Классификация муз инструментов
Группа I – духовые(аэрофоны)
Ист-к звука: столб воздуха в канале ствола
Подгруппа 1 – Флейтовые(лабиальные) – звук извлекается путем рассечения напр лентообразно распластанной струи воздуха об остр край стенки ствола
Вид А-продольные флейты(держать прямо перед собой в продольн положении)
Подвиды:
Открытые – ствол открыт с обоих концов
Многоствольные – набор трубок разн размеров с закр нижним и откр верхним
Свистковые – в верх конец(головку) встав деревян втулка, обр щель, через котор возд струя напр на остр край свист отверстия/или язык, частично прикрыв входное отверстие
Окарины
Вид Б-поперечные флейты(канал ств с одного конца закрыт, а в головке им отверстие, на остр край которого напр струя воздуха, держать перед собой в попереч полож)
Подгруппа 2 – Язычковые(глоттофоны) – возбуждение столба воздуха в канале ствола и приведение его в сост-е звуч-я при помощи вибр прерыв-ля – язычка.
Вид А – Язычковые с 1рным яз(тростью) – стр возд прерыв 1рной эластичной пластинкой, прикр вырез на верх конце ств/пищика.
Вид Б – Язычковые с 2йным язычком(тростью) – возд струя проход в щель между 2мя эласт лепестками/стенками сплюсн трубки и прерыв ими.
Вид В – Язычк с проскакивающим язычком – стр воздуха заставл вибрир яз, свободно колебл в проеме металлич рамы(разных систем губные и меховые гармоники)
Подгруппа 3 – мундштучные – звучание столба воздуха из-за вибрации напряж губ исп-ля, приж к мундшт/верх концу ств, как правило, с углуб(губы муз-та вып функцию прерывателя, как яз-к)
Вид А – рога – широкомензур инст-ты со сравн-но коротк ств и конич каналом
Вид Б – трубы – цилиндрич ствол, бол размер
Группа II – струнные(хордофоны)
Ист-к зв:натян упруг струна
Подгруппа 1 – щипковые – зв извл защип струны(пальцем/плектором) или бряцанием
Подгруппа 2 – смычковые –с пом смычка
Подгруппа 3 – фрикционные – от трения деревян колеса
Подгруппа 4 – ударом по стр палочкой/молоточком
Группа III – мембранные(мембранофоны)
Подгруппа 1 – ударные -звукоизвл путем удара по мембр рукой, палкой, колотушкой
Вид А – ударные с настр по выс звуком(типа литавр)
Вид Б – с зв неопред высоты(типа барабана)
Подгруппа 2 – фрикционные – вибрация кожи с помощью трения пальцев по мембр/закрем на ней тростн стержню, пучку конск волос
Группа IV – самозвучащие(идиофоны)
Ист-к зв: материал, из кот сделан инстр-т/звуч деталь, им внут напряжение
Подгруппы:
Щипковые(тип варгана)
Смычковые(тип стальной пилы)
Ударные(гонги, тарелки, трещотка)
Классификация рус нар инстр
I.Духовые
Флейтовые
Продольные флейты
Многоствольные – кувиклы/кувички, цевница
Свистковые – сопель(дудка), свирель, свистулька(окарина)
Поперечные флейты – посвистель
Язычковые
С 1х бьющ яз – судка, дуда(волынка, коза, козница), жалейка(брёлка)
С проскак яз – меховые гармоники разл сист
Мундштучные
Труба
Рог, рожок
II.Струнные
Щипковые – гусли, балалайка, домра, бандурка
Смычковые – гудок
Фрикционные – лира колёсная
III. Мембранные бубны ратные литавровидные, тулумбас, набат, накры, бубен, барабан
IV.Самозвучащие било, бряцало, колокол, ложки, трещотка, арган или варган(ударн), варган(щипковый)
Описание
Духовые инст-ты
А.Флейтовые
Кувиклы(кугиклы, кувички, цевница) – многоствольная флейта типа флейты Пана. Кугиклы(часто в современности так назыв) от слова «куга» местное название зонтич пустотел раст, из кот изгот. У Рус кувикл стволы не скреп, верхний конец откр, ниж закр. 2-3 ств в Брянск обл-ти, в Курской 5ти. Длина ств 10-20 см. Каждый ствол ночит свое название. В парных: гудок(низк) и подпищик. В тройных: гудок, середянка, мезвянка. В 5ств:гудок, гудзень, середяка, четвертака, мизютка/гудень, подгудень, средний, подпятушка, пятушка. Для исп-я ств состав в ряд, плотно сжим в лев/прав руке в вертикал положении, открытыми концами вверх подносят плотно к губам. Рассекая струю воздуха о край, извл свистящий зв. Поводя кувиклы от 1 угла рта к др получ звуки разл высоты, соотв длине стволов. Звукоряд диатонический, объем 3хств = б3, 5ств=ч5. Играют ансамблем 2-3 и более ч-к, часто совместно с другими. Играют на них тол женщины, сложно. Никакого упоминания у авторов до нач 19 в. В 18-19 в расп на огранич территор России(Курск губерния). В древнерус письм памятниках упомян «цевница»(опр как муз инстр самбик, «самбикия») – сопоставление всех данных гласит, дух инстр флейтового типа. Привалов(осн на работах Будиловича), в рез-те лингв анализа слов цевница и кувица делает вывод, что это 1 инстр, назыв по-разн в разн вр.
Современная сопель или дудка,пыжатка(лок) – продольн свистков флейта. Деревянный ств(преимущ ива), круглый, 30-45 см длина, 1-1,5 см диаметр. В верх тупой конец встав деревян втулка со щелью, напр вдуваем воздух на остр край среза свисткового отв-я, вир на ств на расстоян 1,5 см от края. На противополож(лицевой) 6 игровых отвертстий, свистк отв-е на тыльн стороне. Бывали без дерев втулки, ее ф-ю вып язык/губа – головка клюковидной ф-мы, свистк отв-е обращ наружу. Звук негромк, чуть глуховат, но при передувании в верх рег-ре стан намного более сильн и даже резко свистящ – в этом рег-ре произв игра. Звукоряд диатоничекий в 7му, с передуванием до 2х окт, верх зв(Сиb 2, ля 3) изв при откр отв путем передувания. Хромат измен зв извл путем изменения силы вдув-я и не полн закрыванием игр отв-й. Древние сопели конца 11 и нач 15 веков на Новг земле отл от совр(короче, 3-4 игр отв). Наиб ранн письм сведения 16 в. Изоб схематич в летоп «Игрища славян» и «Искушение Исаакия». Распр в народе и у скомор. Часто споельник(сопец) = скоморох, в 12-13 и 16в была ратн инстр
Свирель,двойница,двойчатка(лок) – парн продольн свистк флейта, в кажд трубк с свистк присп-м вверху и «клювом» оканч. Внизу на кажд труб 3 игр отв-я, 2 на лиц ст, 1 на тыл для бол пальца. Свистк отв на лиц. Клювообр устр головки, ибо уплощ концы 2х трубок удоб держ во рту и легче наглухо закр губами. У св народ выдел 1 ств длин 30-35см, второй 45-47. Диаметр обоих 1-1,5 см. Ств между собой не скр. Во вр исп-я клюквы берутся в рот, трубки слегка опуск вниз, раздв по остр углом и наклад на игр отв-я соответст пальцы пр и лев рук. Иногда прявяз соед шнур для сохранности комплекта. Звукоряд диатонич(типич: 1 ств-си мал, до# 1ок, ре#, ми; 2 ств – ми, фа#, соль#, ля#. И т.д до ля# 2 окт). Ств наход в квартов соотн, объем до 2х окт путем передувания. Звук мягк, негром.Р-н распр-я: Смоленс,Орловск,Могилевск обл. 1я свед-я тол в 17 в. Важ знач-е, по устройству 2хгол и конструир-е ее вызвано появлением многоголосия в народ муз.
Свистулька – керамическая пустотел фигурка в виде птицы/животного/ч-ка и т.п с свистковым приспособлением и 2-3 игр отверстиями, позв исп неслож наигрыши в объеме квинты. Раскраш в разн цвета и полив глазурью. Расп у мног народов(в тч СССР) – древнейший тип муз инструммента. Позже потеряли быт знач-е и превр детск муз игрушку. Сейчас делают без игр отв-й.
Посвистель – поперечная малая флейта с 3 игр отв, упом в летописях как ратный инстр. Судя по назв мал инструмент с выс резк звуком молодецк посвиста. Небол зв объем дост для подголосочн свиста в анс-ле разн инстр-тов
Б.Язычковые
1.С одинарным бьющимся язычком
Сурна –один из древ муз инстр-тов на Руси. Терская сурна, потомок древнеславянск ратной - деревян трубка с цилиндрич каналом, на обоих концах навинч раструбы. Верхний – маленький, конич. Нижний – значит больше, колоколообр ф-мы. 6 кольцев утолщ между кот 5 игр отв-й. В верх конец трубк в раструб вст пищик - камышов трубочка с одинарн надрезным язычком. Общ длина 27 см, диам верх раструба 3,5 см, ниж 6,5 см. Выточен на токар станке, тщат отделка. Сурну держать наклонно, вкл губы в верх раструб, дуть. Диатон зв-д в объеме м6.. Свук сильн, резковат, напом кларнет выс строев(Es,D). Были расп среди терского казач-ва, исп сольно и в анс-лях. Упом в летописях 13 в как приимущ воен инстр – сурна ратная, но так же она проникла в муз практику скоморохов. Предп скоморохи-инстр-ты созд семейство сурн6 малая(дискантовая) суренка и обыч(басовая) сурна. Древнеславянск сурна изоб на миниат новг евангелия-апрокос 16 в. Сила и резкость зв обусл приемом игры: губы упир в верх растр, но не сопр с тростью. Раздутые щеки и вдых носом воздух – рот = возд резервуар, живой мех – зв можно было непрер тянуть долг вр. Сурна терск казаков отл от восточ зурны: у вост тростьс 2йн язычком гобойн типа, у рус одинар яз-к волыноч или жалеечн типа. Трость зурны насаж на метал штифт, пищик сурны встав в канал ств. У зурны 7 игр отв(6 на лиц, 1 на тыльн ст), терск сурны 5 на лиц ст. Рус сурна, заимст с востока, приоб свою констр-ю, отличный звукоряд, соотв лад стр-ю рус нар муз, благодаря пищику привыч окрас, сходн с жалейкой.
Дуда(от дуть, дудеть), волынка, коза или козица(от материала – шкуры вола или козы) – расп среди мног нар миров дух язычк инстр возд резервуаром(мехом) из кожи или пузыря животного. 1 из ран уп в пересказах 16 в, а название волынка в гг Ивана Грозн. 1е изобр в Радзивиловской летописи. 1е опис рус волынки 18 в Я.Штелин и М. Гутри – мех из свин или бычьего пузыря, 2-3 тростниковые трубки,бол светл и мягк тембр, чем у польск «козла». По бол позд опис - К одной ножке придел трубка для вдува возд, к 2м другим 2 игровые- мелод(дискант, мал жалейка) и бурдонная(бас), искл 2 бурдонн, большой мех(цельн кожан мешок с козленка). В концы игр трубок внутри меха встав пищики(тонк камыш трубочки) с одинар бьющ яз. Муз-т дер под лр подмышк л.р и надув его возд, на мал трубке с игр отв исп мелод, а бол басовая изд непрер и неизм звук-бурдон. В смены дых-я муз-т нажимом локтя работал мехом, выдавливая из него возд – непрер одинак по силе звуч-е. Точ свед о звукоряде нет, но предп, что он близок зв-ду одинар жалейки
Жалейка, брёлка(лок – в Калининск обл дел из ивы – по местному - бредины) – из 1(одинар) – двух(парн) деревян стволов. В верх конце каж надрезн яз-пищик, а на нижн(оба) надет раструб, обыч из коров рога/свит из узк берест ленты. Местами яз-к надрез на стволе или дел из тростника/гус пера. Верх кон трубочки пищика закрыт, но мб откр(тогда исп-ль закр языком). У одинарной вырез 3-7 игр отв, у парн2+5, 3+5, 3+6, искл 5+5. Для хранения деревян лубян ящики-пеналы. Одинар быт на севере Рос – Новг, Витебск, Ленингр, Мс, Владимирк, Ярославск и Калининск(Тверской) обл-х. Парные преимущ в юж р-нах – Воронежск, Рязанск, Сызранск, Орловск, Тульск обл-х и на Дону среди казаков. Инстр приемущ пастушеск, игр соло, дуэтом, в анс с др или сопр хоровое пение. Зв-д диатон, есть хром-мы. Игра произ обыч пор-ком, на парн мелод исп на трубке с больш ч-лом отв-й, 2я вып роль ниж подг-ка/бурдона. Зв кач-в и тембр близ волынке1е кратк опис в «Записках» Тучкова – как свирель. В 18 в встр у др славян – в Белорус, Украине. «дипле» или «зармане» до сих пор в Югославии. Предп жалейка – мелод трубка волынки. В эволюции инстр-та(до парной разной констр-и) сказ постеп отход рус муз от бурд аккомп-та. В 1900 О.У.Смоленский сконстр жалейки 4 размеров и рег-ров для квартета жалейщ, вход в анс гусляров, затем чтоб лучше с гуслями стали стр в ля мажоре. Средн(2я) – руководящ, основ мелод – не им раструба.
2.С проскак язычком
Гармоника – предшественник баяна. Происх им зап истоки, но это истин рус инст-т, шир призн в СССР. В России гармоника была изменена значительно. Мастера и исп-ли, опир на рус песню и инстр муз, создали по факту нов инстр иной констр(от западной ост только принцип звукоизвл и мех).
Сложн устр-во Осн ч-ти: звукопроизводящ мухеника, корпус, мех(воздуш резервуар). Звукопроизводящ механика сост из планок с язычками, резонаторов и клавишн мех-ма. Сам важн – язычки – стальные упругие пластинки с расшир основанием для крепления и узк вибрир частью. Толщина измер десятыми-сотыми долями мм. Чем тоньше и короче – чаще амплитуда колебания – тем издаваем зв выше. Шир основанием креп к метал планкам, узк ч-ть своб вход в вырез в планке, зазоры между яз и стенками проема минимал(0,05-0,07 мм для дискант, 0,1 для басовых). Язычки такого типа – проскакивающие. Язычки прикреп парами(по одному с 2х сторон планки)-1 зв при растяг-и, другой при сжатии меха. Кол-во планок/блок-планок(раборных) у разн сист разл. У баянов до 12 шт. Планки креп на резонаторах(по паре на каждый) – сост из систеы небол камер(“городушки” среди мастеров). 1 городушка на пару/группы язычков 1-2х тонов. В одной из стенок городушки есть отверстие для притока и ухода воздуха, прикр клапаном, рычагом соед с клавишей. При нажиме на клавишу клапан приподн и дает свободу воздуху. Язычки дел на 2 группы: мелодич звукоряда и аккомп-та. Гуппа акк-та из 2х подгр:”секунды”(готов набр трезв) и баса(к ним). Гр яз мелод зв-да упр клавишами(справа), яз ак-та кнопками(слева). И слева же клапан для своб набора/спуска возд. Корпус гармоники сот из 2 широких деревян рам, соед мехом. На правой раме гриф с мелод клав, а на лев кнопки для упр-я басовой механикой. Для удобства есть плечевые и басовые ремни(в виде петли). Мех – резервуар, с пом кот созд возд давление(необх для извл зв). Из гофрир картона, обклеен с 2х сторон тонкой плотн тканью. Углы складок для проч-ти окант метал пласт, концы меха приклеив к рамам корп – раст/сжимая мех исп-ль отпр возд через нуж клапаны, возд струя, устрем в проем планки, заставляет яз вибрир=звук.
Появл в России – 2я четверть 19 в. Оружейники села Чулково Тульской обл – Воронцов и Сизовв(образец – примитивн нем инстр-т с Нижегор ярм). Усоверш-е и пропаганда:Чулков и Белобородов
Немецкая гармоника – 5 клав в пр и 2 кл в лев. Строй мелод ряда диатон, а кл лев руки упр гот T-D трезв-ми ак-та. Недостатки:мелод звукор огранич, сухой жидк зв язычк, хрипл бас, коротк мех(недост возд-част подергивание и пост употр-е возд клапана), отсутствие в ак-те минорн трезв-й, в пр р 1й клав упр 2 яз(меньше клав-проще аппл-ра) или 2 гр яз, кот при зжатии и растяг меха изд 2 разных зв(частично и у рус гармоник). В последствии в России созд инстр, при раст и сжатии меха изд одни зв – основание для конструир рус хроматич гармоник.
Со вр рус мастера устр недостатки: расшир мулод зв-д, улучш кач-во звуч, введены “свистовые” язычки, настр окт выше обычн, кот как регистр в фисгармонии, могли вкл и выкл по желанию. Для улучш басов и тембра, акк группы снабж доп яз – ч-ло аккомп акк увел(ввод минор трезв и 7акк-д). Под влиян рус подг муз сконструир “баритончик” настроен окт выше басовой тоники. Улучш устр-во резонаторов, увел длина меха+по мелочи. К некот типам придел пара колокольч, упр клавиш. Сущест особ-ть рус гарм-к: за иск “ливренки”, “рояльной” и поздних гарм-к хорм стр, дают бол низ зв в мелод ряду клав при растяж меха, а во не вр сжатия, как у инстр зап обр – такая констр удобнее для игры и луч отв треб-м рус нар песни( мастера перевенр планку)
Обзор наиболее извест типовых констр-й гармоник
1.Однорядные
Тульская – одна из ранн( в ней перевернули планки). Снач 7-8 мелод и 2 басов кл. Зв-д мелод яз был диатон, мажорн, басовые изд Т и Д. При растяж и сжат меха зв разн выс – “гармоника русского строя”
Ливренская, ливренка – типич гарм рус строя. Созд в 70х 19 в в г.Ливны Орловской губерн. Изнач 8 мелод и 6 бас клав. Бас кл расп 2мя гр:3 на передн стенке рамы корп(упр указ, ср, безымян п-цы) и 3 на “деке”(большим п). Исп-е в игре бол п-ца – смел нововведение – проблема повыш исп технки. Позже кол-во кл довед до 12 в пр, до9 в лев. Помимо густой, есть свистовая планка, увел мех. Важн особенность:настройка яз-в и строй.ВПЕРВЫЕ применен принцип одинак звуковысот настр при рястяж и сжатии меха. Еще более важн нововвед-е – его строй, мелод зв-д “мажор с м7”
Саратовская- появ в 70х гг 19в. Первонач 6 мелод кл и 3 басов(бас акк). Кл акк, зв на окт выше, нажим бол пал лев р, кл баса и маж ак-да остальными. Лев верх ч-ти корп укреп колокольчики, упр спец клавишей. Позже кол-ве мелод и бас голос увех, мех удлин, но меньше, чем у ливренки. Для придания меху бол кремости в середину встав узк деревян рама(перерамка). У нее 3 планки с метал яз-2 густых, 1 свистовая – со спец рег-ром(можно вкл/выкл). 3 язычка у кажд кл – 2 в унисон, 3й им в окт – инструмент оч громк. Дает разл по выс зв при растягив-и и сведении меха. Была популярна и в 20 в.
Вятская, вятская тальянка – дост-ва сарат и ливрен гарм-к. Как у сар 2 густые и 1 свистовая планки, но можно еще по жел-ю вкл/выкл и свистовую, и 1/обе густ планки, как у сар мех с перерамком. Принцип стр мелод яз – как у ливренской. В осн зв-да мажор с м7, зв мелод клав при сжатии и растяжении одинак выс. Особенности механики л.р:отказ от больш увел бас кл,(в каж городушке по 2 гр набр акк-в – 1 при растяг, 2 при сжатии). Вятичи допол басы спец клав на 2 зв(на разж и сж), получ название «подголосок»
Черепашка, Невская, Невская черепашка –1я в Рос одноряд хром гарм-ка. первонач прост по устр, как ранн обр-цы сарат. Развитие рез-т сотр-ва мастера и исп-ля. Гармонист-вирт П.Е.Невский(Емельянов) – по его инициат модифицировали: пр ру сохр диатон зв-д, в лр вмест басов 5 мелод яз, кот при сжат и растяж меха давали хроматич-ки повыш зв, отсутст в пр р. Недост: мал диап, отсутств басы.
+Елецкая, Сибирская(Фесовая), разновид-ти ливренской
Сибирская – мелод звукоряд – обиходный, в лр излож 3ми
2.Двухрядные
Черепашка Варшавского - В.С.Варшавский взялся за испр-е недост – мастера перестр 1рядн инстр в 2хряд, на лр басовые гол
Бологовская – двухряд инстр оригинальн типа, не завис от предыд. Сначала 14 мелод кл(2ряда*7кл) и 4 басов. При растяжении и сжатии зв разн выс. В основе мелод кл диатон зв-д с частич введ-м хроматики. Бас и аккомп яз дают готовые Т, С, Д трезв-я. Сист мел кл: яз 1 и 2 рядов, наклеп на лиц стор планки, стр терциями с квартой посередине(1-ми, соль#, си,ми; 2-ля, до#, ми, ла). Яз-ки на внут стор планке также настр 3ми, но с 2дой посередине(1-фа#, ля, до#, ре; 2-си, ре, фа#, соль#). С 4 до 1 кл 1 ряда все зв дублир кл 2го р. Недостатки: неоднородность настр-ки и методов дублир( 4,5,6,10,11,12,13,14 кл-ши дубл так:если в 1 р этот звук при растяж, то во 2 при сжатии и наоборот. 7,8,9 кл мб дубл тол при пом растяж, или только при пом сжатия), отсут минор трелв в л.р, огранич диапаз мелод звукор. Позже ее дел с 3,4 редами, с шир мелод диап и увел ч-лом кл в басу и акк-те – недостатки испр, нно услож констр-я затрудн освоение игр, потому не получ шир распр-я и дальнейш развит
Касимовская или Касимовка - сконст в 1860х мастером Я.В.Соловьевым, назв от г.Касимовка близ кот в селе Поповке раб мастер. Мелод клава из 2х рядов(1р-10кл,2р-9кл). Бас клава дел на 2 гр: 1 – 6 клав, расп на лиц ст грифа, упр средним, безым, мизинцем лр, 2 – 4 кл на тыльн стор, упр бол пал. В верх ч корп над басов грифом пара звонков. При растяжении и сжатии меха звук разн. Общ мелод звукор им ладов основу рус нар муз. Бас клап предст шир возм-ть обр-я маж и мин акк-дов. Единообразие в системе настр-ки и методе дублир. Яз 1 ряда – при растяж терц-кварта(до#, ми, ля), при сжат сек-терц(фа#, соль#, си, ре. Яз 2 ряда обр настр – сек-терц при сжат, тер-кварт при растяж. Кажд тон, кроме 2х посл, мб врзят и на растяж, и на сжат
Венская двухрядная, Венка – изнач инстр, не напом нем и вен 2хряд гарм. Вен и нем двухряд гарм(как одноряд немка) быстро передел рус мастера – увел ч-ло клав в пр и лр, введ хром-ки повыш тона, в басу добав минорн ак-ды. Вместо 2х гол планок, став 4,6,8,10 гол, группы яз одного тона в 1 клав стр не тол в унисон и окт, но и в 2 окт – увел мощность звуч-я. Попытки дел 3-4х ряд с венск механикой. Советская венка – 23 мелод кл в 2 ряда(1-12,2-11), 12 басовых и гот аккомп-та(2 группы – нечет кн каж рда дают бас зв, а четные – набранные ак-ды). Каж клав упр 2мя гр яз(на сжим-разж разн зв). Принцип настр смеш(1,3,4,5,12 перв и 2,3,4 второго дают бол низ зв при сжатии, а ост при растяг). Система настройки(зв-д) не хроматич. 2р гарм-ка им Т и Д трезв маж тон-й G,D, А и параллельн е,h,fis. В G,e нет субд-ты в лр. Огранич выбор тон-й, нет 7ак-дов, разн зв при сжиме-разж – сниж муз-но худ кач-ва инстр, сковыв исп технику.
Хромка – во мн сходна с венкой, настр-ка яз как у ливренки(одна выс при сж-разж). Пр(мелод): 2 ряда, 23-25 кл. Левая(басовая): 12, 6 упр набранными Т-Д акк. Строй мелод кл диатонич. Проигр венской в объеме клавы.
Реформа(так назвали авторы) – в конце 90х 19 в созд первая рус хроматич гарм-ка. Мелод кл из 3х рядов. 1е два ряда диатон строй, зв разн выс при растяж-сжат. 3й ряд – хром-ки повыш зв, высота их не мен от напр веха. Л.р: гот Т-Д басы и мажорн ак-ды, мен от напр меха. Конструктив неорганич-ть, нет минорн ак-дов.
Елецкая рояльная – г.Ефремово А.П.Ильин. Снач была однор диатон гарм с 15 мелод и 6 басов кл. В рез-те усоверш другими во вт ряду появ хром зв, а клавиши расп как у ф-но. Мелод кл 2 ряда: 1-18,2-12. На л.р 14 кл – 7 бас, 7 готов трезв, упот в 20 в.
Московская рояльная – 1900 мск мастер Баканов. Кл фортеп обр-ца и в пр, и в лев – хроматиеская полн-ю. Общий объем 4 окт(2,5 в пр, 2 в лев(послед половина верх окт лр дубл начальн клав пр) – трудно получать ак-ды – вышла из упот.
Баян – 1907 спб мастер Стерлигов с изв гарм-том Орланским – Титаренко. По сути хром гарм-ка – развивались и усовершенст в проц. В СССР выпуск 2 систем: московской и ленинградской(выборные). Более расп мск сист: 52 кл в пр, 100 кнопок в лев. Пр 3 рида, диапазон больше 4 окт(В-cis4) Лев 5 рядов по 20 кн(вспом бас, осн бас, маж ак, мин ак, Дсепт ак). У выборного левая как правая, общ диапазон до 6 октав. В пр 4,5 верх окт, в лев 4 ниж(2,5 дублир) – лучш по муз-худ кач-вам среди гарм-к
Монофон – 1932 Орланский-Титаренко. Хром гарм-ка для оркестровой игры. Имеет только клав-ру пр р. Одинар язычки для большей интон точ-ти.
В.Мундштучные
Труба пастушеская – изг из дерева техникой продольн раскола. Прям ствол, расшир к раструбу(не шир, не ярк выр). Упот пастухами для подачи сигн и исп раигр, постр на натур зв-де.
Труба ратная-сущ на Руси с древности, из металла, воен инстр и инстр великокняж двора. 1е упом конец 6 в, мало свед о констр. 2 вида: конич и цилиндрич.
Коническая труба – 15 в, частоизобр, опис, использ. Прямая/слегка изогнут, изгот в осн из металла, составлены из колен, четко обозн пояса соед-я колен, колена труб из желт меди, пояса из красной.
Цилиндрич труба – изоб реже,чем конич. Упом в 15 в. Прям ствол, ярк выр колоколообр раструб. Зело – изогн ствол в виде славянской S. Были и свернутые в 1-2 обор, но это, скорее, европ инстр
Рог – пастушеский, как и труба, выдел из дерева техникой продол раскола и послед обделки берестов(обыч дел тоже из березы), прямой или искривлен(как рог животного). Раструб отлогой конич ф-мы, иногда из жести ли натур рога. Мундшт вырез на стволе в виде углублен: инстр прикл к губам не посередине, а ближе к левому углу., перед исп-м смач водой(затяг щели). Звукоряд натуральный. Быт на Руси с глубок древ-ти, но упом тол с 17 в. Рог в коллекции Финдейзена: сдел из козл рога, к нему добав растр из воловьего рога, соед отрезком кишки жавотн, мундштук сдел сбоку отступ от конца 7 см. Рог исп и как ратн инстр(больше командный). Рус рога исп в парфорсной(псовой)охоте, на их осн в посл-и созд рус роговой орк-р в 18 в. Рог переходный от охотн к егерскому(в букваре сына Петра 1 Алексея) – металлич, 3 части: мунд, ср и растр. В местах соед-я шир пояса с кольц для ремня. Общая изог ф-ма и ярк выр раструб(от охотн), парабол загн трубка мунд и пластинка(охотн). Снач охотн рога делали из рогов животн, а потом стали дел из меди, рог им конич мензуру, загнутую трубку мунд. 2 звука – основ и верх октав. Были разн размера(и высоты соотв).
Рожок – пастушеский, деревян мундшт инстр с игров отв-ми. 2 вида: сольные(упот и для сопр пения, преимущ хоров, длина 45-50см) и анс(маленьк, дискант строй, визгунки, 32-36см; бол, низ стр, басы, 60-80см=визгунок, полубасок, надбас, бас). Мал расп в Калининск обл, бол во Владимирск и Ивановской. Сольн рожки и визгунки чаще из можжевельника, басов из березы. У анс рож вырез/прожиг 6 игр отв – 1(верхн) с тыльн стор. Сольные с 4-5 игр отв. Мундштук – небол углуб, выр в верх конце инст. Сложное звукоизвл. Мал держ в углу губ, басовые в основн в центре губ. В ниж рег-ре на рожк не игр. Основной звукоряд диатон, хром зв мож получ(завис от силы вдув-я). Зв-д басов на окт ниже визгунков. Звуг красив мягк, близ к верх рег-ру фагота. Р дел из березы, пальмового дерева(кипарис,палисандр, самшит), лучше всего из можжевельн.. Инстр с цилинд ств и глубок чашеобр мунд зв сильнее и резче, чем с конич ств и мелк мунд. Пастуш рож возн в кон 17 нач 18 вв
II.Струнные
А. Щипковые
Гусли – один из древнейш ин-тов вост славян(591г). Предшестк- греч кифара. Част упом с эп Киевской Руси. С 14 в 2 типа, в 17 в + третий тип. 1-шлемовидные(псалтиревидные, гусли-псалтирь); 2-крыловидные(звончатые); 3 –прямоугольные(настольные, столообразные, столовые)
Шлемовидные – корпус в ф-ме шлема – ниж стор прям/слегка вогнут внут, верхняя овальн, иногда в виде усеченного треугольника, бока высокие. Обе деки и обечайки из оч тонких еловых/ сосн досок, чуть толще верх дека, на нее натяг струны. Деки прикрепл к обечайкам деревянными гвоздиками, позже приклеив. Размеры завис от кол-ва струн: наиб длина верх деки 80-100см, шир 45-50 см, высота обечаек 10-12 см. Кол-во стр в разн р-нах 11-36 стр, наиб насп 20-25 стр. У шлемовидн жильные стр. 1 конец каж стр креп к дугообр подставке на верх деке. 2й – намат на деревян колки, встав в выст ч-ть верх деки. В конце 19 нач 20 в настрой: дискантовые по ступ диатон ряда(обыч маж накл), бас по 4там-5там. Во вр игры гусли на колени вершиной(дискантом) к исп-лю. Жильн стр шлемовид зв мягче, чем метал стр крыловид. Мягкости спос принцип защип-я стр. Бытовали в племенах в верх ч-ти Волги, дальше усв народы поволжья – мари, чуваши, удмурты – сохр соав наим-е – гусли, кусля, кесле. 1 уп- 14 в – рукоис «псалтырь», «служебник». Гусли с овально-вогн низом, вне корпуса ниж бас стр – расп в Удмуртии. Среди рус насел шлемов гусли давно не упот.
Крыловидные – наход примен-е и в 20 в. Сам ранн экземп 11-14 в найд. Корпус изнач долбленый(позднее клееный), в ф-ме крыла, чаще из ели. Выдалб сверху и покр елов декой с резонат отверстиями. Левая(от исп-ля) шир сторона корп окан «открылком», кот часто укр резьбой, здесь деревян(позже метал) колки. В противо узк конце на выст вверх «щечках» деревян/метал валик – струнодерж-ль(у соврем стр цепл за шпеньки). Размеры: археол 35-85 см длин, 8-19 шир, выс боков 4-7; музейн и бытующ 55-65 длин, шир 20-30, выс боков 4-5. Археол экземп 4,9 стр. совр 5-9(иног 12) стр. Совр стр метал, древ жильные/мет. В осн строя 18-20 в диатоника(2/3 бас стр в 4ту-5ту, ост по ст-ням гаммы, чаще маж. Встр и поступен наст-ка всех ст). 1я запись 5 стр гуслей1803г, Спб, фр комп Ф.Буальдье. Способ игры: на коленях слегка наклон, открылок влево, пальцами пр р(позже плектором) бряцает по всем струнам одновр близ струнодержат, а п-цы лр глушат ненужн стр – прикосн либо п-цы просов между стр и прижим по мере надоб-ти. Есть прием, когда защип обе руки. Звонкий инстр. Бытовали в Новг, Псковск, Ленингр обл, частично Калининской и Смоленской, рядом с Карелией, Эстонией, Латвией, Литвой, Финл-й – близ фин и карел кантеле, эстонск каннели, латыш кокле/куокле, литовск канклес. Гусли Привалова-Смоленск – усоверш крылов в нач 20 в Привалов и изв гусляр Смоленский – замена долб корп на клеен, пружины на внут стор деки, между пруж и ниж декой дужку, общая подст для стр близ колков, больш кругл резонат отв, дерев колки замен метал, струны креп с пом шпенька для кажд, убрали открылок(треуг ф-ма)– усиление звучности. Изготовил спб мастер Норман
Прямоугольные – прям потомок глемовидн, выгл как прямоуг ящик с крышк, в ящ корпус. На внеш стор тонк верх деки2 расходящ полудужиями деревян планки – струнодерж-ли. В 1 вбиты шпеньки, в др ввинч метал колки для креп и нстр-ки стр. Констр-я полудужий стр совп с шлемовидн. Ближе к исп-лю басовые стр. Кол-во стр 55-66, все металл, бас в доп оплетке. В верх деке круг резонат отв-я, в них ажур розетки из плотн бумаги – кол-во разное. Ниж дека оч тонк, гнутая, полуовальн, длин стор прилегк верхней – слои дер верхней деки продольно, слои ниж поперечно. На кнут ст верх деки много пружин – звук громк, сочн, долгий. Играют при пом щипка, в пассажах обыч глисс-до. Корпус на стол/подстолье и ножки как ч-ть корп. На внут ст крыгки ящ украш. Первонач диатон стр(струны в 1 плоскости), позже были и хром стр(ст в 2х плоск-х:вверху – диатон, внизу хром измен зв). Созд прим в 1й трети 17в под впеч от клавикорда. Исп по наши дни. Клавишные гусли Фомина - В 1914 Фомин сделал простую клавиш мех-ку для них:демпфер сист, 2 кл 1й окт форт обр-ца(в исх пол-и кл демп глуш все ст – лр набир ак-д, правая проводит плектором по всем). Для лучш уст-ти примен метал рама. Гармонич инст, в орк исп в паре с мелодико-гарм хром гуслями.
Домра – первым как струн-щипк опред Фамицын. 1е упом в 17 в – один из сам расп в то вр(на ряду с гуслями, гудком). Полусферич резонатор корпус, коротк шейка. Пр р – выпрям бол и ср п-цы, согнуказ, безым, мизинец – не бряцанием, а защипыванием п-цами. Фамицын, Привалов, Новосельск счит, что пришла в Мск Русь от азиатск народов как потомок древ арабо-перс танбура(аналог казахск домбра), сущ в кач проф инстр в кон 16-нач 17 в, вышла из упот, не ост следов.Оркестр домра Андреевск обр-ца(3хстр)- 1895г уч-к Андреевск кружка Мартынов привез из Вятск губер 3хстр, с полусф резонат корп инстр(один из типов народ балалайки), его усоверш. Корпус в виде полушар, коротк шейка с закреп ладами в хром посл-ти, 3 стр, нсатр в кварту, игра с пом-ю плектера. В орк упот пикколо, прима, альт, тенор, бас, контрабас(сольно обыч тол прима, иногда альт). 4стр домра – 1910г, Любимов с Буровымна осн анрдреевск конст 4хстр домру квинт стр
Балалайка народная - 3стр щипк с треуг(реже сферич) корп, усеч внизу, недлинн шейка окан головкой прямоугольн/в виде завитка. Прямогу лопатооб преимущ у треуг балал-к. Верх дека(ель/сосна) плоск, тонк имеет круг/звездообр резонат отверст. Корп собир из отдельн клепок того же дерева. Все креп при помощи деревян шпеньков(гвозд). Б-ки с треуг корп шир расп, а с полусфер в осн в Вятск губернии. На шейке всех разновид-й б-ки 4 подвижн ряда. Стр жильные были – 1 тонк, 2 толст, окраш в крас/черн, намат на деревян колки, внизу креп к небол колышку, на деке под стр подставка(кобылка). Наст-ка разл(квинтов,кварто-квинт, кварта-кварта – «разлад», терцовый-большая «гитарный», малая «минорный»), наиб употр стр квартов(2,3 стр в унисон). Звук-д диатон, играли бряцанием по всем стр одновр или иногда защип 1й. Возн в Рос во 2 й пол 17в , опис в 1770 Я.Штелин. Б-ка бытовала по всей России(в юж р-нах корп был из тыквы или просто деревян, округл; в сев обл-х корп треугол с плоск верх и ниж деками. Раньше была длинн шейка, 2 стр, играли бряцанием или с пом-ю плектера, на 1 стр, 2 бурдон. Укор-е шейки = стремление к лучшей технике и интонир-ю. 3 струна для урав-я силы звуч-я струн б-ки - усил аккомп голос, бас стр стала вкл в сопров-е мелод. Закр усоверш-я в 30-40х 19 в – наивысш развитие б-чно муз в России. Кол-во стр увел местами и ранее, а старые б-ки исп и в 20в. В сер 80х г спб скрип мастер Иванов по заказу Андреева – б-ка с улучш кач-ми – зекрепление ладов порожками – такие инст встр и ранее. Через пару лет на основе этой б-ки спб мастер Пасербский сдел б-ку с хром зв-дом. Оркест сем-во б-к: пиколо, прима, секунда, альт, бас, контрабас. Б-ка прима вошла в народ, вытеснив старую народную б-ку
Бандурка –рус нар в-т гитары, 5 стр инстр с корм 8кообр гитарн ф-мы, с плоск деками, шир шейкой, закан головкой(прямоуг/завиток). Нашейке навяз 4 подвиж лада, стр жильн, разн сеч, вверху креп к вертик вращ колкам, внизу к фронтал струнодерж-лю гитар типа. Настр 5-4-3-3. Игра: п-цами пр р бряц по всем стр одновр, аь указ, ср, безым, иног мезинцем прижим к рифу 1,2,3 стр. 4 и 5 – басовые – зв откр(неизм квинт бурдон). Назн в быту:сопр-е танцев, главное – аккомпанир-е б-ке. Бытовал недолго только в Приуралье(Пермск, Тоб-к, Оренб-гск и част-но Екатеринб губерн). Появ 30-40г 19 в, где-то в Пермск губернии(Приуралье), связ с шир расп гитары в Рос. Инструмент сам молодой, общность корп с гитар – у бандурки более узк обечайки, т.к она меньше гит. Общность наст бандурки и 7мистр гит: сольмажонр кварто-квинт стр. Вышла из упот в 20 в.
Б. Смычковые
Гудок – сущ в рос до кон 19 в. Гудки 12-14 в Новг – овал долбл корп с выпукл дном, наклад дека с резонт отв-ми в виде скоб, оч корот шейка, треуг и скош ф-мы головка, 3 колка. Корп,ш-ка,гол-ка – из 1го куска ели. Гудок 12 в – длина 41 см(длина корп 28, шейки 3, головки 10), наиб шир 11,5, глубина корп 5,5. Гудок 14 в – длин 30, шир 10,5. Мелод исп тол на 1 стр. Строй:2 стр на 5ту ниже 1, 3я на окт ниже 2. По данным 12-19в гудок был разных видов: корп овал/грушевид, с перехватом/без/круглый, верх дека плоск, тыл выпукл, шейка оч корот, позже более длинн, без ладов, голвка прям/треуг/скош, отгн назад/завитком вперед; стр 3(резе 4) креп вверху к вращ колкам, вризу к струнодер-лю; квинт строй; смыч орот, лукообр, держ-е инстр вертик, опирая о колено/между колен/о корпус, держа прямо в полусог руке. Для анс игры изг разн разм: гудок, гудочек, гудище. 1 упом в нач 17 в, в письм пам-х 13-16 в как «смык», «смычек». Настройка(1стр мелод, 2ост настр в окт – бурдон ак-т) говор о родстве с рус волынкой и колес лирой. Гудок сист Фомина – 1900г Фомин пыт возр древнерус анс игру на гудках, реконстр по рис. Гудочек и гудок вскид на плечо, а на гудиле/гудище игр как на виол-ли/контраб. Недолго упо в орк рус нар ист(орк Савельева, Фремке)
В.Фрикционные
Лира, колесная лира – сост из резонат корп 8кообр ф-мы, коробки с клавишами, колк коробки с попереч деревяк колками, фрикц деревян колеса с рукояткой для вращ и 3 жильн стр. 1 средняя стр(мелодич) внутри клав коробки – измен выс зв при пом клавишей, встав в короб вдоль прав бока, при вдвиг внутрь они нажим выступами на стр и укорач ее. 2 др вне ее по 2м стор – неизм бурд зв. Все стр плот соприк с колесом, при вращ-и колебл и зв. Для лучш сцепл-я колесо смяз смолой(канифолью). Упом вперв в солв 16-17в. Неопр пол-е в рус нар инстр муз, мало точ свед-й. Одногол бурдон отл рус лиру от укр рели и белорус леры(у них 5тов бурд)
III. Мембранные инст-ты
Бубны, тулумбас, набат, накры
Бубны –
Литаврообразный ратн инстр. В коннице парный, в пехоте одинар
Обычн типа бубен с узк обечайк
Двусторонний барабан
Бубны ратные – 1-2 соед между собой метал котла, на устье с пом-ю обручей/узк ремней натяг кожан мембр. Ударяли по мемб спец колотушкой – вощагой в виде коротк конск плети с деревян рук-ю и кож плетеным шаром(ударником) на конце. Возили бубны на лошади, перекинут через седло впереди седока, пехотинец держ инстр в лев р, вощагу в пр. Инстр-т парный, бубны разн размера(бол и мал), разн строя. 1е упом в сер 12 в как сигн и шумов инстр(во вр наступ объед с трубами и сурнами, созд устрашающий грохот). Иногда вели счет войску по их кол-ву(и труб), исп до воен реф-м Петра I.
Тулумбас – конная литавра меньших размеров, прикр ремнями к седлу впереди ездока с пр стор. Кажд воевода имел тулумбасиста – услов сигналами(ударами) перед распоряж-я войску. Время упот не выяс, 1 упом в описи конск прибора Бориса Годун. Позже так назыв барабан в полувоен быту казаков
Набат – громад воен литавра с метал корп и кожан мембр. Укр на спец дощат щите, передвиг на постав рядом 4х лошадях/на бол санях, запр 4мя лошад, били одновр 8 набатчиков. Звук низк, строй неопр. Набат был у кажд воеводы, его войсков соелд-е назыв набатом. Упом в описи кон имущ Бориса Годунова, упот до нач 17в.
Накры – нет точн данных, мал парн литавры в виде разн разм глинян горшков, на устье натян кожан мембр, ударяли 2мя деревян палочками. Подоб типа нагара,гошанагара, диплипито в Ср Азии и на Кавк. Строй:1 горшок выше, 2й немн ниже. На Руси упот с Ивана IV до Петра I. Реконстр по заказу Андреева
Бубен обыч типа – в виде неширок кругл деревян обечайки, на 1 стор натян кож мемб, внутри обечайк подвеш бубенцы и колокольцы, в прорези стенок встав бряцающ метал пластинки. Удар пальцами(любой другой ч-ю тела). Исп скоморохи и медвежьи поводчики
Барабан – 2хстор, шир деревян обечайка, с обеих стор кож мемб, прикр к деревян обручам, взаимностян веревками. Степень натяж мемб упр скручиванием веревок при помощи рукояток «барашков». Подвеш через плечо за ремень/веревку. В древности били вощагой, позднее деревян колотушкой. 1изоб в мириатюре Радзиловск летописи
IV.Самозвучащие
Било- деревян/метал доска(брус), ударяли молотком(палкой). В древности бытовой, воен. Сигнальн, в дальнейш исп вместо церк колокола(так сущ до 20в)
Бряцало – один из древнейш на Руси, 1 уп 11в. Метал самозвуч инстр либо подобн гонгу(удар колотушкой), либо типа взаимоудар медн тарелок. Скоморошеский, упом до искоренен скомор-ва
Колокол – сигн инстр народного веча, церкви, исп и в муз-худ практике. Упот у вост славян с 11в. У зап-евр язык креп неподвиж, ждя извл зв треб колебание самой массы его – у рас колоколов наоборот:корпус креп неподвиж, удар свободно подвеш язычок. Большая техн подвижность. Различные по тону, разл приемы игры. Отличились звонари собора Ростова Великого(спец настройка), московские, новгородские, владимирские, псковские
Ложки – простейш муз интр, внешне не отл от дерев столовых ложек. Более тщат отполиров поверхность тыльн стор полуш-й, удлинен рукояти. Игровой комплект 3-5 ложек, 1 из них больше. 4 способа игры:
1)в лр 2 ложки, рукоятка 1й из них между бол и указ п-цами(выпуклостью вверх на ладони), 2й между ср и безымян(тульной сторон к вып-ти к 1, в углуб-е вклад ср, безым,мизинец), концы рукояток наруж. Разж-сжим п-цы произв удары выпукл полуш одно о др. В пр 3я ложка, ее тыльн стор вскользь удар по выпукл-м 1х двх. Если есть 4я бол лож, она затык рукоят за коленище сапога, по ней периодич-ки удар ложкой в пр р
2)в кажд руке по 2 ложк выпук стор др к др, сил резк встряхивая произв взаим удары
3)как2+удары парой пр руки о пару левой
4)в лр рукоятками кнутрь полуш наружу зажим 3 ложки, расход веером, за сапог лев ноги затык 4ю бол ложку. В пр руку 5ю обыч размера, ей произв скользящ «глиссандир», «арпеджиообр» удары по 3м малым и сил отрывист удар по большой
Иногда на рукояти навяз бубенцы(ложки подн над голов). Игрой на лож сопр пение(хор, сольн), пляски. Учас в анс-лях. Расп в 18-20вв. Метал ложки – 1900г фирма Ю.Циммерман в Спб, соединен 2ми, с бубенцами и бряц тарелочками – звенящ инстр. Это как следствие роста попул-ти в солд хорах песенников и орк-рах нар инстр.
Трещотка – набор одинак дубовых, наниз на 2 ремешка/веревки, между парами деревян планки, выведенн нарузу концы ремешков исп-ль берет в обе руки, подобно гармонике, путем резк/плакн движения, заставл досочки стучать друг о друга. Сведений о бытовании в прошлом нет
Варган(арган) – древнерус муз инст, свед-я неопред, восточнославянск. Упом как ратн инстр(в летоп). Ратный варган -метал инстр, сильн звук, тип металлофона(набор самозв метал пластин/полушарий, укр на станине, удар молотком-ударником) ничего общего с бытовым варг. Не шумовой, а мелодич
Бытовой варган – маленькая метал подковка с парал-но вытягут концами, в центре стальной яз-к с крючк на конце. Во вр исп инстр в л.р, поднос ко рту, концы подковки слегка зажим верх и ниж зубами, плотно прижим к ним, крюч защип указ пальцем пр р, он вибрир и изд оч слаб зв, сила его увел полостью рта(резонатор). Высота зв завис от длины и толщ яз. Путем разл артикуляции рта с бол силой выдел тот или иной обертон, наигрывают неслож мелод. Осн тон прослуш непрерыв. Тихий, прият, камерн. Встр на Руси до 19в, у мног народов СССР и в 20в
Таблица времени появ свед о рус нар муз инстр по письм, иконограф ист.
| Назв-е
| Века
|
| VI
| XI
| XII
| XIII
| XIV
| XV
| XVI
| XVII
| XVIII
| Духовые
|
| Цевница
|
|
|
|
| Х
|
|
|
|
| Сопель
|
| Х
|
|
|
|
|
|
|
| Свирель
|
|
| Х
|
|
|
|
|
|
| Сурна
|
|
|
|
|
| Х
|
|
|
| Дуда
|
|
|
|
|
| Х
|
|
|
| Труба
| Х
|
|
|
|
|
|
|
|
| Рог
|
|
|
|
|
| Х
|
|
|
| Струнные
|
| Гусли
| Х
|
|
|
|
|
|
|
|
| Домра
|
|
|
|
|
|
| Х
|
|
| Гудок
|
|
|
|
|
|
|
| Х
|
| Балалайка
|
|
|
|
|
|
|
|
| Х
| Мембранные
|
| Бубны
|
| Х
|
|
|
|
|
|
|
| Тулумбас
|
|
|
|
|
|
| Х
|
|
| Набат
|
|
|
|
|
|
| Х
|
|
| Накры
|
|
|
|
|
| Х
|
|
|
| Барабан
|
|
|
|
|
|
| Х
|
|
| Самозвучащие
|
| Било
|
| Х
|
|
|
|
|
|
|
| Бряцало
|
| Х
|
|
|
|
|
|
|
| Арган или варган
|
|
| Х
|
|
|
|
|
|
| |