Главная страница

гете декарт. Классификация наук (в виде дерева) по Р. Декарту Корни метафизика, ствол физика, ветви все остальные науки


Скачать 19.5 Kb.
НазваниеКлассификация наук (в виде дерева) по Р. Декарту Корни метафизика, ствол физика, ветви все остальные науки
Дата22.12.2019
Размер19.5 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлагете декарт.docx
ТипДокументы
#101569

Классификация наук (в виде дерева) по Р. Декарту

Корни – метафизика, ствол – физика, ветви – все остальные науки.

Все дерево – философия.

Ветви – это все многообразие наук, главными из которых являются: механика, медицина, и этика. Механика, потому что исследует тело как организацию, медицина, потому что исследует основу человека – физическое здоровье, этика, потому что исследует духовное здоровье человека.

Декарт называет механику, медицину и этику плодоносными науками, т. е. науками, дающими плоды – конкретный результат, имеющий особое значение для человека.

Концепция сомнения Р. Декарта

Абсолютный философский методологический принцип: все можно подвергнуть сомнению, благодаря сомнению можно избавиться от предрассудков, от показаний чувств, заблуждений разума и т. д.

Пример: корзина яблок. Часть плодов гниет. Чтобы отделить здоровые плоды от гнилых, необходимо вытряхнуть все плоды и проверить каждое яблоко на качественность.

Сомнение – радикальное вытряхивание всего из корзины знаний.

Это не скептицизм, это очищение, это отрицание с точки зрения созидания, несет положительный смысл: сомнение ради получения знания, а не ради самого сомнения.

Подвергая все сомнению до бесконечности, мы приходим к достоверной истине.

Самый элементарный факт сомнения обладает достоверностью.

Можно усомниться во всем, кроме самого факта сомнения – факта мышления.

Следовательно, существует что-то само по себе мыслящее – «Я».

Получается, что если «Я мыслю, следовательно, существую». Таким образом, в акте сомневающейся мысли заложена несомненность существования мыслящей субстанции.

Онтология сознания – сознание как особая реальность.

Существуют врожденные идеи, присущие нам априори. Каждое новое поколение использует их как данные. Главные врождённые идеи – это идея Бога, идея числа.

Раз существуют идеи, следовательно, существует реальность их порождающая. Существует общая сфера сознания, независимая, существующая как субстанция. Существует и материальная субстанция. Отсюда вытекает дуализм Декарта.

Рационализм Декарта

Человек познает все, если уверен в своем разуме. «Чаще люди исходят из чувства и воображения, но именно они приводят к заблуждениям».

Следовательно, разум, который от природы у всех людей одинаков, является инструментом преодоления препятствий познания. «Различие наших мнений происходит не от того, что одни люди разумнее других, а от того, что мы направляем наши мысли разными путями и рассматриваем не те же самые вещи. Ибо мало иметь хороший ум, главное хорошо его применять», - считает Р. Декарт.

То, что в основе бытия и познания лежит разум, Рене Декарт доказывал следующим образом:

в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку, зато абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усомниться (существует ли окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т. д.). Следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах. Сомнение — свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, — мыслит. А поскольку мыслить может только реально существующий человек, то, следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания. И так как мышление является работой разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум. В этой связи Декарт стал автором всемирно известного афоризма, в котором заключается его философское кредо: «Мыслю, следовательно, существую» («Cogito ergo sum»).

Дуализм Декарта

Рене Декарт – создатель классической концепции дуализма. Он утверждает, что существует две независимых друг от друга субстанции – духовная и материальная. Они имеют два проявления:

1. Бог и мир. Эта идея непосредственно связана с деизмом Декарта. Бог сотворил мир как протяжённую субстанцию, дал ему первотолчок и законы механики. Но после акта творения Бог в дела мира более не вмешивается, и мир развивается по собственным законам, действуя как самостоятельный механизм.

2. Душа и тело. Человек состоит из двух отличных друг от друга субстанций – материальной и духовной. Материальная субстанция обладает свойством протяжённости, духовная – свойством мышления. Они не зависят друг от друга, равноправны, и являются проявлением единого бытия. Подобно тому, как

мысль не имеет протяжённости, – тело не способно мыслить. Однако, взаимодействие души и тела всё же происходит посредством особого органа – шишковидной железы человеческого мозга.

Идеи Гёте

Высшим символом мировоззрения Гёте является Бог-природа, в которой вечная жизнь, становление и движение, открывает нам, "как она растворяет твердыню в духе, как она продукты духа превращает в твердыню". Дух и материя, душа и тело, мысль и протяженность, воля и движение - это для Гёте дополняющие друг друга основные свойства. Всего, отсюда также для деятельно-творческого человека следует: "Кто хочет высшего, должен хотеть целого, кто занимается духом, должен заниматься природой, кто говорит о природе, тот должен брать дух в качестве предпосылки или молчаливо предполагать его".

"Человек как действительное существо поставлен в центр действительного мира и наделен такими органами, что он может познать и произвести действительное и наряду с ним - возможное. Он, по-видимому, является органом чувств природы. Не все в одинаковой степени, однако все равномерно познают многое, очень многое. Но лишь в самых высоких, самых великих людях природа сознает саму себя, и она ощущает и мыслит то, что есть и совершается во все времена".

О месте человека во Вселенной Гете говорит: "У нее есть гармоническое Единое. Всякое творение есть лишь тон, оттенок великой гармонии, которую нужно изучать также в целом и великом, в противном случае всякое единичное будет мертвой буквой. Все действия, которые мы замечаем в опыте, какого бы рода они ни были, постоянно связаны, переплетены друг с другом. Мы пытаемся выразить это: случайный, механический, физический, химический, органический, психический, этический, религиозный, гениальный. Это - Вечно-Единое, многообразно раскрывающееся. У природы - она есть все - нет тайны, которой она не открыла бы когда-нибудь внимательному наблюдателю". "Однако каждого можно считать только одним органом, и нужно соединить совокупное ощущение всех этих отдельных органов в одно-единственное восприятие и приписать его Богу".

В центре гётевского понимания природы стоят понятия, прафеномен, тип, метаморфоза и полярность.

Общее существование человека он считает подчиненным пяти великим силам, которые поэтически образно воплощает в "орфические первослова".

1) демон личности, 2) идея энтелехии, 3) тихе (судьба) как совокупность роковых жизненных обстоятельств, 4) эрос как любовь в смысле свободной и радостной решимости, 5) ананке как необходимость, вытекающая из конкретных жизненных обстоятельств, 6) эльпис как надежда на будущую свободу и саморазвитие.

Гёте энергично отстаивал право рассматривать и толковать мир по-своему. Однако из его произведений не вытекает, что он считает это толкование единственно допустимым. Согласно Гадамеру, в трудах Гёте живет "подлинное стремление к метафизике"; на К. Ясперса произвела большое впечатление "великолепная нерешенность"; Ринтелен считал Гёте человеком, который, несмотря на демонию и противоречивость натуры, сохранил "живой дух".  


написать администратору сайта