псз №5 культурология реферат. Культурное наследие саков, массагетов, гуннов, усуней и канглы
Скачать 51.32 Kb.
|
Министерство образования и науки Республики Казахстан Учреждение образования «Alikhan Bokeikhan University». Реферат на тему: Культурное наследие саков, массагетов, гуннов, усуней и канглы. Практическое (семинарское) занятие № 5 Выполнил: Толеубаев Мурат Толегенович Группа: ДУА-102с Дисциплина: «Культуралогия» Преподаватель дисциплины: Жаркимбаева Дана Бактубаевна город Семей План: Культурное наследие саков. Культурное наследие массагетов. Культурное наследие гуннов. Культурное наследие усуней. Культурное наследие канглов. Список используемой литературы. 1) Культурное наследие саков. Эта великая степь со своими равнинами, горами, лесами, растянувшаяся от Европы до центральных высоких гор Азии, имеет многовековую и сложную историю, здесь развивалась своя самобытная кочевая культура. В каждой эпохе истории человечества огромную роль играет культура. Но до сих пор еще полностью не раскрыты страницы истории развития культуры. На казахской земле найдено множество памятников материально - культурного наследия наших предков. Это, в первую очередь, поселения людей, древние строения, места очагов, оружие, предметы быта, ювелирные изделия, даже кости зверей, на которых охотились древние люди, кости животных, которых они выращивали. В ходе археологических раскопок найдено множество наконечников стрел, копий, ножей, мотыг, терок, топоров, молотков, булав, глиняной посуды, встречается много каменных изделий. В захоронениях вместе с костями людей находят различные предметы обихода, в более поздних могильниках - бронзовые изделия, золотые и серебренные украшения. Часть памятников древних саков - это захоронения сакских вождей. Они встречаются на берегах рек Талас, Чу, Или, в Кыргыстане, на склонах Илийского и Джунгарского Алатау, в Кегенских и Нарынкольских предгорьях. Памятники дреней культуры найдены в Аральском регионе в Чирик- Рабате, Бабиш - Молда, Баланды, и других захоронениях. Город Чирик - Рабат был столицей апасиаков. По утверждениям ученых, апасиаки - это саки, которые жили на берегах рек. Чирик- Рабат находился в 300 км от нынешнего областного центра - города Кызылорды, в юго- западном направлении от него, в пустыне Кызылкум. В центре города на площади в 12 га была расположена четырехугольная крепость - цитадель. В цитаделе расположены четыре кургана. Один из них ученные раскопали, но захоронения оказалось разграбленным. В нем были найдены различные ножи, бронзовые наконечники чтрел, относящиеся к V - IV векам до н.э. Вместе с костями умерших были и золотые украшения - застежки, осколки глиняной посуды. Были извлечены также детали железных доспехов апасиакского воина. Город Бабиш - Молда тоже расположен в Аральском регионе. По площади он поменьше, чем Чирик - Рабат. Но у него тоже мощные оборонительные сооружения с укреплениями, дувалами и окружным рвом. Во время раскопок были найдены печь для обжига глиняных предметов, основания для ручных мельниц, основания для ручных мельниц, остатки проса, кости домашних животных множество осколков глиняной посуды. Одним из замечательных памятников древней жытсуйских саков является найденный в Иссыкском кургане, в 50 км от Алматы, «Золотой человек». Этот курган был раскопан в 1969 - 1970гг. Предположительно, здесь захоронен сакский царевич. По предположению ученых ему было примерно 17-18 лет. По древним сакским обычаям умерший был одет в лучшую одежду, полностью экипирован оружием. В захоронении было свыше 4000 различных золотых красиво выполненных пластин, застежек и украшений. Верхняя одежда воина состояла из кафтана и штанов. Короткий кожаный кафтан красного цвета был сплошь обшит золотыми фигурными бляшками, а борта, низ и ворот - крупными квадратными изображениями голов орлов. Всего кафтан украшало около трех тысяч золотых предметов. Штаны по внешнему и внутреннему продольным швам были обшиты мелкими прямоугольными золотыми пластинками. Они заправлялись в кожаные сапоги с высоким голенищами. Голенища сапог украшали золотые бляшки треугольной формы, аналогичные бляшкам, украшавшим кожаный кафтан. Ювелирное искусство. Ювелирное искусство у саков было высоко развито. Древним мастерам было известно литье расплавленного золота в формы. Гребни с изображением голов животных, серьги, перстни, браслеты, застежки с оправленными в них драгоценными камнями украшали одежду сакских женщин. Широко практиковалось у саков обертывание деревянных изделий и украшений в золотую оболочку. Вместе с резьбой по дереву, ювелиры искусно изготовляли из обработанной кости застежки, накладки, пуговицы и другие предметы быта. Вообще, начиная с VII века до н.э., в Сибири, Казахстане, на европейском юге и в Поволжье в древнем ювелирном искусстве был широко распространен так называемый звериный стиль. Главной темой при этом были звери и мифические чудовища в зверином облике. Такие образы встречаются на казанах различных ритуальных предметах, на оружии, конских сбруях, а также на украшениях одежды. С традициями звериного стиля в ювелирном искусстве саки познакомились в воинских походах в Переднюю Азию, в Персию. Именно после возвращения из походов из этих мест в сакском искусстве появились образы льва или фантастического существа, напоминающего льва, сюжетные рисунки, в центре которых находились священное дерево или фигура божества. Через образы лошадей, оленей, овец, верблюдов, снежных барсов, тигров, орлов, реже - сайгаков, волков, зайцев, саки отображали своих мифических предков разных племен. Саки придавали им особое религиозное значение. Звериный стиль основан на представлениях, сохранившихся в древних эпосах о происхождении человека от различных животных. Каждый род и племя считали своими прародителями - оленей, волков, архаров, тигров, орлов и т.д. Поэтому считалось, что все предметы с изображением древних предков являются священными амулетами и приносят счастье. Образы животных на оружии во время сражений должны были поднимать воину дух, защищать от стрел и приводить к победе. В 1983 году в Илийско - Казахско автономной области в одном из захоронений в Кунесском районе был найден бронзовый бюст сака в высоком головном уборе - тымаке. Это лишь одно из свидетельств высокого уровня социально - экономической жизни кочевых сакских племен, их развитой культуры. Религиозные верования саков. У саков религиозные представления играли особую роль, они содержали в себе всевозможный религиозный смысл, значение. Оседлые саки обожествляли землю. По их представлениям земля - мать наделена священной силой. Кочевые саки поклонялись божествам солнца, огня и войны. Они верили в духов умерших, верили, что мертвые оживают вновь. Саки хоронили умерших в парадной одежде, вместе с оружием, едой, необходимыми предметами обихода. Иногда хоронили вместе с хозяином и его лошадь. На могилу насыпали из камней и земли курган, захоронение окружали каменной кладкой. Археологические раскопки приводили к находкам таких захоронениях различных серебряных блюд, гребней и других предметов. По находкам в захоронениях можно сделать выводы, что древние саки верили в духов своих предков, домашнего очага, у них были традиции и обычаи поклонения потусторонним духовным силам, которые поддерживают, способствуют успехам. Возникновение этих традиций было связано с представлением, что все умершие живут вечно, что существует другой мир, в котором мертвые живут по традициям и обычаям своих родов и общества, по заведенным издавна правилам и привычкам. В связи с этим и торжественность захоронений, предметы и вещи в них соответствуют тому положению, которое было у человека при жизни. Вот почему племена и союзы племен оставляли в захоронениях знатных, наделенных властью людей дорогие украшения и оружие, которые они носили и использовали при жизни. Саки больше всего поклонялись огню и солнцу как очищающим силам. Эта вера была широко распространена среди племен Евразии, занимавшихся скотоводством. Например, традиция сжигания деревянных надмогильных сооружений тоже была связана с верой, что огонь отгоняет всех злых духов и очищает. На надгробья наносили красную краску как символ огня и солнца. У саков предметы жертвоприношений были разными. Так, на юге Казахстана - это жертвенные блюда и светильники, украшенные бронзой, а в центральном и Восточном Казахстане - жертвенные блюда и светильники, сделанные из камня. У саков мнение об окружающем мире было следующим - весь мир состоит из трех миров: нижний - подземный, средний - земной и высший - мир голубого неба. Мир имеет четыре угла: правый, левый, передний, задний. Понятие саков о космосе выражено в головном уборе сакского принца, найденного в Иссыкском кургане. На передней стороне головного убора «Золотого человека» изображены солнце, как образ всей вселенной: конь с четырьмя крыльями и четыре золотые стрелы. Это особый знак владения бога миром. Культурное наследие массагетов. Массаге́ты (др.-греч. Μασσᾰγέται, лат. Massagetae) — имя используемое античными авторами для обозначения ираноязычного кочевого народа, обитавшего на территории Скифии. Геродот, ссылаясь на современников, писал, что по мнению некоторых из них массагеты — это скифское племя. «В современной науке установилось мнение о скифском (иранском) происхождении массагетов на основании родства их культуры с культурой исседонов, савроматов (о которых писал Геродот и которых, вслед за Плинием, отождествляют с сарматами), скифов и саков». Связи массагетов с саками не ясны, поэтому можно встретить термин «культуры сако-массагетского круга». Продолжением этой версии являются предположения о том, что одними из потомков массагетов являлись хорезмийцы, покорённые Дарием I и упоминаемые в Бехистунской надписи, которые, якобы, входили в некий «массагетский союз племён». Однако Бехистунской надписью собственно массагеты не упоминаются. Геродот не включает массагетов, в отличие от саков, ни в перечень народов, подвластных Ахеменидам при Дарии, ни в перечень народов, представленных в войске Ксеркса. Область обитания массагетов. Геродот писал: «Говорят, что массагеты — племя и большое и сильное», которое обитает (др.-греч. οἰκημένον) на востоке, за рекой Аракс, напротив исседонов; что значительной частью равнины, являющейся продолжением восточного берега Каспия, владеют (др.-греч. μετέχουσι массагеты. Таким образом, определение места обитания массагетов упирается в идентификацию геродотова Аракса. Со слов Геродота «река Аракс текущая на восток» «из страны матиенов, изливается сорока устьями, из которых все, кроме одного, впадают в болота и топи». Страбон, описывая кавказский Аракс, находя сообщение Геродота невероятным, говорил, что «По словам Геродота, Аракс вытекает из области матиенов, а затем разветвляется на 40 рукавов, отделяя скифов от бактрийцев», чем подтверждает слова Геродота о том, что Аракс берёт своё начало из страны матиенов, которые были известны проживающими на границе Каппадокии и Армении. Страбон также говорит, что «Аракс протекает через Армению». Однако далее, ссылаясь на неизвестное науке свидетельство, якобы, недошедшее до нашего времени, Страбон говорит, что «По словам Эратосфена арахоты и массагеты живут рядом с бактрийцами, на запад от них, по течению Окса» (совр. Амударья), то есть на его южном берегу, так как восточнее его северных берегов простирается не Бактрия, а Согдиана, где проживали согдийцы, а не бактрийцы; там же Страбон сообщает, что Окс отделяет согдийцев и бактрийцев. Со слов Геродота, писавшего свою «Историю» в середине V века до н. э., то есть уже после победы массагетов Томирис над Киром Великим, массагеты этими территориями владели (др.-греч. μετέχουσι., а не обитали (др.-греч. οἰκημένον). Г. Штейн доказывая, что в 11-й главе 4-й книги, как и в других главах геродотовой «Истории», в Араксе следует видеть армянский Аракс, полагал, что массагетами были вытеснены не причерноморские скифы, а туранское племя саков, которые перешли кавказский Аракс на пути в Мидию. Игорь Пьянков, изначально полагавший, что Аракс, который форсировал Кир во время похода на массагетов — это Амударья с её каспийским рукавом Узбоем, после 11 лет изысканий, высказывал иную точку, относя это описание к кавказскому Араксу. Этой же версии придерживался Деланоз. Следуя этим версиям массагеты Томирис обитали на западных берегах Каспийского моря, там где ранее было известно Закавказское скифское царство Ишкуза, а в более позднее время на этих территориях располагалось царство Маскут, где так же были известны массагеты под именем маскуты (арм. форма слова массагеты). М. Геворгян, комментируя переведённую им «Историю Армении» Фавстоса Бузанда пишет, что «Маскуты или массагеты жили на берегу Каспийского моря, принадлежали к скифскому племени. По Географии VII в. Анании Ширакского, их местопребывание значится у западных берегов Каспийского моря, до города Дербента». Многие исследователи, видя некое противоречие в сообщениях Геродота, в части массагетов владеющих значительной частью Закаспийской равнины и обитающих за Араксом, текущим на восток, предлагают версии его локализации. Существует мнение о сочетании в тексте геродотовой «Истории» сведений о кавказском Араксе и других рек. «Ф. Г. Мищенко считал, что Аракс — просто нарицательное обозначение большой реки». Однако в своей «Истории» об Араксе Геродот упоминал несколько раз, а именно в главах 201, 202, 205, 206, 209, 211 и 216 1-й книги, в главе 36 3-й книги, в главах 11 и 40 4-й книги, но нигде не говорил, что существует две (или более) реки с названием Аракс; как и не говорил, что «Аракс отделяет скифов от бактрийцев», — слов приписываемых ему Страбоном. В настоящее время большинство исследователей отождествляют геродотов Аракс с Оксом (совр. Амударья), размещая массагетов Томирис за Оксом. Однако, ни Геродот, ни Страбон, ссылающийся на Эратосфена, не локализовали массагетов ни за Оксом, ни за Яксартом. Существуют и другие версии. Авторы принимающие за геродотов Аракс Волгу, размещают массагетов восточнее её. Другие авторы, отождествляя его с Яксартом (совр. Сырдарья), размещают массагетов за ним или в его низовьях в дельте реки Сырдарьи где она вливается в Аральское море. Последней версии придерживались Алексей Левшин и Уильям Тарн, который полагал, что массагеты господствовали от Каспийских степей до Карпат, что на востоке их ограничивало устье Яксарта, а севернее Каспия жившие там аорсы. Центром массагетского государства был город Чирик-Рабат (Казахстан) расположенный на юго-востоке Аральского моря. Город был основан древними сако-массагетскими племенами примерно в XIV веке до н. э. Жители города владели гончарным, кузнечным, литейным искусством. В городе была своя библиотека. Чирик-Рабат был торговым центром на пути древнего Великого шёлкового пути. По мнению профессора А. Айдосова знаменитый так называемый «Золотой человек» из Иссыкского кургана происходил из бывших жителей Чирик-Рабата, из присырдарьинских саков(дай-дахов). Геродот писал, что царица (др.-греч. βασίλεια. массагетов Томирис, понимая, что Кир сватает не её, а её царство, отклонила его предложение, после чего Кир, устремившись к Араксу, открыто начал военный поход против массагетов и погиб в землях массагетов. Геродот считал эту битву самой жестокой из всех битв, которые были у варваров. Культурное наследие гуннов. Гу́нны (греч. Ούννοι, лат. Hunni) — кочевой народ, вторгшийся в Европу из степей Центральной Азии в конце IV века. Их нападение стало первоначальным толчком для Великого переселения народов. Гипотеза о происхождении гуннов от центрально-азиатского народа хунну, упоминаемого в предшествующее время в китайских источниках, принимается большинством учёных. Гунны — племенная группа алтайского типа (тюркские, монгольские, тунгусо-маньчжурские языки), вторгшаяся в 370-х годах в Восточную Европу в результате длительного продвижения к западу от границ Китая. Вторжение гуннов, которое, как и миграция сарматов в предыдущий период, было обусловлено этническими сдвигами в средней Евразии, имело далеко идущие исторические последствия для дальнейшего развития западной Евразии. В правление Аттилы (434—453) гуннское объединение с центром в Паннонии достигло максимальной экспансии, охватив территорию от Волги и Кавказа до Рейна. После смерти Аттилы в 453 году Империя гуннов распалась, и гунны были поглощены новыми группами прибывавших с востока кочевников. Аланы были первыми, испытавшими последствия натиска гуннов, а за ними вскоре последовали герулы, бургунды, готы и другие. Отступление этих народов перед наступающими гуннами вылилось, в свою очередь, в движение других германских племён с их собственных мест, и поскольку все они в то или иное время вышли к границам Римской империи, последние оказались отодвинуты или даже прорваны в нескольких местах. Некоторые германские племена были допущены на территорию Римской империи мирно на условии, что они помогут охранять имперские границы от иных «варварских» племён, надвигавшихся с востока или севера. В других случаях германцы силой проложили себе дорогу в римские провинции. Как те, кто пришёл в качестве союзника императора, так и те, кто пришёл как его враг, одинаково провозгласили контроль над оккупированными ими провинциями. Некоторое время каждое германское племя казалось находящимся в постоянном движении, продвигаясь далее и далее на юг и запад. Так, вандалы и аланы, выдвинувшись к дунайской границе, вторглись сначала в южную Галлию и затем в Испанию, откуда вандалы в конечном счёте проникли в Африку и поселились у древнего Карфагена. Следуя по стопам германцев, гунны расположились в Паннонии на среднем Дунае. Кампании Аттилы ударили как по Риму, так и по германцам. В этом водовороте большинство западных провинций Римской империи было постепенно поглощено различными германскими племенами, и в конце концов Одоакр[9] захватил и сам Рим. Имя гуннов послужило эпонимом для астероида (1452) Гунния. Происхождение гуннов. Одна из основных гипотез связывает гуннов с хунну (сюнну) — народом, который обитал на севере Китая, в излучине реки Хуанхэ. Он упоминается в китайских источниках с III века до н. э., и это был первый народ, создавший в Центральной Азии обширную кочевую империю. В 48 году н. э. хунну разделились на две ветви, северную и южную. Потерпев поражение от сянби и Китая, объединение северных хунну распалось и его остатки мигрировали в западном направлении. Помимо созвучия имён на генетическую связь между гуннами и хунну Центральной Азии указывает ряд категорий материальной культуры, в особенности в сфере военного дела, характерной чертой которого было использование сложносоставного лука. Культурное наследие усуней. Усуни (кит. 烏孫) — кочевое племя индоевропейского (индоиранского) либо тюркского происхождения, обитавшее в древности на севере современного Синьцзяна, а затем в гуннскую эпоху переселившееся на территорию Семиречья. Историю усуней можно проследить начиная с II в. до н. э. Согласно свидетельству Яня Шыгу, усуни отличались от других обитателей Западного края: были среднего роста, имели голубые глаза и рыжие волосы. Глава общества усуней носил титул гуньмо (великий гуньми), а его родичи именовались далу. Столица усуней Чугу-чэн (Кызыл Ангар город Красной долины) предположительно находилась на берегу Иссык-Куля (современное село Кызыл-Суу — центр Джети-Огузского района Киргизии). Государство усуней делилось на три части: восточную, западную, центральную. Усуни вели войны с кангюями и гуннами за пастбища, имели широкие дипломатические и родственные связи с Китаем. Общество усуней достигло уровня государственности. Источники упоминают город Усунь. Осёдлые усуни жили в постоянных жилилищах, построенных из сырцового кирпича и камня, а кочевые в юртах. Первоначально усуни жили в районе провинции Ганьсу по соседству с юэчжами, а затем из-за раздора с ними во II веке до н. э. (160 году до н. э.) переселились на земли саков-тиграхауда в Семиречье. К 139 году до н. э. усуни уже были привычными обитателями Семиречья, смешанными с саками и оставшимися юэчжами, но эти сведения дошли до Китая только через Чжань Цяня. В начале нашей эры обозначились противоречия усуней с хунну. В I веке до н. э. их численность достигала 630 тыс. человек или 120 000 юрт. Основная территория усуней располагалась в Илийской долине, а западная граница проходила по рекам Чу и Талас, где усуни граничили с Кангюй. На востоке они имели общую границу с гуннами, а на юге их владения граничили с Ферганой. Ставка верховного правителя Великого Гуньми находилась в городке Чигу в 8900 (ханьских) ли от столицы Хань Чанани. В 170-х годах до н. э. вождь хунну Модэ разбил усуней и присоединил Восточный Туркестан к своему государству. Гуньмо усуней был вынужден явиться в ставку Модэ и признать его власть над усунями. После этого усуни сыграли важную роль как часть воинской силы Хунну в том числе во время разгрома племени юэчжей. Китайский посол в Давань Чжан Цянь обнаружил, что усуни живут кочуя со скотом, по обычаям схожи с хунну, могут выставить несколько десятков тысяч отважных лучников. Впоследствии китайские дипломаты оценили полную силу усуней в 188 800 воинов. Культурное наследие канглов. Канглы (канлы́, кангли, каглы, башк. Ҡаңлы; каз. Қаңлы; ног. Канъылы; кар. Қаңлы; узб. Qangli; кирг. Канды, Каңлы, якут. Хаҥаластар) — тюркское племя, известное со Средневековья в Приаральских степях (на севере от Хорезма и до Волги, вдоль реки Сырдарьи). Канглы играли значительную роль в древних азиатских государствах, особенно в Государстве Хорезмшахов. Канглы — одна из основных частей кипчакского объединения племён. Их главная ставка была на нижней Сырдарье. Переселившись в начале XI века на среднее течение Сырдарьи, кипчаки оказались соседями племен канглы. Это произошло после того, как значительные массы огузов оставили бассейн Сырдарьи. Канглы заняли районы в нижнем течении Сырдарьи и на северо-восточном побережье Аральского моря. Центром владений канглы стал Каракурум. Эта ставка находилась неподалёку от города Дженда. Таким образом, племена канглы в XI—XII веках входили в племенное объединение кипчаков, однако могли быть вполне самостоятельны, ввиду своей многочисленности. В «Сокровенном сказании» степь к западу Иртыша именуется «страной канлийцев и кыпчаутов». Канглы располагались к северо-востоку от рек Талас и Чу, далее на юго-запад вдоль озера Балхаш. Другая часть племён канглы, как указывалось, расселялась к северо-западу от Аральского моря, на реке Эмбе и далее на запад. Канглы в XII веке сместились из Зауралья к нижнему течению Сырдарьи. История этого народа хорошо отражена в средневековых письменных источниках, написанных на восточных языках. Согласно данным этих источников, канглы занимали обширную территорию от Семиречья до реки Таласа, низовьев Сырдарьи и предгорий Каратау. В XIII—XIV веках часть их распространилась до гор Улутау и Тургайской степи, к зиме они возвращались на Сырдарью. В древние времена канглы входили в конфедерацию племён, позднее составивших Старший жуз казахов. После распада Золотой Орды и Чагатайского улуса канглы составили один из основных компонентов казахского союза. Первым в племени казахов-канглы считается Келдибек. От его первой жены Сары берёт начало группа родов сары-канглы, а от второй жены — кара-канглы. Обитатели западного Семиречья, склонов Каратау и бассейна Средней Сырдарьи канглы были также одним из значительных племён Могулистана и Ак-Орды и важнейшей составной частью Старшего жуза. Как и кипчаки, дуглаты и уйсуни, канглы сохранили в основном этническую целостность на своей древней территории и сыграли большую роль в казахском этногенезе. На протяжении всей истории Могулистана канглы (они назывались здесь также именем бекчики, пожалованным им за оказанные Бекчиком канглы услуги при возведении Тоглук-Тимура ханом и употреблявшимся, очевидно, лишь среди знати и верхушки в официальных хрониках) играли определённую роль в политической жизни. В период усиления феодальной раздробленности после Вайс-хана (в 1430-х годах) предводители канглы-бекчиков упорно стремились закрепить свою самостоятельность. Западные ветви канглы — присырдарьинские и чу-таласские — могли быть в основе объединения казахов при Керей-хане и Жанибек-хане, которые имели прочное влияние в районах расселения канглы — как в Южном Казахстане во время их оппозиции Абулхайр-хану, так и после откочёвки в западные районы Семиречья. В начале XVII века канглами и катаганами, проживавшими в Ташкентском уезде управлял удельный казахский хан Турсун. В 1627 году Есим-хан убил Турсуна и разорил подвластных ему канглы и катаганов; большая часть последних бежала за Сырдарью на запад, а оставшиеся под именем шанышкылы присоединились к канглы. Начиная с первой четверти XVIII века племя канглы начинает фигурировать в русских письменных источниках. Согласно документов русской колониальной администрации канглы на рубеже XIX—XX веков проживали двумя компактными группами: в долине реки Или, на Алтын-Эмельской возвышенности, в верховьях реки Сыр-Дарьи и в Ташкентской области. По подсчётам востоковеда Н. Аристова, в конце XIX века численность казахов из племени канглы достигала 10 тысяч человек. Изm них в Верненском уезде проживало до 300 семей, в Аулиеатинском — 350, Чимкентском — 478, Ташкентском — 1650. По другим данным, в XIX—XX веках их числ. достигала 50 тыс. чел. (Н. Масанов) или даже превышала 190 тыс. чел. (М. Тынышпаев). Академик АН Казахской ССР А. Кайдаров оценивал суммарную численность канглы и шанышкылы в 14 тыс. семей. Состав племени: сары-қаңлы АҚЫЛҚОЖА (Ырғақты, Құйысқанды, Жусанды, Ашамайлы, Қарқаралы, Ергенекті) ОМЫРТҚА (Монтай, Мақсұт, Шарым, Есқара, Қиял, Кеден) МИЯМ (Жайсаң, Бақтияр, Әдік, Әли, Досеке, Еңіреп, Оразбақ, Тоғай, Асқан, Қожамберді, Көрпебай) АҚБАРАҚ (Таздар, Қашаған, Қойқара, Сақы, Қырықсадақ) ӘЛСЕЙІТ (Құдайқұл, Мәшен, Қыстаубай, Жайлыбай, Көзем, Ырысбай, Айдабол, Дөден, Кенжебай, Ағай, Айбек, Жұман, Оразбай) ТОҚАЙ (Дүйсен, Байкісі, Өтел, Алыбай) ШОҚПАР (Қоңырбай, Жақсыбай, Жақсылық, Ақшуақ, Түркебай, Құнанбай) ЕШКІЛІ (Қосай, Елбақай, Сойылқас) қара-қаңлы ЕРЕЗЕН (Матах, Райытбек, Үркінбай, Томаш, Құтты) ЕҢКЕ (Қармен, Түмен, Шоңай, Есберді, Батыр) ТАНТА (Құлжан, Шомақ, Олжабай, Қосаболат, Қайырлия, Тұра, Таз, Былғары, Сертек) ҚАРАМАНАС (Тәпи, Қуаныш, Қошай, Қозымбет,) ҚАСПАН (Садақ, Дәулетай, Бәйдек) ТОҒЫЗБАЙ (Бағытай, Дүнкелді, Теке, Бердібай, Қатшы) ОНБАЙ (Қонаққожа — Тоғанай, Мәмбет (қызыл қаңлы), Бақа (Теңіз). Қозы — Жасмырза (Алпыс, Құмырсқа, Бадырақ), Бұзаушы, Тартулы, Жылқышы) Список используемой литературы. Саки https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BA%D0%B8_(%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B0) Массагеты. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B0%D0%B3%D0%B5%D1%82%D1%8B Гунны. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%83%D0%BD%D0%BD%D1%8B Усуни. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%B8 Канглы. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D1%8B_(%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D1%8F) |