Главная страница
Навигация по странице:

  • КР №6 Социализация личности: этапы, факторы, механизмы (мотивационный, диспозиционный, памяти).

  • КР №7 Политическая культура пореформенной России

  • "золотого века"

  • социология 2 семестр 1 курс. Пр.раб.Социология 2 сем. Классическая теория эволюционизма и общественного прогресса Г. Спенсера


    Скачать 58.85 Kb.
    НазваниеКлассическая теория эволюционизма и общественного прогресса Г. Спенсера
    Анкорсоциология 2 семестр 1 курс
    Дата03.04.2023
    Размер58.85 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПр.раб.Социология 2 сем.docx
    ТипДокументы
    #1034246
    страница3 из 3
    1   2   3

    КР №5

    6. Бизнес-элита России: образ мышления и типы поведения

    Бизнес-элита - это группа виднейших представителей бизнеса, которая обладает финансовым могуществом и с его помощью может оказывать существенное влияние на общегосударственные решения. Бизнес-элита не тождественна группе крупных бизнесменов, поскольку главным признаком принадлежности является заинтересованность в политических мировых процессах.
    В последнее двадцатилетие в России произошли кардинальные изменения в социальной структуре. В результате экономических, политических, информационно-культурных изменений в российском обществе идет активный процесс образования новых социально-профессиональных групп и реструктуризации уже существующих. В период трансформации российской экономики активизировалась предпринимательская деятельность, что повлекло за собой формирование группы занимающихся ею людей, обладающих "набором" личных и профессиональных качеств и действующих в определенной социальной среде, так называемая бизнес-элита.

    Эти люди отличаются тем что они более активны, коммуникабельны и мобильны, имеют внутренний социальный стержень, способны генерировать и воплощать новые идеи, рационально мыслящие, с сильными мотивами личной выгоды, расчетливые и предприимчивые, готовы идти на риск, с ощущение личной ответственности за свои действия, имеют связи в чиновничьих кругах, имеют определенные материальные и трудовые ресурсы.
    Главная особенность бизнес-элиты – непропорциональное распределение деловой сферы жизни, за счет других сфер – дома, семьи, дружеских отношений, досуга. Современная бизнес-элита относится к категории трудоголиков – их совокупная трудовая нагрузка в неделю превышает средний уровень на 15 часов. Переработки связаны, прежде всего, с их основным делом. Основным трудовым мотивом является высокий доход (относительно важен мотив накопления полезных связей)."Одержимость работой начинает определять весь психический склад личности, мотивацию, стиль поведения. Работа становится своего рода "сверхценным образованием", она не только оттесняет другие стороны жизни, но поглощает их, заменяя собой всю полноту жизни".

    Социально-психологическая ситуация, в которой находится современный бизнесмен, формирует у него следующие психологические особенности: рационалистичность — стремление все просчитать, предусмотреть, учесть, переоценка роли своего интеллекта, знаний, технологии; недоверчивость — восприятие мира как ненадежного, часто прямо враждебного, гиперконтроль и подозрительность в отношении сотрудников и партнеров по бизнесу; автономизация — прямое следствие недоверия. Закрытость, замкнутость, резкое ограничение неформальных, дружеских связей и свободы пространственного передвижения (это наиболее характерно для наиболее успешных предпринимателей, пользующихся услугами телохранителей); агрессивность — склонность к решению проблем силовыми методами без поиска взаимных компромиссов, подверженность гневным, аффективным вспышкам во взаимоотношениях с персоналом; авторитарность — преобладание авторитарного стиля руководства, распространяющегося и на другие жизненные отношения; амбициозность, некритичность — коммерческий успех порождает завышенную оценку, чувство собственной незаменимости, болезненное восприятие любых попыток критики в свой адрес.

    КР №6

    1. Социализация личности: этапы, факторы, механизмы (мотивационный, диспозиционный, памяти).

    Процесс приобретения человеком социальных качеств получил в социологии название «социализация». В ходе социализации человек как существо биологическое превращается в существо общественное, члена общества. Быть членом общества – значит соответствовать тем требованиям, которые общество предъявляет своим членам.

    Социализация - процесс взаимодействия индивида с социальной средой, в ходе которого происходит усвоение им господствующих в обществе, группе (общности) социальных ценностей, норм, правил и образцов поведения. В процессе социализации формируется личность.

    Взаимодействие индивида с социальной средой не сводится к тому, что каждый из них воздействует на другого. Социальная среда не просто окружает индивида, а составляет необходимое условие его существования и жизнедеятельности. Будучи неоднородной и структурированной, она системно воплощается в общество, которое заинтересовано в обеспечении достаточного количества и качества своих членов. Поэтому общество изначально как бы поглощает индивида, делает его своей частью, носителем общественных отношений, так как стать членом общества, находясь вне его, не возможно.

    Процесс социализации протекает на всех уровнях общества как социальной системы. Различают социализацию в обществе и общностях, - кругах общения, группах, организациях.

    Вместе с тем, социализация представляет собой единый процесс привития человеку социальных системных качеств необходимых для совместной жизни с другими людьми. Этот процесс определяется сущностью общества (социальной группы) как социальной системы и связан с ее функциями. Их исследовал в свое время Т.Парсонс. В этом смысле социальная группа, например, должна обеспечить интеграцию индивида в свою структуру, в установившуюся систему социальных взаимоотношений. Ему предоставляется также возможность усвоить культурную модель группы, овладеть социально значимыми знаниями и умениями, а также реализовать их в социальном взаимодействии. Посредством этого индивид становится частью социального целого, личностью.

    Однако, оказываясь в новой для него социальной среде, индивид не может быть социализирован сразу. Поэтому он приспосабливается, адаптируется к ней, осуществляет социальную адаптацию.

    Социальная адаптация – это вид взаимодействия личности (или группы) с социальной средой, в ходе, которого согласовываются требования и взаимные ожидания его участников. Как правило, социальная среда имеет приоритет в навязывании своих ценностей и норм, и адаптант перестраивает поведение в соответствии с требованиями новых социальных условий.

    Каждая социальная группа, наряду с общими требованиями, предъявляет к участникам специфические групповые требования. Например, профессиональные группы требуют от индивида определенного уровня образования, профессиональной подготовки и практического опыта, соблюдения этики профессионального общения. Для социально-этнических общностей важно, чтобы их члены владели основами национальной культуры, национальным языком, общались с представителями «своего» этноса и осознавали себя его неотъемлемой частью. Имея некоторые объективные основания для включения в ту или иную группу, индивид может не в полной мере отвечать предъявляемым требованиям. Но он уже способен подстроить свое поведение в соответствии с общими требованиями, приспособиться, то есть воспроизвести внешние признаки социализированности.

    КР №7

      1. Политическая культура пореформенной России

    В истории русской культуры весь XIX в. характерен своей неповторимой цельностью. Школы и направления в литературе и искусстве, которые сформировались в первой половине столетия, получили дальнейшее развитие в пореформенный период. Кроме того, деятельность многих видных представителей русской культуры пришлась как на дореформенное, так и на пореформенное время. Тем самым в своем творчестве они воплощали живую связь эпох и вместе с тем являлись хранителями традиций своих предшественников или старших современников.

    Особенности русской культуры пореформенного периода были обусловлены объективными факторами исторического развития страны. Реформы 60—70-х годов XIX в. стали причиной кардинальных изменений в экономической, социальной, политической сферах, во всей жизни общества, что не могло не отразиться на развитии культуры и быта страны. С падением крепостничества произошло не только социальное, по и духовное раскрепощение народа, у которого появились новые культурные запросы, а также возможности их удовлетворения. Неизмеримо расширился и круг лиц творческого труда — носителей культуры. Интенсивно шел процесс демократизации культуры. В литературе и искусстве на первый план выдвинулась тема "мужика", страдальца, кормильца и защитника страны. В нем видели также главного хранителя национальных традиций и нравственных ценностей. Демократизация культуры выражалась и в том, что в круг деятелей умственного труда все более вовлекались представители из непривилегированных сословий.

    Общественно-политическая жизнь пореформенной России, ставившая насущные проблемы современности, оказывала сильнейшее воздействие на культуру, определяла тематику и содержание художественного творчества. Немаловажное значение имел научно-технический прогресс, который служил и фактором, и показателем уровня культурного развития. В пореформенную эпоху расширились культурные связи России с другими странами и народами, происходило взаимное обогащение духовными ценностями. Весь XIX в. справедливо получил название "золотого века" русской культуры, которая заняла выдающееся положение в общемировой культуре.

    1   2   3


    написать администратору сайта