рубежка культура. РК Культурология (1). 1 История формирования понятия культуры
Скачать 107.38 Kb.
|
12)Культура древних племен на территории Казахстана: обычаи, нравы, традиции, культы, верования История и культура Казахстана — энциклопедия быта, обычаев, религий разных кочевых племен, которые прошли по его территории. Поэтому культура древнего Казахстана многолика и разнообразна. Рассмотрим, во что верили племена, жившие на территории Казахстана. Истоки традиций и верований современных казахстанцев коренятся в тысячелетней истории края. Археологи и историки по артефактам, найденным в курганах, на местах стоянок и древних городов, установили, что древний Казахстан был местом расселения племен саков, гуннов, сарматов. Оставили здесь свои следы уйгурские племена и племена кангюев. Археологические исследования позволили установить, что все племена вели приблизительно одинаковый образ жизни, имели общий уклад и верования. Культура кочевников, как и их жизнь, тесно связана с природой. Первые религиозные системы имели языческий характер. Пантеистическое мировоззрение проявлялось в обожествлении сил природы, поклонении им. С культами, которые утвердились в мировоззренческой культуре древних казахов-кочевников, были связаны многие обряды и традиции, рудименты которых встречаются и в современных ритуалах. Древние люди верили в защитную и очищающую силу огня. Это отображалось в таких традициях и ритуальных действиях: При перекочевке с зимовки на высокогорные пастбища кочевники разводили два огромных костра, между которыми проходили люди и скот. Таким образом, место очищалось от влияния злых духов. Невеста, которая приходила в жилище мужа, обязана была поклониться очагу. Мать жениха перед приходом новой хозяйки приносила огню — богиням Умай и От-Ана жертву — лила масло. Сейчас сохранились элементы этого обряда: невестка, вступая в жилище мужа, приносит жертву, поливая маслом домашний очаг. Б рачное ложе молодых супругов очищали огнем: обходили вокруг с зажженными палками, чтобы избежать сглаза и влияния злых сил. Когда рождается ребенок, ярко разводят огнище, с факелом обходят жилище. Огнем очищали колыбель младенца. Первые сорок дней жизни новорожденного возле его колыбели горела свеча или лампадка. Считалось, что огонь защитит малыша от нечистой силы и болезней. Когда человек заболевал, дом очищали огнем. Курганы и могильники — кладезь информации о верованиях, обычаях и традициях племен, живших на территории Казахстана в древние времена. Кочевники особенно почитали предков. Считалось, что после смерти человек переходит в мир духов. Тогда силы природы уже не властны над ним. Его бытие в мире духов зависело от того, как его поминали живые, как почитали, какие жертвоприношения делали. Могильные захоронения располагались вблизи каждой зимней стоянки казахов-кочевников. В их построении и расположении отобразился солярный миф. Есть захоронения «с усами» — лучами, как у солнца. О могилах заботились, за ними ухаживали и регулярно приносили жертвы — откормленного жирного барана, лошадей, верблюдов, быков. Это должны были быть обязательно самцы с особыми отметинами. В качестве жертвоприношения пекли лепешки. Умерших хоронили в яме или каменном ящике. В захоронение клали лучшие вещи покойного, его коня, оружие (Берельский могильник, Чиликтинский курган, могильник Бесшатыр). Женщинам клали одежду, украшения, жрецам и вождям — посохи, мечи и стрелы. На могилах давали клятвы и присяги. Путник, которого в дороге застала ночь, устраивался на ночевку вблизи курганов. Считалось, что здесь никто не нападет на него, поскольку его защитят духи умерших, да и злодеи не решатся нарушить покой умерших. У духов покойных просили благословения и напутствия при решении важнейших дел или перед началом долгого пути. К могилам особо почитаемых и могущественных аруахов ездили для поклонения. Паломничество имело особое значение. К могилам святых ходили, чтобы набрать силы и мудрости, решиться на свершения, накануне и после великих битв. На территории древнего Казахстана проживало множество разных племен и народов, но большинство из них следовали схожим обрядам, верованиям, культурам и прочему, не смотря на это, это не помешало Казахстану иметь весьма большую историю культур, обрядов, способов захоронения и прочего 13) Великие номадические цивилизации саков, сарматов, скифов. Номадизм – это кочевничество или вид хозяйственной деятельности, при которой большое количество людей занимается кочевым скотоводством. Номады – мигрирующие народы, живущие за счет скотоводства. Саки и скифы были частями одной скифо-сакской этнокультурной общности, которая сформировалась приблизительно к 9 – 8 вв. до н.э. на обширных степных пространствах от Хуанхэ до Дуная, и просуществовала до 3 в. до н.э. Затем она уступила место новым племенам кочевников: усу́ням, гуннам, канглы́, сарма́там (савроматам) и пр. В древнеперсидских источниках саков называли «могучими мужами», а иранские — «турами с быстрыми конями». Образ жизни саков и материальная культура очень близки к скифским, ювелирные изделия погребений выполнены в скифском «зверином стиле». К сакам относят племена Приаралья, северных и восточных районов Средней Азии, Казахстана и южной Сибири. Образ жизни саков был оседло-кочевой. В районах Западного и Южного Казахстана у саков развивалось верблюдоводство. Верблюд использовался как вьючное животное. Меньшую роль в хозяйстве саков играл крупный рогатый скот. На юге Казахстана в долине Сырдарьи развивалось земледелие. Во главе союзов стояли цари, которые избирались советом вождей. Государственные дела обсуждались на народном собрании. Царь распределял между родами и племенами пастбища и другие земельные угодья. Женщины номадов пользовались всеми гражданскими правами, а иногда занимали верховные посты в кочевом обществе (например царица Томирис - победительница персидского царя Кира Великого или царица Зарина – успешно воевавшей с мидийским царством). Во время сражений женщины наравне с мужчинами принимали участие в боевых действиях. В сакском обществе выделялись три группы населения: воины, жрецы, общинники. Каждому сословию соответствовали свои традиционные цвета: воинам — красный, жрецам — белый, общинникам — жёлтый и синий. Из сословия воинов происходили вожди и цари. Тип общества саков — военная демократия. Скифы. Скифы заняли обширные пространства степей между Дунаем и Доном. Территория проживания скифов именовалась Скифией. В ареале скифской культуры выделяется много локальных вариантов, связываемых как со скифскими, так и с нескифскими народами. Скифы составляли господствующую группу кочевников, так называемых "царских скифов". Именно они образовали ядро формирующегося государства, центр которого находился в низовьях Днепра. Ареал скифской культуры достаточно широк и представлен многими локальными вариантами. За время многолетнего пребывания в Передней Азии скифы испытали на себе влияние многих восточных и греко-ионийской культур. На территории Скифии жили различные племена. Южные племена занимали степи от Нижнего Дуная до Дона, на западе скифы были соседями фракийских племен, а на востоке граничили с савроматами. Народы Великой Скифии не имели письменности. Об их духовном мире узнаем из скифских украшений, посуды, а также из рассказов греков. Посуду, оружие, украшения скифы украшали сценками из своих мифов, легенд. Внимательное их изучение позволяет восстановить скифскую мифологию. Изображения богов сохраняются на скифских памятниках. Неповторимости им предоставляет «звериный стиль». Для отделки оружия и предметов быта скифы использовали изображения оленей, баранов, лошадей, пантер, барсов, львов, птиц и рыб. Ставили скифы и каменные скульптуры - навершие курганов. От скифского времени сохранилось огромное количество памятников археологии. Поселения скифского времени представлены чаще всего временными стоянками и зимниками. Последние, при благоприятном стечении обстоятельств, могли стать основой для формирования крупных поселений древности. Именно они позднее стали очагами ремесла и торговли, центрами греко-варварских этно-социальных контактов. Сарматы. В IV-III вв. до н.э. среди номадов начинает доминировать новое мощное объединение кочевников, известных под именем сарматов, которые надолго становятся ведущей политической силой в Северном Причерноморье. Сарматы были большим народом, состоящим из разных племён: языгов, роксолан, сираков, аорсов, алан и др. Сарматы, будучи великолепными всадниками, были вооружены не только луками и стрелами, но и длинными мечами и тяжелыми копьями. Сарматы использовали и металлический доспех. Этот комплект вооружения позволял им вести успешные сражения с местными племенами и штурмовать укрепленные поселения. Особенностью савроматов было высокое положение женщин, их активное участие в общественной жизни и военных действиях. Савроматские женщины могли возглавлять племена и исполнять жреческие функции. Сарматы поддерживали торговые отношения с многочисленными странами. Они импортировали товары из Персии. Они также торговали с греческими колониями Чёрного моря, которые высоко ценили работу ювелиров и металлы сарматов. Они поклонялись огню и солнцу, верили в загробную жизнь. Но самый священный ритуал состоял в поклонении мечу, воткнутому в землю. В последнее путешествие сарматов отправляли с самыми драгоценными предметами: украшения, луки, доспехи, посуда, зеркала. В гробницах находили предметы, почти всегда сделанные из серебра и железа, а также из бронзы или золота. После смерти рыцаря они похоронили его вместе с упряжью и конём и различными предметами быта. Вывод: Кочевники сыграли важную роль в истории человечества. Они способствовали освоению малопригодных для жизни территорий. Так постоянные перекочёвки сформировали очень тесные родственно-племенные связи и особую сплоченность, организованность, мобильность этих этнических групп. Некоторые из этих народов внесли значительный вклад в мировую историю, другие исчезли бесследно, но так или иначе, в этом смешении зарождался неповторимый колорит, самобытная культура и искусство. 14.Основные культурные и технические достижения номадов Центральной Азии (Казахстана). Приручение дикой лошади – одно из самых значительных изобретений, которые вывели человека на другой по качеству уровень жизни. По мнению многих отечественных и зарубежных ученых, это, скорее всего, произошло в степях Казахстана. Животное очень долгое время одомашнивали. Лошадь была дикая, обитала исключительно в табуне и элементарно боялась находиться в одиночестве. У нее был сильный и устойчивый стадный инстинкт. В среде кочевников высокого развития достигло искусство. К примеру, у кангюев были развиты песенное и танцевальное искусство, уйсуны достигли высокого мастерства в изготовлении прекрасных керамических сосудов. По предположению ученых, гунны знали письменность. Известны рельефные надписи саков на серебряных чашах. Гуманный образ жизни и стройная система административного управления кочевников привлекали просвещенных китайцев. Китайские правители опасались не только набегов гуннов, но и уходов образованных китайцев в Степь. Также археологи изучили зимние жилища гуннов. Выяснилось, что у них была уникальная система отопления: дымоход очага, проложенный горизонтально у стены, обогревал весь дом. Над дымоходом устраивались лежаки. Кочевники изобрели вещи, которые входят ныне в обиход многих народов мира. Такой вид одежды, как штаны, без которых современному человеку невозможно представить мужчин, изобретены кочевниками еще в древности. Стремена, первая кочевая повозка появились тоже у кочевников. Кочевниками была изобретена изогнутая сабля, вытеснившая тяжелый прямой меч. Наконец, само жилище кочевников – юрта, – наиболее приспособленное и совершенное жилище при длительных передвижениях, путешествиях. Среди кочевников был распространен культ предков. Поклонение небесным светилам, по-видимому, объясняется тем, что по ним определяли направление во время ночевок, исполняли религиозные обряды. И в районах распространения кауншинской культуры покойного хоронили вместе с одеждой. Рядом ставили посуду с пищей, сосуды с водой, а также необходимые вещи. В погребение мужчин клали мечи, кинжалы, луки и другое вооружение. В погребение женщин клали бусы, зеркала, серьги, а также другие украшения. Подобная традиция погребений свойственна для I тыс. нашей эры. В искусстве саков появляется своеобразная изобразительная форма, называемая «звериным стилем». Этот стиль сложился в VIII–VII вв. до н.э. Изделия находят на территории Средней Азии, Казахстана, Сибири, Юго-Восточной Европы. «Звериный стиль» характеризуется двумя особенностями: 1) изображаются образы зверей и животных; 2) зверей изображают в движении. Наряду со «звериным стилем» в Центральном Казахстане, начиная с VIII– V вв. до н.э., получает развитие полихромный стиль. Кочевники умели инкрустировать предметы, то есть вставлять в них цветные драгоценные и полудрагоценные камни. Также украшали предметы зернью. В III–V веках полихромный стиль достиг своего расцвета. Через территорию Казахстана проходил Великий Шелковый путь. Он начинался в Китае и заканчивался в Риме. Геродот описал одно из направлений Великого Шелкового пути. Путь шел из Причерноморья до Дона, оттуда – на земли сарматов, в Приуралье, а затем дальше к Иртышу и на Алтай. Геродот перечисляет племена, жившие в данных регионах, – сарматы, исседоны, аргиппеи, аримаспы. В VI–III вв. до н.э. древние жители Казахстана состояли в торгово-обменных связях с Китаем, Индией, Персией. Об этом свидетельствуют найденные в погребениях сакской знати китайские зеркала, изделия из Персии (Ирана). Великий Шелковый путь проходил через земли уйсунов и кангюев. По мнению ученых, регулярное сообщение через Великий Шелковый путь началось во II в. до н.э. Кочевники Казахстана находились на стыке Европы и Азии, их земли были мостом, соединяющим различные страны. На окраинах Степи существовали пограничные зоны, где осуществлялся контакт земледельческих и кочевых цивилизаций. Основным товаром, в котором нуждались многие народы, был шелк. Им одаривали правителей и послов, во многих странах его выдавали вместо жалованья воинам. Вывод: Великая Степь в период ранних кочевников стала тем «котлом», в котором «переплавлялись» разные этносы и культуры. Рождаясь и исчезая на этой земле, они создали особый тип ведения хозяйства – номадизм. Благодаря посреднической деятельности кочевников устанавливались торговые связи между цивилизациями, распространялись технологические, культурные и другие инновации. Многие общества номадов внесли свой вклад в сокровищницу мировой культуры, этническую историю мира. 15) Культура усуней и канглы. На территории Казахстана в конце первого тысячетилетия до нашей эры возник новый племенной союз – усуны, которые пришли на смену сакам. Большинство археологических памятников усуней находятся в Семиречье, а именно в Жетысу. 3 век д.н.э.-5 в.н.э. историческая хронология усунов. Основную базу для изучения усунов стали китайские источники . И в этих источниках указывалось, что «усуны не занимаются ни земледелием, ни садоводством, а со скотом перекочевывают с места на место, смотря по приволью в траве и воде», это говорит о том, что основным занятием было скотоводство. Именно оно играло главную роль в жизни усунов. Большая часть ремесел усунов связана с продуктами скотоводства и ее обработкой. Из кожи животных они делали специальную посуду для жидких продуктов. Степняки очень искусно обрабатывали кожу и войлок, и даже окрашивали их в разные цвета, но окрашиванием в основном занимались женщины. Мужчины же в свою очередь занимались изготовлением вооружения, седла, сбрую, они строили дома и вели охоту на животных. В это время появляется примитивный ткацкий станок его использовали в ткачестве, а шерсть пряли на обыкновенном веретене. В изготовлении керамической посуды усуны достигли больших высот и были мастерами. Искусство усунов тесно переплетается со звериным стилем саков, данная традиция получила широкое распространение, усуны могли использовать зернь на золотых вещах, инкрустацию драгоценными камнями. В III-II вв до нашей эры приходит полихромный стиль взамен на звериный, он был основан на фигурах животных и птиц, украшение камнями цветными или орнаментами, подтверждением тому служит археологическая раскопка Актас, где были найдены ювелирные изделия полихромного стиля. Примером инкрустации может послужить Каркаралинская диадема, найденная в Каркаралинском ущелье. Археологи определили дату существование диадемы - 1 в.д.н.э.-2 в.н.э.. Курганы усунов представляли собой скопление камня, песка и дерна, а в могильная яма находилась в центре кургана. Покойника хоронили на спину головой на восток в центр кургана, туда обычно клали вещи, которые были очень важные для данного человека, очень часто клали посуду. На глиняной посуде и предметах было изображение солнца, или по-другому соляные знаки. Племенной союз канглов был сформирован в 3 в.д.н.э и существовал до 5 в.н.э. Основное расселение канглов был юге Казахстана, в средней части Сырдарьи. Китайские летописи являются главным источником изучения истории канглов. Они описывают жизнь, быт, культуру и верования кочевников. Около двух тысяч лет назад китайский правитель отправил свое посольство на изучение и ознакомление их с другими странами, и это посольство вернулось спустя 13 лет, они объездили много стран. Основная цель данного путешествия было завязывание торговых отношений с ними, в пути послы делали заметки и записки, и как раз таки в них было упоминание о канглах. Большую роль в истории сыграло очень удачное географическое расположение, которое позволяло контролировать части Великого Шелкого пути из Средней Азии в Поволожье. О развитости отношений в торговле может свидетельствовать погребение Мардан, в которых были найдены монеты, их относят ко 2 в.д.н.э.. Также в данном погребении были найдены резные камни, сделанные в Иране, коралловые бусы, сделанные в Индии и янтарь с побережья Балтийского моря. Археологические памятники канглов археологи делят на 3 группы: Отрар- Каратауская, Жетыасарская и Кауншинская культуры. В Кауншинской культуре канглы хоронили покойников вместе с одеждой, а рядом ставили сосуды с водой, посуду с пищей и все необходимые вещи. К мужчина в погребение клали ножи, кинжалы, мечи, луки и многие другие вооружения. А женщинам клали зеркала, серьги, бусы, и другие ювелирные украшения. Основным видом хозяйства было полукочевое скотоводство, но земледелие также играло немаловажную роль, об этом свидетельствует археологические раскопки. Вспомогательным хозяйством были охота и рыболовство. Женщины занимались прядением, обрабатывали шерсть. Шаш-Илак- был центром производства металлов, в Кулате были найдены мастерские по обработке металлов, это доказывает, что территория канглов была крупнейшим центром металлургии и металлообработки, они занимали площадь более 50 гектаров. У канглов были широко развиты танцы, песенное искусство, музыка. Были найдены музыкальные инструменты с пятью и двумя струнами. Канглы верили в сверхъестественное, поклонялись природе, приносили им в жертвы домашних животных, обожествляли звезды, Луну и Солнце. Поклонение небесным светилам объясняется тем, что именно по ним они определяли направление своих кочевок, и выполняли свои обряды. Был распространен культ предков. Исходя из выше сказанного, я могу сделать такой вывод: культура усунов и канглов сыграло важную роль в истории нашей страны. Данные культуры были связаны с Великим Шелковым путем, а именно ВШП являлось глобальным маршрутом торговли, он соединял Запад и Восток и оказал большое и значительное влияние на формирование культурного, политического, религиозного и экономического устройства стран, через которые он прокладывал свои пути. Культуры этих народов изучали китайские послы и историки, благодаря им мы узнаем больше о жизни, быте и культуре усунов и канглов. Культура усунов и канглов просто восхитительна об этом свидетельствуют археологические раскопки на территории Казахстана. Племенные союзы занимались многими видами ремесла: прядение, ткацство, металлообработка, изготавливали ювелирные изделия, при этом применяя инкрустацию, зернь и полихромный стиль, были мастерами в изготовлении керамической посуды, обрабатывали кожу животных, войлок. Изучение культуры усунов и канглов углубляет наши знания о культуре всего Казахстана, служит одним из фундаментов и продолжением культуры казахского народа. |