Главная страница

статья армянский. Пискавцова К. И. Папикян А. В


Скачать 460.44 Kb.
НазваниеПискавцова К. И. Папикян А. В
Дата03.09.2022
Размер460.44 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файластатья армянский.pdf
ТипДокументы
#660617

Пискавцова К.И. Папикян А.В. АРМЯНСКИЙ ЯЗЫК ‒ ГОРДОСТЬ НАРОДА Ключевые слова армянский язык, индоевропейское происхождение, армянский алфавит, древнеармянский язык, разговорный язык, средний язык, древний язык, новый язык Аннотация в статье рассматривается история армянского языка, его происхождение, затрагиваются различные гипотезы о происхождении, рассматриваются армянские диалекты, говорится об армянском алфавите. Армянский язык удивителен по своей природе и происхождению. У этого языка есть главная особенность на нём разговаривают лишь те, кто относит себя к армянскому народу. Армянский язык родной для 6.5 миллионов армян. Примерно 3 миллиона живут в Армении, по 1 миллиону ‒ Российская Федерация и ещё 1,5 по всему миру. Сегодня исследование для лингвистов становится проблемным, поскольку даже у начала уже должна быть некая предыстория. Пути прошлого ведут в настоящее. Иногда научный подход к исследованию происхождения древнего языка носит чисто гипотетический характер. Актуальность данного исследования заключается в том, что история армянского языка играет важную роль в народе, язык охватывает своим влиянием не только духовное бытие армянского народа, но и обеспечивает ощущение взаимного соответствия и отличия от других наций и этносов. Для установления происхождения языка нужны теоретические основы и базовая структура языка. В случае с армянским языком гипотеза строится на его отношении к индоевропейской семье. В течение долгих лет историки спорили, и спорят до настоящего времени, к какой же группе языков можно отнести древний армянский язык. Однако все больше филологов и историков приходят к версии, что армянский язык сложно отнести к какой
либо древней группе языков. Он непохож на греческий язык, сирийский или персидский. Все больше исследователей приходят к мнению, что армянский язык вобрал в себя особенности диалектов народностей, живших на территории Армянского нагорья. Группа большой семьи индоевропейских языков включает около 140. На этих языках говорят более двух миллиардов землян. Армянский считается один из древнейших письменных языков, а история армянской письменности ведет отсчет сначала века. Армения всегда была окружена множеством иноязычных соседей, поэтому в языке армян встречаются слова из урартского языка, арамейского, персидского, грузинского, сирийского, латинского, греческого языков. Существует два основных диалекта армянского языка
 Западный. Язык заграничных диаспор и некоторых российских армянских поселений в Крыму и Ростовской области. Это язык армян, спасавшихся от турецкого геноцида или уехавших за лучшей долей в далекие страны.
 Восточный. Литературный и официальный язык Армянской Республики, на нем издается большинство книг, газет и официальных документов. На нем же говорят в российских диаспорах. Именно восточному диалекту, как правило, обучают самоучители армянского языка. Значительной разницы между диалектами нет. Западный язык просто позаимствовал больше иностранных слов. Грамматика и фонетика остались общими. Поэтому армяне без труда понимают друг друга в любой точке планеты. Специалисты разделяют историю развития армянского разговорного языка на четыре больших периода
 разговорный язык до появления письменности, примерно 7 век до н.э. –5 век н.э.

 древний язык армян (появление письменности, 5 – 11 века
 средний язык 11 – 17 века
 новый язык, с 17 века и до наших дней.
Древний литературный язык 5 – 11 века Благодаря духовенству нормы древнего литературного языка быстро закрепились среди армян, что было весьма своевременно. В 7 веке по миру началось стремительное шествие молодой и агрессивной исламской религии. Волна за волной на Армянское нагорье накатывались опустошительные арабские нашествия. В середине 7 века армяне стали подданными арабского Халифата. Армения раздробилась на княжества, постоянно вспыхивали восстания против арабского господства, князья то заигрывали с Халифатом, то воевали против него. Среди прочих княжеских домов выделялся дом Багратидов, который в 744 году смог взять в свои руки власть в Армении. Правление Багратидской династии было столь успешным, что в 9 веке арабские воинства не решались на прямое сражение с окрепшей армянской армией. В государство на некоторое время вернулась спокойная и благодатная жизнь. Средний язык 11‒17 век Пока на Армянском нагорье властвовали хаос и опустошение, в
Киликии зарождалось новое королевство армян. В этих землях было относительно спокойно, вдобавок через них проходили торговые пути из Европы и Византии в страны Ближнего Востока. Именно через Киликию шли воины первого Крестового похода. Армянская культура и язык вновь нашли прекрасную почву для развития. Средний армянский ‒ это уже не язык духовенства, а язык поэтов, ученых, законников. На нем пишутся стихи, сельскохозяйственные труды, исторические очерки, юридические и медицинские работы. Многие из этих рукописей дошли до наших дней, и служат бесценными памятниками армянской письменности.
Новый язык с 17 века Киликийское государство было завоевано в 1375 году мамлюками и прекратило существование. Армянское нагорье было ареной для сменяющих друг друга завоевателей. Ас века западная часть Армении окончательно попала под пяту молодой Османской Империи. Османы считали христианских армян людьми второго сорта. На восточных армянских землях хозяйничали персы. Армянский языки христианство опять стали единственной надеждой на спасение для многострадального народа. Правда, в 19 веке у армян появился могущественная защитница – Российская Империя. В 1828 году после череды победоносных войн Россия присоединила к себе Восточную Армению. К сожалению, Западная Армения досталась Турции. Так начались совершенно разные судьбы двух Армений, в это же время появилось явное разветвление единого языка на восточный и западный диалекты. Что касается появления языкато точных сведений о дате появления единого языка у древних армян нет. Наиболее устойчивая версия утверждает, что примерно в 7 веке до Рождества Христова предки современных армян пришли с запада и поселились на Армянском нагорье, где в то время находилось Урартское царство, по сути, представлявшее собой союз разноязычных племен. Древние армяне тщательно сохраняли свой индоевропейский язык, что во многом позволило им создать в 4 веке дон. э. собственное
Древнеармянское царство на фундаменте Урартского государства. Однако вскоре молодое армянское царство было покорено сначала персами, а затем эллинистическим Селевкидским государством, образовавшимся после завоевательных походов Македонского. Лишь падения Селевкидского царства под ударами Римской империи Армения в 189 году дон. э. вновь обрела независимость. Царем стал Арташес Первый, он начал великую монархическую династию и объединил земли, в которых говорили на одном языке. Именно армянский язык стал связующим
звеном для зародившегося государства. В течение двух веков Армения процветала и развивалась, что отмечалось в греческих хрониках. Армяне приняли христианство первыми в регионе, в 301 году, сделав новую религию государственной. Именно христианская вера и язык стали спасением для немногочисленного народа в тяжелейшие времена. Огромным подспорьем для сохранения национального армянского единства и культуры послужило появление письменности. Львиная доля заслуги в этом лежит на армянском духовенстве и итальянце Месропе Маштоце, который начинал свои деяния в Армении простым христианским проповедником, а закончил жизненный путь в
440 году в качестве основателя армянской письменности. Маштоц и высшее духовенство прекрасно понимали, что распространение и укрепление христианства в Армении жизненно нуждается в появлении национальной письменности. Потерявшее независимость государство, разделенное между языческим Римом и персами, которые исповедовали зороастризм, могло потерять и веру.
Церковный собор во главе с католикосом Сааком поручил
Маштоцу создание армянской письменности. Вначале он решил использовать для алфавита древние «данииловы письмена, однако эта попытка была неудачной, так как алфавит не смог вместить в себя все фонетическое разнообразие армянского языка. Маштоц с помощниками перепробовал множество языковых систем и алфавитов, пока не создал в 406 году первый армянский алфавит, отвечающий фонетическим требованиям языка. Первыми на армянский язык начали переписываться церковные книги, затем пришел черед философских и исторических трудов. Армянская письменность относится к древнейшим. Сохранилось более
25 000 рукописных армянских рукописных книги манускриптов, написанных в период с 5 по 17 век. Книгопечатанье на армянском началось в 1512 году, до 1800 года было издано 1154 книги.
Армяне прекрасно помнят турецкий геноцид, не забывают и чтут они и то, что помогло им выжить христианскую веру, единый язык, помощь русских единоверцев, умение поддерживать друг другу. Поэтому армяне так легко образовывают крепкие и дружные диаспоры в любой стране. По этой причине изучение армянского языка для них - непросто дань традициям, а приобретенный коллективный инстинкт, который много раз спасал их от исчезновения как народа. Таким образом, можно прийти к выводу и сказать о том, что изучение истории армянского народа посей день актуально, особенно для народа Армении. Каждый из нас должен изучать историю языка и бережно хранить языковые богатства. Язык есть вековой труд целого поколения».‒В.И. Даль. Литература
1.
Джаукян Г.Б. Очерки по истории дописьменного периода армянского языка. Ереван, 1967.
2.
Джаукян Г.Б. Общее и армянское языкознание. Ереван, 1978.
2.Матевосян Грант Парадоксы образного мира // Нация. Личность. Литература. Вып. 2. М ИМЛИ РАН, 2003.
3.
http://history-thema.com/istoriya-armyanskogo-naroda-mezhdu-tremya- imperiyami/
4.
Туманян Э.Г. Древнеармянский язык. Москва , 1971.


написать администратору сайта