Главная страница
Навигация по странице:

  • Основными принципами государственной политики Республики Казахстан в области культуры являются

  • В контексте модернизации общественного сознания

  • «Рухани жаңғыру» – «Сакральная география Казахстана», «Современная казахстанская культура в глобальном мире», «Туған жер» и др.

  • Национальная идея «Мәңгілік Ел».

  • Семь главных ценностей

  • Сущность понятий «национальная идея», «национальный дух», «национальный идеал».

  • Национальный дух.

  • Формирование новых ценностных ориентиров , модернизации общественного сознания.

  • Государственная Программа «Культурное наследие».

  • Задачами Программы являются

  • Программа реализуется по нескольким направлениям

  • Результаты реализации программы «Культурное наследие» РК

  • Лекция ТТДНГ. Лекции по Культурологии. Тема Морфология культуры. Язык культуры История формирования понятия культура


    Скачать 206.44 Kb.
    НазваниеТема Морфология культуры. Язык культуры История формирования понятия культура
    АнкорЛекция ТТДНГ
    Дата11.10.2022
    Размер206.44 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛекции по Культурологии.docx
    ТипДокументы
    #727197
    страница8 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9
    Тема 8. Культурная политика Казахстана. Государственная Программа «Культурное наследие»
    Генезис и принципы культурной политики: «Закон Республики Казахстан о культуре». В условиях самостоятельности стало возможной постановка проблем, касающихся казахского национального возрождения. Вышли, Постановлением правительства, Закон о языке, Закон о культуре, что стало претворяться в условиях современности. Происходит повышение уровня национального самосознания и сознания. Ощущается потребность поиска своих духовных, культурных, исторических ценностей.

    Сегодня развитие культуры и культурного потенциала относится к числу ключевых приоритетов развития многих народов и государств мира. Культурная политика успешного государства направлена на обеспечение устойчивого развития общества на основе формирования созидательных ценностных ориентиров и является качественным измерением развития всех важных аспектов жизнедеятельности общества и государства.

    Поэтому в статье 3 «Закона Республики Казахстан о культуре» приведены основные принципы, цели и задачи государственной политики в области культуры. Основными принципами государственной политики Республики Казахстан в области культуры являются:

    1. государственная поддержка культуры, обеспечение и защита прав граждан Республики Казахстан на осуществление деятельности в области культуры и участие в культурной жизни;

    2. свобода творческой деятельности граждан как на профессиональной, так и непрофессиональной (любительской) основе в соответствии со своими интересами и способностями;

    3. равенство прав и возможностей граждан в создании, возрождении, сохранении, развитии, распространении и использовании культурных ценностей;

    4. охрана исторического и культурного наследия и обеспечение преемственности в их развитии;

    5. развитие культурных связей с соотечественниками, проживающими за рубежом, как одного из факторов сохранения целостности и взаимообогащения казахской национальной культуры;

    6. создание правовых гарантий для сохранения исторического наследия казахского народа и этнических диаспор, развития и воспроизводства творческого потенциала общества;

    7. свобода объединения в творческие союзы, иные общественные объединения в порядке, установленном законодательными актами Республики Казахстан;

    8. развитие системы воспитания, способствующей приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, эстетическому и патриотическому воспитанию детей, учащейся молодежи;

    9. содействие организациям культуры в формировании благоприятной среды для их функционирования в рыночных условиях.

    Данные принципы являются ядром формирования новой культурной конкурентоспособной ментальности, в основе которой - выстроенная система ценностей, творческая активность, способность создавать востребованный продукт культуры. Отечественная культура должна выйти на качественно новый уровень и стать широко узнаваемой в мире.

    Цели: духовная модернизация и обновление национального сознания, формирование единого культурного пространства страны, конкурентоспособной культурной ментальности и высоких ценностных ориентиров казахстанцев, развитие и популяризация современных культурных кластеров, влияющих на успешное развитие экономики, повышение туристской привлекательности и позитивного международного имиджа страны.

    Основными задачами государства в области культуры являются:

    1 реализация государственной политики в области культуры;

    2 принятие мер, направленных на возрождение, сохранение, развитие и распространение культуры народа Республики Казахстан;

    3 создание условий для эстетического воспитания граждан;

    4 обеспечение свободного доступа к культурным ценностям;

    5 установление минимальных государственных стандартов культурного обслуживания населения;

    6 обеспечение развития инфраструктуры и укрепление материально-технической базы государственных организаций культуры;

    7 обеспечение поддержки талантливых личностей;

    8 принятие мер по недопущению в области культуры пропаганды или агитации насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики Казахстан, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, а также культа жестокости и насилия;

    9 препятствие незаконному вывозу и ввозу, незаконной передаче правомочий собственника на культурные ценности, принятие мер к их возврату из любого незаконного владения;

    10 создание условий для международного сотрудничества в области культуры;

    11 обеспечение реализации прав граждан на охрану и развитие национальной и культурной самобытности, включая свободу участия в национально-культурных объединениях, создание организаций культуры, участие в расширении культурных связей с соотечественниками за рубежом в соответствии с законами Республики Казахстан (Закон Республики Казахстан о культуре, утвержден Президентом РК 15 декабря 2006 года № 207-III ЗРК).

    В контексте модернизации общественного сознания особое внимание должно быть уделено укреплению национальной идентичности и продвижению нового казахстанского патриотизма. В связи с этим будет продолжена работа в рамках существующих проектов сферы культуры, а также начата работа по реализации проектов программы «Рухани жаңғыру» – «Сакральная география Казахстана», «Современная казахстанская культура в глобальном мире», «Туған жер» и др.

    Поддержка традиционных ценностей, формирование и развитие нравственных ориентиров, способствующих модернизации общественного сознания, духовному обновлению и укреплению культурного кода нации, будут осуществляться через развитие языка, сохранение культурно-исторических ценностей, традиций, формирование культурно-географической карты святынь Казахстана, продвижение современной казахстанской культуры в глобальном мире, социальном уважении и любви к своей малой родине «Туған жер».

    Национальная идея «Мәңгілік Ел». В Послании народу Казахстана от 17 января 2014 года «Казахстанский путь -2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев предложил разработать и принять Патриотический акт «Мәңгілік Ел». «Мәңгілік Ел» — это национальная идея нашего общеказахстанского дома, мечта наших предков, национальное единство, мир и согласие в нашем обществе. Это также светское общество и высокая духовность, экономический рост на основе индустриализации и инноваций, это - Общество Всеобщего Труда, общность истории, культуры и языка, национальная безопасность и глобальное участие страны в решении общемировых и региональных проблем. В этих государствообразующих, общенациональных ценностях заключается идейная основа нового казахстанского патриотизма.

    Семь главных ценностей «Мәңгілік Ел»:

    • Независимость и Астана.

    • Национальное единство, мир и согласие в нашем обществе.

    • Светское общество и высокая духовность.

    • Экономический рост на основе индустриализации и инновации.

    • Общество Всеобщего труда.

    • Общность истории, культуры и языка

    • Национальная безопастность и глобальное участие нашей страны в решении общемировых и региональных проблем.

    Национальная идея должна основываться и на духовном согласии. Так, географическое и историческое расположение Казахстана обуславливает тяготение населения страны к различным мировым религиям, а духовное единение народа Казахстана обеспечивает стабильность и мирное сосуществование 140 этносов и 17 конфессий.

    Сущность понятий «национальная идея», «национальный дух», «национальный идеал». В многочисленных исследованиях по вопросам сущности понятия «национальная идея» отмечается:

    - Национальная идея определяет смысл существования того или иного народа, этноса, или нации. Любое государство или общество, которое строит свое будущее, обязательно должно опираться в этом на свою национальную идею. Общество, которое не опирается на свою национальную идею, обречено, оно непременно сойдет со своего пути. Поэтому, если она будет определена правильно, то будет судьбоносной, исторической и созидательной для нации [84].

    - Подлинная национальная идея – это идея совершенствования, причем прежде всего духовного совершенствования народа. И идея эта – абсолютно универсальна. В этом аспекте понятие национальной идеи можно рассматривать как принцип устройства жизни народа. Это такой принцип устройства жизни, который соответствует уму, разуму и душе народа.

    - Национальная идея представляет собой комплекс ориентаций, ценностей и идеалов мировоззренческого характера, направленных на консолидацию народа, устойчивое социально-экономическое развитие общества, укрепление безопасности и независимости государства. Национальную идею невозможно просто придумать. Её компоненты содержатся в глубинах национального самосознания, отражая картину национального бытия, она находит свое выражение в философии, истории, науке, поэзии, литературе, музыке, живописи, танце, искусстве, языке народа [85].

    - История подтверждает, что государство, обладающее национальной идеей и идеологией, намного сильнее государства, в котором господствует деидеологизация. Идея выступает как стратегия успеха.

    Национальный дух. Когда привлекательная общенациональная идея охватывает весь народ, тогда она обретает феномен национального духа. Национальный духэто совокупный результат качественного состояния национальной реалии. Никогда не будет возвышен дух народа, который находится в постоянном унижении, зависимости и покорности.

    Национальный идеал. C понятиями «национальная идея», «национальный дух» тесно связано понятие «национальный идеал». Понятие национального идеала как высшего образца, как основы для построения человеком своей жизненной стратегии, было разработано И.Кантом, утверждающим, что «идея даёт правила, а идеал служит первообразом, для всестороннего подражания ему» [86]. Национальный идеал призван обеспечить развитие национального самосознания. Национальный идеал способствует всестороннему укреплению государственности и успешному развитию нации. Носителем национальной идеи, активным субъектом его практической реализации является человек, нация, обществом в целом.

    Формирование новых ценностных ориентиров, модернизации общественного сознания. С обретением государственной независимости в Казахстане наступает великая эпоха переоценки ценностей. Позже исследователи назовут этот противоречивый и во многих аспектах болезненный процесс «обвалом» ценностей.

    Общественное сознание представляет собой совокупность разнообразных духовных явлений, отражающих все сферы жизни общества. Выделяют следующие основные фор­мы общественного сознания — мораль, искусство, религию, философию, науку, политику, право. Все эти виды, формы и уровни общественно­го сознания взаимодействуют и постоянно влияют друг на друга. Особое место занимает идеология как система идей и теорий, ценностей и норм, идеалов и тенденций. Идеология способна развивать или тормозить существующие общественные отношения.

    Для общественного сознания возникли в этой связи труднейшие проблемы. Во-первых, переход должен был осуществляться продуман­но и сознательно, согласно хорошо проработанным социальным планам и программам. Во-вторых, в ценностных модальностях капитализм рисовался в негативных красках как бездуховное общество потребления. Но еще более важным, точнее, доминирующим оказался этнический аспект трансфор­мации общественного сознания. И в Казахстане, и в России жил все тот же «советский народ», без­ликий и безличностный, культура которого была «национальной» по форме и «социалис­тической» по содержанию. Суверенитет выявил абстрактность этого понятия, декларируемого многие десятилетия. Декабрьское восстание 1986 года в Казахстане стало решающей вехой в становлении обновленного и толерант­ного общественного сознания, выявившего разлом по этническим границам.

    В период обретения Казахстаном независимости выделились две со­ставляющие общественного сознания: социальная и этническая. И обе они оказались про­тиворечивыми. Предстояло разработать новую систему ценностей, определить иные мировоззренческие модели толерантного общественного сознания, со­ответствующие особенностям и своеобразию казахстанского общества. Расслоение общественного сознания по этническому признаку в этом новом социо­культурном контексте постепенно преодолевалось. На повестку дня выдвигается задача формирования новой системы ценностей, т.е. мировоззренческого ба­зиса, способного сплотить все этносы республики в единый народ.

    Главной ценностью для формирующегося в Казахстане гражданского общества явля­ется свобода — свобода, дающая каждому индивиду возможность творческой самореали­зации. Среди объединительных ценностей, доставшихся нам из прошлого, особое значение имеют ценности внутриэтнического и межэтнического согласия и стабильности. Религиозная веротерпимость, толерантность, отсутствие фанатизма и религиозной агрессии также являются значимыми ценностями.

    Государственная Программа «Культурное наследие». Независимые государства постсоветского пространства на протяжении относительно короткого исторического периода столкнулись с комплексом проблем в сфере духовного и культурного развития. Эволюция процесса демократизации непосредственным образом определила многообразие и реальный контент общественных структур. В то же время по ряду показателей идеалы плюрализма и мультикультурализма не оправдали себя и даже вызвали обратные процессы. В этих условиях для возрождения Казахстана ключом к сбережению нации, стабильности общества, национального единства и общественного согласия стал ориентир на богатое историческое и культурное наследие казахского и других этносов. Тем более, что возрастающие темпы глобализации актуализировали задачу выработки универсальной модели сохранения этнической самобытности и неповторимости. «Психологи нашего столетия неоднократно рассуждали об архетипах, трудно определяемых больших идеях, образах или системах идей и образов, выплывающих в сознании людей из сферы бессознательного. Национальная сказка, мифология, древние законы, архитектура, литература, история, культура, музыки и т.д. способствуют тому, что в сознании каждого из людей каким-то таинственным образом формируются образы, способствующие возникновению собственных оценок истории и культуры, а также порождающих деление на «Мы» и «Другие». Без таких архетипов вообще невозможно говорить о национальной памяти, национальном образе мира, национальном духовном и материальном наследии» [87]. Достигнутые Казахстаном к началу XXI века темпы экономического роста оказали положительное воздействие на развитие культурных процессов. Согласно принятой ЮНЕСКО «Конвенция о всемирном культурном и природном наследии», а также «Рекомендации об охране культурного и природного наследия», ответственность за сохранность и прерогатива регулирования нормативной системы в этой сфере ложится на плечи государственных структур. Поэтому в Казахстане была принята Государственная программа «Культурное наследие». Реализация программы была начата в 2004 году и рассчитана на два года. В последующем были разработаны еще два этапа программы: с 2007 по 2009 гг. и с 2009 по 2011гг. [88].

    Государственная программа «Культурное наследие» стала основным документом в сфере развития духовной и образовательной деятельности, стратегическим национальным проектом, определившим государственный подход к культуре. Казахстан первым из стран в СНГ начал реализацию столь масштабного проекта. Цель Программы - развитие духовной и образовательной сферы, обеспечение сохранности и эффективного использования культурного наследия страны, изучение, восстановление и сохранение историко-культурного наследия, возрождение историко-культурных традиций, пропаганда культурного наследия Казахстана за рубежом. Задачами Программы являются:

    воссоздание значительных историко-культурных и архитектурных памятников страны;

    создание целостной системы изучения культурного наследия, в том числе современной национальной культуры, фольклора, традиций и обычаев;

    обобщение многовекового опыта национальной литературы и письменности созданием развернутых художественных и научных серий;

    создание на государственном языке полноценного фонда гуманитарного образования на базе лучших достижений мировой научной мысли, культуры и литературы;

    восстановление и перенесение на современные аудионосители фонозаписей выдающихся исполнителей-музыкантов устной профессиональной традиции, находящихся в фондах, архивах и хранилищах страны.

    Программа реализуется по нескольким направлениям:

    воссоздание историко-культурных и архитектурных памятников, имеющих особое значение для национальной культуры;

    археологические исследования;

    научные работы в области культурного наследия казахского народа;

    обобщение многовекового опыта национальной литературы и письменности, создание развернутых художественных и научных серий.

    О масштабности проекта говорит тот факт, что в нем задействован весь интеллектуальный потенциал современного Казахстана: академические институты литературы и искусства, философии, истории и этнографии, языкознания, Национальная библиотека, высшие учебные заведения страны.

    Современное состояние культурного наследия Казахстана характеризуется посильным обеспечением комплекса мер по сохранению и дальнейшему развитию многовековых традиций, открытием новых памятников истории и культуры, активизацией работ по консервации, реставрацией мавзолеев, старинных мечетей, древних городищ, созданием на их базе новых историко-культурных музеев-заповедников. В Казахстане приняты и действуют законы Республики Казахстан «Об охране и использовании историко-культурного наследия», «О культуре», «О национальном архивном фонде и архивах».

    Результаты реализации программы «Культурное наследие» РК. В настоящее время в Казахстане насчитывается более 25 тысяч недвижимых памятников истории, археологии, архитектуры и монументального искусства, 11 тысяч библиотек, 147 музеев, 8 историко-культурных заповедников-музеев, 215 архивов. Создана разветвленная сеть государственных музеев исторического и этнографического профилей, мемориалов, посвященных памятным событиям истории Казахстана. Уникальный памятник истории и культуры Казахстана - мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи в городе Туркестане в июне 2003 года включен в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО [88].

    В течение первого этапа реализации программы были завершены реставрационные работы на трицати пяти памятниках истории и культуры, в том числе:

    • в 2004 году завершены реставрационные работы на 12 объектах;

    • в 2005 году – на 13 объектах;

    • в 2006 году – на 10 объектах.

    Проведены широкомасштабные археологические исследования тридцати городищ, поселений, стоянок, могильников и курганов на территории Казахстана, в том числе:

    • в 2004 году археологические раскопки были проведены в 20 городищах;

    • в 2005 году – 30 городищ;

    • в 2006 году археологические раскопки продолжены еще в 30 городищах.

    Организованы научно-исследовательские экспедиции в архивы и библиотеки России, Китая, стран Западной Европы для выявления и приобретения рукописей, раритетных изданий, книг и архивных документов, имеющих историческое значение в культурном наследии казахского народа.

    Проведены прикладные, научные исследования уникальных историко-культурных, архитектурных и археологических памятников, имеющих особое значения для национальной культуры в том числе:

    • - 2004 году – 10 прикладных научных исследований;

    • - 2005 году – 10 прикладных научных исследований;

    • - 2006 году – 7 прикладных научных исследований.

    Осуществлена системная работа по разработке серий изданий национальной и мировой научной мысли, культуры и литературы. Изданы двести восемнадцать наименований книг, в том числе:

    • - 2004 году – 29 наименований научных книг;

    • - 2005 году – 89 наименований научных книг;

    • - 2006 году – 100 наименований научных книг.

    В 2007 году по поручению Главы государства был разработан второй этап программы «Культурное наследие». Он предусматривал продолжение работ по реставрации и консервации объектов историко-культурного наследия, по изучению и воссозданию памятников истории и культуры в странах дальнего и ближнего зарубежья, связанных с историей Казахстана, запланировано провести реставрацию копий древнетюркских каменных изваяний с руническими надписями, найденными на территории Монголии и других стран.

    Крушение советской идеологической системы и построенной на ее основе культуры советского Казахстана, обретение республикой независимости и становление ее государственности обозначили 2 главные тенденции развития культуры независимого Казахстана: утрату на определенном этапе привычных нравственных ориентиров и выраженное стремление возродить национальные культурные ценности. В результате резкого сокращения государственного финансирования была разрушена сеть культурно-просветительных учреждений: многие из них были перепрофилированы, их материальная база использовалась не по назначению, катастрофически сократилось число их сотрудников.

    Главное предназначение программы – достичь позитивных сдвигов в общественном сознании, и в этом контексте она имеет важное идеологическое, общегосударственное значение. Во-первых, речь идет об усилении роли и расширении пределов исторического сознания нации. Во-вторых, программа «Мәдени мұра» стала ответом на запросы, связанные с формированием и укреплением национального самосознания и идентичности. В-третьих, усилия по реализации данной программы приводят к постепенному формированию нового культурно-исторического ландшафта страны. В –четвертых, реализация госпрограммы «Культурное наследие» имеет большое значение для повышения интереса казахстанцев к своей истории и культуре [88, с. 546]. Овладение культурным наследием – это основа исторической памяти народа, без которой, в свою очередь, не бывает истинного патриотизма.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта