Главная страница
Навигация по странице:

  • Культурология как научная дисциплина

  • Морфология культуры

  • Структура и функции культуры

  • Язык культуры.

  • Типология знаковых систем культуры

  • Вторичные знаковые системы

  • Лекция ТТДНГ. Лекции по Культурологии. Тема Морфология культуры. Язык культуры История формирования понятия культура


    Скачать 206.44 Kb.
    НазваниеТема Морфология культуры. Язык культуры История формирования понятия культура
    АнкорЛекция ТТДНГ
    Дата11.10.2022
    Размер206.44 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛекции по Культурологии.docx
    ТипДокументы
    #727197
    страница1 из 9
      1   2   3   4   5   6   7   8   9


    Тема 1. Морфология культуры. Язык культуры
    История формирования понятия «культура». Споры о том, что есть культура, продолжаются со времён Античности. Сам термин «культура» имеет латинское происхождение и употреблялся изначально в агротехнике. В своей работе «Тускуланские беседы» (45 г. до н.э.) древнеримский политический деятель, оратор и философ Марк Туллий Цицерон впервые употребил его относительно человека, назвав философию «культурой души» («cultura animae»). Он считал, что человек, занимающийся философией, обладает культурой духа и ума. Цицерон воспринимал культуру как благотворную силу, возвышающую человека над природой.

    К настоящему времени в философии, культурологии, социологии, антропологии и других науках, выработано многообразие подходов к определению сущности и функций культуры. Одни видят в культуре средство адаптации человека к условиям существования в данном конкретно-историческом контексте, другие определяют культуру как совокупность материальных и духовных ценностей, произведённых человеком, третьи понимают культуру как исключительно духовную жизнь человека и т.д. Среди концепций культуры можно выделить деятельностную, историческую, эволюционную, социологическую, аксиологическую, семиотическую, игровую, символическую и некоторые иные.

    Теоретическая разработка проблем культуры началась ещё во второй половине XVIII века и связана с деятельностью ведущих просветителей Европы - Дж.Вико, Ж.Ж.Руссо, Вольтера. Они рассматривали различные аспекты культуры, такие как политика, экономика, мораль, искусство, пытаясь по-новому осмыслить действительность в свете рациональных представлений о мире. В их взглядах на культуру приоритетным был натуралистический подход, в котором культура выступала средством осуществления господства над природой.

    Историческая концепция культуры, основы которой были заложены в трудах немецкого просветителя И.С.Гердера, В.Гумбольта, И.Канта, нашла последовательное развитие в философии О. Шпенглера и английского историка и социолога А.Тойнби.

    О. Шпенглер в своём труде «Закат Европы» [1] представляет историю как смену культур, рассматривая культуры как организмы, имеющие определённый срок развития (примерно 1000 лет). На стадии умирания культура, по мнению Шпенглера, перерождается в цивилизацию - «голый технизм». А.Тойнби в своём 12-томном труде «Постижение истории» [2], сначала рассматривал историю как развитие локальных цивилизации, автономных друг от друга, но проходящих общий путь развития от подъёма к надлому, распаду и гибели, однако позже он пересмотрел свои взгляды и стал воспринимать все культуры, связанные с мировыми религиями, как составляющие единой человеческой истории, движущейся к созданию единой общечеловеческой культуры.

    Материальная составляющая культуры, как основа совершенствования человеческого рода, была представлена в работе американского этнографа Л.Г.Моргана «Древнее общество». История человечества, по мнению Моргана, включает периоды «дикости», «варварства» и «цивилизации». Материалистическое понимание истории культуры содержится и в марксистской концепции К.Маркса и Ф.Энгельса. Материальное производство и материальная культура рассматриваются ими как определяющие по отношению к духовной её составляющей и обеспечивающие прогрессивное развитие общества.

    Основоположником эволюционной концепции явился английский этнограф Э.Б.Тайлор [3], считавший, что культура (отождествлял её с цивилизацией) – это постепенное развитие материальных и духовных ценностей от менее совершенных к более совершенным. Взгляды Тайлора развил представитель неоэволюционной концепции, американский культурантрополог Лесли Уайт.

    Социологическая концепция (М.Вебер, Э.Дюркгейм, К.Манхейм, П.Сорокин). Её представители пытались осознать сущность культуры через общество, его социальную структуру и социальные институты. П.Сорокин [4] воспринимал культуру как ценностную систему, определяющую вектор общественного развития. Исходя из наличия ценностей, философ выделял идеациональную, идеалистическую и чувственную культуры.

    Психоаналитический подход представлен работами австрийского психолога, невропатолога, психиатра и культуролога З.Фрейда. В основе лежит восприятие культуры как сублимации влечений. Фрейд, исходя из биологических потребностей людей считал, что культура может подавлять природные инстинкты человека и становится источником его агрессии.

    В игровых концепциях (Й.Хейзинга, Х.Ортега-и-Гассет, Э.Берн) культура воспринимается как свободная, творческая неутилитарная, близкая игровой деятельность. В книге Й.Хейзинги «Человек играющий» [5] культура понимается как развивающаяся в игре: культ перерос в священную игру, поэзия родилась в игре и стала жить благодаря игровым формам, музыка и танец – сплошная игра, право выделилось из обычаев священной игры. Однако в современной культуре Хейзинга видит убывание игрового элемента и для обозначения этого процесса вводит термин «пуэлиризм» - путаница игры и серьезного. Современный человек не воспринимает серьезно работу, долг, жизнь, и наоборот, игровая деятельность приобретает серьезный характер (к примеру политические речи лидеров Хейзинга воспринимает как злое озорничанье). В разработку проблем культуры весомый вклад также внесли К.Леви-Стросс, Л.Гумилев, С.Хантингтон, И.Ильин, Ю.Лотман, Л.Н.Коган, А.И.Арнольдов и многие другие ученые.

    Многообразие трактовок понятия «культура» обусловлено глобальностью и многогранностью проблемы культуры. Но есть нечто объединяющее различные подходы к её пониманию, и это, прежде всего, заложенные смыслы в самом термине cultura (в переводе с латинского возделывание, обработка, уход), что в отличие от противоположного понятия natura (природа) означает нечто созданное, внеприродное. Отсюда восприятие мира культуры не в качестве стихийного образования, а как результата целенаправленных усилий людей по совершенствованию и преобразованию как природы, так и самих себя.

    Таким образом, культура, порождённая стремлением человека искать смысл жизни и деятельности, изначально связана с человеком и вне связи с ним не существует. Культура – это определённый способ организации человеческой деятельности, представленный системой материальных и духовных ценностей и социокультурных норм, а также сам процесс самореализации и раскрытия творческого потенциала личности и общества в различных сферах жизни [6].

    Культурология как научная дисциплина. Культурология - интегративная гуманитарная наука, изучающая закономерности, логику, специфику существования и развития мировой культуры. Сформировавшись на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе, она изучает культуру как целостность, как специфическую функцию и модальность человеческого бытия. Поэтому культурологию можно предстать как комплекс гуманитарных наук о культуре.

    Изучением культуры занимались и продолжают заниматься большое количество наук, таких как философия, этика, эстетика, история государства и права, теология и др. Однако каждая из этих наук имеет свой предмет исследования. Культурология, предметом изучения которой является культура, выступает систематизирующим фактором всего комплекса наук о культуре.

    Разнообразие точек зрения на культуру, отражающее многоаспектность и сложность этого понятия, вобравшего, по существу, все материальное и духовное богатство мира, созданного человеком не снимало и не снимает задачи создания некой единой самоценной теории культуры в ХХ веке, самостоятельной науки – культурологии, не менее разработанной и престижной, чем скажем, философия, история и т.д. Такая задача впервые была поставлена известным американским учёным культурантропологом Лесли Альвином Уайтом (1900-1975), который в 40-е годы ХХ века попытался не только обосновать необходимость уже формировавшейся отрасли знания, но и заложил её некоторые общетеоретические основы, а также впервые применил понятие «культурология». Используя этот термин в своих работах – «Наука о культуре», «Эволюция культуры», «Понятие культуры» [7], Уайт стремился ускорить переход от частных наук к целостному исследованию культуры. В середине ХХ века «Культурология» окончательно выделилась в самостоятельную область знания.

    Культурология, как отмечалось выше, выступает систематизирующим фактором всего комплекса наук о культуре, ставя перед собой следующие цели:

    • выведение на более высокую ступень достижений человека как творца с присущими его творчеству значениями;

    • постижение духа культуры;

    • понимание культуры как своей, так и иной;

    • восстановление целостных представлений о мире, картины мира как единого процесса;

    • создание единой и самоценной теории культуры;

    • утверждение общей методологии исследования для всех дисциплин, изучающих культуру.

    Предметом культурологии является культура как явление, ее структура, функции и задачи, история культуры, закономерности и особенности в ее развитии, функционирование и взаимосвязь различных культур во времени и пространстве.

    Объект познания культурологии – культура как исторический социальный опыт людей, закреплённый в артефактах, паттернах, традициях, обычаях и нормах, языке, религии, законах и т.д.

    Стало своего рода традицией выделять в развитии культурологического знания три основных исторических периода: этап зарождения (от античности до XVIII в.); этап становления (XVIII–XIX вв.); третий – развитие культурологии как самостоятельного комплекса теоретических и исторических дисциплин в ХХ и XXI вв.

    Представление о культуре как сложной целостности вещественных и идеальных артефактов (от лат. arte – искусственно и factus – сделанный) предполагало возможность их классификации и систематического изучения. Это обусловило дифференциацию знаний о культуре. Поэтому культурология, как самостоятельная отрасль науки, состоит из шести взаимосвязанных разделов: истории мировой и отечественной культуры; истории культурологических учений; философии культуры; социологии культуры; культурной антропологии; прикладной культурологии. Каждый из них имеет свой объект исследования, отличается языком описания, спецификой анализа и взаимодействует с определённым кругом наук [8].

    Морфология культуры - раздел наук о культуре, в рамках которого изучаются формы и строение отдельных артефактов и их объединений (паттернов, культурных конфигураций) в синхронном и диахронном (в историческом развитии и конкретном временном «срезе») планах их существования, закономерности строения и процессы формообразования искусств, объектов.

    В общем смысле — это изучение строения искусственной среды существования человека в связи с реализацией фундаментальных форм жизнедеятельности.

    В более частном смысле — это изучение вариаций культурных форм и артефактов в зависимости от их социального, исторического, географического распределения.

    Морфологическое изучение культуры предполагает следующие направления исследования культурных форм и артефактов:

    • генетическое - порождение и становление культурных форм;

    • историческое - динамика культурных форм и конфигураций в исторических масштабах времени;

    • структурно-функциональное - принципы и формы организации культурных объектов и процессов в соответствии с задачами удовлетворения потребностей, интересов и запросов членов общества;

    • технологическое - распределение культурного потенциала в физическом и социокультурном пространстве и времени.

    Общую морфологическую модель культуры, в соответствии с сегодняшним уровнем знания, можно представить через следующие уровни связи субъекта социокультурной жизни с окружением - специализированный, обыденный, трансляционный.

    Специализированный уровень культуры. В данном случае культура выступает как взаимосвязь элементов, каждый из которых есть следствие предрасположенности человека к определенной деятельности - хозяйственной, экономической, политической, философской, правовой, научно-технической, религиозной, художественной и т.д.

    Обыденный уровень культурыэто совокупность идей, норм поведения, явлений культуры, связанных с повседневной жизнью людей: социальная организация - домашнее хозяйство, нравы и обычаи, мораль, обыденное мировоззрение; социально значимое знание - обыденная эстетика, суеверия, фольклор, практические знания и навыки и т.д.

    Специализированный и обыденный уровни культуры взаимосвязаны между собой и влияют друг на друга. Так, экономической культуре соответствует домашнее хозяйствование, ведение семейного бюджета; политической - нравы и обычаи; правовой культуре - мораль; философии - обыденное мировоззрение; религии - суеверия и предрассудки, народные верования; научно-технической культуре - практические технологии; художественной культуре - обыденная эстетика (народная архитектура, искусство украшения жилища).

    Трансляционный уровень культуры. Между специализированным и обыденным уровнями культуры существуют следующие каналы связи:

    • сфера образования, где традиции, ценности каждого из элементов культуры транслируются (передаются) последующим поколениям;

    • средства массовой коммуникации (СМК) - телевидение, радио, печать, где осуществляется взаимодействие между «высокими научными» ценностями и ценностями повседневной жизни, произведениями искусства и массовой культурой;

    • социальные институты, учреждения культуры, где знания о культуре и культурные ценности становятся доступными для широкой публики (библиотеки, музеи, театры и т.п.) [9].

    В рамках культурологии морфологический подход имеет ключевое значение, поскольку позволяет выявить соотношение универсальных и этноспецифичных характеристик в строении определенной культуры.

    Структура и функции культуры. Поскольку культура является сложным образованием, затрагивающим различные сферы деятельности человека, для её структурирования необходимо выделить определённое основание.

    1. В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень можно выделить элитарную, народную и массовую культуры.

    2. Структурирование культуры по её носителю позволяет выделить культуру социальных общностей, или субкультуру: профессиональную, городскую, сельскую, молодёжную, культуру семьи и отдельного человека.

    3. Если учитывать многообразие человеческой деятельности, то можно выделить материальную и духовную культуры. К первой относится культура труда и материального производства, быта, места жительства (топоса), физическая культура. К духовной культуре можно отнести познавательную (интеллектуальную), нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную. Это деление условно, поскольку многие из видов культуры – экономическая, политическая, экологическая, эстетическая и т.д. пронизывают всю её систему и не относятся в чистом виде ни к материальной, ни к духовной культуре.

    Предначертанная культуре задача - связывать людей в единое человечество, находит выражение в целом ряде её конкретных общественных функций. Их число в работах разных авторов не одинаково, да и обозначаются они иногда по-разному.

    Гуманистическая, или человекотворческая, - воспитание, возделывание духа по Цицерону.

    Исторической преемственности (информационная) – функция трансляции социального опыта. Обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса.

    Гносеологическая, познавательная. Культура является своеобразной «базой данных» человечества, собирая и сохраняя знания, полученные человечеством.

    Коммуникативная. Коммуникация — это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации.

    Семиотическая или знаковая функция (от греч. – учение о знаках). Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Например, для познания различных видов искусства – живописи, музыки, театра – нужны знания специфических языков.

    Регулятивная (нормативная) функция связана с регулированием различных видов общественной и личной деятельности людей, она поддерживается моралью и правом.

    Адаптационная функция проявляется в эффективном приспособлении индивида к требованиям общества, приобретении им необходимого набора социальных черт [8, с.36].

    Язык культуры. Всеобщим элементом культуры, способным достаточно точно выражать её дух и логику, является язык. Без него культурный процесс не может начаться, язык – условие культуры. Вербализация, затем интеллектуальное обоснование своих потребностей и реакций легко приняли устойчивые символические формы, так появились первые феномены культуры, так началась история культуры. Язык открыл путь к свободному самоопределению и самовыражению человека.

    Культура всегда есть связь между людьми, группами, сообществами, объединениями. Всё, что в ней создаётся, должно быть передано от одного субъекта культуры к другому. Поэтому культура принципиально коммуникативна; она внутренне семиотична, т.е. всегда выступает как совокупность знаков, выражающих определённое содержание, передающих некоторый смысл. Субъекту культуры всегда необходим партнёр, адресат, собеседник, восприемник.

    Язык культурыэто совокупность всех знаковых способов вербальной (словесной) и невербальной коммуникации. Языками культуры можно назвать знаковые системы различного рода: от живого языка до паралингвистических средств (темп, тембр, громкость речи, жесты, поза, мимика говорящего и т.д.), от музыкальных звучаний до живописных бликов, от математических начертаний до архитектурных объёмов и т.д.

    Знак – это чувственно воспринимаемый предмет (звук, изображение и т.д.), который замещает, представляет другие предметы, их свойства и отношения. Культура порождает смыслы и выражает их в своеобразии собственных языков, знаков и символов. Однако культура во многом не только знакова, но и символична.

    Символ – знак, несущий информацию о глубинном смысле того, что он выражает, представляя как бы в иносказании то наиболее существенное, что есть в символизируемом объекте. Иначе говоря, символы – это такие знаки, которые не просто указывают на изображаемый объект, но выражают его смысл. Поэтому можно сказать, что культура есть концентрированный символический опыт человечества.

    Понятия «знак» и «символ» различались уже в древнегреческой философии. Они были противопоставлены друг другу содержательно: знаки считались достоянием обыденной жизни, а символы выражали сакральные божественные истины. Таким образом, символ – это социально-культурный знак, содержание которого представляет собой идею, постигаемую интуитивно и не могущую быть выраженной адекватно вербальным способом. У каждой религиозной конфессии, у различных этносов, профессиональных групп, политических объединений есть символика.

    Типология знаковых систем культуры. Всё многообразие знаковых средств, используемых в культуре, составляет её семиотическое поле. В составе этого поля можно выделить шесть типов знаков и знаковых систем:

    • Естественные;

    • Функциональные;

    • Символические;

    • Конвенциональные (условные);

    • Вербально-знаковые системы (естественные языки);

    • Знаковые системы записи.

    Под «естественными знаками» понимаются вещи и явления природы. Не все предметы выступают как знаки, а только те, которые указывают на какие-то другие предметы и рассматриваются в качестве носителей информации о них. Естественные знаки — это знаки-признаки. Простейший пример: дым как знак огня. Чтобы понимать естественные знаки, надо знать, признаками чего они являются, и уметь извлекать содержащуюся в них информацию. Приметы погоды, следы зверей, расположение небесных светил могут многое сказать тому, кто способен «расшифровывать» эти знаки.

    Функциональные знаки. Какой-либо предмет становится функциональным знаком, если связь между ним и тем, на что он указывает, возникает в процессе человеческой деятельности и основывается на способе его употребления человеком. Например, обнаруженное археологом в кургане оружие - функциональный знак, свидетельствующий о том, что в нем захоронен воин. Обстановка квартиры - комплекс функциональных знаков (текст), несущий информацию о степени состоятельности хозяев, а подбор книг на книжной полке говорит об их вкусах и интересах. Очки - знак слабости зрения; лопата на плече указывает, что человек занимался или собирается заняться земляными работами.

    Примеры систем функциональных знаков: производственная техника (любой механизм или деталь - знак, который несет информацию обо всей технической системе, элементом которой он является); предметы обстановки; одежда; «язык тела» - мимика, жесты, позы и т.д.

    Символы - знаки, не только указывающие на некоторый объект, но и несущие в себе добавочный смысл. Если значения любых других знаков относятся либо к вещам и предметам реального физического мира, либо к явлениям психической и духовной жизни (понятия, представления, чувства и т.п.), то значения символов указывают на значимость, ценность этих явлений как для отдельного человека (индивидуальные символы), так для малых и больших групп людей, народов, государства, человечества в целом. Примерами символов являются государственные гербы, флаги, гимны - символические знаки достоинства государств.

    Символы имеют не только конвенциональный, но и иконический характер. Например, весы могут быть символом справедливости, так как содержат идею равновесия. В зависимости от характера ценностного значения выделяют различные виды символов: исторические (шанырак юрты - семейная реликвия, которую передавали из поколения в поколение), религиозные (полумесяц, крест, иконы), мифологические (голова волка-прародителя у тюркских народов, Гея - Земля, Кронос - время у древних греков и т.д.), идеологические и пропагандистские (программы, конституции, лозунги), нравственные (белый цвет - чистота), художественные (произведения искусства) [10].

    Конвенциональные (условные) знаки — это искусственно созданные знаки. Они служат обозначением предмета, потому что люди условились считать его знаком этого предмета. Простейшие примеры конвенциональных знаков: школьный звонок; красный крест на машине скорой помощи; «зебра» на пешеходном переходе. Существует два основных вида конвенциональных знаков - сигналы и индексы. Сигналы - знаки извещения или предупреждения, например, значение цветов светофора, сигнал кареты скорой помощи, пожарной машины и т.д.

    Индексы - условные обозначения предметов или ситуаций, имеющие компактный, легко обозримый вид и применяемые для того, чтобы выделить эти предметы и ситуации из ряда других. Примеры знаков-индексов: показания приборов, картографические знаки, различного рода условные значки в схемах, графиках, профессионально-деловых текстах и т.д.

    Вербально-знаковые системы — это разговорные языки, которых в мире насчитывается несколько тысяч. Именно они составляют основу культуры говорящего на нем народа.

    Естественный язык — это открытая знаковая система. В отличие от искусственных формализованных языков он способен к неограниченному развитию. Так, новые явления в жизни людей, открытия в науке и технике пополняют словарный запас языка (радио, телевидение, компьютер и т.д.), а уходящие процессы и явления приводят к устареванию и исчезновению слов (половой - слуга в трактире, криница - родник и т.д.). При этом базисный словарь (слова, обозначающие части тела человека, Солнце, Луну, звезды, простейшие глаголы и числительные до десяти, а также личные местоимения) остается неизменным очень долго, в течение сотен лет [11].

    Знаковые системы записи. Письмо, ноты и т.п. в истории человечества появились довольно поздно. Они возникли на базе других знаковых систем - разговорного языка, музыки и т.д. и вторичны по отношению к ним. Появление и развитие письма сыграло особенно большую роль в истории культуры. Без письма невозможно развитие науки, техники, права и т.д. Появление письма ознаменовало начало цивилизации. Базовым знаком письма является не слово, как в разговорном языке, а более объективная и абстрактная единица - буква. С возникновением письменности начинают складываться языковые нормы и правила и соответственно создается нормированный литературный язык. Письменность открыла путь к передаче информации через время и расстояние, позволила сохранять те мысли и идеи, которые не были поняты современниками, но позднее оказались востребованными.

    Вторичные знаковые системы. Вторичные моделирующие системы многочисленны и разнообразны. Это языки таких форм культуры, как мифология и религия, философия и наука, право и политика, спорт, реклама, телевещание, интернет и др. В социальной жизни большую роль играют языки различного рода церемониалов и обрядов, представляющие собой комбинации ритуальных действий, предметов, словесных формул, имеющих символическое значение и определяющих форму поведения людей.

    Разнообразие первичных и вторичных знаковых систем, их взаимодействие и взаимопересечение - необходимое условие функционирования и развития культуры [12]. Культура — это исторически сложившийся пучок семиотических систем (языков), который может складываться в единую иерархию (сверхъязык), но может представлять собой и симбиоз самостоятельных систем. Таким образом, каждый человек выступает как «полиглот», владеющий множеством языков культуры.

    В заключение следует отметить, что культурологию как науку о культуре нельзя сводить только к определённой системе знаний. В ней есть не только система рационального знания, но и система внерационального понимания, и обе эти системы внутренне согласованы и одинаково важны для научно-гуманитарного постижения культуры. Это позволяет проникать в жизненный мир иных культур, осуществлять диалог с ними и, таким образом, обогащать и глубже постигать свою собственную культуру. В настоящее время представители других гуманитарных наук всё больше сближаются в своих работах с позициями культурологии, потому что проблема человека стала ведущей в ХХI столетии, а культура и её смыслы превратилась в эпицентр бытия современного человека.

      1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта