Классный час. Классный час а.байтурсынова. Классный час 150 лет со дня рождения Ахмета Байтурсынова
Скачать 86.16 Kb.
|
Классный час «150 лет со дня рождения Ахмета Байтурсынова» Цель: Ознакомить учеников с жизнью и творчеством видного казахского общественного деятеля, поэта, ученого, педагога Ахмета Байтурсынова. Задачи: Развить познавательный интерес к творчеству Повышение интеллектуального уровня учащихся. Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну. Оборудование/наглядные пособия: презентация. Ход классного часа: Здравствуйте! Сегодня наш классный час посвящен 150-летию Ахмету Байтурсынову. Всю свою жизнь А. Байтурсынов посвятил борьбе за судьбу и язык родного народа. Он никогда не делил людей на богатых и бедных, деятель, который приложил немалые усилия для развития своей нации, особое внимание уделявший развитию и духовному обогащению народа. А. Байтурсынов был блестящим литератором, педагогом, лингвистом. Биография. А. Байтурсынов родился 28 января 1872 года в урочище Сары-тибек Тусунской волости, Тургайского уезда, Кустанайского округа в семье простого крестьянина. Его отец Байтурсын, считавшийся потомком народного батыра Умбетая, был храбрым, умным человеком, с чувством собственного достоинства, не мирившимся с производством и бесправием в казахских аулах, часто вступавшим в конфликт с местными феодалами и царскими властями. Когда Ахмету было тринадцать лет, к ним в аул приехали полицейские во главе с полковником Яковлевым и устроили погром, отец Ахмета, Байтурсын Шошак-улы и три брата Ахмета не стерпели издевательств и избили полковника. За это они были высланы в Сибирь на 15 лет. Ахмет Байтурсынов обучался грамоте у аульных мулл. Родственники отдали его в Тургайское двухклассное русско-казахское училище. Окончив его Ахмет Байтурсынов отправляется в Оренбург для продолжения образования и поступает в Оренбургскую киргизскую учительскую школу, основанную просветителем Ибраем Алтынсариным. В Оренбурге он испытывал большие финансовые трудности, но всё же окончил школу в 1895 году. В 1895—1909 годах преподавал в аульных волостных училищах Актюбинска, Кустанайского и Каркаралинского уездов. Во время работы в Кустанайском уезде Ахмет Байтурсынов жил в доме у лесника, где полюбил его дочь Александру Ивановну. Они поженились. Брак их был совершен по-мусульмански в Кустанае, и она изменила своё имя и фамилию, стала именоваться Бадрисафой Мухаметсадыковной Байтурсыновой. Они жили в Кустанае, где он работал в русско-казахской школе учителем. На следующий год переехали в Омск, затем в Каркаралинск, где пробыли до 1909 года. Но детей у них не было. В 1905 году активно включается в политическую деятельность. Один из авторов «Каркаралинской петиции», в которой декларировались требования прекратить экспроприацию земли у казахов, приостановить поток переселенцев, учредить народные земства. В 1907 году он был впервые заключён в тюрьму за критику царской администрации, а в 1909 году Байтурсынов был вторично заключён на 8 месяцев без суда в семипалатинскую тюрьму. В 1910 году был освобожден из заключения с запретом в течение двух лет проживать в Степном Крае, Семиреченской и Тургайской областях. С этого времени до 1917 года жил в Оренбурге под надзором полиции. В 1913 году Байтурсынов вместе с бывшим депутатом Первой Государственной думы Алиханом Букейхановым и поэтом и писателем Миржакипом Дулатовым открывает в Оренбурге газету «Казах». В 1914 году за критику местных властей в одном из номеров был оштрафован на большую сумму, Байтурсынов согласился на трехмесячный арест как замену штрафа для спасения газеты. После сбора средств среди подписчиков газеты был освобожден. Газета просуществовала 5 лет — до осени 1918 года. За это время она стала главным национальным общественно-политическим и научно-литературным изданием. В 1917 году на двух Общекиргизских съездах в Оренбурге участвовал в создании казахской партии «Алаш» и был одним из организаторов и руководителей правительства Алаш - Орда. В конце 1917 был выбран в Учредительное собрание от Тургайского избирательного округа по списку № 1 (Алаш). Согласно постановлению ВЦИК от 4 апреля 1919 года был амнистирован. После этого перешёл на сторону советской власти. Более того, Ахмет Байтурсынулы вступил в члены Коммунистической партии большевиков (ВКП б). В июне 1929 года ему припомнили политическую деятельность, он был арестован органами НКВД, сидел в тюрьме в Кызыл-Орде, как и в царское время опять с Миржакипом Дулатовым, и был выслан в Архангельскую область, а жена Бадрисафа Мухамедсадыковна (до принятия мусульманства — Александра Ивановна) и приёмная дочь Шолпан отправлены в Томск. В 1934 году по ходатайству Е. Пешковой (жены Максима Горького), работавшей тогда в комиссии Красного Креста, Ахмет Байтурсынулы был освобожден. Тогда же он вместе с семьёй (уже трое приёмных детей) вернулся в Алма-Ату и жил в доме, позже ставшем его Домом-музеем. В октябре 1937 года Ахмет Байтурсынулы был снова арестован, а спустя два месяца, 8 декабря, расстрелян как «враг народа» по приговору тройки НКВД (Народный комиссариат внутренних дел). Только спустя полвека справедливость восторжествовала, в 1988 году советским судом он посмертно оправдан за отсутствием состава преступления. Такова была тяжёлая судьба одного из ярких представителей культуры казахского народа. Литературная и научная деятельность. Ахмет Байтурсынов возглавлял Академический центр республики, был профессором филологии первого в истории казахского народа государственного университета. Байтурсынов создаёт учебные пособия по родной речи, учебники для системы ликбезов, иллюстрированный букварь, выдержавший в 1920-е годы несколько изданий. Ахмет Байтурсынов внес большой вклад в развитие казахской литературы и письменности. В частности, наиболее известны его басни, вошедшие в сборники «Сорок басен» и «Маса», вышедшие, соответственно, в 1909 и 1911 годах. А. Байтурсынов провел большую работу по собиранию и изданию образцов казахского устного народного творчества. Он написал вступительную статью и комментарии к поэме «Ер Саин», опубликованной в 1923 году, выпустил книги «23 причитания» (1926) и «Литературоведение» (1926), последняя из которых является первым научным исследованием по истории казахской литературы. А. Байтурсынову принадлежат тезисы «О терминологии в тюркских языках», опубликованные в 1926 году. Ахмет Байтурсынов написал ряд учебников для обучения казахских детей родному языку. Среди них: «Учебное пособие» (1912), «Пособие по языку» (1914), «Азбука» (1924), «Новая азбука» (1926—1928), и методическое пособие «Баяншы» (1926). Также он реформировал казахскую письменность на основе арабской графики, дав возможность пользоваться ею миллионам казахов. В 1912 году Ахмет Байтурсынов исключил все чисто арабские буквы, не используемые в казахском языке, и добавил буквы, специфические для казахского языка. Новый алфавит, получивший название «Жаңа Емле» («Новая орфография»), до сих пор применяется казахами, живущими в Китае, Афганистане, Иране. Память. И вот через много лет доброе имя А. Байтурсынова восстановлено, а его бесценные творения возвращены народу. Память замечательного человека нашего земляка А. Байтурсынова увековечена в г. Костанае. Его именем назван Кустанайский Государственный Университет. Ему установлены памятники в Костанае (2000) и Шымкенте (2004). Его именем названы улицы во многих городах Казахстана. В Алматы на углу улиц Байтурсынулы и Жамбыла в доме, где он жил в 30-е годы, открыт дом-музей Ахмета Байтурсынова и в сквере около него установлен памятник-бюст просветителю. Сам сквер с 12 июня 1998 года также носит его имя. В 2005 году была выпущена почтовая марка Казахстана, посвященная Байтурсынову. Закрепление материала. Викторина Назовите годы жизни Ахмета Байтурсынова (ответ 1872-1937) Кем был Ахмет Байтурсынов? (Ответ: Просветитель, духовный лидер нации, ученый-тюрколог, лингвист, поэт, публицист, основатель первой общенациональной газеты (Казах), видный общественный и политический деятель.) Где родился Ахмет Байтурсынов? (Ответ: в урочище Сары-тибек Тусунской волости, Тургайского уезда.) Как звали отца Ахмета Байтурсынова? (Ответ: Байтурсын). Как изначально звали жену Ахмета Байтурсынова? (Ответ: Александра Ивановна). Почему Александре Ивановне пришлось поменять имя? (Ответ: Из-за невозможности сочетаться браком людям разной веры она вышла замуж как мусульманка по чужим документам, и до конца дней своих став татаркой Бадрисафой Мухамедсадык-кызы Байтурсыновой). Сколько детей было у Байтурсынова? (Ответ: У него не было детей). За что Байтурсынов был заключен в Семипалатинскую тюрьму? (Ответ: За участие в написании знаменитой петиции на имя царя с требованиями политических свобод). Заключительная часть Многогранный талант А. Байтурсынова позволял ему пробовать силу пера в поэзии, публицистике, науке и других отраслях культуры. Он является не только ученым, составителем многих учебников, переводчиком, этнографам, но и автором многих стихов, доступных для детей младшего возраста. Его стихи дети быстро запоминали и по ним учились грамоте. Ахмет Байтурсынов был великим Ұстазом – Учителем с большой буквы детей и взрослых. Он был и остался в памяти народа светлым лучом казахской науки и культуры. |