клод. Клод Гельвеций. Клод Гельвеций Форма правления, при которой мы живём, составляет всегда часть нашего воспитания
Скачать 19.67 Kb.
|
Клод Гельвеций: «Форма правления, при которой мы живём, составляет всегда часть нашего воспитания». Тоталитаризм – политический режим, при котором государство стремится к целостному, всеохватывающему контролю за жизнью всего общества в целом и каждой личности в отдельности. «Тоталитаризм» (от лат. totalitas – целостность) был введен в 1925 г. лидером итальянских фашистов Б. Муссолини. Газета «Таймс» в 1929 г. опубликовала этот термин применительно к режиму, сложившемуся в Советском Союзе. Американские политологи в 1956 г. – К. Фридрих и З. Бжезинский сформулировали основные признаки тоталитарного режима. 1. Официальная идеология, полностью отрицающая предыдущий порядок и призванная сплотить граждан для построения нового общества. Обязательно идеология должна признаваться и разделяться всеми членами общества. Во всех тоталитарных режимах все стороны жизни общества – мораль, экономическая эффективность, социальные отношения, политические нормы и т.д. – подчинены идеологии. 2. Монополия на власть единой массовой партии, строящейся по олигархическому признаку и возглавляемой харизматическим лидером. Партия практически «поглощает» государство, выполняя его функции. 3. Система террористического полицейского контроля, который осуществляется не только за «врагами народа», но и за всем обществом. Контролируются отдельные личности, целые классы, этнические группы. 4. Партийный контроль над средствами массовой информации. Жесткая цензура любой информации, контроль за всеми средствами массовой коммуникации – кино, прессой, литературой, радио, телепередачами. 5. Контроль над вооруженными силами. 6. Централизованный контроль экономики и система бюрократического управления экономической деятельностью. Из выше перечисленных признаков наиболее важное значение имеют официальная идеология и монополия единой массовой партии на власть. Тоталитарный режим, не насаждал и не утверждал в обществе единой официальной идеологии, не стремился поставить под свой контроль всю духовную деятельность общества. Именно партия, обладавшая при тоталитаризме всей полнотой власти, обеспечивала мобилизацию масс на достижение политических целей и поддержку режима. При тоталитаризме стирается грань между государством и обществом, ибо исчезают автономные, неподконтрольные власти сферы общественной жизни. Под контроль и регламентацию государства попадают экономические, социальные, духовные виды деятельности, а также частная жизнь граждан. Следовательно, тоталитарный режим отличается от других диктатур высочайшей степенью регламентации и контроля. «Авторитаризм» (лат. auctoritas власть, влияние) применяется в политической науке для обозначения режима, характеризующегося монополией на власть какой-то одной партии, группировки, лица или института. Главными чертами авторитаризма являются: Монополия на власть одной группы, партии или коалиции, которая ни перед кем не подотчетна; Полный или частичный запрет оппозиции на деятельность; Сильно централизованная монистическая структура власти; Сохранение ограниченного плюрализма, наличие дифференцированных отношений между обществом и государством; Наследование и кооптация как главные способы рекрутации правящей элиты; Отсутствие ненасильственной смены власти; Использование силовых структур для удержания власти. Богатая история авторитаризма включает в себя древние тирании, деспотии и олигархии, абсолютные монархии периода средневековья и Нового Времени, фашистские диктатуры и др. В современном мире авторитарные режимы наиболее распространены в странах Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока, Латинской Америки. Широкая распространенность и устойчивость авторитарного режима (во многих случаях переход от авторитаризма к демократии оказывался неудачным) в большинстве современных стран порождает вопрос об истоках авторитаризма, причинах его сохранения и воспроизводства. К таковым относятся: а) сохранение традиционного типа общества с ориентацией на привычные и устойчивые формы социальной жизни и авторитеты; б) воспроизводство клиентальных отношений в социальной структуре развивающихся обществ; в) сохранение патриархального и подданического типов политической культуры в качестве преобладающих, что равно отсутствию ориентации населения на активное воздействие на политическую систему; г) значительное влияние религиозных норм (прежде всего ислама, буддизма, конфуцианства) на политические ориентации населения; д) экономическая отсталость; е) неразвитость гражданского общества; ж) высокая степень конфликтности в развивающихся обществах. Перечисленные выше причины можно классифицировать на социально-экономические и социокультурные. К социально-экономическим факторам относятся: экономическая неразвитость, незрелость гражданского общества, сохранение традиционного типа социальных отношений и значительная конфликтность общества. Рассмотрим их более подробно. Экономическая отсталость и слабость гражданского общества, а значит, и неразвитость механизмов саморегуляции общества, обусловливают расширение и увеличение функциональной нагрузки на государство. Это означает, что государство вынуждено брать на себя те функции, которые общество в силу своей слабости выполнить не в состоянии. Таким образом, помимо своих специфических функций, государству приходится осуществлять административное вмешательство в экономику и ее регулирование, заниматься распределением материальных благ и экономических ресурсов, поддерживать национальную культуру и образование. Неразвитость рыночных отношений и частной собственности ставят личность в жесткую экономическую зависимость от государства. Таким образом, авторитарный режим в отличие от тоталитарного не претендует на контроль за всеми сторонами жизни общества. Обеспечивая любым путём политическую власть, авторитарный режим не вмешивается в те сферы, которые не связаны непосредственно с политикой. Для авторитарного режима характерно разгосударствление экономики, культуры и соц. сферы. Авторитарное общество построено по принципу: разрешено всё, кроме политики. Важное отличие авторитарного режима от тоталитарного состоит в том, что в авторитарном режиме нет «сверхъидеи» или она сильно размыта. Западные политики утверждают, что авторитарный режим можно назвать прагматической диктатурой, тоталитарный режим – идеократической диктатурой. По мнению некоторых политологов тоталитарный режим – крайняя форма авторитарного режима. Авторитарные режимы могут быть: революционные и контрреволюционные, лево и право авторитарные. В развивающихся странах авторитарный режим часто принимает форму военного режима. Следует обратить внимание, что авторитарный режим в отличие от тоталитарного более гибок, способен к трансформации и модернизации.Авторитарный режим допускает размежевание и даже поляризацию различных сил и интересов. Способствует зарождению демократии. При справедливой критике авторитарного режима необходимо видеть и конструктивную роль в некоторых случаях. Не всегда оправдана сугубо негативная оценка тоталитарного и авторитарного режимов. В целом ряде стран авторитарные режимы создали необходимые политические условия для экономической модернизации общества. |