Главная страница
Навигация по странице:

  • В основе КЛАССИЦИЗМА – принцип РАЦИОНАЛИЗМА

  • КОНФЛИКТ чувства и разума

  • Строгая жанровая иерархия по теории «трёх штилей» М.В.Ломоносова

  • СТИЛИ Правило «трёх единств» в драматургии

  • Видные литературные деятели эпохи классицизма

  • (Ода «На день восшествия на Всероссийский престол ее Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны, 1747 года». М.В.Жуковский )

  • (Ода «Фелица». Г.Р.Державин )

  • (Басня «Воробей». А.П.Сумароков )

  • (Басня «Чиж и Голубь». И.А.Крылов )

  • А.Н.Радищев

  • В основе романтизма - двоемирие

  • Видные литературные деятели эпохи романтизма

  • М.Ю.Лермонтова

  • Герой реализма Видные литературные деятели реализма

  • литературные направления. Классицизм (от лат сlassicus образцовый)


    Скачать 2.09 Mb.
    НазваниеКлассицизм (от лат сlassicus образцовый)
    Дата08.09.2022
    Размер2.09 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлалитературные направления.pptx
    ТипДокументы
    #667163

    Литературные направления

    Литературное направление

    - это художественный метод, формирующий общие идейно-эстетические принципы в творчестве множества писателей.

    КЛАССИЦИЗМ

    (от лат. сlassicus – образцовый)


    Направление в искусстве

    XVII – начала XIX века.

    Ориентировалось на образы и формы античного искусства.

    В основе КЛАССИЦИЗМА –

    принцип РАЦИОНАЛИЗМА

    Гражданско-просветительская тематика. Человек – гражданин, а не личность.

    Утверждение культа разума.

    Чёткое деление на положительных и отрицательных героев.

    Конфликт между чувством и разумом; между личным желанием и общественным долгом.

    Искусство должно изображать идеальную (образцовую) модель жизни.

    КОНФЛИКТ чувства и разума


    В поступках героев преобладает разум, а проявление чувств осуждается.

    чувство,

    личный интерес

    РАЗУМ,

    ДОЛГ

    ГЕРОЙ КЛАССИЦИЗМА


    Высокородный человек.

    Овладел своими страстями.

    Подчинил личные интересы долгу перед обществом.

    Руководствуется высокими нравственными принципами.

    Строгая жанровая иерархия по теории «трёх штилей» М.В.Ломоносова

      • Жанры: ода, героическая поэма, трагедия
      • Лексика: книжная, церковно-славянская

    высокий
      • Жанры: элегия, драма, сатира, дружеское послание
      • Лексика: разговорная с элементами книжной

    средний
      • Жанры: комедия, басня, песня, письмо
      • Лексика: исключительно разговорная

    низкий

    СТИЛИ

    Правило «трёх единств» в драматургии

      • Действие происходит в одном доме.

    места
      • Действие происходит в течение одного дня.

    времени
      • Одна сюжетная линия, один конфликт.

    действия

    единства

    Герои строго закреплялись за определенным амплуа: герой-любовник, ловкая служанка. Персонажи во время действия не развиваются.

    Видные литературные деятели эпохи классицизма


    Божественным устам приличен, Монархиня, сей кроткий глас: О коль достойно возвеличен Сей день и тот блаженный час…

    (Ода «На день восшествия на Всероссийский престол ее Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны, 1747 года». М.В.Жуковский)

    Подай, Фелица! наставленье: Как пышно и правдиво жить, Как укрощать страстей волненье И счастливым на свете быть?

    (Ода «Фелица». Г.Р.Державин)

    Смеялся воробей,  Въ кохтяхъ орла онъ зайца видя: 

    Бежать умей,  Ты смерти ненавидя.  А ястребъ ту насмешку прекратилъ.  Насмешника подобно ухватилъ.

    (Басня «Воробей». А.П.Сумароков)

    Чижа захлопнула злодейка-западня:

    ‎Бедняжка в ней и рвался, и метался,

    А Голубь молодой над ним же издевался. «Не стыдно ль», говорит: «средь бела дня ‎Попался! ‎Не провели бы так меня: ‎За это я ручаюсь смело». Ан смотришь, тут же сам запутался в силок. ‎И дело!

    (Басня «Чиж и Голубь». И.А.Крылов)

    Не имей к мужу своему любви, которая на дружбу походила б. Имей к нему дружбу, которая на

    любовь бы походила. Это будет гораздо прочнее.

    (Комедия «Недоросль». Д.И.Фонвизин)

    Блажен писатель, если творением своим мог просветить хотя единого, блажен, если в едином хотя сердце посеял добродетель.

    («Путешествие из Петербурга в Москву». А.Н.Радищев)

    СЕНТИМЕНТАЛИЗМ


    (от франц. sentiment – чувство)

    Литературное направление второй половины ХVIII века, утверждавшее превосходство ЧУВСТВ над разумом.

    В основе сентиментализма - чувствительность


    Преобладание чувства над разумом.

    Чувственное восприятие мира, впечатлительность.

    Одухотворение природы.

    Герой сентиментализма


    Между чувством и общественным долгом выбирает чувство.

    Часто это простой человек (человек, близкий к народу и природе).

    Герой индивидуален, имеет свои взгляды и свою судьбу.

    Чувствителен, впечатлителен, раним; не стесняется своих слёз.

    Любит поговорить о себе и о мире; занимается самоанализом.

    Н.М.Карамзин и его «язык истинной чувствительности» (язык сентиментализма)


    Экспрессивность эпитетов, сравнений, метафор.

    Еще нет психологических описаний, но появились смысловые паузы.

    Стилистическое разнообразие: поэтичность, ирония, изысканность, подробные описания.

    Речь героев пока не индивидуальна. Персонажи говорят одним голосом – языком сентиментализма.

    Повествователь – активный персонаж произведения, который комментирует, организует действие.

    Природа одухотворена. Описание природы является и описанием внутреннего мира героев.

    Н.М.Карамзин - историк, крупнейший литератор эпохи сентиментализма, реформатор русского языка. Выступал за синтез русских и европейских традиций в культуре. Автор произведений: «Письма русского путешественника», «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь».

    РОМАНТИЗМ


    Литературное направление начала ХIХ века. Основывается на принципе романтического двоемирия, где герой противопоставлен окружающему миру.

    Зародилось во Франции.

    События (предвестники романтизма), повлиявшие на Европу


    дата

    событие

    1789

    Начало Великой Французской революции, крах феодальной системы, провозглашение «прав человека».

    1792

    Провозглашение Французской республики, начало революционных войн.

    1799

    Избрание Наполеона Первого консулом.

    1804

    Коронация Наполеона – императора Франции.

    1805-1806

    Победа Наполеона над Австрией и Пруссией.

    1812

    Вторжение Наполеона в Россию.

    1815

    Поражение Наполеона при Ватерлоо, ссылка на остров Святой Елены.

    В отрезок около четверти века вместились события, изменившие мир, выдвинувшие на арену истории сильную личность в лице Наполеона (и низложившие её). Эти потрясения повлияли на восприятие человеком окружающего мира.

    В основе романтизма - двоемирие


    Идея двоемирия: мир души и мир бытовой (фантастика и реальность).

    Размыто деление на плохое и хорошее.

    Акцент на мечту, вера в светлое будущее.

    Необыкновенный герой в необычных обстоятельствах (тяга к экзотике).

    Возрождение традиций фольклора с противостоянием добра и зла, Бога и дьявола.

    Желание преобразить мир с помощью искусства.

    Мотив непонятости, одиночества (отсюда – мировая скорбь).

    Самоценность личности независимо от положения в обществе.

    Герой романтизма


    Не боится вступать в конфликт с обществом, мироустройством и даже с Богом.

    Свободная и одинокая, самодостаточная личность.

    Необыкновенный герой в исключительной ситуации.

    Часто грустит от несовершенства мира, но не пессимист.

    Идеальный герой – писатель или художник, способный исправить несовершенство.

    Герой развивается.

    Видные литературные деятели эпохи романтизма


    Жуковский В.А. – основоположник русского романтизма. Автор романтических баллад: «Светлана», «Людмила», «Кубок»; сказок: «Спящая царевна», «Сказка о царе Берендее…»; поэм и стихотворений.

    Ранние произведения А.С.Пушкина написаны под влиянием романтизма: поэмы «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы», стихотворение «Пророк» и др.

    К романтизму относят ранние произведения Н.В.Гоголя, в том числе и рассказы из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки», в которых ярко представлено «двоемирие» (мир реальный и мир фантастический). Хотя уже в ранних произведениях автора романтизм сочетается с реализмом.

    Поэзия М.Ю.Лермонтова – яркий пример литературы романтизма (поэма «Мцыри», стихотворение «Выхожу один я на дорогу», «Ангел» и др.)

    РЕАЛИЗМ


    Литературное направление, зародившееся в 20-х годах ХIХ века, ставящее своей целью правдивое изображение действительности.

    от позднелатинского reālis «действительный»

    Основа реализма - правдивость


    Правдивость в изображении предмета.

    Изображение типического характера в типических обстоятельствах (герой – образ собирательный).

    Личность героя сложна, многогранна. Герои развиваются.

    Изучение социальной стороны жизни (влияние денег, власти и их отсутствия, зависимость от социальной среды).

    Большое внимание уделяется художественной детали (портрет, интерьер и т.п.).

    Глубокий психологизм (попытка объяснить причину того или иного события

    Герой реализма


    Персонаж развивается, изменяется.

    Находится под влиянием окружающей среды (либо борется с ним, либо смиряется).

    Типичный человек в типичной ситуации (собирательный образ).

    Герой не абстрактен, у него есть своя история.

    Может действовать противоречиво.

    Главным действующим лицом может стать антигерой (отрицательная личность).

    Герой реализма

    Видные литературные деятели реализма


    Комедия «Горе от ума»

    Роман в стихах «Евгений Онегин», повесть «Капитанская дочка» и др.

    «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв» и др.

    Роман «Герой нашего времени»

    «Петербургские повести», «Ревизор», «Мёртвые души»

    Сборник рассказов «Записки охотника»

    «Бедные люди», «Игрок», «Идиот», «Преступление и наказание»

    Рассказы («Ионыч», «Крыжовник» и др.), пьесы («Вишнёвый сад», «Чайка» и др.)


    написать администратору сайта