Главная страница
Навигация по странице:

  • Права человека

  • человек рк2. Классификация прав и свобод человека и гражданина может осуществляться по различным критериям


    Скачать 22.7 Kb.
    НазваниеКлассификация прав и свобод человека и гражданина может осуществляться по различным критериям
    Дата27.11.2022
    Размер22.7 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлачеловек рк2.docx
    ТипДокументы
    #815077

    1 Глава Конституции, посвященная правам и свободам человека и гражданина, включает 48 статей, подавляющая их часть посвящена конкретным правам и свободам. Они предоставляют собой не простую совокупность, а определенную систему, имеющую логические основания.

    Классификация прав и свобод человека и гражданина может осуществляться по различным критериям.

    В зависимости от субъекта их можно подразделить на права и свободы гражданина. В зависимости от: характера субъекта - на индивидуальные и коллективные (групповые). Можно классифицировать их на основные и дополнительные (конкретизирующие).

    Но наиболее распространенным критерием в науке конституционного права является содержание прав и свобод человека и гражданина.

    В соответствии с этим критерием все они делятся на: личные; политические; экономические и социально-культурные права и свободы человека и гражданина.

    Однако систему основных прав и свобод характеризует не только их группировка, но и те приоритеты, которых придерживается Конституция в их последовательном расположении.

    В действующей Конституции, основанной на новой концепции прав человека, перечень прав и свобод установлен в следующей последовательности. Сначала указаны личные, затем политические, а за ними социально-экономические. Именно такая последовательность присуща Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.

    В Российском законодательстве она впервые была воспроизведена в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РФ 22 ноября 1991 г., а затем отражена в Конституции РФ 1993 г.

    Во всех предшествующих Конституциях советского этапа, вплоть до первоначальной редакции Основного Закона 1978 г., последовательность закрепления прав и свобод была иной. Сначала фиксировали социально-экономические, затем политические и личные права и свободы.

    В этом отражалась система приоритетов, при которой личные права отодвигались, как второстепенные на второй план.

    Упомянутая классификация прав и свобод человека и гражданина помогает уяснению относительной целостности прав и свобод каждой группы. В Конституции России такое разделение на группы прямо не делается. Такая классификация достаточно условна. Все права и свободы неразделимы и взаимосвязаны, так что любая их классификация носит условный характер.

    2 Права человека являются исходными, они присущи всем людям от рождения независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет, а права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к государству (гражданство).

    3) Концепция трех поколений прав человека была представлена в 1977 году чешским юристом Карелом Васаком, директором Отдела прав человека и мира ЮНЕСКО. Взяв в основу девиз Великой французской революции – «Свобода, Равенство, Братство» К. Васак разбил права человека на три поколения:

    1. гражданские и политические права («права свободы»);

    2. экономические, социальные и культурные права («права равенства»); и

    3. коллективные права («права солидарности»).

    Модель К. Васака, разумеется, является упрощенным выражением чрезвычайно сложного пути исторического развития международного права прав человека, и никоим образом не подразумевает линейную эволюцию, когда каждое последующее поколение заменяет и упраздняет предыдущее. Эта модель также не означает, что права человека какого-либо поколения важнее других или что их реализация может осуществляться раздельно. Три поколения (и соответствующие категории прав человека) должны всегда рассматриваться как взаимосвязанные, взаимозависимые и дополняющие друг друга.

    4 ) Термин «трех поколений прав человека» впервые был введен чешским юристом Карелом Васаком в 1977 г. Он делил права человека на три поколения: гражданские и политические права («права свободы»); экономические, социальные и культурные права («права равенства»); коллективные права («права солидарности»).

    5) Международное право в области прав человека определяет правовые обязанности государств, в соответствии с которыми они обязаны действовать определенным образом или воздерживаться от определенных действий с целью поощрения и защиты прав человека и основных свобод отдельных лиц или групп людей.

    Одним из важнейших достижений Организации Объединенных Наций является создание всеобъемлющего свода законов в области прав человека — универсального и защищаемого на международном уровне кодекса, к которому может присоединиться любое государство и к реализации которого стремятся все люди. Организация определила широкий круг признаваемых на международном уровне прав, включая гражданские, культурные, экономические, политические и социальные права. Она также создала механизмы поощрения и защиты этих прав и содействия государствам в выполнении взятых на себя обязательств.

    Основой этого свода законов являются Устав ООН и Всеобщая декларация прав человека, принятые Генеральной Ассамблеей в 1945 и 1948 годах соответственно. С тех пор ООН постепенно расширяла законодательство в области прав человека, включая в него конкретные нормы в отношении женщин, детей, инвалидов, меньшинств и других уязвимых групп, которые в настоящее время обладают правами, защищающими их от дискриминации, долгое время существовавшей во многих обществах.

    6) Центральной проблемой современной гражданско-правовой систематики является проблема деления гражданских прав на вещные и обязательственные. При этом никакой другой вопрос, никакая другая проблема гражданского права не требует, быть может, пересмотра с такою настоятельностью и столь решительного, как именно эта проблема. В вопросе о делении гражданских прав, - на первый взгляд имеющем лишь внешнее, чисто классификационное значение, - сплетаются, как в узловой точке, нити многочисленных, более частных проблем. Мало того, в данном вопросе отражаются глубочайшие основы теории и методологии права, в частности права гражданского. Всякое деление должно соответствовать в известной мере определению, т.е. тому или иному пониманию подразделяемых явлений. А именно в этом отношении современное положение рассматриваемой проблемы, хотя и имеющее за собой прочность долголетней традиции, отнюдь не стоит (и уже по этой самой причине) на уровне современного понимания права. Сохранение этого положения представляется поэтому фактором, действующим консервативно, не благоприятствующим успешной научной разработке гражданского права. Ввиду этого пересмотр указанной проблемы, - в области коего настоящая работа является лишь одним из начальных шагов, - имеет значение не столько догматическое, сколько теоретическое, а вместе с тем, несомненно, и практическое. Этот пересмотр должен послужить к углублению социального и хозяйственного понимания гражданского права в целом и его отдельных институтов, к превращению его в подлинно хозяйственное право. Он должен также привести к созданию стройной научной и законодательной системы хозяйственных прав, основанной не на формально-догматических, а на социально-экономических признаках. Современное состояние рассматриваемой проблемы характеризуется господством двух противостоящих друг другу теорий, давно уже разделяющих между собою общее признание в науке

    7) Как уже говорилось, каждое общество и каждый народ обладают своими собственными системами ценностей и, естественно, смотрят на права и свободы человека сквозь призму этих ценностей. Жизнь, свобода, равенство, стремление к счастью различными народами понимаются не совсем одинаково. Чтобы международно-признанные права и свободы человека могли реализоваться на деле, а национальные и международные институты защиты прав человека могли с определенностью установить реальное состояние в этой области, необходимы единые, международные измерения признаваемых прав. Поэтому в каждом из соглашений о правах и свободах человека четко говорится о том, что именно понимается под тем или иным правом человека, каковы на сегодняшний день его согласованные, международные измерения.

    Ныне в картотеке международно признанных прав человека насчитывается более 80 пунктов. Конвенции и пакты, в которых эти права провозглашаются, четко и лаконично объясняют, каково согласованное содержание каждого из них. Надо сразу же отметить, что это понимание прав человека пока еще ограничено и отличается от житейского понимания соответствующих проблем. На сегодня то или иное признаваемое право человека фактически гарантирует лишь какой-то один аспект проблемы. В процессе изучения прав и свобод человека мы подробнее рассмотрим содержание каждого из них. А сейчас посмотрим на проблему на примерах фундаментальных прав и свобод, лежащих в основе соответствующих подсистем прав и свобод человека.

    Все международные соглашения о правах человека провозглашают, что «человек имеет право на жизнь». Что это значит, и какое содержание вкладывается в «право человека на жизнь»?

    Жизнь дана каждому человеку фактом его рождения на определенный срок. Продолжительность этого срока у каждого своя, зависящая от условий среды обитания и его собственного поведения. За это время жизнь проходит через множество стадий или фаз, на каждой из которых ее качество претерпевает существенные изменения. Настает время, когда каждый человек без исключения «уходит из жизни» (умирает). Это вечный и естественный процесс, совершающийся по особым, неподвластным людям, законам. Здесь нет нарушения права человека на жизнь.

    8) Субъекты общественных отношений, в том числе и правовых, многообразны: индивид, группа, этнос, государство, его институты. Многообразны, стало быть, и возможные стороны общественных процессов (соглашений, союзов, конфликтов, тяжб). Область прав и свобод человека имеет свои отличительные особенности.

    Сторонами прав человека, как правило, являются не индивидуумы, человек и человек, как считают некоторые юристы[1], а прежде всего человек и государство. Это вытекает из природы государства, его предназначения и призвания, соотношения гражданского и политического обществ.

    Люди, гражданское общество учредили государство как институт, необходимый для обеспечения безопасности всех людей и содействия их стремлению к счастью. Главное, чем человек обладает и пуще всего оберегает — это его жизнь, свобода, имущество, а также стремление к счастью и безопасности. Учреждая государство как институт по их защите, социум и его члены согласились подчинить достижению общих целей свою жизнь, свободу и имущество, обязались повиноваться устанавливаемым государством легитимным правовым нормам и нести наказания за их нарушение. Но важно помнить, что люди всегда действуют себе во благо, а не во вред, а потому передают государству часть своих прав и свобод не раз и навсегда. Они сохраняют за собой право контроля над тем, как государство выполняет вытекающие из общественного договора обязательства, а также замены властей и государственного строя в случае их крайней безответственности. Многие теоретики политики и права (Г. Гроций, С. Пуфендорф) сформулировали правило: если правители (власть), которых народ выбирает или формирует, поступают должным образом и ответственно выполняют свои функции, народ повинуется им (ей), а если правят плохо — то народ должен заставить их (ее) должным образом выполнять свои функции[2].

    9) Современная концепция прав человека наглядно свидетельствует о том, что закреплённые в международных соглашениях нормы в этой области являются результатом деятельности государств на внешнеполитической арене. Окончание холодной войны подарило мировому сообществу надежду на то, что международные принципы, в том числе и в области прав человека, станут в ближайшее время по-настоящему всеобщими. Однако завершение противостояния двух сверхдержав не способствовало снижению напряжённости в мире. К тому же оказалось, что значительное число противоречий и разногласий предыдущих эпох и исторических периодов никуда не исчезло, а лишь было отодвинуто на второй план блоковым противостоянием и идеологической войной XX в. Именно поэтому в настоящее время особенно остро встал вопрос о роли ООН в формировании нового мирового порядка, а вопросы прав человека приобрели приоритетное значение.[45]

    На сегодняшний день, отмечая огромную гуманистическую и нравственную сущность прав человека, нельзя вместе с тем не затронуть вопрос о том, почему права человека в современном мире – явление не всеобщее, ведь это кажется столь выгодным как для государства, так и существующего общества. В наши дни большинство государств мира не являются правовыми даже тогда, когда юридически и фактически в нормативно - правовых актах это закреплено. А даже если права обеспечиваются то, зачастую, не в полном объёме или с существенными оговорками не в пользу граждан. Всё это во многом зависит и от установившегося режима в стране - они могут быть авторитарными, тоталитарным, а также вообще лишенными каких-либо четких характеристик[46]. Даже не смотря на то, что сегодня чистых тоталитарных режимов нет в мире, то стран, следующих традициям этого режима более чем достаточно. А это значит, что до утверждения и тем более обеспечения и не говоря уже о защите, ещё очень и очень далеко. Другие причины кроятся во внутренней политике государств и в особенности, стоящей у власти элиты. Иногда ограничение прав человека и гражданина идёт намеренным путём. Этого подчас не скрывают и руководящие лица. Создаётся впечатление, что государство в лице своих лидеров забывает об одной из главных своих функций – обеспечение, предоставление и охрана гарантированных прав и свобод.


    написать администратору сайта