по оппонентам.

— Откажитесь от оскорблений.

— Предупредите возможное физическое насилие над оппонентами — уважайте их доверие.

— Не сопротивляйтесь аресту и конфискации имущества.

— Оказавшись в заключение, ведите себя, как подобает истинному «сать- яграхи».

— Подчиняйтесь указаниям выбранных лидеров.

— Не ждите гарантии безопасности или победы.

Стержнем гандизма стал принцип ненасилия. Его воплощение в жизнь выражалось в несотрудничестве с колонизаторами и гражданском неповиновении. Несотрудничество заключалось в отказе от титулов, пожалованных англичанами, бойкоте британских товаров, учреждений, учебных заведений. Гражданское неповиновение выражалось в организации мирных демонстраций, нарушении отдельных законов колониальных властей.

Требования государственной независимости страны и преобразования общества, облаченные в традиционные образы, были просты и понятны. В призывах Ганди был соединен социальный идеал с верой в то, что борьба за независимость против британского господства — это борьба за справедливость. Поэтому гандизм нашел отклик в широких народных массах.

Первая кампания ненасильственного несотрудничества была организована Ганди в 1919—1922 гг.

В 1931 г. между руководством Индийского национального конгресса и английской администрацией было заключено соглашение. В нем были пункты о введении в Индии буржуазно-демократических свобод, признании кастового и религиозного равенства, административно-территориальном переустройстве страны с учетом религиозного фактора, установлении минимума заработной платы, ограничении арендной платы за землю, снижении налогов.


  1. Первая кампания гражданского неповиновения в Индии и ее уроки.

Путь, избранный Ганди, был наиболее правильным, особенно если учесть, что большинство населения страны составляли крестьяне. Первый этап борьбы — движение за ненасильственный отказ от сотрудничества, гражданское неповиновение пришелся на 1919—1922 гг.

В ответ на закон Роулетта Ганди в апреля 1919 года призвал прекратить работу’ и закрыть индийские магазины. Колонизаторы ответили на это силой. Осенью 1919 года ИНК на своем съезде призвал бойкотировать выборы, разработанные английской администрацией. В результате выборы провалились. В это время партия ИНК насчитывала в своих рядах 10 млн человек.

Под бойкотом также подрузмевалось: отказ от приобретения английских товаров, получения почетных званий и должностей, введенных английской администрацией, непосещение официальных приемов, не обучение своих детей в английских школах, не признании английского суда и неуплата государственных налогов.

Во время кампании несотрудничества Конгресс впервые определил свою политику в отношении организации рабочих в профсоюзы для борьбы в защиту их интересов, улучшения их положения и обеспечения законных прав. Конгресс учитывал тот факт, что рабочие стали играть заметную роль в индийской политике. К началу 1920-х годов в промышленности было занято 15,7 млн. рабочих (4,9% от общего населения страны в 319 млн. человек). Из них наибольшее число – 4 млн. человек – работали в текстильной промышленности. Значительная часть рабочих была сосредоточена в двух центрах – Бомбее и Калькутте.

В конце 1919-го – начале 1920-х годов Индию охватила цепь забастовок рабочих в Канпуре, Шолапуре, Калькутте, Мадрасе, Ахмадабаде, на железных дорогах. Самые крупные и продолжительные забастовки прошли в Бомбее. Вслед за ними стали появляться профсоюзные организации сначала на временной, а затем и постоянной основе. В 1920 г. в Бомбее насчитывалось 40 рабочих союзов и ассоциаций. К 1922 г. их число выросло до 75

Основную поддержку кампания несотрудничества нашла в той части крестьянства, движения которых имели больше антифеодальную, чем антиимпериалистическую направленность. Массовые крестьянские выступления начались еще до кампании несотрудничества, но затем влились в нее и придали ей массовый характер, особенно в Соединенных провинциях и Бихаре. В Соединенных провинциях с начала 1921 г. они были направлены против помещиков, ростовщиков и торговцев. Участники этих выступлений требовали предоставления земли безземельным крестьянам, отказывались платить налоги. При этом они ссылались на Ганди, который, однако, не поддерживал такие требования. Следуя лозунгу Конгресса «Иди в деревню», лидеры партии посещали отдаленные деревни, выступали на многочисленных крестьянских митингах. Как пишет Дж. Неру, «деморализованные, отсталые, отчаявшиеся люди внезапно распрямили спины, подняли головы и приняли участие в организованных совместных действиях в масштабе всей страны».

Среди наиболее крупных крестьянских выступлений было движение «Эка» («Единство») в нескольких дистриктах Соединенных провинций, которое возглавили местные конгрессисты. Его основным требованием была уплата налога наличными деньгами, а не произведенной продукцией, поскольку цены на зерно и другие продукты земледелия постоянно росли. Помещики отказывались выполнять эти требования, но были вынуждены уступить в другом важном вопросе – введении пожизненной аренды земли вместо ранее установленного срока в семь лет.

В ряде районов крестьянские движения получили поддержку безземельных арендаторов и сельскохозяйственных работниов из низких каст. Они надеялись, что Ганди даст им землю. Крестьянские движения в западных дистриктах Соединенных провинций выступали под лозунгами отмены разных налогов, в том числе специального военного налога, а также против системы джаджмани. В те же годы в Северном Бихаре развернулось антипомещичье движение, которым руководил Свами Видьянанд. Однако местный Конгресс не поддержал его. То же самое произошло и в Бенгалии, где конгрессистские лидеры не поддержали арендаторов-мусульман против помещиков-индусов. Тем не менее, в других районах Бенгалии (Раджшахи, Пабне и Муршидабаде) крестьяне успешно выступили против производства индиго (которое использовалось британскими плантаторами для красителей в текстильной промышленности) в пользу выращивания риса. Они также требовали отмены ряда налогов, хотя это противоречило официальной политике Конгресса.

Вместе с тем, в различных частях штага Пенджаб произошли восстания. В городе Лахор к восставшим примкнула и армия. Здесь отличилась организация под названием «Армейская дубинка». Восстание в Гуджрате было подавлено с помощью самолетов. В Амритсарде английская администрации издана оскорбительный приказ — местное население заставили проскакать по-лягушачьи от начала до конца улицы, на которой была убита английская женщина-миссионер. Предупреждалось, что кто не выполнит этот приказ, то будет расстрелян.

Одной из характерных особенностей того времени являлось сближение партии Индийский национальный конгресс и Мусульманской лиги.

К освободительному движению 1919—1922 гг. примкнули рабочие Калькуттской джутовой фабрики, бомбейские ткачи, рабочие Мадраса, железнодорожники Жамшедпура. В ходе освободительного движения они добились небольшой победы. Рабочий день бомбейских ткачей был сокращен с 12 до 10 часов, премия металлургам повысилась до 15—20%, в конце 1920 года был создан Всеиндийский конгресс профсоюзов.

В ноябре 1922 года прошел II съезд Всеиндийского конгресса профсоюзов, который к приезду в страну принца Великобритании Уэльса организовал но тысячную демонстрацию, «еще более мощную, чем восстание». Прошло немного времени и Национальный конгресс отказался от неприменения силы. Причиной этому послужили события в Шаури Шаура, где произошло массовое убийство крестьян полицейскими. Крестьяне также расправились с несколькими полицейскими. Для предотвращения зверств, произошедших в Бомбее и Гарахттурде, Ганди приказал приостановить движение.


  1. Вторая кампания гражданского неповиновения и ее итоги. Конституция 1935 года.

Уже к концу 1927 года в Индии стал намечаться новый подъем массового движения. В ИНК к этому времени выделяются две основные группы, получившие название «противники перемен» и «сторонники перемен». Первые (Ганди, Раджагополочари, Раджендра Прасад и др.) выступили за проведение политики, основанной на несотрудничестве с колониальными властями во всех сферах общественно-политической жизни, включая бойкот законодательных органов. Стратегию национально-освободительного движения они видели в последовательном чередовании периодов массовых «сатьяграх» с периодами осуществления «конструктивной программы». Вторые (М. Неру, Ч. Р. Дас), не отрицая значимости методов ненасильственного несотрудничества, были против бойкота законодательных органов и продолжали считать конституционную борьбу за увеличение в них индийского представительства наиболее значимой формой национально-освободительного движения. Они предлагали вхождение в законодательные органы и бойкот их изнутри с целью видоизменения этих органов. Были, безусловно, и такие, кто считал и тот, и другой методы неэффективными и призывал к постоянной решительной борьбе. В 1923 году «сторонники перемен» провозгласили создание Свараджистской партии, которая намеревалась выставить своих кандидатов на выборах в Законодательные собрания Индии и ее отдельных провинций.

Выборы для них прошли успешно – они завоевали 45 мест из 105 в центральном Законодательном собрании и обрели серьезные позиции в Собраниях Бенгалии, Бомбея, Соединенных провинций и Центральных провинций. В то же время свараджисты решили не покидать Конгресс, а вести борьбу внутри него за принятие своей программы. В 1924 году был заключен «Пакт Ганди-Дас», согласно которому Свараджистская партия уполномочивалась осуществлять свою деятельность в Законодательных органах от имени Конгресса и в качестве его составной части. Кроме того, ИНК принял предложенную Ганди так называемую «Конструктивную программу» (популяризация ручного ткачества и прядения; борьба за ликвидацию неприкасаемости; укрепление единства индусов и мусульман; развитие образования на индийских языках). Эта Программа ориентировала Конгресс на работу в массах. Сам Ганди в 1924-1928 гг. уходит от непосредственной политической деятельности и сосредоточивается на выполнении своей Программы, особенно ее первого пункта, в котором он видел залог экономического освобождения Индии.

В Законодательных собраниях свараджисты добились определенных успехов, провалив ряд антинародных законопроектов (правда, все эти законопроекты были потом введены в действие указами вице-короля). В 1924-1925 гг. свараджисты внесли проекты резолюции о «национальных требованиях», которые не были приняты, но в ходе их обсуждения свараджисты имели возможность активно пропагандировать идеи независимости. Однако на выборах 1926 г. партия потеряла много мест и свараджисты стали проявлять гораздо меньший интерес к парламентской деятельности.

В то же время на протяжении 20-х годов при явном поощрении колониальных властей оживилась деятельность Мусульманской лиги, а в качестве противостоящей ей организации активизировалась Хинду махасабха. Религиозный раскол, грозивший превратиться в конфликт, вызвал озабоченность руководителей Конгресса. В 1925 г. состоялась Конференция индусско-мусульманского единства, в которой участвовали и Ганди, и М. А. Джинна. Было решено устраивать митинги индусско-мусульманского единства. Но несмотря на это Мусульманская лига все же передвинулась в сторону от задач общенационального движения к чисто конфессиональным целям, провозгласив теорию «двух наций».

«Попытка преодолеть фактический раскол освободительного движения была предпринята в 1928 г. на всепартийной конференции, созванной по инициативе Конгресса с целью выработки проекта конституции Индии. Острые разногласия между представителями Мусульманской лиги и Хинду махасабхи…не позволили выработать общий подход. Тем не менее был создан всепартийный комитет под председательством М. Неру по подготовке проекта конституции., во время обсуждения доклада Неру (декабрь 1928 г.) М. А. Джинна и его сторонники предложили ряд поправок, но все они были отвергнуты большинством голосов, и мусульмане покинули конференцию».

Это сказалось на дальнейшем развитии событий. Сказался на нем также временный спад деятельности ИНК, возвращение ее к методам конституционной борьбы. Однако данное затишье позволило в спокойной обстановке перегруппироваться силам внутри партии и вывести ее на новый этап национально-освободительного движения.

3 февраля 1928 г. в Индию прибыла Комиссия Саймона для выработки рекомендаций относительно будущего конституционного устройства Индии. Еще до ее прибытия на сессии в Мадрасе в 1927 г. Конгресс, генеральными секретарями которого были избраны два знаменитых радикала – Дж. Неру и С. Ч. Бос (само их избрание показывало соответствующий настрой партии), принял решение бойкотировать комиссию. Одновременно была принята резолюция о главной цели национально-освободительного движения в Индии – достижении полной независимости. «В такой ситуации Ганди занимал центристскую позицию. Недовольство своих соотечественников Комиссией Саймона он использовал для укрепления ИНК изнутри». Комиссию встретил массовый бойкот, вдохновляемый Конгрессом. С ней не захотели сотрудничать ни Законодательное собрание, ни даже столь умеренные Хинду махасабха и Мусульманская лига.

В июле 1928 г. был опубликован доклад Комиссии М. Неру, получивший название «Конституция Неру». Этот документ предусматривал предоставление Индии статуса доминиона, в котором выборные органы осуществляли бы внутреннюю политику при сохранении контроля британского правительства над внешней политикой и обороной. Англичане отказались принять во внимание этот проект. Политические предпосылки нового обострения борьбы за независимость Индии к 1929 г. созрели.

«Съезд ИНК в Лахоре в декабре 1929 г. был переломным в его истории. По представлению Ганди конгрессисты утвердили лозунг «пурна сварадж» и план общенациональной кампании ненасильственного сопротивления колонизаторам». 26 января 1930 г. был отмечен по всей стране как День независимости. В основу этой кампании были положены «11 пунктов Ганди», содержащие экономические и политические требования к английским властям. Отказ вице-короля принять их и был формальным поводом начала второй кампании массового гражданского неповиновения.

Кампания началась в марте 1930 г. с нарушения закона о соляной монополии. «Слово «соль» внезапно приобрело некое мистическое и могущественное значение». Ганди отправился из Ахмадабада к местечку Данди на берегу Аравийского моря, где в знак протеста против английского колониального господства демонстративно нарушил государственную соляную монополию, выпаривая соль из морской воды. «Ганди считал, что такая форма неповиновения не вызовет активного выступления масс, однако соляной поход всколыхнул не только сельское, но и городское население. В промышленных центрах начались антиимпериалистические демонстрации и забастовки». Сатьяграха Ганди широко освещалась индийской прессой. В апреле кампания получила огромный размах; она объединила представителей всех слоев индийского общества. Были созданы отряды волонтеров, которые пикетировали магазины, торгующие английскими товарами и т.п. Кстати, во многом руководство этими действиями взяли на себя матери, жены и сестры деятелей ИНК. Повсеместно проводились демонстрации, митинги, харталы, переходившие в ряде районов в вооруженные восстания (например, беспорядки 7-16 мая в Шолапуре, 18 апреля - в Читтагонге, восстание «краснорубашечников» с 20 апреля в Пешаваре). Восстания перекинулись даже на княжества! Правда, среди восставших сократилось количество мусульман.

Конгресс вновь, как и в 1919-1922 гг. стал массовой партией. «Исполнительному комитету Конгресса поручили разработать план нашей кампании и взять на себя руководство ею». «Перед началом кампании гражданского неповиновения 1930 г. был установлен режим, при котором действовали так называемые «диктаторы», руководившие борьбой от имени Конгресса. Государственные секретари по делам Индии, вице-короли и губернаторы в ужасе воздели руки к небу и стали говорить о том, как низко пал Конгресс, если он признает диктатуру…Пост «диктатора» в Конгрессе в действительности был подготовительной ступенью к тюрьме». Сам арест того или иного конгрессиста зачастую способствовал началу либо усилению кампании гражданского неповиновения в том или ином регионе. Еще до начала проведения кампании конгрессисты отказались от занимаемых постов и от участия в Законодательном собрании. «В условиях проведения массовой сатьяграхи по всей Индии Конгресс отверг…предложения вице-короля Индии Ирвина ». Тогда правительство приняло жестокие меры. Конгресс был объявлен вне закона, в мае 1930 г. Ганди и его сторонники были арестованы. Но это не ослабило движения. Вслед за арестом его лидеров массовые выступления начались уже по всей стране, в том числе и среди пограничных племен. В мае были проведены рабочие забастовки солидарности с повстанцами Шолапура и Пешавара во многих промышленных центрах Индии. Напряженное положение создалось на железных дорогах. В сельских местностях проходили кампании неуплаты налогов и арендной платы.

Однако к концу 1930 г. в движении несотрудничества наметился спад. Тогда, не дожидаясь полного затухания и, следовательно, провала кампании, Ганди вступил в переговоры с лордом Ирвином, пытаясь добиться хотя бы минимальных уступок. 5 марта 1931 г. был опубликован «Пакт Ганди-Ирвина», согласно которому англичане должны были прекратить репрессии, объявить амнистию политическим заключенным, возвратить земли, конфискованные у их собственников в процессе кампании неуплаты налогов и снизить ряд налогов. Ганди же обязался прекратить кампанию и принять участие во второй конференции «круглого стола», которая состоялась в сентябре 1931 г. Между тем на мартовской сессии в Карачи Национальный конгресс обозначил свою позицию: продолжать усилия по достижению самоуправления и выработки программы социально-экономических преобразований на период, когда Индия станет независимой. Таким образом, ИНК намерен был продолжать борьбу «до победного конца».

На конференции «круглого стола» в Лондоне Ганди решительно потребовал независимости, либо хотя бы статуса доминиона. Неудача переговоров была использована им как повод для начала в январе 1932 г. новой кампании гражданского неповиновения, на сей раз в форме гражданского несотрудничества преимущественно индивидуального характера, которая предусматривала принципиальное неисполнение своих обязанностей чиновниками и служащими. В ответ английское правительство, боясь, что такая индивидуальная сатьяграха легко может перерасти в массовую, арестовало всех делегатов Делийской сессии ИНК. Однако данная кампания несотрудничества все-таки имела место на протяжении почти полугода(до мая 1933 г.). Основное внимание ее участников было сосредоточено на главных решениях Конгресса: урегулировании общинной проблемы и борьбе с «неприкасаемостью», что должно было, по мнению Ганди, привести к единству сил в решающем всплеске национально-освободительного движения.

В августе 1935 г. английский парламент принял новый Закон об управлении Индией, в котором ничего не было сказано о будущем статусе Индии.Тем не менее Конгресс участвовал в проведенных на ее основе выборов в правительства провинций с целью разворачивания огромной политической работы среди населения страны. «Исполнительный комитет Конгресса хотел.., чтобы правительства провинций проводили общую политику по всем основным политическим вопросам и чтобы программа Конгресса, изложенная в избирательном манифесте, претворялась в жизнь постольку, поскольку это было возможно».

В сентябре 1939 г. в Европе началась война, в которую Индия автоматически была вовлечена для участия в ней на стороне Англии. 8 августа 1940 г. вице-король Индии лорд Линлитгоу заявил, что все вопросы по поводу новой конституции и предоставления расширенных прав индийцам будут рассматриваться только после окончания войны. «Махатма Ганди писал, что это заявление “углубило пропасть между Индией, представленной Национальным конгрессом, и Англией”. Тогда Национальный конгресс начал движение сатьяграха под руководством Ганди в поддержку скромного требования свободы слова. Он решил, что эта кампания не должна перерастать в “массовые действия”, так как в этом случае она поставит в затруднение правительство. Сатьяграха являлась просто моральным протестом». В 1942 г. Англия в лице ее министра С. Криппса дала свое согласие на рассмотрение вопроса о статусе Индии, но из заявлений англичан было ясно, что они собираются расколоть страну на множество подчиненных Англии доминионов. Конгресс не принял этого предложения. Когда Криппс уезжал из Индии, страна находилась в состоянии небывалого возбуждения.

Национальный конгресс не мог больше откладывать осуществления политики деятельного противодействия правительству. В начале августа 1942 г. Всеиндийский комитет конгресса принял лозунг, выдвинутый Ганди: «Англичане, вон из Индии!» «Именно требованием немедленно разрешить в условиях войны вопрос о полной независимости страны ИНК соотносил свою позицию с требованиями индийского народа». 8 августа 1942 г. Исполнительный комитет Конгресса принял резолюцию, в которой говорилось, что если англичане не примут требование о полном отказе от своей власти в Индии, Конгресс будет вынужден против своего желания начать широкую ненасильственную борьбу под руководством Ганди. В том же месяце была начата следующая массовая кампания несотрудничества; Ганди и другие лидеры Конгресса были арестованы и освобождены лишь в мае 1944 г., а сам Конгресс был вновь объявлен вне закона. Однако даже находясь вне закона ИНК сохранял свой абсолютный авторитет среди масс, на какой не могла претендовать уже ни одна даже легальная партия. Кроме того, Ганди снял с себя всякую ответственность за акты насилия…

Конгресс не смог добиться одной из своих основных целей – индусско-мусульманского единства: страна была расколота. Однако он добился своей главной цели – обретения независимости. Таким образом, возглавленное конгрессистами во главе с Ганди движение массового гражданского несотрудничества все время набирало силу и в конечном счете поставило колонизаторов перед дилеммой: либо дать Индии независимость и сохранить с ней веками налаженные связи, либо рисковать быть выброшенными за ее пределы в результате мощного, и уже насильственного, взрыва. Англичане выбрали первое.

В результате того, что, хотя индийский народ и выступал основной силой антиколониальной борьбы, но «диктатура» принадлежала не ему, а буржуазии, и партия ИНК, стоявшая во главе национально-освободительного движения, являясь, в принципе, массовой, была руководима все-таки буржуазией, в независимой Индии к власти пришла именно национальная буржуазия. Аджой Гхош писал, что «хотя рабочий класс был важным участником этого движения, он в основном находился под политическим влиянием партии Конгресс. Вследствие этого в Индии, завоевавшей в 1947 г. национальную свободу, власть перешла в руки национальной буржуазии и ее партии».


  1. Индия в годы Второй мировой войны. Миссия Криппса 1942 г.

Начало второй мировой войны поначалу приглушило политическую борьбу, т.к. британцы в 1939 ᴦ. ужесточили внутренний режим. Но затем лидеры ИНК начали требовать предоставления Индии независимости, угрожая новой кампанией гражданского неповиновения. В 1942 ᴦ. британцы пообещали, что после войны Индия получит статус доминиона. Это не устроило ИНК, который в августе 1942 ᴦ. попытался поднять восстание. Британцы эту попытку подавили и арестовали многих деятелей ИНК. Весной 1944 ᴦ. их выпустили, т.к. японцы захватили часть индийской территории, на которой было создано правительство во главе с Босом. Лидеры ИНК сразу же начали переговоры с Мусульманской Лигой и весной 1945 ᴦ. заключили с ней соглашение о совместной борьбе за независимость. К окончанию второй мировой войны крушение колониального режима в Индии стало вопросом времени.

Изменения стратегии ИНК после начала войны

Во время Второй мировой войны ИНК придерживался двойственнои̌ политики. В течение 1938-1939 гг. в среде Конгресса происходила борьба вокруг вопроса статуса Индии.

1   2   3   4   5   6   7   8   9


написать администратору сайта