Ответы на вопросы (Искусство Рококо). Ответы на вопросы (Рябова Анна, 2Д). Классицизм. Основные эстетические принципы
Скачать 20.32 Kb.
|
Тема: Классицизм. Основные эстетические принципы. Ответы на вопросы: Развитие классицизма во Франции принято делить на три этапа: Первый этап охватывал период первой трети XVII в. и характеризовался вер-тикальной устремленностью архитектурных форм, не свойственной классици-стической системе. Средневековье сохраняло привлекательность для французской архитектуры даже на стадии классицизма. В это время еще сильны были готиче-ские традиции: высокие пирамидальные кровли, башнеобразные объемы фасадов. Второй этап классицизма во Франции начался с 1630 г. и продолжался трид-цать лет. Он характеризовался стремительным формированием стилевых осо-бенностей, проявившихся прежде всего в строительстве дворцов. Внутренний па-радный двор мало-помалу сошел на нет, центральная ось дворца, обозначившаяся двумя порталами, парадным и садовым, стала организующим началом окружаю-щей местности, превращающейся в регулярный, т. е. правильно распланированный парк. Третий этап классицизма во французской архитектуре охватывал послед нюю треть XVII в. и знаменовал собой появление строгого стиля классицизма, который во Франции отмечался своеобразным сочетанием классической строго сти внеш-него оформления с прихотливостью и декоративной перегруженностью интерье-ра. Основные черты этого стиля, называемого высоким, или строгим, про явились в преобладании горизонтальных членений над вертикальными; в исчез новении вы-соких раздельных крыш и появлении единой кровли, маскируемой ба люстрадой; в упрощении композиции здания и полном соответствии его внешних размеров ве-личине и расположению внутренних помещений. Укажите основные признаки «большого стиля» Людовика XIV на примере Версаля. Самым блестящим примером стиля Людовика XIV является великолепный Дворец Версаль, изначально задуманный как охотничий дом, он был умело, трансформирован во времена правления «Короля-Солнце» в прекрасный дворец для праздников и балов. Отличительные черты стиля Людовика XIV: Торжественные формы, симметрические и строгие. Тяжёлая парча красного или золотого цвета. Позолоченная мебель из дорогой древесины, украшенная инкрустацией. Поверхности из мрамора или алебастра. С парадной стороны старые постройки с курдонером были оставлены как дорогие для Людовика XIV воспоминания. Здесь на Мраморном дворе разыгрывались спектакли под открытым небом и сервировались знаменитые ужины при свете факелов. При оформлении интерьеров использовались темы, связанные с солнцем - Аполлоном и прочими мифологическими образами, напоминающими о достоинствах личности Людовика XIV. При этом гобелены, живописные полотна, скульптуры, бронза, многоцветные мраморы полов и стен, драгоценная мебель образовывали среду, максимально удаленную от прозы жизни и приличествующую обитанию короля-солнца. Интерьеры дворца создавались под руководством «первого художника короля» Шарля Лёбрена (1619-1690). Лёбрен соединил в своем искусстве классицизм Рафаэля с элементами итальянского барокко, создав тем самым триумфальный стиль, Версаль. Цветная литография отвечающий стремлению прославить абсолютную монархию Людовика XIV. Характерным элементом французского шпалерного искусства «большого стиля» Людовика XIV были шпалеры с изображением пейзажа, леса, сцен охоты, сельских мотивов в пышном обрамлении растительного орнамента. Та же идея подчиненности величию короля-солнца была положена Ленотром в основу оформления им регулярного парка. Цветники и дорожки планировались симметрично, так, чтобы с определенных точек, отмеченных декоративными вазами и скульптурой, можно было наблюдать линейную перспективу. Каков творческий метод Н. Пуссена, создателя стиля классицизма в живописи? В соответствии с идеалами классицизма им была разработана строгая регла- ментация жанров. Ведущим - высоким - считался жанр исторической картины, включающий композиции на исторические, мифологические и библейские сюже- ты. Ступенью ниже стояли портрет и пейзаж. Бытовой жанр и натюрморт в жи- вописи классицизма фактически отсутствовали. Главенствующее значение придавалось рисунку, а не колориту. Образцом для творчества Пуссена стали античность и сюжеты античной ми- фологии, ибо, по его мнению, только сквозь призму представлений древних воз- можно было отразить в живописи вечные процессы и закономерности бытия. По- этому художник изображал библейских героев как героев античных. Священная История представлена им как история античная. Огромное значение придавал художник ритмической организации картин, все они представляют собой живописные пантомимы, в которых с помощью жестов, Поворотов фигур, словно сошедших с античных рельефов, передавалось душевное состояние героев. Этот творческий метод, названный «пластическим созерцани- ем», был следствием глубокого увлечения Пуссена архитектурой Древнего Рима и античными рельефами. Чтобы придать картине определенное эмоциональное зву- чание в зависимости от идеи, лежащей в основе сюжета, Пуссен разработал соб- ственную теорию модусов для живописи, взяв за основу систему музыкальных ла- дов Аристотеля. В чем состоит сходство и различие «классической трагедии» П. Корнеля и Ж. Расина? Расин представляет новый этап в развитии трагедии французского классицизма по сравнению со своим замечательным предшественником. Больше того, последний период в литературной деятельности Корнеля превратился в упорное единоборство с младшим современником. Этим обусловлено (при наличии отдельных и во многом принципиально важных черт преемственности) существенное различие в творческом облике обоих драматургов. Если Корнель в мощных, монолитных, овеянных духом героики и пронизанных пафосом ожесточённой политической борьбы образах воспроизводил в первую очередь столкновения, которые сопровождали процесс укрепления единого национального государства, то произведения Расина были насыщены уже иными жизненными впечатлениями. Сложной, многогранной, противоречивой была и натура поэта. Он сочетал в себе тонкую чувствительность и непостоянство, обостренное самолюбие и ранимость, язвительный склад ума и потребность в нежности и сердечности. В отличие от размеренной, бедной событиями жизни Корнеля, личная судьба Расина преисполнена драматизма и в силу этого важна для понимания творческой эволюции писателя. В основе построения образа и характера у Расина - унаследованная от ренессансной эстетики идея страсти как движущей силы человеческого поведения. Изображая носителей государственной власти, Расин показывает, однако, в своих крупнейших произведениях, как в их душе эта страсть вступает в жестокое, непреодолимое противоречие с требованиями гуманистической этики и государственного долга. Через трагедии Расина проходит вереница фигур коронованных деспотов, опьяненных своей неограниченной властью, привыкших удовлетворять любое желание. По сравнению с Корнелем, который предпочитал создавать характеры цельные и сложившиеся, Расина, мастера психологического анализа, больше увлекала динамика внутренней жизни человека. С особенной силой процесс постепенного превращения монарха, который убедился в абсолютном характере своей власти, в деспота раскрыт Расином в образе Нерона (трагедия "Британник", 1669). |