Главная страница
Навигация по странице:

  • 30) Формирование казахской традиционной культуры. Формы народной поэзии

  • рубежка культура. РК Культурология (1). 1 История формирования понятия культуры


    Скачать 107.38 Kb.
    Название1 История формирования понятия культуры
    Анкоррубежка культура
    Дата22.10.2021
    Размер107.38 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРК Культурология (1).docx
    ТипДокументы
    #253521
    страница6 из 6
    1   2   3   4   5   6

    29) Образование в средневековом Казахстане и Центральной Азии. Развитие науки и медицины. Средневековый Казахстан был одним из научных центров. Начала широко распространяться исламская религия, письма на арабском языке, открывались медресе. Первым из учёных стал Абу-Насыр аль-Фараби. Также был арабский учёный- Абу Рейхан аль-Бируни. Он вкладывал свои труды в развитие арифметики, алгебры, геометрии и тригонометрии. Ученые республики внесли свой вклад в обеспечение процессов государственного управления, с древних времен до наших дней исследована история Казахстана, казахской философии, в контексте взаимовлияния восточной и западной культур составлены новая философия и методология науки, исследованы развитие конституц. процесса в Республике Казахстан, евразийская интеграция, геополитика, подготовлен прогноз демографического развития. Организована Высшая научно-техническая комиссия — ответственный консультативный орган по определению государственных приоритетов в развитии фундамента и прикладной науки и техники и дальнейшему прогнозированию. 100-летие со дня рождения академика К.И.Сатпаева включено в список юбилеев, проводимых при поддержке ЮНЕСКО. Отец Али ибн Сахля аль-Табари был одним из многих выдающихся медиков Мерва, он проявлял глубокий интерес и к другим наукам. Работая, как и сирийские переводчики, в Гундешапуре, он выполнил один из первых переводов эпохального «Альмагеста» Птолемея на арабский язык. Али ибн Сахль ат-Табари после совместных с отцом исследований переехал в Багдад, где правящий халиф обратил его в ислам. Образование, полученное в Мерве, дало ат-Табари хорошее знание сирийского и греческого языков, благодаря чему у него был прямой доступ к обширным медицинским источникам на обоих языках без необходимости перевода. Читая огромный труд ат-Табари, вы будете поражены тем, как настойчиво он говорит, что физическое и душевное здоровье тесно взаимосвязаны. Его диагностический словарь богат психологическими наблюдениями, а предписания часто содержат что-то вроде прототипа психотерапии, включающей в себя психологическое консультирование пациентов. Та же озабоченность связью между духом и телом привела к тому, что ат-Табари обратил особое внимание на развитие детей и педиатрию. Учитывая, что эти направления интересовали и других ведущих медиков Центральной Азии, справедливо будет отметить их региональную специфику, которая сформировалась еще при несторианских докторах Хорасана.

    30) Формирование казахской традиционной культуры. Формы народной поэзии

    Казахская культура – это отражение истории кочевого народа. На протяжении тысячелетий по казахским степям ходили племена кочевников, которые сформировали свое уникальное мировоззрение, создали своеобразные обычаи и традиции, и сотрудничали с соседними народами и культурами. В XIX-XX веках многие казахи стали менять кочевой образ жизни на оседлый, и происходило развитие новых культурных аспектов казахского народа. Сегодня культура Казахстана – это огромный пласт различных видов искусства, традиций и быта, пропитанный духом кочевого прошлого.

    Казахская литература – это история длиной в нескольких тысячелетий. На территории современного Казахстана, от побережья Каспийского моря до белоснежных гор Алтая, жили десятки племен и народов, которые слагали легенды и мифы, создавали эпосы и сказочные истории. И практически вся история этого творчества считается народной, потому как отдельные писатели Казахстана, имена которых известны сегодня, появились только в XIX веке.

    Еще две тысячи лет назад кочевники Казахстана рассказывали в поэтической форме различные сказания о подвигах мифических героев, о богах и чудовищах. Со временем эти истории сложились в оригинальные эпосы: «Коркыт-ата» и «Огуз-наме». Примечательно что Коркыт – это реальный человек, который в эпосе выступал в роли некоего рассказчика, а в действительности это был средневековый казахский мыслитель, рассказчик, музыкант и создатель музыкального инструмента «кобыз». И довольно часто, сказания в поэтической форме рассказывались под аккомпанемент кобыза или домбры.

    Поэтические традиции постоянно развивались и совершенствовались. В XV веке сформировался такой жанр как «толгау» - это стихотворная форма размышлений, в которых заключалась какая-либо мудрость или назидание. Толгау исполнялся автором и певцом, которого называли «жырау». При этом, выполняя таким образом образовательную, воспитательную и просветительскую функции, жырау имели вес в политической жизни страны, и могли влиять на общество. Позднее, в XVIII веке поэзия стала более революционной, а чуть позже появилась традиция проведения «айтысов». «Айтыс» - это песенно-поэтический поединок между двумя «акынами» (певцами), в которых они затрагивали темы религии, общества, политического уклада, и другие острые проблемы.

    Первоначально, понятие “Культура” использовалось в сугубо функциональном значении (лат. culture – возделывание, обрабатывание) и предполагало деятельность, направленную на обработку земли и уход за нею. Толчком к началу процесса преобразования понятия, по мнению В. Давидовича, послужила работа римского оратора и философа Цицерона «Тускуланские диспуты», вышедшая в свет в 45 год до н.э.

    Дальнейшее развитие понятие "культура" получила благодаря немецкому мыслителю Гердеру. Он усчитал, что язык, семейные отношения, искусство, науку, ремесла, государственное управление, религию относят к элементам культуры и воедино составляют определенную цепочку событий. Гердер рассматривал культуру как то, что сплачивает людей воедино, выступает и как результат, и как стимул общественного развития.

    В Античности культура понимается как воспитание меры, гармонии и порядка, формирование культурного человека, личности, идеала человека. Вся система образования была направлена на воспитание не узкого специалиста-профессионала, а личности с определившимися ценностными ориентациями идеала человека.

    Марк Тулий Цицерон ,гениальный оратор и философ, использовал понятие "культура" для обозначения всего  ,сделанного человеком.

    В «эпоху разума» развилось традиционное осознание данного понятия,  цивилизация стала рассматриваться как конкретная степень становления человека и общества.

    В 18 веке был сформирован критической подход к культуре. Культура начинает рассматриваться как средство подавления жизненных инстинктов человека. 

     Первоначально, понятие “Культура” использовалось в сугубо функциональном значении (лат. culture – возделывание, обрабатывание) и предполагало деятельность, направленную на обработку земли и уход за нею. Толчком к началу процесса преобразования понятия, по мнению В. Давидовича, послужила работа римского оратора и философа Цицерона «Тускуланские диспуты», вышедшая в свет в 45 год до н.э.

    Дальнейшее развитие понятие "культура" получила благодаря немецкому мыслителю Гердеру. Он усчитал, что язык, семейные отношения, искусство, науку, ремесла, государственное управление, религию относят к элементам культуры и воедино составляют определенную цепочку событий. Гердер рассматривал культуру как то, что сплачивает людей воедино, выступает и как результат, и как стимул общественного развития.

    В Античности культура понимается как воспитание меры, гармонии и порядка, формирование культурного человека, личности, идеала человека. Вся система образования была направлена на воспитание не узкого специалиста-профессионала, а личности с определившимися ценностными ориентациями идеала человека.

    Марк Тулий Цицерон ,гениальный оратор и философ, использовал понятие "культура" для обозначения всего  ,сделанного человеком.

    В «эпоху разума» развилось традиционное осознание данного понятия,  цивилизация стала рассматриваться как конкретная степень становления человека и общества.

    В 18 веке был сформирован критической подход к культуре. Культура начинает рассматриваться как средство подавления жизненных инстинктов человека. Культуру начинают отождествлять с совокупностью познаний, морали ,искусства ,права, верований и традиций.

    В середине 19 века формируется ещё один вариант осознания культуры (марксисткий). Культура представляет собой метод социально-важной работы человека. 

    Таким образом, можно утверждать, что понятие культуры - слишком многообразно, и ему невозможно дать точную характеристику. Оно является неотъемлемой частью нашей жизни. 

    2.  В 6-8 вв. тюркоязычные племена Центральной и Средней Азии, которые входили в состав Тюркского каганата, пользовались собственным письмом. Западные тюркские племена Нижнего Поволжья, Подонья и Северного Кавказа, создавшие Хазарское государство, уже пользовались собственным письмом. Древние тюрки нуждались в собственной письменности для контролирования дипломатических и административных отношений. Огромную роль играла религия, существовала необходимость создавать документы и акты на уровне государства.

    Орхоно- Енисейские рунические письменности найдены в основном на территории Енисея, Монголии и долины Таласа. В них содержатся ценные сведения о тюркских народах, в том числе кыргызах. Орхоно-енисейским руническим алфавитом пользовались многие тюркские народы Центральной Азии в течение 7—11 вв.

    Ленско-Прибайкальская группа памятников насчитывает 37 кратких надписей на скалах, чтение которых затруднительно, несколько надписей на мелких бытовых предметах .Число наскальных надписей может быть увеличено, если считать за руническое письмо руноподобные знаки, которые были зарегистрированы в большинстве пунктов Прибайкалья и верхнего течения р. Лены.

    Алтайских памятников не так уж и много - известна лишь одна наскальная надпись из долины р. Чарыш (север Алтая) ,включающая еще пару надписей на серебряных сосудах, которые были найдены в захоронениях.

     Памятники Восточного Туркестана включают четыре надписи на стене древней постройки в Турфане и несколько крупных текстов на бумаге из Мирана и Дуньхуана.

    В Прииртышье имеются наскальные рисунки—уникальные памятники первобытного искусства. .  В начале 20 века Н.Коншиным в урочище Жаксы-Караджан, в Ашаманских горах были впервые обнаружены наскальные рисунки.

    Восточно-туркестанские памятники. К ним относят: крупные текста на бумаге из Мирана и Дуньхуана и много мелких текстов, которые хранятся в музеях и библиотеках Западной и Восточной Европы и Азии.  Также имеются четыре надписи, расположенные в Турфане, на стене древней постройки, две надписи в пещерных храмах, надпись на бронзовом зеркале.

    Монументы с древнетюркским посланием были обнаружены в Восточном Туркестане, Центральной и Средней Азии и Сибири. В раннем  Средневековье существовали муниципальные образования восточных и западных тюрков, тюргешей, античных уйгуров, енисейских кыргызов, карлуков и др. К этому времени они уже гласили на различных языках и на всевозможных диалектах.

    Самыми крупными памятниками рунического письма из всех найденных остаются памятники Северной Монголии, сосредоточенные главным образом в бассейнах рек Орхона, Толы и Селенги. 

    Подводя итог, я могу утверждать, что древние тюркские племена долгое время использовали тюркский алфавит. Письменные памятники турок являются памятниками культуры во всем мире, а именно 6-8 веков. Они удивляют нас своим духом, силой, мощью, величием, грохотом войн и кровавых сражений наших предшественников, они призывали стремиться к добру и миру. Письменные памятники турок описывают все величие нашего народа, всю силу духа. По моему мнению, эти памятники являются высшим достижением древнего тюркского народа.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта