рубежка культура. РК Культурология (1). 1 История формирования понятия культуры
Скачать 107.38 Kb.
|
1) История формирования понятия культуры Первоначально, понятие “Культура” использовалось в сугубо функциональном значении (лат. culture – возделывание, обрабатывание) и предполагало деятельность, направленную на обработку земли и уход за нею. Толчком к началу процесса преобразования понятия, по мнению В. Давидовича, послужила работа римского оратора и философа Цицерона «Тускуланские диспуты», вышедшая в свет в 45 год до н.э. В ней автор впервые использовал указанное слово в переносном смысле – применительно к воздействию на человеческий ум, то есть этот термин был перенесен на человека и стал означать его воспитание и образование. Четкое выделение культуры уже не в связи с каким-либо объектом в родительном падеже, а как имени существительного связано с трудами С. Пуфендорфа, немецкого просветителя-философа. В 1684 году он и впервые характеризует культуру как нечто единое. Согласно его логике, культура есть то, что содеяно человеком за исключением природного. В Античности культура понимается как воспитание меры, гармонии и порядка, формирование культурного человека, личности, идеала человека. Вся система образования была направлена на воспитание не узкого специалиста-профессионала, а личности с определившимися ценностными ориентациями идеала человека. Последующие шаги в развитии термина «культура связаны с именем И. Гердера. Он утверждал, что язык, семейные отношения, искусство, науку, ремесла, государственное управление, религию относятся к элементам культуры и воедино составляют определенную цепочку событий. Гердер рассматривал культуру как то, что сплачивает людей воедино, выступает и как результат, и как стимул общественного развития. Уже в XVIII веке формируется критический подход к культуре. В новом свете культура начинает рассматриваться как притворство (Шопенгауэр) или как средство подавления творческих жизненных инстинктов человека (Ницше). Современное научное определение культуры символизирует убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой. В заключение хочу отметить, что понятие культуры - слишком многообразно, и ему невозможно дать точную характеристику. Этот объект является неотъемлемой частью нашей жизни. И потому, к каждому отдельному случаю и явлению необходимо свое конкретное определение. 2)История культурологии как научной дисциплины: междисциплинарный характер исследований культуры. Культурология возникла на пересечении истории, философии, педагогики, этики, социологии, этнографии, антропологии, социальной психологии, эстетики, искусствознания и др. Каждая из наук, с которыми контактирует культурология, углубляет представление о культуре, дополняя его специфическим компонентом знания, особенными открытиями. Философия открывает путь к познанию и объяснению сущности культуры в ее наиболее обобщенном представлении. Социология выявляет закономерности процесса ее функционирования в обществе, особенности культурного уровня различных групп. Психология предоставляет возможность глубже понять специфику культурно-творческой деятельности человека, механизм восприятия им ценностей культуры, становления его духовного мира. Этнография способствует освоению национально-этнической уникальности культур народов мира, утверждению роли культуры в межнациональных отношениях. Искусствознание раскрывает особенности художественной культуры, ее неповторимость и силу эмоционального воздействия на человека. Смежные науки являются необходимый фундамент культурологии. Однако надо заметить, что каждый из названных аспектов не охватывает всего объема культуры, а лишь раскрывает ее отдельные стороны. Культурология изучает сущность и структуру культуры, процесс ее возникновения, развития и функционирования, национально-этническое своеобразие культур народов мира, культурные ценности и творческие достижения человечества, становление духовного мира личности и возможности ее самореализации, деятельность социальных институтов культуры, осуществляющих процесс культурной преемственности и духовного развития человека и общества. Знание культурологии помогает в формировании способности с научных позиций мыслить о социальных и человеческих проблемах, в выработке умения считаться с многообразием взглядов и ценностей, в воспитании интеллигентности, доброжелательности, гуманности, милосердия и благородства. Культура обращена к человеку, его повседневной жизни, определяет ориентиры и смысл человеческого существования, открывает путь к свободе и творчеству, способствует раскрытию индивидуальности, дает внутренние силы для преодоления жизненных тревог, драм и трагедий, вселяет оптимизм и надежду. 3) Материальная и духовная культуры. Материальная культура представляет собой- разнообразие производимых человеком объектов, которые позволяют оптимальным способом приспособиться к природным и социальным условиям жизни, это- машины, инструменты, орудия, предметы быта, одежда, украшения, культовые и ритуальные предметы, также и относится природные вещи и явления, изменённые влиянием людей, как например, техногенные ландшафты. Материальная культура базируется на оптимальном, репродуктивном виде деятельности и удовлетворяет разнообразные потребности человека и поэтому рассматриваются в качестве ценностей. Если говорить о материальной культуре того или иного народа, традиционно подразумевают такие объекты, как одежда, оружие,посуда, продукты питания, украшения, архитектурные сооружения и тому подобное. Материальную культуру отражают традиции и обычаи. Духовная культура – это научная задумка, художественное произведение и его исполнение, теоретические знания, взгляды, которые складываются стихийно. А основой духовной культуры является- рациональный, творческий тип деятельности, связанный с чувствами, эмоциями и интеллектом, который удовлетворяет вторичные потребности человека. К духовной культуре можно отнести: совокупность объектов духовной и интеллектуальной деятельности человека, которые не имеют предметный характер. Например: религиозные системы, науку, философские концепции, мифы, научные теории, нравственность, системы социальной организации, искусство, просвещение и так далее. 4) Код казахской традиционной культуры. Значимость социокультурных кодов в соответствии с эпохой и уровня культуры трансформируется, но сохраняется национальные черты. Культурный код представляется ключом к пониманию культуры, таким образом вбирает в себя культурные особенности, которые достались народам от предков. То есть, культурный код является закодированной информацией, которая позволяет идентифицировать культуру. Культурный код как структура, определяющая генотип нации, состоит из семи ключевых звеньев, каждое из которых представляет собой в целом самостоятельный культурный феномен: наследие, традиции, обычаи, язык, семья, хозяйственные системы (жизненный уклад), праздники.При самодостаточности каждого из семи элементов они становятся кодом только при условии неразрывности архетипических связей между со-бой. Утрата или деформация хотя бы одного звена ведет к мутации культурного кода и, как следствие, утрате идентичности, размыванию этнической памяти и разрушению культурного генотипа народа. Основополагающим императивом культурного кода нации является сохранение и развитие наследия. Под «наследием» следует понимать весь комплекс материальных и духовных ценностей, знаний и жизненных принципов, накопленных народом за всю историю. Культурное наследие Казахстана – это неисчерпаемый потенциал консолидации и успешного развития нашего общества и государства. Государственная культурная политика должна быть направлена на духовное, культурное, национальное объединение общества и формирование нравственной, самостоятельно мыслящей творческой, ответственной личности на основе всего массива отечественной культуры. На основе традиционных для Казахстана ценностей, гражданской ответственности и патриотизма необходимо развивать систему воспитания и образования граждан.Стратегическим вектором культурного развития современного Казахстана является сохранение, исследование и трансляция культурного наследия. Каждый культурный кластер преследует эту цель, воплощая разнообразными способами: от культурного туризма и научных изысканий, до актуализации культурного наследия через современное искусство. В этом контексте креативные индустрии являются мощным механизмом, позволяющим не только защитить, но и сделать культурное наследие неотъемлемой частью повседневности, живой и постоянно развивающейся традиции, актуальной для нового поколения. Все это возможно осуществить под эгидой развития программы «Мәдени мұра» в новом формате «Мәңгілік ел». Необходимо продолжить масштабные научные изыскания, тиражировать публикации, посвященные актуальным вопросам культурного наследия; эффективно использовать ресурсы телевидения и киноиндустрии; создавать свободные арт-площадки в рамках развития современных культурных кластеров. Наряду с этим необходимо учредить специальные премии и награды за вклад в изучение наследия по отраслям, пересмотреть репертуарную политику с акцентом на актуализацию культурного наследия средствами искусства 5) Язык культуры как семиотическая система Язык культуры – семиотическая система , которая имеет свой набор определённых знаков , находящийся в тесном взаимодействии. Основоположником семиотики принято считать Чарльза Пирса. Например, знаками языка считаются : слова , словосочетания , предложения, фразеологизмы. Знаки культуры характеризуют обряды, представления , ритуалы , воображение. Благодаря языкам культуры люди могут спокойно взаимодействовать друг с другом в культурной среде , находить общий язык. Язык культуры становится объектом уже в конце XVIII начало XIX века в символической деятельности человека. Культура способна изменять сохранившиеся ранее знаки и тесты и иметь возможность создавать новые. Человек ориентируется в окружающей среде с помощью накопленных знаний, не только чувствами. Знаковая система окружает нас повсеместно. В том числе и определённая форма (дресс-код), ведь она передаёт окружающим информацию о человеке, его сфере деятельности. Знаками насыщены художественные произведения , оснащены улицы города , логотипы и многое другое. Выделяют символы , такие как : тексты , числа , через которые мы получаем большой поток информацию. Так же пиктограммы , к которым относят : дорожные знаки, графический интерфейс С помощью языка люди могут выражать все , что угодно. Способны передать человеку , знающему язык любое обращение , сообщение в устной или письменной форме. Визуальными знаками языка – называется буквы , а звуковые – фонемами. Письменность заразилась очень давно , люди уже тогда при помощи иероглифов пережевали определённые сообщения, знаки , которые описывают их жизнь, род деятельности и многое другое. Благодаря этим старым посланиям , мы узнаём историю людей живших до нас. В заключении хотелось бы отменить, что язык культуры играет огромную роль в жизни каждого из нас. Для того чтобы сохранить и передать какую- либо информацию , человек кодирует ее с помощью знаков 6) Понятие языка культуры. Под языком культуры воспринимаются знаки и символы , с помощью которых люди могут коммуницировать друг с другом. Огромную роль в изучении языковой проблемы культуры вкладывают такие науки как : семиотика и герменевтика Семиотика – наука , которая позволяет анализировать Культуру , как сложный знаковый механизм. Основоположниками семиотики можно считать американских философов Чарльза Пирса и Чарльза Морриса. Герменевтика – наука , интерпретирующая культурные явления и способы понимания субъект культуры. Основоположник- Дильтей. В настоящее время выделяют два вида языков, такие как естественные и искусственные. Естественные – это всем привычные нам языки , средство коммуникации. Например : русский , английский , немецкий, японский и многие другие. Благодаря ним мы спокойно можем общаться , выражать свои мысли людям , знающим наш язык. Под искусственным языком воспринимают: языки программирования, информационные языки, философские, логические, символические языки науки и многие другие. Этот вид языка можно назвать новым, так как он ввелся в нашу обиходную жизнь не так давно. Раньше люди не могли при помощи специальных компьютерных программ коммуницировать, однако сейчас это очень удобный способ. Хоть множество языков уже существует, знаков системы становится все больше для того , чтобы улучшить и расширить коммуникативные связи между людьми. Подчёркивая выше сказанное, хотелось бы добавить , что освоение культуры , не владея определёнными ценностями языков , невозможно. Язык для человека это способ усваивания предоставлений, оценок , также способ хранение и передачи информации из поколения в поколения. Наше восприятие мира напрямую связана с восприятием языка. 7) Основные символы культуры. Язык культуры — это совокупность всех знаковых способов словесного и несловесного общения, с помощью которых передается культурно значимая информация. Символы — такие знаки, которые не просто указывают на изображаемый объект, но выражают его смысл. На протяжении многих лет у народностей проживающих на территории Казахстана были различные виды символов, обладающие особым значением. Сегодня важное место в казахстанском обществе занимают такие символы как солнце, орнамент, парящий орел, тулпары, юрта и ее составные элементы. Если брать во внимание национальный орнамент казахов, то он имеет глубокую историю и смысл. В орнаментальном стиле казахов чаще всего встречались треугольники, спирали и бараньи рога — «қошқар мүйіз». Вся жизнь казаха была связана с юртой. В особенности такая деталь, как шанырак, была семейной реликвией, которую передавали из поколения в поколение. Очень большой смысл древние казахи вкладывали в солнце. Наши предки, даже в силу незнания современной астрофизики, понимали его значимую роль в природе и в их жизни в целом. Поклонение Солнцу, как объекту в зоне видимости, стало причиной отсутствия религиозного фанатизма у тюрков, и вопрос веры не был доминирующим. Этим можно объяснить толерантность монголов и тюрков к другим религиям, так как Солнце светит всем народам. Образ орла также не случаен в культуре казахов. Для них это было олицетворением свободы, стремления к цели, к высоте, к будущему, к независимости. Чаще всего изображения орла встречались в искусстве древних саков. Когда проводились раскопки могильника Тасмола, была найдена маленькая фигурная пряжка из рог марала, силуэт которой напоминал голову сказочного орла. Важно отметить, что степной орел означал образ тотемного предка разных родов и племен в сакской культуре. Силуэт аргымаков (коней) на языке геральдистов имеет глубокий смысл и содержание. Это и бесстрашие льва и прозорливость сокола, физическая мощь, скорость, более того, в кочевой жизни казахов конь считался первым спутником. Без степных скакунов были немыслимы такие игры как байга, кокпар, кыз куу. Издревле так сложилось, что у каждого казахского рода, жуза были свои отличительные знаки. Они передавались из поколения в поколение, как самое драгоценное наследие династии. У большинства племен наряду с родовой тамгой имелся и свой собственный «уран» — боевой клич. Данные символы используются в народе и по сей день и несут огромное культурное значение для нашей страны. Они олицетворяют историю прошлого и настоящего нашего народа и влияют на формирование патриотизма. 8. Символы и знаки гуннов в материальной культуре История казахстанской символики берёт начало с эпохи кочевых племён, населявших эти земли за несколько веков до нашей эры. Круг, крест и зигзаги - простые на первый взгляд фигуры, которые изображают животных, орудие труда и бытовые предметы. Испокон веков символом власти у казахского народа служила тамга - традиция, которой придерживаются ещё с тюркской эпохи. Сакральностью наделялись как обычные, бытовые предметы - орудия труда, украшения, поясные наборы, керамические сосуды, предметы одежды, социальные и половозрастные знаковые изделия, черепичные перекрытия строений и др., так и специальные предметы, предназначенные для проведения обрядовых действ (чаши, зеркала, подвески специфических форм, антропоморфные скульптурки, зооморфные подвески, специфические наборы разнохарактерных изделий, предметы с сюжетными изображениями). Гуннские ювелиры достигли совершенства в изготовлении золотых украшений. Они напаивали на изделии золотые шарики (стиль зернью). Наряду со «звериным стилем» начиная c VII - V вв. до н.э., получает развитие полихромный стиль. Древние племена, населявшие Казахстан, поклонялись духам предков, Синему небу (Тенгри). Тематически в символике предметов ритуального назначения выделяется одиннадцать разновидностей - астральная, антропоморфная, зооморфная, фитоморфная, символика сил и явлений природы, символика наборов вещей, символика изобразительных сюжетов, календарная символика, цветовой символизм культовых атрибутов, символика металла и камня в культовых изделиях, хотя перечень их значительно обширнее (сюда же могут быть включены социальная символика, половозрастная, погребальная и др.). Это не только знаки, символизирующие объекты неба - солнце и луну (астральная символика), но и знаки, обозначающие определенные проявления небесной сферы - огонь небесный, удар небесный, свет небесный, влага (вода) небесная, связываемые с молнией. Эти природные явления обозначались знаком зигзага. Однако в ряде случаев проявлялось и абстрактное религиозное мышление. Благо, даруемое небесной сферой, представлялось в виде расплющенных кругов, спускаемых на землю посредством веревок («пышный» орнамент на кувшинах, включавший зигзагообразную линию с отходящими от нее тонкими валиками с косыми насечками и круглыми плоскими налепами на концах). К небесной символике в широком ее понимании можно отнести и календарную символизацию, имеющую цель упорядочивания явлений природы, хотя бы в мифологическом сознании. К ней же относятся и специфические наборы предметов, тематика которых кодируется включением в их состав металлических зеркал с солярной символикой (круги, радиальные линии, зигзаги). И разнообразные зооморфные подвески в виде голов крупного и мелкого рогатого скота также «работают» на тему священного Неба, т.к. символизируют жертвы, приносимые ему. На почитание Неба дополнительно привлечены и красный цвет в изделиях культового назначения (сосуды, покрытые красным ангобом, инкрустации из красных камней в металлических украшениях, сердоликовые и гранатовые бусы), и свойства цветных металлов (изделия из золота, бронзы, серебра, железа). Гуннские ювелиры были мастерами изготовления украшений. Они напаивали на них зернь ( узор в виде шариков ) и скань ( узор в виде длинных витых проволочек ). Кожа, шерсть, войлок, дерево – вот основные материалы кочевников для изготовления всех необходимых вещей и предметов. Гунны носили одежду из шерсти , а также из китайского шелка. Кожаные одежды гуннов были прочны, удобны, легки и красочны. Можно сделать вывод, что гунны активно занимались развитием своей культуры, как духовной, так и материальной и обширно выражали свое искусство в символах и знаках, чему свидетельствуют исторические памятники и находки. |